Методы обследования и диагностика нарушений в развитии детей школьного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы обследования и диагностика нарушений в развитии детей школьного возраста



Перед непосредственной работой с ребенком представители медико-педагогической комиссии тщательно изу­чают касающуюся его документацию — медицинскую карту, характеристику, рисунки, тетради и т. д. Задача врача-психоневролога – донести до представителей МППК сведения, касающиеся соматического и психического здоровья ребенка. Особое внимание уделяется диагнозам, поставленным отоларингологом и офтальмологом. При снижении слуха или зрения дефектолог под­бирает специальный материал для дальнейшего обсле­дования ребенка. Так, при снижении слуха пли при ре­чевых нарушениях задания будут носить наглядный ха­рактер, что требует минимальных речевых инструкций; для слабовидящих детей, наоборот, задания строятся в устной форме.

Далее дефектолог на основе педагогической докумен­тации выражает свою точку зрения по поводу предстоя­щего обследования. Он дает сбои рекомендации, как луч­ше вступить в контакт с этим ребенком. Обращает вни­мание на трудности, с которыми сталкивается исследуе­мый при усвоении школьной программы. Таким обра­зом, представители комиссии и первую очередь обраща­ют внимание именно на те качества характера и особен­ности познавательной деятельности, которые1 требуют уточнения и дополнения.

Серьезные выводы о состоянии ребенка можно сделать, тщательно изучив и проанализировав его школьные тетради. Оценка аккуратности тетрадей, качества выполнения учебных заданий могут рассказать о лич­ностных свойствах ученика. Очень важно также иссле­довать ошибки, которые допускает школьник в процес­се письма, а также их причины. Так, к примеру, не­правильные линии на письме могут быть обусловлены как нарушением моторики, пространственной ориенти­ровки, так и непониманием требований учителя. Спе­циалисты должны также проследить, каким образом ребенок старался справляться с возникающими трудностями. Должное внимание необходимо уделить рисункам школьника.

Далее можно рассмотреть общую характеристику основных методов обследования детей.

Метод беседы направлен на изучение личностных качеств и поведение ребенка. В процессе беседы с ребенком специалисты исследуют его запас сведений об окружающем мире, точность его представлений. Другими словами, беседа должна быть построена в соответствии с определенными целями и задачами:

- выяснение точности представления школьника о себе, своих родителях, родственниках, друзьях, а так же способности разделять такие понятия, как «семья», «родственники», «соседи» «знакомые» и т.д.

- изучение особенностей представлений ребенка о времени (умеет ли он определить время по часам и т.д.)

 

- уточнение особенностей представлений о природных явлениях (знание времен года, их основных признаков, представления об атмосферных явлениях: дождь, снег, гроза и т.д.)

- исследование способности ориентироваться в пространстве (насколько хорошо ребенок владеет понятиями «справа - слева», «вверху - внизу», «ближе - дальше» и т.д.)

Вопросы должны быть построены таким образом, что бы ребенок мог понять их. Беседа должна быть доброжелательной и непринужденной. В беседе очень важно выяснить следующие моменты:

1. Грызет ногти?

2. Сосет пальцы?

3. Отсутствует аппетит?

4. Разборчив в еде?

5. Засыпает медленно, с трудом?

6. Характерен беспокойный сон?

7. Встает бодро и охотно?

8. Жалуется на боли в голове?

9. Жалуется на боли в животе?

10. Часто бывает рвота?

11. Часто бывает головокружение?

12. Заикается?

13. Чрезмерно потеет, краснеет, бледнеет?

14. Легко пугается?

15. Часто дрожит от возбуждения или волнения?

16. Часто плачет?

17. Часто моргает?

18. Недержание мочи (днем или ночью)

19. Недержание стула (днем или ночью)

20. Случаются признаки злости?

21. Играет с какой-нибудь частью тела?

22. Боится за свое здоровье?

23. Бывает, что замыкается в себе и мысли его где-то далеко?

24. Не может сосредоточиться на чем-либо?

