Экономические предпосылки создания и использования КИУС 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические предпосылки создания и использования КИУС



Экономические предпосылки создания и использования КИУС:

• обеспечение гибкости рыночно-продуктовой стратегии

• эффективное взаимодействие с партнерами

• эффективная работа с клиентами

• эффективное управление ресурсами и процессами

• оперативное получение достоверной информации

• анализ больших информационных объемов

Руководителей предприятий интересует:

• агрегация данных (а не обилие конкретных значений)

• динамика, перспективы, тенденции (а не статика)

• корпоративные решения (а не решения для подразделений)

• минимальные затраты на поиск требуемой информации

• полнота и непротиворечивость информации

• аналитические срезы для поддержки принятия решений.

Требования со стороны руководителей:

• решение всего комплекса задач бизнеса

• сбалансированная стоимость владения

• широкие функциональные возможности

• быстродействие и гибкость

• безопасность.

Требования, обеспечиваемые современным уровнем развития ИТ:

• функциональная полнота;

• масштабируемость – система должна учитывать растущие потребности предприятия;

• гибкость – система должна настраиваться на изменения бизнес-процессов и внешней среды;

• стандартизация и мобильность – компоненты системы должны функционировать на различных аппаратных и системных платформах, а также быть взаимозаменяемыми компонентами аналогичной функциональности;

• информационная безопасность;

• экономическая эффективность;

• независимость – с одной стороны, предприятие не должно попадать в зависимость от поставщиков, с другой – не содержать собственного штата разработчиков.

Цели создания КИУС

• автоматизация ручного труда

• замена существующих на предприятии морально устаревших программных систем (ПС) на функциональность модулей тиражируемой системы, поддерживающей современные технологии управления бизнесом

Разработка КИУС

Состав концепции:

• описание основных требований к системе со стороны функциональных подразделений;

• описание существующих решений, включая перспективные внедрения, а также общие принципы взаимодействия смежных систем;

• описание существующих проблем, связанных с эксплуатацией приложений и аппаратных средств;

• описание предлагаемых решений с их обоснованием;

• план развития системы на 2-3 года.

Цели разработки КИУС

• Руководители функциональных подразделений получат возможность сформулировать основные требования к КИУС.

• Служба автоматизации получит описание существующей информационной системы, а также согласованный как с высшим руководством, так и с внутренними потребителями план создания КИУС.

• Служба технической поддержки и внедрения получит поддержку при решении вопросов обучения и отвлечения специалистов функциональных подразделений при внедрении КИУС.

Основные этапы построения КИУС

• Определение целей проекта

• Подготовка к созданию КИУС

• Выбор поставщиков компонент КИУС

• Создание КИУС

Определение целей проекта

• анализ опыта похожих предприятий по созданию КИУС

• определение целей проекта в контексте системы управления

• формирование критериев успешности проекта

• формирование финансового плана

Подготовка к созданию КИУС

• организация тендера, выбор генерального подрядчика и поставщика консалтинговых услуг

• подготовка персонала к неизбежности изменений

• формирование плана-графика проведения работ на этапе

• анализ, выбор и утверждение проектных методологий и методик по этапу

• формирование и обучение рабочей группы аналитиков

• проведение обследования предприятия

• моделирование “как есть” и ”как должно быть” и, по необходимости, реорганизация бизнес-процессов

• утверждение бизнес-модели ”как должно быть”

• уточнение целей и критериев успешности проекта создания КИУС

• разработка требований к КИУС (системного проекта)

• разработка технических заданий (общего и частных по каждой из компонент)

• анализ рынка и выработка предложений по компонентам КИУС (включая и собственную разработку)

Реорганизация

Создание КИУС никогда не принесет предприятию должного эффекта без проведения комплекса работ по реорганизации его бизнес-процессов.

Внедрение КИУС без реорганизации автоматизируемых БП – не что иное, как возможность более эффективно делать неправильные вещи, в результате такого внедрения возникает среда, автоматизирующая устаревшие процессы и технологии.

 

Классификация КИС

В настоящее время существуют различные подходы к построению КИС, отличающиеся признаками, положенными в основу классификации. С практической точки зрения нам представляется целесообразным взять за основу классификации этих подходов признак использования тиражируемых программных средств. Полученная таким образом схема классификации подходов к построению КИС приведена на рис. 1.

В соответствии с этой схемой при выборе подхода к построению КИС решается вопрос о возможности использования существующих на рынке тиражируемых систем или необходимости создавать уникальную систему, полностью ориентированную только на задачи конкретного предприятия. После принятия соответствующего решения рассматриваются варианты реализации системы в рамках выбранного направления.

Рис. 1. Подходы к построению КИС

 

 Разумеется, эта схема, как впрочем и любая другая классификация, в определенной степени условна, поскольку реальная жизнь, как правило, не укладывается в формальные схемы. Можно представить себе некоторые промежуточные варианты подходов к построению КИС, не отраженные этой классификацией. Тем не менее приведенная схема позволяет, на наш взгляд, выделить основные особенности существующих на сегодня подходов к построению КИС. Рассмотрим выделенные на схеме варианты подробнее.

