Тема 1. Предмет и метод административно-правового регулирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет и метод административно-правового регулирования



Шоткинов С.А.

к.ю.н., доцент

Краткий конспект лекций

по дисциплине

«АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО»

 

      

 

 

          

 

Москва 2013

 

Содержание          

Введение. 5

Раздел 1. Административное право в правовой системе Российской Федерации. 6

Тема 1. Предмет и метод административно-правового регулирования. 6

1.Административное право: предмет, метод, система. 6

Тема 2. Административно-правовые нормы.. 8

1. Нормы административного права: понятие, структура, классификация. 8

2. Действие норм административного права во времени и пространстве. 10

Тема 3. Источники административного права. 14

1. Источники административного права: понятие и система. 14

2. Систематизация административного законодательства: основания и виды. Проблемы кодификации административно-правовых норм. 17

Тема 4. Административные правоотношения. 25

1. Административные правоотношения: понятие, виды, структура, основания возникновения, изменения и прекращения 25

Тема 5. Субъекты административного права. 33

1. Субъекты административного права: понятие, признаки, виды.. 34

Тема 6. Гражданин как субъект административного права. 36

1.Административно-правовой статус граждан РФ: понятие и основы.. 36

2. Гарантии и способы защиты прав граждан. Правовая регламентация права на жалобу в РФ. 45

3.Особенности административно-правового статуса иностранцев и лиц без гражданства. 56

Тема 7. Государственная служба и государственный служащий. 62

1. Государственная служба: понятие, принципы, виды.. 62

2. Государственный служащий: понятие и виды.. 69

3. Поощрения и ответственность государственных служащих по российскому законодательству. 79

Тема 8. Органы исполнительной власти. 84

1. Орган исполнительной власти: понятие и основы административно-правового статуса. 84

2. Система и виды органов исполнительной власти. 89

Тема 9. Федеральные органы исполнительной власти. 110

1.Президент РФ в системе государственной власти России. Основы правового статуса и полномочия в сфере исполнительной власти. 111

2.Правительство Российской Федерации: порядок формирования, исключительная компетенция и полномочия. Досрочное прекращения полномочий Правительства РФ. 117

3.Центральные органы федеральной исполнительной власти. 123

4.Территориальные федеральные органы исполнительной власти: понятие, особенности правового статуса 133

Тема 10. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 137

1.Органы исполнительной власти субъектов РФ: понятие, особенности правового статуса. 137

2. Высшие должностные лица субъектов РФ. Президент и глава республики. Губернатор и глава администрации субъекта РФ. Особенности их правового статуса и полномочия. 140

Тема 11. Органы местного самоуправления как субъекты административных правоотношений. 146

1 Понятие и основы правового статуса органа местного самоуправления. 146

Тема 12. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций. 151

1.Предприятия, учреждения и организации как субъекты административных правоотношений. Основы правового статуса 151

2. Особенности правового положения государственных предприятий. 153

Раздел 3. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ... 157

Тема 13. Формы и методы государственного управления. 157

1. Понятие и значение административно-правовых форм. Классификация административно-правовых форм 157

2.Понятие и особенности административно-правовых методов. Их значение в деятельности субъектов административного права. 167

3.Убеждение в государственном управлении. 171

Тема 14. Обращения граждан. 173

1.Понятия и виды обращений граждан по законодательству Российской Федерации. 173

2.Право жалобы. Виды жалоб и их особенности. 174

3. Порядок рассмотрения обращений граждан. Ответственность за его нарушение. 178

Тема 15. Акты управления. 183

1. Правовой акт управления: понятие, свойства и значение. 183

2. Виды актов управления. 188

Тема 16. Административный договор. 195

1. Административный договор: понятие, публично-правовая природа и признаки. 195

Тема 17. Административное принуждение. 203

1. Административное принуждение: понятие, виды.. 203

2. Меры административного предупреждения. 207

3 Меры административного пресечения. 210

РАЗДЕЛ 4. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.. 213

Тема 18. Ответственность по административному праву. 213

1. Административная ответственность: понятие, основания. 213

Тема 19. Административное правонарушение. 217

1. Административное правонарушение: понятие и признаки. 217

2. Состав административного правонарушения: элементы и их характеристика. 220

Тема 20. Административные наказания. 227

1. Административные наказания: понятие и цель. 228

2. Виды административных наказаний и их характеристика. 229

Тема 21. Наложение административных наказаний. 240

1. Административное наказание: порядок назначения. 240

РАЗДЕЛ 5. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И ДИСЦИПЛИНЫ СФЕРЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.. 246

