Функции политического лидерства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции политического лидерства



Программно-ориентационная: определение и формулирование интересов социальных групп, целей социальной и политической деятельности, Инструментальная: определение способов и методов осуществления поставленных перед обществом задач. Интегративная: объединение и согласование различных групп и интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных обществом. Мобилизационная: инициирование необходимых изменений с помощью создания развитых стимулов для населения. Функция легитимации власти: обеспечение поддержки власти на основе личного авторитета и влияния на массы. Коммуникативная: коммуникация власти и масс, т.е. организация связи между обществом и властью. Убеждение общества в целесообразности и правильности принимаемых властных решений.

Типология политического лидерства. Многие исследования лидерства опираются на типологию, разработанную М. Вебером, выделяются: традиционное лидерство, основанное на традициях, обычаях привычке последователей к подчинению; харизматическое лидерство, основывающееся на вере в не обыкновенные, выдающиеся качества вождя; рационально-легальное (бюрократическое) лидерство, осуществляющееся на основе законов и в рамках законов.

Политолог М. Херманн подразделяет лидеров по имиджу: на «знаменосцев», «служителей», «торговцев» и «пожарных».

1) - Лидер - “знаменосец стремится к воплощению “великой мечты”, изменению политической системы в соответствии с определенным идеалом, привлекающим многих людей.

2) -лидер - “ служитель формируется у политика, который стремится выступить в роли выразителя интересов своих приверженцев. Он бескорыстно служит им и ориентируется на их мнение.

3)    лидер - “торговец отличается способностью убеждать людей, “продавать” им свои идеи. Стремиться получить поддержку определенных слоев общества в обмен на обещание отстаивать их интересы

4) – лидер - “пожарник откликается на порожденные ситуацией экстремальные события и проблемы, насущные требования момента. Для проявления качеств этого типа лидера необходимы экстремальные ситуации.

В реальной политической практике большинство лидеров используют все четыре образа лидерства в различном порядке и сочетаниях.

Выделяются три стиля лидерства: авторитарный, демократический и невмешивающийся.

· - для авторитарного стиля характерен упор на жесткие распоряжения, угрозы, директивы, лидер четко обозначает цель, намечает меры по ее достижению, распределяет роли и требует безусловного повиновения и исполнения поставленной цели. Позиции члена группы, его мнения и инициативы, в случае расхождения с установками лидера, жестко подавляются. Основной метод воздействия на подчиненных - санкции или угроза их применения; поощрения и вознаграждения - крайне редки. Оценки результатов предельно субъективны. С точки зрения социального пространства лидер находится как бы над группой.

· - демократическому стилю соответствует иной подход к организации взаимодействия внутри группы. Для успешного достижения целей поощряется активность и инициативность группы. Усилия лидеров сосредоточиваются на координации группового поведения, а также межгруппового взаимодействия. В арсенале методов доминируют поощрения, вознаграждения, поддержка. Лидер с демократическим стилем охотнее использует методы манипулирования, нежели методы прямого насилия и давления. При принятии решений он стремится взвесить и учесть в том числе и те, которые противоречат его собственным.

· - отстраненный или невмешивающийся стиль лидерства. Лица, придерживающиеся этого стиля, редко проявляют стремление к какой-либо деятельности. Их позиция - положение стороннего наблюдателя, внимательно следящего за происходящим, не выражающего своего отношения к событиям или мнениям. Не вмешивающиеся лидеры всячески стараются избегать роли арбитра, судьи, посредника в урегулировании конфликтов. При малейшей возможности они охотно уступают или передают функции по разрешению конфликтов своим заместителям.

 

13. Политическая власть: понятие, агенты, виды, функции, источники и ресурсы.

Власть – одно из фундаментальных началобщества и политики. Власть существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, в государстве. В зависимости от сферы общественной жизни выделяют различные виды власти:

1. Экономическая власть – осуществляет контроль над экономическими ресурсами и распределением материальных ценностей.

2. Социальная власть – осуществляет распределение позиций на социальной лестнице – статусов, должностей, льгот и привилегий.

3. Культурно-информационная власть – власть над людьми с помощью научных знаний, информации и средств их распространения.

4. Субъект власти это носитель власти, который выражает свою волю через приказ: индивиды, политические институты и организации, элиты и лидеры,

5. Объектами власти являются: индивид, социальная группа, масса, класс и т.д. Это исполнители властного приказа.

6. Источники власти – то на основании чего власть возникает. В качестве источников власти могут выступать знания, авторитет, сила или угроза ее применения, закон, богатство, престиж, харизма, социальный и политический статус, тайна, интерес и т.д.

7. Ресурсы власти – это совокупность средств, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта власти.

ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ

Господство- разделение общества на господствующие и подчиненные группы, выделение аппарата управления.=>

Руководство- выработка и законодательное закрепление стратегии развития, политической системы, выбор средств осуществления основных целей

Управление- принятие конкретных управленческих решений, деятельность административного аппарата и правительственных органов власти.=> Контроль- обеспечение соблюдения социальных норм, правил деятельности людей и социальных групп в обществе.

14. Политическая легитимность: понятие, показатели, типология.

Легитимность носит фактический характер и означает принятие населением власти и согласие ей подчиняться. Впервые термин был введен в научный оборот немецким социологом Максом Вебером (1864 – 1920 гг.) в нач. ХХ в.

Легитимность власти часто меняет свою интенсивность. Когда поддержка народом органов власти или правящего режима сводится к минимуму, можно говорить о кризисе легитимности.

В политической науке выделяют следующиесредстваповышениястепени признания власти населением.

1. Идеологические средства – оправдание власти с помощью идеологии, которая обосновывает соответствие власти интересам народа.

2. Экономические средства – проведение успешной экономической политики, выражающейся в повышении благосостояния граждан.

3. Правовые средства – обеспечение политический курс в законах, налоговой системе, пропаганде ценностей данной политики.

4. Политические средства – деление участников политического процесса на «друзей» и «врагов», апелляция к экономической и технической целесообразности.

М Вебер выделил три типа легитимности власти: традиционная, харизматическая и легальная

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 16; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.49 (0.007 с.)