Способы традиционного анализа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы традиционного анализа



ГЛАВА 1

ТЕОРИЯ АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Объективная необходимость возникновения анализа хозяйственной   деятельности.

2. Понятие об анализе хозяйственной деятельности, сущность и значение.

3. Виды анализа хозяйственной деятельности.

4. Роль анализа в управлении производством.

5. Предмет, объект, принципы и  задачи.

6. Информационное обеспечение анализа хозяйственной деятельности.      

7. Приёмы традиционного анализа.

8. Приёмы факторного анализа.

 

 

1.1. Объективная необходимость возникновения анализа хозяйственной деятельности.

 

Освещая историю становления и возникновения анализа хозяйственной деятельности нужно отметить, что возникновение экономического анализа, как средства познания сущности экономических явлений, по последним данным учёных относится к 4 тыс. до нашей эры.

Его появление связывают с возникновением бухгалтерского учёта и балансоведения.

Теоретическое и практическое развитие анализ получил во II половине XIX века.

Обособление анализа хозяйственной деятельности в специальную отрасль знаний произошло в I половине XX в.

В 30-е гг. XX века курс анализ хозяйственной деятельности был введён в программы вузов СССР.

Именно в эти годы произошло становление анализа хозяйственной деятельности как науки, и он стал применяться на практике для комплексного системного изученияэкономики предприятия и поиска резервов увеличения производства продукции.

Большой вклад в разработку методической базы внесли такие учёные экономисты как Стражев В.И., Русак Н.А., Савицкая Г.В., Шеремет А.Д. и др.

Современное состояние науки - это состояние развития. Перспектива анализа хозяйственной деятельности зависит от запросов практики. В условиях командно-административной системы управления он не находил широкого применения, так как не было нужды в обосновании управленческих решений, все решения исходили сверху.

Совершенствование экономического механизма через переход к рынку, конкуренцияпредприятий и форм собственности будут содействовать повышению заинтересованности в этой науке.

 

 

1.2       Понятие  об  анализе  хозяйственной      деятельности,   сущность   и  значение.

Термин «анализ» в переводе с греческого означает - «разделяю», «расчленяю».

Анализ (в узком плане) - это расчленение явления или предмета на составные части и изучение их как частей целого.

 

Анализ (в широком плане) - это способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучение их во всём многообразии связей и зависимостей.

 

Экономический анализ - это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучение во всём многообразии связей и зависимостей.

 

Сущность анализа хозяйственной деятельности заключается в исследовании и объективной оценке производственно-хозяйственной деятельности,в научном обосновании бизнес-планов и контроле за их выполнением, в исследовании экономических процессов, обусловивших из факторов и причин.

 

Значение анализа в выявлении внутрихозяйственных резервов и разработка мероприятий по их реализации, а также в выявлении и устранении негативных явлений в работе предприятия.

1.4   Роль анализа в управлении производством.

 

 

 


Организация представляет собой взаимосвязанную систему между производством и управлением. Система управления состоит из 4-х функций:

Планирование - на данной стадии намечается программа эффективного
функционирования производства.

Учет - он обеспечивает постоянный сбор данных, необходимых для управления производством.

Анализ - на основании полученной информации систематизирует, обобщает, изучает полученные показатели и на основании полученных результатов исследования принимается управленческое решение.

Роль анализа в процессе производства заключается в определении и использовании резервов, содействии экономному использованию ресурсов, внедрении передового опыта и предупреждению излишних затрат.

Таким образом,  анализ хозяйственной деятельности является важным элементом в системе управления, основой разработки управленческих решений, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов.

 

1.5  Предмет, объект, принципы и задачи.

Каждая наука имеет свой предмет исследования. Нет предмета исследования -
нет науки.

Предмет - это круг вопросов и проблем, изучаемых наукой.

Определение предмета любой науки - очень сложная задача, в том числе и в экономическом анализе. Этот вопрос разрабатывается уже несколько десятилетий, однако окончательная точка в определении предмета анализа хозяйственной деятельности ещё непоставлена. В специальной литературе по анализу хозяйственной деятельности можно встретить десятки разных его формулировок. Все определение можно сгруппировать следующим образом:

1. Хозяйственная деятельность организации.

