Тенденции развития экспедирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тенденции развития экспедирования



 

В настоящее время экспедиторы контролируют до 75% международных перевозок. Железнодорожный европейский перевозчик контейнеров «Интерконтейнер – Интерфриго» привел статистику за 1995 г. о предъявителях грузов: экспедиторы – 42%, судоходные компании – 37%, портовые агенты – 15%, грузовладельцы – 6%.

Многие крупные транспортно-экспедиторские фирмы, такие как “Ryder”, “Schenker”, “Federal Express”, “TNT” и др. выполняют большое количество различных логистических операций, стремясь захватить как можно большее количество или протяженность логистических каналов производителей в территориальной зоне или по продуктовой ориентации.

Когда говорят, что компания выполняет функции “freight forwarding”, то подразумевают, что это функции оператора, организующего и координирующего работу всех участников логистической цепочки при доставке грузов получателям с минимальными издержками.

В США были проведены обследования деятельности транспортно-экспедиторских фирм, обслуживающих более 350 предприятий различных отраслей экономики. Оказалось, что ~ 70% предприятий передают функции по выполнению расчетов → транспортно-экспедиторским фирмам. Складирование готовой продукции и материальных ресурсов осуществляется для 22% предприятий. Выбор наиболее выгодного варианта доставки, согласование с перевозчиками применяемых тарифов – для 22% клиентов; контроль над движением грузов – для 15% предприятий. Создание информационных систем для хранения и обработки логистических данных осуществляется для 13%, а организация электронного обмена данными с партнерами – для 12%. Для 11% предприятий обеспечивается использование принадлежащих им парков подвижного состава, а для 7% - контроль уровня их материальных запасов на складах.

Многие транспортно-экспедиторские фирмы, располагая крупными грузовыми терминалами, осуществляют долговременное складское хранение готовой продукции производителей, а в ряде случаев выкупают продукцию, выполняя функции крупных оптовых торговых посредников. Интегрируя логистические функции, связанные с транспортировкой, складированием, хранением, грузопереработкой, консолидацией и продажей продукции, транспортно-экспедиторские фирмы, по существу, преобразуются в логистические фирмы или КФР.

Например, “TNT”, имеющая более 200 отделений во многих странах, предлагает своим клиентам следующие виды логистических услуг:

∙ управление логистическими цепями товаропроизводителей;

∙ складские комплексы и услуги по хранению, сортировке, грузопереработке;

∙ услуги по распределению готовой продукции со специализированных распределительных центров;

∙ логистические экологически чистые проекты;

∙ возврат товаров и ремонт транспортных средств;

∙ прямое пополнение производственных запасов производителей к началу рабочего дня;

∙ многопрофильное снабжение запасными частями.

Необходимо отметить, что ТЭО клиентуры осуществляется в основном для мелкопартионных, тарно-штучных грузов, а также контейнеров и пакетов. Крупногабаритные промышленные, строительные грузы, сырьевые материалы, зерновые и т.д. доставляются, как правило, по прямым договорам грузовладельца с перевозчиком. [Сергеев].

Экспедиторские и транспортные фирмы заключают между собой соглашения о партнерстве. Так, транспортно-экспедиторская фирма “Schenker” и авиакомпания Lufthansa заключили соглашение, центральным пунктом которого является стремление обеих фирм предложить клиентуре точно соответствующие ее потребностям сквозные логистические и транспортные решения повышенного качества. Предусмотрено введение общего планирования перевозочных мощностей, общего управления качеством, глубокое согласование информационных и коммуникационных процессов. Обеспечивается доставка грузов в режиме  Just In Time (JIT).

Многие транспортно-экспедиторские фирмы получают сертификаты на систему управления качеством в соответствии со стандартом ISO 9001, 9002. Сертификат, как правило, распространяется на выполнение перевозок, логистические услуги, а также на введение новых услуг во всех хозяйственных подразделениях предприятия.