Тема 22. Способы обеспечения законности и дисциплины управления. 246

1. Законность: содержание и значение. 246

2. Особенности и способы обеспечения режима законности. 248

Тема 23. Контрольная деятельность. 251

1. Контроль: понятие и содержание, виды.. 251

2. Органы контрольной деятельности. 257

Тема 24. Надзорная деятельность. 268

1. Прокурорский надзор: понятие, цели, задачи, предмет. 268

Тема 25. Специальные административно-правовые режимы.. 271

1. Специальные административно-правовые режимы: понятие и виды.. 271

2. Режим чрезвычайного положения. 276

3. Режим особого и военного положения. 281

4. Режим охраны государственной границы.. 286

Раздел 6. Административно-процессуальная деятельность. 290

Тема 26. Административный процесс. 290

1. Административные процессы: понятие и виды.. 291

2. Общие стадии административных процессов. 294

Тема 27. Административно-процессуальное право. 296

1. Административно-процессуальное право: понятие и предмет. 297

2. Административно-процессуальные нормы: понятие и структура. 298

Тема 28. Производство по делам об административных правонарушениях. 299

1. Производство по делам об административных правонарушениях: понятие, принципы, стадии и виды. 300

2. Участники производства по делам об административных правонарушениях. 305

 

 

 

Введение

Административное право является одной из важнейших отраслей правовой системы государства, а административное законодательство служит правовой основой построения и функционирования исполнительной ветви власти. Эта отрасль публичного права закрепляет права и обязанности граждан и юридических лиц, не имеющих властных полномочий, в отношениях с представителями исполнительной власти, органов местного самоуправления, с администрацией предприятий, организаций и учреждений, определяет систему, структуру, полномочия, принципы, методы и формы деятельности исполнительных органов и их должностных лиц. Административное право изучает законодательство, которое по своему объему и масштабу значительно превышает законодательство любой другой отрасли.

Целью создания краткого конспекта лекций по дисциплине «Административное право является изучение административного права и административного законодательства как основы построения и функционирования исполнительной ветви власти.

Актуальность создания краткого конспекта лекций по данной дисциплине заключается в формировании у студентов представления о принципах деятельности и функционирования государственных органов, реализующих исполнительную власть.

Теоретический материал разделен на 28 тем и снабжен списком учебной и научной литературы, знакомство с которой необходимо для усвоения курса и самостоятельной работы учащихся. 

Раздел 1. Административное право в правовой системе Российской Федерации

Литература

 

1. Бахрах Д.Н. Административное право РФ. – М., 2012.

2. Бельский К.С. К вопросу о предмете административного права // «Государство и право», 2011. – № 11.

3. Юсупов В.А. Теория административного права.– М., 2012.

4. Бахрах Д.Н. О предмете административного права в России // Государство и право.– № 10.– 2003.

 

Введение

В данной теме рассматривается понятие административно-правовой нормы, ее структура, основания классификации и виды административно-правовых норм, а также их действия во времени и пространстве. 

 

Литература

1. Коренев А.П. Нормы административного права и их применение.– М., 2012.

2. Старилов Ю.Н. Административное право. В 2-х частях. Часть 1 (история, наука, предмет, нормы).– Воронеж, 2010.

3. Бахрах Д.Н. Административное право РФ. – М., 2012.

Введение:

В данной теме рассматривается понятие и виды источников административного права, а также основания и виды систематизации административного законодательства.

1. Источники административного права: понятие и система

Юридические нормы нуждаются во внешних формах выражения. Они должны быть оформлены так, чтобы с ними могли ознакомиться люди, которым они адресованы. Нормы права включаются как статьи, пункты, параграфы и т. п. в акты государственных и муниципальных органов. Такие акты, если они содержат правовые нормы, становятся источниками права, внешними формами его выражения.