2. Хозяйственные процессы и явления.

Однако анализ изучает не саму хозяйственную деятельность, как технологический и организационный процесс, а экономические результаты хозяйствования. Поэтому в последнее время

Предметом анализа хозяйственной деятельности являются экономические процессы, которые происходят в результате хозяйственной деятельности.

Объектом анализа хозяйственной деятельности - являются экономические результаты хозяйственной деятельности.

 

Принципы экономического анализа:

1. Государственность, основывается на государственных законах.

2. Научность, раскрывающая экономическую сущность изучаемого явления и процесса, тенденции и темпы изменения.

3. Объективность, предполагающая обеспеченность и доказательность выводов.

4. Комплексность, требующая всестороннего изучения явления и процесса.

5. Оперативность проводится в установленные сроки.

6. Массовость предполагает участие в проведении анализа как можно большего количества людей.

Задачи анализа:

1. Проверка реальности планов;

2. Контроль и оценка выполнения планов;

3. Измерение влияния факторов на показатели хозяйственной деятельности;

4. Изучение эффективности использования ресурсов;

5. Разработка мер по ликвидации выявленных в процессе анализа недостатков;

6. Составление и обоснование управленческих решений.

 

 

1.6 Информационное обеспечение анализа хозяйственной деятельности.

Экономический анализ занимает промежуточное место между сбором информации и принятием управленческих решений. Поэтому его эффективность во многом зависит от объема и качества используемой информации.

Носители информации подразделяются на машинные и немашинные.

Информация должно быть доступна, но ее нельзя считать таковой, пока она не зафиксирована. Информация обычно регистрируется на носителях документальной формы и на машинных носителях.

Экономическая информация - совокупность сведений о деятельности предприятий, их структурных подразделений, отражаемая в экономических показателях.

Экономическая информация может быть разделена на:

- планово-нормативную;

- учетно-отчетную.

В процессе экономического анализа в первую очередь изучается информация, содержащаяся в периодической и годовой отчетности.

Для углубления результатов анализа, используются данные бухгалтерского учета, регистров бухгалтерского учета, данные первичных и сводных документов. При определенных обстоятельствах для получения информации необходимо специальное обследование (фотография и хронометраж работы оборудования).

Качество используемой при анализе информации оценивается по 4 признакам:  

- полнота;                                                                                                             

- достоверность;

- своевременность формирования;      

- возможность использования.

В зависимости от поставленных целей и задач воздействия на управляемый объект экономическая информация может классифицироваться по определённым признакам:

- изменяемости: постоянная, переменная;

- насыщенности: недостаточная, достаточная и избыточная;    

- полезности: полезная и бесполезная;                      

- способу изображения: текстовая, графическая и мультимедиа;

- отношению к процессу обработки данных: обрабатываемая и необрабатываемая;

- степени обработки: первичная, промежуточная и результативная;

- отношению к управленческому объекту: внутренняя, внешняя, входящая, исходящая.

- объему необходимых сведений для управления экономикой: комплексная,

тематическая.

 

Способ группировки

Широкое применение в анализе хозяйственной деятельности находит группировка информации.

 

Группировка информация - это деление массы изучаемой совокупности объектов на качественно-однородные группы по соответствующим признакам.

 

В анализе группировка помогает разъяснить смысл средних величин, показать роль отдельных единиц в этих средних величинах, выявить взаимосвязь между изучаемыми показателями.

В зависимости от задач исследования используются:

Типологические - примером могут быть группы населения по роду деятельности, группы организаций по формам собственности и так далее.

Структурные - позволяет изучить внутреннее строение показателей, соотношение в нем отдельных частей.(состав рабочих по стажу, возрасту и т.д)

Аналитические - используются для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями.

по характеру признаков она может быть: качественной, количественной;

по сложности построения: простые, комбинированные.

При построении группировок нужно серьезно отнестись к делению на группы, выбору количества групп и интервалов между ними, так как от этого может существенно измениться результаты анализа

.Однако метод группировки не позволяет полностью представить характер и силу взаимосвязи. Его целесообразно использовать при подготовке первичного материала к анализу, при сравнении работы отдельных предприятий с целью использования положительного опыта.

