Олимпийские игры Древней Греции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Олимпийские игры Древней Греции



 

1.1  Легенды и мифы о происхождении Олимпийских игр.

1.2  Олимпийские игры древности: программа, правила проведения и олимпионики – первые победители Олимпийских игр.

1.3  Социальное, политическое и культурное значение олимпийских игр древности.

1.4  Упадок Олимпийских игр древности.

1.1 Легенды и мифы о происхождении Олимпийских игр. Олимпийские игры. В этом названии слышатся восторженные крики победителей состязаний, радостный шум и аплодисменты трибун, речи философов и поэтов, угадывается связь веков и различных культур.

История олимпизма началась за много веков до нашей эры, и, говоря об Олимпийских играх, невольно задумываешься - кто тот гений, который придумал этот великий праздник, одинаково привлекательный для древних эллинов и современного человека, для тренированного спортсмена и эстета-художника?

Греки считали, что столь гениальная идея могла принадлежать только Зевсу-громовержцу. Согласно древней легенде, власть над миром хитростью захватил коварный бог Кронос. Из опасения принять смерть от руки одного из своих детей он глотал их новорожденными. Несчастная мать Рея, родив очередного сына, подала вместо него отцу завернутый в пеленки камень, который тот проглотил, не заметив подмены, а новорожденного Зевса поручила нимфам. Когда Зевс вырос и возмужал, он восстал против своего отца и заставил его вернуть на свет поглощенных детей. Одного за другим изверг из уст Кронос своих детей-богов, прекрасных, жизнерадостных и светлых. Они начали борьбу с Кроносом и титанами за власть над миром. Ужасна и упорна была эта борьба. Дети Кроноса утвердились на высокой горе Олимп. Отсюда Зевс метал громы и молнии в титанов. Борьба длилась десять лет. Стонала земля, содрогалось все вокруг, закипали моря. Наконец, могучие титаны дрогнули. Их сила была сломлена. Боги-олимпийцы сковали их и вместе с Кроносом низвергли в мрачный Тартар, в вечную тьму.

В честь этой победы Зевс основал бескорыстные, честные состязания сильных, ловких и смелых, названные впоследствии по месту их проведения Олимпийскими. А проводились эти состязания в древнегреческом местечке Олимпия, расположенном в южной Греции, в западной части Пелопоннесского полуострова, на территории города-полиса Элида. Тогда они назывались «агонами». Слово «агон» переводится как состязание, игра, турнир. Самые сильные, ловкие и смелые юноши состязались в честь Зевса-громовержца и олимпийских богов.

Другие легенды основателем Олимпийских состязаний называют сына Зевса Геракла. Именно в этом месте он совершил один из своих подвигов: очистил конюшни царя Элиды Авгия, которые не убирались 30 лет. Геракл перегородил реку Пеней, столкнув скалу, и вода за один день унесла всю скопившуюся грязь. Но жадный Авгий обманул героя и лишил его обещанной награды. Возмущенный Геракл убил обманщика и в ознаменование своей победы устроил Игры. Геракл сам установил дистанцию для бега - «стадий», отмерив его своими стопами. Один стадий равнялся 600 стопам, или 192 м 27 см. Именно такой, как показали раскопки археологов, и была длина олимпийского стадиона.

Романтикой овеян и миф о Пелопсе, внуке великого Зевса, который хитростью победил царя Элиды Эномая.

Последнему была предсказана смерть от руки зятя, поэтому всех претендентов на руку своей дочери Гипподамии он поражал копьем во время устроенных им бесчестных состязаний на колесницах. Пелопс подговорил возницу колесницы Эномая заменить бронзовые чеки колес на восковые. Во время скачек они расплавились, и жестокий царь погиб под копытами своих коней. В память об этом событии Пелопс воздвиг в Олимпии святилище, где приносил жертвы богам, и учредил один раз в четыре года проводить здесь Игры.

Определенной исторической достоверностью обладает предание, по которому элидский правитель Ифит, уставший от постоянных междоусобиц и беспрерывных войн между отдельными городами-полисами, обратился к дельфийскому оракулу с вопросом, как их прекратить. И получил ответ: «Возобновить забытые людьми Олимпийские игры!» Ифит предложил царю воинственной Спарты Ликургу учредить состязания, во время которых устанавливалось бы священное перемирие - экейхерия. По условиям заключенного договора за нарушение перемирия налагался крупный денежный штраф, и, что было еще страшнее, виновные лишались права участвовать в Олимпийских играх. Реальность этого факта подтверждает древнегреческий историк Павсаний, который писал, что еще во II веке нашей эры медный диск, на котором был начертан устав перемирия, заключенный между Ифитом и Ликургом, хранился в одном из храмов Олимпии.