Ранее мы говорили о превращении экспедитора в ОСП. Сейчас же экспедитор – ОСП превращается в оператора общего распределения (ООР) или экспедитора – интегратора. Он становится держателем логистической системы, которая в конкурентной борьбе должна обеспечивать адаптацию производителей и транспортников к рынку, прогнозирование и планирование перевозок, слежение за движением транспортных средств, контейнеров, и за временем доставки товаров, оптимизацию движения и хранения сырья, материалов и ГП. Считается, что всего на земном шаре должно быть создано 70-80 транспортных узлов – центров логистического распределения, которые должны быть связаны между собой транспортными коридорами, с подключением к ним логистических подсистем, обеспечивающих через неограниченное число экспедиторов и транспортных предприятий (прежде всего, а/м) выход к каждому грузоотправителю и получателю.

Экспедиторы находятся под влиянием одной из основных тенденций развития мировой экономики – глобализации. Как ее составные части – глобальная логистика, глобальные снабженческие цепи.

Основными движущими силами в глобальной логистике являются:

∙ экономический рост;

∙ перспективы развития глобальных логистических цепей (каналов);

∙ регионализация;

∙ экспансия технологий;

∙ дерегулирование.

Экономический рост – расширение рынков за пределы национальных границ, продуктовая экспансия, рост экспорта и импорта, рост ВНП, географическая иммиграционная экспансия, более эффективное производство, дифференциация уровня жизни. Поиск дешевых источников сырья и трудовых ресурсов.

Перспективы развития глобальных логистических каналов связаны, прежде всего, с увеличением отдачи на вложенный капитал, более низкими тарифами логистических посредников в других странах, лучшими финансовыми и другими условиями. Международные транспортно-экспедиторские фирмы способствуют созданию межгосударственных логистических каналов.

Региональный фактор усиливает тенденцию глобализации за счет таких аспектов, как сходство политических систем и экономического уровня стран, входящих в регион; близость социального уклада жизни; миграции населения; единых источников энергии, сырьевых ресурсов; единой транспортной системы; единых телекоммуникаций; отсутствия таможенных и торговых барьеров и т.д.

Движущая сила технологий проявляется путем быстрого взаимного проникновения современных технологических решений, «ноу-хау», проектов, научных исследований в экономику большинства стран. Практически ни одна страна не может получить долговременной выгоды за счет использования новых технологий, т.к. они быстро становятся достоянием других.

Процедуры дерегулирования в части снятия торговых, таможенных, транспортных и финансовых барьеров облегчают обмен и движение капитала, товаров, людей, информации через национальные границы.

В глобальной логистике международные экспедиторы получают статус «международных канальных посредников». При этом они осуществляют:

∙ квотирование грузовых отправок;

∙ букирование грузовых мест и грузовместимости транспортных средств;

(букирование – операция оформления грузоотправителем заказа на отправку конкретной партии груза для доставки в конкретном грузовом помещении конкретного транспортного средства, назначенного его владельцем под перевозку и принятие такого заказа перевозчиком – резервирование вместимости для размещения груза)

∙ подготовку коммерческих документов и т.д.

 

Итак, общемировые тенденции развития экспедирования:

1. Усиление контроля над международными перевозками

2. Выполнение логистических операций и функций

3. Усиление контроля над логистическими каналами производителей

4. Выполнение функций торговых посредников (операции по купле/продаже товаров и услуг)

5. Открытие своих отделений в различных странах мира

6. Концентрация капитала

7. Сосредоточение на ТЭО в основном мелкопартионных тарно-штучных грузов, контейнеров и пакетов

8. Заключение соглашений о партнерстве с транспортными компаниями

9. Превращение в ОСП и ООП

10.  Превращение в фактор, обусловливающий глобализацию мировой экономики

 

В литературе по логистике называют две модели системы экспедирования: традиционную и логистическую.

