Тема 2.5 Финансовая система и фискальная политика государства 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.5 Финансовая система и фискальная политика государства



Цель лекции: рассмотреть содержание и структуру финансовой системы, бюджетно-налоговую (фискальную) политику государства, инструменты ее осуществления и виды.

План:

1. Необходимость, функции, методы и инструменты государственного регулирования экономики.

2. Финансовая система: принципы построения и структура.

3. Государственный бюджет. Дефицит бюджета и государственный долг.

4. Налоги и налоговые системы. Кривая Лаффера.

5. Фискальная политика. Инструменты осуществления и виды.

Литература:

1. Экономическая теория: учеб. пособие / Л.Н. Давыденко [и др.]; под общ. ред. Л.Н. Давыденко. – Минск: Высш. шк., 2008. – 352 с. – С. 236–251, 262–273.

2. Базылева, М.Н. Экономическая теория: учеб. пособие / М.Н. Базылева, Н.И. Базылев. – Минск: Соврем. шк., 2008. – 640 с. – С. 468–485.

3. Курс экономической теории: учеб. / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; под ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: “Интерпрессервис”, 2003. – 496 с. – С. 368–386.

1. Необходимость, функции, методы и инструменты государственного регулирования экономики.

Государственное регулирование экономики – воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма, решения экономических и социальных проблем.

Основная причина необходимости государственного регулирования экономики – фиаско рынка:

• нарушение условий эффективного саморазвития и саморегулирования (кризисы, инфляция, безработица);

• несовершенство рынка возникновение монополий, нарушение механизма ценообразования, недоброжелательность информации и т.д.;

•  отрицательные побочные (внешние) эффекты;

•  необходимость предоставления общественных благ;

• потребность в проведении специфической микроэкономической политики по стабилизации экономики.

Внешние эффекты – воздействия, которые возникают в результате деятельности третьих лиц, хозяйствующих субъектов. Когда у третьей стороны возникают некомпенсируемые издержки, говорят об отрицательном внешнем эффекте, когда же третья сторона, не участвующая в рыночной сделке, получает от нее доход проявляются положительные внешние эффекты.

Отрицательные внешние эффекты прежде всего связаны с загрязнением окружающей среды. Потери общества из-за отсутствия прав собственности на такие природные ресурсы, как воздух, вода и другие, не учитываются в издержках фирм-загрязнителей. Следствием этого является нерациональное распределение других природных ресурсов. Положительные внешние эффекты связаны с полезностью от деятельности субъектов хозяйствования не отраженной в цене производимой продукции. В этом случае некоторые отрасли могут получать ресурсы в недостаточном количестве. Например, здравоохранение приносит пользу как отдельным людям, так и обществу в целом. Однако рынком будут учитываться лишь платежеспособные потребности частных лиц, в связи с чем объем услуг медицинских служб будет ниже его оптимального уровня.

Следовательно, рыночный механизм не всегда обеспечивает оптимальное распределение ресурсов: в некоторые отрасли и фирмы они могут поступать либо в чрезмерном, либо в недостаточном количестве. В первом случае задачей государства является нейтрализация негативных последствий. Для этого используются меры административного воздействия, налоги или штрафные санкции.

Общественные блага - Блага, предоставляемые только государством (охрана порядка, коммуникации, фундаментальная наука и др.). Потребление их осуществляется коллективно. Оценка этих благ неодинакова с точки зрения потребителя, а их объем определяется государством.

Механизм микроэкономического регулирования - совокупность форм и методов управления производством на предприятии (воздействие рынка и государства).

Формы государственного вмешательства:

правовая государство определяет правовую основу собственности, функционирования экономики, отдельных хозяйственных субъектов, регионов и отраслей;

социально-экономическая – реализуется через совокупность конкретных способов (налоги, трансферты и т.п.) воздействия на процессы ценообразования, поведения хозяйственных субъектов и экономическую активность;

организационно-институциональная государство регулирует процессы функционирования экономической системы, создавая соответствующие учреждения, институты и агентства различного профиля и направления.

