Теоретические и исторические основы ландшафтоведения  и ландшафтного дизайна 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические и исторические основы ландшафтоведения  и ландшафтного дизайна



Лекция №1

Лекция №2

Взаимосвязь рельефа агроландшафта и элементы ландшафтного дизайна малых форм

1.Краткая характеристика рельефа агроландшафта

2.Элементы ландшафтного дизайна малых форм

 

Вертикальное озеленение

1.1. Посадка лиан

1.2. Растения-лианы для вертикального озеленения

Водоёмы и ручьи

2.1. Виды и проектирование

2.2. Устройство водоёмов

2.3. Рыбы и растения в садовых водоёмах, уход за водоемом и его обитателями

Газоны

3.1. Виды газонов

3.2. Газонные травы

3.3. Устройство газонов и уход за ними

Дорожки и площадки

4.1. Классификация дорожек и площадок, их назначение

4.2. Конструкции дорожных одежд

4.3. Виды дорожных покрытий

4.4. Технология устройства дорожек

Живые изгороди

5.1. Растения для живых изгородей

Каменистые участки

6.1. Природные и климатические условия для сооружения альпинария

6.2. Особенности устройства каменистых участков

6.3. Рекомендации по отбору растений для альпинария и уходу за растениями

Малые архитектурные формы

7.1. Перголы

7.2. Беседки и павильоны

7.3. Подпорные стенки

7.4. Шпалеры

7.5. Скамейки

7.6. Ограды, заборы, ворота, калитки

Садово-парковое освещение

Топиарии

Цветники

10.1. Классификация цветочного оформления

10.2. Технология устройства цветника

10.3. Особенности ухода за цветниками

 

 

Лекция №3

Зональные особенности устраиваемой территории.

Лекция №4

Ландшафтное планирование и организация

Культурного ландшафта

1. Особенности ландшафтного планирования

Лекция №1

Теоретические и исторические основы ландшафтоведения  и ландшафтного дизайна

1. История возникновения дисциплины     ландшафтоведение и ландшафтный дизайн

2. Основные понятия дисциплины

 

1. История возникновения дисциплины ландшафтоведение и ландшафтный дизайн

Ландшафтный дизайн - практические действия по озеленению, благоустройству, организации садово-парковых насаждений, газонов, горок, применению малых архитектурных форм в зелёном строительстве. Ландшафтный дизайн может быть частным случаем более общего понятия - ландшафтного проектирования. Ландшафтное проектироваине и озеленение требует основательного подхода и учета множества факторов. Один из важнейших из них – подбор растений в соответствии с наиболее оптимальными условиями для их произрастания. Дисциплина «ландшафтный дизайн и ландшафтоведение» в своем современном виде сформировалась относительно недавно. Однако, нельзя сказать, что это совсем новая научная школа. Развитие знаний об этом предмете зародилось еще до н.э.

1 этап - Становление географической науки (III в. до н.э. XVIII в. н.э.)

Накопление знаний и фактов об особенностях природы разных территорий, о размещении природных объектов и явлений на земной поверхности и простых взаимосвязях в природе Земли.

Предпосылки к развитию физической географии и зарождению представлений о взаимосвязях в природной среде:

естественные предпосылки (наблюдения и накопление знаний о пространственной изменчивости лика Земли, круговоротах воды, землеописаниях); социальные предпосылки (требования практики - освоение и завоевание новых земель, торговля).

Аристотель (384 – 322 гг до н.э.) теория шарообразности Земли (доказательства – круглая форма тени при лунных затмениях и изменение звездного неба при движении с севера на юг и обратно); "Метеорологика" зарождение землеведения: представления о земных оболочках, о процессах и взаимосвязях в природе Земли,его труд.

Геродот (485 – 425 гг до н.э.) первое простейшее районирование. Деление ойкумены на три части – Европу, Азию и Ливию (Африку).

Великие географические открытия Х V-Х VII вв., позволившие увидеть связи между различными свойствами природы открываемых территорий, выделение относительно однородных в природном и хозяйственном планах регионов (районирование).

Нидерландский ученый Бернгард Варения 1650 г. «Всеобщая география» - естественная наука о «земноводном шаре», который рассматривается как в целом так и по частям (общее описание оболочек Земли).

Петровские времена В.Н. Татищев (1686 – 1750) – первый русский ученый-географ. М.В. Ломоносов (1711 – 1765) ученый-организатор и теоретик. Его представления о климате, геоморфологических процессах, почвах во многом опередили свое время.

