Сущность, причины и последствия инфляции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, причины и последствия инфляции.



    Наиболее общее, традиционное определение инфляции – переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.

    Однако такое определение инфляции нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира.

    Формы проявления инфляции:

    1) обесценивание денежных знаков относительно стоимости товаров, т.е. падение покупательной способности денег;

    2) углубление разрыва между уровнями цен на внутреннем рынке страны и на рынках других стран и мировом рынке в целом;

    3) обесценивание национальных денег относительно иностранной валюты;

    4) натурализация процессов обмена;

    5) снижение жизненного уровня населения.

Причины инфляции:

1) внешние:

а) интернационализация хозяйственных связей: наличие инфляции в других странах влияет на динамику внутренних товарных цен через цены импортируемых товаров. Центральный банк страны для создания собственных валютных резервов скупает иностранную валюту у коммерческих банков, выпуская для этих целей дополнительную национальную валюту, что увеличивает количество денег в обращении;

б) мировые экономические кризисы. Так, мировой структурный кризис 70-х гг. XX столетия вызвал рост цен на природные ресурсы в 7 раз, в том числе на сырую нефть – в 20 раз. В результате цены на готовую продукцию резко подскочили в Японии, США, Западной Европе;

2) внутренние причины обусловлены состоянием экономики данной страны. Среди них можно выделить:

а) д ефицит госбюджета. Если он покрывается займами Центрального банка страны, количество денег в обращении резко возрастает, но оно не подкреплено выпуском товаров, что ведет к инфляции;

б) расходы на военные цели. Они, во-первых, увеличивают расходную часть бюджета, являясь постоянной причиной бюджетного дефицита, что, как было отмечено, ведет к инфляции. Во-вторых, люди, занятые в военном секторе экономики, не создают потребительский продукт, а выступают на потребительском рынке только в роли покупателей, увеличивая платежеспособный спрос. Следовательно, военные ассигнования являются мощным фактором инфляции, так как вызывают огромный рост денежной массы без соответствующего товарного покрытия;

в) р асходы на социальные цели не адекватные эффективности национальной экономики. В случаях экономических кризисов, спада производства уровень жизни населения снижается. Правительство стремится поддержать население путем дополнительных ассигнований на социальные цели (индексация зарплаты, выплата различных пособий, в том числе по безработице, различных доплат и т.п.), что ведет к увеличению количества наличных денег в обращении и усиливает инфляцию;

г) инфляционные ожидания, являющиеся одним из основных факторов инфляции. Когда начинается инфляция, население планирует свое поведение в ожидании дальнейшего роста цен. Оно начинает приобретать товары сверх своих текущих потребностей. Происходит «бегство от денег». Спрос начинает стимулировать предложение, что подстегивает рост цен. Кроме того, ожидания предполагаемого уровня инфляции включаются в долгосрочные контракты (как правило, не менее года), заработную плату и другие платежи. Высокая зарплата, обусловленная предшествующими ожиданиями, стимулирует дальнейший рост цен. Она блокирует усилия правительства по снижению темпов инфляции;

д) ч резмерные инвестиции в отдельные отрасли экономики, например, в сельское хозяйство, не дающие должного экономического эффекта;

е) с труктурные нарушения в экономике – диспропорции между накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами государства и др. факторы.

    Виды инфляции:

    1) инфляция спроса (инфляция покупателей) порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства. Может быть вызвана монетарными и немонетарными факторами:

    а) монетарные факторы:

    - рост номинального количества денег, превышающий рост производства при неизменной скорости их обращения;

    - возрастание скорости оборота денежной массы, вызванное инфляционными ожиданиями экономических субъектов;

    б) немонетарные факторы:

    - изменение поведения экономических субъектов;

    - структурные сдвиги в совокупном спросе.

