Экономические показатели развития индустрии туризма и гостеприимства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические показатели развития индустрии туризма и гостеприимства



Понятие рыночной экономики. Экономические функции государства в рыночной экономике.

Параметры рынка: спрос, предложение, цена, конкуренция. Понятие спроса и факторы, его определяющие

Факторы, определяющие рыночное предложение. Условия рыночного равновесия. Равновесная цена.

Виды организационно-правовых форм предприятий индустрии туризма и гостеприимства: общая характеристика.

Унитарные предприятия и особенности их функционирования.

Виды и общая характеристика хозяйственных обществ.

Акционерные общества, виды акций.

Порядок создания и ликвидации юридического лица.

Совместные и иностранные предприятия и их отличительные черты.

Состав и структура основных фондов предприятий индустрии туризма и гостеприимства, их значение и классификация.

Виды износа основных фондов. Амортизация и способы ее начисления

Эффективность использования основных фондов предприятий индустрии туризма и гостеприимства.

 

Состав и структура оборотных фондов предприятий индустрии туризма и гостеприимства, их классификация.

Кругооборот оборотных средств. Источники формирования оборотных фондов.

Эффективность использования оборотных фондов предприятий индустрии туризма и гостеприимства.

 

Понятие финансовых ресурсов и их функции. Источники формирования финансовых ресурсов предприятий индустрии туризма и гостеприимства

Состав и структура финансовых ресурсов.

Кругооборот финансовых ресурсов на предприятиях индустрии туризма и гостеприимства. Внутрифирменные финансовые операции.

Системы и формы расчетов предприятий индустрии туризма гостеприимства.

Понятие и классификация лизинга. Лизинг как форма инвестирования малых предприятий индустрии туризма и гостеприимства.

Инвестиционные проекты и особенности оценки их эффективности в индустрии туризма и гостеприимства в Республике Беларусь.

 

Примечание

В зарубежной практике требование соизмерения размеров вложенного в производство капитала с результатами деятельности связывают с известным методом «затраты-результаты» («input – output»). Этот метод получил значительное развитие в трудах нашего соотечественника, лауреата Нобелевской премии Василия Леонтьева.

Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов.

К финансовым методам относятся финансовое планирование, финансовый учет, финансовый анализ, финансовое регулирование и финансовый контроль.

Финансовые инструменты это приемы действий и/или методов или набор финансовых показателей, через которые управляющая система может оказывать влияние на хозяйственную деятельность предприятия, например, прибыль, доход, финансовые санкции, цена, зарплата, налоги, процентная ставка и т.д. (Шеремет,1999).

Финансовые отношения – отношения, возникающие между предприятием и другими экономическими субъектами посредством денежных платежей.

Финансовые инструменты, посредством которых реализуются финансовые отношения экономических субъектов, представлены на рис.

  Финансовые отношения Финансовые инструменты

Внешние

1) предприятие – государство со стороны предприятия: налоговые, таможенные пошлины и др. виды платежей; со стороны государства: субсидии, дотации, льготы по налогам и таможенным пошлинам, платежам, целевые кредитные линии, ускоренная амортизация, пеня, штрафы
2) предприятие-субъект территории со стороны предприятия: платежи в местный бюджет, местные налоги; со стороны субъекта территории: централизованные инвестиции (субсидии, дотации), льготы по налогам и платежам, пеня, штрафные санкции
3) предприятия – смежные субъекты: поставщики ресурсов (материальных, энергетических, финансовых, трудовых средств труда), потребители (изделий, услуг, работ) цены за ресурсы, платежи, взаимные штрафы цена за товар, штрафы, выплаты, надбавки и скидки к цене
4) предприятия – прочие организации (банки, инвестиционные, страховые компании, биржи, общественные организации, объекты инфраструктуры) страховые возмещения, залоги, кредиты, арендная плата, лизинговые платежи, ссуды, благотворительные взносы, банковский процент
Внутренние 1) собственник – коллектив предприятия 2) предприятие – его структурные подразделения (дочерние предприятия, филиалы) заработная плата, премии, поощрения, штрафные санкции, дивиденды, паевые доли, прибыль цены внутрифирменной передачи, дивиденды, паевые доли, премии, чистая прибыль, доходы от вложения капитала, прибыль

Рис. - Финансовые отношения и инструменты предприятия

Правовое регулирование функционирования финансового механизма включает в себя законодательные акты, постановления, приказы и другие правовые документы.

