Раздел 2. Основы управления государственным имуществом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. Основы управления государственным имуществом



«В каждом государстве следует разли­чать блага, которые имеют потреби­тельную ценность, не имея продаж­ной, от богатств, имеющих и потре­бительную, и продажную ценность.»

                                                                                                                 Ф. Кенэ

 

«Управление королевскими апарта­ментами обходится дороже, чем управление государством.»

                                                                                                   Кардинал Ришелье

 

Государственный сектор экономики - государственная собст­венность - государственное имущество - разграничение государ­ственной собственности: принципы - управление государствен­ным имуществом: система, объекты, субъекты, органы (Мини­стерство имущественных отношений РФ, Российский фонд феде­рального имущества, Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Федеральная служба России по делам о несо­стоятельности и финансовому оздоровлению, территориальные органы Минимущества, орган по управлению государственным имуществом субъекта РФ, орган местного самоуправления по управлению имуществом), принципы, методы (организационно-правовые, организационно-экономические) - государственное унитарное предприятие - муниципальное унитарное предпри­ятие - казенное предприятие - государственная корпорация

Виды и формы собственности, характер отношений собственности слу­жат определяющими признаками экономической системы. В соответствии с Конституцией РФ, все формы собственности равны, и предприятия, находя­щиеся в какой-либо собственности, не имеют преимущества по данному ос­нованию. При определении подходов к управлению государственным иму­ществом принято   Положение о том, что в рыночной экономике государство играет двойственную роль. С одной стороны, оно активно формирует рыноч­ную среду путем издания нормативных актов, регулирующих деятельность всех субъектов рынка, а с другой - выполняет хозяйственные и социально-экономические функции, выступая на рынке в качестве одного из участников. Находящиеся во владении, пользовании и распоряжении государства различ­ные материальные объекты, будучи включенными в общий экономический оборот, составляют государственный сектор экономики. В этой связи сле­дует различать понятия государственной собственности и государственного имущества.

Государственная собственность - одна из форм собственности, указы­вающая на принадлежность вещей, материальных и нематериальных ценно­стей государству. Субъектами-распорядителями здесь являются государст­венные органы, а объектами могут быть природные ресурсы, основные сред­ства, здания, сооружения, оборудование, продовольствие, материальные ре­сурсы, финансы, драгоценности, информация, культурные и духовные ценно­сти, т.е. совокупность вещей, материальных и нематериальных ценностей, принадлежащих государству - государственное имущество.

По видам государственная собственность может быть федеральной либо субъектов федерации. Соответственно проводится разграничение государ­ственной собственности - установление границ государственной собствен­ности между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Разграничение государственной собствен­ности в Российской Федерации должно строиться на следующих принципах: законности и целесообразности, социально-экономической обоснованности, иерархичности построения отношений собственности, достаточности, ло­кальности и ограниченности использования собственности, инфраструктур­ной целостности имущественного комплекса, эффективности использования собственности, подконтрольности использования собственности. В исключи­тельной собственности Российской Федерации находятся:

• средства федерального бюджета и внебюджетных федеральных фондов;

• средства и имущество Центрального банка Российской Федерации;

• золотой запас Российской Федерации;

• государственная казна;

• культурные и исторические ценности федерального значения;

• археологические природные памятники федерального значения;

• памятники градостроительства и архитектуры федерального значения;

• охраняемые природные территории федерального значения;

• имущество, необходимое для функционирования и развития федераль­ных энергетических систем;

• космические летательные аппараты, искусственные спутники Земли;

• расщепляющиеся материалы;

• имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорож­ных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внут­ренних дел Российской Федерации;

• имущество федеральных министерств, ведомств, учреждений, пред­приятий и организаций, учрежденных Российской Федерацией;

• имущество предприятий и организаций, приватизация которых запре­щена;

• мосты и дороги федерального значения;

• федеральные природные ископаемые;

• водные запасы;

• ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны;

• леса;

 -       государственные запасы и мобилизационные резервы, а также пред­приятия, обеспечивающие их сохранение;

-                 все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные материалы, военное снаряжение;

-            защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и ин­женерной инфраструктуры;

- государственные предприятия и организации, имеющие стратегиче­ское значение для обеспечения национально-государственной безопасности страны, в том числе для ее социально-экономического развития.

