Изложение нового материала и активизация познавательной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изложение нового материала и активизация познавательной деятельности



I.

3'

 

 

II.

76'

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ И ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ:

Приветствие

Рапорт старосты об отсутствующих.

Постановка цели и задач урока.

ЦЕЛЬ: формирование новых знаний и представлений об умственном развитии и обучении детей дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

1. Дать представление о понятиях «Умственное развитие», «Умственное воспитание», «Сенсорное воспитание», «Обследование», «Сенсорные эталоны», «Обучение в детском саду», «Учебная деятельность», «Дидактические принципы»;

2. Познакомить с задачами умственного воспитания;

3. Раскрыть суть сенсорного воспитания и обучения в детском саду.

Развивающие:

1. Развивать умение самостоятельно мыслить.

Воспитательные:

1. Совершенствовать умения воспроизводить новый учебный материал.

 

ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА И АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

План:

1. Необходимость значения и задачи умственного воспитания.

2. Сенсорное воспитание.

3. Обучение в детском саду

 

Определение

 

 

Необходимость значения и задачи умственного воспитания.

Умственное развитие – количественное и качественное изменения, происходящее в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащение опыта и под влиянием воспитательных воздействий. Обеспечение умственного развития имеет большое значение для всей его дальнейшей деятельности.

Умственное развитие ребенка происходит под влиянием социальной среды, в процессе общения с окружающими, он
усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В
результате уже в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком
настолько, что пользуется им свободно, как средством общения.

Умственное развитие дошкольника осуществляется в процессе деятельности. Сначала в игре, а затем и в учебной, трудовой, продуктивной (лепка, рисование и т.д.) деятельности. Наиболее эффективно умственное развитие происходит под влиянием обучения и воспитания. Чтобы правильно организовать умственное воспитание дошкольников. Надо знать закономерности и возможности их умственного развития. С учетом этих закономерностей определяются задачи, содержание, организация и методы умственного воспитания. Современная педагогическая наука считает, что основным показателем умственного развития являются усвоение системных знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности необходимой для приобретения новых знаний.

К концу дошкольного возраста у детей накапливается достаточно большой запас элементарных знаний об окружающих, они владеют основными мыслительными операциями: сравнением, обобщением; способны выделять существенные и несущественные признаки предметов и явлений. Устанавливать некоторые причинно-следственные связи, у них формируются зачатки учебной

 

Определение

 

 

Деятельности. Полноценное умственное развитие происходит только в создании соответствующих условий. Поэтому задачи педагогики заключаются как в создании соответствующих условий для этого, так и в осуществлении целенаправленных воспитательных воздействий на ребенка.

Умственное воспитание - это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума. Это воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей, оно включает сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных умений, развитие познавательных способностей.

Основными    задачами   умственного        воспитания
дошкольников являются:

Формирование правильных представлений об окружающем, о простейших явлений природы, общественной жизни.

Развитие познавательных психических процессов - ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи.

Вопрос

 

 

Определение

 

человек использует родной язык для выражения своих мыслей и для понимания мыслей других. Большое значение уделяется воображения, оно необходимо для всякой творческой деятельности.

(Что такое любознательность?)

3)Любознательность - это качество присущее ребенку, оно выражается в активном интересе к окружающему миру, стремлению все рассмотреть, потрогать, привести в действие. Его наличию свидетельствуют вопросы детей. Задачами педагога являются: развитие детской любознательности, пытливости и формирование на их основе устойчивых познавательных процессов.

4) Формирование простых способов умственной деятельности: обследование, наблюдение, выделение существенных связей, установление причинно-следственных связей. Эти умения  и навыки являются составными элементами познавательной деятельности, они помогают ребенку успешно овладеть знаниями.

 

Сенсорное воспитание.

 

Сенсорное воспитание - это целенаправленное развитие ощущений и восприятий, познание окружающего мира, начинаются с ощущений и восприятий.

Сенсорная культура имеет большое значение для эстетического воспитания, умение различать цвета, оттенки, высоту и тембр звуков, дает возможность лучше понимать произведение изобразительного и музыкального искусства. Сенсорное воспитание надо осуществлять в процессе разных видов деятельности. Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен познать на протяжении дошкольного детства.