Помощь государства предприятиям (трансфертные платежи):

субсидирование – денежное пособие (за счет средств государственного бюджета) для технического перевооружения, реорганизации и др., (возможно в виде льготного кредитования или налогообложения предприятий и отраслей);

дотация – безвозмездное финансовое пособие для покрытия убытков;

субвенция – безвозмездное денежное пособие для финансирования определенного мероприятия (например, в случае банкротства).

Налог – обязательный платеж: физических и юридических лиц, установленный законодательно в целях удовлетворения общественных потребностей. Налоги: прямые (с дохода субъекта), косвенные (надбавка к цене, налог на потребителя);

Направления микроэкономического регулирования:

• антимонопольное;

•  разгосударствление, приватизация и национализация;

•  распределение, охрана окружающей среды;

•  создание общественных благ.

Антимонопольное законодательство – законы, запрещающие практику сокращения конкуренции и возможности роста силы монополии

Основные направления деятельности антимонопольных органов:контроль за слиянием фирм; противодействие монополистической фиксации цен, тайному сговору в отрасли; уменьшение монополистической ценовой дискриминации.

Меры контроля экологической ситуации:

природоохранное законодательство – предусмотрены стандарты на выбросы, нарушение которых ведет к штрафам и другим формам ответственности;

плата за выбросы – введение специальных налогов или штрафных санкций за каждую единицу выбросов; государство пытается увеличить затраты производителей, сократить объем производства до его оптимального уровня.

Государство определяет границы объема выбросов, который становится объектом купли-продажи. Фирмы решают, что им выгоднее купить: право на загрязнение или оборудование по очистке отходов производства.

Социальная политика государства – комплекс мер, направленных на обеспечение благоприятных условий жизни и труда населения

Цели социальной политики государства: повышение качества жизни населения; обеспечение занятости; обеспечение благосостояния и социальной справедливости (социальные программы): регулирование доходов; смягчение социальной напряженности.

Уровень жизни – степень обеспеченности населения товарами и услугами, определяющими его потребности.

Показатели уровня жизни – количественные: потребление основных продуктов питания; обеспеченность промышленными товарами в расчете на 100 семей; структура потребления; продолжительность рабочего и свободного времени и его структура величина реальных доходов.

2. Финансовая система: принципы построения и структура.

Финансы представляют собой совокупность денежных отноше­ний в сфере формирования и использования ресурсов, посред­ством которых государство осуществляет прямое перераспределе­ние национального дохода в целях обеспечения стимулов к наибо­лее эффективному процессу хозяйствования.

Следует подчеркнуть, что финансы – это не деньги, а денежные отно­шения, возникающие при переходе части дохода от одного вла­дельца к другому. В качестве собственников здесь могут выступать государство, местные органы власти, фирмы, население.

Финансовые отношения носят объективный характер и обра­зуют систему экономических связей, возникающих между госу­дарством и предприятиями разнообразных форм хозяйствования; непосредственно между предприятиями; внутри предприятий; меж­ду органами власти различных уровней; между государством и об­щественными организациями; между государством и населением; между государствами.

Объектом финансовых отношений являются финансовые ре­сурсы, которые включают чистый доход, амортизационные от­числения, налоги и неналоговые платежи, финансовые резервы, часть средств общественных организаций и др. В связи с этим фи­нансовые отношения выражают процесс распределения и пере­распределения стоимости общественного продукта и на этой ос­нове – формирование денежных средств у участников воспроиз­водственного процесса.

На базе финансов формируется финансовая система. Финансовая система – система финансовых учреждении, регулирующих финансовую деятельность и финансовые отношения страны.

Функции финансов: распределительная (распределение финансовых ресурсов между сферами национальной экономики, субъектами хозяйства); контрольная (контроль за поступлением и использованием финансовых ресурсов); стимулирующая (внедрение инноваций, расширение производства); воспроизводственная (обеспечение процесса кругооборота производственных фондов).

Структура финансовой системы:

1) централизованные или государственные финансы (госбюджет, местные бюджеты); внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, занятости);

2) децентрализованные финансы: предприятий, учреждений, организаций, населения, домашних хозяйств.

