Система социальной помощи в Новое время и начало процесса институционализации социальной работы как профессиональной деятельности за рубежом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система социальной помощи в Новое время и начало процесса институционализации социальной работы как профессиональной деятельности за рубежом



1. Социально-экономические и политические предпосылки институционализации социальной работы за рубежом в Новое время (II пол. XVII – нач.XX вв.).

2. Организованная благотворительность и сеттльменты

3. Появление образования для социальных работников в США, Германии, Франции. Становление системы социальной защиты в Европе.

 

1. Социально-экономические и политические предпосылки институционализации социальной работы за рубежом в Новое время (II пол. XVII – нач.XX вв.).

Профессии, как известно, представляют собой такие типы занятий, которые ориентированы на нужды определенных слоев населения и призваны решать важные социальные проблемы с опорой на комплекс специализированных знаний. В литературе возникновение социальной работы как профессии обычно датируют концом XIX - началом XX веков. Именно в этот период в ряде индустриально развитых стран появляются группы специалистов, которые начинают профессионально заниматься социальной работой, создают учебные заведения, обучают социальных работников. Великобритания и США были теми странами, где социальная работа раньше всего оформилась в качестве особого вида деятельности, и где она затем была поставлена на профессиональную основу.

Причины появления потребности в подготовке социальных работников-профессионалов и развития социальной работы как научной и учебной дисциплины:

а) разрушение единого сообщества, связанного с общими принципами и нормами существования;

б) урбанизация и индустриализация;

в) увеличение и социальных связей и отношений человека.

Стремительность индустриального развития в странах Европы и США, урбанизация, увеличившая в обществе долю маргинальных слоев населения, слабо адаптированных к жизни в городе, разрыв традиционных социальных связей в отношениях между людьми, между человеком и обществом привели к появлению таких социальных проблем, которые невозможно было решать методами, испытанными в традиционном обществе.

В условиях резкого обострения общественных отношений среди наиболее просвещенных людей формировалось убеждение, что общество больно и его надо лечить, опираясь на методику благотворительности и милосердия. Однако, многие, кого беспокоило бедственное положение широких масс, были убеждены, что перемены в обществе – это естественный процесс. Эти люди считали, что заболел человек и его надо лечить, чтобы он принял как должное существующую действительность, примирился с проблемами «взрослеющего» общества. То есть, в рамках социальной работы стали параллельно развиваться два направления, противостоящие друг другу в понимании социальных проблем. Этот процесс, как указывают авторы, был характерен как для США, так и для ряда стран Европы, особенно для Великобритании Нидерландов, Германии. Характерным было и то, что развитие социальной работы на обоих континентах стимулировало друг друга.

Особенно бурно процесс становления социальной работы как профессиональной деятельности проходил в США. Превращение городских поселений в города и рост количества приезжих, бродяг и неудачников вызвали значительное увеличение числа богаделен и тюрем, в которых условия содержания были просто ужасающие. Остро встал вопрос об опеке над бедными, умственно неполноценными и осужденными. Эти категории попали под защиту органов штатов, а затем Советов благотворительности и преображения штатов. В общественном секторе появились добровольческие организации и агентства по уходу за детьми.

Советы благотворительности и преображения штатов возникли в 60-е гг. 19 века. Они имели различную структуру и обязанности, но их основной задачей было оказание консультационной помощи законодателям в области управления различными учреждениями. В Советы входили известные филантропы, добровольцы, образованные люди того времени, и их деятельность не оплачивалась.

В 1865 году члены Советов из разных штатов объединились в Американскую Ассоциацию социальных наук. Однако вскоре стало ясно, что разные группы людей, занимаясь одним делом - оказанием помощи людям, разделяют разные взгляды и преследуют различные интересы.

Многие считали, что решать практические социальные проблемы необходимо на основе научных знаний о человеке. Практические работники, занимаясь уходом за немощными людьми и осуществляя контроль помощи бедным, были заинтересованы, в первую очередь, в разработке простых методик, которые можно было бы применять на практике. Столкновение интересов приобрело резкую форму. В 1874 году практические работники вышли из Ассоциации и организовали свое собственное объединение – Национальную конференцию благотворительности и преображения (в некоторых источниках она упоминается как Национальная конференция благотворительности и исправительных действий).

Создание Национальной конференции благотворительности и преображения, по мнению известного американского социолога Зимбалиста, явилось началом профессиональной социальной работы («Основные вопросы и направления в исследовании социального благосостояния», 1977).

