Тема 1. Современная концепция управления проектами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Современная концепция управления проектами



Тема 1. Современная концепция управления проектами

Понятие проекта

Классификация проектов. Характеристики проектов

Управление проектом как деятельность

Базовые элементы, подсистемы и функции современного управления проектом

Мы живем в эпоху грандиозных перемен. Порожденное ею напряжение стимулирует возникновение необходимых стратегий, которые позволяют справиться с этими переменами. Понимание истории проектов прошлого расширяет и углубляет наш опыт управления современными проектами.

Понятие проекта

История становления Управления проектами

История методик управления проектами насчитывает уже пять тысяч лет. Результаты одних проектов, таких как египетские пирамиды или системы ирригации, мы с вами видим до сих пор, о других можем судить лишь по описаниям современников - военные походы Чингиз-хана и Александра Македонского, морские экспедиции Колумба и Магеллана. Существуют научные работы, посвященные методам управления проектами, которые применяли древние египтяне при строительстве пирамид и викинги, когда проводили военные операции.

Одним из основоположников современной теории управления проектами считается Генри Гант (Henry Gannt, 1861—1919) — американский инженер, предложивший в 1910 году новую технику календарного планирования с использованием горизонтальных диаграмм. В последствии диаграмма Ганта стала инструментом де-факто, а изобретателю присвоили звание «отца техники планирования». Диаграмма Ганта оказалась настолько серьезным аналитическим инструментом, что на протяжении почти ста лет не претерпевала изменений. И только в 1990-х годах для более подробного описания зависимостей между задачами были добавлены связи.

Француз Анри Файоль (Henri Fayol, 1841—1925) — создатель классической теории управления. Известен тем, что определил пять основных функций менеджмента, ставших основой управления проектами.

Работы автора «научного менеджмента», Фредерика Уинслоу Тейлора (Frederick Winslow Taylor, 1856—1915), стали прототипами многих современных инструментов, включая иерархическую структуру работ WBS).

Современные методы управления проектами уходят корнями в 50-егоды прошлого века. Практически одновременно две проектные группы представили методы управления сложными комплексами работ. Компании Du Pont и Remington Rand  предложили методику, которая получила название Методика Критического Пути (Critical path method). Она появилась в процессе планирования работ по модернизации заводов фирмы Du Pont.

Независимо от них в военно-морских силах США был создана методика для анализа и оценки длительности выполнения работ (Progamm Evaluation and Review Technique - PERT). Ее разработали корпорация Lockhhed Air Craft, консалтинговая компания Booz, Allen & Hamilton и особое проектное бюро ВМС США в процессе создания ракетного комплекса Polaris. Благодаря РЕРТ проект, который состоял из 60 тысяч отдельных работ и объединял около 3800 основных подрядчиков, удалось закончить на два года раньше запланированного срока. Его успешное завершение способствовало тому, что вскоре данный метод стал повсеместно применяться для планирования проектов в вооруженных силах США.

Эти успешные и эффективные методики быстро распространились среди частных компаний запада.

В 1969 году в США появилась профессиональная некоммерческая организация, представляющая интересы индустрии управления проектов — Институт управления проектами (РМI). В 1981 в РМI началась подготовка документа, излагающего методологические основы управления проектами, — “A Guide to the Project Management Body of Knowledge” (РМВОК Guide). Пробный вариант руководства стал доступен в 1987 году, а первая редакция опубликована в 1996-м. Сегодня стандарт РМВОК широко признается во всем мире и является международным де-факто.

В 1967 году в Европе основана Международная ассоциация управления проектами Intenational Project Management Association (IРМА), которая создала квалификационный стандарт (профессиональные требования) к деятельности специалистов по управлению проектами IРМА Competence Baseline (IСВ).

В 2006 году вышла третья версия требований.

В настоящее время РМI и IРМА принимают активное участие в разработке ISO стандарта по управлению проектами.

Определения проекта

Термин «проект», как известно, происходит от латинского слова projectus, что в буквальном переводе означает «брошенный вперед».

На самом деле понятие «проект» — очень простое, хотя в академических работах его определению иногда уделяют не одну страницу. По сути, проект — это задача с известным результатом. Например, строительство нового дома — это проект. Проект завершен, когда дом построен. Разработка новой компьютерной программы, вывод на рынок нового продукта — тоже проекты. Проекты могут быть самыми разными.

