Свойства (характеристики) внимания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Свойства (характеристики) внимания.



Свойства (характеристики) внимания.

 

Выделение данных свойств является научной абстракцией. Это было сделано для диагностики и коррекции внимания как психического процесса.

 

Объём

- Это количество простых, изолированных, отчётливо воспринимаемых раздражителей, которые могут войти в поле внимания и быть удержанными.

Тахистоскоп – прибор для изучения внимания.

Объём зрительного внимания (норма) = 7+-2 единиц

Объём слухового внимания = 4+-2 (2-4 единицы). Максимальное количество раздражителей, которые могут войти во внимание субъекта.

Объём осязательного внимания = 6-8 единиц.

                          

Факторы, определяющие объём внимания:

1) Степень связи объектов между собой

2) Расположение в поле восприятия (в центре, на переферии)

3) Степень знакомства с раздражителем

 

Методика на определение объёма внимания – 15 карточек с точками (от 2 до 8).

 

Концентрация

 

- Степень интенсивности сосредоточения и степень отвлечения от других раздражителей (степень поглощённости объектом). Это качественная характеристика внимания.

 

Уровни концентрации внимания:

1. Слабая сосредоточенность. Внимание постоянно колеблется.

2. Поверхностная концентрация. Колебанию продолжаются, но с меньшей амплитудой.

3. Рабочая концентрация. Колебания преодолеваются усилием воли.

4. Полная поглощённость объектом. Колебания отсутствуют.

 

Методика «корректурная проба» (кольца Ландольта, буквы Бурдона и др.) на интеллектуальную лабильность и др.

 

Устойчивость внимания.

 

Длительность сохранения интенсивного восприятия объекта. Или удержание высокой интенсивности в продолжение определённого времени. Временная характеристика внимания. Методика «перепутанные линии» Рисса.

 

Факторы, определяющие устойчивость:

1) Особенность объектов внимания (яркость, изменчивость, подвижность, сложность и др.).

2) Возможность открывать в объекте новые отношения, свойства, связи, признаки и т.д.

3) Активность личности, воспринимающей объект.

4) Особенности личности (свойства нервной системы, уровень мотивации, состояние организма).

 

Переключение внимания

 

- сознательное планомерное произвольное перенесение внимания с одного объекта на другой, или переход от одной деятельности к другой.

 

Показатели переключения внимания (позволяют сказать, насколько эффективно человек переключает внимание):

o Переходный интервал, или время переключения (это время, затраченное на переход от одной деятельности, или объекта, к другой);

o Объём работы в единицу времени (демонстрирует производительность работы в рамках той или иной деятельности);

o Точность работы:

§ количество ошибок

§ ошибки переключения (выполнение тех функций, которые были в предшествующей деятельности)

 

Факторы, определяющие переключение внимания:

1. Особенности предыдущей и последующей деятельности (лёгкость и трудность);

2. Отношение к новой, прежней деятельности (интересы, значимость деятельности, мотивация и т.д.);

3. Степень завершения предыдущей деятельности;

4. Индивидуальные особенности, свойства нервной системы.

 

Переключение внимания следует отличать от

отвлечения внимания (противоположная характеристика) – непроизвольное отклонение внимания с основной деятельности на посторонние раздражители (шум, звук, болевые ощущения и др. очень интересная деятельность), которые отрицательно влияют на её эффективность.

 

Методики на переключение внимания: таблицы Шульте (чёрные таблицы, цветные талбицы Шульте (модификация), пробы Припелена, интеллектуальная лабильность, корректурные пробы (например, Бурдона).

 

Распределение

 

Обуславливает успешность одновременного выполнения двух или более видов деятельности, или двух или более операций в рамках одной деятельности.

 

3 уровня распределения внимания:

1. Распределение внимания между полностью автоматизированными действиями;

2. Распределение внимания между 2-мя видами автоматизированного умственного труда;

3. Распределение между 2-мя новыми мыслительными задачами.