Основным источником поступлений денежных средств государства для выполнения его функций являются налоги.

3. Государственный бюджет. Дефицит бюджета и государственный долг.

Государственный бюджет – это фонд финансовых ресурсов, который существует в виде баланса денежных доходов и расходов государства на определенный период времени. Функции государственного бюджета перераспределение национального дохода (от 20 до 60 %); стабилизация общественного воспроизводства, экономики; осуществление государственной социальной политики.

Доходные статьи бюджета: налоговые поступления (прямые и косвенные) до 90% поступлений; неналоговые доходы (доходы от использования и продажи государственного имущества, целевые перечисления государству); государственные займы (выпуск и продажа ценных бумаг); эмиссия денег.

Расходные статьи бюджета: финансирование социально-культурных учреждений (образование, наука, культура, здравоохранение); мероприятий финансирование народного хозяйства (промышленность, энергетика, транспорт, сельское хозяйство и т.д.); расходы по ликвидации катастрофы на ЧАЭС; расходы на оборону (в том числе на пограничные и железнодорожные войска, оборонные, спортивно-технические общества); пополнение государственных запасов и резервов; содержание органов внутренних дел (в том числе внутренних войск); государственное управление; обслуживание государственного долга.

Бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами бюджета Профицит  превышение доходов над расходами.

Причины бюджетного дефицита:

•  осуществление крупных государственных программ развития экономики;

• рост административных расходов, дотации убыточным предприятиям;

•  милитаризация, рост военных расходов государства;

•  военные и стихийные бедствия;

•  экономические кризисы.

Различают структурный и циклический дефицит. Структурным называют дефицит, возникающий при данном уровне государственных расходов, налогов и естественном уровне безработицы. Реальный дефицит может превышать структурный в случае спада производства (в результате сокращаются доходы, уменьшаются налоговые поступления в казну, росту государственных расходов на пособия и социальные программы). Разность между реальным и структурным дефицитом называют циклическим дефицитом бюджета.

Уровень дефицита государственного бюджета – отношение абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или к объему ВНП (финансовое положение нормальное, когда бюджетный дефицит не превышает 4-5% от ВНП).

Варианты финансирования дефицита государственного бюджета

1) увеличение налогов (рост государственных налогов);

2) эмиссия нужного количества денег;

3) выпуск государственных займов;

4) привлечение внешних займов;

5) продажа государственной собственности (в переходный период).

Концепция балансирования дефицита государственного бюджета

ежегодного балансирования доходов и расходов – каждый финансовый год доходы должны равняться расходам (ограничивается возможность бюджетно-налогового регулирования в зависимости от состояния экономики, что приводит к дефициту бюджета или к его излишку);

экономического цикла – в период спада производства правительство увеличивает расходы рост дефицита, а в период подъема сокращает расходы, что увеличивает излишки доходов, которые по окончании промышленного цикла покроют дефицит;

функциональных финансов – обеспечение макроэкономического равновесия, даже если это приведет к дефициту государственного бюджета.

Постоянный бюджетный дефицит приводит к росту государственного долга.

Государственный долг – сумма задолженности государства внутренним или внешним физическим и юридическим лицам. (Сумма бюджетных дефицитов прошлых лет за вычетом бюджетных излишков).

Внутренний долг – задолженность правительства резидентам данной страны (владельцам ценных бумаг). Составляют займы, вклады населения, банкноты, лотерейные билеты, краткосрочные обязательства.

Внешний долг составляет задолженность государства другим странам, иностранным компаниям, банкам, международным организациям (МВФ, МБРР). Его оценивают по таким показателям, как доля его в ВНП, отношение годового объема выплат по внешнему долгу к объему валютных поступлений за год (что не должно превышать 25 %).