Следует сказать, что в долине Алфея, как и а разных других местах Греции, задолго до Олимпийских игр проходили ритуальные состязания в честь посвящения юношей в воины. Но они носили местный характер. Ифит и Ликург придали Олимпийским состязаниям общеэллинский масштаб.

Прекрасны мифы и легенды Древней Греции, но история нуждается в достоверной точке отсчета. Такой точкой стал первый известный памятник, поставленный в Олимпии победителю состязаний в 776 г. до нашей эры (по общепринятому сегодня летоисчислению). Тогда первый известный чемпион Игр - атлет из Элиды Короибос (Корэйб) - опередил всех соперников в беге на один стадий. Этот год стали официально считать годом начала проведения Олимпийских игр. Другие же источники сообщают, что в этом г. состоялись уже 28-е Игры.

1.2 Олимпийские игры древности: программа, правила проведения и олимпионики – первые победители Олимпийских игр. Правила организации, и проведения Игр были строго регламентированы. Олимпиадой назывался промежуток времени между Играми. Праздник проводили в «священный месяц», начинавшийся с первого полнолуния после первого солнцестояния один раз в четыре года, т. е. в первый год Олимпиады.

На время проведения Олимпийских игр на территории всей Древней Эллады объявлялся «священный мир», все войны прекращались, нарушителей этого перемирия ждало самое жестокое наказание. В конце весны олимпийского года во всегреческие государства направлялись глашатаи, возвещавшие о времени начала Игр и о наступлении всеобщего мира сроком до трех месяцев. Тысячи людей из всех уголков Эллады направлялись в Олимпию, чтобы увидеть соревнования выдающихся атлетов и поболеть за своих соотечественников. Те, кто шел или ехал на состязания, пользовались правом свободного перехода через все греческие, в том числе и враждебные, государства. Проклятие богов и крупные штрафы налагали даже за оскорбление путника, идущего на олимпийский праздник эллинов. А вчерашние смертельные враги мирно состязались в силе и ловкости на спортивной арене.

К участию в Олимпиадах на протяжении без малого семи веков допускались только свободнорожденные мужчины - греки по происхождению. Рабы, чужеземцы и женщины такого права не имели.

Причем женщинам даже запрещалось под страхом смертной казни присутствовать на Олимпиадах в качестве зрителей. Исключение было сделано лишь для одной из них - жрицы богини Деметры.

Победители Игр - олимпионики - выражали обще греческий идеал гармонически развитой личности не только в плане физического, но и нравственного развития. Не случайно в олимпийских правилах подчеркивалось, что в играх может участвовать каждый грек, родившийся свободным, не запятнавший себя кровавым злодеянием и не отягощенный проклятием богов. При представлении участников глашатай-керикс спрашивал у зрителей, не известно ли им о каких-либо преступлениях атлета, не был ли он или его родители рабами, не уклонялся ли он от тренировок в предписанный правилами период, уличенный в нарушениях подвергался порке, штрафу и изгонялся со стадиона. Во избежание лжесвидетельств те же наказания грозили зрителям за клевету. К тому же к олимпийским состязаниям допускались только те атлеты, которые имели возможность ежедневно, в течение не менее 10 месяцев, тренироваться в спортивных школах - гимназиях родного города, затем - месяц в гимназии Элиды - столице государства, которому принадлежала Олимпия.

Руководители Игр - элланодики - избирались из числа самых уважаемых граждан Элиды. Они выполняли функции организаторов и судей на Играх, награждали победителей и наказывали провинившихся. Им вменялось в обязанность следить, чтобы в состязаниях участвовали только наиболее подготовленные атлеты. Поэтому они внимательно наблюдали за ходом подготовки атлетов, устраивали строгий экзамен, отбирали наиболее достойных и после этого в течение месяца перед Играми сами руководили их тренировками. Элланодики имели право наказывать провинившихся или нерадивых розгами.