К объектам федеральной собственности могут относиться:

- земля;

-   денежные средства; -акции и иные ценные бумаги;

- доли (вклады) Российской Федерации в капитале акционерных обществ;

- производственные и административные здания; -жилищный фонд;

-долги иностранных государств;

-интеллектуальная собственность, нематериальные активы;

-любое иное имущество.

Состав объектов федеральной собственности, в том числе находящихся за рубежом, должен определяться федеральным законом.

В государственной собственности субъектов Российской Федерации на­ходятся:

- природные объекты (земля, недра, водоемы, растительный и живот­ный мир), переданные федеральным законом и иными нормативными право­выми актами в собственность субъекта Российской Федерации;

- средства бюджета субъекта Российской Федерации;

- средства внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации;

- средства валютных фондов субъекта Российской Федерации; -имущество, закрепленное за государственными предприятиями и го­сударственными учреждениями субъекта Российской Федерации, пакеты акций и доли (вклады) в уставных капиталах хозяйственных обществ и товари­ществ;

- имущество, созданное или приобретенное за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или переданное ему в собственность в уста­новленном законом порядке;

-объекты государственной собственности субъекта Российской Феде­рации, находящиеся за пределами его территории, в соответствии с соглаше­ниями, договорами, по другим законным основаниям;

- ценные бумаги, финансовые активы, депозиты в банковских учрежде­ниях;

- имущество представительных и исполнительных органов государст­венной власти субъекта Российской Федерации;

— иное имущество, необходимое для решения задач, стоящих перед ор­ганами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Состав объектов государственной собственности субъекта Российской Федерации определяется региональным законодательством.

В муниципальной собственности находятся:

- средства местных бюджетов, местных валютных фондов;

- имущество органов местного самоуправления;

- земли и другие природные ресурсы, переданные федеральными зако­нами и законодательными актами субъекта Российской Федерации в муници­пальную собственность;

- имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учре­ждениями;

- муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации;

- жилищный фонд и нежилые помещения;

- объекты инженерной инфраструктуры;

- дороги местного значения;

-    здания, сооружения и предметы, являющиеся памятниками истории, архитектуры и культуры местного значения;

- ценные бумаги;

- плоды, продукция, доходы, полученные от использования муници­пальной собственности;

- иное движимое и недвижимое имущество, необходимое для решения вопросов местного значения.

Состав объектов муниципальной собственности определяется федераль­ным законодательством, законами субъектов РФ о местном самоуправлении, уставами муниципальных образований.

Преобразование форм и отношений собственности осуществляется в со­ответствии с Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Правовым основанием преобразования форм и отношений федеральной собственности являются решения Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства РФ или Министерства имущественных отношений РФ.

Не подлежат передаче в государственную собственность субъектов РФ и в муниципальную собственность имущественные объекты, отнесенные зако­ном к исключительной федеральной собственности. Перечень объектов фе­деральной собственности, не подлежащих передаче в государственную соб­ственность субъектов РФ, а также муниципальную собственность, формиру­ется Минимуществом, представляется на согласование Правительства РФ и утверждается решением парламента Российской Федерации. Передача объек­тов федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ осуществляется на возмездной или безвозмездной основе. Из федераль­ной собственности в муниципальную собственность на безвозмездной основе передаются объекты жилищно-коммунального хозяйства и инженерной ин­фраструктуры.