Именно с этого времени, пишет ученый, начала развиваться организованная социальная работа. Начальный этап процесса ее развития в американской литературе характеризуется как  этап перехода от первых неуверенных шагов к формализованным методам.

 

2. Организованная благотворительность и сеттльменты

В восьмидесятых годах XIX века в США возникли две профессиональные организации, положившие начало двум направлениям в социальной работе. Одна из них благотворительная, созданная по типу Лондонского общества организованной благотворительности, появилась в Баффало в 1887г. Другая – Гильдия соседей (поселенцев) была организована в 1886 г. в Нью-Йорке. Обе организации черпали свои взгляды в традициях викторианской Англии и быстро развивались. К 1892 году в крупных городах США и Канады были созданы 92 благотворительные организации.

Что касается поселений эмигрантов, переселенцев, так называемых сеттльментов, то к 1986 году их было уже 44 и это число постоянно росло. Необходимо заметить, что такие поселения возникли не только в США, но и в Англии, Германии, Финляндии и ряде других стран. Обе организации или движения возникли для практических действий в интересах бедных и несчастных людей. Они привлекали к себе образованных людей из высших и средних слоев населения. Их деятельность была особенно привлекательна для молодых женщин, которые увидели в социальной работе возможность повысить свой социальный статус и получить экономическую независимость. Оба движения были близки к церкви.

Движение благотворительности возглавляла Мэри Ричмонд, и оно непосредственно не выступало за социальные реформы. Идейной основой этого движения было признание того, что причина бедности и социальных проблем человека заключена в нем самом. Визиты добровольцев с целью установления контакта были наиболее предпочтительной формой общения с бедняками.

Члены благотворительного общества считали, что посещения должны заменить дома призрения, которые до недавнего времени были главным источником помощи. Во время посещений дружеские визитеры, как тогда называли добровольцев в США, вели изучение, регистрацию, осуществляли сотрудничество и координационную работу с целью определения того, что должна включать в себя необходимая поддержка. Для членов обществ, наносящих визиты в бедные семьи, проводились конференции, где они встречались с другими работниками, обменивались опытом и идеями. Для них уже тогда существовали, правда, немногочисленные пособия с изложением основных правил поведения. Эти организации, по мнению американских ученых, явились предшественниками современной системы изучения жизни неблагополучных семей и оказания им помощи.

Добрый совет, который должен был зажечь луч надежды, стал предпочтительным методом работы. Материальная помощь предоставлялась только в крайних случаях и в такой форме, чтобы не обидеть, - денег же бедным не давали. Обычно выдавались предметы первой необходимости и в небольших количествах, лишь для удовлетворения самых насущных потребностей. Выдача пособий неимущим людям, живущим самостоятельно, а не в домах призрения, считалась пустой тратой средств, наносящей ущерб их нравственности. Добровольцы, наносившие визиты, обычно молодые и состоятельные женщины, как было отмечено выше, видели в своих клиентах объект воспитательной работы, чье несчастное и скромное положение является результатом невежества или отсутствия присущих среднему классу ценностей и стиля жизни, прежде всего умеренности, трудолюбия, бережливости, сдерживающих моральных начал.

Движение поселенцев (сеттльментов) выступало за социальные реформы. Основная идея этого движения заключалась в том, что окружающая среда больна, и ее необходимо менять, чтобы покончить с бедностью и несчастьями людей. Работа осуществлялась в американских кварталах, Волонтеры, которые симпатизировали идеям Джейн Адамс и Элен Стар – основательницам этого движения - переселялись в кварталы бедняков и жили по соседству с нуждающимися в помощи людьми. Но, если благотворительные организации занимались изучением условий жизни людей, главным образом тех, кто к ним обращался за помощью, то представители движения сеттльментов занимались, в основном, образовательной деятельностью, приобщая к профессии, и организацией досуга. Наиболее известным был, созданный в 1889 году, дом эмигрантов Халл-Хаус в Чикаго. Он обслуживал людей 19 национальностей, давал жилище работающим девушкам, имел дневные ясли, музей, клуб для мальчиков, небольшой театр. По мнению американских ученых, движение сеттльментов положило начало групповой социальной работе.

Как видим, занимаясь одним делом – оказанием помощи бедным и несчастным людям – благотворительные организации и сеттльменты использовали разные методы работы. Однако, несмотря на различие в деятельности, члены общества благотворительности и движения поселенцев в определенной мере сотрудничали. Например, работники сеттльментов могли выступать в роли дружеских визитеров в программах благотворительных организаций.