Проблемы внутреннего долга:

• выплата процентов по долгу увеличивает неравенство в доходах (ценные бумаги покупают наиболее обеспеченные граждане, а финансирование процентов идет из налогов, которые платят все);

• для погашения долга и выплаты процентов поднимают ставки налогов, а это снижает стимулы к инвестициям, замедляет развитие экономики, вызывает социальную напряженность в стране;

• выпуск в обращение новых государственных бумаг приводит к повышению ставки ссудного процента, что негативно сказывается на процессе инвестирования капиталов;

• большой внутренний долг отпугивает иностранных инвесторов и вызывает у населения страны неуверенность в будущем.

Проблемы внешнего долга связаны с необходимостью увеличения экспорта и сокращения импорта, при этом увеличение выручки используется не на цели развития, а на погашение долга, что снижает темпы развития и уровень жизни населения.

4. Налоги и налоговые системы. Кривая Лаффера.

Налоги – обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами власти с физических и юридических лиц в целях удовлетворения общественных потребнос­тей.

Функции налогов:

фискальная – образуются государственные денежные фонды, что создает условия для усиления вмешательства государства в экономику;

• регулирующая – обеспечение макроэкономической стабильности;

стимулирующая – создание благоприятных условий для повышения экономической активности;

социальная – уменьшение разрыва в доходах различных социальных групп с помощью прогрессивного налогообложения и льгот лицам с малым доходом.

Налоговая система – совокупность закрепленных законодательством норм и методов управления налогообложением.

Принципы налогообложения:

•  всеобщность налогами облагаются все субъекты;

•  обязательность налоги уплачиваются в строго установленный срок;

•  равно напряженность налоги взимаются по единым ставкам;

•  стабильность ставки налогов и порядок их уплаты длительное время неизменны;

•  простота и доступность для восприятия;

•  гибкость стимулирование развития приоритетных отраслей;

•  социальная справедливость;

•  заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

Концепция налогообложения:

•  налогоплательщик уплачивает налоги пропорционально получаемым выгодам;

•  размер налогов устанавливается в зависимости от величины дохода.

Основные понятия налоговой системы:

субъект налога (налогоплательщик) – тот, кто обязан платить налог;

носитель налога – тот, кто фактически уплачивает налог, так как субъект налога иногда перекладывает налоговую сумму на другое лицо;

объект налога – то, что облагается налогом (имущество, товар, доход);

источник налога – доход субъекта, из которого уплачивается налог (заработная плата, прибыль, рента, проценты);

налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая с одного объекта данным субъектом;

налоговые льготы – полное или частичное освобождение субъекта налогообложения, прежде всего, это необлагаемый минимум;

Ставка налога - величина налога на единицу обложения: пропорциональная - ставка при постоянном доходе (устанавливается постоянный процент); прогрессивная - налоговая ставка повышается по мере роста дохода; регрессивная - с ростом дохода налоговая ставка понижается.

Налоги по объекту обложения:

1) прямые – налоги на доходы физических и юридических лиц (налоги на прибыль, недвижимость, земельный и т.д.) Лицо, облагаемое налогом и уплачивающее налог, одно и то же;

2) косвенные – включены в цену товара или услуги (налог на потребителя):

• на добавленную стоимость стоимость, добавленная предприятиям к стоимости сырья, материалов;

• акцизы на отдельные виды товаров, работ, услуг, которые имеют монопольно высокие цены и устойчивый спрос (алкоголь, табачные, ювелирные и меховые изделия, пиво и т.д.);

• таможенные пошлины ввозные, вывозные, транзитные (взимаются с товаров, перевозимых через границу).

В странах с рыночной экономикой высока доля прямых налогов в доходах бюджета (в США 85%), в развивающихся странах значительнее вес косвенных налогов (в Республике Беларусь преобладают косвенные налоги).

Налоги в Республике Беларусь: 1) на добавленную стоимость (вместе с акцизным и налогом на топливо составляет около 50 % от всей суммы поступлений); 2) акцизы; 3) на прибыль и доходы, подоходный налог с граждан; 4) на недвижимость; земельный (плата за землю); 5) экологический (за пользование природными ресурсами); 6) на топливо; 7) транзитный; 8) государственные пошлины и сборы; 9) отчисления (в дорожные фонды, пенсионный, на социальное страхование).

