Виды административных наказаний и их характеристика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды административных наказаний и их характеристика



 

В соответствии со ст. 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях среди прочего относится установление перечня видов административных наказаний и правил их применения. Возможные виды административных наказаний устанавливаются только КоАП РФ. Перечень видов административных наказаний, установленных КоАП РФ, не может быть расширен законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Систематизированный и исчерпывающий перечень административных наказаний дан в ст. 3.2 КоАП РФ. Все они образуют систему административных наказаний, которая включает карательные санкции, разные по содержанию, тяжести и иным признакам. Перечень наказаний дан в определенной последовательности: от менее суровых к более суровым. Законодателем определена иерархия наказаний, которая должна учитываться как законодательными органами субъектов РФ, так и судьями, органами, должностными лицами, рассматривающими дела об административных правонарушениях и назначающими административные наказания. В настоящее время КоАП РФ установлены восемь видов административных наказаний. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 6) административный арест; 7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 8) дисквалификация; 9) административное приостановление деятельности.

В отношении физических лиц могут применяться все эти виды административных наказаний; в отношении юридических лиц — только такие административные наказания, как предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Административные наказания в виде возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишения специального права, предоставленного физическому лицу, административного ареста, административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификации устанавливаются только КоАП РФ. Административные наказания в виде предупреждения и административного штрафа предусматриваются как КоАП РФ, так и законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Все административные наказания характеризуются общим основанием их применения — совершением административного правонарушения. Законодательство об административных правонарушениях, кроме того, определяет единые принципы и порядок их назначения. Среди административных наказаний по содержанию карательного воздействия можно выделить: морально-правовое (предупреждение); имущественные (административный штраф, возмездное изъятие предмета, конфискация предмета); ограничивающие личные свободы физических лиц (административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации); организационные (лишение специального права, предоставленного физическому лицу, дисквалификация).

Отметим, что назначение шести из восьми предусмотренных КоАП РФ видов наказаний находится в юрисдикции судей. К наказаниям, которые может назначать только судья, относятся: возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация. Эти наказания назначаются судьями по всем составам правонарушений, за совершение которых они предусмотрены. В административном порядке КоАП РФ разрешает применять только предупреждение, штраф и в отдельных случаях — административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Кодекс РФ об административных правонарушениях подразделяет административные наказания на основные и дополнительные. Дополнительное наказание назначается в качестве второго наказания к основному. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 14.16 этого Кодекса розничная продажа этилового спирта влечет наложение административного штрафа (основное наказание) с конфискацией этилового спирта (дополнительное наказание).

В соответствии со ст. 3.3 КоАП РФ предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и

дополнительного административного наказания. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание.

Рассмотрим подробнее виды административных наказаний. Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение как меру административного наказания не следует путать с предупреждением как мерой административного пресечения. Устные предупреждения, которые в качестве административно-пресекательной меры должностные лица делают гражданам или организациям, не считаются административными наказаниями. Точно так же не являются наказаниями письменные предупреждения (предписания, предостережения), которые направляются гражданам и организациям, но при этом не выносится постановление о назначении административного наказания. Предупреждение как мера административного наказания всегда назначается путем вынесения соответствующего письменного постановления и вручения или направления копии постановления лицу, привлеченному к административной ответственности, или его законному представителю. Предупреждение — самая легкая по карательному воздействию мера административного наказания. В этой связи ряд авторов рассматривают предупреждение как наказание скорее морального, чем юридического характера. Думается, это не совсем верно. Предупреждение влечет за собой те же юридические последствия, что и все другие административные наказания. Применение этой меры, как и других административных наказаний, влечет для нарушителя неблагоприятные правовые последствия. Субъект ответственности в течение года считается лицом, привлекавшимся к административной ответственности. А это может повлиять на вид и размер наказания, назначаемого за повторное административное правонарушение, быть обстоятельством, отягчающим административную ответственность. По своему содержанию, как уже отмечалось выше, предупреждение — мера морально-правового воздействия. При малозначительности совершенного правонарушения возможно освободить лицо, его совершившее, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Несмотря на то, что подобное устное замечание делается в результате совершения правонарушения, его нельзя отождествлять с предупреждением как мерой наказания. Устное замечание не относится к наказаниям и не влечет неблагоприятных правовых последствий. Это мера морального воздействия.