Зачатки социальной работы как профессии, по мнению английского специалиста Теодора Шанина, как раз и возникли чуть более столетия назад, когда благотворительные организации начали поиск моделей систематической работы со своими подопечными. Вновь открываемые благотворительные организации, дома для эмигрантов, пансионы стали школой подготовки социальных реформаторов, лидеров, которые на протяжении последующих десятилетий были в первых рядах социальных реформ и начинаний в области социальной работы.

Общества благотворительности, несмотря на свое название, считали, что оказание помощи в больших масштабах приносит больше вреда, чем пользы. Поэтому они пытались найти средства для устранения причин бедности. Они были убеждены, что научными методами можно излечить такую «болезнь» общества как бедность. Придавая большое значение знанию фактов и теории, члены обществ организованной благотворительности отличались сильным желанием добиваться справедливости, чтобы сделать жизнь рабочих не такой мрачной и тяжелой. Более того, они признавали их право на человеческое существование и достоинство, право на отдых и социальное обеспечение в старости. Это были идеи так называемой научной благотворительности или научной филантропии – так называли лидеры благотворительности свою концепцию.

Научная благотворительность исходила из либерализма – политической философии США, сформулированной в Декларации независимости. По мнению ученых, понятие «научная» в то время было в определенной степени наивным, если судить по более поздним стандартам. Лидеры благотворительности полагали, что оказывающие помощь должны приспосабливать свои действия к существующей ситуации, и что помощь должна быть рациональной, с четко выраженными целями и ожидаемыми результатами.

Профессиональная социальная работа – считают исследователи - получила свое начало в движении пропагандистов научной благотворительности или научной филантропии в конце XIX века. Лидеры благотворительности критически проанализировали политику различных организаций и программ, а также систему управления ими, то есть, деятельность местных общественных и частных агентств и учреждений штатов. Многие защитники концепции научной филантропии были образованными и добросовестными специалистами, полагавшими, повторяем, что «научная значит рациональная и практическая – таково было понимание сущности и результатов благотворительности.

В конце 19 века социальные реформаторы и лидеры благотворительности начинают организовывать систему профессионального образования, подобно подготовке врачей, учителей, священников и т. д. То есть идея благотворительности, как добровольной активности трансформируется в идею социальной работы в качестве систематической, организованной профессиональной помощи нуждающимся.

В качестве заключения приведем слова одного из видных американских специалистов в области социальной работы Р.Рамзея: «Возникновение социальной работы пришлось на время, когда конкурентная эксплуатация была на пике, и многие представления общества о благотворительности и филантропии были связаны с добродетелями «моральных убеждений». Особая необходимость в работе по «социализации» возникла в ответ на явную потребность в крупномасштабных социальных реформах. К началу века социализирующая суть этой новой работы переместилась с добровольной благотворительности на научную филантропию, началась борьба за то, чтобы армия добровольных работников получала гарантированный заработок и соответствующую подготовку. В Европе деятельность в новой развивающейся профессиональной сфере была обозначена как «социальная медицина». В Северной Америке общепринятым термином еще в начале века стал термин «социальная работа».

 

3. Возникновение и развитие школ подготовки социальных работников

Обмен опытом «дружеских визитеров», работающих в различных агентствах, постепенно принимал форму обучающих курсов. В 1898 г. по инициативе М. Ричмонд начала свою деятельность первая национальная школа прикладной филантропии (ныне факультет социальной работы в Колумбийском университете). Движение поселенцев сразу же после своего возникновения связало свою деятельность с образовательными центрами. Существовали постоянные контакты между Джейн Адамс и ее коллегами со многими учеными в области социальных наук. Эти контакты и стремление заложить научную основу под практические действия выглядели сначала как курсы по обмену опытом, а затем вылились в создание Чикагской школы гражданства и филантропии, которая в 1920 году превратилась в Школу социального администрирования при Чикагском университете.

Социальная работа быстро развивалась и в Европе. Общество организованной благотворительности в Лондоне открывает в 1903 г. первое специальное учебное заведение для подготовки социальных работников, которое получает название «Школа социологии». В 1912 году эта школа преобразуется в факультет социальной работы Лондонской школы экономики. В 1908 году под руководством основательницы женского движения в Европе Алисы Соломон открывается женская школа для социальных работников в Германии. К 1910 году в развитых европейских странах и США насчитывалось уже 14 школ социальной работы. Первые школы социальных работников давали, как правило, одногодичную подготовку. Однако честь открытия первого настоящего учебного заведения для социальных работников авторы отводят Голландии. В 1899 году в Амстердаме был открыт институт по подготовке социальных работников. Обучение в нем было рассчитано на 2 года, форма обучения была очная. Обучаться могли как женщины, так и мужчины, и они получали теоретическую и практическую подготовку. Первая мировая война не устранила, а только обострила внутренние проблемы ее участников. Обострение этих проблем сопровождалось увеличением числа стран, приступивших к подготовке социальных работников. Если перед войной подготовка велась в 7 странах, то, после ее окончания число школ стало расти.

