Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 13. Аудиторская проверка производственных затрат.⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
Важнейшими моментами в бухгалтерском учёте затрат на производство продукции, работ и услуг выступают расчёт их фактической себестоимости и разработка методов и принципов учётной политики предприятия по легальному учёту всех сопутствующих расходов, то есть включению понесённых материальных убытков в состав производственных затрат. Поэтому, соответственно, и ход аудиторской проверки данного направления учётной деятельности организации должен исходить из двух главных задач - независимой и объективной проверки порядка отнесения расходов к производственным затратам и методов калькуляции себестоимости произведённой продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Данные задачи, стоящие перед проверяющей организацией, обуславливают и внутреннюю структуру (содержание) программы аудиторской проверки. Отсюда этапами аудита будут являться экспертиза учётной политики предприятия, проверка обоснованности отражения расходов и их расчёта по соответствующим статьям, а также анализ сводного учёта производственных затрат. Целесообразно начинать проверку с экспертизы учётной политики организации, так как именно в локальных нормативных актах, детализирующих и раскрывающих смысл основных начал учётной дисциплины предприятия, содержатся нормы, регламентирующие методы учёта производственных затрат и способы расчёта себестоимости этих затрат. Отсюда аудитором также может быть почерпнута информация обо всех расходах будущих периодов, методах списания общехозяйственных расходов и расчёта незавершённых производственных направлений организации, порядке формирования и расходования хозяйственных резервов и методологии расчёта себестоимости готовой продукции. Весь круг этих вопросов в обязательном порядке должен быть раскрыт в учётной политике предприятия. В противном случае аудитор делает соответствующие замечания руководству проверяемой организацией с указанием на необходимость включения в учетную политику отсутствующей информации, либо, с целью упразднения несоответствий требованиям законодательства о бухгалтерском учёте в России, внесения в неё необходимых изменений. Анализ актов, определяющих принципы учётной политики организации, также помогает аудитору вынести мотивированное заключение в части правомерности и экономической эффективности выбранных методов учёта и расчёта производственных затрат. Выбор конкретного метода может зависеть от ряда обстоятельств, таких как структура и величина предприятия, характер применяемых технологических и технических процессов, особенности выпускаемой продукции и так далее. В зависимости от величины и технологических особенностей производства принято различать простой, показной, попередельный, поиздельный и нормативный методы.
Оправданность выбранного метода может быть установлена путём инспектирования объектов финансового учёта, под которыми понимаются конкретные рабочие места, производственные цеха, подразделения и само предприятие в совокупности составляющих её структурных элементов. Так, например, для крупных предприятий, осуществляющих серийный выпуск продукции массового потребления, обоснованным будет считаться нормативный метод учёта расходов, в условиях которого затраты на производство осуществляются в соответствии с заранее определёнными нормативами, действующими в отношении каждого вида продукции. Для малых предприятий, производящих готовую продукцию по отдельным, единичным заказам, оправданным с экономической точки зрения будет считаться показной метод, при котором производственные затраты учитываются на отдельных субсчетах к счёту 20 «Основное производство». Наряду с анализом обоснованности применяемых методов учёта, аудитор устанавливает правильность классификации производственных затрат и расчёта себестоимости произведённой продукции. Здесь проверяющему лицу необходимо руководствоваться правилами, установленными ПБУ 10/99 «Расходы организации». В любой организации должен быть организован точный учет расходов по соответствующим статьям затрат. Согласно общему правилу, перечень статей затрат устанавливается каждым предприятием самостоятельно - в зависимости от специфики каждого отдельного производственного участка. Также, бухгалтерией предприятия определяется себестоимость всех реализованных товаров, работ и услуг, которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности, признанных как в отчетном году, так и в предыдущие отчетные периоды, и переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды, с учетом всех соответствующих настоящему моменту корректировок.