Нормативное обеспечение – это инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения и др.

Информационное обеспечение – это различная экономическая, коммерческая, финансовая и другая информация. К финансовой информации относятся сведения о финансовой устойчивости и платежеспособности партнеров и конкурентов, ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом, валютном рынках, финансовой и коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов и др. Владение информацией помогает определить ситуацию на рынках. Различная информация (например, сведения о поставщиках, покупателях и др.) может являться одним из видов интеллектуальной собственности (ноу-хау) и вноситься в качестве вклада в уставный капитал предприятия.

 

Повременная:

- простая повременная,

- повременно-премиальная;

Сдельная:

- прямая сдельная,

- сдельно-премиальная,

- сдельно-прогрессивная,

- косвенно-сдельная,

- аккордная.

Система оплаты труда - это способ исчисления размеров вознаграждения, подлежащего выплате работнику в соответствии с произведенными им затратами труда или по результатам труда.

При разработке системы оплаты труда закладываются три базовых элемента, определяющих в своем сочетании все виды оплаты труда:

- форма оплаты труда;

- тарифная система;

- нормозатраты труда.

Повременная оплата труда состоит в том, что оплачивается работа за единицу времени в соответствии с тарифной ставкой. Тарифная ставка - это размер оплаты труда в единицу времени по тарифному разряду.

При простой повременной оплате труда заработная плата определяется умножением часовой тарифной ставки на отработанное время.

В повременно-премиальной системе оплаты труда кроме заработной платы выплачивается премия, т. е. процентная надбавка к месячной или квартальной заработной плате. Премия выплачивается в соответствии с условиями договора, если работником и подразделением в целом выполнен план работы за премиальный период.

Сдельная оплата труда - это система оплаты труда, при которой размер заработка зависит от количества изготовленной продукции (объема выполненных работ, оказанных услуг) и установленных сдельных расценок.

Сдельная расценка определяется умножением часовой (дневной) тарифной ставки, соответствующей разряду выполняемой работы, на установленную норму времени в часах или днях или путем деления часовой (дневной) тарифной ставки, соответствующей разряду выполняемой работы, на часовую (дневную) норму выработки.

***Норма выработки - это количество продукции или производственных операций, подлежащее выполнению за единицу учетного времени (час, смену, месяц).

***Норма времени - это величина затрат рабочего времени, установленная для выполнения единицы работы.

Прямая сдельная система оплаты труда определяется умножением числа единиц произведенной продукции на сдельную расценку одной единицы продукции.

Сдельно-премиальная система оплаты труда - кроме прямой сдельной, начисляют премии за перевыполнение норм выработки, достижение определенных качественных, показателей, сдачу работ с первого предъявления, отсутствие брака и т. д.

Сдельно-прогрессивная система оплаты труда заключается в том, что на перевыполненную продукцию расценка единицы продукции выше (повышается за выработку сверх нормы).

Косвенно-сдельная система оплаты труда предусматривает оплату труда наладчиков, комплектовщиков, помощников мастеров и других работников в процентах к заработку основных рабочих обслуживаемого участка. При этом вычисляется коэффициент обслуживания.

Аккордная система оплаты труда - оплата сразу за всю сделанную работу с учетом сроков окончания.

Оплата труда руководителей, специалистов и служащих производится, как правило, на основе должностных окладов, устанавливаемых администрацией также самостоятельно в соответствии с должностью и квалификацией работника. Организации могут для этих работников устанавливать и иные виды оплаты труда, например в процентах от выручки, в долях от полученной прибыли.

 

 

Калькуляция себестоимости.

 

 

35. Особенности регулирования ценообразования в РБ. Принципы формирования цен на услуги гостиниц.

Содержание анализа хозяйственной деятельности предприятий индустрии туризма и гостеприимства. Функции экономического анализа.

Функции и виды прибыли.

Экономические показатели развития индустрии туризма и гостеприимства

 

Как экономическое явление туризм рассматривается с двух сторон:

1) как экономический комплекс, развитие которого в большей степени объясняется мирохозяйственными связями, процессами и отношениями;

2) как важнейший катализатор экономического роста. В этом качестве туризм выступает каналом перераспределения валового продукта.