Источниками административного права являются акты государственных и муниципальных органов, в которых содержатся административно-правовые нормы. Важнейшая особенность отрасли административного права — разнообразие и множество источников юридических норм. Это детерминировано предметом отрасли: разнообразием и большим числом административных (управленческих) отношений, необходимостью своевременного юридического опосредования социальных процессов, объективной потребностью децентрализации исполнительной власти.

Для правовой регламентации ее деятельности нужно большое число законов и еще большее количество конкретизирующих их подзаконных нормативных актов. Существует значительное количество чисто административно-правовых источников. Но много и «смешанных», многоотраслевых, в которых одновременно могут быть нормы разных отраслей права (например, административного и трудового, административного и гражданского).

Все источники российского административного права можно поделить на два типа в зависимости от того, кто их принял: 1) акты российских органов публичной власти; 2) акты, принятые без участия или с участием российских органов публичной власти.

Очевидно, что преобладают акты первого типа. Среди них такие разновидности (классы) актов российских органов, как акты, принятые на основе референдума и законодательных органов; акты Президента РФ; акты органов исполнительной власти и исполнительных муниципальных органов, а также акты государственных органов, не отнесенных Конституцией РФ ни к одной из трех ветвей государственной власти (Банка России, Прокуратуры РФ, Пенсионного фонда РФ и др.); федеративные и административные договоры; акты правосудия. Фактически источниками административного права могут быть акты всех органов публичной власти, существующие в Российской Федерации. А внутриаппаратные административно-правовые нормы могут содержаться в актах руководителей представительных и судебных органов, прокуроров, руководителей публичных предприятий, учреждений, строевых подразделений. Акты правосудия все чаще становятся источниками административного права. Они могут двумя способами влиять на систему норм. Во-первых, признавая незаконными или неконституционными действующие нормы, и тем самым прямо или косвенно отменяя, изменяя их (судебный, нормоконтроль). Во-вторых, в тех случаях, когда законом установлено, что решения определенных судов являются обязательными для судов той же или низшей инстанции (судебный прецедент). В России акты правосудия не считаются правовыми прецедентами. Суды осуществляют нормотворчество путем признания действующих норм несоответствующими нормам, имеющим более высокую юридическую силу, а потому недействующими. Есть два вида актов правосудия как источников права: а) акты судов общей компетенции (в том числе и военных) и арбитражных судов, которые могут признать подзаконные акты не соответствующими закону или решениям вышестоящих органов вплоть до постановлений Правительства РФ; б) акты правосудия, которые признаны источниками административного права, — постановления Конституционного Суда РФ.

К актам второго типа относятся: акты органов государственной власти бывшего СССР (их количество с каждым годом уменьшается и только очень небольшая группа таких актов продолжает еще действовать); акты международных органов (ООН, Совета Безопасности, Европейского Суда и др.); международные договоры.

Все действующие источники административного права образуют целостную, несамоуправляемую систему, изменять которую вправе многие субъекты. Признак, который лежит в основе этой совокупности, — наличие в каждом из них действующих норм административного права. Нередко систему источников административного права (финансового, семейного и др.) называют административным (финансовым, семейным и т. д.) законодательством. Это не корректно. Известно, что нормы административного права содержатся не только в законах — их очень много в подзаконных актах. Административное законодательство следует понимать как систему законов, в которых имеются нормы административного права. А всю совокупность действующих источников этой отрасли можно назвать системой источников административного права (СИАП). Административное законодательство образует его ядро. В этом первая особенность СИАП, резко отличающая ее от системы источников уголовного права. Вторая особенность СИАП обусловлена тем обстоятельством, что, согласно ст. 72 Конституции РФ, административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. На основании ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов «издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации». Третья особенность СИАП — многообразие источников. В нее входят законы и подзаконные акты федеральных, региональных, муниципальных органов. Изменяют административное право своими актами и законодательная, и исполнительная, и судебная власти, а кроме того, и Президент РФ, и Банк России, и Генеральный прокурор РФ. Четвертая особенность СИАП состоит в огромном числе входящих в нее источников. Это прежде всего объясняется универсализмом и иными особенностями публичной исполнительной власти. Поэтому требуется большое число федеральных и региональных, материальных и процессуальных, регулятивных и охранительных, общих и внутриаппаратных норм, регулирующих деятельность публичной администрации во многих сферах общественной жизни. В этом нетрудно убедиться, ознакомившись с общеправовым классификатором отраслей законодательства, в котором нет раздела «административное законодательство», а соответствующие источники помещены в разделы законодательства об административных правонарушениях, о государственной службе, об обороне, о безопасности, о транспорте и связи, об охране общественного порядка и в десятки других разделов классификатора. Кстати, в классификаторе тоже некорректно используется термин «законодательство», хотя речь идет о системе источников соответствующих норм, в которую входят даже ведомственные инструкции. Пятая особенность СИАП — ее мобильность, изменчивость,