Административный штраф — это денежный начет на физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение. Будучи наказанием имущественного характера, он достаточно эффективен, наиболее распространен и может применяться только в качестве основного административного наказания. Штраф предусматривается практически всеми статьями Особенной части КоАП РФ и соответствующими статьями законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Административный штраф выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем 5 тыс. руб., для должностных лиц — 50 тыс. руб., для юридических лиц — 1 млн руб., но не менее 100 руб., или может выражаться в величине, кратной: стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения, а также сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме неуплаченного административного штрафа, но не более трехкратного размера стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости; сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году, но не более 1/25 совокупного размера суммы такой выручки. Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством РФ. Бюджетным кодексом РФ штрафы рассматриваются как виды неналоговых доходов бюджетов. Согласно БК РФ (ст. 46) штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено самим БК РФ и иными законодательными актами РФ. С учетом данного положения реально суммы административных штрафов в основном зачисляются в местные бюджеты, однако применяются и другие схемы. Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения. Возмездным изъятием орудия совершенияили предмета административного правонарушенияявляется их принудительное изъятие и последующая реализацияс передачей бывшему собственнику вырученной суммы завычетом расходов на реализацию изъятого предмета.В сфере административных правонарушений спецификавозмездного изъятия заключается в том, что оно может бытьобращено только на те вещи, которые были непосредственныморудием совершения или предметом административного правонарушения,и применено лишь к собственнику указанных вещей.При этом возмездное изъятие может устанавливаться иприменяться в качестве как основного, так и дополнительногоадминистративного наказания.Применить возмездное изъятие значительно сложнее, чемконфискацию, предусматривающую безвозмездное обращениев доход государства изъятых предметов, поэтому на практикеоно используется крайне редко. В настоящее время в качественаказания за административные правонарушения эта мера предусматриваетсялишь в ч. 2 и 3 ст. 20.8 КоАП РФ за нарушениеправил хранения, ношения, уничтожения, коллекционированияи экспонирования оружия и патронов к нему, а также вч. 3 ст. 20.12 КоАП РФ — за нарушение правил использованияоружия и патронов к нему. В обоих случаях возмездное изъятиеустанавливается в качестве дополнительного наказания к основному,которое может назначаться или не назначаться.В соответствии с ч. 3 ст. 35 Конституции РФ «никто неможет быть лишен своего имущества иначе как по решениюсуда». Под лишением имущества в данном случае понимаетсяпринудительное прекращение права собственности. Возмездноеизъятие является одним из оснований такого прекращенияправа собственности. Поэтому в соответствии с требованиямиданной конституционной нормы ст. 3.6 КоАП РФ установлено,что возмездное изъятие может быть назначенотолько судьей.При этом, согласно ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, судья рассматриваетдела об административных правонарушениях, предусмотренныхсоответствующими частями ст. 20.8 и 20.12 КоАП РФ(влекущих возможность применения возмездного изъятия), еслиорган или должностное лицо, к которому поступило дело отаком административном правонарушении, передаст его нарассмотрение судье. Таким образом, возможность применениявозмездного изъятия как дополнительного наказания на практикезависит от усмотрения органа или должностного лица.Граждане, чье существование и доходы полностью или в основномсвязаны с охотой и рыболовством, не могут быть лишеныохотничьего оружия, других орудий охоты или рыболовстваи боеприпасов. В этой связи в ч. 2 ст. 3.6 КоАП РФ установлено,что возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасови других дозволенных орудий охоты или рыболовства неможет применяться к лицам, для которых охота или рыболовство— основной законный источник средств к существованию.Такое исключение сделано главным образом для граждан, составляющихкоренные малочисленные народы и этническиеобщности, исконная среда обитания которых связана с животныммиром и основными видами деятельности которых являютсяохота или рыболовство.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Конфискация орудия совершения илипредмета административного правонарушения — принудительноебезвозмездное обращение в федеральную собственностьили в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей.В отличие от уголовного законодательства, предусматривающегонаказание в виде конфискации всего или части имуществалица, совершившего преступление, в КоАП РФ в качественаказания применяется конфискация строго определенных вещей— орудий совершения или предметов административногоправонарушения. Однако КоАП РФ значительно расширилприменение данного административного наказания по сравнениюс ранее действовавшим КоАП РСФСР. Конфискация орудийсовершения и предметов административного правонарушенияпредусмотрена более чем в 50 статьях Особенной частиКоАП РФ в качестве дополнительного вида административногонаказания.Резко расширился круг конфискуемых предметов. Ими могутбыть: денежные средства, валютные ценности, этиловыйспирт и алкогольная продукция, оружие, боеприпасы, орудияпроизводства, сырье, изготовленная продукция, несертифицированные средства связи, контрафактная печатная продукция,транспортные средства, суда, летательные аппараты и др.Однако точно так же, как и при возмездном изъятии, у граждан,чье существование и доходы полностью или в основномсвязаны с охотой и рыболовством, для которых охота или рыболовство— основной законный источник средств к существованию,нельзя конфисковать охотничье оружие, боевые припасыи другие дозволенные орудия охоты или рыболовства. Соответствующееположение сформулировано в ч. 2 ст. 3.7КоАП РФ, регламентирующей применение конфискации какмеры административного наказания.С учетом конституционного положения о невозможностилишения имущества иначе как по решению суда конфискацияорудия совершения или предмета административного правонарушения,как и возмездное изъятие, назначается толькосудьей.Подчеркнем, что в ст. 3.7 КоАП РФ не содержится положения,согласно которому конфискован может быть лишь предмет,находящийся в личной собственности правонарушителя.Решение законодателя в данном случае основывается на правовойпозиции Конституционного Суда РФ, который в связи спроверкой норм таможенного законодательства пришел к выводу,что конфискация как мера административной ответственностиприменяется независимо от того, кем является лицо,незаконно перемещающее товары и транспортные средства, —собственником товаров и транспортных средств, покупателем,владельцем либо выступает в ином качестве, достаточном в соответствиис законодательством для совершения с ними действий