Традиционная модель отражает подход, при котором экспедиторы рассматриваются как посредники, связующие звенья в логистической цепи. Недостатком модели является то, что экспедиторам приходится прибегать к искусственным методам увязки грузопотоков на стыке звеньев «грузоотправитель – транспорт» и «транспорт – грузополучатель». Отсутствием координации деятельности по доставке груза объясняются неточности и сбои в работе экспедиторов и перевозчиков в данной модели. Каждое посредническое звено здесь отвечает только за свой комплекс операций и не увязывает его с полным комплексом операций по транспортно-экспедиционному обслуживанию при движении груза по всей логистической цепи.

Данная модель не позволяет экспедитору комплексно оценивать весь транспортный и товарный рынок и, следовательно, оперативно реагировать на изменения спроса. Данная модель слабо адаптирована к условиям внешней среды.

Логистическая модель отражает подход, при котором экспедиторы трансформируются из посредников в принципалов, т.е. становятся равноправными участниками перевозочного процесса. В такой модели взаимоотношения экспедиторов с транспортными организациями, грузоотправителями и грузополучателями рассматриваются в рамках логистической системы. Под логистической системой в данном случае понимается совокупность взаимосвязанных элементов (грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков, других участников доставки), объединенных такими внутренними или внешними целями, как сокращение времени доставки, оптимизация маршрута доставки, доставка точно в срок и т.д. В руках экспедитора сосредотачиваются более жесткая координация и контроль над потоковыми процессами.


2. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЭКСПЕДИТОРОВ С УЧАСТНИКАМИ ТРАНСПОРТНОГО ПРОЦЕССА

 

Вся работа транспортно-экспедиторской компании построена на заключении системы договоров (контрактов) с различными участниками процесса перевозки грузов. Любой договор представляет собой документ, содержащий в себе смысл совместной деятельности, обязательства сторон, порядок расчетов между ними, ответственность сторон, порядок разрешения споров, сроки действия договора и т.д.

Экспедитор в процессе своей деятельности может заключать следующие договоры:

- договор транспортной экспедиции – разновидность гражданско-правового акта, в соответствии с которым экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет грузоотправителя заключить от его или своего имени договор перевозки, выполнить или организовать выполнение дополнительных услуг.. Это – основной вид договора для экспедитора, т.к. от количества таких договоров, их содержания зависят напрямую доходы транспортно-экспедиторской фирмы. Остальные виды договоров лишь показывают качество работы экспедитора. Договор транспортной экспедиции составляется, как правило, в форме (виде) агентского соглашения. Однако, отношения между грузовладельцем и экспедитором могут быть оформлены и договором комиссии. В этом случае экспедитор действует за счет клиента, но от своего имени. Он является по договору перевозки грузоотправителем или грузополучателем;

- договор перевозки грузов – разновидность гражданско-правового акта, в соответствии с которым перевозчик за установленную плату обязуется доставить груз, принятый от отправителя, в место назначения и вручить его грузополучателю или иному специально уполномоченному лицу. Провозная плата может быть определена на основе тарифов, фрахтовых ставок или по соглашению сторон. Перевозчик пользуется залоговым правом на переданные ему грузы в обеспечение провозной платы и иных причитающихся ему платежей. Перевозчик, грузоотправитель и грузополучатель несут имущественную ответственность за неподачу в срок транспортных средств, нарушение сроков доставки, не предъявление груза или нарушение других обязанностей, вытекающих из договора перевозки. В данном договоре экспедитор может выступать от своего лица или от имени грузоотправителя;

- договор морской перевозки – разновидность договора перевозки, определяющая условия перевозки грузов морем. Основное содержание договора морской перевозки заключается в том, что перевозчик обязуется принять от грузоотправителя груз, доставить его в сохранности в предусмотренное договором место назначения и там сдать грузополучателю, а грузоотправитель обязуется уплатить обусловленную провозную плату (фрахт). Во всех случаях наличие договора морской перевозки должно быть подтверждено документом. Экспедитор в данном договоре может выступать или от имени грузоотправителя, или от своего имени;

- договор о совместной деятельности с перевозчиками – это соглашение между экспедитором и транспортной организацией (любого вида транспорта) о предоставлении последней по требованию экспедитора транспортных средств для перевозки грузов конкретных грузовладельцев. Обычно такие договоры заключаются на срок от 1 года и более;