Аудитору следует помнить, что признание любого расхода возможно только в тех случаях, когда этот расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных актов, его сумма может быть точно определена (разумеется, в денежном выражении) и имеется твёрдая уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, операционные или иные доходы и от формы осуществления расхода. Также любое признание расходов происходит с соблюдением принципа допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности, то есть все расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления. Правомерность отнесения всех выявленных аудитором расходов предприятия за проверяемый период времени к материальным и амортизационным затратам, затратам на оплату труда работников предприятия и социальные выплаты может быть установлена путём сверки регистров по счетам 02, 05, 10, 50, 51, 60, 69, 70 и так далее. Также источниками информации для аудита в этом направлении может послужить такая документация, как ведомости учёта затрат структурных подразделений предприятия, ведомости расчёта амортизационных отчислений ОС и износа НМА, накладные, путевые листы, платёжные ведомости, заборные карты, карты учёта начисления заработных плат и единого социального налога, ведомости общехозяйственных затрат и производственных потерь. По большому счёту аудит расчётов себестоимости затрат не представляет большой сложности, а вся требующая дополнительной проверки информация по регистрам учёта (затраты на оплату труда и социальное обеспечение сотрудникам, отчисления на амортизацию и прочие расходы предприятия), может быть сверена с данными первичной документации. В ряде случаев, при наличии обоснованных сомнений в достоверности учётных данных, аудитором может быть запрошена детализация-расшифровка всех статей расходов, а также проведён устный опрос работников бухгалтерии предприятия. Существует ряд особенностей учёта расходов по различным статьям затрат, с которыми аудитор должен быть знаком. Так, основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление собственными средствами и силами, за исключением НДС. Себестоимость материально-производственных запасов складывается из суммы всех понесённых организацией расходов на их приобретение за вычетом НДС. Фактические затраты на приобретение материально производственных запасов должны определяться с учетом суммовых разниц, возникающих до принятия МПЗ к финансовому учету в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, равной сумме в иностранной валюте. При этом в соответствии с ПБУ 5/01 «Учёт материально-производственных запасов» под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой фактически произведенной оплаты, выраженной в иностранной валюте, кредиторской задолженности по оплате запасов, исчисленной по официальному курсу на дату принятия ее к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному курсу на дату ее погашения.
На практике наибольшее число хищений наблюдается именно в отношении ОС И МПЗ. Поэтому, наряду с установлением факта соблюдения общих правил учёта, аудитором также должны быть предприняты меры по выявлению случаев неправомерного и несоразмерного списания и расходования материальных ценностей в процессе производственной и учётной деятельности организации. Особое внимание при этом аудитору следует уделить анализу информационных финансовых данных, содержащихся в ведомости 10 «Движение материальных ценностей». Кроме этого, проверяющему необходимо проанализировать и сопоставить с нормативными величины отпуска материалов, их расходования, лимиты распределения МПЗ по структурным подразделениям предприятия и рабочим местам, порядка списания и амортизации основных средств, а также определения сроков их полезного использования. Также, множество искажений финансовой отчётности может наблюдаться в отношении так называемых нормируемых расходов, под которыми понимаются финансовые затраты предприятия, обусловленные целями будущего получения экономической прибыли и обычаями делового оборота и удовлетворяющие принципу рациональности. К нормируемым расходам чаще всего относят командировочные и представительские расходы, расходы на оплату государственных сборов и пошлин (судебные, регистрационные, нотариальные и так далее) и плату за рекламное сопровождение. С целью выявления искажений аудитор проверяет законную обоснованность и необходимость каждой отдельной группы нормируемых расходов, определяет и сверяет базу налогообложения таких расходов. Далее следует проверка сводного учёта производственных затрат. Аудит проводится в три последовательных этапа, на первом из которых происходит детальная проверка аналитического учёта (выверка регистров по корреспондирующим счетам), на втором - синтетического (перерасчёт по разделам журнала-ордера № 10), на третьем, и заключительном, - выверка данных, содержащихся в финансовой отчётности.