от своего имени, а также независимо от того, установлено лицо, совершившее таможенное правонарушение, или нет1. Соответственно КоАП РФ допускает конфискацию орудий и предметов административного правонарушения как у их собственников, так и у других лиц, владеющих данными предметами. Нельзя считать конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, которые: 1) подлежат в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику; 2) изъяты из оборота либо находятся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежат обращению в собственность государства или уничтожению.

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу. Лишение физического лица, совершившего административноеправонарушение, ранее предоставленного ему специальногоправа устанавливается за грубое или систематическое нарушениепорядка пользования этим правом в случаях, предусмотренныхстатьями Особенной части КоАП РФ.В ст. 3.8 КоАП РФ, определяющей лишение специальногоправа как вид административного наказания, в отличие от аналогичнойст. 30 ранее действовавшего КоАП РСФСР, не уточняетсясодержание специальных прав, которых может быть лишенгражданин. В Особенной части КоАП РФ предусмотренолишение права охоты; права на управление транспортнымсредством, самоходной машиной или другими видами техники;права на управление воздушным судном; права на управлениесудном на морском, внутреннем водном транспорте, маломернымсудном; права на управление автомототранспортнымисредствами.Следует отметить, что в ст. 32.5 и 32.6 КоАП РФ упоминаетсялишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средствили высокочастотных устройств. Однако в статьях Особеннойчасти Кодекса не установлены правонарушения, предусматривающиелишение права на эксплуатацию радиоэлектронныхсредств или высокочастотных устройств.Таким образом, сейчас законодательством реально предусмотреныадминистративные наказания в виде лишения специального права, предоставленного физическому лицу, только вотношении права охоты и права управления транспортнымисредствами.Для управления транспортным средством, равно как и длязанятия охотой, необходимо наличие специального права. Так,чтобы приобрести право на управление автотранспортнымисредствами, необходимо сдать квалификационные экзамены иполучить водительское удостоверение. Управление другимитранспортными средствами предполагает аналогичную процедуру.Применить данный вид административного наказанияможно лишь к физическому лицу, которому специальное правобыло ранее предоставлено и которое этого права не лишеноили не утратило его по иным основаниям. Лишение физическоголица ранее предоставленного ему специального правафактически означает для него запрет заниматься соответствующимвидом деятельности на определенный срок.Подчеркнем, что лишение специального права устанавливаетсялишь за грубое или систематическое нарушение порядкапользования этим правом. Так, например, лишение правауправления автомототранспортными средствами может бытьназначено (причем только как наказание, альтернативное административномуштрафу) за самые опасные нарушения Правилдорожного движения. К ним относятся: 1) управлениетранспортным средством водителем, находящимся в состоянииопьянения, или передача управления транспортным средствомлицу, находящемуся в состоянии опьянения; 2) превышениеустановленной скорости движения транспортного средства навеличину более 60 километров в час; 3) пересечение железнодорожногопути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожныйпереезд при закрытом или закрывающемся шлагбаумелибо при запрещающем сигнале светофора или дежурногопо переезду, остановка или стоянка на железнодорожномпереезде; 4) выезд на сторону проезжей части дороги, предназначеннуюдля встречного движения, в случаях, если это запрещеноПравилами дорожного движения; 5) непредоставлениепреимущества в движении транспортному средству, имеющемунанесенные на наружные поверхности специальные цветографическиесхемы, надписи и обозначения, с одновременновключенными проблесковым маячком синего цвета и специальнымзвуковым сигналом; 6) нарушение правил перевозкиопасных, крупногабаритных или тяжеловесных грузов; 7) нарушениеПравил дорожного движения или правил эксплуатациитранспортного средства, повлекшее причинение легкого вредаздоровью потерпевшего; 8) невыполнение законного требованиясотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствованияна состояние опьянения. Кроме того, лишениеправа управления транспортными средствами предусмотрено вкачестве альтернативного наказания административному штрафуили административному аресту за оставление водителем внарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортногопроисшествия, участником которого он являлся.Срок лишения специального права не может быть менее одногомесяца и более двух лет. Так, в соответствии со ст. 8.37КоАП РФ нарушение правил охоты влечет в качестве возможногоальтернативного наказания лишение права охоты на срокдо двух лет. Установленные же в настоящее время статьямиОсобенной части КоАП РФ сроки лишения права управлениятранспортными средствами находятся в пределах от одного месяцадо одного года.Лишение специального права назначается только судьей.Это новое положение законодательства об административныхправонарушениях (до вступления в силу КоАП РФ лишениеспециального права, предоставленного физическому лицу, осуществлялосьво внесудебном порядке).Выше отмечалось, что возмездное изъятие или конфискацияохотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенныхорудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам,для которых охота или рыболовство является основным законнымисточником средств к существованию. Исходя из тех жепосылок, законодатель определил в ч. 4 ст. 3.8 КоАП РФ, чтодля таких лиц не может применяться и лишение специальногоправа в виде права охоты.Статьей 3.8 КоАП РФ установлено также, что лишение специальногоправа в виде права управления транспортным средствомне может применяться к лицу, которое пользуется транспортнымсредством в связи с инвалидностью, за исключениемслучаев: 1) управления транспортным средством в состоянииопьянения; 2) уклонения от прохождения в установленном порядкемедицинского освидетельствования на состояние опьянения;3) оставления указанным лицом в нарушение существующихправил места дорожно-транспортного происшествия, участникомкоторого он являлся.