Правовым основанием преобразования форм и отношений государст­венной собственности субъектов РФ являются решения законодательного органа власти субъекта федерации, постановления главы исполнительной власти субъекта РФ или распоряжения регионального комитета по управле­нию государственным имуществом в случаях, определяемых законодатель­ными актами субъекта федерации. Собственность субъекта РФ, созданная или приобретенная за счет средств регионального бюджета или в результате хозяйственной деятельности государственных предприятий, передается в федеральную или муниципальную собственность, а также в ведение органов государственной власти Российской Федерации, других субъектов РФ и ор­ганов местного самоуправления в порядке, установленном законодательными актами субъекта федерации.

Не подлежат передаче в федеральную и муниципальную собственность объекты государственной собственности субъекта РФ, имеющие общерегио­нальное значение. Перечень объектов государственной собственности субъ­екта РФ, не подлежащих передаче в федеральную и муниципальную собст­венность, формируется региональным комитетом по управлению государст­венным имуществом, представляется на согласование главе исполнительной власти субъекта РФ и утверждается решением законодательного органа вла­сти субъекта федерации.

Решение о передаче объектов собственности субъектов РФ в федераль­ную и муниципальную собственность принимается по инициативе:

• органов государственной власти Российской Федерации;

• органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

• органов местного самоуправления;

• органов по управлению государственным имуществом в Российской Федерации.

Передача объектов государственной собственности субъектов РФ в фе­деральную и муниципальную собственность осуществляется на возмездной или безвозмездной основе. Из государственной собственности в муници­пальную на безвозмездной основе передаются объекты жилищно-коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры и объекты соци­ально-культурного значения.

Муниципальная собственность может быть передана в государственную собственность субъектов РФ и в собственность других муниципальных обра­зований. Порядок передачи объектов муниципальной собственности регули­руется региональным законодательством о местном самоуправлении и уста­вами муниципальных образований.

На основе разграничения осуществляется управление государствен­ным имуществом - целенаправленное воздействие на объекты использова­ния государственного имущества в интересах государства, связанное с уста­новлением правил, условий использования государственного имущества, с учетом общественных интересов. В Российской Федерации оно осуществля­ется на федеральном и региональном уровнях.

Система управления государственным имуществом - совокупность согласованных методов и средств, применяемых в процессе управления госу­дарственным имуществом для достижения заданных целей посредством спе­циально созданных органов.

Объектами управления государственным имуществом являются:

- государственное имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за государственными унитарными предприятиями или на праве опе­ративного управления за государственными казенными предприятиями, го­сударственными учреждениями, либо предприятия в целом, находящиеся в государственной собственности как имущественные комплексы;

- находящиеся в государственной собственности акции, доли (вклады) хозяйственных обществ и товариществ, а также имеющееся у них государст­венное имущество, не вошедшее в уставный (складочный) капитал;

- иное находящееся в государственной собственности движимое и не­движимое имущество, в том числе переданное в пользование, аренду, залог и по иным основаниям;

- денежные средства и ценные бумаги;

- нематериальные активы государственных предприятий и учреждений; -результаты хозяйственного и иного использования государственного

имущества (продукция, доходы, плоды), а также имущество, приобретенное государственными унитарными предприятиями и государственными учреж­дениями;

- имущество, приобретенное за счет средств государственного бюджета.    Субъектами управления государственным имуществом являются:

Правительство РФ и уполномоченные им органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица. Их совокупность составляет систему ор­ган^» управления государственным имуществом.

От имени Российской Федерации правомочия собственника в пределах установленной законодательством компетенции осуществляет Правительство РФ. Федеральным органом по управлению государственным имуществом является Министерство имущественных отношений Российской Федера­ции (Минимущество). Оно взаимодействует с Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку - по вопросам управления государст­венными пакетами акций и другими ценными бумагами; с Российским фон­дом федерального имущества - по вопросам продажи находящихся в госу­дарственной собственности пакетов акций; с Федеральной службой по делам о несостоятельности и финансовому озд9ровлению - по вопросам предот­вращения несостоятельности (банкротства) и восстановлению платежеспо­собности госпредприятий.