 

Факторы распределения внимания:

1. Смысловая связанность объектов;

2. Количество объектов;

3. Знакомость и привычность деятельности;

4. Автоматизированность выполняемой деятельности;

5. Физиологическое состояние организма

 

Методики: корректурная проба и др.

 

Колебание внимания

 

Периодические кратковременные непроизвольные изменения в степени интенсивности внимания.

Промежуток изменения интенсивности находится от 2-3 секунд до 12.

 

Объяснение механизма колебания внимания.

1. Адаптация органов чувств.

2. Колебания внимания связаны с ритмическим характером физиологических функций организма (частота сердечных сокращений).

3. Обусловлены непостоянной активацией коры ГМ.

 

Методика: фигуры с обратимой перспективой.

 

 

(ПРОЧИТАТЬ ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ КОНСПЕКТЫ ПО ВНИМАНИЮ (~2))

 

Виды внимания

 

Классические виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

 

Непроизвольное внимание

 

Привлекается сильным, новым или соответствующим потребностям раздражителем. Осуществляется человеком без специально поставленной цели.

 

Особенности непроизвольного внимания:

o Полностью определяется внешними объектами;

o Механизм является общим и для человека и для животного;

o Появляется сразу при рождении;

o Сохраняется в течение всей жизни.

 

Произвольное внимание

 

Предполагает сознательное удержание внимания человеком на определённом объекте.

Механизм открыт случайно (шахматная доска).

 

Особенности произвольного внимания:

o Всегда связано с постановкой цели;

o Иногда предполагает наличие волевого усилия;

o В отличие от непроизвольного, формируется в процессе жизни, т.е. имеет социальный характер.

 

Послепроизвольное внимание

 

Непроизвольное внимания, возникающее на основе произвольного.

 

 

Таблица «Сравнение характеристик 3-х видов внимания».

 

Вид В. Условия возникновения Основные характеристики
Непроизвольное Стимул, внешний раздражитель с особыми физическими признаками. Легкость возникновения, быстрое переключение, отсутствие волевого усилия, отсутствие цели.
Произвольное Задача (наличие цели). Направленность в соответствие с задачей, возможно наличие волевого усилия, утомление.
Послепроизвольное Задача (цель) è появление интереса; динамика мотивации. Сохранение целенаправленности, снижение утомления и уровня психического напряжения

 


Развитие внимания в онтогенезе

 

 

Основные этапы развития внимания в детском возрасте.

1) 1 неделя. Первые признаки непроизвольного внимания. Основная форма внимания – ориентировочный рефлекс (вернее его симптомы). Функции ориентировочного рефлекса:

i. биологическая (самосохранение организма)

ii. выделение ребёнком предмета окружающего мира, и его признаков.

Признаки ориентировочного рефлекса:

- фиксация взором предмета;

- остановка сосательных движений при разглядывании предмета и манипуляции с ними;

- замирание;

Эти признаки являются неустойчивыми и ребёнок реагирует только на сильные и новые раздражители.

Закономерности:

1. В 2-3 недели у ребёнка возникает реакция слухового сосредоточения на громком звуке, которая выражается в прекращении движений.

2. В 3-4 недели ребенок осваивает зрительное сосредоточение, и в первую очередь на лице взрослого, который к нему обращается.

3. Через сосредоточение на значимом взрослом ребёнок осваивает сосредоточение на предметах, которые включены в контекст общения с взрослым.

2) Развитие непроизвольного внимания. В 1 месяц у ребёнка наблюдается способность фиксировать взгляд на неподвижном предмете. При этом эти фиксации длительны и навязчивы. Младенец вынуждено фиксирует взгляд на объекте до 15 минут и не может перевести взгляд. Такое внимание назвали обязательным вниманием, или облигаторным.

2 этап) В 2 месяца ребёнок начинает плавно прослеживать предметы (тут можно использовать движущиеся предметы, подвешенные над кроватью). Он становится более внимателен к центру зрительного поля, чем к периферии.