В систему административно-правовых норм часто вносятся изменения новыми источниками, а старые источники отменяются, изменяются. Нестабильность СИАП объясняется многими объективными факторами. На предметную, универсальную, организующую деятельность государственной администрации непосредственно влияют экономика, политика, тем более в условиях российских реформ, а также огромные размеры самого административного права и системы его источников и др.

Нестабильность СИАП связана и с субъективными факторами: ошибками, политическими пристрастиями тех, кто готовит, принимает акты, содержащие нормы административного права, К тому же в СИАП много подзаконных актов, которые нетрудно отменить или изменить. Шестая особенность СИАП связана со сложностью систематизации административно-правовых норм и невозможностью их единой кодификации.

 

Литература

1. Старилов Ю.Н. Административное право. В 2-х частях. Часть 1 (история, наука, предмет, нормы).– Воронеж, 2010.

2. Бахрах Д.Н. Административное право РФ. – М., 2012.

3. Агапов А.Б. Административное право РФ. – М., 2012.

 

Литература

1. Бахрах Д.Н. Административное право РФ. – М., 2012.

2. Алехин А.П. Административное право Российской Федерации: Учебник. – М.: ЗЕРЦАЛО, 2012.

 

Введение

В данной теме подлежит рассмотрению такое понятие как субъект административного права, а также подлежат рассмотрению виды субъектов административного права. 

Литература:

1. Бахрах Д.Н. Административное право РФ. – М., 2012.

2.Алехин А.П. Административное право Российской Федерации: Учебник. – М.: ЗЕРЦАЛО, 2012.

    Тема 6. Гражданин как субъект административного права

Вопросы:

Введение.

1. Административно-правовой статус граждан РФ: понятие и основы

2. Гарантии и способы защиты прав граждан. Правовая регламентация права на жалобу в РФ.

3. Особенности административно-правового статуса иностранцев и лиц без гражданства.

Введение

В данной теме подлежат изучению следующие аспекты: понятие и основы административно-правового статуса гражданина РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также гарантии и способы защиты прав граждан.

 

Литература

1. Бахрах Д.Н. Административное право РФ. – М., 2012.

2. Алехин А.П. Административное право Российской Федерации: Учебник. – М.: ЗЕРЦАЛО, 2012.

Введение

В данной теме рассматривается институт государственной службы, а именно: понятие, принципы, виды государственной службы, понятие и виды государственного служащего, а также основания и порядок привлечения к ответственности государственных служащих

 

Литература

1. Бахрах Д.Н. Административное право РФ. – М., 2012.

2.Кудашкин А.В. Военная служба как особый вид государственной службы РФ // Государство и право.– № 3.– 2000.

3.Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего РФ // Государство и право.– № 9.– 2003.

 

       Тема 8. Органы исполнительной власти

Вопросы:

Введение.

1. Орган исполнительной власти: понятие и основы административно-правового статуса.

       2. Система и виды органов исполнительной власти 

Введение

В данной теме рассматривается понятие, система и виды органов исполнительной власти, а также их административно-правовой статус. 

 

Литература

1. Бахрах Д.Н. Административное право РФ. – М., 2012.