- договор о совместной деятельности с портом – это соглашение между экспедитором и портом о предоставлении последним услуг по перевалке грузов грузовладельцев, которых обслуживает экспедитор. Обычно такой договор действует в течение года (по обычаям портов – до 31 декабря текущего года);

- договор фрахтования судна – заключаемое между судовладельцем и фрахтователем соглашение о найме судна для выполнения одного или нескольких конкретных рейсов или его найме на время (аренде). В зависимости от условий фрахтования судов договор обычно оформляется рейсовым чартером, тайм-чартером или бербоут-чартером. Экспедитор такой договор подписывает либо от своего имени, либо от имени грузовладельца;

- договор о совместной деятельности с фрахтовым брокером – это соглашение между экспедитором и брокером о предоставлении последним услуг по фрахтованию тоннажа под грузы, обслуживаемые экспедитором, по заявке, заблаговременно подаваемой фирмой-экспедитором;

- договор о совместной деятельности с другим экспедитором – это соглашение, в основном, об обмене между двумя экспедиторами информацией об обслуживаемых ими грузопотоках и помощи в наиболее благоприятном перемещении грузов через системы транспортировки, образованные каждым из них. Существуют экспедиторы-корреспонденты, которые занимаются исключительно налаживанием связей между грузоотправителями, перевозчиками и другими экспедиторами на основе подобных договоров;

- договор страхования – соглашение между страхователем и страховщиком, регламентирующее их взаимные обязательства в соответствии со спецификой данного вида страхования. Договор страхования, будучи двусторонним письменным соглашением, возлагает на страхователя обязанность уплатить установленную страховую премию (взнос), а на страховщика – выплатить в страховых случаях страховое возмещение. Договор страхования оформляется, как правило, двумя документами: заявлением страхователя и полисом. Условиями договора страхования предусматриваются сроки его действия, размер страховой суммы, порядок уплаты страховой премии и определения размера причитающейся страхователю выплаты; случаи, когда страховщик вправе отказать в выплате страхового возмещения. Экспедитор в этом договоре выступает или от своего имени, или от имени страхователя (клиента, грузоотправителя);

- договор морского страхования – разновидность договора страхования, по которому одна сторона (страховщик) принимает на себя за обусловленное вознаграждение (страховую премию) обязанность возместить убытки другой стороны (страхователя), произошедшие вследствие предусмотренного договором морского страхования страхового случая. Объектом морского страхования, представляющим имущественный интерес экспедитора или его принципала, может быть груз, ожидаемая от груза прибыль, фрахт и т.д.;

- договор с владельцем склада о совместной деятельности – это соглашение между экспедитором и складом о предоставлении последним по мере необходимости складских площадей под грузы, обслуживаемые экспедитором. Экспедитор по такому договору должен заблаговременно подавать заявки на резервирование складских площадок;

- договор с таможенным брокером о совместной деятельности – это соглашение между экспедитором и юридическим лицом, занимающимся таможенным оформлением грузов, о помощи последнего в преодолении таможенных формальностей по грузам, обслуживаемым экспедитором;

- договор с лизинговой компанией об аренде оборудования – это соглашение между экспедитором и компанией, сдающей в аренду принадлежащее ей оборудование, чаще всего контейнеры, об аренде на определенный срок с последующим возвратом или выкупом по остаточной стоимости нужного экспедитору оборудования.

Договор транспортной экспедиции. Договор транспортной экспедиции регламентируется Гражданским кодексом и Хозяйственным кодексом.

 

Региональная служба государственного ветеринарного контроля. Цель деятельности предотвращение занесения в Украину особо опасных (в т.ч. карантинных) болезней животных, а также болезней, общих для животных и людей. Имеет право предоставлять платные услуги при экспортно-импортных операциях, транспортировке по Украине объектов государственного ветеринарно-санитарного контроля и надзора.

Государственная инспекция по карантину растений. Основные направления деятельности - инспектирование подкарантинных материалов, лабораторная экспертиза, обеззараживание грузов.