При построении налоговой системы необходимо учитывать зависимость между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений в казну, которая выражается кривой Лаффера (рис. 2.5.4). Он доказал, что при ставке подоходного налога выше 50 % (максимальная ставка) резко снижается деловая активность фирм и населения, происходит их переход из легальной в «теневую» экономику (в данном случае произойдет не увеличение, а уменьшение суммы налоговых поступлений в бюджет). В целом сдерживается развитие производства и сужается база налогообложения. На практике использование такой схемы проблематично, так как она не учитывает влияние многих других факторов.

Ставка налогового обложения, %

Рис. 2.5.4 – Кривая Лаффера

5. Фискальная политика. Инструменты осуществления и виды.

С государственным бюджетом связан такой инструмент макроэкономического регулирования, как фискальная политика.

Фискальная политика – меры правительства в области налогообложения и государственных расходов для достижения определенных социально-экономических целей.

Основные задачи фискальной политики: обеспечение устойчивого экономического роста; увеличение занятости; снижение инфляции.

Методы фискальной политики

прямые: государственные закупки; государственные инвестиции; субсидии – пособия в денежной или натуральной форме; субвенции денежное пособие государства местным органам.

косвенные – меры государства по воздействию на производителей и население через спрос;

• сумма налогообложения изменение размеров ставок, необлагаемого минимума к т.д.;

• политика ускоренной амортизации в фондо- и наукоемких отраслях;

• процентная (дисконтная) политика.

Основными элементами фискальной политики являются система государственных закупок, трансферты (перевод иностранной валюты или золота из одной страны в другую) и изменение налоговых ставок.

Фискальная политика в зависимости от механизмов ее реагирования на изменение экономической ситуации подразделяется на дискреционную и политику автоматических, или встроенных, стабилизаторов.

Дискреционная политика – это регулирование экономики с помощью манипулирования налогами и правительственными расходами. Увеличение (уменьшение) государственных расходов вызывает соответствующие изменения в величине совокупных расходов и оказывает расширяющее (сокращающее) воздействие на объем валового продукта. Связана с осуществлением правительственной политики занятости, социальной политики. Недостаток они вводятся при спаде экономики, а в период ее подъема их сложно отменить.

Политика встроенных стабилизаторов означает, что они работают в системе саморегулирования. Прежде всего – изменения налоговых отчислений, которые происходят автоматически с ростом чистого национального продукта. Частично пособий по безработице, и социальных выплат, а также индексация доходов в связи с инфляцией. Пособия растут при увеличении числа безработных, а фонд пособий при увеличении числа занятых. Если резерва нет, то эффект от увеличения пособий снижается.

Однако политика встроенных стабилизаторов только уменьшает колебания цикла, но не может их устранить. Поэтому политика встроенных стабилизаторов дополняется дискреционной политикой.

Фискальная политика при дефиците бюджета способствует уменьшению или устранению дефицита с помощью заимствования и выпуска денег. При избытке бюджета его дефицит устраняется путем погашения государственного долга или изъятия денег из обращения. При чрезмерной инфляции фискальная политика может не дать желаемого результата. Тогда осуществляют жесткую монетарную политику, регулирование цен. занятости, таможенную и валютную политику.

 

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Какова роль финансовой системы в рыночной экономике?

2. Каковы функции и структура бюджетной системы?

3. В чем суть понятия "бюджетный федерализм" и каковы формы его про­явления?

4. В чем состоит экономическая сущность налогов и каковы их функции?

6. Объясните взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга.

8. В чем состоит содержание фискальной политики и каковы инструменты ее осуществления?

Основные категории и понятия:

Финансы; финансовая система; бюджет; бюджетная система; бюджетная классификация; бюджетное устройство; консолидирован­ный бюджет; государственный бюджет; бюд­жетный дефицит; государственный долг; налоги; налоговая система; бюджетно-налоговая (фискальная) политика; бюджетно-налоговый ме­ханизм.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.96.146 (0.003 с.)