В 3 месяца появляется способность управлять собственным вниманием с помощью управления собственными глазами. На этом этапе под влиянием ориентировочно-исследовательской деятельности в виде манипулирования предметами, начинает развиваться непроизвольное внимание, и главной особенностью этого вида внимания является неустойчивый характер. Это проявляется в следующем факте: если в поле зрения появляется другой предмет, то манипулирование первым прекращается.

Основные характеристики внимания первого года жизни ребёнка:

- Быстро истощающийся характер;

- Легкое торможение постороннего раздражителя;

- При длительном повторении стимула происходит привыкание (è для развития внимания ребёнка необходимы предметы);

 

Всё развитие внимания тесно связано с освоением навыков ходьбы, речи и предметной деятельности

 

3) 2-3 года. Связан с началом формирования произвольного внимания.

Основной фактор формирования внимания ребёнка является речь взрослого, или речевая инструкция (она способна запустить деятельность, но не может остановить).

Первоначально речевая инструкция вызывает только ориентировочную реакцию, если сопровождается реальным действием взрослого и совпадет с непосредственным восприятием предмета. Если предмета нет в поле зрения ребёнка, то ориентировочная реакция угасает. Если предмет расположен далеко, или между ним и ребёнком находятся другие предметы, то ребёнок обращает внимание на то, что ему интересно. Т.о. речевая инструкция обладает направляющей и регулирующей функцией. Но, запуская движения ребёнка, она не может их затормозить.

Приблизительно в 2,5 года речевая инструкция приводит к чёткому выполнению двигательного акта, но сложная инструкция, требующая установления связи 2-х элементов (когда…, ты…), не вызывает нужной реакции; ребёнок выполняет действия по отдельности.

 

4) Этап связан с овладением речью (может быть связан с 3-м этапом и совпадать с ним). При помощи собственной речи (речевой инструкции) и активности ребёнок управляет сначала вниманием взрослого и собственным вниманием. А потом происходит процесс интериоризации (сворачивания) указанной функции.

 

5) Использование дополнительных средств для управления вниманием. Опыты Л.С. Выготского и Леонтьева (прочитать)

 

 


Память.

 

 

· Памятьпсихический процесс, предполагающий запоминание, сохранение и воспроизведение прошлого опыта индивида.

 

2 гипотезы забывания:

1) Забывание – целесообразный процесс (информация потеряна);

2) Забывание не целесообразно выделять, человек ничего не забывает è существует трудность воспроизведения.

Критика второго подхода.

 

 

Классификация видов памяти

 

Существует 4 основания для основания для классификации видов памяти.

I. Характер психической активности:

a. Двигательная (моторная). Предполагает запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Основная функция – основа для формирования практических и трудовых навыков.

b. Эмоциональная память. Память на эмоции, чувства, эмоциональные состояния и т.д. Основная функция – сигнализирует о необходимости совершения каких-либо действий или торможении определённых форм активности. Вне зависимости от знака (положительная, отрицательная) информация запоминается одинаково хорошо. Не запоминается информация, нейтральная для личности. Первая закономерность: при спонтанном воспроизведении в первую очередь воспроизводится положительно окрашенная информация. Вторая закономерность: эмоциональная память влияет на другие виды памяти, в частности, на воспроизведение информации. Третий эффект: конгруэнтность настроения – совпадение состояния запечатления и воспроизведения. Четвёртый эффект: в случае повышенного возбуждения (характерного для ситуации стресса, волнения) следы памяти разрушаются.

c. Образная память. Это память на образы, представления, запахи, вкусы и т.п. Тесно связан с органами чувств. Она бывает: зрительная, слуховая (эти 2 вида имеют доминирующее значение в жизни человека и хорошо развиты), вкусовая, обонятельная, осязательная (развитие 3-х последних обусловлено индивидуальными особенностями, профессиональной деятельностью, компенсаторными способностями организма). Одной из разновидностей образной памяти является эйдетическая память – яркая, наглядная память на образы (особенно развита у детей до 6 лет). Прочитать либо статью, либо книгу «Маленькая книжка о большой памяти» Лурии. 

d. Словесно-логическая память. Память на мысли, суждения, умозаключения. Присуща только человеку. Закономерность: в процессе своего развития (становления) словесно-логическая память опирается на двигательную, эмоциональную и образную, но в последующем начинает определять их функционирование и специфику. Эти виды памяти, согласно Блонскому, представляют собой ступени развития памяти в онтогенезе (двигательнаяà эмоциональнаяà образнаяà словесно-логическая).

