Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемы и достижения украинской социологии в условиях строительства независимого государства.
Інституциализация социология в СССР, невзирая на суровый контроль за ее развитием со стороны партийно-административной системы, содействовала развитию социологических исследований и в Украине. Первыми побегами этого процесса здесь стали так называемые лаборатории конкретных социологических исследований, созданные в начале 60-х годов. Такая лаборатория начала функционировать в 1961 г. в Киевском государственном университете им. Т.Шевченко при кафедре философии. Подобные лаборатории были открыть во Львовском, Харьковском университетах, а в дальнейшем и в других вузах Украины. С учреждением социологического образования разворачивалась подготовка социологических кадров высшей квалификации. Был открыт набор к аспирантуре из специальности «социология». В декабре 1979 г. в Киевском университете была созданная первая в его истории кафедра социологии, в 1986 г. - отделение социологии, а с апреля 1991 г. - факультет социологии и психологии. Социологические факультеты или отделения были созданы также в Харьковском, Львовском, Одесском, Днепропетровском, Волынском университетах. В 60-70-х годах шло становление научно-исследовательских социологических центров в университетах, институтах, на больших промышленных предприятиях. В 1969 г. в Москве был созданный Институт конкретных социальных исследований (с 1988 г. - Институт социологии АН СССР). В Украине в 1968 г. в структуре Института философии АН организованный социологический отдел, на базе которого в осени 1990 г. создан Институт социологии Академии наук Украины. Главное направление деятельности института - выявление закономерностей украинского общества и тому подобное. Здесь плодотворно работают многие известные ученые Украины - социологов, философов, историков. Современные украинские социологи и политологи Виктор Андрущенко, Валерий Ворона, Владимир Волович, Виль Бакиров, Владимир Пича, Владимир Оссовский, Николай Горлач, Виктор Пазенок, Елена Якуба, Наталия Черниш, Анатолий Ручка и др. уделяют много внимания проблемам социально-политического развития украинского общества, перестройки государства, единства украинской нации. Современная социология в Украине, таким образом, вышла из советской социологии, но ее развитие как собственно украинской фактически начался с 1991 г. после провозглашения независимости Украины. С этого времени происходит ее переорганизация на потребности и проблемы украинского общества, и именно в этом плане современная социологическая мысль непосредственно вплетена в общий исторический процесс национального и государственного возрождения Украины. Она трансформируется в действительно украинскую социологию, ее история продолжается.
Основными направлениями развития социологии в Украине являются: - возобновление процесса прерванной социологической традиции, связанной ее родством с историческим и национально-культурным подтекстом; - ориентация на интегральный синтез лучших достижений мировой социологии в соответствии с проблемами и потребностями украинского общества и последующая разработка теоретических основ социологии, которые раскрывали бы особенности развития нашего общества; - исследование становления и развития новой социальной системы и структуры, формирования новых и трансформация старых социальных институтов, социальных норм, ценностей общества и их органической связи с национальными традициями и образом жизни; - исследование социетальних процессов и изменений в материальной и духовной жизни общества и личности в контексте тех радикальных общественных трансформаций, которые происходят сегодня. Исследование и решение этих и других актуальных социальных и теоретико-методологических проблем даст возможность поставить впоследствии нашу социологическую науку рядом с авторитетными школами и течениями в мировой современной социологии.
Контрольные вопросы для закрепления знаний, и самоконтроля: 1. Почему, Парето называл революции «циркуляцией элит»? 2. Что такое деривации и «осадки» по социологии Парето? 3. Когда появилась социология как наука? 4. На что делал упор в изучении общества Платон? 5. Раскройте основные тенденции развития и проблемы современной украинской социологии? 6. В чем особенность классического периода в развитии социологии? 7. Какие задачи, по мнению О.Конта должна решать социология?
8. Что, по мнению О.Конта должна изучать социальная статика, а что социальная динамика? 9. В чем суть позитивистского подхода в социологии? 10. Охарактеризуйте структурно-функциональный подход в социологии и назовите его представителей? 11. На чем базируется утверждение про социологию как про одну из ведущих социально-гуманитарной дисциплины 12. В чем состоит сущность законов О.Конта «двойной эволюции» и «трех стадий»? 13. Что такое социальный дарвинизм? 14. На какие типы подразделял общество Г.Спенсер? 15. На что направлено изучение «понимающей социологии» М.Вебера?
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.004 с.) |