Конечно, можно сказать, что и приготовление бутерброда — это проект, результат которого — лежащий на вашей тарелке бутерброд; однако столь простые операции проектом не называют. Как правило, проектом называют достаточно сложные задачи.

В рыночной экономике понятие проект используется как намерение, предприятие с заранее установленными целями и требованиями к срокам, стоимости, риску и качеству ожидаемых результатов.

Толковый словарь Вебстера: Проект (англ. - project) - это что-либо, что задумывается или планируется, большое предприятие.

«Оксфордский словарь английского языка»: Проект – это заимствованный термин, который означает: «что-то планируемое и предлагаемое для осуществления (план, схема, цель или какое-нибудь предложение)».

США, Свод знаний по управлению проектами PMI: Проект - некоторое предприятие с изначально установленными целями, достижение которых определяет завершение проекта.

Английская Ассоциация проект-менеджеров: Проект - это отдельное предприятие с определенными целями, часто включающими требования по времени, стоимости и качеству достигаемых результатов.

Германия, DIN 69901: Проект - это предприятие (намерение), которое в значительной степени характеризуется неповторимостью условий в их совокупности, например:

- задание цели;

- временные, финансовые, людские и другие ограничения;

- разграничения от других намерений;

- специфическая для проекта организация его осуществления.

Мировой Банк в своем «Оперативном руководстве» № 2.20 для поддерживаемых проектов дает следующее определение проекта: Понятие «проект» обозначает комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения, в течение заданного периода времени и при установленном бюджете, поставленных задач с четко определенными целями...

Американский специалист по управлению проектами Фил Бэгьюли считает: Проект – это последовательность взаимосвязанных событий, которые протекают в течение установленного ограниченного периода времени и направлены на достижение неповторимого, но в то же время определенного результата.

Проекты имеют четкую, заранее определенную цель, которую нужно достичь в оговоренные сроки и в рамках бюджета. Когда проект завершен, в мире что- то меняется: скажем, появляется новый дом, новая компьютерная система или какой-то иной продукт.

С точки зрения системного подхода проект может рассматриваться как процесс перехода из исходного состояния в конечное - результат при участии ряда ограничений и механизмов.

Более строго можно сказать, что понятие «проект» употребляется в двух смыслах:

· как дело (деятельность, мероприятие), предполагающее осуществление комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей (получение определенных результатов) и требующих для осуществления инвестиционных ресурсов;

· как система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов для осуществления каких- либо действий, связанных инвестированием или описывающих такие действия.

Проект включает в себя замысел (проблему), средства его реализации (решения проблемы) и получаемые в процессе реализации результаты (рис.1).

Рис. 1 Основные элементы проекта

За основное примем следующее понятие проекта:

Проект - это идея (задача, проблема) и необходимые средства ее реализации с целью достижения желаемого экономического, технического, технологического или организационного результата.

Профессиональное сообщество определяет проект как объединение ресурсов, собранных вместе для создания чего-либо, до сих пор не существовавшего, которое обеспечит в дальнейшем совершенствование характеристик эффективности как самой создаваемой сущности, так и реализуемых организационных стратегий.

Владельцем проекта может быть любой человек. Удачный проект приносит пользу в определенных сферах жизни общества.

• Промышленность. Новые или усовершенствованные продукты, услуги или процессы, такие как автомобиль Ford Kuga, новое производственное предприятие по схеме Greenfield (т.е. построенное с нулевого цикла или новое предприятие — прим. ред.), новая система банковских депозитов и т.д.

• Социальная сфера. Новые социальные программы, например, программы, направленные на правовую защиту, исторически ущемленных групп населения, программы по безработице, программы поддержки специализированных учебных заведений.

• Экономика. Меры экономического стимулирования наподобие сокращения налогов, программы общественных работ, инвестиции в какую-либо отрасль (например, в сельское хозяйство).

• Технологии. Продвижение результатов фундаментальных исследований в практическую сферу, обычно в расчете на внедрение в существующие или новые продукты, услуги или процессы. Есть множество тому примеров: транзистор, компьютер, электронная почта, Internet и т.д.

• Право. Усовершенствованные или новые инициативы в области права, такие как Великая хартия вольностей, государственные конституции и т.д.

• Политика. Выборные кампании, законодательные и другие инициативы.