25. Имеется что-либо, что для него особенно важно?

26. Озабочен чем-либо?

27. Повышенная тревожность?

28. Старается всегда быть незаметным?

29. Часто видит фантастические предметы?

30. Боится одиночества?

31. Боится животных (каких именно)?

32. Боится чужих людей?

33. Боится неудачи? В чем?

34. Часто испытывает чувство стыда или вины?

35. Испытывает чувство неполноценности?

Это позволит выявить степень психического напря­жения, а также наличие невротических реакций у ре­бенка.

Уровень общей деадаптации можно выяснить, отве­тив на следующие вопросы:

1.Как забоимся о своей внешности?

2. Как соблюдает порядок в своих вещах?

3. Выполняет ли свои обязанности без напоминания?

I. Прекословит, сопротивляется, угрожает? Кому?

5. Что бывает причиной строптивости?

6. Дразнит братьев и сестер? Каким образом?

7. Вступает в частые конфликты (ссоры, драки?) С кем?

8. Ревнует к кому-нибудь? К кому?

9. Завидует кому-нибудь? Берет чужие игрушки, вещи?

10. Командует кем-нибудь? Стремится главенствовать?

11. Отказывается кому-нибудь повиноваться?

12. Выдумывает о себе неправдивые истории?

13. Отрицает свои проступки?

14. Обманывает? Когда и как?

15. Чрезмерно портит свои вещи, игрушки, одежду?

16. Портит чужие вещи?

17. Совершает кражи? Чего и как?

18. Бродяжничает (при каких обстоятельствах)?

19. Прогуливает школу (при каких обстоятельствах)?

20. Старается обратить на себя внимание?

21. Есть ли у ребенка какие-либо плохие притычки?

22. Уклоняется от трудных заданий? При каких об­стоятельствах?

23. Легко отступает после неудачи?

24. Часто сваливает вину на кого-то, ссылаясь на что-то?

25. Жалуется или обвиняет других в собственных не­удачах?

26. Есть ли у него чувство долга?

27. Умеет ли прилагать усилия к какой-либо деятель­ности?

28. Имеются ли у него какие-либо другие дефекты поведения?

Метод наблюдения также очень эффективен при об­следовании детей. Он находит свое применение с самого начала пребывания ребенка на комиссии и продолжает­ся до последней минуты.

В процессе обследования важное место занимает на­блюдение за игровой деятельностью ребенка. С помощью игры специалисты легче устанавливают контакт с ребен­ком. Предоставив испытуемому, возможность самостоятель­но выбирать себе игрушки, манипулировать с ними, спе­циалисты фиксируют его эмоциональную реакцию на них, способность выбрать интересующие игрушки и самостоя­тельно организовать игру, способ манипулирования игруш­ками, осмысленность действий, речевое сопровождение. Здесь можно увидеть, как школьником проводится ана­лиз, синтез, обобщение и классификация, поскольку для определенной игры отбираются только нужные игрушки. Переставляя игрушки, выполняя какие-либо действия, ребенок невольно демонстрирует специалистам состояние моторики, скоординированность движений.

Как уже упоминалось ранее, метод изучения рисунков школьника может дать сведения об особенностях психики, личности, познавательной деятельности ребенка. Если рисунок имеет яркие настораживающие особенности, то специалисты предлагают школьнику нари­совать что-нибудь на свободную или определенную тему. Полученные данные могут быть очень важны для уточ­нения диагноза. Так, например, умственно отсталые дети испытывают серьезные затруднения при выборе темы. Их рисунки, как правило, лишены сюжета. При выпол­нении рисунков на заданную тему, дети с аномалиями развития не всегда следуют инструкции. Дети иногда неверно используют цвета, не могут объяснить собствен­ный рисунок, не соблюдают пропорций знакомых пред­метов при их прорисовывании.

Отличаются рисунки детей, страдающих, различными психическими заболеваниями, В первую очередь это изоб­ражение несуществующих предметов, животных, хаотич­ное и неадекватное использование цвета, искажение про­порций, сексуальная направленность и т. п. Дети также зачастую не в состоянии объяснить, что они нарисовали.

