По форме существования материи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По форме существования материи



Восприятие пространства играет большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека. Оно представляет собой отражение объективно существующего пространства и включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся (рис. 9).

 

Рис. 9. Восприятие пространства

 

Восприятие формы, объемности и величины предметов осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов. Восприятие формы требует выделения предмета из фона, а это, в свою очередь, часто требует выделения контура, т. е. границы пространственных элементов фигуры, отличающихся по яркости, цвету, текстуре.

Воспринимаемая величина предметов определяется величиной их изображения на сетчатке глаза и удаленностью от глаз наблюдателя. Приспособление глаза к четкому видению различно удаленных предметов осуществляется с помощью двух механизмов: аккомодации (изменение преломляющей способности хрусталика путем изменения его кривизны) и конвергенции (сведение зрительных осей на фиксируемом предмете).

Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется в форме монокулярного и бинокулярного зрения. Монокулярное зрение (с помощью одного глаза благодаря изменению толщины его хрусталика) позволяет правильно оценивать расстояния, правда, в очень ограниченных пределах. Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется главным образом посредством бинокулярного зрения (с помощью двух глаз) и сопутствующей ему конвергенции.

По мере удаления предметов от наблюдателя их изображение на сетчатке глаз уменьшается. Примером линейной перспективы может служить кажущееся схождение вдали параллельных рельсов железной дороги и др. Воздушная перспектива заключается в том, что свет и цвет, отражаемые предметами, в известной степени искажаются под влиянием слоев воздуха.

Явления ошибочного или искаженного восприятия называются иллюзиями восприятия. Иллюзии наблюдаются в любых видах восприятия (зрительного, слухового и т. д.). Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как направленность, установка, эмоциональное отношение и т. п., но и физическими факторами и явлениями; освещенностью, положением в пространстве и др.

Восприятие времени есть отражение длительности, последовательности явлений действительности, а также темпа и ритма.

Отражая объективную реальность, восприятие времени дает человеку возможность ориентироваться в окружающей среде. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения. Ее динамика и составляет физиологическую основу восприятия времени.

 Восприятие последовательности явлений опирается на их четкую расчлененность и объективно существующую смену одних явлений другими, а также связано с представлениями о настоящем. Однажды воспринятое явление остается в памяти в виде представления о нем. Если оно затем повторно воспринимается, то это восприятие вызывает в нашей памяти представление о ранее бывшем, которое осознается как прошедшее.

Восприятие длительности явлений в значительной степени определяется характером переживаний. Обычно время, которое было заполнено интересной, глубоко мотивированной деятельностью, кажется короче, чем время, проведенное в бездействии. Восприятие времени изменяется в зависимости от эмоционального состояния. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицательные субъективно несколько растягивают временные промежутки.

Восприятие темпа — это отражение скорости, с которой сменяют друг друга отдельные стимулы совершавшегося во времени процесса.

Восприятие ритма — это отражение равномерного чередования стимулов, их размеренности при воздействии предметов и явлений объективной действительности на наши органы чувств.

Восприятие ритма обычно сопровождается двигательным аккомпанементом. Чувство ритма в своей основе имеет моторную природу.

Восприятие движения — это отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве. Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестетический анализаторы. Параметрами движения объекта являются скорость, направление и ускорение.

Наблюдая движение, прежде всего, воспринимают его характер (сгибание, разгибание, отталкивание и т. д.); форму (прямолинейное, криволинейное, круговое и т. д.); амплитуду (полная, неполная); направление (направо, налево, вверх, вниз); скорость (быстрое или медленное движение); ускорение (равномерное, ускоряющееся, замедляющееся, прерывистое движение).

 

 

Свойства восприятия

 

 

Рис. 1 0. Свойства, характеризующие сущность восприятия

 2. Память

Память - запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.

Процессы памяти.

Рис. 1 1. Процессы памяти

В памяти выделяются три взаимосвязанных процесса. Запоминание, сохранение и воспроизведение.

Запоминание. Первоначальная форма запоминания - непреднамеренное или непроизвольное запоминание, т.е. запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приёмов.

Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: всё, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности.

Произвольное (преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель - запомнить то, что намечено, и использует специальные приёмы запоминания.

В процессе обучения преднамеренное запоминание нередко принимает форму заучивания, т.е. многократного повторения учебного материала до полного и безошибочного его запоминания.

Сохранение - удерживание в памяти некоторых сведений, сопровождающееся переработкой и реконструкцией материала.

О сохранении информации и её видоизменении можно судить только по следующим двум процессам памяти - узнаванию и воспроизведению.

Узнавание происходит в момент восприятия объекта и означает, что происходит восприятие объекта, которое сформировалось у человека ранее или на основе личных впечатлений.

Воспроизведение образа объекта труднее, чем узнавание. Так, ученику легче узнать текст книги при повторном его чтении, чем воспроизвести, припомнить содержание текста при закрытой книге.

Воспроизведение может проходить в виде последовательного припоминания - непосредственно процесс извлечения из памяти нужного материала.

Забывание выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведении.

Виды памяти.

По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на:

- двигательную - запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем;

- эмоциональную - память на чувства;

- образную - память на представления, картины природы жизни, а также на звуки, запахи, вкусы.

