Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретические и исторические основы ландшафтоведения и ландшафтного дизайнаСтр 1 из 5Следующая ⇒
Лекция №1 Лекция №2 Взаимосвязь рельефа агроландшафта и элементы ландшафтного дизайна малых форм 1.Краткая характеристика рельефа агроландшафта 2.Элементы ландшафтного дизайна малых форм
Вертикальное озеленение 1.1. Посадка лиан 1.2. Растения-лианы для вертикального озеленения Водоёмы и ручьи 2.1. Виды и проектирование 2.2. Устройство водоёмов 2.3. Рыбы и растения в садовых водоёмах, уход за водоемом и его обитателями Газоны 3.1. Виды газонов 3.2. Газонные травы 3.3. Устройство газонов и уход за ними Дорожки и площадки 4.1. Классификация дорожек и площадок, их назначение 4.2. Конструкции дорожных одежд 4.3. Виды дорожных покрытий 4.4. Технология устройства дорожек Живые изгороди 5.1. Растения для живых изгородей Каменистые участки 6.1. Природные и климатические условия для сооружения альпинария 6.2. Особенности устройства каменистых участков 6.3. Рекомендации по отбору растений для альпинария и уходу за растениями Малые архитектурные формы 7.1. Перголы 7.2. Беседки и павильоны 7.3. Подпорные стенки 7.4. Шпалеры 7.5. Скамейки 7.6. Ограды, заборы, ворота, калитки Садово-парковое освещение Топиарии Цветники 10.1. Классификация цветочного оформления 10.2. Технология устройства цветника 10.3. Особенности ухода за цветниками
Лекция №3 Зональные особенности устраиваемой территории. Лекция №4 Ландшафтное планирование и организация Культурного ландшафта 1. Особенности ландшафтного планирования Лекция №1 Теоретические и исторические основы ландшафтоведения и ландшафтного дизайна 1. История возникновения дисциплины ландшафтоведение и ландшафтный дизайн 2. Основные понятия дисциплины
1. История возникновения дисциплины ландшафтоведение и ландшафтный дизайн Ландшафтный дизайн - практические действия по озеленению, благоустройству, организации садово-парковых насаждений, газонов, горок, применению малых архитектурных форм в зелёном строительстве. Ландшафтный дизайн может быть частным случаем более общего понятия - ландшафтного проектирования. Ландшафтное проектироваине и озеленение требует основательного подхода и учета множества факторов. Один из важнейших из них – подбор растений в соответствии с наиболее оптимальными условиями для их произрастания. Дисциплина «ландшафтный дизайн и ландшафтоведение» в своем современном виде сформировалась относительно недавно. Однако, нельзя сказать, что это совсем новая научная школа. Развитие знаний об этом предмете зародилось еще до н.э.
1 этап - Становление географической науки (III в. до н.э. – XVIII в. н.э.) Накопление знаний и фактов об особенностях природы разных территорий, о размещении природных объектов и явлений на земной поверхности и простых взаимосвязях в природе Земли. Предпосылки к развитию физической географии и зарождению представлений о взаимосвязях в природной среде: естественные предпосылки (наблюдения и накопление знаний о пространственной изменчивости лика Земли, круговоротах воды, землеописаниях); социальные предпосылки (требования практики - освоение и завоевание новых земель, торговля). Аристотель (384 – 322 гг до н.э.) теория шарообразности Земли (доказательства – круглая форма тени при лунных затмениях и изменение звездного неба при движении с севера на юг и обратно); "Метеорологика" зарождение землеведения: представления о земных оболочках, о процессах и взаимосвязях в природе Земли,его труд. Геродот (485 – 425 гг до н.э.) первое простейшее районирование. Деление ойкумены на три части – Европу, Азию и Ливию (Африку). Великие географические открытия Х V-Х VII вв., позволившие увидеть связи между различными свойствами природы открываемых территорий, выделение относительно однородных в природном и хозяйственном планах регионов (районирование). Нидерландский ученый Бернгард Варения 1650 г. «Всеобщая география» - естественная наука о «земноводном шаре», который рассматривается как в целом так и по частям (общее описание оболочек Земли). Петровские времена В.Н. Татищев (1686 – 1750) – первый русский ученый-географ. М.В. Ломоносов (1711 – 1765) ученый-организатор и теоретик. Его представления о климате, геоморфологических процессах, почвах во многом опередили свое время. II этап. Анализ накопленных фактов и знаний, их сравнение, оценка, поиски и выявление простых территориальных связей между свойствами разных природных компонентов (ХV111-Х1Х вв. н.э.)