После месяца напряженных тренировок проводился отбор с учетом проявления целеустремленности, настойчивости, физической и психологической закалки. Выдержавшие испытание совершали 57-километровый марш в Олимпию, где после непродолжительного отдыха и религиозных церемоний вступали в соревновательную борьбу.

В храмах перед открытием Игр все участники давали олимпийскую клятву. «Я честно и упорно готовился, и буду честно соревноваться со своими соперниками!» [32, с. 16].

Первоначально в программу Олимпийских игр входил только один вид состязаний - стадиодром, или бег на дистанцию, равную одному стадию. Только более чем через полвека программа стала расширяться. На 14-й олимпиаде (724 г. до н. э.) были введены состязания в беге на два стадия - диаулосе.

С 15-й олимпиады начали проводить состязания в беге на выдержку - долиходроме, дистанция которого колебалась от 7 до 24 стадиев. Программа Игр 18-й олимпиады (708 г. до н. э.) пополнилась борьбой и пятиборьем -пентатлоном, который включал стадиодром, прыжки в длину, метание диска, метание копья и борьбу.

С 23-й Олимпиады (688 г. до н. э.) состязались кулачные бойцы, А включенные в 25-ю Олимпиаду (680 г. до н. э.) гонки на колесницах сразу стали любимым зрелищем в Древней Греции. Они стали первым спортивным состязанием с участием лошадей.

Программа 33-й Олимпиады (648 г. до н. э.) пополнилась панкратионом - комбинацией приемов борьбы и кулачного боя. С 37-х Игр (632 г. до н. э.) в олимпийские состязания были включены и соревнования в отдельных видах физических упражнений для юношей и детей.

Многие состязания, входящие в программу современных Олимпийских игр, имеют древние корни. Еще в Элладе были популярны соревнования в поднятии тяжестей, в качестве которых тогда были задействованы огромные тяжелые камни. Атлеты тренировались и выступали на олимпийском празднике обнаженными.

Стыд наготы считался признаком варварства. Для греков загорелое, тренированное обнаженное тело являлось выражением высокого уровня культуры. По всей Греции - на материке, островах и в колониях создавались скульптуры, воспевавшие силу и красоту человеческого тела. Историки утверждают, что великие скульпторы ваяли богов и героев с олимпиоников. Эти изваяния до сих пор восхищают своим совершенством.

Главной наградой победителю Олимпийский игр - олимпионику - служила оливковая ветвь, срезанная ритуальным золотым ножом со старого дерева, которое, по преданиям, посадил Геракл. Имя атлета высекалось на мраморной плите, а самым выдающимся воздвигались памятники. Жители города, который представлял победитель, одаривали его дорогими подарками, освобождали от налогов, предоставляли бесплатное место в театре.

Возвращение победителя на родину, а чемпионы были из Элиды, Спарты, Афин, Фив и других городов Греции, превращалось в подлинно триумфальное шествие. Имена соотечественников, ставших победителями Олимпийских и других состязаний, увековечивались в гимназиях и храмах. Кропотливо велся учет их достижений. Некоторые из них почитались наравне с богами. Из сохранившихся записей известно, что атлет Феаген добился 1300 побед на различных соревнованиях.

Леонид из Родоса двенадцать раз становился олимпийским чемпионом в беге на один и два стадия и в беге с вооружением в течение четырех Олимпиад.

Однако самым прославленным атлетом Древней Греции является Милон Кротонский. В 540 г. до нашей эры в возрасте 14 лет он стал олимпийским победителем в борьбе. Затем он был увенчан олимпийским венком еще шесть раз. О его невиданной физической силе и ловкости слагались легенды. Многочисленные источники подтверждают, что Милон Кротонский - не мифический персонаж, а реальная личность. Интересно, что Милон учился в школе Пифагора, где получил не только физическую, но и общеобразовательную подготовку. Поэтому он сыграл большую роль в политической жизни своей родной общины. Во время войны с Сибаритом Милон был избран полководцем. Он не только руководил войском, но и, как утверждают современники, один заменял целое подразделение. Таким образом, Милон Кротонский являлся древнегреческим идеалом гражданственности и гармонически развитой личности. И, как всякий идеал, постепенно обрастал мифами и легендами. Так, историк и географ Страбон описывает, что во время занятий у Пифагора Милон случайно свалил колонну дома.

Чтобы предотвратить катастрофу, он сам стал на место колонны и поддерживал свод здания до тех пор, пока все не покинули его!