- словесно -логическую. Содержанием данной памяти являются наши мысли.

По характеру целей деятельности:

- произвольная;

- непроизвольная.

По продолжительности закрепления и сохранения материала:

- кратковременная - краткое сохранение информации (20 секунд);

- долговременная - длительное сохранение материала (от 20 секунд до нескольких лет);

- оперативная мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции (арифметическое действие, промежуточные результаты удерживаем в уме пока имеем с ними дело).

Рис. 12. Виды памяти

 

 

3.  Внимание.

Внимание - направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте.

Виды внимания:

 

Рис. 13. Классификация внимания

- непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей;

- произвольное внимание управляется сознательной целью;

- послепроизвольное внимание.

Свойства внимания.

 

Рис. 14. Свойства внимания

1. Устойчивость - длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту.

2. Концентрация - степень или интенсивность сосредоточенности на объекте/предмете.

3. Распределение внимания - способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

4. Переключение — перемещение внимания на новый объект или с одного вида деятельности к другому.

5. Объем внимания - способность одновременно воспринимать несколько независимых друг от друга объектов.

6. Избирательность – связана с возможностью успешной на стройки на восприятие информации, относящейся к сознательной цели.

 

 

 4. Мышление.

 

Мышление - высшая форма психической деятельности человека, направленная на обобщенное и опосредованное познание объективной действительности путём раскрытия связей и отношений.

Особенности мышления:

1. Мышление всегда строится на чувственном опыте. В процессе мышления человек соотносит данные ощущений и восприятия – сопоставляет, сравнивает, различает, выявляет связи и отношения между явлениями и предметами.

2. Опосредованный характер мышления. Мышление осуществляется через совершение мыслительных операций, с помощью слов речи, с опорой на знания человека.

3. Обобщенный характер мышления. В процессе мышления человек переходит от единичных, случайных фактов и признаков к общим признакам, характерным для данного класса явлений и предметов при многообразных изменениях обстоятельств.

4. Мышление позволяет судить о явлениях, которые невозможно пронаблюдать. Благодаря мышлению человек отражает не только то, что может быть непосредственно воспринято, но и то, что может предвидеть возможные события будущего.

5. Прогностический характер мышления. Человек, анализируя события прошлого и сопоставляя его с реальными событиями, может предвидеть события будущего.

6. Общественно-исторический характер мышления. С одной стороны, познавая действительность, человек опирается на опыт и знания, накопленные предыдущими поколениями. С другой стороны, процесс познания обусловлен потребностями общества, мышление человека направляется на решение тех задач, которые являются актуальными на данном историческом этапе.

7. Процесс мышления может начинаться сразу же после возникновения проблемы или постановка проблемы может быть отделена от ее решения промежутком времени.

 

Виды мышления:

 

Рис. 15. Виды мышления

- наглядно-действенное - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами (до 3 лет).

- наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. Когда человек анализирует, сравнивает, обобщает различные образы, представления о явлениях и предметах (простейшая форма в 4-7 лет).

- словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

С точки зрения новизны и оригинальности решаемых задач можно выделить творческое (продуктивное) и воспроизводящее (репродуктивное) мышление.

Творческое мышление направлено на создание новых идей, его результатом является открытие нового или усовершенствование решения той или иной задачи.

Репродуктивное мышление представляет собой применение готовых знаний и умений.

По характеру решаемых задач мышление делят на теоретическое и практическое.

Теоретическое мышление - это познание законов, правил.

Практическое мышление - подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

По степени развёрнутости:

- дискурсивное мышление - мышление, носящее рассудочный характер, основанное на системе умозаключений, имеющее последовательный ряд логических звеньев.

- интуитивное мышление. Человек не проходит все операции мышления, а сразу высказывает ответ, при этом используется предыдущий опыт.

Качества мышления

Рис. 16. Качества мышления

 

 

Мыслительные операции.

 

Рис. 17. Мыслительные операции

К разрешению задачи мышление идёт с помощью операций:

- сравнение - установления сходства и различия между предметами.

- анализ - мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов (стебель, корни, листья).

- синтез - обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенный связи и отношения (слоги - слова - предложения).

- обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам (фрукты).

- абстракция - выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных (рассматривая предмет, можно выделить цвет, не замечая формы, либо наоборот).

- конкретизация - возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному.

- классификация – распределение предметов или явлений по группам и подгруппам в зависимости от сходства и различия между ними.

Формы мышления:

- понятие. В нём воссоздаются общие, существенные или отличительные признаки предметов и явлений действительности.

- суждение - это высказывание, содержащее определенную мысль. В них отражаются связи между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками.

- умозаключение - это серия логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание.

Пример: суждения: «Все металлы электропроводны», «Олово - металл», выводят новое суждение: «Олово электропроводно». Это и есть умозаключение.

2 вида умозаключения:

Индукция - общее выводится из частных посылок, конкретных случаев, т.е. от частного к общему.

Дедукция - умозаключение, позволяющее получить частный вывод на основании общих положений, т.е. от общего к частному.

 

Рис. 1 8. Классификация понятий

 

Рис. 19. Классификация суждений

Рис. 2 0. Классификация умозаключений

 

Интеллект – это относительно устойчивая структура умственных способностей человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.054 с.)