В 1920-е годы открываются первые школы социальной работы в Бельгии, Норвегии, Швеции, Италии. Школа по обучению социальных работников открывается даже в Чили, основателем которой стал известный общественный деятель Рене Сандра.

В 30-е годы прошлого века число стран, приступивших к подготовке социальных работников, продолжает увеличиваться: Испания, Израиль, Ирландия, Люксембург, Греция, Португалия, Дания, Индия, Египет. Как видим, социальная работа как профессия становится известной уже в странах третьего мира.

Подготовка социальных работников включала в себя не только организационный, но и методический аспект. Учебные заведения, приступившие к работе, не имели еще квалифицированных преподавателей. Учебных пособий практически не было. В США первыми учебниками были книги Амоса Уорнера «Американская благотворительность» и Мэри Ричмонд «Дружеский визит к беднякам: практическое руководство для работающих в благотворительных организациях». Подготовка кадров для социальной работы в Америке находилась еще в очень большой зависимости от усилий благотворительных организаций. Первыми преподавателями были члены общества благотворительности с большим опытом работы, но без педагогического образования. Студенты занимались без отрыва от работы, а учебная программа включала специальные темы для практической социальной работы в различных областях. Областями (направлениями) практической социальной работы того времени были:

- изучение условий жизни неблагополучных семей;

- социальная работа в медицине;

- социальная работа в школе;

- социальная психиатрия.

Указанные области практической социальной работы имели самостоятельные учебные программы, что создавало трудности при переходе из одной области практической работы к другой. Необходимо заметить, забегая вперед, что все программы были направлены на обучение индивидуальной работе с клиентом. Групповая работа как самостоятельный и теоретически обоснованный метод социальной работы был введен в программы обучения социальных работников только в 40-е гг.

В чем специфика социальной работы? Чем она отличается от работы медицинских сестер, врачей, учителей? Этот вопрос волновал как начинающих специалистов, так и преподавателей школ. В школах много размышляли о базовом образовании и его связи с практикой, о необходимом уровне профессионального образования, об общей подготовке и специализации повышенной сложности. Некоторые специалистов выступали против практики университетского образования для социальных работников. В частности, М. Ричмонд, считала, что университетская подготовка, связанная с необходимостью изучения большого количества научных дисциплин и научных школ, может подорвать присущую социальной работе ценностную основу включенности в благотворительность, подорвать веру студентов в бескорыстие. Она выступала за создание независимой от системы высшего образования школы социальной работы.

Интересен факт, описываемый Дж. Лейби в американской Энциклопедии социальной работы. В 1915 году Национальная конференция благотворительности пригласила Абрахама Флекснера, ведущего специалиста в области профессионального образования в США, высказать свое мнение о том, является ли социальная работа профессией. Он ответил, что, по его критериям, социальная работа – не профессия. Однако его слова не произвели никакого впечатления на желающих заниматься социальной работой профессионально и не уменьшили поток заявлений в школы социальной работы. Более того, это стало стимулом для создания более рациональной и формализованной программы подготовки профессионалов.

Ассоциация школ социальной работы в Америке, созданная в 1919 главным образом для поддержания связей между школами, превратилась в форум для выработки нормативов учебной работы. В 1924 году Ассоциация разработала нормативы (учебные планы) для регулярных курсов обучения, для курсов подготовки ответственных работников в области социальной работы и для курсов, создаваемых при университетах.

Минимальная, рассчитанная на год программа, предусматривала набор учебных курсов, преподаваемых как в классе, так и на практике (в поле). Эти учебные курсы получили признание в качестве нормативных курсов для обучения социальной работе. Включение программ социальной работы в систему университетского образования произошло в конце 30-х гг., когда в Ассоциацию стали приниматься только школы, действовавшие в рамках высших учебных заведений. В этих школах обучение осуществлялось по программе, рассчитанной на два года и дающей право получения степени магистра. В Ассоциацию принимались только школы, обладающие такими программами. До 1974 года обучение, по двухгодичной аспирантской программе оставалось единственной формой, признанной в качестве условия аттестации профессионального социального работника. Иными словами, критерием профессионализма стали считать наличие степени магистра.

 

 

Лекция 6.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.64.128 (0.054 с.)