Минимущество проводит единую государственную политику в области реформирования имущественных отношений с целью обеспечения эффек­тивного управления, распоряжения и рационального использования феде­ральной собственности. Оно решает следующие задачи:

- координации деятельности федеральных органов исполнительной вла­сти в области управления и распоряжения федеральной собственностью, в том числе в области регулирования рынка недвижимости, взаимодействия по этим вопросам с органами исполнительной власти субъектов федерации и органами местного самоуправления;

-   создания системы учета и контроля использования федерального имущества и обеспечения ее эффективного функционирования;

-  обеспечения деятельности своих территориальных органов и подве­домственных организаций;

- защиты имущественных интересов Российской Федерации, методиче­ского и правового обеспечения процессов приватизации и управления феде­ральной собственностью.

Минимущество осуществляет следующие функции:

-        управляет и распоряжается в установленном порядке федеральным имуществом, в том числе имуществом, закрепленным за федеральными госу­дарственными казенными предприятиями, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, а также управляет и рас­поряжается находящимися в федеральной собственности акциями, долями (вкладами) хозяйственных обществ и товариществ;

- от имени Российской Федерации приобретает имущество и осуществ­ляет имущественные права, выступает полномочным представителем Прави­тельства РФ по вопросам правопреемства;

- передает имущество, находящееся в федеральной собственности, в го­сударственную собственность субъектов федерации и муниципальную собст­венность;

-      закрепляет государственное имущество, находящееся в федеральной собственности, в хозяйственное ведение государственных унитарных пред­приятий и в оперативное управление государственных казенных предприятий и государственных учреждений; '

- принимает в установленном.порядке решения о создании, реорганиза­ции и ликвидации федеральных государственных предприятий и учреждений;

- выступает учредителем хозяйственных обществ и товариществ с госу­дарственным участием;

-разрабатывает и утверждает государственные программы и планы приватизации и национализации, организует и контролирует их реализацию;

- отчитывается о ходе выполнения государственных программ привати­зации и национализации перед Правительством РФ;

-     разрабатывает проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам управления и распоряжения объектами феде­ральной собственности, а также организует правовое обеспечение и осущест­вляет методическое руководство в этой области;

- готовит и представляет в Правительство РФ прогноз, а также контро­лирует поступления в федеральный бюджет средств от использования иму­щества, отнесенного к федеральной собственности, принимает необходимые меры для обеспечения этих поступлений;

- обеспечивает защиту имущественных прав и интересов государства;

 -         осуществляет, в том числе через свои территориальные органы, кон­троль за управлением и распоряжением объектами федеральной собственно­сти, их использованием по назначению и сохранностью;

- приобретает за счет средств федерального бюджета акции, доли (вкла­ды) хозяйственных обществ и товариществ, а также обменивает акции, нахо­дящиеся в государственной собственности, на акции инвестиционных фондов и иных акционерных обществ в соответствии с антимонопольным законода­тельством;

- отчитывается перед Правительством РФ об использовании государст­венного имущества;

—       принимает иные решения в соответствии с федеральным законода­тельством и иными нормативными правовыми актами, а также в соответст­вии с Положением о министерстве, утверждаемом Правительством РФ.

Российский фонд федерального имущества является специализиро­ванным федеральным учреждением, осуществляющим от имени Российской Федерации права по владению, пользованию и распоряжению акциями и до­лями (вкладами) в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ, находящимися в федеральной собственности, а также пред­ставительство в их органах управления в случаях, установленных законода­тельством. В своей деятельности фонд подотчетен Правительству РФ.

Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку яв­ляется федеральным органом по проведению государственной политики в области регулирования рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инве­сторов, акционеров и вкладчиков.

Федеральная служба России по делам о несостоятельности и фи­нансовому оздоровлению является федеральным органом, осуществляю­щим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и орга­низационные функции, предусмотренные законодательством РФ о несостоя­тельности (банкротстве).

