Анализ продуктов деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ продуктов деятельности.



Анализ продуктов деятельности – это количественно-качественный анализ документальных и материальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности. Под понятием «документальный источник» понимаются письма, автобиографии, дневники, фотографии, записи на кинопленке, творческие результаты в разных видах искусства, газеты, журналы и т.д.

Для того, чтобы при изучении документов можно преодолеть субъективизм исследователя, выявить достоверную информацию и достаточно точно ее регистрировать, был разработан специальный метод, получивший название контент-анализа (анализ содержания). Это более или менее формализованный метод анализа документов, когда на основе гипотезы исследователя в документальных материалах выделяются специальные единицы информации, а затем подсчитывается частота их употребления. Контент-анализ основан на принципе повторяемости использования различных смысловых единиц (например, определенных понятий, суждений, образов и т.д.), поэтому его следует применять только тогда, когда есть достаточное количество материала для анализа.

Тесты.

Тесты – это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми. Их отличительная особенность заключается в том, что они состоят из заданий, которые от испытуемого нужно получить правильный ответ. В опросниках, в проективных и психофизиологических методиках правильных ответов не существует.

По форме тесты могут быть индивидуальными (взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходит один на один) и групповыми (позволяют одновременно проводить испытания с очень большой группой людей); устными (чаще всего бывают индивидуальные тесты) и письменными (групповые); вербальными (операции с понятиями, мыслительные действия, осуществляемые в словесно-логической форме) и невербальными (тестовый материал представлен в наглядной форме, в виде картинок, чертежей, графических изображений и т.д.).

По содержанию тесты обычно делятся на следующие классы:

Тесты интеллекта.

Предназначены для исследования и измерения возрастного интеллектуального развития человека. Под интеллектом как объектом измерения подразумеваются не любые проявления индивидуальности, а прежде всего те, которые имеют отношение к познавательным процессом и функциям (к мышлению, памяти, вниманию, восприятию). Каждое задание таких тестов имеет правильное решение, и, следовательно, об успешности их выполнения судят по числу правильных или неправильных ответов.

Тесты способностей.

Этот тип методик, предназначенных для оценки возможностей индивида в овладении знаниями, навыками, умениями в различных областях – математике, литературе, в разнообразных видах художественных деятельностей.

Тесты личности.

Эти психодиагностические методы направлены на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности – мотивации, интересов, эмоций, отношений, а также особенностей поведения индивида в определенных ситуациях.

Тесты достижений.

Тесты достижений предназначены для оценки продвинутости знаний, навыков, умений после прохождения человеком соответствующего обучения, общей и профессиональной подготовки.

Опросники.

Это группа психодиагностических методик, в которой задания представлены в виде вопросов и утверждений. Они предназначены для получения данных со слов обследуемого. В отличие от тестов в опросниках не может быть «правильных» и «неправильных» ответов. Они лишь отражают отношение человека к тем или иным высказываниям, меру его согласия или несогласия.

Личностные опросники.

Личностные опросники можно рассматривать как стандартизированные самоотчеты. По характеру ответов они делятся на закрытые опросники и открытые опросники. В закрытых опросниках заранее предусмотрены варианты ответов на поставленный вопрос. Испытуемый должен выбрать из них («да», «нет» или «да», «нет», «затрудняюсь ответить»). Достоинством закрытых вопросов является простота процедуры регистрации и обработки данных, что важно при массовом обследовании. Вместе с тем такая форма ответа «огрубляет» информацию. Нередко у испытуемых возникают затруднения, когда необходимо принять категоричное решение.

Открытые опросники предусматривают свободные ответы без каких-либо особых ограничений. Испытуемые дают ответ по своему усмотрению. Стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям. Но недостатком этих опросников является трудность интерпретации результатов, громоздкость процедуры и большие затраты времени.

Опросники-анкеты.

Опросники-анкеты служат для получения информации, не имеющей непосредственного отношения к психологическим особенностям человека (например, для получения данных об истории его жизни). Они предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов. Отвечать опрашиваемый может наедине с самим собой либо в присутствии экспериментатора.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.005 с.)