Вопрос 3.2. Классификация организаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 3.2. Классификация организаций



Классификация форм организаций по признакам.

1. Происхождение.

a) Естественные возникают сами по себе, и их деятельность обычно направлена на решение внутренних проблем. Исходя из этой задачи, формируется организационная структура и распределяются ресурсы. Такие организации всегда независимы от других, поэтому могут быстро менять своеповедение, приспосабливаться к изменениям внешней и внутрен­ней среды. Это различные ас­социации, партии, клубы, партнерства, общества.

b) Искусственные организации создаются по определенному плану для достижения внешних целей и обладают лишь относительной самостоятельностью и обычно являются зависимыми от создателей.

2. Узаконенность.

a) Официальные организации. Деятельность искусственных организаций с самого начала узаконивается социальной системой более высокого порядка, например, государством, что придает ей официальный характер, возможность и необходимость осуществления деятельности в рамках правового пространства.

b) Неофициальные организации. Не зарегистрированные в установленном порядке организации (преступные со­общества) являются неофициальными. Их деятельность, даже ес­ли она не связана с нарушением существующих в обществе норм, не защищается законом.

3. Механизм функционирования.

a) Формальные организации. Их деятельность всесторонне регламентирована правилами, инструкциями и т. п. Здесь всесто­ронне распределены права, обязанности и ответственность между участниками; безличны отношения между ними; должностным функциям придан характер официальных полномочий; линии подчиненности, связывающие должности, предельно четки.

b) Неформальные организации - совокуп­ность незапрограммированных контактов между людьми, осно­ванных на личных предпочтениях, неписаных нормах и обычаях, добровольном выборе партнеров.

ü внеформальная - совокуп­ность неформальных деловых связей, не предусмотренных, но и не запрещенных официальными регламентами. Используя их, можно гораздо быстрее и надежнее решить многие проблемы, натыкаю­щиеся на бюрократические рогатки.

ü психологическая - в ее рамках люди удовлетворяют свою потребность в общении, помо­щи и поддержке, в которых зачастую отказывает формальная орга­низация.

4. Характер взаимодействия с участниками.

a) Унитарная организация преследует цели, которые формально считаются обобщенным выражением интересов участников, объединенных не всегда на добровольной основе. Единство и направленность их деятельности обеспечивают жесткий контроль, ограничение свобод, идеологическая обработка. Люди рассматриваются как безликая масса, их личность полно­стью игнорируется.

b) Плюралистическая организация представляет собой договорное объединение лиц, преследующих собственную выгоду, кото­рая реально может достигаться лишь через общую. Для координации своей деятельности в этом направлении они и создают организацию, наделяют ее ресурсами и устанавливают правила иг­ры, которым на определенных условиях готовы подчиняться.

ü Корпоративная организация - объединение с ограниченным доступом, обладающее временной властью (между очередными собраниями) над участниками. Это позволяет в общих интересах, совпадающих большей частью с интересами каждого в отдельности, осуществ­лять принудительную координацию их деятельности. Решения здесь принимаются большинством.

ü Ассоциативная (индивидуалистическая) организация - открытое объединение самостоятельных субъектов и не имеет собственных, отличных от их целей. Решения основываются на принципе общего согласия (то есть не принимаются, если против них выступает меньшинство). Деятельность организации подчинена исключительно задаче координации текущих интере­сов участников (в области их совпадения), полностью сохраняю­щих свой суверенитет. Поэтому принятие решений и распределение ресурсов происходит здесь с всеобщего согласия.

5. Особенности структуры.

a) Механистические характеризуются узкой специализацией деятельности, незыблемостью границ, стабильностью структуры, централизацией власти с преимущественно вертикальными связями, четкой регламентацией прав и обязанностей, жесткими правилами и процедурами, изначальной запрограммированностью действий, оценкой результатов по точности выполнения заданий. Такие организации являются инструментом достижения заранее запланированных целей и решения простых повторяющихся задач в неизменных условиях. Это все государственные организации, а также крупные коммерческие фирмы, функционирующие в традиционных отраслях экономики, слабо подверженных воздействию НТР и конкуренции.

b) Органические организации характеризуются размытостью границ, самостоятельностью отдельных звеньев, их широкой специализацией, слабой иерархичностью управления, малым число правил и процедур, свободой выбора вариантов деятельности, оценкой ее результатов на основе реального рыночного эффекта, преобладанием неформальных отношений, внутренней конкуренцией, способностью к изменениям и развитию.

6. Преследуемые цели.

a) Деловые (инструментальные) организации (фирмы, учреждения, ассоциации и пр.), создаваемые для удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах и имеющие:

ü индивидуальную ориентацию (завод),

ü общественную ориентацию (парламент),

ü смешанную ориентацию (учебное заведение);

b) Общественные организации, ориентированные на удовлетворение личных потребностей своих участников в общении, развитии, самовыражении (благотворительность, создание общественных ценностей).

7. Тип поведения.

a) Приростный -ориентируется на пассивное приспособление к ситуации; максимизацию текущего результата; опору на внут­ренние возможности и ресурсы, прошлый опыт; экономию; минимизацию риска.

b) Предпринимательский - предполагает оптимизацию прибыльности, стремление к изменению себя и среды, развитие творчества и инициативы, допущение сознательного риска, гибкость структуры, активный поиск возможностей и лучшей альтернативы.

8. Способ доведения результата до потребителя.

a) Аудиторный (телевидение);

b) Клиентский (нотариальная контора).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.005 с.)