• Военная история. Военные операции, например, высадка десанта в Нормандии (так называемый День «Д», 1944 г. ) или битва при Ватерлоо (1815 г.).

• Открытия. Морские путешествия Колумба, Джеймса Кука, Магеллана, высадка человека на Луну. Проекты повсеместны — они оставили след во всех областях человеческой жизни в древнем и современном обществе. Проекты часто играли ключевую роль в инициации общественных перемен, многие из которых ощущаются до сих пор.

Профессор Роланд Гарейс работает над моделью проектно-ориентированного общества, а также над стратегией для дальнейшего развития подобного общества. Основной тезис его исследования таков: «Общество становится более «проектно-ориентированным». Проекты и программы используются как временные организации. Таким образом, проекты и программы, управление проектами и программами имеют не просто микроэкономическое, но также и макроэкономическое значение».

Отличительно чертой проекта является то, что он всегда направлен на достижение каких-то изменений. Рутинная, повторяющаяся из раза в раз деятельность не может считаться проектом, поскольку она воспроизводит один и тот же образец деятельности и может так повторяться до бесконечности. Человеку, который занят в такой повторяющейся деятельности, практически не приходится думать. Он выполняет свои действия практически «на автомате».

В отличие от рутины, проект имеет четкие границы – время начала и время завершения. За этот время должны быть получены конкретные и измеримые результаты, появление которых следует трактовать как изменения. Всякое изменение представляет собой что-то новое, раньше не имевшее места, а потому всякий проект в чем-то уникален и неповторим.

Следует помнить:

Прожект:

устар. то же, что проект; план на будущее

◆Великие прожекты!— эх, все попусту! Кому их оценить, кому понять? A. Н. Толстой, «Пётр Первый»

◆ Ага, так это еще в прожекте находится. Ф. М. Достоевский, «Братья Карамазовы», 1880 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

разг. ирон. несерьёзный, ненужный, или несбыточный, неосуществимый, беспочвенный, неосновательный замысел, проект

◆ Объясняя мне тонкости и детали, Шурка впал в необыкновенное воодушевление; я слушал, испытывая крайнюю неловкость, — свойственная Шурке мечтательность теперь оборачивалась чуть не безумием, так далёк был этот прожект от реального положения дел в семействе.

Идея фикс:

навязчивая, маниакальная идея

◆ У меня недавно появилась идея фикс: хочу научиться профессионально маникюр и педикюр делать.

◆ Я имею в виду Льва Шестова, у которого была идея фикс окончательно положить на лопатки Спинозу, сковавшего якобы весь мир цепями необходимости.

Отличительными чертами проекта являются:

1 Направленность на достижение очерченных целей. Четкая постановка конечной цели проекта оказывает содействие успешной его реализации при условии правильного формулирования промежуточных взаимозависимых целей. Реализация проекта означает последовательное достижение целей с наиболее низкого уровня к высшему, то есть к достижению конечной цели.

2 Координированное выполнение взаимозависимых действий. Одни действия необходимо выполнять параллельно, другие - последовательно, и любое нарушение порядка их выполнения может поставить под угрозу выполнение проекта вообще.

3 Ограниченность во времени. Проекты выполняют на протяжении определенного времени (как правило, его определяют заранее), по возможности более четко очерчивая начало и завершение. Ручательством успешной реализации проекта является оптимальное распределение усилий и ресурсов во времени, которое обеспечивается приведением в порядок последовательности выполнения работ и мероприятий в границах проектной деятельности. В отличие от производственной системы проект является одноразовой, а не циклической деятельностью. Тем не менее проектный подход все более часто применяют и к непрерывному производству. Например, существуют проекты выполнения заказов, где предусмотрены договорные сроки снабжения.

4 Уникальность. Каждый проект имеет отличительные особенности и признаки. Не существует идентичных проектов, даже если они предусматривают выполнение одинаковых действий.

Менеджер проекта

Главным действующим и ответственным лицом в проекте, через мозги которого должны пройти все элементы проекта, является менеджер проекта. Он назначается на первой фазе (определения концепции, рис.) одновременно с утверждением Устава проекта.

Каждому из нас известны различные типы функциональных менеджеров: финансовый менеджер, менеджер по продажам / маркетингу / персоналу, топ-менеджер направления и т.д.