Достоверность этого предания вызывает сомнение, но эта и другие легенды подтверждают, какой большой любовью и уважением были окружены выдающиеся атлеты Древней Греции.

За что же таких почестей удостаивались победители? Дело в том, что участники Олимпийских состязаний выступали как представители определенного государства. Поэтому при представлении атлета обязательно называлось его имя и родной город. Город указывался и рядом с именем победителя.

Авторитет олимпиоников во всей Элладе был настолько велик, что во время войны враги проявляли к знаменитым атлетам удивительное для того времени милосердие.

Так, например, после морской битвы между родосцами и афинянами в 407 г. до нашей эры родосец Дорией - многократный победитель состязаний в панкратионе - был захвачен в плен афинянами. Когда те узнали, что пленный - олимпионик, его освободили, не потребовав даже выкупа. Так же поступил Александр Македонский с ливанцем Дианисандором в знак уважения к его спортивным заслугам и из-за боязни навлечь на себя гнев богов.

1.3 Социальное, политическое и культурное значение Олимпийских игр древности. Распространение культа Зевса превратило Олимпию в религиозно-культовый центр всей Древней Греции. На пожертвования жителей страны не позднее 456 года до нашей эры здесь был, воздвигнут величественный храм. Главным его украшением являлась 12-метровая статуя Зевса, выполненная скульптором Фидием из золота, дерева и слоновой кости. Она так поражала своим художественным совершенством, что была признана современниками одним из семи чудес света. В Олимпии также было построено около 70 святилищ в честь различных богов, мифологических героев, царей, полководцев и олимпийских чемпионов.

Наряду с храмами и памятниками в Олимпии был целый комплекс спортивных сооружений: стадион, ипподром, гимназий и палестра. Стадион располагался у подножья горы Кронос, которая служила трибуной во время соревнований и вмещала до 50 тыс. зрителей. В гимназиях хранились все материалы по организации и проведению олимпийских праздников, списки участников и статуи отличившихся. Гимнасий и палестра являлись местом тренировки участников Олимпиад за месяц до их проведения. Здесь же находились здание Высшего Совета Элиды, гостиницы для участников, судей и наиболее состоятельных и почетных гостей Олимпиад.

Возникнув как, составная часть религиозно-культового ритуала, Игры на протяжении всего существования были посвящены Зевсу и, тем самым, объединяли все греческие земли. По представлениям греков, через состязания происходило общение людей с богами. Именно боги даровали победу достойнейшим. Но чтобы добиться расположения богов, следовало заниматься самосовершенствованием физическим и духовным, не совершать плохих поступков и т. д. В то же время победитель состязаний как бы получал божественный знак особого расположения, что позволяло приравнивать его к самим богам.

Период наивысшего расцвета античных Олимпийских игр (IV в. до н. э.) связан с идеалами гармонии человека и окружающего мира: это - гармония его физического и духовного развития; гармония личного стремления к победе и постоянной готовности к служению родному городу, к его защите и прославлению.

В жизни Греции Олимпийские игры, особенно в период их расцвета, имели большое общественное и культурное значение в связи со священным перемирием. Во время Игр со всех уголков Эллады съезжались выдающиеся философы, поэты и ученые, что содействовало дальнейшему развитию поразительного феномена греческой культуры. А с 84-х игр (444 г. до н. э.) конкурс искусств стал официальной частью программы Олимпийских игр. Перед многочисленной аудиторией выступали великие философы Платон, Сократ, Диоген, Гераклит, отцы истории Геродот и Фукидид, основоположник медицины Гиппократ, классики древнегреческой поэзии Софокл, Пиндар, Еврипид, математик Пифагор, который и сам был прекрасным атлетом и победителем в состязаниях по кулачному бою.

Философские беседы, поэтические и ораторские выступления, созерцание шедевров архитектуры и искусства, восхищение красотой и физическим совершенством атлетов формировали и развивали единую греческую культуру. При сохранении специфики развития и своеобразия различных греческих полисов, без давления какой-либо централизованной власти именно здесь, на празднествах, естественным образом формировалось национальное самосознание греков. Это было сознание высокой общественной цивилизации, духовной и физической культуры, сознание превосходства над рабами и соседними варварскими народами. В античной Греции Олимпийские игры кроме состязательной выполняли и другие социальные функции: религиозную, культурную, воспитательную, экономическую, политическую, зрелищную.