Государственная инспекция охраны Черного моря. Государственный контроль за соблюдением природоохранного законодательства и экологической безопасности в прибрежной полосе суши, морских территориальных водах, морской экономической зоне, континентальном шельфе Украины и морских лиманах

 

Украинское грузовое бюро. Дает заключение о готовности груза к перевозке в соответствии с применяемыми международными и национальными правилами

 

Торгово-промышленная палата (ТПП). Это негосударственная некоммерческая организация, которая содействует развитию экономических, научно-технических и торговых связей Украины с зарубежными странами. Она:

♣ содействует развитию экспорта украинских товаров и оказывает практическую помощь хозяйствующим субъектам в проведении операций на внешнем рынке;

♣ оказывает консультационные услуги по различным вопросам, связанным с ВТД;

♣ обеспечивает подготовку и проведение национальных и торгово-промышленных выставок за границей, участие украинских производителей в международных ярмарках и выставках;

♣ удостоверяет свидетельства о происхождении товаров, вывозимых из Украины, товаросопроводительную документацию на эти товары и другие документы, связанные с осуществлением ВТД;

♣ выполняет поручение фирм на проведение экспертизы, контроля качества и комплектности, а также проверки количества экспортных и импортных товаров;

♣ свидетельствует в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров обстоятельства форс-мажора;

♣ выполняет заказы на разработку и изготовление оригиналов товарных знаков и на подготовку заявочных материалов для регистрации товарных знаков;

♣ переводы различной документации и т.д.

ТПП объединяет юридических лиц и граждан. Действует по ЗУ «О торгово-промышленных палатах в Украине».

ТПП создаются по принципу добровольного объединения их основателей. Создаются региональные ТПП, одна в границах каждой области. Создаются по инициативе ≥ 50 основателей, находящихся на данной территории. Региональные ТПП являются членами ТПП Украины. При ТПП Украины действуют Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия.


3. ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКАЯ РАБОТА ПРИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ

 

Достоинства железнодорожного транспорта:

- возможность перевозки больших объемов грузов на дальние расстояния;

- большая грузоподъемность единицы подвижного состава (63, 90, 120 т);

- независимость от погодных условий;

- возможность перевозок специальных грузов в специализированном подвижном составе;

- малая трудоемкость перевозок;

- не требует дорогого жидкого топлива.

Недостатки:

- высокая стоимость начально-конечных операций;

- привязка к сети железных дорог;

- большие затраты и сроки строительства железных дорог.

Ж/д транспорт применяется на дальних, долговременных перевозках больших объемов грузов в районах с хорошо развитой сетью железных дорог.

Деятельность ж/д транспорта регламентируется законодательными и нормативными документами.

Законодательство о ж/д транспорте состоит из ЗУ «О транспорте», «О ж/д транспорте», Устава железных дорог Украины и др.

Нормативные документы определяют порядок и условия перевозок, пользования средствами ж/д транспорта общего пользования, безопасности движения и т.д.

На ж/д транспорте существует своя система понятий (из ЗУ):

☻ Железнодорожный транспорт – производственно-технологический комплекс организаций и предприятий ж/д транспорта общего пользования, предназначенный для обеспечения потребностей общественного производства и населения страны в перевозках во внутреннем и международном сообщениях и предоставления прочих транспортных услуг всем потребителям без ограничений по признакам формы собственности, видов деятельности и т.д.