Роль менеджера проекта – лица, ответственного за успех всего проекта – намного шире роли функционального менеджера. Различие определяется тем, что менеджер проекта:

• управляет временной деятельностью и командой временных участников-специалистов из различных областей знаний;

• имеет заранее поставленную цель;

• ограничен сроками, бюджетом и техническими условиями (требованиями к продукту и его качеству);

• управляет интеграцией всех элементов проекта, сам планирует работы и использование ресурсов и сам претворяет их в жизнь;

• руководит созданием нового уникального продукта, свойства которого могут уточняться по мере продвижения;

• не всегда разбирается в тонкостях реализации продукта (только на уровне эксперта).

Для эффективного выполнения своей роли менеджер проекта должен обладать знаниями и реальным опытом в следующих областях:

• проектный менеджмент – технологические знания и методы управления проектами;

 • общий менеджмент – знания и методы повседневного управления компаниями;

 • конкретные прикладные, предметные области.

Участники проекта

Кроме менеджера проекта, в проекте обычно участвуют множество других лиц и организаций. К участникам проекта относятся физические и юридические лица, вовлеченные в проект, а также лица, имеющие влияние (позитивное и негативное) на проект и его результаты.

Их в терминологии PMI PMBOK называют стэйкхолдерами проекта. Выявить всех стэйкхолдеров проекта, их интересы часто бывает трудно и это является одной из первых задач менеджера проекта.

К ключевым стэйкхолдерам относятся:

• менеджер проекта – лицо, ответственное за конечные результаты проекта и управляющее проектом;

• заказчик – физическое или юридическое лицо – будущий потребитель продукта проекта; Может существовать множество уровней заказчиков. В некоторых областях заказчик и пользователь совпадают, в то время как в других под потребителем подразумевается юридическое лицо, получающее продукты проекта, а под пользователями — тех, кто будет непосредственно использовать продукт проекта.

• подрядчик – юридическое лицо, сотрудники которой выполняют работы проекта; исполняющей организацией может выступать как внешняя организация, так и временная структура внутри самой заказывающей организации;

• спонсор – лицо или группа лиц (физических или юридических), обеспечивающее проект финансовыми и другими ресурсами;

• члены команды проекта – группа, которая выполняет работы проекта.

· исполняющая организация — предприятие, чьи сотрудники непосредственно участвуют в исполнении проекта.

· команда управления проектом — члены команды проекта, непосредственно занятые в управлении его операциями.

· источники влияния. Лица или группы, которые напрямую не связаны с получением или использованием продукта проекта, но которые, в связи с их положением в организации–заказчике или исполняющей организации, могут положительно или отрицательно повлиять на ход выполнения проекта.

Чтобы определить ключевых участников проекта, менеджер проекта должен ответить на вопросы:

• Чьи интересы будут затронуты по ходу или результатами проекта?

• Какие функции или бизнес–процессы изменятся в результате выполнения проекта?

• Кто выделяет ресурсы для проекта (люди, помещение, рабочее время, инструменты, деньги)?

• Кто будет исполнять работы по проекту?

При анализе участников проекта обычно рассматриваются два основные полюса: Заказчик и Исполнитель (Спонсор и Команда проекта)

 

В задачи менеджера проекта входит и управление стэйкхолдерами. Она рассматривается как профилактическая задача, направленная на максимальный учет интересов стэйкхолдеров, использования их активности для достижения целей проекта, нейтрализации их отрицательного влияния.

Она состоит как минимум из таких пунктов:

• определение стэйкхолдеров, а также оценка их компетентности, знаний и навыков;

• анализ проекта на соответствие требованиям стэйкхолдеров;

• привлечение стэйкхолдеров в проект разными путями: в качестве экспертов, в качестве членов комиссий по изменениям, итогам и сдаче-приемке проекта, в качестве получателей отчетов по проекту;

• если существуют расхождения между стэйкхолдерами, то с помощью компромиссов проблема должна решаться в пользу заказчика.

Окружение проекта

Проект функционирует в определенном окружении, включающем внутренние и внешние компоненты, учитывающие экономические, политические, социальные, технологические, нормативные, культурные и иные факторы.

Окружения проекта называются: дальнее, ближнее, внутреннее или внешнее и внутреннее.