Рисунок ребенка, страдающего шизофренией, отли­чается незавершенностью, вычурностью, нагромождени­ем элементов, искажением пропорций. Некоторые дети боятся рисовать далеко или близко к краю. Ребенок с эпилептической деменцией, как правило, излишне ак­куратен, скрупулезен, трудно переключается с одного вида деятельности на другой, что незамедлительно отражается в рисовании. На рисунках таких детей четко видны чрезмерно вырисованные отдельные и несущественные детали. Таким школьникам трудно выделить главное в рисунке.

Рисование не только помогает установить с ребенком контакт, но прекрасно работать в случаях трудностей речевого общения.

Методы экспериментально-психологического исследования направлены на создание определенных ситуаций, при которых у ребенка вызываются психические процессы, необходимые для изучения и диагностики состояния испытуемого. Чаще всего при обследовании детей применяется адаптированный жесткий вариант теста Д. Векслера. Этот тест чаще всего используется при индивидуальных психологических исследованиях. Эта методика позволяет четко разграничить легкую степень отсталости от задержек психического развития. То есть, иногда он просто незаменим в плане дифференциальной диагностики.

Тест содержит ряд диагностических заданий вербального и невербального характера (12 субстеров, рассчитанных на детей от 5 до 16 лет). Широта кругозора, способность к пониманию, счету, определение словарного запаса исследуется при помощи устных заданий. Невербальные задания направлены на нахождение недостающих деталей, последовательности картинок, составление фигур из кубиков, на складывание объектов, шифровку цифр и т.д. При подведении результатов учитываются не только количественные показатели, но и психологический профиль, определяющий уровень развития отдельных психических функций.

В трудных для распознания случаях специалисты также часто прибегают к экспериментально-психологическому исследованию, которое помогает улучшить диагноз. Здесь очень важно при оценке результатов эксперимента в первую очередь учитывать качественные показатели. В процессе работы экспериментатор должен в случаях затруднений оказывать помощь ребенку, направ­лять его деятельность в нужное русло. Очень важно на­сколько адекватно школьник принимает помощь и вос­принимает ли ее вообще.

Экспериментально-психологические методики суще­ственно отличаются от педагогических по следующим признакам.

I. Различная целевая установка. Педагогические тес­ты направлены на измерение степени умственной ода­ренности ребенка. Экспериментально-педагогические тесты должны существенно дополнять и углублять изу­чение ребенка, что помогает более точно определить ди­агноз и пути дальнейшего развития исследуемого.

II. Экспериментально-психологические методики на­правлены на качественный анализ психических процес­сов, на раскрытие механизмов того или иного способа деятельности ребенка, тогда как тестовые испытания носят в основном измерительный характер.

Психологический эксперимент неизменно происходит в искусственных условиях. Экспериментатор должен с са­мого начала быть готовым к тому, что не все может пойти так, как запланировано, когда дело касается умственно от­сталых или психически больных детей. Такой ребенок спо­собен нарушить весь порядок работы, игнорируя инструк­цию. Он нередко бессмысленно манипулирует пособиями, кладет их в карманы, просто играет, вместо того чтобы, выполнять задание. Подобное явление не следует воспринимать в качестве срыва эксперимента. Это также является ценными данными для определения диагноза ребенка.

Очень важно протоколировать каждый шаг эксперимента. Для каждой экспериментальной методики существует своя форма протокола. Здесь важно записывать сведения о том, как вел себя ребенок, какие действия предпринимал, как реагировал на различные ситуации и т. д. Помимо ре­зультатов наблюдения за ребенком, протокол должен вклю­чать вопросы, критические замечания, подсказки, прямые объяснения экспериментатора, а также содержать сведе­ния о реакции испытуемого на помощь (старается ли он спорить, или тут же стремится исправить ошибку).