☻ железная дорога – уставное территориально-отраслевое объединение, в состав которого входят предприятия, учреждения и организации жд транспорта и которое, при централизованном управлении, осуществляет перевозку пассажиров и грузов в определенном регионе транспортной сети;

☻ прямое ж/д сообщение – перевозка грузов и пассажиров в границах двух и более железных дорог Украины;

☻ прямое смешанное сообщение – перевозка, которая осуществляется железными дорогами вместе с другими видами транспорта по единому транспортному документу, составленному на весь путь следования;

☻ международное ж/д сообщение – перевозка пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа и почты между Украиной и иностранными государствами;

☻ непрямое международное сообщение – перевозка между Украиной и иностранными государствами с переоформлением транспортного документа в процессе транспортировки;

☻ груз – материальные ценности, которые перевозятся ж/д транспортом в специально предназначенном для этого грузовом подвижном составе;

☻ багаж – вещи и другие материальные ценности, которые отправляются пассажиром за отдельную плату при наличии проездных документов в багажном вагоне, который следует в том же направлении, что и пассажир;

☻ грузобагаж – груз, который перевозится в пассажирских и почтово-багажных поездах;

☻ транспортные средства – ж/д подвижной состав (вагоны всех видов, локомотивы) и контейнеры;

☻ промышленный ж/д транспорт – транспортно-технологический комплекс, который обеспечивает системное перемещение грузов в процессе производства (между производствами, производственными циклами, отдельными операциями или предприятиями в целом) и взаимодействие с ж/д транспортом общего пользования и не принадлежит к нему;

☻ подъездные пути – ж/д пути, которые предназначены для транспортного обслуживания одного или нескольких предприятий, организаций и учреждений во взаимодействии с ж/д транспортом общего пользования.

Основным организационным звеном на ж/д транспорте является железная дорога.

Управление железными дорогами и другими предприятиями ж/д транспорта, которые принадлежат общегосударственной собственности, осуществляется органом управления ж/д транспортом – Государственной администрацией ж/д транспорта Украины (далее Укрзализница), подчиненным Министерству транспорта.

Управление процессом перевозок во внутреннем и международном сообщениях, а также регулирование производственно-хозяйственной деятельности в сфере организации и обеспечения этого процесса железными дорогами, предприятиями, учреждениями и организациями проводятся централизовано и принадлежат исключительно компетенции УЗ.

Перевозка грузов, … ж/д транспортом общего пользования организуется на договорных основах. Для обеспечения исполнения договорных обязательств осуществляется перспективное и текущее планирование перевозок.

Условия и порядок организации перевозок определяются Уставом железных дорог Украины, правилами ….

Тарифы на перевозки в границах Украины устанавливаются на основе государственной бюджетной, ценовой и тарифной политики в порядке, определяемом КМУ.

Тарифы на перевозки в международном сообщении устанавливаются согласно международным договорам, соглашениям и действующему законодательству Украины.

Расчеты за работы и услуги, связанные с перевозкой, для которых нет государственного регулирования тарифов, выполняются по свободным тарифам, которые определяются по договоренности сторон.

Ж/д транспорт является государственной собственностью, однако и он участвует в рыночных отношениях.

По сообщению газеты «Бизнес» № 34 от 24.08.98 Коллегия Минтранса заслушала и решила внести на рассмотрение правительства проект программы реструктуризации ж/д транспорта на 98-2003 гг. Общая стоимость ее реализации – около 19 млрд. грн., из них 15.1 млрд. грн. – на обновление подвижного состава и колейных машин. Основной задачей программы являлось создание гибкой экономической и ориентированной на потребителя системы управления, увеличения доходов железной дороги за счет привлечения дополнительных грузопотоков, объемов и повышения качества услуг, усовершенствования экономических отношений между ж/д транспортом и потребителями и интеграции украинских железных дорог в европейскую транспортную систему.

Проект программы предусматривал создание системы комплексного транспортного обслуживания на основе связанных в единую сеть центров управления перевозками и широкой агентской сети, что должно упростить оформление перевозок. Предложено реформировать структуру управления, переподчинив службы по обеспечению перевозок соответствующим подразделениям железных дорог, а также активизировать приватизацию промышленных и вспомогательных предприятий и транспортно-строительных организаций железных дорог. Программа также предусматривала разработку и создание на отечественных предприятиях специализированных вагонов и платформ с раздвижными осями для прямого международного сообщения.

Фактически была принята Программы по обеспечению эффективности функционирования и развития железнодорожного транспорта Украины на 2000—2004 гг.