Рис. Схема окружения проекта

Дальнее окружение проекта

Политические характеристики и факторы:

Политическая стабильность

Поддержка проекта правительством

Националистические проявления

Уровень преступности

Торговый баланс со странами- участниками

 Участие в военных союзах.

Экономические факторы:

Структура национального хозяйства

Виды ответственности и имущественные права, в т. ч. на землю

Тарифы и налоги

Страховые гарантии

Уровень инфляции и стабильность валюты

Развитость банковской системы

Источники инвестиций и капитальных вложений

Степень свободы предпринимательства и хозяйственной самостоятельности

Развитость рыночной инфраструктуры

Уровень цен

 Состояние рынков: сбыта, инвестиций, средств производства, сырья и продуктов, рабочей силы и др.

Общество - его характеристики и факторы:

Условия и уровень жизни

Уровень образования

 Свобода перемещения, "въезд-выезд"

Трудовое законодательство, запрещение забастовок

Здравоохранение и медицина, условия отдыха

 Общественные организации, пресса, телевидение

 Отношение местного населения к проекту

Законы и право:

 Права человека

Права предпринимательства

 Права собственности

 Законы и нормативные акты о предоставлении гарантий и льгот

Наука и техника:

Уровень развития фундаментальных и прикладных наук

Уровень информационных технологий и компьютеризации

 Уровень промышленных и производственных технологий

Энергетические системы

Транспортные системы

 Связь, коммуникации

Культура:

Уровень грамотности

 История, культурные традиции, религия

 Культурные потребности: жизнеобеспечение, работа, отдых, спорт и др.

Уровень требований к качеству результатов и условий труда

Природные и экологические факторы:

Естественно-климатические условия: температура, осадки, влажность, ветры, высота над уровнем моря, сейсмичность, ландшафт и топография и др

Природные ресурсы

Расположение и связь с транспортными сетями

Стандарты по качеству: воздушного пространства, водных источников и почвенному покрову

 Санитарные требования к окружающей среде

Законодательство по защите окружающей среды

 Характеристика тенденций и состояния экологических систем: воздуха, воды, почвы.

Характеристики и факторы инфраструктуры:

Средства транспорта, связи и коммуникации

Перевозка грузов

 Сети ЭВМ и информационные системы

Энергоснабжение

 Коммунальные службы

 Сырье и услуги

Сбытовая сеть

 Логистика и материально-техническое снабжение

Промышленная инфраструктура

Обслуживающие системы и прочие.

Ближнее окружение проекта


Рис. Проект и предприятие

 


Рис. Окружение проекта в составе предприятия.

Ближнее окружение проекта

1. Руководство предприятия определяет цели и основные требования проекта, а также порядок их корректировки.

2. Сфера финансов определяет бюджет проекта, его смету и источники финансирования

3. Сфера сбыта определяется решениями покупателей и действиями конкурентов

4. Сфера изготовления требует согласования требований к проекту с возможностями рынка средств производства

5. Сфера материального обеспечения формирует требования к проекту, исходя из возможности обеспечения сырьем, материалами и оборудованием по приемлемым ценам.

6. Сфера инфраструктуры формирует требования к рекламе, транспорту, связи, телекоммуникациям, информационному обеспечению, инженерному обеспечению

7. Сфера очистки и утилизации формирует требования к охране окружающей среды и утилизации отходов производства

ВЫВОДЫ

Таким образом, особенности управления в современных условиях определяются переходным периодом становления рыночных отношений в экономике. Переходный период требует использования методов и механизмов, характерных как для рыночной системы, основанной на частной собственности и относительно свободных ценах, так и для системы планового регулирования.

Особенности механизма управления переходного периода проявляются в концептуальных принципах построения, организационной структуре, целях и задачах управления, системе методов, исполнительных, экономических и организационных механизмах, законодательно оформленных правилах и условиях управления.

Переход на проектные методы управления в первую очередь связан с ликвидацией организационной системы, основанной на планово-распределительных методах управления и переходом к рыночным отношениям. Для государства основной формой программного управления являются целевые комплексные программы, они выступают в форме государственных целевых программ.