Тема 14. Подготовка аудиторского заключения
1. Документирование аудита. Единые требования по подготовке документации аудита аудиторскими организациями (аудиторами) установлены федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №2 «Документирование аудита», утвержденным Постановлением Правительством РФ №696 от 23.09.2002г. (ред. от 22.12.2011). Документация аудита – отражение полученной в процессе аудиторской деятельности информации в рабочей документации аудита. Состав, количество и содержание документов, относящихся к рабочей документации аудита, определяются аудитором (аудиторской организацией) в зависимости: - от характера проводимой работы; - рода деятельности; - состояния бухгалтерского учета; - надежности системы внутреннего контроля; - уровня и системы руководства проверяемого экономического субъекта. Рабочая документация находится в собственности аудитора (аудиторской организации), проводившего аудиторскую проверку. Сведения (информация), содержащаяся в рабочей документации, конфиденциальны и не подлежат разглашению аудитором. Аудитор (аудиторская организация) не обязан предоставлять рабочую документацию проверяемому экономическому субъекту, другим лицам и органам, за исключением случаев, предусмотренных законом. В содержание рабочей документации аудита входят записи: - о планировании аудита; - характере и времени проведения аудиторской проверки; - объеме выполненных аудиторских процедур; - выводах, сделанных на основе полученных в ходе аудита сведений; - вопросах, требующих профессионального суждения аудитора, а также о соответствующих выводах. К используемой аудитором рабочей документации аудиторской деятельности относятся: - планы и программы проведения аудита; - описания использованных аудитором процедур и их результатов; - объяснения, пояснения и заявления экономического субъекта; - копии документов экономического субъекта; - описания системы внутреннего контроля и организации бухгалтерского учета экономического субъекта; - аналитические документы аудитора (аудиторской организации). Рабочая документация должна создаваться на бумажных, машинных или иных носителях в течение времени, установленного для хранения рабочей документации в архиве. Выявленные факты искажений бухгалтерской отчетности следует подробно отразить в своей рабочей документации, оформленной в установленном порядке. Сведения о выявленных искажениях аудиторская организация должна включить в аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности при проведении обязательного аудита или в отчет аудитора – при проведении инициативного аудита различной целевой направленности. Во всех случаях обязательного аудита аудиторские организации должны подготовить проверяемому экономическому субъекту письменный отчет по результатам проведения аудита.
Письменная информация аудитора - это документ, адресованный руководителям (собственникам) экономического субъекта, содержащий подробные сведения о ходе аудита, отмеченных отклонениях, существенных нарушениях, а также другие данные. Он составляется в соответствии с правилом (стандартом) ауд. деятельности в РФ «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита». Цель предоставления письменной информации – доведение до руководства проверяемой организации сведений о недостатках в учетных записях, учете и системе внутреннего контроля, которые могут привести к ошибкам в отчетности. Кроме того, в письменной информации содержатся предложения по совершенствованию системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта. Кроме того, аудитор может готовить и передавать в устном или письменном виде промежуточную информацию о процессе осуществления аудиторской проверки. В случае инициативного аудита аудиторы обязаны готовить и предоставлять экономическим субъектам письменную информацию в следующих случаях: - если договором на осуществление инициативного аудита предусматривается подготовка аудиторского заключения по итогам аудита. - если договором на осуществление инициативного аудита не предусматривается подготовка заключения, но предусмотрена подготовка письменного заключения. Несогласие получателя письменной информации с ее содержанием не может служить основанием для отказа в получении этого документа. В этом случае она пересылается по почте, а аудиторы подшивают документы, подтверждающие почтовый перевод и хранят их в архиве. Письменная информация аудитора является конфиденциальным документом, сведения, содержащиеся в нем не подлежат разглашению, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством.