Предпосылки развития физической географии на данном этапе: естественные предпосылки (открытие новых закономерностей, фактов, методов исследований в смежных науках - биологии, геологии и других); социально-экономические предпосылки (заказы государства на природно-хозяйственное районирование территории России, для лучшего управления и хозяйственного освоения отдаленных районов). Научные экспедиции Российской Академии наук (1768-1784 гг.) ознаменовали собой знаменитый перелом в физической географии; немецкий ученый Александр Гумбольдт (1769 – 1859) в научном труде «Космос», развивает идею о единстве и взаимосвязи природных явлений наЗемле, в частности, в живой и неживой природе. Эколого-географические обобщения проф. Н.А. Северцова (1855 г.) по Воронежской губернии, природно-хозяйственное районирование, или "естественное деление земной поверхности на относительно однородные в природномплане участки; сведения о широтной и высотной поясности на Земле". III этап. Обобщение накопленных знаний и фактов, их синтез, группировка. Разработка теорий (середина Х1Х-ХХ вв.) Естественно-научные предпосылки развития и основные результаты: разработка эволюционного учения, выделение и развитие экологии как науки о всеобщих связях в живой и неживой природе; разработка идей профессора В.В. Докучаева (1846-1903 гг.) о почве как продукте длительного совместного развития компонентов живой и неживой природы, «почва - зеркало ландшафта». Научно-практическая школа В.В. Докучаева - это физико-географическое обобщение, синтез и развитие идеи о новой географической науке, которая призвана заниматься изучением взаимосвязей и соотношений между всеми природными компонентами - «учение о ландшафте», формулирование и развитие В.В. Докучаевым учения о природных, или естественноисторическихзонах природы - "зональность - мировой закон». Ученики и сотрудники Докучаевской научной школы: Л.С. Берг, А.Н. Краснов, Г.ф. Морозов, Г.Н. Высоцкий, В.И. Вернадский, Б.Б. Полынов и др. Л.С. Берг (1913 г.) создает первое зональное районирование России, где вводится понятие «ландшафтных зон». В это же время А.Н. Красновым. Г.Ф. Морозовым, Г.Н. Высоцким, Л.С. Бергом разрабатываются, формулируются и вводятся понятия географического, или ландшафтного комплекса; Л.С. Берг определил "ландшафт как область, в которой характер рельефа, климата, растительного и почвенного покрова сливаются в единое гармоничное целое, типически повторяющееся на протяжении известной зоны земли". IV этап. Ландшафтоведение (20-30-е гг. ХХв.) В период после 1917 года перестройкаэкономики СССР на плановых началах сопровождалась большими экспедициями по изучению естественных производительных сил в разных экономических районах страны, заказами на физико-географическое и природно-хозяйственное районирование различных территорий, на ландшафтное картирование с целью освоения новых сельскохозяйственных земель переселенцами, ландшафтно-индикационными исследованиями для водообеспечения пастбищ и осваиваемых земель. Разрабатываются и опробываются практические подходы к полевой ландшафтной съемке (картированию) территорий, атакже развиваются представления об элементарном ландшафте, или ПТК.