 


Жизненный цикл проекта

Основные документы проекта

Жизненный цикл проекта

Содержание управления проектами в значительной степени дифференцируется на различных этапах его создания и реализации. В этой связи эффективный выбор и применение методов и инструментария проектного менеджмента во многом зависят от характеристик работ, которые выполняются на тех или иных промежутках осуществления проекта. Управление стоимостью, рисками, ресурсами, командой проекта напрямую корреспондирует со спецификой жизненного цикла, особенностями перехода от стадии к стадии, и экономическим содержанием выделенных этапов реализации проекта, следовательно, существенную роль в проектном менеджменте играет определение жизненного цикла проекта и особенностей работ, выполняемых на разных стадиях его разработки и реализации.

Под жизненным циклом проекта (project life cycle) понимают временной интервал между появлением проекта и его ликвидацией, другими словами, жизненный цикл проекта — это продолжительность времени от момента зарождения идеи до момента ее полной реализации или ликвидации объекта (в случае необходимости).

Несмотря на то, что жизненный цикл конкретного проекта определяется его специфическими характеристиками и является уникальным для каждого проекта, существует несколько подходов к выделению универсальных этапов разработки и реализации проекта. При этом нужно учитывать, что очень часто сфера деятельности и отраслевая специфика накладывают свои отпечатки на жизненный цикл инвестиционного проекта. Принципиальная структура жизненного цикла инвестиционного проекта представлена на рис.

Рис. Принципиальная структура жизненного цикла традиционного инвестиционного проекта

Жизненный цикл проекта — последовательность фаз проекта, задаваемая исходя из потребностей управления проектом.

Жизненный цикл проекта (промежуток времени между моментом появления, зарождения проекта и моментом его ликвидации, завершения) является исходным понятием для исследования проблем финансирования работ по проекту и принятия соответствующих решений. Причем для фаз проекта характерны определенное начало и завершение, фиксирующее промежуточные результаты реализации проекта. В данном контексте определение жизненного цикла проекта является, с одной стороны, инструментом планирования, с другой — инструментом контроля хода работ по проекту.

Всякий проект имеет начало и окончание. Когда начинается проект? Если брать с самого начала, то жизненный цикл проекта начинается с появления идеи проекта. А далее проект проходит следующие этапы:

1. Концепция (определение, инициирование) проекта. На этом этапе формулируется идея проекта, рассчитывается его предварительная стоимость, составляется предварительный план и смета расходов, оцениваются риски. Главное, на что необходимо получить ответ на данном этапе – стоит ли браться за осуществление проекта?

2. Разработка (планирование) проекта. Если принято положительное решение и проект принят к осуществлению, то следует детально спланировать все аспекты реализации проекта. На этом этапе формируется план проекта, составляется проект бюджета, распределяются обязанности и утверждаются сроки, определяются подрядчики и субподрядчики. Этот этап уже требует определенных затрат, поскольку он связан с расчетами и оценками, а также с переговорным процессом, но все же эти затраты на порядок ниже, чем затраты на следующем этапе. Завершением этого этапа считается утверждение проекта инвесторами или главным заказчиком проекта.

3. Реализация проекта. На этом этапе активность в рамках проекта достигает своего пика. Осуществляются запланированные работы, действия и операции, налаживается организация, учет и контроль за ходом процесса, производятся основная часть затрат на привлечение требуемых ресурсов. К моменту завершения этого этапа будут получены практически все запланированные результаты, которые будут готовы для передачи в руки заказчика.

4. Завершение проекта. На последнем этапе производится завершающая проверка и анализ полученных результатов, оценивается, насколько успешным был проект. Работы сворачиваются, производится окончательный расчет со всеми заинтересованными сторонами. Команду, которая работала над проектом, расформировывают и распускают.

В рамках методологии Института управления проектами PMI (Project Management Institute) жизненный цикл проекта имеет 5 фаз:

1. Инициация (англ. Initiating);

2. Планирование (англ. Planning);

3. Выполнение (англ. Executing);

4. Контроль и мониторинг (англ. Controlling and Monitoring);

5. Завершение (англ. Closing).

Укрупненно жизненный цикл проекта можно разделить на четыре основные смысловые фазы: прединвестиционную, инвестиционную и эксплуатационную, ликвидационную.

На прединвестиционной стадии проводятся:

· анализ инвестиционных возможностей;

· предварительное ТЭО;

· ТЭО;

· доклад об инвестиционных возможностях;

· планирование;

· организация финансирования.

На инвестиционной стадии:

· переговоры и заключение контрактов;

· проектирование;

· строительство;

· маркетинг;

· обучение.