В современном мире туризм:

- имеет индустриальную форму;

- выступает в виде услуг, которые не могут накапливаться и транспортироваться;

- характеризуется высоким уровнем эффективности и быстрой окупаемостью инвестиций;

- является пионером хозяйственного освоения новых районов;

- выступает как эффективное средство охраны природы и культурного наследия;

- совместим практически со всеми отраслями хозяйства и видами деятельности человека.

Доходы от туризма образуются в результате туристских расходов, которые определяются как общая сумма потребительских расходов, производимых посетителем в ходе его поездки и пребывания в месте назначения. Туристские расходы включают оплату:

комплексных поездок;

пакетов услуг на отдых и туры;

размещения;

питания и напитков;

транспорта;

рекреационных, культурных и спортивных видов деятельности;

потребительских товаров, являющихся неотъемлемым элементом путешествий;

медицинского обслуживания и др.

Перечисленные туристские расходы оказывают прямое влияние на экономику, то есть экономическая деятельность туризма вносит вклад в создание национального дохода.

Сферами воздействия туризма на экономику страны и общество в целом являются:

Предпринимательская сфера. Создание туристского предприятия приносит выгоду, поскольку оно предоставляет клиентам свои продукты и услуги, рабочим и служащим — заработную плату и другие виды выплат, акционерам (владельцам) — прибыль, государству (региону) — налоги и сборы;

Потребительская и доходная сферы. Туризм создает новую форму потребительского спроса. Спрос туристов на разнообразные товары и услуги способствует развитию местной промышленности. Благодаря этому развивается производство потребительских товаров и повышается уровень жизни населения.

Благодаря туризму развиваются местные предприятия, в том числе:

— Культурные и развлекательные (музеи, выставки, мемориальные комплексы и памятники, шоу-бизнес, кинобизнес), которые, в свою очередь, через налогообложение приносят пользу ре­гиону и местному населению;

— транспортные предприятия и фирмы (общественный транспорт, прокат автомобилей, использование автобусов под экскурсии, местные авиакомпании в значительной мере ориентированы на доходы от туризма);

— предприятия, изготавливающие сувениры, специальное туристское снаряжение и народный промысел (продукция этих предприятий во всем мире в значительной степени ориентирована на туристов).

Валютная сфера. Туризм способствует притоку значительных сумм иностранной валюты. Причем поступление иностранной валюты происходит не только в виде оплаты за туристский пакет (тур), но и в виде обмена денег в обменных пунктах туристского центра на повседневные траты туристов, оплату дополнительных услуг и т. д.

Производственная инфраструктура. Туризм создает структуру отдыха, которая может быть использована не только для туристов, но и для местного населения. Появление новых туристских центров сопровождается возникновением сервисных, торговых и развлекательных предприятий, строительством дорог, пляжей, что положительно влияет на окружающую инфраструктуру, а также на потребительский рынок и другие сферы предпринимательской деятельности. Развитая туристская инфраструктура в том или ином регионе служит показателем уровня жизни местного населения.

Деньги, потраченные туристами в месте пребывания, одновременно создают доходы для страны (региона) пребывания. Этот доход ведет к цепной реакции: расходы — доходы — расходы — доходы и т. д. Каждый рубль, зарабатываемый на первом обороте средств и получаемый в виде дохода, снова уходит со счета предприятия. Таким образом, в результате первичных доходов, полученных вследствие туристских расходов, возникают новые доходы, но уже третьих лиц, если эти лица выступают в роли поставщиков каких-либо товаров для туристского предприятия. В итоге получается доход с приращением.

Роль туризма в мировой практике постоянно возрастает. Являясь одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамичных отраслей, уступая по доходности лишь добыче и переработке нефти, туризм по данным Всемирной туристской организации (ВТО) обеспечивает 10% оборота производственно-сервисного рынка планеты. На сферу туризма приходится 6% мирового ВНП, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений. Эти цифры характеризуют прямой экономический эффект функционирования туризма как отрасли народного хозяйства. С экономической точки зрения привлекательность развития туризма состоит в более быстрой по сравнению с другими отраслями окупаемости вложенных в него средств и в получении дохода в валюте. Как источник поступления валюты международный туризм занимает второе место после товарного экспорта.

Эффективность туризма означает получение экономического результата от:

- организации туризма;

- туристского обслуживания;

- производственно-обслуживающего процесса туристского предприятия.

Экономическая эффективность туризма является составным элементом общей эффективности общественного труда.