II. Цели запоминания.

a. Непроизвольное. Отсутствует специальная цель запомнить.

b. Произвольное. Присутствует специальная задача на запоминание. В этом случае процессы запоминания и воспроизведения являются специальными мнемическими действиями.

III. Наличие средств запоминания

a. Непосредственное. Средства запоминания отсутствуют.

b. Опосредованное. Предполагают наличие внешних/внутренних средств для запоминания.

IV. Время хранения информации в памяти (3+1).

a. Кратковременная. Объем – 7+-2, ограничена небольшим временем хранения. Впервые измерен Джекобсом. Он же создал методику, позволяющую измерять объема памяти. Функция – первичная ориентировка в окружающей действительности. Информация сохраняется в кратковременной памяти достаточно долго при наличии нескольких повторений. Время хранения информации: сохраняется от 2-х секунд до нескольких часов.

b. Долговременная память. Считается, что она наиболее важная и сложная из всех систем памяти. Обладает неограниченным объемом и временем хранения информации. Существует проблема поиска информации в долговременной памяти. В неё хранится информации, имеющая стратегическое значение для личности. Виды долговременной памяти см. структурную теорию в когнитивной модели. Нет традиционных методик на изучение

c. Оперативная память. Система памяти, в которой сохраняется информация, необходимая для осуществления текущей деятельности, а также информация, которая в данный момент присутствует в сознании.

d. Промежуточная память. Существует на уровне гипотезы. До сих пор не нашла полного экспериментального подтверждения. Обладает большим объёмом, чем кратковременная и на достаточно длительный срок без повторения. Согласно гипотезе, перевод в долговременную память происходит в 2 этапа:

i. Логическая обработка информации. Происходит в период медленного сна.

ii. Перевод обработанной информации в долговременную память. Происходит в период быстрого сна.

 

 


Процессы памяти.

 

 

Запоминание

 

 

Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового материала, путём связывания его с приобретённым ранее.

 

Запоминание бывает непроизвольное и произвольное.

 

Непроизвольное запоминание – это продукт и условие осуществления познавательных и практических действий, при этом само запоминание не является целью.

Факторы, определяющие эффективность непроизвольного запоминания:

1-4. см. деятельностный подход.

5. Материал, который имеет жизненно важное значение.

6. Материал, который вызывает интерес и эмоции.

 

 

Произвольное запоминание – продукт специальных мнемических действий, т.е. таких действий, основной целью которой будет само запоминание.

 

Факторы, определяющие эффективность произвольного запоминания:

2. Четкая постановка задачи – запомнить материал чётко, полно, последовательно.

3. Уверенность человека в том, что он запомнит.

4. Перевод информации на другой язык.

5. Использование мнемотехнических приёмов (мнемотехник): метод пиктограмм, метод мест и др.

6. Использование рациональных приёмов запоминания (составление плана, схемы, разбивка на части и др.).

7. Осмысление материала (понимание)

8. Распределение повторений во времени является более эффективным, чем концентрация повторений на небольшом промежутке времени.


Сохранение и забывание

 

 

Сохранение – удержание информации в памяти и основа для воспроизведения информации.

 

Забывание – полная или частичная утрата информации. Или неспособность воспроизвести ранее полученную информацию.

 

Забывание как процесс является целесообразным, т.к. предохраняет память от информационной перегрузки.

 

Факторы, влияющие на сохранение и запоминание информации:

· Включение информации в деятельность (àсохранение).

· Повторение информации (àсохранение).

· Наличие незаполненных временных интервалов, или наличие (отсутствие) промежуточной деятельности. Например, сон (àсохранение).

· Действие отрицательной индукции. Сильные посторонние раздражители во время заучивания материала затрудняют образование новых связей, снижая эффективность сохранения информации, или ослабляют ранее выработанные связи.