Управление федеральным имуществом на территории субъектов Рос­сийской Федерации осуществляют территориальные органы Минимуще­ства, чья компетенция устанавливается федеральным законодательством.

Управление государственным имуществом субъектов Российской Феде­рации осуществляют органы государственной власти субъектов РФ в соот­ветствии с разграничением предметов ведения и полномочий между органа­ми государственной власти РФ и субъектов федерации. Компетенция, функ­ции и задачи органов по управлению государственным имуществом субъекта РФ определяются региональным законодательством. Уполномоченным орга­ном, осуществляющим управление имуществом субъекта федерации, являет­ся соответствующий орган по управлению государственным имуществом (например, комитет или иной орган), созданный по решению субъекта РФ. Комитет может наделяться полномочиями территориального органа Мини­мущества. По вопросам приватизации, управления и распоряжения феде­ральной собственностью комитет подотчетен Минимуществу, а по вопросам приватизации, управления и распоряжения государственной собственностью субъекта Российской Федерации - главе исполнительной власти субъекта РФ. Председатель комитета назначается и освобождается от должности органами государственной власти субъекта РФ по согласованию с Минимуществом. К ведению комитета относятся:

- разработка перечней имущественных объектов, передаваемых в госу­дарственную собственность субъектов РФ из федеральной собственности;

-   формирование уставного капитала коммерческих и некоммерческих организаций, создаваемых с участием субъекта РФ;

- утверждение устава государственного унитарного предприятия; -заключение договоров о закреплении государственной собственности

субъекта РФ за предприятиями и учреждениями, контроль за их исполнением;

- подготовка заключений и проведение юридических действий по соз­данию, ликвидации или реорганизации государственных предприятий и уч­реждений, находящихся в собственности субъекта РФ, с учетом антимоно­польного законодательства;

- приватизация государственного имущества субъекта РФ, сдача его в аренду, внесение или выдача разрешения на внесение его в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ, согласование зало­говых сделок с государственным имуществом субъекта РФ, а также иные формы распоряжения этим имуществом в пределах компетенции комитета;

-        разработка программ приватизации и национализации государствен­ного имущества субъекта РФ, а также разработка и утверждение планов при­ватизации и изменений к ним;

- продажа объектов приватизации в соответствии с утвержденными планами приватизации, продажа акций приватизируемых предприятий, объ­ектов недвижимости, а также земельных участков под приватизированными предприятиями, заключение договоров купли-продажи;

-       приобретение за счет средств регионального бюджета акций, долей (вкладов) хозяйственных обществ и товариществ в государственную собст­венность субъекта РФ;

- участие в формировании рынка ценных бумаг на территории субъекта РФ;

- изъятие закрепленного за предприятием, учреждением на праве опера­тивного управления или хозяйственного ведения излишнего, неиспользуемо­го или используемого не по назначению имущества и передача его другим предприятиям и учреждениям или включение в состав казны субъекта РФ;

- осуществление контроля за сохранностью и использованием по назна­чению имущества субъекта РФ;

- осуществление залога акций, долей (вкладов) хозяйственных обществ и товариществ, находящихся в государственной собственности субъекта РФ, и передача их в доверительное управление;

- контроль за поступлением в региональный бюджет дивидендов по ак­циям, долям (вкладам), находящимся в государственной собственности, а также арендной платы от сданного в аренду государственного имущества;

- принятие иных решений в соответствии с федеральными законами и законами субъекта федерации.

Органы местного самоуправления в соответствии с уставами муни­ципальных образований могут создавать органы по управлению муниципальным имуществом.    Функции по управлению государственным имуществом они могут выполнять в пределах делегированных им органами государствен­ной власти субъекта РФ полномочий. Делегирование полномочий по управ­лению государственным имуществом органам местного самоуправления осуществляется:

• по закону субъекта Российской Федерации;

•  по решению главы исполнительной власти субъекта РФ;

• по договору и соглашениям между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Договор о делегировании государственных полномочий в сфере управ­ления государственным имуществом органам местного самоуправления дол­жен содержать:

- цели, объем и характер делегированных полномочий;

- порядок их осуществления;

- срок действия договора;

- взаимные права и обязанности по реализации полномочий;

- объем и порядок их финансового обеспечения;

- формы и меры ответственности сторон за нарушение договора;

- условия расторжения договора и возврата делегированных полномо­чий в области управления имуществом.