Экономическая эффективность развития туризма на микроуровне характеризуется системой экономических показателей, которые отражают количественный объем реализации туристских услуг и их качественную сторону:

- объем туристского потока;

- величина туристских расходов;

- состояние и развитие материально-технической базы;

- показатели финансово-экономической деятельности;

- показатели развития международного туризма.

К показателям, характеризующим объем туристского потока, относятся:

- общее количество туристов (в том числе организованных и самодеятельных),

- количество туродней (ночевок, койко-дней),

- среднемесячное количество туродней.

Общее число туристов измеряется количеством человек, которые приняли участие в путешествиях. Этот показатель характеризует масштабы охвата населения туристскими мероприятиями и определяется путем суммирования количества туристов за определенный период, принятых на обслуживание по дням регистрации, то есть в первый день обслуживания.

Количество туродней измеряется в человеко-днях и определяется путем умножения общего количества туристов на среднюю продолжительность (в днях) пребывания одного туриста в стране (регионе):          Д = Ч х tcp,

где Д — количество туродней, чел.-дней; Ч — количество туристов, чел; tcp — средняя продолжительность пребывания одного туриста в данном регионе, дней.

Величина суммарных туристских расходов P в данном регионе определяется следующим образом:

Однако туристский поток — явление неравномерное. Для характеристики неравномерности туристского потока применяют коэффициенты неравномерности, которые рассчитываются тремя способами.

где Дmax, Дmin — число туродней в месяце максимального и минимального туристского потока соответственно, чел.-дней; Дгод, Дсм — годовое и среднемесячное число туродней соответственно, чел.-дней.

Среднемесячное количество туродней определяется путем деления годового количества туродней на 12 месяцев.

                                                  Дсм=Дгод/12.

Материальной основой воспроизводственной деятельности любого хозяйствующего субъекта являются производственные потребности. Производственные потребности в туризме выражаются в первую очередь в потребностях в материально-технической базе. Материально-техническая база является основой развития организованного туризма, так как она создает все необходимые условия для обслуживания туристов полным комплексом услуг (размещение, питание, перевозка, лечение, экскурсии и др.).

В состав материально-технической базы туризма входят:

- туристские фирмы и агентства;

- гостиницы;

- туристские базы;

- предприятия питания и торговли;

- автотранспортные предприятия;

- пункты проката туристского снаряжения и инвентаря;

- бюро реализации туристских путевок;

- контрольно-спасательные службы (посты);

- туристские клубы, станции и т. п.

Показатели, характеризующие состояние и развитие материально-технической базы туризма, определяют ее мощность в данной стране (регионе). К ним относятся:

- коечный фонд домов отдыха, пансионатов, турбаз, гостиниц, санаториев и т. п.;

- число коек, предоставляемых местными жителями;

- число мест в торговых залах предприятий питания для ту­ристов;

- число мест в театрах, отведенных для туристов;

- число ванн в водолечебницах для туристов и т. д.

Мощность коечного фонда определяется по формуле:

где Мк — общее количество койко-мест, ед.; К г — число койко-мест круглогодичного использования; Кс — число койко-мест се­зонного использования, ед.; tc — число дней сезонного использо­вания, дней.

Показатели финансово-экономической деятельности туристского предприятия включают:

- выручку от реализации туристского продукта;

- показатели использования ресурсов рабочей силы;

- показатели использования основных фондов и оборотных средств;

- показатели производительности труда и фонда заработной платы;

- показатели финансового состояния туристского предприятия.

Выручка от реализации туристского продукта является важным показателем. Она должна покрыть все произведенные затраты и обеспечить получение прибыли. Выручка от реализации туристского продукта определяется:

- при расчетах наличными деньгами — при их поступлении в кассу как произведение цены единицы товара (услуги) на его реализованное количество;

- при безналичных расчетах — по мере поступления денежных средств на расчетный счет предприятия в учреждение банка за купленный туристский продукт.

Отдельно выделяются показатели, характеризующие состояние и развитие международного туризма. К ним относятся:

- количество туристов, посетивших зарубежные страны (определяется по числу пересечений государственной границы);

- количество трудодней по иностранным туристам;

- суммарные денежные затраты, произведенные туристами за время зарубежных поездок.

Показатели развития туризма важны для анализа как экономической деятельности туристского предприятия, так и состояния туристского рынка, анализа тенденций и выработки стратегии и тактики деятельности на туристском рынке.

 

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.1 (0.066 с.)