· Проактивное и ретроактивное торможение.

· Запредельное торможение корковых клеток. Является следствием их перенапряжения. Обуславливает снижение эффективности сохранения информации в утомленном состоянии. После возобновления нормальной работы клеток, воспроизведение будет происходить успешно.

· Интерференция. Наложение информации одну на другую.

· Работа защитных механизмов нашей психики. З.Фрейд. Механизм неохоты, забывание имён и др.

 

 

Механизмы забывание разрабатывались в ассоциативной психологии (помимо Фрейда). Эббингауз. Разработал кривую забывания информации (бессмысленные слоги).

 

Гештальт-психология.

По руководством К. Левина, Биренбаум исследовала забывание намерений. Выделила факторы, влияющие на забывание (выполнение) намерений.

Люди забывали свои намерения забывали в двух случаях, когда работали один, и когда делали монограмму.

Выполняя работу в группе, почти не забывали подписывать.

Факторы забывания намерения:

- Эмоциональная окраска намерения (приятное, неприятное, нейтральное).

- Значимость, важность намерения.

- Сфера жизнедеятельности, с которой связано намерение.

- Индивидуальные особенности личности (исполнительность, пунктуальность).

- Наступление соответствующего случая.

- Замещающее выполнение или частичное выполнение намерений (письменная фиксация).

- Наличие естественных противоположных потребностей.

 


Линии развития памяти

 

1) От непроизвольной к произвольной

2) От механического к смысловому

3) От непосредственной к опосредованной

4) Двигательная à эмоциональная à образная à словесно-логическая.

 

 

Самостоятельно (одна статься Выготсткого и Лурии):

Культурно-историческая теория памяти Выготсткого.

Развитие памяти в филогенезе. Обязательно!!!!

 

 

Свойства (характеристики) внимания.

 

Выделение данных свойств является научной абстракцией. Это было сделано для диагностики и коррекции внимания как психического процесса.

 

Объём

- Это количество простых, изолированных, отчётливо воспринимаемых раздражителей, которые могут войти в поле внимания и быть удержанными.

Тахистоскоп – прибор для изучения внимания.

Объём зрительного внимания (норма) = 7+-2 единиц

Объём слухового внимания = 4+-2 (2-4 единицы). Максимальное количество раздражителей, которые могут войти во внимание субъекта.

Объём осязательного внимания = 6-8 единиц.

                          

Факторы, определяющие объём внимания:

1) Степень связи объектов между собой

2) Расположение в поле восприятия (в центре, на переферии)

3) Степень знакомства с раздражителем

 

Методика на определение объёма внимания – 15 карточек с точками (от 2 до 8).

 

Концентрация

 

- Степень интенсивности сосредоточения и степень отвлечения от других раздражителей (степень поглощённости объектом). Это качественная характеристика внимания.

 

Уровни концентрации внимания:

1. Слабая сосредоточенность. Внимание постоянно колеблется.

2. Поверхностная концентрация. Колебанию продолжаются, но с меньшей амплитудой.

3. Рабочая концентрация. Колебания преодолеваются усилием воли.

4. Полная поглощённость объектом. Колебания отсутствуют.

 

Методика «корректурная проба» (кольца Ландольта, буквы Бурдона и др.) на интеллектуальную лабильность и др.

 

Устойчивость внимания.

 

Длительность сохранения интенсивного восприятия объекта. Или удержание высокой интенсивности в продолжение определённого времени. Временная характеристика внимания. Методика «перепутанные линии» Рисса.

 

Факторы, определяющие устойчивость:

1) Особенность объектов внимания (яркость, изменчивость, подвижность, сложность и др.).

2) Возможность открывать в объекте новые отношения, свойства, связи, признаки и т.д.

3) Активность личности, воспринимающей объект.

4) Особенности личности (свойства нервной системы, уровень мотивации, состояние организма).

 

Переключение внимания

 

- сознательное планомерное произвольное перенесение внимания с одного объекта на другой, или переход от одной деятельности к другой.