II этап. Анализ накопленных фактов и знаний, их сравнение, оценка, поиски и выявление простых территориальных связей между свойствами разных природных компонентов (ХV111-Х1Х вв. н.э.)

Предпосылки развития физической географии на данном этапе:

естественные предпосылки (открытие новых закономерностей, фактов, методов исследований в смежных науках - биологии, геологии и других);

социально-экономические предпосылки (заказы государства на природно-хозяйственное районирование территории России, для лучшего управления и хозяйственного освоения отдаленных районов).

Научные экспедиции Российской Академии наук (1768-1784 гг.) ознаменовали собой знаменитый перелом в физической географии; немецкий ученый Александр Гумбольдт (1769 – 1859) в научном труде «Космос», развивает идею о единстве и взаимосвязи природных явлений наЗемле, в частности, в живой и неживой природе.

Эколого-географические обобщения проф. Н.А. Северцова (1855 г.) по Воронежской губернии, природно-хозяйственное районирование, или "естественное деление земной поверхности на относительно однородные в природномплане участки; сведения о широтной и высотной поясности на Земле".

III этап. Обобщение накопленных знаний и фактов, их синтез, группировка. Разработка теорий (середина Х1Х-ХХ вв.)

Естественно-научные предпосылки развития и основные результаты: разработка эволюционного учения, выделение и развитие экологии как науки о всеобщих связях в живой и неживой природе; разработка идей профессора В.В. Докучаева (1846-1903 гг.) о почве как продукте длительного совместного развития компонентов живой и неживой природы, «почва - зеркало ландшафта». Научно-практическая школа В.В. Докучаева - это физико-географическое обобщение, синтез и развитие идеи о новой географической науке, которая призвана заниматься изучением взаимосвязей и соотношений между всеми природными компонентами - «учение о ландшафте», формулирование и развитие В.В. Докучаевым учения о природных, или естественноисторическихзонах природы - "зональность - мировой закон».

Ученики и сотрудники Докучаевской научной школы: Л.С. Берг, А.Н. Краснов, Г.ф. Морозов, Г.Н. Высоцкий, В.И. Вернадский, Б.Б. Полынов и др.

Л.С. Берг (1913 г.) создает первое зональное районирование России, где вводится понятие «ландшафтных зон». В это же время А.Н. Красновым. Г.Ф. Морозовым, Г.Н. Высоцким, Л.С. Бергом разрабатываются, формулируются и вводятся понятия географического, или ландшафтного комплекса; Л.С. Берг определил "ландшафт как область, в которой характер рельефа, климата, растительного и почвенного покрова сливаются в единое гармоничное целое, типически повторяющееся на протяжении известной зоны земли".

IV этап. Ландшафтоведение (20-30-е гг. ХХв.)

В период после 1917 года перестройкаэкономики СССР на плановых началах сопровождалась большими экспедициями по изучению естественных производительных сил в разных экономических районах страны, заказами на физико-географическое и природно-хозяйственное районирование различных территорий, на ландшафтное картирование с целью освоения новых сельскохозяйственных земель переселенцами, ландшафтно-индикационными исследованиями для водообеспечения пастбищ и осваиваемых земель.

Разрабатываются и опробываются практические подходы к полевой ландшафтной съемке (картированию) территорий, атакже развиваются представления об элементарном ландшафте, или ПТК.

Разрабатываются различные схемы физико-географического (ландшафтного) районирования территории России с использованием зонального, секторного и провинциального принципов дифференциации территории (С.С.Неустроев, Б.А.Келлер). В.Л.Комаров разрабатывал «азональное» подразделение суши.

В 1930 г. выходит книга Л.С. Берга «Ландшафтно-географические зоны СССР» с изложением основ учения о ландшафте. Типологическая и региональная (индивидуальная) трактовка понятия ландшафт, разработка представлений о ландшафте, его элементарных (фациях или эпифациях) и более сложных (урочищах) составных «морфологических»частях (ПТК) - важныевехи в развитии ландшафтоведения.

V этап Ландшафтоведение (после второй мировой войны)

Разработка В.Н. Сукачевым в 40-х годах представлений о биогеоценозах, близких по смысловому содержанию к фациям.

Формирование московской ландшафтной школы в МГУ под руководством профессора Н.А. Солнцева.