Однако, большая социальная значимость Олимпийских игр этого периода определялась, в первую очередь, их влиянием на объединение греческого мира и формирование единого национального самосознания. Не случайно самые пышные и красочные Игры древности состоялись в 476 г. до нашей эры, когда объединенные греческие войска вначале в Марафоне, а затем и в морском сражении при Саламинах разгромили персидские войска и этим сохранили свободу и независимость Греции. Олимпийские игры тогда стали грандиозным праздником в честь победы над грозным врагом.

 

1.4 Упадок Олимпийских игр древности. С IV века до нашей эры начались постепенные изменения характера и содержания Олимпийских игр. Все больше внимания стало уделяться зрелищности состязаний, гармоничная красота тела не вызывала былого восхищения. Зрителей все больше привлекала борьба, кулачный бой и панкратион, богатые острыми, драматическими моментами. Да и в этих видах произошли перемены.

Если раньше исход схватки решали преимущественно быстрота, ловкость, то в этот период решающим качеством становится физическая сила.

Награда за победу в состязаниях возрастает. Города, стремясь продемонстрировать свою мощь и завоевать расположение богов, привлекают наиболее известных бойцов, даже если они живут в других местах или не соответствуют олимпийским правилам. В связи с этим в состязаниях впервые принимают участие атлеты-профессионалы.

Стремление победить любой ценой привело к нарушению правил и установленных норм. Впервые на Олимпийских состязаниях были зарегистрированы случаи подкупа, жестокости, нарушений системы подготовки к Играм. Но судьи боролись против нечестной победы. Известно, что кулачный боец Эвиол из Фессалии пытался дать взятку соперникам, чтобы обеспечить себе победу. В наказание он заплатил такой большой денежный штраф, что на эти деньги в Олимпии было установлено шесть статуй Зевса. На постаментах выбивались эпиграммы, напоминавшие атлетам, что победа достигается не деньгами, а физической подготовкой.

Перемены, происходящие в облике участников состязаний, отчетливо заметны в изобразительном искусстве Древней Греции: если в IV веке до нашей эры античные герои, моделями которых, как известно, служили участники игр, молоды и прекрасны, обладают гармонично развитой фигурой без излишней гипертрофии мышц.

Скульптура кулачного бойца, выполненная Аполлонием в I веке до нашей эры, запечатлела безмерно уставшего немолодого человека. Узловатые мышцы, изуродованное в боях лицо, бессмысленный взгляд - таков образ профессионального атлета.

Древнегреческий историк Плутарх как пример, достойный подражания, приводит такой эпизод: «Говорят, одному спартанцу предлагали на Олимпийских играх большую сумму с условием, что он уступит честь победы. Он не принял ее и после трудной борьбы повалил своего соперника. «Что пользы тебе, спартанец, в твоей победе?» - спросили его. «В сражении я пойду с царем впереди войска», - отвечал он, улыбаясь[22, с. 56].

Олимпийские праздники не прекратились и тогда, когда могущество Эллады начало падать. В 338 г. до нашей эры Грецию, ослабленную междоусобицами, захватил македонский царь Филипп. Но он не стал запрещать Олимпиады и другие игры. А его сын Александр Македонский, которого воспитывал греческий философ Аристотель, организовывал подобные состязания в завоеванных странах Востока.

В середине II века до нашей эры Грецию покорили римляне. По-разному относились римские правители к спортивному великому празднику. И хотя Олимпийские игры продолжали проводиться, их правила все чаще нарушались. Были даже попытки перенести игры в Рим. Диктатор Сулла, больше известный тем, что при нем было разгромлено восстание рабов под предводительством легендарного Спартака, распорядился о проведении Игр 175-й Олимпиады в Риме. Но римляне, уже привыкшие к кровавым зрелищам - гладиаторским боям и гонкам на колесницах, интереса к олимпийским состязаниям не проявили.

Император Калигула распорядился перевезти в Рим скульптуру Зевса. Но корабль, направленный для этого в Грецию, поразила молния. Это было воспринято, как божественный знак, и скульптуру оставили в Олимпии.