Графический способ

Графики представляют собой масштабное изображение показателей, чисел с помощью геометрических знаков (линий, прямоугольников, кругов).

Благодаря им изучаемый материал становится доходчивым и понятным, позволяют зрительно заметить те закономерности, которые содержит числовая информация.

Основные формы графиков, которые используются в анализе хозяйственной деятельности - диаграммы. Они по своей форме бывают столбиковые, полосовые, круговые, квадратные, линейные, фигурные.

По содержанию различают:

- диаграммы сравнения,

- диаграммы структурные (наглядность удельных весов),

- диаграммы динамические (соответствие промежутки времени),

- графики связи (связь между показателями),

- графики контроля (сведения о ходе выполнения плана).

 

1.8 Приёмы факторного анализа.

 

Каждый результативный показатель зависит от многочисленных факторов. Чем детальнее исследуется влияние факторов на величину результативного показателя, тем точнее результаты анализа и оценки качества работы организаций. Без глубокого и всестороннего изучения факторов нельзя сделать обоснованные выводы о результатах деятельности, выявить резервы производства, обосновать планы и управленческие решения.        

 

Факторный анализ - это методика комплексного и системного изучения          воздействия факторов на величину результативных показателей.

Существует множество типов факторного анализа:

- детерминированный, стохастический, прямой, обратный, одноступенчатый многоступенчатый, статистический, динамический, ретроспективный, перспективной

 

Одной из задач факторного анализа является моделирование взаимосвязей между результативными показателями и факторами, которые определяют их величину.

Самым распространенным типом факторного анализа является детерминированный факторный анализ.

 

Детерминированный факторный анализэто методика исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем представлена в виде произведения, суммы или деления.

Наиболее часто встречающимися являются следующие типы детерминированного факторного анализа:

1. аддитивный - когда результативный показатель представлен в виде суммы;

2. мультипликативный - когда результативный показатель представлен в виде произведения;

3. кратный - когда результат представлен в виде отношения;

4. смешанный - представлена смесь первых трех типов.

Если между факторами и результативным показателем существует детерминированная зависимость, то в данном случае используются приемы элиминирования.

 

Элиминирование представляет собой прием, при котором для определения влияния на изучаемое явление каждого фактора в отдельности устраняется влияние всех факторов, кроме одного, влияние которого на результативный показатель рассчитывается.

В детерминированном факторном анализе используются следующие способы элиминирования:

1. способ цепной подстановки;

2. способ абсолютных разниц;

3. способ относительных разниц;

4. способ долевого участия

5. интегральный способ.

При использовании способов элиминирования необходимо знать правила подстановки:

· в первую очередь учитывается влияние количественных факторов, а затем – качественных

· если имеется несколько количественных(качественных) факторов, то сначала изменяются количественные (качественные) факторы более высокого порядка, затем более низкого.

Способ   цепной     подстановки

 Используется во всех типах детерминированного факторного анализа. Он позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя путем постепенной замены плановых показателей на фактические.

Сравнение величины результативного показателя до и после изменения уровня определенного фактора позволяет устраниться от влияния всех факторов кроме одного.

 

 

Мультипликативная модель Смешенная модель Кратная модель
Y=A×B×C Yплпл×Впл×Спл Yусл 1 = А×Впл×Спл Yусл 2 = Аф ×Вф×Спл Yфф×Вф×Сф   ΔYа = Yусл1 – Yпл ΔYb = Yусл2 – Yусл1 ΔYc = Yф – Yусл2   Y=A×(B-C) Yплпл×(Вплпл ) Yусл 1 = А×(Вплпл) Yусл 2 = Аф ×(Вфпл) Yфф×(Вфф)   ΔYа = Yусл1 – Yпл ΔYb = Yусл2 – Yусл1 ΔYc = Yф – Yусл2   Y= A/B Y пл =  A пл / B пл Y усл = A ф / B пл Y ф = A ф  / B ф     ΔYа = Yусл1 – Yпл ΔYb = Y ф – Yусл1  

 

Способ     абсолютных       разниц

Используется в мультипликативных и мультипликативно-аддитивных моделях. При его использовании величина влияния факторов рассчитана умножением абсолютного прироста исследуемого фактора на плановую величину факторов, которые находятся справа от него, и на фактическую величину факторов расположенных слева от него в модели.