Зарождение различных научных физико-географических и ландшафтных школ:

в МГУ      - физико-географического районирования и морфологии ландшафтов (рук. Н.А. Гвоздецкий, Н.А. Солнцев);- геохимии ландшафтов (рук. М.А. Глазовская, А.И. Перельман);

в Ленинграде - ландшафтного картирования, типологии и морфологии ландшафтов (рук. А.Г. Исаченко);

в Воронежском университете - ландшафтного картирования, типологии и антропогенного ландшафта (рук. Н.Ф. Мильков) и др. Разработка представлений о моделях ландшафтов (Д.Л. Арманд и др.).

Социальные предпосылки: становление и развитие капитализма, сопровождающееся территориальным разделением труда и заказами на природное районирование территорий с целью более рационального использования их природных ресурсов.

VI этап. Включение теории ландшафтоведения в общую теорию и методологию науки (вторая половина XX в.)

Естественнонаучные предпосылки развития: использование физико-математических, геохимических, биофизических и биохимических, балансовых, системных методов и моделей при исследовании ландшафтов, развитие системных представлений о ландшафтах.

Формирование научной школы структурно-динамического геосистемного исследования ландшафтов (Иркутск, рук. академик В.Б. Сочава). Развитие представлений о ландшафтных комплексах как геосистемах различного типа. Развитие ландшафтно-экологических исследований и представлений о ландшафтах как геоэкосистемных образованиях, компьютеризация процессов сбора, хранения, обработки и обобщения ландшафтной информации.

 

2. Основные понятия дисциплины

Под ландшафтом следует понимать генетически однородный природно-территориальный комплекс, имеющий одинаковый геологический фундамент, один тип рельефа и один климат.

Агроландшафтоведение – это отрасль знаний, изучающая процессы генезиса и эволюции агроэкосистем, а также способы территориальной организации сельскохозяйственного производства на принципах адаптации к их структурным особенностям.

Следует видеть различие между понятием «агроландшафт» и географическим понятием «ландшафт». Оно заключается в том, что географическое понятие «ландшафт» ограничивается главным образом природными его компонентами: геологическое строение, рельеф, климат, почвы, воды, растительность и живой мир. Тогда как в понятие «агроландшафт» кроме природных компонентов включается и часть элементов системы земледелия, которые играют большую роль в формировании агросред (земельные угодья, севообороты, поля и рабочие участки, лесные насаждения и др.).

С этих позиций нами предлагается следующее определение: Агроландшафт – это исторически сложившаяся антропогенно трансформированная для сельскохозяйственного использования геосистема, формируемая с целью наиболее эффективной и экологически безопасной эксплуатации природных и антропогенных ресурсов для производства экономически и социально обусловленного количества и качества сельскохозяйственной продукции и создания социально-культурной и духовной среды для гармоничного развития личности.

Очевидно, что в основе формирования концепции современного агроландшафтоведения лежит синтез знаний в области землеустройства, земледелия, агроэкологии, почвоведения, географического ландшафтоведения, блока социологических и других наук.

Предметом исследования дисциплины являются природно-территориальные комплексы (ПТК). Природно-территориальный комплекс – сочетание природных компонентов, образующих целую систему различных уровней от географической оболочки до фаций; обычно ПТК включает участок земной коры с присущим ему рельефом, поверхностными и подземными водами, приземный слой атмосферы, почвы, сообщества организмов.

ПТК – особая система со сложной структурой и взаимной обусловленностью между компонентами. Такую систему (ПТК), как и любой другой природный комплекс правомерно именовать «геосистемой». Геосистема близка по значению к ПТК, но является более широким понятием. Геосистемы – природные системы разных уровней, охватывающие взаимосвязанные части литосферы, гидросферы, биосферы, атмосферы.

Сходно с «геосистемой» понятие «экосистема», но между ними существуют принципиальные различия.

Экосистема – геосистема, в которой существенную роль играют биокомпоненты; это природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, которые связаны между собой вещественным и энергетическим обменом. Экосистема = биотоп + биоценоз, где под биотопом понимается относительно однородное по абиотическим факторам среды пространство (местообитание), занятое биоценозом. Применительно к агроландшафтоведению это относительно обособленный ландшафтный участок (массив) с совокупностью разных компонентов. Биоценоз – системная совокупность средостабилизирующих компонентов, характеризующаяся балансом между ними и адаптированная к условиям биотопа (ландшафтного участка).

Природно-антропогенный ландшафт – это наиболее общий, широко используемый, безразмерный термин, обычно обозначающий любые антропогенно трансформированные ландшафты. Сильно измененные хозяйственной деятельностью природно-антропогенные ландшафты часто называют просто антропогенными.

Лекция №2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.018 с.)