Лекции по экономике организации (2-3курс) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекции по экономике организации (2-3курс)



ЛЕКЦИИ ПО ЭКОНОМИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ (2-3курс)

 

Раздел 1 ПРЕДПРИЯТИЕ, ФИРМА, ОТРАСЛЬ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

Тема 1.1 Отраслевые особенности организации в рыночной экономики

Понятие торговли. Процесс хозяйственной деятельности торгового предприятия

 

В связи со сложностью взаимосвязей между экономическими элементами внутри производственной системы ее функционирование должно исследоваться на основе упрощенных экономических моделей и схем.

 

 

Стартовое финансирование

 


Заемное финансирование                                                               Текущее финансирование

Ресурсы
Оборотный капитал
Основной капитал
Человеческий капитал
Реализация на рынке с помощью маркетинга

 

 


Доход
       Кредит, % по кредитам,

                дивиденды

Прибыль

 


                   Налоги

 

Ресурсы
Ресурсы

 


Рис. 2 Схема функционирования производственной системы

 

Капитал – любая стоимость, приносящая дополнительную стоимость (любая ценность, приносящая другую ценность).

Любая деятельность предприятия обуславливает совокупность рынков ресурсов. Предприятию необходимы квалифицированные кадры, технические ресурсы, технологии, товары, кредиты, информация о состоянии рынка и спроса покупателей.

В острой конкурентной борьбе осуществляется реализация товаров и услуг, получая доход.

Ниже указаны направления распределения и использования прибыли как завершающей стадии кругооборота процесса – уплата налогов, возвращение кредитов и % по ним, выплата дивидендов и направление средств на развитие предприятия.

Функции торговли:

- Реализация – это обмен товара на деньги и денег на товар, связь производства с потреблением;

- Доведение товара от производства до потребления, осуществляя транспортировку, хранение;

- Оказание дополнительных услуг;

- Изучение покупательского спроса с целью воздействия на объем производства и ассортимент товаров;

- Совершенствование технологий и продаж, расширение информационных услуг для сокращения затрат покупателей на приобретение товара;

- Проведение маркетинговых исследований (сбор информации посредством анкетирования, проведения опросов и т.д.)

Раздел 2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ОБЪЁМА ПРОИЗВОДСТВА

Тема 2.1 Производственная структура организации, типы производства

Типы производства в торговом процессе

 

Предприятие розничной торговли предназначено для продажи товаров населению.

Задачи торгового предприятия:

– удовлетворение спроса населения, как по ассортименту, так и по качеству товаров;

– организация соответствующего уровня обслуживания покупателей с предоставлением разнообразных услуг.

Функции торгового предприятия: закупка; транспортировка; хранение; реализация; принятие риска; сбор информации о состоянии рынка.

Цель торгового предприятия: получение прибыли.

Классификация предприятий розничной торговли:

– по масштабу деятельности: крупные, средние, малые.

– по специализации: специализированные, узкоспециализированные, универсальные.

– по методу обслуживания: традиционный метод, по образцам, с открытой выкладкой, самообслуживание.

– по группам обслуживаемых потребителей (с учетом их доходов и возможностей приобретения товаров)

а) группа лиц, чьи доходы во много раз превышают прожиточный минимум;

б) население с доходами на уровне прожиточного минимума, или незначительно превышают его;

в) группа лиц, чьи доходы меньше прожиточного минимума.

Предприятия оптовой торговли устанавливают хозяйственные связи между производителями и розницей, а также с другими оптовыми предприятиями.

Раздел 3 МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОБЛЕМА ЕЁ ОБНОВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

Тема 3.1 Основной капитал и его роль в производстве

Рис. 3 Состав собственного капитала коммерческого предприятия

 

Уставный капитал – это сумма средств учредителей для обеспечения уставной деятельности.

Основным источником пополнения собственного капитала является прибыль предприятия, за счет которой создаются фонды накопления и резервный.

Фонд накопления – создается за счет прибыли предприятия, амортизационных отчислений и продажи части имущества.

Добавленный капитал образуется в результате переоценки или перепродажи акций выше номинальной их стоимости.

Средства целевого финансирования – это безвозмездно полученные ценности, а также безвозвратные и возвратные бюджетные ассигнования на содержание объектов соцкультбыта и на восстановление платежеспособности предприятий, находящихся на бюджетном финансировании.

 

 

Рис. 4 Заёмный капитал и его состав

 

Заёмный капитал – это капитал, который привлекается предприятием со стороны в виде кредитов; финансовой помощи; сумм, полученных под залог и других внешних источников на конкретный срок, на определённых условиях, под какие – либо гарантии.
Он подразделяется на долгосрочный (больше 1 года) и краткосрочный (до 1 года).

 

Используется капитал на приобретение и аренду основных фондов, нематериальных активов, строительство объектов различного назначения, оплату труда работников предприятия, уплату налогов, процентов за кредиты, дивидендов и т. д., то есть он может быть вложен в долгосрочные (внеоборотные) активы и оборотные (текущие) активы.

 

Рис. 5 Размещение капитала предприятия

Долгосрочные активы создаются, как правило, за счет собственного капитала и догосрочных кредитов банка и займов. Текущие затраты финансируются за счет собственного и заемного капитала.