А римский император Нерон сам решил поучаствовать в 211-й Олимпиаде. Он был объявлен недосягаемым победителем во всех турнирах - от гонок на колесницах до чтения трагедий. Римский историк Гай Светоний Транквилл так описывает этот факт: «К скачкам страсть Нерона была безмерна с ранних лет. В Олимпии он правил упряжкой в 10 лошадей, был выброшен из колесницы, чудом остался в живых и не мог продолжить скачку. Однако получил венок победителя. За это подарил всей провинции свободу, а судьям - римское гражданство». Это свидетельствует о проникновении политики в спорт еще в те далекие времена. Правда, после смерти императора справедливость восторжествовала. Его имя было вычеркнуто из списков олимпиоников.

С 776 года до нашей эры на протяжении 1170 лет в Древней Греции было проведено 293 Олимпиады! Несмотря на войны, эпидемии и другие общественные потрясения, ровно раз в четыре года атлеты встречались на главных состязаниях, и ни одна Олимпиада не была отложена.

В последний раз Эллада принимала олимпийский праздник на своих землях в 393 г. уже нашей эры. Через год, в 394 г., римский император Феодосии I, насильственно насаждавший христианство и принявший свод законов по борьбе с язычеством («Кодекс Феодосия»), запретил проведение Олимпийских игр. А еще через 32 года, когда новая религия набирала силу, его наследник Феодосии II издал декрет о разрушении языческих храмов.

Так прекратило свое существование олимпийское святилище. Сооружения и храмы Олимпии были разрушены легионерами, а землетрясения, наводнения и неумолимое время завершили этот процесс. Олимпия и великий праздник, проводившийся здесь, были преданы забвению более чем на 12 веков.

Однако, слава тех Олимпийских игр осталась жива, пройдя через множество поколений!

 

Лекция 2

 

Возрождение Олимпийских игр

1.1 Исторические, культурные и социальные предпосылки возрождения Олимпийских игр.

1.2 Пьер де Кубертен – основоположник олимпийского движения современности.

1.3 Первый россиянин в Международном олимпийском комитете.

1.4 Первые Олимпийские игры современности в Афинах.

 

1.1 Исторические, культурные и социальные предпосылки возрождения Олимпийских игр. В средние века христианская церковь античному идеалу физически совершенного героя противопоставила аскета, истязающего свою плоть и творящего молитвы во имя будущей благодати. Считалось, что забота о теле отвлекает честных христиан от молитв и забот о душе. Однако, несмотря на запреты и гонения, повсеместно продолжали проводиться рыцарские поединки, сельские игры в праздничные дни, соревнования в ловкости среди ремесленников и другие состязания. Видно такова сущность человека - стремиться к демонстрации своих физических и волевых качеств, наслаждаться радостью борьбы и мигом победы.

В эпоху Возрождения тело человека и методы развития физических качеств вновь стали предметом научного исследования. Бурное развитие науки и искусства возрождало идеалы античности, стремление к единству духовного и физического совершенствования. Однако прошли еще многие десятилетия, пока физическое воспитание приобрело массовый характер.

В XVII—XIX веках спорт активно развивался в Германии, Франции, Швеции и других странах. В Англии занятия крикетом и футболом были введены в учебную программу в колледжах, а увлечение спортом стало национальной чертой англичан.

Для обозначения соревновательных форм физического воспитания был введен термин «спорт» (от англ. desport - развлечение, отдых от труда).

Неоднократно предпринимались попытки возродить Олимпийские игры. В Англии с 1604 г. в Бартоне на Хэсе с различными перерывами проходили состязания, получившие название «олимпийских». В Швеции в 1834 г. была создана целая олимпийская ассоциация, которая проводила соревнования. В Греции после освобождения от турецкого ига укрепления национального духа греков были организованы Олимпийские игры.

Однако все эти соревнования и праздники кроме названия имели мало общего с Олимпийскими играми древности, носили искусственный характер и, поэтому, не сыграли сколько-нибудь серьезной роли в истории спорта.

В конце XIX века сложились благоприятные условия: международное распространение спортивного движения, усиление культурных и экономических связей между странами и народами. Интерес к древним Играм особенно усилился, когда начались раскопки древней Олимпии. Находки вызывали живой интерес во всех странах, и все больше голосов раздавалось за возрождение Олимпийских игр.

Основателем современного олимпийского движения по праву считается французский педагог и общественный деятель барон Пьер де Кубертен. Он изучил постановку воспитания в учебных заведениях Англии, его педагогические воззрения сформировали последующие поездки в США, Швецию, Германию. Но ключевое значение приобрело путешествие Пьера де Кубертена в Грецию, где он посетил недавно открытую Олимпию.