2. Вишняков В.Г. Система и структура федеральных органов исполнительной власти: теория и практика // Журнал российского права.– № 8.– 2011.

3. Елизарова Н.В. Правовые механизмы взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти // Государственная власть и местное самоуправление.– № 12.– 2009.

 

Введение

В данной теме рассматриваются федеральные органы исполнительной власти, а именно их административно-правовой статус, порядок образования и полномочия.

 

Литература

1. Бахрах Д.Н. Административное право РФ. – М., 2012.

2. Вишняков В.Г. Система и структура федеральных органов исполнительной власти: теория и практика // Журнал российского права.– № 8.– 2011.

3. Елизарова Н.В. Правовые механизмы взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти // Государственная власть и местное самоуправление.– № 12.– 2009.

4. Еремина О.Ю. Системы органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации // Журнал российского права.– № 11.– 2011.

Введение

В данной теме рассматриваются органы исполнительной власти субъектов РФ, а именно их административно-правовой статус, порядок образования и полномочия.

1.Органы исполнительной власти субъектов РФ: понятие, особенности правового статуса

Деятельность органов исполнительной власти осуществляется в 83 субъектах РФ. Конституция РФ определила основные начала в образовании региональных исполнительных органов самым общим образом. Отсутствие конкретизированного законодательства в данной сфере породило множество проблем в административной организации субъектов РФ.

 Органы исполнительной власти в настоящее время создаются и действуют: 1) в республиках, имеющих свои конституции, которые определяют основные начала создания системы республиканских исполнительных органов; 2) в краях и областях (т. е. административно-территориальных единицах), устанавливающих системы органов исполнительной власти в своих уставах; 3) в автономных образованиях (одна область и округа); 4) в городах федерального значения (Москве и Санкт-Петербурге). В целях преодоления противоречий регионального законодательства 90-х гг., регламентирующего порядок формирования системы органов исполнительной власти в субъектах РФ, федеральным законодателем были установлены рамочные условия и принципы, на которых должно происходить формирование региональной системы органов исполнительной власти. В связи в этим был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Субъекты РФ формируют свои системы органов исполнительной власти в соответствии с законами, которые устанавливают общие принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Установление таких принципов относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии с вышеназванным Законом система исполнительных органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно. Перечень исполнительных органов субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Высший исполнительный орган государственной властисубъекта РФ является постоянно действующим органом исполнительнойвласти субъекта РФ и обеспечивает исполнениеКонституции РФ, федеральных законов и иных нормативныхправовых актов РФ, конституции (устава), законов и иных нормативныхправовых актов субъектов РФ на территории субъектаРФ. Наименование этого органа, его структура, порядок егоформирования устанавливаются конституцией (уставом) и законамисубъекта РФ с учетом исторических, национальных ииных традиций субъекта РФ. Данный орган обладает правамиюридического лица, имеет гербовую печать.Финансирование высшего исполнительного органа государственнойвласти субъекта РФ и возглавляемых им органов исполнительнойвласти субъекта РФ осуществляется за счетсредств бюджета субъекта РФ, предусмотренных отдельнойстатьей.