Самостоятельная разработка

Данный подход предполагает разработку КИС собственными силами, без привлечения сторонних организаций и приобретения тиражируемого прикладного программного обеспечения. Исторически это первый из сложившихся подходов к построению систем автоматизации учета и управления. Он, разумеется, имеет право на существование и сегодня; и на первый взгляд даже является достаточно заманчивым для руководства ряда предприятий, имеющих в штате программистов. Однако использование этого подхода для большинства предприятий в перспективе может привести к бесполезной трате времени и средств. Позволим себе привести следующий пример.

Государственное предприятие прошло этап акционирования и в той или иной степени перепрофилировало область деятельности. На смену наукоемким технологиям пришел выпуск несложной в техническом плане продукции, пользующейся спросом на рынке (например, вместо координатных устройств ввода для оцифровки картографической информации выпускаются кассовые окна и лотки для пунктов обмена валюты). Объемы производства и сбыта растут, однако постепенно возрастает и конкуренция, встает вопрос о повышении эффективности управления для снижения издержек и себестоимости продукции. В этом случае аргументом, выдвигаемым руководителем в пользу самостоятельной разработки КИС, часто может являться, например, следующее соображение: незачем тратить деньги на приобретение программ и услуги сторонних организаций, когда у нас есть свои программисты, которые и так получают зарплату (и которых иногда просто нечем занять!). Руководитель этих программистов часто поддерживает такое мнение руководства, поскольку заинтересован в получении длительного источника финансирования своего коллектива, и заявляет, что в состоянии построить КИС, полностью удовлетворяющую особенностям предприятия. В результате коллектив, который до этого вполне успешно занимался, например, разработкой программ для микропроцессорных систем управления прецизионным оборудованием, прочитав несколько книжек, принимается за создание КИС. Это один из самых ярких примеров неудачного подхода к созданию КИС, поскольку результаты подобной работы на 99% будут «выброшены в корзину» из-за отсутствия необходимого уровня квалификации и опыта разработки.

В приведенном примере отражен некий «вырожденный случай» и аргументами в пользу самостоятельной разработки могут служить, в частности, недостаточные качество и надежность тиражируемых средств. Однако в любом случае вы должны учитывать следующие недостатки этого подхода. Разрабатывающие систему сотрудники будут оторваны от своих прямых обязанностей по эксплуатации уже функционирующих программ, проект может сорваться из-за ухода одного-двух ведущих специалистов или нехватки сил для построения действительно мощной системы (практика показывает, что для создания КИС, отвечающей современным требованиям, необходимы десятки и сотни человеко-лет).

Здесь нельзя не отметить еще одно обстоятельство. При самостоятельной разработке системы часто (явно или неявно) имеется ввиду ее дальнейшее коммерческое распространение. Нужно сразу сказать, что в сегодняшних условиях подобные надежды вряд ли имеют основания. Слишком велика в настоящее время конкуренция и требования к качеству систем, чтобы рядовая «доморощенная» система имела реальные шансы на коммерческий успех.

Потенциально эффективным этот подход может быть для крупных предприятий, имеющих большой коллектив разработчиков, уже обладающих опытом разработки и внедрения комплексных систем автоматизации.

Заказные системы

При данном подходе вы заказываете разработку КИС, как, например, заказывают нестандартную мебель. Это второй исторически сложившийся подход к построению КИС. В «чистом виде» он предполагает разработку системы, полностью соответствующей особенностям конкретного предприятия, что и является его основным преимуществом. В потенциале этот подход характеризуется сравнительно меньшей стоимостью и меньшими сроками реализации, чем самостоятельная разработка.

В современных условиях при выборе этого подхода рекомендуется учитывать следующие его технологические и организационные особенности.

С технологической точки зрения наивно полагать, что разработчики будут создавать заказанную вами систему действительно «с нуля» (а если вдруг и будут, то это явный путь к провалу проекта). У них наверняка есть заранее наработанные решения, которые будут адаптироваться к вашим требованиям. Таким образом, во многих случаях сегодня «заказная» разработка фактически сводится к неявному использованию тиражируемых систем, которые имеются в распоряжении исполнителя. Результат разработки в этот случае во многом будет определяться качеством этих систем. Поэтому прежде чем остановиться на данном подходе имеет смысл внимательно познакомиться с возможностями построения КИС с явным применением тиражируемых средств, поскольку эти варианты могут быть дешевле при той же функциональности и надежнее в связи с применением широко апробированных решений.

С организационной точки зрения этот подход может быть реализован двумя способами: создание временного коллектива разработчиков на вашем предприятии путем привлечения специалистов со стороны и заключение договора со специализированной фирмой. Несмотря на то что первый способ может оказаться существенно дешевле (программистов, ищущих дополнительные заработки хватает), настоятельно не рекомендуется его использовать. После окончания разработки (даже при ее успешном завершении) вы скорее всего останетесь с системой «один на один», поскольку созданный временный коллектив может распасться или заняться другими (например, более выгодными для него материально) делами. Можно, конечно, иметь в виду создание этим коллективом на основе вашей системы тиражируемого продукта и последующее участие вашей фирмы в его продажах. Но это уже тема для совсем другого разговора.

В целом с учетом высказанных выше соображений использование подхода с разработкой заказных КИС можно рекомендовать предприятиям с действительно уникальными особенностями бизнеса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.247 (0.011 с.)