Поощрения и ответственность государственных служащих по российскому законодательству 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поощрения и ответственность государственных служащих по российскому законодательству



В сфере государственной службы особое место занимают поощрение (стимулирование) и ответственность государственныхи муниципальных служащих. Поощрение в системе государственной службы — это осуществляемая в установленном порядкеспециальная деятельность государственных органов и должностныхлиц, выражающаяся в применении к государственномуслужащему мер морального и материального стимулирования,основаниями чего являются признание заслуг государственногослужащего, успешное и добросовестное в течение продолжительноговремени исполнение им своих должностных обязанностей,а также выполнение заданий особой важности и сложности.

Поощрение представляет собой воздействие определенных субъектов (Президента РФ, федерального министра, руководителя государственного органа или иного должностного лица, а также соответствующего органа) на потребности, интересы, на сознание, волю, практическое поведение служащего, а следовательно, на результаты его управленческого труда, государственно-служебной деятельности. Поощрение (стимулирование) способствует улучшению дисциплины в организации, качества труда, воспитывает инициативу и ответственность в позитивном понимании этого термина (ст. 55 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Поощрение должно быть своевременным, значимым, весомым. Поощрение применяется таким образом, чтобы оно стало реальным стимулом для достижения высоких результатов управленческого труда. В этом смысле поощрение является видом (формой) стимулирования.

Общими основаниями для поощрения государственного служащего являются: 1) успешное, качественное и добросовестное исполнение должностных обязанностей; 2) признание заслуг государственного служащего (особые отличия при прохождении государственной службы); 3) продолжительная, безупречная и эффективная служба; 4) выполнение заданий особой важности и сложности; 5) проявленное мужество при исполнении служебных обязанностей. Поощрение может быть индивидуальным (поощрение конкретного лица) и коллективным (поощрение коллектива, нескольких лиц), а по содержанию — моральным, материальным или смешанным, т. е. включающим в себя как моральные, так и материальные элементы. Поощрения объявляются приказами. Благодарность может быть объявлена и устно. Материальным поощрением является премирование государственного служащего. Институт поощрения — важнейшая часть законов субъектов РФ о региональной государственной службе. Эти законы устанавливают основания, перечень и процедуру применения поощрений. Например, объявление благодарности производится в устной или письменной форме лицом, у которого государственный служащий находится в непосредственном подчинении. Награждение денежной премией или ценным подарком осуществляется соответственно руководителями государственных органов субъектов РФ. Факт поощрения государственного служащего заносится в его личное дело. Как правило, принято говорить о четырех стадиях поощрительного производства: возбуждение ходатайства о поощрении; направление представления о поощрении в соответствующий государственный орган; рассмотрение представления о поощрении и принятие решения; практическое осуществление поощрения.

Ответственность государственных служащих наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей. Служебная дисциплина на государственной службе — обязательное для служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом. Служебный распорядок государственного органа может быть определен нормативным правовым актом государственного органа, в котором устанавливается режим службы и время отдыха служащих. Служебный распорядок государственного органа утверждается представителем нанимателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа. Государственные служащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность. Основным видом ответственности государственных служащих является дисциплинарная ответственность (за совершение должностного или дисциплинарного проступка), поскольку соблюдение служебной (трудовой) дисциплины и укрепление государственной дисциплины относятся к важнейшим обязанностям служащего. За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на государственного служащего могут налагаться органом или руководителем, имеющими право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, установленные дисциплинарные взыскания. Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на государственных служащих, совершивших должностные (дисциплинарные) проступки, дисциплинарных взысканий властью представителей администрации (руководителей, начальников). Дисциплинарными взысканиями, применяемыми к гражданским служащим, являются: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы; 5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2 (неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание), подп. «а»—«г» п. 3 (прогул — отсутствие на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня; появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; разглашение сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей; совершение по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях), п. 5 и 6 (принятие гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа; однократное грубое нарушение гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшее за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства РФ) ч. 1 ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Противоправное виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него должностных обязанностей (нарушение служебной (или трудовой) дисциплины), не влекущее уголовной ответственности, принято именовать должностным (дисциплинарным) проступком. Приказ (распоряжение) или постановление о дисциплинарном взыскании с указанием мотивов его применения объявляется (сообщается) государственному служащему, подвергнутому взысканию, под расписку. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка (ст. 59 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания государственный служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не подвергшимся (не имеющим) дисциплинарному взысканию. Орган (должностное лицо, представитель нанимателя), применивший взыскание, может снять его до истечения года со дня применения взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя, если подвергнутый взысканию не совершил нового проступка и проявил себя как добросовестный служащий. Вышестоящему руководителю также принадлежит право снятия дисциплинарного взыскания. С государственного служащего может быть снято только одно дисциплинарное взыскание. В течение срока действия дисциплинарного взыскания меры поощрения к государственному служащему не применяются, за исключением досрочного снятия ранее наложенного дисциплинарного взыскания. В случае несогласия государственного служащего с решением о привлечении его к дисциплинарной ответственности он вправе в письменной форме обжаловать это решение вышестоящему руководителю (начальнику вышестоящего государственного органа, комиссии государственного органа по служебным спорам) и (или) оспорить в суде.