Возвращение государственных полномочий в сфере управления госу­дарственным имуществом осуществляется:

- по инициативе органов государственной власти субъекта РФ, если при сложившихся условиях эти полномочия могут более эффективно выполнять­ся органами государственной власти субъекта федерации;

- по инициативе органов местного самоуправления, если выполнение переданных полномочий становится невозможным по не зависящим от них причинам;

- в случае нарушения условий договора одной из сторон и если эти на­рушения привели к ненадлежащему выполнению или создали условия, за­трудняющие исполнение государственных полномочий органами местного самоуправления.

Контроль за использованием государственного имущества осуществля­ют Государственная Дума, Правительство РФ и Минимущество в пределах их компетенции, а также Счетная палата РФ, Главное контрольное управле­ние Президента РФ, специальные органы государственного финансового контроля, в том числе Государственная контрольно-ревизионная служба РФ, иные органы ведомственного контроля за управлением государственным имуществом. Координация и разграничение сферы деятельности органов го­сударственного контроля за управлением госимуществом осуществляется в соответствии с разграничением функций и полномочий органов законода­тельной и исполнительной власти.

Государственная Дума Российской Федерации:

а) рассматривает отчет Правительства РФ об управлении государствен­ным имуществом;

б) проводит депутатские слушания по вопросам управления объектами государственной собственности;

в) контролирует поступление в федеральный бюджет средств, получен­ных от распоряжения имуществом, находящимся в государственной собст­венности (в том числе его приватизации, продажи), а также средств, полу­ченных от управления объектами государственной собственности;

г) осуществляет иные контрольные полномочия в соответствии с феде­ральными законами.

Правительство Российской Федерации:

а) контролирует работу Министерства государственного имущества по управлению и ведению учета объектов государственной собственности;

б) утверждает отчеты Министерства государственного имущества по управлению объектами государственной собственности;

в) принимает меры по устранению нарушений законодательства об управлении объектами государственной собственности.

Минимущество:

а) проводит проверки использования объектов государственной собст­венности;

б) запрашивает и получает информацию по вопросам, связанным с ис­пользованием объектов государственной собственности;

в) проводит по поручению Правительства РФ ревизию объектов госу­дарственной собственности, составляет и представляет в Правительство акты по ее результатам.

Управление государственным имуществом должно строиться на сле­дующих принципах: законности', разграничения полномочий между субъ­ектами управления государственным имуществом; подотчетности и под­контрольности', гласности', самостоятельности пользователей', эффектив­ности; обеспечения условий для развития состязательности (конкуренции); обязательности отчислений в бюджет средств от использования государ­ственного имущества (платности).

Методы управления государственным имуществом - способы воз­действия на имущественные объекты для достижения поставленных целей. В управлении государственным имуществом используются:

- организационно-правовые методы - распорядительные воздействия субъектов управления государственным имуществом на имущественные от­ношения в форме административных указаний, установления правил, регулирующих процессы передачи прав собственности, выработки порядка и стан­дартных процедур управления государственным имуществом;

-организационно-экономические методы - воздействие субъектов управления государственным имуществом на экономические интересы уча­стников имущественных отношений посредством преобразования форм соб­ственности, регулирования деятельности предприятий, использующих госу­дарственное имущество.

К организационно-правовым методам управления государственным иму­ществом следует отнести те, которые регламентированы российским законода­тельством.

