Тема 1. Общая характеристика психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Общая характеристика психологии.



ПСИХОЛОГИЯ.

Литература по курсу:

  1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2006, 2007.
  2. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. – М., 2005.
  3. Тихомиров О.К. Психология. – М., 2006.
  4. Братусь Б.С. Общая психология. В 7-ми т.т. Т. 1 Введение в психологию. – М.: Academia, 2005.
  5. Выготский Л.С. Лекции по психологии. – СПб., 1997.
  6. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2005.
  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000.
  8. Крылов А.А. Психология. – СПб., 2005.

Источники:

  1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001. — 288 с. — (Серия «Мастера психологии») ISBN 5-272-00315-2 с 29 – 36. http://www.klex.ru/3ol;
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общее представление о психологии как науке // Введение в общую психологию. М, 1996. С.9-22. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Gipp/01_Ob.php;
  3. Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б. С. Братуся. Том 1. 0-28 Соколова Е. Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 352 с. ISBN 5-7695-2243-7. с 10 - 49 http://www.log-in.ru/books/6867/; http://www.klex.ru/5ar;
  4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод, пособие курсу Г18 «Психология человека». - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 276 с. ISBN 5-93134-126-9. С 12-17. http:// www. koob. ru/ gamezo_ m_ v/ atlas_ psychology;
  5. Годфруа Ж. Что такое психология. в 2-х т. Изд. 2-е, стереотипное. Т. 1: Пер с фр. – М.: Мир, 1996. – 496 с. ISBN 5-93134-126-9 С 57 – 100 (глава 2). http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/godfr/

Тема 1. Общая характеристика психологии.

План.

  1. Понятие психологии.
  2. Место психологии в системе наук.
  3. История. Этапы развития психологии.
  4. Характеристика психических явлений.
  5. Принципы психологии.
  6. Задачи психологии.
  7. Структура психологии.
  8. Житейская и научная психология.

 

Вопрос 1. Понятие психологии.

"психология" (греч.):

"psyshe" - ________________________

"logos" – _________________________

· Наука о психике

1. Психика – душа.

Психика -

1) есть субъективное отражение реальности.

2) Функционально (ее роль, значение) – регуляция собственного поведения

Психика – ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Обладает субъект – _____________________________________________________________

2. Сознание – высшая форма психики.

Способность дать САМООТЧЕТ.

Метод изучения – ИНТРОСПЕКЦИЯ - _______________________________________________

Г. В. Вундт - лаборатория

Наука об организации психики

Вопрос 2. Место психологии в системе наук.

Вопрос 3. История. Основные этапы развития психологии.

Немецкий психолог Г.Эббингауз  (1850-1909) - "У психологии долгое прошлое, но короткая история".

 

этап сроки Предмет изучения. Психология как наука о…. характеристика
4 этап – вторая половина 20 века Как наука о закономерностях и механизмах психики  
3 этап – 20 век Как наука о поведении  
2 этап – 18 век    
1 этап более 2000 лет назад    

Вопрос 4. Характеристика психических явлений.

Классы психических явлений:

Психические процессы Психические состояния Психические свойства
познавательные    
эмоциональные    
волевые    

 

Вопрос 5. Принципы психологии.

Принцип детерминизма - причинной обусловленности психических явлений:

они опосредуются 

Принцип объективности.

Принцип фальсифицируемости (К. Поппера)

Принцип единства сознания и деятельности - сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют неразрывное единство.

Принцип развития - психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и в процессе этого развития.

В основе – противоречия.

филогенез –

онтогенез -

Принцип системности:

Психика – открытая система;

Имеет иерархическое строение;

Функциональная

Вопрос 6. Задачи психологии.

описывать различные психические явления, 

обобщать их, 

объяснять и раскрывать их сущность, 

устанавливать определенные закономерности

прогнозировать их появление в будущем,

• научиться управлять ими.

 

Вопрос 7. Структура психологии.

Вопрос 8. Ж итейская и научная психология.

 

 


Основания Житейская психология Научная психология
Субъект познания    
Объект познания    
методы получения психологических знаний    
Способы приобретения опыта и степень его субъективности      
Степень обобщения знаний и формы их репрезентации (представления)      
Способы передачи (трансляции) опыта      

 

Бланк для выполнения домашнего задания (распечатать, заполнить и сдать)

Дата сдачи___________________Группа_________________

ФИО__________________________________________________________подпись

Тема 1.

1   9  
2   1) а)
3     б)
4   2)  
5   3)  
6   4)  
7   5)  
8   6)  
    7)  
    8)  
    9)  
    10)  
    11)  

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------

 Линия отрыва:

Тема 1: Психология как наука.