    2) инфляция предложения ( инфляция продавцов) возникает в результате роста издержек и обусловлена следующими немонетарными факторами:

- повышением заработной платы, опережающим рост производительности труда;

- шоками предложения – внешними событиями, не зависящими от изменений совокупного спроса (резкое повышение цен на сырье, энергию, топливо, арендную плату);

- ценовой накидкой, используемой олигополистами и профсоюзами, когда профсоюзы требуют сегодня завтрашней заработной платы, а фирмы добавляют свой процент к цене продукции.

    Различают следующие типы инфляции:

    1) по темпам инфляции можно выделить:

    - умеренную инфляцию (рост цен составляет менее 10% в год);

    - галопирующую инфляцию (рост цен составляет от 10 до 200% в год);
    - гиперинфляцию (рост цен составляет более 50 % в месяц). Наиболее губительна для экономики гиперинфляция, которая выражается в астрономическом росте количества денег в обращении. Роль денег в экономике сильно уменьшается, а промышленные предприятия переходят на другие формы расчетов (например, бартер, взаиморасчеты);

    2) по признаку ожидаемости можно выделить:

    - ожидаемую инфляцию, которая ожидается и прогнозируется правительством и населением;

    - неожиданную инфляцию, которая характеризуется внезапным скачком цен. Последняя оказывает неоднозначное влияние на поведение населения в зависимости от состояния инфляционных ожиданий. Если в стране отсутствуют инфляционные ожидания, то население, рассчитывая на краткосрочность роста цен, меньше приобретает и больше сберегает денег. Спрос уменьшается и оказывает давление на производителей, побуждая их снижать цены (проявляется действие закона Пигу). Макроэкономическое равновесие восстанавливается. Если же в стране инфляционные ожидания велики, внезапный рост цен побуждает население закупать товары впрок. Спрос растет, что ведет к дальнейшему росту цен и увеличению инфляции;

    3) по масштабу охвата можно выделить:

    - локальную инфляцию, имеющую место в отдельных странах;

    - мировую, охватывающую группу стран или целые регионы;

    4) по характеру протекания различают:

    - открытую инфляцию, отличающуюся продолжительным ростом цен;

    - подавленную, возникающую при твердых «замороженных» розничных ценах на товары и услуги при одновременном росте денежных доходов населения. В этом случае товары исчезают с прилавков и переходят в разряд дефицитных, а цены растут на «черном рынке».

    Открытая инфляция присуща странам с рыночной экономикой, где свободное взаимодействие спроса и предложения способствует открытому, ничем не стесненному росту цен в результате падения покупательной способности денежной единицы.

    Хотя открытая инфляция и искажает рыночные процессы, тем не менее она сохраняет за ценами роль сигналов, показывающих производителям и покупателям сферы выгодного приложения капиталов. Тем самым открытая инфляция сама выступает своего рода антиинфляционным средством.

    Подавленная инфляция присуща экономике с административным контролем над ценами и доходами. Она потому-то и называется «подавленной» что жесткий контроль над ценами и доходами не позволяет открыто проявляться инфляции в единственно доступной ей форме: в росте денежных цен. В такой ситуации инфляция принимает «подпольный» характер, внешне цены стабильны, но поскольку масса денег фактически возросла, избыток денег трансформируется в товарный дефицит, который не может быть компенсирован ростом производства.

Страны с открытой экономикой подвержены импортируемой инфляции – если в стране поддерживается твердый валютный курс, любое повышение цен на ввозимые товары приводит к росту цен на внутреннем рынке.

Стагфляция – инфляция, сопровождаемая стагнацией производства и высоким уровнем безработицы.

Количественная оценка инфляционных процессов производится при помощи следующих показателей инфляции:

    1) темп инфляциипоказывает рост (прирост) уровня цен и рассчитывается с помощью индексов цен: π = (Р – P -1): P -1,

2) индекс потребительских цен;

3) индекс цен производителей.

Экономические последствия инфляции:

- снижение реальных доходов;

- перераспределение богатства;

- появление инфляционного налога.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.193.129 (0.009 с.)