  

Мультипликативная модель Мультипликативно-аддитивная модель
  Y=A×B×C Yплпл×Впл×Спл ΔYa = ΔA×Впл×Спл ΔYb = Aф×ΔВ×Спл ΔYс = Aф×Вф×ΔС Yфф×Вф×Сф   Δ = Ф – Пл       Y=A×(B-C) Yплпл×(Вплпл ) ∆Yа = ∆А×(Вплпл) ∆Yв = Аф ×∆В ∆Yс = Аф ×(-∆С)   Yфф×(Вфф)  

 

 

Способ      относительных      разниц

Применяется только в мультипликативных моделях.Суть данного способа состоит в использовании относительных отклонений, выраженных в % или коэффициенте. Применяется когда уже известны отклонения. Во всех остальных случаях используется довольно редко в связи с образующейся математической погрешностью в результате определения относительных отклонений.

 

Алгоритм:

Yпл=Aпл×Bпл ×Cпл

ΔYa = (Yпл× ΔA%) / 100

ΔYb = ((Yпл+ ΔYа) × ΔВ%) / 100

ΔYс = ((Yпл+ ΔYа + ΔYb) × ΔС%) / 100

ΔА %=((Аф - Апл) / Апл) × 100

ΔВ %=((Вф - Впл) / Впл) × 100

ΔС%=((Сф - Спл) / Спл) × 100

Данный с пособ удобно применять в тех случаях, когда требуется рассчитывать влияние большого комплекса факторов (8-10 и более). В отличии от предыдущих способов здесь значительно сокращается число вычислительных процедур, что обуславливает его преимущество.

Способ  долевого  участия

Используется в аддитивных и кратно-аддитивных моделях. Сущность его состоит в пропорциональном делении отклонения по обобщающему показателю по факторам,его обусловившим. Для этого сначала определяется доля каждого фактора в общей сумме их приростов, которая затем умножается на общий прирост результативного показателя.

Алгоритм:

Y=A+B+C

∆Ya= (∆a / (∆a+∆b+∆c)) * ∆Y общ

∆Yb= (∆b / (∆a+∆b+∆c)) * ∆Y общ

∆Yc= (∆c / (∆a+∆b+∆c)) * ∆Y общ

Рассмотренные способы элиминирования имеют существенные недостатки:

1) при их использовании исходят из того, что факторы изменяются независимо друг от друга, хотя на самом деле изменения должны быть совместными.

2) от взаимодействия факторов образуется дополнительный прирост
результативного показателя, который при применении способов элиминирования
присоединяется к последнему из факторов. В связи с этим величина влияния факторов на изменении результативного показателя мен
яется в зависимости от места, на которое поставлен тот или иной фактор в модели.

Чтобы избавиться от этого недостатка используют интегральный метод.

 
Он применяется в мультипликативных, кратных и смешанных моделях. Использование этого способа позволяет получать более точные результаты, так как в данном случае результаты не зависят от места расположения факторов модели, а дополнительный прирост раскладывается между факторами поровну.

 

1. F = X × Y

ΔFx = ΔX×Y пл + 1/2 × ΔX×ΔY

ΔFy = ΔY×X пл + 1/2 × ΔX×ΔY

2. F = X × Y × Z

ΔFx = 1/2 × ΔX (Y пл ×Z ф + Y ф ×Z пл) + 1/3 × ΔX×ΔY ×ΔZ

ΔF у = 1/2 × ΔY (X пл ×Z ф + X ф ×Z пл) + 1/3 × ΔX×ΔY ×ΔZ

ΔFz = 1/2 × ΔZ (X пл ×Y ф + X ф ×Y пл) + 1/3 × ΔX×ΔY ×ΔZ

3. F = X × Y × Z × G

ΔFx = 1/6× ΔX (3Y пл ×Z пл × G пл ×Y ф × G пл × (Z ф + ΔZ) + G ф ×Z пл × (Y ф + ΔY) + Z ф ×

× Y пл × (G ф + ΔG)) + 1/4× ΔX × ΔY × ΔZ × ΔG

∆ Fy  = 1/6 × ∆ Y  (3 X пл × Z пл  × G пл  + X ф × G пл × (Z ф +∆ Z) + G ф × Z пл  ×(X ф +∆ X)+ Z ф × X пл  ×