Высший исполнительный орган государственной властисубъекта РФ разрабатывает и осуществляет меры по обеспечениюкомплексного социально-экономического развития субъектаРФ, участвует в проведении единой государственной политикив области финансов, науки, образования, здравоохранения,социального обеспечения, экологии и имеет следующие основные полномочия: а) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации,обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина,охране собственности и общественного порядка, борьбес преступностью;б) разрабатывает для представления высшим должностнымлицом субъекта РФ в законодательный (представительный) органгосударственной власти субъекта РФ проект бюджета субъектаРФ, а также проекты программ социально-экономическогоразвития субъекта РФ;в) обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ и готовитотчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнениипрограмм социально-экономического развития субъектаРФ для представления их высшим должностным лицомсубъекта РФ в законодательный (представительный) орган государственнойвласти субъекта РФ;г) формирует иные органы исполнительной власти субъектаРФ;д) управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ всоответствии с законами субъекта РФ, а также федеральнойсобственностью, переданной в управление субъекту РФ в соответствиис федеральными законами и иными нормативнымиправовыми актами РФ;е) вправе предложить органу местного самоуправления, выборномуили иному должностному лицу местного самоуправленияпривести в соответствие с законодательством РФ изданныеими правовые акты в случае, если указанные акты противоречатКонституции РФ, федеральным законам и иным нормативнымправовым актам РФ, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта РФ, а такжевправе обратиться в суд;ж) заключает в соответствии с федеральным законом договорыс федеративными органами исполнительной власти о разграничениипредметов ведения и полномочий, а также соглашенияо взаимной передаче осуществления части своих полномочий;з) осуществляет иные полномочия, установленные федеральнымизаконами, конституцией (уставом) и законами субъектаРФ, а также соглашениями с федеральными органами исполнительнойвласти, предусмотренными ст. 78 КонституцииРФ.Законодательный (представительный) орган государственнойвласти субъекта РФ может выразить недоверие руководителяморганов исполнительной власти субъекта РФ, в назначениикоторых на должность он принимал участие, если иные положенияне предусмотрены конституцией (уставом) субъекта РФ.Принятие решения о недоверии указанным руководителям влечетнемедленное освобождение их от должности или иные последствия,установленные конституцией (уставом) или закономсубъекта РФ.Правовые акты как высшего исполнительного органа, так ииных органов государственной власти субъекта РФ, а такжеправовые акты должностных лиц указанных органов, противоречащиеКонституции РФ, федеральным и региональным законам,подлежат опротестованию прокурором или его заместителемв установленном законом порядке и могут быть оспорены всоответствующем суде.В краях и областях — субъектах РФ — органом исполнительнойвласти является администрация края, области, городафедерального значения, автономной области или автономногоокруга. В краях и областях исполнительную власть осуществляют губернатор и возглавляемое им правительство или администрация. В некоторых случаях губернаторы могут быть главойисполнительной власти, возглавляя систему ее органов. В автономныхокругах исполнительная власть осуществляется главамиадминистраций, губернаторами или правительствами.Уставы краев и областей определяют традиционные для лиц,возглавляющих исполнительную власть в крае или области,полномочия, например: разработка и представление на утверждениезаконодательного органа края или области бюджета иобеспечение его исполнения; утверждение структуры и штатоворганов исполнительной власти; формирование отраслевых итерриториальных органов исполнительной власти, назначениена должность и освобождение от должности их руководителей;утверждение положений об отраслевых и территориальных органахисполнительной власти; издание постановлений и распоряжений,которые действуют на территории соответствующегосубъекта РФ и обязательны здесь к исполнению; отмена актовподведомственных органов исполнительной власти субъектовРФ; представление органа исполнительной власти в СоветеФедерации Федерального Собрания лично либо через назначенногопредставителя; осуществление функций распорядителякредитов при исполнении бюджета; утверждение положений оструктурных подразделениях администрации.

Субъекты РФ создают такую систему органов исполнительнойвласти, которая включает органы общей, отраслевой и межотраслевой компетенции. По организационно-правовой формеорганы исполнительной власти в субъектах РФ могут быть различными.Они не установлены нормативными актами и формируютсяисходя из исторических, национальных традиций.

 

Литература

1. Агапов А.Б. Административное право РФ. – М., 2008.

       2. Елизарова Н.В. Правовые механизмы взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти // Государственная власть и местное самоуправление.– № 12.– 2009.

3.Еремина О.Ю. Системы органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации // Журнал российского права.– № 11.– 2011.

         Тема 11. Органы местного самоуправления
как субъекты административных правоотношений

Вопросы:

Введение.

1 Понятие и основы правового статуса органа местного самоуправления.

Введение

Предметом рассмотрения данной темы являются органы местного самоуправления и их административно-правовой статус.

 

Литература

1. Бахрах Д.Н. Административное право РФ. – М., 2012.

2. Алехин А.П. Административное право Российской Федерации: Учебник. – М.: ЗЕРЦАЛО, 2012.

3. Баликоев З.В. Органы исполнительной власти в субъектах Федерации // Вестник Московского университета МВД России.–№ 5.– 2010.