Определяя тенденции развития спорта, Пьер де Кубертен подчеркивал его противоречивость. Он отмечал: «... появляются виды спорта с новыми характеристиками, они интернациональны и демократичны и, следовательно, соответствуют идеалам и потребностям нашего времени.

Но сегодня, как и в прошлом, их влияние может быть и положительным, и отрицательным, что зависит от их использования и направления развития. Спорт может вызывать как наиболее благородные, так и наиболее низменные чувства; он может развивать бескорыстие и алчность; может быть великодушным и продажным, мужественным и ответственным; наконец, он может быть использован, для укрепления мира или подготовки к войне. Благородство чувств, стремление к бескорыстию и великодушию, дух рыцарства, сильная энергия и мир являются основными потребностями современных государств» [22, с. 78].

Исходя из этого, Пьер де Кубертен предложил возобновить проведение Олимпийских игр и использовать их для укрепления мира и взаимопонимания между народами, а также для всестороннего и гармоничного воспитания молодежи.

Он разработал организационные основы и идейное содержание олимпийского движения современности, объединив их понятием «олимпизм». Эти идеи оказались близкими и понятными во многих странах мира.

«Возрождение Олимпийских игр на принципах и условиях, которые соответствовали бы запросам современного общества, - писал Пьер де Кубертен, - сделает возможным встречу представителей всех народов мира каждые четыре года. Мы надеемся, что эти миролюбивые и благородные состязания будут лучшим выражением духа интернационализма» [23, с. 104]. Возрождая Олимпийские игры в современных условиях, Пьер де Кубертен считал, что они должны вдохнуть в человечество «дух свободы, мирного соревнования и физического совершенствования»[22, с. 104].

Впервые с этой инициативой Пьер де Кубертен выступил в 1892 г. в Сорбонне, на торжественном заседании, посвященном 5-летию Союза Французских атлетических обществ. По поручению Министерства просвещения Франции он стал налаживать контакты со спортивными организациями в других странах. 16 июня 1894 г. в Париже состоялся Международный конгресс, на котором присутствовали 78 делегатов из 12 стран. В официальных приглашениях, разосланных перед открытием, этот форум был назван «Конгрессом по возрождению Олимпийских игр». По инициативе ООН день 16 июня традиционно ежегодно отмечается в десятках странах мира как Олимпийский день.

Заслушав доклад, Пьер де Кубертена и ознакомившись с разработанными им организационными основами олимпийского движения, конгресс принял решение о возобновлении олимпийских состязаний и проведении Игр I Олимпиады в 1896 г. в Греции, а также о создании руководящего органа олимпийского движения - Международного олимпийского комитета (МОК).

Первым президентом МОК в знак уважения к родине античных Олимпийских игр был избран представитель Греции Деметриус Викелас, генеральным секретарем - Пьер де Кубертен. В 1896 г. Деметриус Викелас передал свои полномочия Пьеру де Кубертену, который руководил МОК до 1925 года.

После двух лет подготовительной работы 6 апреля 1896 года в Афинах на восстановленном античном стадионе, украшенном государственными флагами, в присутствии 80 тысяч зрителей король Греции Георгий объявил I Олимпийские игры современности открытыми.

Так началась новая эпоха в развитии спорта, эпоха, которая поставила выдающихся спортсменов в один ряд с ведущими политическими деятелями, знаменитыми учеными и артистами, а соревнования - с важнейшими международными событиями.

1.2 Пьер де Кубертен – основоположник Олимпийского движения современности. Барон Пьер де Кубертен родился в Париже 1 января 1863 г. в семье богатого французского живописца. С детских лет он любил ездить верхом, заниматься фехтованием и греблей. Учился в одном из парижских лицеев и в военной школе в Сен-Сире, затем в парижском университете получил звание бакалавра искусств, науки и права, после чего продолжил обучение в свободной школе политических наук в Париже. Получив разностороннее образование, Пьер де Кубертен решил посвятить себя просветительной реформе во Франции.

