Политические процессы в сфере реформирования государственной власти Мордовской ССР в начале 1992 – марте 1993 г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические процессы в сфере реформирования государственной власти Мордовской ССР в начале 1992 – марте 1993 г.



Второй этап политической реформы в Мордовии охватывает начало 1992 – март 1993 г. Основное содержание этого этапа – объединение в Верховном Совете как противников реформ (во главе с Н.В. Бирюковым), так и сторонников (во главе с Н.И. Меркушкиным) с целью отстранения В.Д. Гуслянникова от реальных рычагов власти. Консолидации представителей бывшей партийно-хозяйственной номенклатуры способствовала политика, проводимая президентом и его окружением. В промышленности правительство В.Д. Гуслянникова провозгласило курс на разгосударствление собственности, приватизацию, демонополизацию производства; в аграрной сфере – на приватизацию земли, реорганизацию хозяйств, отмену государственного заказа на закупку сельскохозяйственной продукции, продналога и закупочных цен, осуществление свободной торговли произведенной продукцией. Попытки осуществления программы реформ сделали очевидными незнание членами правительства специфики экономической и социальной структуры региона, политический идеализм, некомпетентность, неумение наладить работу с кадрами. Действия президента усиливали дезорганизацию производства и управления народным хозяйством, способствовали дальнейшему падению уровня жизни населения, криминализации общества, вели к обострению взаимоотношений главы исполнительной власти с Верховным Советом.

В декабре 1992 г. на 14-й сессии Верховного Совета МССР депутаты обсудили итоги экономического развития республики в 1992 г., признали деятельность правительства неудовлетворительной и приняли закон, согласно которому Президент МССР лишался реальных властных полномочий. Теперь назначение всех членов правительства должно было согласовываться президентом с Верховным Советом (ранее – только министров госбезопасности, внутренних дел, финансов и юстиции); была введена должность Председателя Совета Министров – главы правительства, предлагаемая президентом, но утверждаемая Верховным Советом; Верховный Совет получал право простым большинством голосов отправлять в отставку правительство в целом и его отдельных членов, создавать и ликвидировать министерства. В.Д. Гуслянников наложил вето на принятый законопроект и направил его на повторное обсуждение. Вследствие невозможности легитимного отрешения В.Д. Гуслянникова от должности в марте 1993 г. по становлением Верховного Совета МССР президентский пост в Мордовии был ликвидирован. Итак, не обладая необходимым опытом управления и хозяйственной деятельности, представители демократического движения не смогли закрепиться в высших эшелонах власти республики и стать основой новой политической элиты. После ликвидации поста Президента МССР и отставки членов его правительства представители бывшей партийной номенклатуры в значительной степени восстановили свое положение в структурах исполнительной власти.

 

8. 3. Политические процессы в сфере реформирования государственной власти Мордовской ССР в 1993-1995 гг.

Третий этап политической реформы в Мордовии – 1993-1995 гг. – связан с обострением борьбы за власть внутри республиканской хозяйственной и политической элиты, отдельные группировки которой по существу представляли собой сторонников различных путей социально-экономического развития республики.

Ликвидация поста Президента МССР происходила в условиях увеличивающегося противостояния Верховного Совета России с Президентом РФ и нарастания конституционного кризиса. Верховного Совета МССР взял курс на поддержку Верховного Совета РФ в его борьбе за ограничение полномочий исполнительной ветви власти, изменение характера и направленности реформ. После разгрома в октябре 1993 г. Верховного Совета РФ и ликвидации указами Б.Н. Ельцина системы советской власти, положение республики значительно осложнилось. Стремление руководства Верховного Совета МССР затянуть процесс реорганизации Советов тормозило нормализацию отношений с федеральным центром, способствовало ухудшению экономической ситуации и нарастанию критики в адрес Верховного Совета и его председателя Н.В. Би рюкова. Параллельно с усилением недовольства политикой Н.В. Бирюкова происходило укрепление позиций Н.И. Меркушкина, который, занимая пост председателя республиканского Фонда имущества, контролировал процесс перераспределения государственной собственности. Вокруг Н.И. Меркушкина объединились наиболее предприимчивые директора предприятий и политики, выступающие с позиций неотвратимости перехода к рыночной экономике. Организационное оформление это объединение получило в июле 1993 г., когда ведущие товаропроизводители республики заявили об учреждении новой общественно-политической организации – Экономического Союза (ЭС). По словам его учредителей, Экономический Союз был создан как форма выражения влияния директорского корпуса на события в республике. Одним из сопредседателей ЭС стал Н.И. Меркушкин. В условиях обострения политической борьбы члены ЭС развернули активную деятельность, направленную на дискредитацию политики Н.В. Бирюкова и лоббирование интересов промышленников республики через Государственную Думу и Правительство РФ.

В 1994 г. борьба между противостоящими группировками вступила в заключительную стадию. 25 января 1994 г. на 17-й сессии Верховного Сове та депутатами было принято решение о переименовании МССР в Республику Мордовия. Отказавшись от эпитетов «советская» и «социалистическая», депутаты тем самым признали невозможность дальнейшего противодействия социально-экономическому и политическому курсу Российского правительства. Одновременно Верховный Совет МССР как высший представительный орган власти республики заменялся Государственным Собранием, состоящим из 75 депутатов, работающих на непостоянной основе. Выборы депутатов Государственного Собрания были назначены на 27 ноября 1994 г., однако из-за недостаточной, по Конституции Мордовии, явки избирателей (менее 50 %), они были признаны состоявшимися лишь в 26 избирательных округах из 75. В сложившейся политической ситуации Н.В. Бирюков, опираясь на поддержку республиканской организации КПРФ, ЛДПР, консервативную часть Верховного Совета, взял курс на затягивание периода существования советской власти. Против выступили 26 избранных депутатов Госсобрания, ЭС, руководство Аграрной партии, а также 62 депутата Верховного Совета, призвавшие отказаться от проведения повторных выборов и признать полномочия депутатов, набравших большинство голосов избирателей 27 ноября. Это решение было принято 98 депутатами Верховного Совета из 128, созванных по инициативе оппозиционеров 6 января 1995 г.

24 января 1995 г. открылась 1-я сессия Государственного Собрания. Главными претендентами на должность председателя Госсобрания вновь стали Н.В. Бирюков и Н.И. Меркушкин, набравшие в процессе голосования соответственно 21 и 49 голосов. Ключевые посты в Совете Госсобрания, образованном на сессии, заняли представители победившего крыла реформаторов. Завершение реформы политической системы Мордовии произошло в результате принятия новой Конституции РМ и выборов Главы республики. С этой целью 21 – 22 сентября 1995 г. было созвано Конституционное Собрание из 1 186 делегатов, представляющих все уровни законодательной и исполнительной власти. Главой республики 1101 голосами делегатов против 68 был из бран Н.И. Меркушкин. Новая структура политической власти соответствовала существующим в стране социально-экономическим и политическим реалиям.

Вопросы для самопроверки к лекции 8

 

1. Охарактеризуйте политические процессы в сфере реформирования государственной власти в Мордовской ССР в начале 1990 – конце 1991 г.

2. Охарактеризуйте политические процессы в сфере реформирования государственной власти Мордовской ССР в начале 1992 – марте 1993 г.

3. Охарактеризуйте политические процессы в сфере реформирования государственной власти Мордовской ССР в 1993-1995 гг.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.157 (0.004 с.)