 

Показатели переключения внимания (позволяют сказать, насколько эффективно человек переключает внимание):

o Переходный интервал, или время переключения (это время, затраченное на переход от одной деятельности, или объекта, к другой);

o Объём работы в единицу времени (демонстрирует производительность работы в рамках той или иной деятельности);

o Точность работы:

§ количество ошибок

§ ошибки переключения (выполнение тех функций, которые были в предшествующей деятельности)

 

Факторы, определяющие переключение внимания:

1. Особенности предыдущей и последующей деятельности (лёгкость и трудность);

2. Отношение к новой, прежней деятельности (интересы, значимость деятельности, мотивация и т.д.);

3. Степень завершения предыдущей деятельности;

4. Индивидуальные особенности, свойства нервной системы.

 

Переключение внимания следует отличать от

отвлечения внимания (противоположная характеристика) – непроизвольное отклонение внимания с основной деятельности на посторонние раздражители (шум, звук, болевые ощущения и др. очень интересная деятельность), которые отрицательно влияют на её эффективность.

 

Методики на переключение внимания: таблицы Шульте (чёрные таблицы, цветные талбицы Шульте (модификация), пробы Припелена, интеллектуальная лабильность, корректурные пробы (например, Бурдона).

 

Распределение

 

Обуславливает успешность одновременного выполнения двух или более видов деятельности, или двух или более операций в рамках одной деятельности.

 

3 уровня распределения внимания:

1. Распределение внимания между полностью автоматизированными действиями;

2. Распределение внимания между 2-мя видами автоматизированного умственного труда;

3. Распределение между 2-мя новыми мыслительными задачами.

 

Факторы распределения внимания:

1. Смысловая связанность объектов;

2. Количество объектов;

3. Знакомость и привычность деятельности;

4. Автоматизированность выполняемой деятельности;

5. Физиологическое состояние организма

 

Методики: корректурная проба и др.

 

Колебание внимания

 

Периодические кратковременные непроизвольные изменения в степени интенсивности внимания.

Промежуток изменения интенсивности находится от 2-3 секунд до 12.

 

Объяснение механизма колебания внимания.

1. Адаптация органов чувств.

2. Колебания внимания связаны с ритмическим характером физиологических функций организма (частота сердечных сокращений).

3. Обусловлены непостоянной активацией коры ГМ.

 

Методика: фигуры с обратимой перспективой.

 

 

(ПРОЧИТАТЬ ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ КОНСПЕКТЫ ПО ВНИМАНИЮ (~2))

 

Виды внимания

 

Классические виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

 

Непроизвольное внимание

 

Привлекается сильным, новым или соответствующим потребностям раздражителем. Осуществляется человеком без специально поставленной цели.

 

Особенности непроизвольного внимания:

o Полностью определяется внешними объектами;

o Механизм является общим и для человека и для животного;

o Появляется сразу при рождении;

o Сохраняется в течение всей жизни.

 

Произвольное внимание

 

Предполагает сознательное удержание внимания человеком на определённом объекте.

Механизм открыт случайно (шахматная доска).

 

Особенности произвольного внимания:

o Всегда связано с постановкой цели;

o Иногда предполагает наличие волевого усилия;

o В отличие от непроизвольного, формируется в процессе жизни, т.е. имеет социальный характер.

 

Послепроизвольное внимание

 

Непроизвольное внимания, возникающее на основе произвольного.

 

 

Таблица «Сравнение характеристик 3-х видов внимания».

 

Вид В. Условия возникновения Основные характеристики
Непроизвольное Стимул, внешний раздражитель с особыми физическими признаками. Легкость возникновения, быстрое переключение, отсутствие волевого усилия, отсутствие цели.
Произвольное Задача (наличие цели). Направленность в соответствие с задачей, возможно наличие волевого усилия, утомление.
Послепроизвольное Задача (цель) è появление интереса; динамика мотивации. Сохранение целенаправленности, снижение утомления и уровня психического напряжения

 


Развитие внимания в онтогенезе

 

 

Основные этапы развития внимания в детском возрасте.