В возрасте двадцати лет он совершил путешествие в Англию для ознакомления с опытом выдающегося педагога Томаса Арнольда по организации физического воспитания в учебных заведениях. Эта поездка определила всю дальнейшую деятельность Пьера де Кубертена - он серьезно занялся изучением вопросов организации физического воспитания молодежи в различных странах, места и роли спорта в общественной жизни. Был инициатором и создателем спортивных союзов для детей, организатором международных спортивных соревнований.

Важной вехой в жизни Пьера де Кубертена стало посещение раскопок в Олимпии. В этом легендарном месте, как он писал впоследствии, у него возникла мысль: «Германия отыскала развалины Олимпии; почему бы Франции ни восстановить ее былую славу»? [22, с. 144] От этого проекта до менее блестящего, но более практичного и плодотворного - о возрождении Олимпийских игр, было уже недалеко; пробил час спортивного интернационализма, призванного сыграть свою роль во всем мире.

25 ноября 1892 г. барон Пьер де Кубертен впервые выступил с предложением о возрождении Олимпийских игр, а в 1896 г. был избран президентом МОК, которым руководил до 1925 г., и до конца жизни оставался почетным президентом этой организации, продолжая разрабатывать теоретические аспекты олимпийского движения.

Большое внимание Пьер де Кубертен уделял проблемам психологии и педагогики в области спорта. Он приложил немало усилий для создания Универсального педагогического союза и Международного бюро спортивной психологии. Как педагог, Пьер де Кубертен видел в спорте уникальное средство воспитания и образования молодежи.

Особенно важной Пьер де Кубертен считал миротворческую миссию Игр. Он утверждал, что каждые четыре года возрожденные Олимпийские игры должны давать молодежи мира возможность для счастливого и братского единения.

Стремясь к мирному, праздничному и культурному духу, который должен стать отличительным признаком Олимпийских игр, Пьер де Кубертен настойчиво подчеркивал: «Олимпийские игры - это не ординарные мировые чемпионаты, а всемирные фестивали молодежи с четырехлетним циклом, "весна человечества", праздник высших усилий, разнообразных амбиций и всех форм молодежной деятельности, свойственных каждому последующему поколению, как только оно подходит к порогу зрелости» [22, с. 218]. Его вдохновенные мысли легли в основу олимпийской философии, которая по его предложению, высказанному в 1912 г., именуется олимпизмом. Вот одна из важнейших идей олимпизма: спорт, культура, наука, искусство должны соединиться в прочный и прекрасный сплав, который и будет называться олимпийским движением.

Пьер де Кубертен был не только идеологом современного олимпийского движения, но и законодателем и организатором его структуры, включающей три части: Международный олимпийский комитет, Национальные олимпийские комитеты и международные федерации. Сферу деятельности и роль каждой из этих составных частей олимпийского движения он определил в речи на открытии VIII Олимпийского конгресса в Праге (1925 г.).

Кубертен не был поэтом. Но тем не менее написал одно прекрасное стихотворение. Называется оно «Ода спорту». В 1912 г. проводился конкурс искусств, освященный Олимпийским играм. Кубертен написал свою знаменитую «Оду спорту» и передал ее в жюри под псевдонимом (причины такого поступка, надеюсь, вы поняли), что говорит о благородстве и мужестве этого человека.

И вот высшая награда, золотая медаль, была присуждена именно «Оде» Кубертена.

В «Оде спорту» девять глав. В них Кубертен говорит о том, что спорт – наш постоянный спутник жизни, настоящий и надежный друг. Если ты будешь верен ему, то получишь взамен радость, которую он дарит твоему духу и твоему телу. «Спорт! – восклицает Кубертен. – Ты вестник мира. Стоит тебе улыбнуться, стоит пройти по странам упругой радостной походкой, и над землею разливается спокойствие. Люди через континенты и океаны протягивают друг другу руки со словами: «Здравствуй, друг!» [22, с. 278].

Девятая, заключительная глава, называется: «О спорт! Ты – мир!».Слова эти давно стали крылатыми среди олимпийцев и любителей спорта.

Общественный деятель, историк, литератор, педагог и социолог Пьер де Кубертен оставил после себя не только главное творение своей жизни - современный олимпизм и возрожденные Олимпийские игры, но и огромное литературное наследие: 30 книг, 50 брошюр и более чем 1200 статей на самые разные темы по истории спорта, социологии, философии, политике, археологии.

В 1936 г. Пьер де Кубертен был, выдвинут на присвоение ему Нобелевской пре



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.43.17 (0.059 с.)