На стадии эксплуатации:

· приемка и запуск;

· производство;

· замена оборудования;

· расширение, модернизация, инновация.

На стадии ликвидации проекта проводится завершение проекта как одноразового мероприятия.

Дальнейшее разбиение существенно зависит от специфики проекта. Так, жизненный цикл может делиться на четыре фазы, в том числе:

· концептуальную фазу, включающую формулирование целей, анализ инвестиционных возможностей, обоснование осуществимости (технико-экономическое обоснование) и планирование проекта;

· фазу разработки проекта, включающую определение структуры работ и исполнителей, построение календарных графиков работ, бюджета проекта, разработку проектносметной документации, переговоры и заключение контрактов с подрядчиками и поставщиками;

· фазу выполнения проекта, включающую работы по реализации проекта, в том числе строительство, маркетинг, обучение персонала;

· фазу завершения проекта, включающую в общем случае приемочные испытания, опытную эксплуатацию и сдачу проекта в эксплуатацию;

· эксплуатационную фазу, включающую приемку и запуск, замену оборудования, расширение, модернизацию, инновацию.

Окончание каждой фазы знаменуется вехой. Веха — это опорная точка, отмечающая важное событие в проекте. Информация, доступная в начале проекта, зачастую недостаточна для детального планирования, но ее вполне достаточно для составления плана по вехам.

В плане по вехам представлены основные, ключевые события проекта:

· концепция утверждена,

· планы проекта утверждены,

· разработка завершена,

· готовность решения утверждена,

· внедрение завершено.

Часто руководители высшего уровня не вникают в детали и используют план по вехам для контроля хода проекта.

Каждая веха предоставляет возможность осмыслить результаты и извлечь уроки из завершившейся фазы. Анализ пройденных вех помогает повысить отдачу от такого осмысления. Такие проводимые в конце каждой фазы анализы часто называют завершением фазы, межфазовыми шлюзами (state gates) или точками отсчета (kill points).

 

Cпецифика жизненного цикла, на которую обращают внимание эксперты Project management Institute (PMI): уровень неуверенности в результатах проекта и риски его осуществления наиболее велики в начале и сокращаются по мере приближения к завершающим этапам, тогда как способность участников проекта влиять на стоимость и характеристики продукта высока в начале проекта и снижается по ходу его выполнения.

Именно специфика управления проектами на различных этапах его реализации обусловливает интеграцию фаз, функций и подсистем проектного менеджмента, в частности, можно привести пример управления стоимостью проекта на различных этапах его жизненного цикла (рис.)

Рис. Структура управления стоимостью на протяжении жизненного цикла проекта

При разработке и реализации промышленных проектов можно выделить следующие этапы жизненного цикла с учетом их специфических характеристик, участников, сроков выполнения и относительной стоимости работ на разных проектных стадиях: предварительный этап, получение финансирования, проектирование и строительство, запуск производства, производственная деятельность (табл.).

Таблица

Длительность этапов и стоимость создания нового промышленного бизнеса

 

Содержание процессов управления проектами

Инициация (1) – определение деловой потребности в проекте и его авторизация, а именно:

• выбор проекта и определение деловых потребностей;

• сбор информации;

• определение целей проекта;

• определение ограничений и допущений;

• разработка описания продукта;

• определение обязанностей менеджера проекта;

• определение требований к человеческим ресурсам (кадры, квалификация);

• оценочное определение ресурсов;

• окончательная доработка Устава проекта и назначение менеджера проекта.

Процессы планирования (2) направлены на разработку планов по составляющим проекта (расписание, стоимость, бюджет, качество, персонал, риски, взаимодействие, контракты и пр.) и их интеграцию в целостный, согласованный документ - План проекта. Планирование это процесс, постоянно повторяющийся на протяжении всего жизненного цикла проекта.

В планировании выделяют:

· основные процессы, присутствующие всегда и выполняющиеся в строго определенном порядке,

· вспомогательные процессы, зависящие от характера проекта.

На рис. показан состав и связи процессов планирования.

Кратко поясним каждый процесс из рис.:

Планирование содержания – на основе Устава проекта и других входных документов, составляется документ, описывающий

а) уточненное описание продукта и результатов поставки;

б) классификацию возможных изменений и способ их обнаружения;

в) по



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.205 с.)