Для усовершенствования и оптимизации системы управления ж/д транспортом по размежеванию функций госуправления и осуществления хоздеятельности разработаны и представлены предложения КМУ по передаче в управление “Укрзалiзницi” 100% акций открытых акционерных обществ, созданных на базе госпредприятий ж/д транспорта в процессе корпоратизации.

Для перехода на централизованное управление перевозочным процессом завершена реорганизация участков ж/д и госпредприятий по перевозке грузов и пассажиров, строительных организаций и отдельных предприятий путем преобразования в обособленные структурные подразделения ж/д.

“Укрзалiзницею” постоянно ведется работа, направленная на переключение грузовых перевозок на собственный парк вагонов.

За 8 месяцев 2002 г. в частном подвижном составе перевезено 21,2 млн. т грузов, что составляет 9% от общего объема перевозок. В сравнении с аналогичным периодом 2001 г. перевозки возросли на 9,5 млн. т (на 82%).

С начала года предприятиями приобретено в собственность 3959 вагонов: цистерн —686, полувагонов— 738, платформ — 39, крытых —25, других —2471.

Для перевода парка вагонов “Укрзалiзницi” на частный парк вагонов компаний-операторов разработан бизнес-план создания компании-оператора для перевозки рудно-металлургических грузов в Донецко-приднепровском регионе.

Договоры о перевозке в собственных вагонах заключены “Укрзалiзницею” с:

— ОАО “ЭксИмТранс” (имеет 274 вагона, перевозит металл, а также руду с криворожских ГОК на металлургические заводы в границах Приднепровской ж/д);

- ООО “Лемтранс” (в июле приобрело 45 вагонов, перевозки еще не осуществляются);

— корпорацией “Межрегиональный промышленный союз” (имеет 202 вагона, перевозит флюсы, кокс в границах Донбасса и металлопродукцию в порты Мариуполь и Южный);

— Криворожское ППЖТ (имеет 65 вагонов, перевозит руду и стройматериалы в границах Приднепровской ж/д).

Как оператор работает ООО “Энерго МОГ» (имеет 57 вагонов, перевозит рудный концентрат со ст. Ингулец на Алчевский меткомбинат, металлопродукцию в Мариупольский и Ильичевский порты).

Совместным распоряжением “Укрзалiзницi” и Минпромполитики в 2001 г. создан технологический оператор ООО “Укрметаллурггранс” для обслуживания предприятий, входящих в замкнутые производственно-технологические комплексы металлургического производства (арендует в УГЦ “Укрспецвагон” 3394 окатышевоза).

Также проведены совещания с собственниками частных вагонов и операторскими компаниями. Определены вопросы, решение которых необходимо для стимулирования создания новых операторских структур, улучшения работы операторов, привлечения инвестиций для приобретения новых вагонов. Ж/д установлены задачи по организации приобретения предприятиями вагонов в собственность.

Все виды перевозок ж/д транспортом во внутреннем сообщении осуществляются в порядке и на условиях, которые устанавливаются Уставом железных дорог Украины (1998), Правилами перевозок грузов, Техническими условиями загрузки и крепления грузов. Перевозки в международном сообщении и транзитом по территории Украины осуществляются на основании соответствующих международных договоров Украины.

Укрзализныця заключает договоры с экспедиторами (договоры о взаимодействии) на перевозки грузов по железным дорогам Украины, вернее, договоры на осуществление экспортно-импортных и транзитных перевозок грузов по территории страны на фрахтовый год.

 

ВНУТРЕННИЕ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ

 

Договор ж/д перевозки конкретной партии грузов, как правило, - плановый, поскольку заключается в основном во исполнение плановых заданий, обязательных для железных дорог и грузоотправителей.

Пункт 17 УЖД: Перевозки грузов ж/д транспортом организуются на договорных основах, форма договора об организации перевозок грузов устанавливается Правилами. Для обеспечения выполнения договорных обязательств осуществляется месячное планирование перевозок. Порядок разработки, срок подачи заявок, утверждение планов и учет выполнения перевозок грузов устанавливаются Правилами.