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Это один из наиболее строгих видов административных наказаний, который назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений. В настоящее время КоАП РФ устанавливает возможность назначения административного ареста за совершение 10 видов административных правонарушений. К таким проступкам относятся грубые нарушения общественного порядка, злостные посягательства на общественную безопасность, на порядок управления и т. д. В частности, это оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся (ч. 2 ст. 12.27); неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3); мелкое хулиганство (ст. 20.1); организация либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ (ч. 3 ст. 20.2); демонстрация фашистской атрибутики или символики (ст. 20.3); нарушение требований режима чрезвычайного положения (ст. 20.5) и др. Административный арест устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до 30 суток. Если административному аресту предшествовало административное задержание1 физического лица, совершившего правонарушение, то срок административного задержания включается в срок административного ареста. Арестованные содержатся под стражей в специальных приемниках органов внутренних дел для лиц, арестованных в административном порядке. Арестованные обязаны выполнять требования установленного режима их пребывания в этих приемниках. Порядок содержания арестованных во время отбывания административного ареста и особенности соответствующего режима определены утвержденным Правительством РФ Положением о порядке отбывания административного ареста. Административный арест назначается судьей. В статьях Особенной части КоАП РФ, как и в действовавшем ранее КоАП РСФСР, наряду с административным арестом Административное задержание рассматривается в гл. 27. всегда предусмотрена альтернативная мера наказания, как правило, административный штраф в повышенном размере. В этой связи судьи назначают арест, если считают, что применение иных предусмотренных в соответствующей статье мер наказания было бы в данном случае недостаточным карательным воздействием на виновных. Административный арест не может применяться к четырем категориям лиц: беременным женщинам; женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет; лицам, не достигшим 18 лет (несовершеннолетним); инвалидам I и II групп.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключаетсяв принудительном и контролируемом перемещении указанныхграждан и лиц через Государственную границу РФ за пределыРоссийской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательствомРФ, — в контролируемом самостоятельном выездеиностранных граждан и лиц без гражданства из РоссийскойФедерации.Это наказание применяется только к иностранным гражданами лицам без гражданства. Граждане РФ не могут быть лишеныгражданства РФ, выданы другому государству, выдвореныза пределы России. В соответствии с ч. 3 ст. 62 КонституцииРФ «иностранные граждане и лица без гражданствапользуются в Российской Федерации правами и несут обязанностинаравне с гражданами Российской Федерации, кромеслучаев, установленных федеральным законом или международнымдоговором Российской Федерации». Статья 3.10КоАП РФ, устанавливающая возможность административноговыдворения за пределы Российской Федерации, является статьейфедерального закона, в соответствии с ней только иностранныеграждане и лица без гражданства могут быть подвергнутытакому административному наказанию, как выдворение за пределыРоссийской Федерации.Подобное наказание предусмотрено КоАП РФ за нарушениережима Государственной границы РФ (ч. 2 ст. 18.1); нарушениережима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ(ч. 2 ст. 18.4); нарушение иностранным гражданином или лицомбез гражданства режима пребывания в Российской Федерации(ст. 18.8); нарушение иностранным гражданином или лицомбез гражданства правил привлечения и использования вРоссийской Федерации иностранной рабочей силы (ч. 2ст. 18.10); нарушение иммиграционных правил (ст. 18.11). Вовсех статьях КоАП РФ, содержащих такое наказание, как административноевыдворение за пределы Российской Федерации,оно закрепляется в качестве возможного дополнительного наказаниянаряду с основным наказанием — административнымштрафом.