В процессе работы экспериментатор может оказывать различные виды помощи:

1) переспрашивание, просьба повторить слово, что заставляет ребенка снова вернуться к сказанному или сделанному;

2) похвала или стимуляция дальнейших действий («Молодец», «Хорошо»);

3) вопросы, уточняющие, почему ребенок сделал так, а не иначе, это позволяет испытуемому определить свои действия;

4) наводящие вопросы или возражения, что обраща­ет внимание ребенка на проделанную работу;

5) подсказка, совет сделать что-то другим способом;

6) показ определенной манипуляции и просьба само­стоятельно повторить действие;

7) обучение ребенка определенному действию.

Иногда экспериментатору трудно выбрать, к какому виду помощи прибегнуть в том или ином случае, однако всегда нужно руководствоваться, как считает С. Я. Ру­бинштейн, общими правилами:

а) сначала следует проверить, не окажутся ли достаточными легкие виды помощи и затем прибегнуть к показу и соучению;

б) экспериментатор не должен быть многословным или вообще чрезмерно активным; его вмешательство в ход эксперимента, т. е. в работу ребенка, должно быть обдуманным, скупым, редким;

в) каждый акт вмешательства, то есть помощи, дол­жен быть внесен в протокол (так же как ответные дей­ствия и высказывания ребенка).

Некоторые сложности вызывает и анализ получен­ных, данных эксперимента. Здесь на первый план высту­пает отграничение проявления патологии психической деятельности от особенностей психики, связанных с ин­дивидуальными свойствами ребенка. Именно поэтому проведение и анализ эксперимента требуют от психоло­га определенного опыта.

На базе анализа экспериментальных данных состав­ляется заключение. Этот документ не является направ­лениям ребенка в то или иное специальное учрежде­ние. Он относится к вспомогательным данным, позво­ляющим уточнить и углубить диагноз. В заключении можно" прочитать выводы, касающиеся адекватности пли неадекватности эмоционального личностного отношения ребенка к самому факту проверки уровня его интеллекта. Представлены основные трудные момен­ты, с которыми сталкивается ребенок при выполне­нии тех или иных заданий. Кроме того, перечислены причины подобных, сложностей:

1) ослабление внимания, рассеянность, забывчивость вкупе с определенной сообразительностью;

2) поражение пли недоразвитие органов слуха, зре­ния или речи;

3) неумение обобщать, выделять основной скрытый смысл и строить логичные умозаключения;

4) неспособность выразить свою мысль, трудности в работе со словесно оформленным материалом.

Безусловно, выводы экспериментальных данных мо­гут содержать другие сведения. В любом случае первое место здесь принадлежит качественной оценке познава­тельной деятельности учащихся, исключая цифровые показатели уровня интеллектуального развития.

Методика «Обучающий эксперимент» была создана на основе учения Л. С. Выготского о наличии у ребенка двух уровней интеллектуального развития: «актуального» и «зоны ближайшего развития». Используется эксперимент для исследования потенциальных возможностей 7-10-лет­них детей. Экспериментальное обучение не требует нали­чия у испытуемого школьных знаний, поэтому может проводиться и с теми детьми, которые испытывают труд­ности в обучении или вообще еще не обучались в школе. В работе используются два набора карточек по 24 шту­ки, на которых изображены различные по цвету и величи­не геометрические фигуры. Один набор карточек использу­ется для показа задания. Испытуемому показывают кар­точки и предлагают разложить на группы — подходящее с подходящим. В помощь предоставляется доска, на которой нарисованы все карточки. В дальнейшем доска убирается, В этой методике оцениваются три параметра: ориентиров­ка, восприимчивость к помощи, способность к переносу.

Умственно отсталые дети значительно пассивнее, не­жели нормальные дети, плохо воспринимают помощь, трудно усваивают учебный материал.

Для психологических методов обследования школь­ников необходимы определенные материалы.

Для иссле­дования внимания требуются:

1) бланки корректурных проб;

2) таблицы для подсчета разноцветных кружков в секторах круга;

3) таблицы для одновременного подсчета фигур 2 видов;

4) субтест «недостающие предметы» (из методики Векслера).