 

Для осуществления своей основной деятельности или же для выполнения основных функций предприятие, независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, должно располагать определенным имуществом, которое обеспечивает материально-техническую возможность функционирования предприятия, его экономическую самостоятельность и надежность.

Классификация имущества:

1) Имущество, находящееся в собственности (владении) или в оперативном управлении предприятий, организаций и учреждений подразделяется на движимое и недвижимое.

- к недвижимому имуществу относятся земельные участки недр, обособленные водные объекты и всё, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению, невозможно, в том числе лес, многолетние насаждения здания, сооружения. Сюда же относятся подлежащие государственные регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

- движимое имущество включает деньги и ценные бумаги.

2) По физической форме, роли и месте в производственном процессе, по влиянию на экономику предприятия имущество подразделяется на:

- внеоборотные активы;

- оборотные (текущие) активы.

 

 

 

Рис. 6 Состав внеоборотных активов

 

Общим признаком внеоборотных активов является длительный жизненный цикл – не менее одного года. Он обусловливает длительность процесса амортизации и низкую скорость их оборота. Отсюда и название – внеоборотные или низкооборотные активы. Их также называют иммобилизованными фондами.

Состав и структура внеоборотных активов может существенно различаться. Однако, главной составляющей для большинства предприятий являются длительно иммобилизованные фонды, а среди них – основные фонды.

Длительно иммобилизованными считаются реальные ценности и нематериальные активы, используемые предприятием на протяжении определенного амортизационного периода, превышающего 1 год.

К долгосрочным активам относятся основные средства, вложенные в здания, сооружения, оборудование, транспорт и прочие средства долгосрочного характера. Они называются недвижимым имуществом или недвижимостью. Сюда же относятся долгосрочные (на срок более 1 года) инвестиции предприятия в акции и другие ценные бумаги, в уставные капиталы других предприятий.

 

Производственные

Совокупность средств труда, которая функционирует и участвует в процессе производства.

 

Непроизводственные

Совокупная стоимость ОПФ, которая находится на балансе предприятия, но предназначена для обеспечения условий труда и быта работников

Активные (с помощью чего осуществляется производственный процесс) Пассивные (там, где происходит производственный процесс)
     

Классификация ОПФ:

1. по подотраслям деятельности (в рознице, общепите, оптовой торговле, в производстве);

2. по участию в торгово-производственном процессе (активные, пассивные);

3. по принадлежности (собственные, арендованные, безвозмездно предоставленные);

4. по назначению – самый большой и самый главный признак классификации, который используется при проведении инвентаризации и переоценке:

Ø Здания – архитектурные объекты для труда, хранения, реализации товаров и т.д.;

Ø Сооружения – инженерно-строительные объекты, необходимые для осуществления торгово-технологических процессов (ж\д пути, рампы, эстокады и т.д.);

Ø Передаточные устройства – эл. сеть, телефонная сеть, газовое устройство;

Ø Машины и оборудование (ККМ, весы, торговые автоматы, компьютеры, холодильники);

Ø Транспортные средства;

Ø Производственный инвентарь (прилавки, витрины, столы);

Ø Хозяйственный инвентарь (мебель, сейф и т.д.);

Ø Рабочий и продуктивный скот (если имеется на балансе);

Ø Многолетние насаждения (если имеются на балансе).

Второй элемент основного капитала – нематериальные активы.

Нематериальными являются активы, не имеющие материально-вещественной основы и используемые в течение длительного времени. К нематериальным активам относятся объекты интеллектуальной собственности, деловая репутация организации, организационные расходы.


Рис. 7 Состав нематериальных активов

 

Организационные расходы – это долгосрочные затраты, связанные с созданием фирмы.

Деловая репутация организации возникает в результате купли-продажи действующих предприятий. Также предприятия покупаются и продаются по рыночной цене. Отклонение рыночной цены от стоимости активов и составляет величину деловой репутации фирмы или ее цену.

Интеллектуальная собственность в практике предприятия может быть использована в хозяйственной деятельности предприятия в качестве «нематериальных активов».

- под промышленным образцом понимается соответствующее установленным требованиям художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид.

- программа для ЭВМ – это объективная форма предоставления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата.

- база данных является объективной формой представления и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.

- топология интегральных микросхем представляет собой зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними.

- товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров – это обозначения или названия, служащие для отличия товаров или услуг другого производителя, для отличия товаров, обладающих особыми свойствами.

Товарный знак и знак обслуживания (товарный знак) представляет собой элемент, способствующий отличию товаров и услуг одних юридических лиц или граждан от однородных товаров и услуг от других юридических лиц или граждан. Товарными знаками могут быть словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации в любом цвете или цветовом сочетании. Товарные знаки указывают, кто несет ответственность за качество предлагаемых населению товаров;

- приобретённые предприятием права пользования отдельными ресурсами (природные, земельные, аренда помещений, оборудования);

- ноу-хау – совокупность знаний, сведений научного, технического, производственно-технологического, управленческого, финансово-экономического, коммерческого характера, а также опыта их применения на практике, ещё не ставших предметом общего достояния, представляющих новинку.

ЛЕКЦИИ ПО ЭКОНОМИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ (2-3курс)

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.171.20 (0.025 с.)