  • Знать основные понятия. Психология, психики, психические явления
  • Иметь представления об основных этапах развития психологии: - античность, средневековье, эпоха возрождения, новое время. Современное состояние науки. Развитие психологии в России: Сеченов И.М., Бехтерев В.М., Павлов И.П.

Психология как наука. Определение. Основные этапы развития психологии: - античность, средневековье, эпоха возрождения, новое время. Современное состояние науки. Развитие психологии в России: Сеченов И.М., Бехтерев В.М., Павлов И.П.

Предмет психологии. Место психологии среди других наук: философских, естественнонаучных, социальных. Отрасли психологии: детская, социальная, педагогическая, инженерная, медицинская, юридическая и т.д.

Понятие о психике. Структура психики человека: психические процессы, психические состояния, психические свойства личности. Основные методы психологических исследований: субъективные, объективные, моделирование. Этапы развития психики: раздражимость, чувствительность, поведение.

Основные направления в психологии. Психодинамическое направление, основные теоретические положения. Представители направления: З.Фрейд, А.Фрейд. Бихевиоризм, основные теоретические положения. Представители направления: Д.Уотсон, Б.Скиннер, А.Бек. Гуманистическая психология, основные теоретические положения. Представители направления: К.Роджерс, А.Маслоу.

 

Тестовое домашнее задание

1. Кто был основоположником первой в мире научной психологической лаборатории:

А) И. Павлов.

В) З. Фрейд.

С) В. Вундт.

D) Л. Выготский

2. Кто основоположник учения о бессознательном, подсознательном и

сознательном уровнях психики:

А) А. Леонтьев.

В) З. Фрейд.

С) Д. Уотсон.

D) Л. Рубинштейн.

Е) В. Вундт.

3. Кто написал первый трактат о душе:

А) Платон.

В) Демокрит.

С) Гиппократ.

D) Сократ.

Е) Аристотель.

4. Какой первый метод психологического познания:

А) социометрия.

В) тестирование.

С) анкетирование.

D) наблюдение.

Е) эксперимент

5. Принцип согласно которому мы ищем исходные причины, определяющие те или иные психические проявления:

А) детерминизм.

В) историзм.

С) развитие.

D) единство сознания и деятельности.

Е) системность.

6. Какой принцип обеспечивает объективный поиск причин психических явлений:

А) детерминизм.

В) историзм.

С) развитие.

D) единство сознания и деятельности.

Е) системность.

7. Выберите наиболее полные и правильные суждения и прокомментируйте Ваш выбор:

a) Психология – наука, изучающая основные закономерности поведения человека и животных, как отражающие объективную реальность;

b) Психология – наука, занимающаяся изучением переживаний и психических состояний. которые устанавливаются посредством интроспекции;

c) Психология - наука изучающая закономерности развития и функционирования психики, как определенной реальности;

d) Психология – отрасль естественного знания, занимающаяся исследованием развития и функционирования нервной системы;

8. С точки зрения психологии человека от животного отличает наличие следующей особенности:

a) Психики;

b) Речи;

c) Сознания;

d) Индивидуальности;

9. Заполните пропуски в утверждениях:

1) Древних мыслителей, рассматривавших вопросы души, условно можно разделить на два направления: одухотворявших мироздание –а) …………… и оживлявших - б)……………..

2) Во времена античности предметом психологического рассмотрения считали ……….

3) Сознание стало предметом психологического рассмотрения в эпоху ……….

4) Сегодня наиболее крупные течения психологии рассматривают в качестве ее предмета психику и …………

5) В 1879 г. в Лейпциге Вильгельм Вундт открыл первую психологическую лабораторию, которая занималась исследованием простейших структур осознаваемого внутреннего опыта, таким образом было основано направление психологии, получившее название ……….

6) В 1881 г. Уильям Джеймс в США начал исследовать различные функциональные состояния психики, которые позволили бы выработать различные формы поведения. Так было основано направление психологии, получившее название ………..

7) Джон Уотсон утверждал, что психология должна рассматривать те явления, которые доступны наблюдению, и предложил отказаться от психики в качестве предмета психологического исследования. Это направление получило название ………..

8) Зигмунд Фрейд утверждал, что предметом психологического исследования должно стать выявление неосознаваемых мотивов поведения человека. Таким образом было создано направление, получившее название ……….

9) Курт Левин настаивал на неделимости психических явлений, утверждая, что предметом психологического рассмотрения должна стать психическая жизнь человека в комплексе – это направление получило название………….