Для исследования восприятия:

1) таблицы с изображением контура знакомых пред­метов, частей предметов, зашумленные изображения;

2) набор карточек с изображением геометрических фигур двух размеров, четырех цветов,         трех видов;

3) методика «Почтовый ящик»;

4) доски Сегена разной сложности;

5) кубики Коса;

6) таблицы с изображением предметов, которые нужно дорисовать;

7) набор разрезных картинок (2-4 части);

8) картинки для определения правой, левой сторо­ны, низа, верха и т. д.

Для исследования мышления:

1) таблицы с изображением четырех предметов, один из которых является лишним (по величине, по цвету, по группе и т. д.);

2) таблицы с логическими заданиями на поиск недо­стающих фигур;

3) бланки с заданием на выделение существенных признаков;

4)  пословицы и поговорки;

5)  сюжетные картинки;

6)  таблицы с заданием на сравнение пар слов;

7)  картинки с нелепыми сюжетами;

8) классификации;

9) таблицы с загадками;

10) набор противоположных по значению слов для исследования ассоциаций;

Для исследования памяти:

1) таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания (цифры, геометрические фигуры, слова);

2) бланки для запоминания 10 слов;

3) картинки для опосредованного запоминания слов с изображением предметов;

4) пиктограммы (методика Лурих);

5) бланки для воспроизведения.

Для исследования эмоционально-волевой сферы и качеств личности:

1) таблицы с набором задач разной трудности и соот­ветствующие им карточки с номерами задач для прове­дения метода исследования уровня притязания;

2) серия картинок для исследования личности, инте­ресов, внутренних переживаний;

3) набор сюжетных картин, подлежащих оценке;

4) незаконченные предложения;

5) бланки с вариантами заданий для исследования волевых усилий.

При обследовании детей очень важно принимать во внимание следующие показатели.

1 - Эмоциональная реакция ребенка на само обсле­дование. Некоторая доля скованности, волнение являются нормальной реакцией ребенка на но­вую обстановку. Фамильярность с представите­лями комиссии, неоправданная веселость, пове­дение, не соответствующее обстановке, должно настораживать.

2 - Адекватное восприятие и понимание инструкции и цели задания. Насколько внимательно выслуши­вает ребенок инструкцию, старается ли понять до конца, прежде чем приступить к выполнению задания? Устная или устная с наглядным пособием инструкция воспринимается ребенком лучше?

3 - Характер деятельности при выполнении задания. Насколько стойкий интерес вызывает новое зада­ние? Степень целенаправленности деятельности ребенка, умение выделить главное, сосредоточить­ся на процессе работы, работоспособность. Умение принять помощь и перенос усвоенных знаний на сходные задания.

4 - Эмоциональная реакция на результаты своей ра­боты. Самокритичность, адекватность (радость, если задание получилось, огорчение, если что-то не выш­ло), правильное понимание ситуации.

Несмотря на многочисленные разработки и мето­дики, специалисты медико-психолого-педагогических комиссий нередко испытывают трудности в определе­нии точного диагноза. Каждый ребенок настолько ин­дивидуален, что требует особого подхода при изучении. Именно поэтому важно уточнять уже существую­щие методикР1 и разрабатывать новые, позволяющие более полно раскрыть особенности развития обследуе­мого ребенка.

Схема сбора анамнеза

I. Семейный анамнез

Возраст и занятия родителей (не работали ли родите­ли на вредных производствах)

Состав семьи, семейно-бытовые условия

Взаимоотношение между членами семьи

Отношение к детям

Кто из членов семьи осуществляет больший надзор за детьми.

Состояние психического, физического здоровья род­ственников. Наличие у них эндокринных, сердечно-со­судистых заболеваний, туберкулеза, алкоголизма, пси­хических заболеваний, странностей характера и поведе­ния. Это отмечается как у родителей, так и у других членов семьи и дальних родственников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.152 (0.052 с.)