Административное выдворение за пределы Российской Федерацииназначается судьей, а в случае совершения иностраннымгражданином или лицом без гражданства административногоправонарушения при въезде в Российскую Федерацию —компетентными должностными лицами органов исполнительнойвласти. Такими должностными лицами являются наделенныенеобходимыми полномочиями сотрудники пограничныхорганов.Очевидно, что судья (должностное лицо пограничной службы),рассматривая дело о соответствующем административномправонарушении, вправе ограничиться применением к виновномуиностранному гражданину или лицу без гражданстватолько штрафа и не назначать дополнительного наказания ввиде административного выдворения за пределы РоссийскойФедерации.Содержание административного выдворения за пределыРоссии достаточно специфично. Оно состоит в контролируемомперемещении лиц, не являющихся гражданами России, сее территории через Государственную границу РФ. Перемещениеможет производиться принудительно и путем контролируемогосамостоятельного выезда выдворяемого из РоссийскойФедерации. В случае если у выдворяемого из России лица нетнеобходимых средств и установление стороны, пригласившейего в Россию, невозможно, перемещение выдворяемого лицачерез Государственную границу РФ осуществляется за счетсредств федерального бюджета.Административное выдворение как меру административногонаказания не следует смешивать с мерой административногопресечения, применяемой уполномоченными должностнымилицами пограничных органов и пограничных войск, котораясвязана с передачей иностранных граждан и лиц без гражданства,нарушивших режим Государственной границы РФ, властямгосударства, с территории которого они пересекли Государственнуюграницу РФ.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. Дисквалификация — новый вид административного наказания, которого не было в ранее действовавшем КоАП РСФСР. Ее следует отличать от административного наказания в виде лишения специального права, предоставленного физическому лицу, а также от уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ). Дисквалификация применяется за нарушение административно-правовых запретов только к субъектам, обладающим особым правовым статусом, — определенному кругу лиц, управляющих юридическим лицом, а также к индивидуальным предпринимателям. Административное наказание в виде дисквалификации может быть назначено, согласно КоАП РФ: лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица; членам совета директоров; лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; арбитражным управляющим. Дисквалификация устанавливается и применяется только в качестве основного наказания за совершение следующих административных правонарушений: 1) нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (ч. 2 ст. 5.27); 2) фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12); 3) неправомерные действия при банкротстве (ст. 14.13); 4) ненадлежащее управление юридическим лицом (ст. 14.21); 5) заключение лицом, выполняющим управленческие функции в организации, сделок или совершение им иных действий, выходящих за пределы его полномочий (ст. 14.22); 6) предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния (ч. 4 ст. 14.25). Административное наказание в виде дисквалификации назначается только судьей.

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей), юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Административное приостановление деятельности назначается судьей и устанавливается на срок до 90 суток. Оно применяется в тех случаях, когда менее строгое административное наказание не сможет обеспечить достижение цели наказания. Судья на основании ходатайства юридического лица или индивидуального предпринимателя досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое административное наказание? Какова его цель?

2. Какие виды административных наказаний существуют? Какова их характеристика?

3. Какой вид административного наказания применяется только к иностранным гражданам и лицам без гражданства?

 

Литература

1. Агапов А.Б. Административное право РФ. – М., 2008.

2. Бахрах Д.Н. Административное право РФ. – М., 2008.

Тема 21. Наложение административных наказаний

Вопросы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.033 с.)