Судебная система и прокуратура РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Судебная система и прокуратура РФ



     Судебная власть в РФ осуществляется судами, совокупность которых образует судебную систему.

     C труктура судебной системы РФ:

I. Федеральные суды

1) Конституционный Суд РФ

2) суды общей юрисдикции:

а) Верховный Суд РФ – высшее звено;

б) Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов – среднее звено;

в) районные (городские) суды – основное звено;

3) военные суды: гарнизонные – основное звено, окружные, флотские – среднее звено, специализированные суды;

4) арбитражные суды

а) Высший Арбитражный Суд РФ – высшее звено;

б) арбитражные суды округов – среднее звено;

в) арбитражные суды республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов – основное звено.

II. Суды субъектов федерации

1) конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

2) мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

     Основная задача судов – осуществление правосудия (посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства).

     В соответствии со ст. 129 Конституции РФ и Федеральным законом «О прокуратуре РФ» прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории страны, а также выполняет иные функции, установленные федеральным законом.

     Систему органов прокуратуры составляет Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и специализированные прокуратуры, а также научные и образовательные учреждения и редакции печатных органов, являющиеся юридическими лицами.

     В соответствии со ст. 129 Конституции РФ и Федеральным законом «О прокуратуре РФ» устанавливаются следующие основные принципы организации и деятельности прокуратуры:

1) Принцип единства заключается в том, что все органы прокуратуры составляют единую систему. Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры, не допускается.

     Принцип единства означает, что перед всеми органами прокуратуры стоит общая цель обеспечения верховенства закона, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства. Организация и деятельность прокуратуры по выполнению поставленных задач регулируется единым, общим для всех прокуратур страны законодательным актом – Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

     Каждая прокуратура, выполняя свои профессиональные обязанности, на соответствующей территории или в сфере правовых отношений действует от имени Российской Федерации в целом как единая федеральная система, и принимаемые ею акты (протесты, представления, постановления) имеют одинаковую юридическую силу.

     Каждый прокурор наделён в пределах своей компетенции едиными полномочиями и средствами их реализации. Так, любой прокурор от Генерального до районного полномочен возбудить уголовное дело при наличии к тому оснований, передать дело в суд или прекратить уголовное преследование в соответствии с требованиями закона. То же относится и к единым средствам реализации полномочий в сфере общего надзора, надзора за учреждениями, исполняющими уголовное наказание, и к другим направлениям деятельности прокуратуры.

2) Принцип централизации состоит в том, что все прокуратуры действуют на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору.

     В соответствии с принципом централизации Генеральный прокурор назначает всех подчинённых ему руководителей прокуратур, и только он может освободить их от должности.

     Вышестоящие прокуроры руководят деятельностью нижестоящих на основе федеральных законов и нормативных актов Генерального прокурора. Приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции Генерального прокурора, регламентирующие вопросы организации и деятельности системы прокуратуры РФ, обязательны к исполнению всеми работниками органов и учреждений прокуратуры.

3) Принцип независимости состоит в том, что органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений на основе материалов проверок и расследований, осуществляемых в соответствии с требованиями полноты и объективности их проведения.

     Независимость прокуратуры предусматривает и исключение вмешательства в её деятельность отдельных должностных лиц, представителей средств массовой информации с требованиями о предоставлении информации, затрагивающей такие вопросы, которые ещё не нашли окончательного разрешения или составляют государственную или служебную тайну.

     Принцип независимости включает и обязательность исполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий.

     Важным фактором обеспечения независимости являются требования, ограждающие прокуроров и следователей от недопустимого воздействия, путём запрещения занятий отдельными видами деятельности. Прокуроры и следователи не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. Они не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

     Существенная сторона гарантий независимости прокуроров заключается в порядке их назначения и освобождения от должности. Никто, кроме Генерального прокурора, не вправе освободить руководителя прокуратуры любого уровня прокурорской системы от должности.

4) Принцип законности означает, что органы прокуратуры осуществляют свои функции в строгом соответствии с действующим законодательством.

     Принцип обеспечения законности реализуется органами прокуратуры при осуществлении всех её функций: при осуществлении надзора за исполнением законов, за соблюдением прав и свобод граждан, надзора за органами расследования преступлений, при участии в рассмотрении дел судами и т.д.

     Принцип законности применительно к деятельности самой прокуратуры означает также, что каждый правовой акт, исходящий от прокуроров и следователей, каждое процессуальное или проверочное действие должно быть основано на законе и выполняться в тех формах, которые закон предусматривает.

5) Принцип гласности обязывает прокуратуру действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит тре6бованиям законодательства о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.

     Место и роль прокуратуры в государственном механизме находят свою реализацию в её функциях. Федеральный закон «О прокуратуре РФ» содержит перечень основных функций прокуратуры (ч.2 ст.1), которые в методологическом плане могут быть разделены на две группы: надзор за исполнением законов и иные направления деятельности.

     Надзор за исполнением законов – главное направление деятельности прокуратуры. В зависимости от субъектов и характера тех общественных отношений, в сфере которых осуществляется надзор, можно выделить определённые отрасли прокурорского надзора.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 30; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.166.122 (0.005 с.)