Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разгосударствление и приватизация собственности, их воздействие на трансформацию типов экономических систем.
Разгосударствление собственности ускорило процесс становления новых форм производства и типов собственности. Разгосударствление и приватизация – неоднозначные понятия, хотя и тесно связанные между собой. Под разгосударствлением следует понимать процесс устранения государственного монополизма, формирования многоукладной, смешанной экономики, ее децентрализации, освобождения государства от функций прямого хозяйственного управления. Таким образом, разгосударствление означает, с одной стороны, переход от командно-административных к экономическим методам руководства, а с другой – смену форм и содержания отношений собственности. В свою очередь, разгосударствление непосредственных отношений собственности можно свести к трем основным взаимосвязанным аспектам: во-первых, к созданию многообразных типов хозяйств; во-вторых, к преобразованию хозяйств, остающихся в государственном ведении, освобождении их от административно-командного диктата; в-третьих, к приватизации, т.е. передаче в распоряжение коллективов и отдельных граждан части государственной и огосударствленной собственности. Следовательно, приватизацию следует рассматривать как одну из форм разгосударствления. Однако разгосударствление возможно и без приватизации. В этом случае смена собственника не происходит, а идет процесс децентрализации в пределах государственного управления собственностью. Приватизация – процесс передачи права собственности на предприятия, имущественные комплексы и иное имущество, ранее принадлежавшее государству, коллективам работников, гражданам или частным лицам, ведущим производство на принципах негосударственных форм собственности. В мировой практике приватизация использовалась и в широкомасштабном варианте как средство оздоровления отдельных звеньев экономики. Таким образом, приватизацию государственной собственности и развитие рынка не следует понимать как простой демонтаж механизма государственной собственности. Следует исходить из задач формирования смешанной экономики, где реальное право на существование и развитие будут иметь как государственный, так и кооперативный и частный секторы экономики, способные конкурировать между собой и обогащать друг друга. Сегодня весь цивилизованный мир уходит от жесткого противопоставления государственного и частного секторов, их симбиоз в разных формах признается наиболее эффективным.
С учетом этого можно допустить, что важным подспорьем в реализации целей приватизации способен послужить «теневой» и зарубежный капитал. Но это, скорее всего, так и останется допущением. Некоторые экономисты считают, что «теневая» экономика таковой может быть лишь в условиях жесткой директивной экономики и достаточно только принять разумные, с точки зрения предпринимательства законы, как она исчезнет сама по себе и превратится в обычный бизнес. Руководствуясь этим положением, они предлагают активно использовать ее капиталы для приватизации, забывая о том, какие социальные потрясения это вызовет, и упуская из вида, что в какой бы степени ни был развит частный сектор и рынок, «подпольный» бизнес все равно будет искать возможность для своего развития хотя бы потому, чтобы скрыть свои доходы от налогообложения или нажиться на бизнесе, запрещенном законом. Разгосударствление и приватизация собственности могут осуществляться в следующих формах: выкуп имущества государственного предприятия, сданного в аренду; превращение государственных предприятий в акционерные общества; создание коллективных (народных) предприятий; продажа государственных предприятий по конкурсу или на аукционе и безвозмездная передача имущества гражданам. Разгосударствление и приватизация производятся и в других, не противоречащих действующему законодательству формах. В аренду могут быть переданы здания, сооружения, жилые постройки, оборудование, предприятия, земля, мелкий инвентарь и т.д. Для выкупа государственной собственности используются: личные средства граждан; ценные бумаги; собственные средства негосударственных юридических лиц; остатки фондов экономического стимулирования; часть прибыли, остающаяся в распоряжении трудового коллектива предприятия; кредиты банков и другие заемные средства; иностранные инвестиции, если это предусмотрено законодательством, и т.д. Приватизация основывается на ряде принципов, прежде всего на сочетании платного и бесплатного способов приватизации. Кроме того, применяются разнообразные методы, формы и процедуры приватизации. Приватизируемое имущество различается по размерам, отраслям и территориям, уровню технической вооруженности и другим признакам, в связи с чем методы и способы приватизации также не могут быть одинаковыми. В процессе приватизации осуществляет ся разделение функций собственности и управления. Собственник (владелец) контрольного пакета акций после завершения приватизации нанимает руководителя, подотчетного ему. При приватизации обеспечивается предоставление надежных социальных гарантий членам трудовых коллективов, предприятия которых приватизируются. Так, они могут приобретать имущество своего предприятия по цене, меньшей его оценочной стоимости. При проведении приватизации следует также обеспечить строгий контроль государства за соблюдением ее постепенности и поэтапности.
Одним из острых дискуссионных вопросов является приватизация земли. Главная причина, побуждающая государство отходить от монопольного владения землей, – неэффективность использования и ухудшение состояния сельскохозяйственных угодий. В странах СНГ к приватизации земли подходят по-разному. Однако решение проблемы собственности на землю должно сводиться не столько к тому, какая из форм собственности получит преимущество, сколько к установлению их рационального соотношения, к определению границ, за которыми та или иная форма собственности будет неэффективна. Первые итоги приватизации в странах СНГ позволяют сделать следующие выводы. Подорван монополизм государственной собственности, начался процесс формирования многоукладной экономики, основанный на множестве форм собственности и базирующихся на них типах хозяйствования. Приватизация проводится разными масштабами и неодинаковыми темпами: быстрыми в России (уже в 1994 г. 3/4 промышленных рабочих было занято в негосударственном секторе), значительно более медленными в Беларуси и некоторых других странах СНГ. В настоящее время во всех странах СНГ осуществляется первый этап приватизации, связанный с перераспределением собственности. На очереди второй этап – создание условий для повышения конкурентоспособности производства, реорганизации и реконструкции предприятий, притока инвестиций. Для этого прежде всего необходимо создание соответствующей законодательной базы, увязка программ приватизации и структурной перестройки экономики, формирование полноценных рынков ценных бумаг, создание условий для работы чековых и других инвестиционных фондов, становление финансово-промышленных групп. Вопросы и задания для самопроверки: 1. Дайте характеристику экономической системы и назовите ее основные элементы. 2. Объясните, почему совокупность производственных отношений образует структуру экономической системы. 3. Дайте характеристику институтов и определите их роль в экономической системе. 4. Какую роль в экономической системе играют отношения собственности? Назовите типы и формы собственности. 5. Дайте определение производительных сил. 6. Какие подходы существуют в классификации типов экономических систем и чем они отличаются? 7. Назовите виды экономических систем и охарактеризуйте их. 8. Опишите общий механизм функционирования экономических систем. 9. Назовите причины и источники развития экономических систем. 10. В чем заключается сущность экономического прогресса? Назовите его основные критерии. 11. В чем сущность понятия «собственность»? 12. Посредством каких общественных форм проявляется собственность? 13. Какие общественные процессы имеют место при преобразовании (реформировании) форм собственности? Основные категории и понятия: Экономическая система; производительные силы; производственные отношения; экономические противоречия; собственность; институты; способ производства; экономика свободной конкуренции; командная экономика; смешанная экономика; традиционная экономика; экономический прогресс; экономический базис; надстройка; национализация; разгосударствление; приватизация.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.96.146 (0.01 с.) |