Российское законодательство предусматривает административную ответственность государственных служащих в случаях,когда они являются должностными лицами, в соответствии с законодательствомоб административных правонарушениях. Поддолжностным лицом в КоАП РФ понимается лицо, постоянно,временно или в соответствии со специальными полномочиямиосуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенноев установленном законом порядке распорядительнымиполномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебнойзависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственныефункции в государственных органах, органах местного самоуправления,государственных и муниципальных организациях,а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинскихформированиях Российской Федерации. Основанием для привлечения должностных лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Действующим законодательством предусмотрена уголовная ответственность должностных лиц за злоупотребление должностнымиполномочиями, превышение должностных полномочий,отказ в предоставлении информации Федеральному СобраниюРФ или Счетной палате РФ, присвоение полномочийдолжностного лица, незаконное участие в предпринимательскойдеятельности, получение и дачу взятки, служебный подлоги халатность (ст. 285—293 УК РФ). В зависимости от характераэтих общественно опасных деяний суд назначает различныемеры уголовного наказания, в том числе увольнение от должности. При рассмотрении дел о преступлениях против интересовгосударственной службы суды могут применять такую мерууголовного наказания, как лишение государственного служащего— должностного лица — права занимать соответствующиегосударственные должности.

Для государственных служащих установлена материальная ответственность. Она выполняет правовосстановительнуюфункцию и наступает за должностной проступок, который причинил материальный ущерб органам государственной власти(в том числе органам исполнительной власти). Материальнаяответственность состоит в возмещении виновным служащимпричиненного им имущественного ущерба или вреда. Сама посебе материальная ответственность не исключает привлечениявиновного лица и к дисциплинарной ответственности.Действующее законодательство о государственной службе несодержит соответствующих правовых норм о материальной ответственностигосударственных служащих. Однако, как известно,в сфере регулирования государственно-служебных отношенийдействует законодательство о труде. Поэтому соответствующиестатьи ТК РФ или специальных законов и иныхнормативных правовых актов распространяются и на случаиматериальной ответственности государственных служащих.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Что такое государственная служба?

2. Какие виды государственной службы существуют?

3. Кто такой государственный служащий? Какие виды государственных служащих существуют?

4. Какие меры поощрения и ответственности существуют?

 

Литература

1. Бахрах Д.Н. Административное право РФ. – М., 2012.

2.Кудашкин А.В. Военная служба как особый вид государственной службы РФ // Государство и право.– № 3.– 2000.

3.Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего РФ // Государство и право.– № 9.– 2003.

 

       Тема 8. Органы исполнительной власти

Вопросы:

Введение.

1. Орган исполнительной власти: понятие и основы административно-правового статуса.

       2. Система и виды органов исполнительной власти 

Введение

В данной теме рассматривается понятие, система и виды органов исполнительной власти, а также их административно-правовой статус. 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.140 (0.017 с.)