× (G ф +∆ G)) + ¼ × ΔX × ΔY × ΔZ × ΔG

∆Fz = 1/6 × ∆Z (3X пл × Y пл  ×G пл  + G ф × X пл × (Y ф +∆Y) + Y ф ×G пл  ×(X ф   +∆X)+X ф   ×X пл  ×

× (G ф +∆G)) + ¼ × ΔX×ΔY ×ΔZ × ΔG

∆Fg = 1/6 × ∆G (3X пл × Y пл  ×Z пл  + Z ф × X пл × (Y ф +∆Y) + Y ф ×Z пл ×(X ф   +∆X)+X ф   ×Y пл  ×

× (Z ф +∆Z)) + ¼ × ΔX×ΔY ×ΔZ × ΔG

 

ТЕМА 2

АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ.

 

1. Значение, задачи и источники информации.

2. Анализ формирования и выполнения производственной программы.

3. Анализ ассортимента и структуры продукции.

4. Анализ ритмичности производства.

5. Анализ качества продукции.

6. Анализ выполнения договорных обязательств.

7. Анализ факторов, влияющих на реализацию продукции и  производство продукции.

8. Резервы увеличения объёма и реализации продукции.

 

2.1.  Значение,  задачи  и  источники  информации.

В соответствии с Законом о предприятии в Республике Беларусь субъекты хозяйствования самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию.

Объёмы производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. Организация должна производить только те товары и в таком объёме, которое оно может реально реализовать. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса на первое место выдвигается объём производства, но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции возможный объём продаж является основой разработки производственной программы.

Темпы роста объёма производства и реализации продукции, повышение её качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность.

 

Задачи анализа:

1. Оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

2. Определение факторов, влияющих на объём производства и реализации продукции;

3. Выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции.

4. Разработка рекомендаций по освоению выявленных резервов.

 

Источники информации:

1. Бизнес-план предприятия;

2. Форма № 1-п (годовая, квартальная) «Отчёт по продукции»

3.  Форма 12-п (месячная) «Отчет по продукции»

4. Форма № 2 «Отчёт о прибылях и убытках»

5. Ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация»

6. Оперативные планы-графики.

Объекты анализа:

1. Объём производства и реализации продукции в целом и по ассортименту;

2. Качество и конкурентоспособность продукции;

3. Структура производства и реализации продукции;

4. Ритмичность производства и реализации продукции.

 

ТЕМА 4

ТЕМА 6

Она позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат. Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли можно произвести методами детерминированного факторного анализа.

       Действующая методика анализа рентабельности, также не учитывает взаимосвязь «затраты – объем – прибыль».

Факторные модели показателей рентабельности в системе «директ – костинг» выгледят следующим образом:

По отдельным изделиям

R з = Прп / Зрп = ∑((V РП i * (Ц i - В i) -А) / ∑((V РП i * В i)+ А)

Рентабельность продаж

В целом по организации:

  R об = Прп / Врп = ∑((V РПобщ * УД i * (Ц i - В i) -А) / ∑((V РПобщ * УД i * Ц i)

По отдельным изделиям

R об = Прп / Врп = ∑((V РП i * (Ц i - В i) -А) / ∑((V РП i * Ц i)

Рентабельность капитала

R к L = ОП /К L = ∑(V РПобщ * УД i * (Ц i - В i)- А + ПФР) / ∑ (V РПобщ * УД i * Ц i) / Коб

Другими словами, система "директ-костинг" позволяет определить изменение финансовых результатов вследствие изменения переменных затрат, цен реализации, структуры выпускаемой продукции и, соответственно, на основе такого анализа принять комплекс необходимых в этих условиях стратегических мер по управлению предприятием.

Заемный капитал

                        Кф.з = ------------------------------------                                

                                                      Общая валюта баланса

 

Характеризует, какая часть активов сформирована за счет заемных средств.

 

· Коэффициент текущей задолженности (Ктз)

 

                          Краткосрочные обязательства

                              Ктз = -------------------------------------

                          Общая валюта баланса

Характеризует, какая часть активов сформирована за счет краткосрочных обязательств.