2. Понятие аудиторских заключений, их содержание и структура. Аудиторское заключение – официальный документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов власти и управления и судебных органов. Форма, содержание и порядок предоставления аудиторского заключения определяются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности: №6 «Аудиторское заключение о финансовой (бухгалтерской) отчетности»и др. Аудиторское заключение – результат аудиторской проверки в экономическом субъекте, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица. Аудиторское заключение составляется по результатам аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта, проведенного аудитором (аудиторской организацией). Аудиторское заключение не может трактоваться как гарантия в том, что не существует иных обстоятельств, оказывающих влияние на бухгалтерскую отчетность проверяемого субъекта. В аудиторском заключении должны быть полно и ясно отражены все существенные обстоятельства, которые привели к составлению аудиторского заключения, отличного от безоговорочно положительного. Аудиторское заключение должно быть составлено на русском языке. Стоимостные показатели в нем выражаются в валюте РФ (рублях), исправления не допускаются. Аудитор должен указать в аудиторском заключении дату, когда был завершен аудит. Аудиторское заключение должно быть подписано руководителем аудитора или уполномоченным руководителем лицом и лицом, проводившим аудит, с указанием номера и срока действия его квалификационного аттестата. Эти подписи скрепляются печатью. К аудиторскому заключению прилагается финансовая отчетность, в отношении которой выражается мнение и которая датирована, подписана и скреплена печатью аудируемого лица в соответствии с требованиями законодательства РФ. Аудиторское заключение и указанная отчетность должны быть сброшюрованы в единый пакет, листы пронумерованы, прошнурованы, опечатаны печатью аудитора с указанием общего количества листов в пакете. Аудиторское заключение готовится в количестве экземпляров, согласованном аудитором и аудируемым лицом, но и аудитор, и аудируемое лицо должны получить не менее чем по одному экземпляру заключения и прилагаемой бухгалтерской отчетности. Аудиторская организация обязана передавать аудиторское заключение только экономическому субъекту и в обусловленные сторонами сроки. 3. Виды и порядок подготовки аудиторских заключений. Аудиторское заключение (отчет) должно состоять из трех основных частей: - вводной – указываются сведения об аудиторе; - аналитической, содержащей - сведения об экономическом субъекте; результаты аудиторской проверки финансовой отчетности; факты выявленных в ходе проверки существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, влияющих на ее достоверность; нарушений законодательства РФ при совершении хозяйственно – финансовых операций, которые нанесли (могут нанести) ущерб интересам собственников экономического субъекта, государства и третьих лиц; - итоговой – содержится запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта. Выделяют следующие формы (виды) аудиторских заключений: 1. безоговорочно положительное 2. модифицированное Безоговорочно положительное аудиторское заключение означает, что финансовая (бухгалтерская) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении и результатах хозяйственно-финансовой деятельности аудируемого лица в соответствии с установленными принципами и методами ведения бухгалтерского учета и подготовки отчетности в Российской Федерации. Аудиторское заключение считается модифицированным, если возникли следующие факторы: - не влияющие на аудиторское мнение, но описываемые в аудиторском заключении с целью привлечения внимания пользователей отчетности; - влияющие на аудиторское мнение, которые могут привести к мнению с оговоркой, отказу от выражения мнения или отрицательному мнению. Аудиторское заключение является модифицированным путем включения абзаца, привлекающего внимание, если аудитор высказывает мнение о том, что бухгалтерская отчетность достоверна, но при этом считает необходимым обратить внимание к сложившейся у аудируемого лица ситуации, которая влияет или может оказать влияние на его финансовую (бухгалтерскую) отчетность. Модифицированное аудиторское заключение может быть: - не влияющим на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности; - мнение с оговоркой (условно положительное аудиторское заключение) - аудитор (аудиторская организация) приводит факты своего несогласия с руководством экономического субъекта в отношении финансовой отчетности; описывает имевшие место ограничения в работе; высказывает существующую у них неуверенность в достоверности отдельных позиций отчетности и делает запись о том, что во всех остальных существенных аспектах финансовая отчетность достоверна. - отрицательное аудиторское заключение – составляется в том случае, когда несогласие или ограничение работы становятся настолько существенными, что не позволяют аудитору (аудиторской организации) сделать вывод о достоверности финансовой отчетности. - отказ аудиторской фирмы от выражения мнения – аудитор (аудиторская организация) не может получить достаточные доказательства и не может выразить мнение о достоверности финансовой отчетности в связи с ограничением объема аудита. Аудитор (аудиторская организация) имеет право отказаться от выражения мнения в случае существенной неуверенности в достоверности финансовой отчетности при условии, что ими выполнены все возможные в данных условиях аудиторские процедуры.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.049 с.) |