Тема 12. Административно-правовой статус предприятий,
учреждений и организаций

Вопросы:

Введение.

1.Предприятия, учреждения и организации как субъекты административных правоотношений. Основы правового статуса.

2.Особенности правового положения государственных предприятий.

Введение

В данной теме подлежат рассмотрению учреждения и организации как субъекты административного права.

1.Предприятия, учреждения и организации как субъекты административных правоотношений. Основы правового статуса

Коллективные субъекты административного права представляют собой организации, т. Е. объединения физических лиц. Часть таких организаций, а именно органы исполнительной власти, были уже подробно рассмотрены ранее. Их отличает особое положение в обществе. Они не только обязательные субъекты административно-правовых отношений, но и обладают государственно-властными полномочиями. Кроме них существует многочисленная группа других организаций, не обладающих государственно-властными полномочиями, но также являющихся субъектами административного права. Понятие «организация» имеет широкий смысл, и рассмотреть ее административно-правовой статус невозможно без использования норм других отраслей права, в том числе гражданского, трудового и финансового.

Под организацией понимается объединение физических лиц любой численности, возглавляемое своими органами управления, имеющее обособленное имущество, созданное для производства материальных или духовных ценностей, а также реализации иных потребностей его членов. Орган управления организации — ее администрация. Функции администрации может выполнять единоличный руководитель (самостоятельно или через возглавляемый им управленческий аппарат) либо одновременно единоличный руководитель и коллективный исполнительный орган. Единоличными руководителями могут быть: директор, генеральный директор, начальник, ректор, заведующий, управляющий и др. Возглавляемый руководителем организации управленческий аппарат (администрация) в различных организациях носит название либо просто администрация, либо дирекция, генеральная дирекция, ректорат, управление и т.д. Коллективный исполнительный орган, как правило, — совет директоров, правление, дирекция.

Администрация — орган, на который возложены функции оперативного управления организацией. Администрация действует от имени организации, представляет ее интересы, заключает договоры, распоряжается ее средствами, издает приказы и дает указания, обязательные для всех членов организации. В руках администрации находятся все распорядительные полномочия юридически властного характера, необходимые для непосредственного руководства процессами производственно-хозяйственной, социально-культурной и иной деятельности организации. Администрация осуществляет управленческие функции внутри самой организации, а также вступает во внешние административные правоотношения с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и иными субъектами административного права. Осуществляя внутриорганизационные управленческие отношения, администрация является субъектом управления к подчиненным органам и работникам. Внешним управлением, т. Е. управлением другими организациями и их работниками, в отличие от органов исполнительной власти, администрация организации не занимается, она не обладает необходимыми для этого государственно-властными полномочиями. Во внешних административно-правовых отношениях администрация сама — объект управления со стороны органов исполнительной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления.

Принадлежащие организации права осуществляются как ее руководителем, так и по установленному распределению обязанностей другими должностными лицами. Руководитель организации персонально наделен определенными полномочиями по представительству, распоряжению имуществом и средствами организации. Он действует от имени организации, представляет ее интересы, заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает в банках расчетный и другие счета, пользуется правом распоряжения средствами, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников организации. Организации создаются для выполнения определенных целей: производства материальных или духовных ценностей; реализации законных прав и интересов их членов. В этой связи по предназначению можно выделить такие виды организаций, как: предприятия; учреждения; общественные объединения, религиозные объединения; фонды и иные организации (международные, иностранные и др.).

Организации возможно разделить также в зависимости от того, является ли извлечение прибыли основной целью их деятельности или нет. По этому основанию организации делятся на: коммерческие организации; некоммерческие организации. К коммерческим организациям могут принадлежать только предприятия.

К некоммерческим относятся учреждения, фонды, общественные и религиозные объединения и др. Предприятия и учреждения в зависимости от видов собственности подразделяются на: государственные; муниципальные; частные; общественных организаций и др. Особенности административно-правового статуса государственных организаций обусловливаются тем, что государство — их собственник. К ведению государственных органов относится создание государственных организаций; опр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.108 с.)