· Коэффициент финансовой устойчивости(Кфу)

                            Собственный + Долгосрочный заемный капитал

                              Кфу = -----------------------------------------------------------------

                           Общая валюта баланса

· Коэффициент платежеспособности(Кпл)

 

Собственный капитал

                        Кпл = ---------------------------------------

                                                        Заемный  капитал

· Коэффициент финансового риска(Кфр)

 

Заемный капитал

                        Кф.р = ---------------------------------------

                                                        Собственный капитал

Показывает, сколько заемных средств привлечено на рубль собственных.

Если > 1 – это свидетельствует о потере финансовой устойчивости.

Чем выше его величина, тем выше риск вложения капитала в данную организацию.

Чем выше уровень коэффициента финансовой независимости, коэффициент финансовой устойчивости, коэффициент платежеспособности и ниже уровень финансовой зависимости, коэффициента текущей задолженности и коэффициента финансового риска, тем устойчивее финансовое состояние организации.

Важное значение для оценки финансового состояния организации и его устойчивости имеет показатель запас финансовой устойчивости.

Запас финансовой устойчивости (ЗФУ) - это тот объем реализованной продукции, который обеспечивает организации определенную устойчивость финансового положения.

 

Выручка – Безубыточный объем продаж

ЗФУ =                   ––––––––––––––––––––––––––––– * 100%

Выручку

или

 

ЗФУ = Выручка – Безубыточный объем продаж

ЗФУ является критической суммой и если выручка станет еще ниже, то организация станет убыточной, и будет «проедать» собственный и заемный капитал и   обанкротится. Поэтому нужно постоянно следить за уровнем запаса финансовой устойчивости.

 

Безубыточный объем продаж = Постоянные затраты в себестоимости реализованной продукции / Доля маржинального дохода в выручке

 

Маржинальный доход = Выручка - Сумма переменных затрат

Безубыточный объем продаж показывает, сколько нужно произвести и реализовать продукции каждой организации, чтобы возместить постоянные затраты. При такой выручке рентабельность равна нулю.

8.5 Методы  диагностики вероятности  банкротства

 

Банкротство- это подтвержденная документально неспособность субъекта

                    хозяйствования платить по своим долговым обязательствам и

                  финансировать текущую основную деятельность из-за отсутствия

                   средств.

Виды банкротства:

· «несчастное» -наступает в следствии непредвиденных обстоятельств

· «ложное»- наступает в результате умышленного сокрытия собственного имущества, с целью избежания уплаты долгов кредиторам

· «неосторожное» - наступает в следствии неэффективной работы

·

Правовое регулирование экономической несостоятельности, а так же обеспечение условий реализации процедур банкротства в соответствии с законодательством РБ проводится департаментом по санации и банкротству Министерства экономики РБ, согласно Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».

 

Для предупреждения экономической несостоятельности В РБ Постановлением Совета министров Республики Беларусь от 14 апреля 2004 г.№406 «Комплекс мер организационно-правового и экономического характера по предупреждению экономической несостоятельности(банкротства)».

 

Причины банкротства

внутренние внешние
  1. Дефицит собственного оборотного капитала
  2. низкий уровень техники, технологии и организации производства
  3. снижение эффективности использования производственных ресурсов
  4. отсутствие сбыта из-за низкого уровня организации маркетинговой деятельности
1.Экономические (кризисное состояние экономики, инфляция, рост цен на ресурсы, высокий уровень налогообложения, банкротство партнеров) 2. Политические (нестабильность общества, изменение условий экспорта и импорта, внешнеэкономическая политика, несовершенство законодательства) 3. Демографические (уровень благосостояния, платежеспособный спрос, состав народонаселения, культурный уклад)

Для диагностики вероятности банкротства используется несколько подходов:

  1. анализ обширной системы критериев
  2. ограниченный круг показателей
  3. интегральные показатели

 

Охарактеризуем эти подходы

 

Интегральные показатели

Для их расчета можно использовать:

· скоринговые модели

· многомерный рейтинговый анализ

· мультипликативный дискриминантный анализ

Методика скоринга была предложена американским экономистом Д.Дюраном в начале 1940 годов.

Сущность в классификации организаций по степени риска исходя из фактического уровня показателей финансовой устойчивости и рейтинга каждого показателя, выраженного в баллах.