Пункт 18 УЖД: Месячное планирование перевозок грузов осуществляется железными дорогами отправления на основе текущих или долгосрочных договоров перевозок и заявок отправителей. Заявки на перевозки по установленной номенклатуре грузов грузовладельцы или по их поручению экспедиторы, а также морские и речные порты подают соответствующим железным дорогам. Заявки составляются по установленной форме в вагонах и в некоторых случаях – в тоннах.

Договор перевозки грузов с перевозчиком заключается, как правило, в пользу третьего лица, являющегося грузополучателем; сторонами в договоре являются грузоотправитель и железная дорога.

Некоторые перевозки (чаще всего мелкие отправки) могут осуществляться по предъявлению.

Договор ж/д перевозки грузов – реальный. Для его заключения недостаточно соглашения перевозчика и грузоотправителя, необходима еще и фактическая передача груза дороге. Он считается заключенным только с момента, когда груз принят железной дорогой к перевозке.

Договор является срочным (срок действия его определяется сроком исполнения обязательства по перевозке) и относится к числу возмездных договоров. Грузоотправитель оплачивает предоставляемые железной дорогой услуги в виде провозных платежей (провозная плата и дополнительные сборы), определяемых согласно тарифам.

Договор перевозки является взаимным, т.к. обе стороны принимают на себя обязательства относительно друг друга. Железная дорога обязуется перевезти груз, а противная сторона – уплатить за это провозную плату. Согласно УЖД оплата осуществляется наличными, чеками, безналичкой на станциях отправления или предоплатой через расчетные подразделения железных дорог. Окончательные расчеты между дорогами и получателями за перевозку осуществляются на станциях назначения. В случае несвоевременного внесения грузоотправителем, грузополучателем, экспедитором соответствующей платы начисляется пеня за каждый день задержки. Отправка, выдача грузов может быть задержана до внесения платежей.

Не участвуя в заключении договора перевозки, грузополучатель приобретает право требования к железной дороге о выдаче груза в пункте назначения. При неисполнении железной дорогой обязанности доставки груза в адрес указанного грузополучателя он вправе предъявить к ней требования по поводу утраты груза, а при ненадлежащем исполнении ею обязанностей – требования по поводу недостачи или повреждения груза, а также по поводу просрочки в его доставке.

По договору перевозки груза грузополучатель приобретает не только права, на него возлагаются и определенные обязанности. По прибытии груза в его адрес он обязан принять его, вывезти со станции назначения и полностью рассчитаться с железной дорогой за перевозку, если такой расчет не был выполнен отправителем.

Возникновение обязанностей грузополучателя не связано с выражением им согласия принять груз. Даже если в адрес грузополучателя прибывает не заказанный им груз, он все равно должен принять его и вывезти со станции, освободив перевозочные средства и складские площади железной дороги.

В соответствии с УЖД обязательной письменной формой договора перевозки является накладная, являющаяся основным перевозочным (сопроводительным) документом на всем пути следования груза до станции назначения, где она вместе с грузом выдается грузополучателю. Более подробно о накладной – позже!

На ж/д транспорте количество предъявляемого к перевозке груза определяет вид отправки, которая оформляется одной накладной и может выполняться как мелкая, малотоннажная, повагонная, групповая и маршрутная отправки. Контейнерные отправки занимают отдельное место.

Мелкой отправкой считается партия груза массой от 20 кг до 5 т (иногда до 10 т по решению начальника станции) и объемом не более 1/3 вместимости крытого вагона, полувагона или погрузочной площади платформы.

Малотоннажная отправка может занимать половину погрузочного объема или площади вагона и иметь массу от 10 до 20 т.

Повагонная отправка требует использования одного вагона, загруженного полностью.

Групповая отправка: перевозится партия груза, которая занимает несколько вагонов, но менее маршрутной нормы.

Маршрутная отправка соответствует поездной норме состава вагонов, имеющих ограничение по массе и длине.

Виды сообщений, в которых осуществляются перевозки:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.09 с.)