Разрабатываются различные схемы физико-географического (ландшафтного) районирования территории России с использованием зонального, секторного и провинциального принципов дифференциации территории (С.С.Неустроев, Б.А.Келлер). В.Л.Комаров разрабатывал «азональное» подразделение суши. В 1930 г. выходит книга Л.С. Берга «Ландшафтно-географические зоны СССР» с изложением основ учения о ландшафте. Типологическая и региональная (индивидуальная) трактовка понятия ландшафт, разработка представлений о ландшафте, его элементарных (фациях или эпифациях) и более сложных (урочищах) составных «морфологических»частях (ПТК) - важныевехи в развитии ландшафтоведения. V этап Ландшафтоведение (после второй мировой войны) Разработка В.Н. Сукачевым в 40-х годах представлений о биогеоценозах, близких по смысловому содержанию к фациям. Формирование московской ландшафтной школы в МГУ под руководством профессора Н.А. Солнцева. Зарождение различных научных физико-географических и ландшафтных школ: в МГУ - физико-географического районирования и морфологии ландшафтов (рук. Н.А. Гвоздецкий, Н.А. Солнцев);- геохимии ландшафтов (рук. М.А. Глазовская, А.И. Перельман); в Ленинграде - ландшафтного картирования, типологии и морфологии ландшафтов (рук. А.Г. Исаченко); в Воронежском университете - ландшафтного картирования, типологии и антропогенного ландшафта (рук. Н.Ф. Мильков) и др. Разработка представлений о моделях ландшафтов (Д.Л. Арманд и др.). Социальные предпосылки: становление и развитие капитализма, сопровождающееся территориальным разделением труда и заказами на природное районирование территорий с целью более рационального использования их природных ресурсов. VI этап. Включение теории ландшафтоведения в общую теорию и методологию науки (вторая половина XX в.) Естественнонаучные предпосылки развития: использование физико-математических, геохимических, биофизических и биохимических, балансовых, системных методов и моделей при исследовании ландшафтов, развитие системных представлений о ландшафтах. Формирование научной школы структурно-динамического геосистемного исследования ландшафтов (Иркутск, рук. академик В.Б. Сочава). Развитие представлений о ландшафтных комплексах как геосистемах различного типа. Развитие ландшафтно-экологических исследований и представлений о ландшафтах как геоэкосистемных образованиях, компьютеризация процессов сбора, хранения, обработки и обобщения ландшафтной информации.
2. Основные понятия дисциплины Под ландшафтом следует понимать генетически однородный природно-территориальный комплекс, имеющий одинаковый геологический фундамент, один тип рельефа и один климат. Агроландшафтоведение – это отрасль знаний, изучающая процессы генезиса и эволюции агроэкосистем, а также способы территориальной организации сельскохозяйственного производства на принципах адаптации к их структурным особенностям. Следует видеть различие между понятием «агроландшафт» и географическим понятием «ландшафт». Оно заключается в том, что географическое понятие «ландшафт» ограничивается главным образом природными его компонентами: геологическое строение, рельеф, климат, почвы, воды, растительность и живой мир. Тогда как в понятие «агроландшафт» кроме природных компонентов включается и часть элементов системы земледелия, которые играют большую роль в формировании агросред (земельные угодья, севообороты, поля и рабочие участки, лесные насаждения и др.). С этих позиций нами предлагается следующее определение: Агроландшафт – это исторически сложившаяся антропогенно трансформированная для сельскохозяйственного использования геосистема, формируемая с целью наиболее эффективной и экологически безопасной эксплуатации природных и антропогенных ресурсов для производства экономически и социально обусловленного количества и качества сельскохозяйственной продукции и создания социально-культурной и духовной среды для гармоничного развития личности. Очевидно, что в основе формирования концепции современного агроландшафтоведения лежит синтез знаний в области землеустройства, земледелия, агроэкологии, почвоведения, географического ландшафтоведения, блока социологических и других наук. Предметом исследования дисциплины являются природно-территориальные комплексы (ПТК). Природно-территориальный комплекс – сочетание природных компонентов, образующих целую систему различных уровней от географической оболочки до фаций; обычно ПТК включает участок земной коры с присущим ему рельефом, поверхностными и подземными водами, приземный слой атмосферы, почвы, сообщества организмов. ПТК – особая система со сложной структурой и взаимной обусловленностью между компонентами. Такую систему (ПТК), как и любой другой природный комплекс правомерно именовать «геосистемой». Геосистема близка по значению к ПТК, но является более широким понятием. Геосистемы – природные системы разных уровней, охватывающие взаимосвязанные части литосферы, гидросферы, биосферы, атмосферы. Сходно с «геосистемой» понятие «экосистема», но между ними существуют принципиальные различия. Экосистема – геосистема, в которой существенную роль играют биокомпоненты; это природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, которые связаны между собой вещественным и энергетическим обменом. Экосистема = биотоп + биоценоз, где под биотопом понимается относительно однородное по абиотическим факторам среды пространство (местообитание), занятое биоценозом. Применительно к агроландшафтоведению это относительно обособленный ландшафтный участок (массив) с совокупностью разных компонентов. Биоценоз – системная совокупность средостабилизирующих компонентов, характеризующаяся балансом между ними и адаптированная к условиям биотопа (ландшафтного участка).
Природно-антропогенный ландшафт – это наиболее общий, широко используемый, безразмерный термин, обычно обозначающий любые антропогенно трансформированные ландшафты. Сильно измененные хозяйственной деятельностью природно-антропогенные ландшафты часто называют просто антропогенными. Лекция №2
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.018 с.) |