Рассмотрим простую рейтинговую модель(таблица 1)

Таблица 1.-Группировка организаций на классы по уровню платежеспособности

Показатель

Норматив -1,23

Если Z <1,23, то это признак высокой вероятности банкротства

Если Z >1,23, это свидетельствует о малой его вероятности

Однако,использование таких моделей требует больших предосторожностей.

 

 К организации, которая признана банкротом, применяется ряд санкций:

· реорганизация производственно – финансовой деятельности;

· ликвидация с распродажей имущества;

· мировое соглашение между кредиторами и собственниками организации.

 

Пути выхода из кризисной финансовой ситуации зависят от причин несостоятельности.

В большинстве к таким путям можно отнести:

· государственная поддержка;

· выпуск и размещение новых акций и облигаций (с целью сокращения дефицита собственного оборотного капитала);

· уменьшение или полный отказ от выплаты дивидендов по акциям;

· факторинг(уступка банку или факторинговой компании права на востребование дебиторской задолженности);

· лизинг;

· привлечение кредитов под прибыльные проекты;

 

 

Литература

 

1. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности. Под общ. ред. В.И. Стражева.: Выш.шк., 1999. – 398с.

2. Бухгалтерский и налоговый учет, финансовый анализ и контроль: учеб.пособие /А.О. Левкович [и др.]: под общ. ред. А.О.Левковича, О.А.Левковича. – Минск: Элайда. – 2001 – 792с.

3. Елисеева, Т.П. Экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / Т.П. Елисеева. – Минск: Соврем.шк., 2007. – 944с.

4. Русак, Е.Г. Экономический анализ / Е.Г.Русак. – Минск:Соврем. шк., 2006–92с.

5. Русак, Н.А., Русак, В.А. Финансовый анализ субъекта хозяйствования. Мн: Выш.шк., 1997. – 309с.

6. Савицкая, Г.В. Экономический анализ: Учебное пособие / Г.В.Савицкая. – 8-е изд., перераб. и доп. – Мн: Новое знание, 2004. – 704с.

7. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник / В.В. Осмоловского, Л.И.Кавченко, Н.А.Русак [и др.]. Под общ. ред. В.В. Осмоловского. – Мн.: Новое знание, 2001. – 318с.

 

ГЛАВА 1

ТЕОРИЯ АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Объективная необходимость возникновения анализа хозяйственной   деятельности.

2. Понятие об анализе хозяйственной деятельности, сущность и значение.

3. Виды анализа хозяйственной деятельности.

4. Роль анализа в управлении производством.

5. Предмет, объект, принципы и  задачи.

6. Информационное обеспечение анализа хозяйственной деятельности.      

7. Приёмы традиционного анализа.

8. Приёмы факторного анализа.

 

 

1.1. Объективная необходимость возникновения анализа хозяйственной деятельности.

 

Освещая историю становления и возникновения анализа хозяйственной деятельности нужно отметить, что возникновение экономического анализа, как средства познания сущности экономических явлений, по последним данным учёных относится к 4 тыс. до нашей эры.

Его появление связывают с возникновением бухгалтерского учёта и балансоведения.

Теоретическое и практическое развитие анализ получил во II половине XIX века.

Обособление анализа хозяйственной деятельности в специальную отрасль знаний произошло в I половине XX в.

В 30-е гг. XX века курс анализ хозяйственной деятельности был введён в программы вузов СССР.

Именно в эти годы произошло становление анализа хозяйственной деятельности как науки, и он стал применяться на практике для комплексного системного изученияэкономики предприятия и поиска резервов увеличения производства продукции.

Большой вклад в разработку методической базы внесли такие учёные экономисты как Стражев В.И., Русак Н.А., Савицкая Г.В., Шеремет А.Д. и др.

Современное состояние науки - это состояние развития. Перспектива анализа хозяйственной деятельности зависит от запросов практики. В условиях командно-административной системы управления он не находил широкого применения, так как не было нужды в обосновании управленческих решений, все решения исходили сверху.

Совершенствование экономического механизма через переход к рынку, конкуренцияпредприятий и форм собственности будут содействовать повышению заинтересо



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.71.142 (0.262 с.)