В сенсорное воспитание входит: знакомство с цветом,

 

 

Определение

 

Определение

 

Определение

 

Определение

 

величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, звучанием предмета, ориентировкой в пространстве, при этом ставятся задачи: повышение чувствительности соответствующих анализаторов, одновременно ребенок учится правильно называть свойство предметов. Содержание сенсорного воспитания расширено за счет ориентировки во времени, развитие речевого и музыкального слуха. Ориентировка во времени предполагает, что ребенок усваивает представление о частях суток, о днях недели, о текучести времени.

Речевой или фонематический слух - это способность принимать звуки речи, дифференцировать их и обобщать слова. С развитием фонетического слуха связано овладение нормами звукопроизношения.

Музыкальный слух - это умение различать слухи по высоте, тембру, ритмическому рисунку, мелодии.

Методика сенсорного восприятия:

Обследование - это специально организованное восприятие предметов для последующего использования его результатов в той иной содержательной деятельности. Сенсорные эталоны – это образцы, которые были выработаны в процессе общественно –исторического опыта; это основные цвета, геометрические фигуры, высота музыкальных звуков.

Обучение обследованию проводится с учетом возраста детей. Важно, чтобы дети научились выделять существенные признаки,  значимые для той или иной деятельности. Воспитатель использует различные возможности для осуществления сенсорного воспитания, используя окружающую обстановку, последовательно развивает ощущение и восприятие.

 

 

Определение

 

 

Общие правила обследования:

1) восприятие целостного обмена предмета, для этого воспитатель предлагает ребенку создать какой-то продукт, который должен соответствовать сходности с образцом или удовлетворит определенным требованиям. Сделать рисунок по образцу, сложить пирамиду, чтобы получился ровный конус.

Вычленение мелких деталей.

Обучение в детском саду

 

  Обучение в дошкольном возрасте - это систематический, планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, вооружения их системой элементарных знаний, формирования умений и навыков в объеме, предусмотренном

 

Вопрос

 

 

 «Программой воспитания в детском саду». Обучению принадлежит ведущая роль в умственном воспитании дошкольников, так как в ходе его комплексно решаются все задачи умственного воспитания. Оно предусматривает последовательное сообщение детям знаний, уточнение и систематизацию их, развитие познавательных процессов, мыслительной активности. Обучение способствует развитию наблюдательности, любознательности и таких качеств ума, как пытливость, сообразительность, критичность.

 Обучение необходимо и для успешного осуществления физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. В детском саду детей обучают культурно-гигиеническим навыкам, основным движениям, они усваивают правила культурного поведения, у них формируются моральные качества, трудовые, изобразительные, конструктивные, музыкальные умения и навыки.

Задачей обучения дошкольников - дать дошкольникам научно достоверные, и элементарные знания об окружающих предметах и явлениях. Содержание обучения в детском саду включает ознакомление с окружающими предметами, с простейшими связями и взаимоотношениями между ними, с ближайшими причинами наблюдаемых явлений. Цель его заключается в передаче детям не только знаний и умений, но и самих способов овладения ими.

 (Назовите, основную форму организации дошкольного обучения?)

Основная организационная форма дошкольного обучения - занятие, которое отличается от школьного урока продолжительностью, структурой, уровнем требований, предъявляемым к детям. В детском саду не задаются домашние задания, не выставляются оценки; проверка усвоенных знаний осуществляется в процессе сообщения новых. Дошкольное обучение отличается и методами. Большое место занимают наглядные методы, широко применяются дидактические игры и игровые приемы. Усвоение нового материала происходит

 

Определение

 

 

главным образом, в процессе активных действий: практических манипуляций с предметами, разнообразных игр, рисования, конструирования. Обучение в детском саду носит программный характер: для воспитателя является обязательным полное выполнение программы, усвоение знаний и умений всеми детьми. Обучение - процесс двусторонний. Оно имеет успех только при активном участии в нем и воспитателя, и детей. Воспитателю принадлежит руководящая роль: он не только сообщает новый материал, но и добивается его усвоения, активно влияет на познавательную деятельность детей, руководит ею.

Результат обучения выражается как в усвоении знаний, умении и навыков, так и в изменении личности ребенка, которое происходит в ходе учебной деятельности.