10) Абрахам Маслоу утверждал, что задачей развития личности является реализация творческого потенциала, к которой стремится, по его мнению, каждый человек, но достигают этого состояния, названного им самоактуализацией немногие, так как для этого необходимы определенные условия, это направление психологии было названо …………

11) Л.С. Выготский утверждал, что предметом психологического рассмотрения должна стать деятельность, так как, по его мнению, психику можно наблюдать только в процессе деятельности, эти явления взаимозависимы и невозможны друг без друга. Он принадлежал к направлению психологии, названному ……………..

 

Материал для самоподготовки:

http://spbmu.s-psy.ru/obucenie/kurs-psihologii/lechebnii/posobie-osnovy-obsej-i-medicinskoj-psihologii/posobie-osnovy-obsej-i-med-psihologii-cast-1#_Toc41892164

История психологии

Психология как наука имеет длительный период становления и относительно короткую историю. Она возникла много веков назад сначала как составная часть философии. Слово “психология” образовано из греческих слов “psyche” (душа) и “logos” (учение, наука). Но сам термин “психология” появился впервые только в XVI в., и относился к науке, которая занималась изучением, так называемых, душевных или психических явлений.

Таким образом,

Психологияэто наука о психике и психических явлениях.

 

Еще в древней Греции (VI в. до н.э.) возникли первые попытки объяснить психические явления. Первые греческие философы считали, что в каждом человеке есть нечто (анима (латинск.) – “дух”, “душа”), позволяющее ему думать, чувствовать, желать, принимать решения. Согласно представлениям Платона (427-347 гг. до н.э.) дух, или душа, – это самостоятельная субстанция, она существует наравне с телом и независимо от него и управляет всеми живыми и неживыми предметами. Демокрит (460–370 гг. до н.э.) считал, что душа – это материальное вещество, оно состоит из атомов огня. Материализм Демокрита носил наивный механистический характер.

Гораздо более сложное представление о душе развил Аристотель (384–322 гг. до н.э.). Его трактат “О душе” – первое психологическое сочинение, которое в течение многих веков оставалось главным руководством по психологии. Сам Аристотель по праву считается основателем психологии. Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. Он выдвинул концепцию души как функции тела, а не какого-то внешнего по отношению к нему феномена. Согласно теории Аристотеля, душа или “психе”, – это двигатель, позволяющий живому существу реализовать себя.

Господствующая в средние века религия запрещала изучение человека. Под влиянием атмосферы, характерной для средневековья (усиление церковного влияния на все стороны жизни общества, включая и науку), утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия.

Р. Декарт (1596-1650) одним из первых попытался объяснить поведение животных и человека на основе механической модели. Именно он ввел понятие рефлекса. Р. Декарт противопоставил душу и тело: тело может только двигаться, душа – только мыслить. Однако душа способна производить в теле движения. Его подход получил название дуализм. Лишь в начале ХХ века понятие души сменилось сначала понятием “разума”, а затем понятием “сознание”.

Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Б. Спиноза (1632-1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами.

В начале ХIХ в. стали складываться новые подходы к психике, возникли предпосылки для формирования психологии как науки. К числу таких предпосылок относится развитие анатомии и физиологии нервной системы. Внимание ученых привлечено к изучению мозга и его роли в психической деятельности.

Важное значение имело также изменение положения психиатрии и отношения к душевнобольным. Идеи о том, что психическое расстройство есть болезнь и ее нужно лечить послужили началом сравнительных исследований психики в норме и патологии. Таким образом, знания, накопленные в биологии, физиологии, медицине, явились основой для создания научной психологии.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением в нее экспериментальных методов (до того времени в психологии господствующим был метод интроспекции – самонаблюдения). В 1879 г. немецкий психолог Вильгельм Вундт (1832-1920) открыл в Лейпциге первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. Тогда началось систематическое изучение ощущений, восприятия, скорости реакции, чувств. В школе Вундта было подготовлено первое поколение профессиональных психологов. Вскоре, в 1885 году В. М. Бехтерев (1857-1927) организовал подобную лабораторию в России.

Конец ХIХ – начало ХХ вв. характеризуется бурным ростом экспериментальной и различных отраслей прикладной психологи. Разрабатываются экспериментальные методы исследования памяти (Г. Эббингауз, 1850-1909). Первые тесты интеллекта были созданы французским психологом А.Бине (1905).

 

Отрасли психологии

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. На базе основных понятий общей психологии формируются понятия других отраслей психологической науки.

Так, особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика человека изучается следующими отраслями психологии:

Детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития.

Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).

Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.

Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности:

Психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.

Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники.

Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы воздействия и коррекции.

Патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.

Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу, и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника.

Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.

Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, хотя сохраняется общий предмет исследования – закономерности и механизмы психики человека и животных.

Понятие о психике

Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности

 

Из определения следует, во-первых, что психика — это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной живой материи.

Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало, фотография, или след на песке). Психическое отражение – это активное отражение мира. При психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, и на ее основе создается психический, т. е. субъективный по своей природе и идеалистический (нематериальный) по своей сути образ, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира. Психическое отражение – это всегда субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей.

 

Психика – это субъективный образ объективного мира.

 

Психические процессы являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире.

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т.е. психика – это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

ü оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;

ü сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;

ü психическое отражение углубляется и совершенствуется;

ü оно обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;

ü оно преломляется через индивидуальность человека;

ü носит опережающий характер.

 

Получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формиро­вания его поведения. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.

Элементарная способность реагировать на воздействие внешней среды наблюдается уже у простейших форм живой материи, что отличает живую материю от неживой. Это свойство — раздражимость. Внешне она выражается в проявлении вынужденной ак­тивности живого организма. Чем выше уровень развития организма, тем более сложную форму имеет проявление его активности в случае изменения условий среды обитания.

Сочетание внутренних и внешних условий предопределяет возникновение у живых организмов более сложных форм реагирова­ния, получивших название чувствительности. Отличительной чертой чувствительности по сравнению с раздражимостью является то, что с возникновением ощущений живые организмы получают возможность реагировать не только на биологически значимые факторы среды, но и на биологически нейтральные. Чувствительность характеризует общую способность к ощущениям.

Само по себе появление у животных чувствительности, или способности к ощущениям, может рассматриваться; не только как зарождение психики, но и как появление принципиально нового типа приспособления к внешней среде. Основное отличие данного типа приспособления заключается в появлении особых процессов, связывающих животное со средой, — процессов поведения.

Поведение — это сложный комплекс реакций живого организмам на воздействия внешней среды.

Необходимо подчеркнуть, что живые существа, в зависимости от уровня психического развития, обладают поведением различной сложности. Простейшие поведенческие реакции мы можем увидеть, наблюдая, например, за тем, как червь изменяет направление своего движения, столкнувшись с преградой. При этом, чем выше уровень развития живого существа, тем более сложное у него поведение.

Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens – человек разумный). Хотя видовые биолого-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение 40 тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, и пр.), человеческая психика формируются у человека только в процессе жизни, трудовой деятельности и усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции – специфически человеческие, общественно-исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств – речевых знаков,– созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

 

Сознание — высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

Структура психики человека

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:

 

§ психические процессы

§ психические состояния

§ психические свойства

 

ПСИХОЛОГИЯ.

Литература по курсу:

  1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2006, 2007.
  2. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. – М., 2005.
  3. Тихомиров О.К. Психология. – М., 2006.
  4. Братусь Б.С. Общая психология. В 7-ми т.т. Т. 1 Введение в психологию. – М.: Academia, 2005.
  5. Выготский Л.С. Лекции по психологии. – СПб., 1997.
  6. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2005.
  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000.
  8. Крылов А.А. Психология. – СПб., 2005.

Источники:

  1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001. — 288 с. — (Серия «Мастера психологии») ISBN 5-272-00315-2 с 29 – 36. http://www.klex.ru/3ol;
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общее представление о психологии как науке // Введение в общую психологию. М, 1996. С.9-22. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Gipp/01_Ob.php;
  3. Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б. С. Братуся. Том 1. 0-28 Соколова Е. Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 352 с. ISBN 5-7695-2243-7. с 10 - 49 http://www.log-in.ru/books/6867/; http://www.klex.ru/5ar;
  4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод, пособие курсу Г18 «Психология человека». - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 276 с. ISBN 5-93134-126-9. С 12-17. http:// www. koob. ru/ gamezo_ m_ v/ atlas_ psychology;
  5. Годфруа Ж. Что такое психология. в 2-х т. Изд. 2-е, стереотипное. Т. 1: Пер с фр. – М.: Мир, 1996. – 496 с. ISBN 5-93134-126-9 С 57 – 100 (глава 2). http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/godfr/

Тема 1. Общая характеристика психологии.

План.

  1. Понятие психологии.
  2. Место психологии в системе наук.
  3. История. Этапы развития психологии.
  4. Характеристика психических явлений.
  5. Принципы психологии.
  6. Задачи психологии.
  7. Структура психологии.
  8. Житейская и научная психология.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.102.225 (0.097 с.)