1) 1 неделя. Первые признаки непроизвольного внимания. Основная форма внимания – ориентировочный рефлекс (вернее его симптомы). Функции ориентировочного рефлекса:

i. биологическая (самосохранение организма)

ii. выделение ребёнком предмета окружающего мира, и его признаков.

Признаки ориентировочного рефлекса:

- фиксация взором предмета;

- остановка сосательных движений при разглядывании предмета и манипуляции с ними;

- замирание;

Эти признаки являются неустойчивыми и ребёнок реагирует только на сильные и новые раздражители.

Закономерности:

1. В 2-3 недели у ребёнка возникает реакция слухового сосредоточения на громком звуке, которая выражается в прекращении движений.

2. В 3-4 недели ребенок осваивает зрительное сосредоточение, и в первую очередь на лице взрослого, который к нему обращается.

3. Через сосредоточение на значимом взрослом ребёнок осваивает сосредоточение на предметах, которые включены в контекст общения с взрослым.

2) Развитие непроизвольного внимания. В 1 месяц у ребёнка наблюдается способность фиксировать взгляд на неподвижном предмете. При этом эти фиксации длительны и навязчивы. Младенец вынуждено фиксирует взгляд на объекте до 15 минут и не может перевести взгляд. Такое внимание назвали обязательным вниманием, или облигаторным.

2 этап) В 2 месяца ребёнок начинает плавно прослеживать предметы (тут можно использовать движущиеся предметы, подвешенные над кроватью). Он становится более внимателен к центру зрительного поля, чем к периферии.

В 3 месяца появляется способность управлять собственным вниманием с помощью управления собственными глазами. На этом этапе под влиянием ориентировочно-исследовательской деятельности в виде манипулирования предметами, начинает развиваться непроизвольное внимание, и главной особенностью этого вида внимания является неустойчивый характер. Это проявляется в следующем факте: если в поле зрения появляется другой предмет, то манипулирование первым прекращается.

Основные характеристики внимания первого года жизни ребёнка:

- Быстро истощающийся характер;

- Легкое торможение постороннего раздражителя;

- При длительном повторении стимула происходит привыкание (è для развития внимания ребёнка необходимы предметы);

 

Всё развитие внимания тесно связано с освоением навыков ходьбы, речи и предметной деятельности

 

3) 2-3 года. Связан с началом формирования произвольного внимания.

Основной фактор формирования внимания ребёнка является речь взрослого, или речевая инструкция (она способна запустить деятельность, но не может остановить).

Первоначально речевая инструкция вызывает только ориентировочную реакцию, если сопровождается реальным действием взрослого и совпадет с непосредственным восприятием предмета. Если предмета нет в поле зрения ребёнка, то ориентировочная реакция угасает. Если предмет расположен далеко, или между ним и ребёнком находятся другие предметы, то ребёнок обращает внимание на то, что ему интересно. Т.о. речевая инструкция обладает направляющей и регулирующей функцией. Но, запуская движения ребёнка, она не может их затормозить.

Приблизительно в 2,5 года речевая инструкция приводит к чёткому выполнению двигательного акта, но сложная инструкция, требующая установления связи 2-х элементов (когда…, ты…), не вызывает нужной реакции; ребёнок выполняет действия по отдельности.

 

4) Этап связан с овладением речью (может быть связан с 3-м этапом и совпадать с ним). При помощи собственной речи (речевой инструкции) и активности ребёнок управляет сначала вниманием взрослого и собственным вниманием. А потом происходит процесс интериоризации (сворачивания) указанной функции.

 

5) Использование дополнительных средств для управления вниманием. Опыты Л.С. Выготского и Леонтьева (прочитать)

 

 


Память.

 

 

· Памятьпсихический процесс, предполагающий запоминание, сохранение и воспроизведение прошлого опыта индивида.

 

2 гипотезы забывания:

1) Забывание – целесообразный процесс (информация потеряна);

2) Забывание не целесообразно выделять, человек ничего не забывает è существует трудность воспроизведения.

Критика второго подхода.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.56.251 (0.206 с.)