  Учебная деятельность - это самостоятельная деятельность ребенка, по усвоению знаний, умений и навыков, способов действий. Она протекает под руководством воспитателя. Учебная деятельность дошкольника характеризуется тем, что он понимает поставленную перед ним задачу, способен выбрать необходимые пути и средства для ее осуществления, а также обеспечить самоконтроль за ходом выполнения поставленной задачи и самопроверку итогов своей работы. Основными компонентами учебной деятельности являются, таким образом, принятие задачи, выбор путей и средств, для ее осуществления и следование им, самоконтроль и самопроверка. Каждый из этих компонентов требует от ребенка соответствующих умений.

 Так, чтобы принять поставленную задачу, дошкольники должны уметь слушать и слышать воспитателя, смотреть и видеть то, что он показывает, следовать его указаниям в овладении познавательным содержанием, навыками, приемами действия.

 

 

 

Чтобы ребенок был способен к выбору путей и средств, для осуществления поставленной цели и мог следовать им, необходимо знание возможных путей и средств, умение продумывать план работы; действовать по нему. В ходе работы он должен проявлять активный умственный интерес, инициативу и организованность, действовать самостоятельно, достигать определенных результатов в выполнении задания.

 Как уже отмечалось выше, одним из компонентов учебной деятельности является самоконтроль, т. е. способность сравнивать свои действия, высказывания, суждения с тем, чему обучают. Самоконтроль является важным моментом для развития у детей внимательности к самому процессу работы, умения вносить изменения в способ действий. В результате ребенок задает вопросы, просит что-то объяснить заново, пересказать и т. д. В ходе работы дети начинают контролировать свои действия, критически оценивают ее результаты. Появление самоконтроля - это существенное изменение в поведении и сознании ребенка, связанное с обучением. Он начинает действовать самостоятельно, опираясь на показ и пояснение, не прибегает, к примеру, соседа, иногда неправильному. Появляется сосредоточенность, самостоятельность: процесс обучения дисциплинирует. Все это придает поведению дошкольников более организованный характер, делает их более воспитанными.

 Учебная деятельность формируется постепенно. На основании исследования  А. П. Усова выделила три уровня развития учебной деятельности. Наиболее высокий, первый уровень характеризуется тем, что дети слушают указания воспитателя, активно руководствуются ими в работе, правильно оценивают сделанное и спрашивают, о непонятном, достигают нужных результатов. На этом уровне дети действуют осознанно, не прибегают к механическому

 

 

Определение

 

Вопрос

 

подражанию. В этом случае можно считать, что учебная деятельность у дошкольников в основном сформирована.

  Второй уровень - более слабый. Имеющиеся признаки учебной деятельности нестойки. В то же время дети уже могут обучаться: слушают указания, придерживаются их в работе, при выполнении задания склонны к подражанию друг другу, самоконтроль осуществляют, сравнивая свой результат с результатами других.

  Третий уровень - самый низкий. Он характеризуется чисто внешней общей дисциплинированностью на занятиях, однако обучаться дети еще не могут: они слушают указания, но как бы не слышат их, не руководствуются ими в работе, результата не достигают, к оценке не чувствительны.

Дидактические принципы - это основные положения, которыми руководствуется воспитатель при организации обучения. Термин «дидактический» происходит от греческого слова «дидактикос», что значит «поучающий».

(Как вы думайте, кто впервые сформулировал дидактические принципы?)

 Впервые дидактические принципы были сформулированы выдающимся чешским педагогом Яном Амосом Коменским в книге «Великая дидактика, или Как всех учить всему», написанной в XVIIв. Впоследствии они были разработаны основоположником русской педагогики К.Д. Ушинским.

Советская педагогика выдвигает следующие дидактические принципы, которые составляют основу обучения детей дошкольного возраста.