Хозяйственное ведение. Передача государственного имущества в хо­зяйственное ведение регламентируется Гражданским кодексом РФ, иными нормативными правовыми актами. Передача государственного имущества в хозяйственное ведение государственным унитарным предприятиям осущест­вляется на основе распоряжения федерального министерства по управлению государственным имуществом по поручению Президента Российской Феде­рации или Правительства РФ. Государственное унитарное предприятие -коммерческая организация, ни наделенная правом собственности на закреп­ленное за ней собственником имущество. В подобной форме могут быть соз­даны и муниципальные унитарные предприятия. Имущество государст­венного или муниципального унитарного предприятия находится соответст­венно в государственной или в муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Унитарное предприятие не несет ответственности по обязатель­ствам собственника его имущества. Правовое положение унитарного пред­приятия определяется Гражданским кодексом РФ и законом о государствен­ных и муниципальных предприятиях.

Имущество, переданное на праве хозяйственного ведения, используется государственным унитарным предприятием в пределах, установленных Гра­жданским кодексом РФ, федеральным законодательством, уставом, догово­ром (контрактом), заключаемым Минимуществом с руководителем государ­ственного унитарного предприятия. Государственные унитарные предпри­ятия без письменного согласия Минимущества, его территориальных органов не вправе распоряжаться государственным имуществом - продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хо­зяйственных обществ и товариществ или распоряжаться им иным способом.

Фактическая передача имущества в хозяйственное ведение осуществля­ется после заключения договора на право хозяйственного ведения, в котором отражаются условия передачи имущества. Право хозяйственного ведения на имущество прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном за­конодательством для прекращения права собственности, а также в случаях

правомерного изъятия имущества у предприятия по решению Минимущест­ва, его территориальных органов и региональных комитетов по управлению имуществом.   Право хозяйственного ведения не может быть передано другим юридическим или физическим лицам. Государственное имущество, передан­ное в хозяйственное ведение, подлежит обязательному страхованию. Договор хозяйственного ведения подлежит учету в реестре договоров Минимущества РФ.

Оперативное управление. Передача государственного имущества в оперативное управление государственным казенным предприятиям, госу­дарственным учреждениям осуществляется на основе распоряжения Мини­мущества по поручению Президента РФ или Правительства РФ. Государст­венное имущество, переданное на праве оперативного управления, использу­ется строго по целевому назначению, в соответствии с заданиями Правитель­ства РФ или уполномоченного им органа, а также с назначением имущества в пределах, установленных федеральным законодательством. Казенное пред­приятие, государственное учреждение не вправе отчуждать или иным спосо­бом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, продавать, передавать в аренду, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных об­ществ и товариществ, отдавать в залог и производить другие действия, кото­рые могут повлечь за собой отчуждение государственного имущества.

Фактическая передача государственного имущества в оперативное управление осуществляется после заключения договора, в котором отра­жаются условия передачи государственного имущества. Право оперативно­го управления не может быть передано другим юридическим или физиче­ским лицам. Из права оперативного управления излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению государственное имущество может быть изъято решением Правительства РФ или уполномоченного им органа. Договор оперативного управления подлежит учету в реестре договоров Минимущества.

Управление пакетами государственных акций хозяйственных об­ществ и товариществ, закрепленных в федеральной собственности, осущест­вляется Правительством РФ или уполномоченным органом в порядке, опре­деленном федеральным законодательством. Минимущество формирует фе­деральный перечень акционерных обществ, созданных в процессе приватиза­ции, акции которых закреплены в федеральной собственности, а также в от­ношении которых принято решение об использовании специального права («Золотая акция»). В перечень включаются акционерные общества, которые:

- производят продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства;

- осуществляют свою деятельность в качестве субъектов естественных монополий;

-     занимают доминирующее положение на потенциально конкурентном товарном рынке и подлежат реорганизации в целях создания конкурентной среды на этом рынке;

-     акции которых подлежат внесению в уставные капиталы других ак­ционерных обществ, в том числе холдинговых компаний.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.134.29 (0.083 с.)