  Принцип развивающего обучения. Идея развивающего обучения была выдвинута видным советским психологом Л. С. Выготским. Суть ее заключается в том, что обучение не должно ориентироваться на уже достигнутый уровень, а всегда опережать его, немного

 

 

Вопрос

 

забегать вперед, чтобы ученику необходимо было приложить усилия для овладения новым материалом. В связи с этим Л. С. Выготский определил два уровня умственного развития: первый - это наличный уровень подготовленности, который характеризуется тем, какие задания ученик может выполнять самостоятельно; второй - «зона ближайшего развития» - то, с чем ребенок справляется с небольшой помощью взрослого. Воспитатель, руководствуясь принципом развивающего обучения, дает детям задания на достаточно высоком уровне трудности, чтобы выполнение их требовало некоторого усилия, активной умственной деятельности.

  Принцип воспитывающего обучения. Советская педагогика четко определила этот принцип, исходя из ленинского положения о партийности школы и обучения. Задача обучения - не просто дать знания, но и сформировать через них правильное отношение к жизни, к окружающей действительности, к труду, к людям. Обучение и воспитание как процессы неразрывны.

(Как вы понимайте принцип доступности обучения?)

  Принцип доступности обучения. Обучение только тогда результативно, когда оно посильно, доступно детям. Доступным должно быть и содержание обучения, и его методы. Впервые принцип доступности был сформулирован Яном Амосом Коменским так: «от близкого к далекому, от простого к сложному, от знакомого к незнакомому». Этот принцип лежит в основе составления учебных программ.

Принцип систематичности и последовательности предполагает такой логический порядок изучения материала, чтобы новые знания опирались на ранее полученные. Именно так располагается материал в программе. Этот принцип должен соблюдаться и в практической организации обучения.

Вопрос

Принцип сознательности и активности детей в усвоении и применении знаний. Знания прочны тогда, когда они осознаны, осмыслены. Осознание их происходит тем результативнее, чем активнее ребенок ими оперирует; овладение знаниями происходит успешнее, если перед детьми ставятся умственные задачи.

 (Как вы понимайте, принцип наглядности?)

Принцип наглядности имеет особенно важное значение в обучении дошкольников, потому что мышление ребенка носит наглядно-образный характер. Выдвинутый еще Коменским, этот принцип был сформулирован так: «Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом; доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу охватываются несколькими чувствами».

Принцип индивидуального подхода к детям. Дети различаются разным уровнем гибкости мыслительной деятельности - одни быстро находят ответы, другим нужно основательно подумать, чтобы прийти к правильному заключению; разным темпом усвоения знаний - один быстро схватывает и запоминает, другим нужна длительная работа и повторения, чтобы усвоить новый материал. В разном темпе формируются и навыки: один ребенок выполняет действия автоматически после десятка повторений, у других это число повторений удваивается и утраивается, и только тогда действие становится автоматизированным.

Руководствуясь дидактическими принципами, воспитатель достигает лучших результатов в обучении детей.

 Содержание обучения детей дошкольного возраста определено «Программой воспитания в детском саду». Оно включает развитие речи, ознакомление с окружающим, ознакомление с художественной

 

 

III.

4'

1.На закрепление  и применение полученных

знаний

 

IV.

7'

Вопросы

  

V.

 

литературой, развитие элементарных математических представлений, обучение изобразительным и конструктивным умениям и навыкам, музыкальное воспитание, развитие движений.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

 

1. Подготовиться к опросу по данной теме.

2. Законспектировать темы: «Средства умственного воспитания», «Методы и приемы обучения». (Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Ядешко с.189-209,)

 

ОКОНЧАНИЕ УРОКА

I.

3'

 

 

II.

76'

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ И ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ:

Приветствие

Рапорт старосты об отсутствующих.

Постановка цели и задач урока.

ЦЕЛЬ: формирование новых знаний и представлений об умственном развитии и обучении детей дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

1. Дать представление о понятиях «Умственное развитие», «Умственное воспитание», «Сенсорное воспитание», «Обследование», «Сенсорные эталоны», «Обучение в детском саду», «Учебная деятельность», «Дидактические принципы»;

2. Познакомить с задачами умственного воспитания;

3. Раскрыть суть сенсорного воспитания и обучения в детском саду.

Развивающие:

1. Развивать умение самостоятельно мыслить.

Воспитательные:

1. Совершенствовать умения воспроизводить новый учебный материал.

 

ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА И АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

План:

1. Необходимость значения и задачи умственного воспитания.

2. Сенсорное воспитание.

3. Обучение в детском саду

 

Определение

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.113.136 (0.09 с.)