Защита населения в условиях коммунальной радиационной аварии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Защита населения в условиях коммунальной радиационной аварии



 

Необходимо проводить мероприятия направленные на:

- ведения к минимуму количества населения получившего аварийное облучение;

- предотвращение или снижение индивидуальных доз облучения населения;

- предотвращение или снижение радиоактивного заражения продуктов питания, питьевой воды, сельскохозяйственного сырья, угодий и сооружений.

Противорадиационная защита населения основывается на системе мероприятий (контрмероприятий), которые практически всегда связаны с вмешательством в нормальную жизнедеятельность людей.

Радиационная опасность и противорадиационная защита в ситуациях вмешательства строиться на следующих основных принципах:

- оправданности (т.е. полученная выгода должна быть больше, чем суммарный убыток - медицинский, экономический, социально­-психологический и пр.);

- не превышения (т.е. порогов радиации связанных с лучевой болезнью и потерей здоровья);

- оптимизации (т.е. разница между суммарной выгодой и суммарным убытком булла не только положительной, но и максимальной).

 

Виды контрмероприятий

Все контрмероприятия, которые используются в условиях радиационной аварии подразделяются на:

- прямые - реализация которых приводит к предотвращению или снижению индивидуальных и коллективных доз облучения населения, но уменьшает (компенсирует) величину убытка для здоровья, связанного с этим аварийным облучением. Они направлены на улучшения жизни населения, которое пострадало от аварийного облучения, введение различных льгот, компенсаций, улучшение питания и т.д.

В зависимости от масштабов и фаз радиационной аварии, а так же прогнозируемых аварийных доз облучения контрмероприятия условно подразделяются на:

- первоочередные (т.е. те, которые имеют целью предотвращение уровней доз острого или хронического облучения населения);

- неотложные (т.е. те, которые направлены на предотвращение эффектов радиационного воздействия, которые появляются только при превышении определённого дозового порога и тяжесть последствий которых, зависит от величины полученной дозы - острая лучевая болезнь, лучевые ожоги и др.);

- долгосрочные.

К внеочередным и долгосрочным противорадиационным мерам острой фазы относят:

- укрытие населения;

- ограничение в режиме поведения (ограничение времени пребывания на открытом воздухе);

- эвакуация;

- фармакологическая профилактика облучения щитовидной железы радиоактивными изотопами йода с помощью препаратов активного йода (йодистая профилактика); временное запрещение отдельных продуктов питания местного производства и использование воды с местных источников.

Наименьшая граница оправданности и уровни безусловной определённости для неотложных контрмер.

1. Предотвращённая доза за первые две недели после аварии, граница оправданности (уровень безусловной оправданности):

- на всё тело - укрытие 5 (50) мЗв; эвакуация - 50 (500) Зв; ограниченное пребывание на открытой местности - дети 1 (10) мЗв, взрослые 2 (20) мЗв;

- на щитовидную железу - укрытие 50 (300) мГр; эвакуация 300 (1000) мГр; йодная профилактика дети 50 (200) мГр, взрослые 200 (500) мГр; ограничение пребывания на открытой местности дети 20 (100) мГр, взрослые 100 (300) мГр;

- на кожу - укрытие 100 (500) мГр; эвакуация 500 (3000) мГр; ограничение пребывания на открытой местности дети 50 (300) мГр, взрослые 200 (1000) мГр.

Укрытие населения в домах или в специальных сооружениях (в основном кирпичных, бетонных, толстостенных) имеют целью предотвращения доз внешнего облучения, а при соответствующей герметизации и внутреннего облучения с ингаляционным поступлением радиоактивного йода, а также выпадения газоаэрозолей, на открытые участки кожи.

При этом если предотвращённая при такой акции доза на всё тело, щитовидную железу и кожу окажется меньше чем 5 мЗв, 50 мГр, 100 мГр, соответственно, та особа, которая отвечает за принятие решения о занятии населением укрытий, имеет полное право отказываться от введения этих довольно дискомфортных мер. А при уровнях безусловной оправданности введение такой акции обязательно и как можно быстрее.

Эвакуация, связанная со срочным перемещением населения из зоны аварии за ограниченное время является одной из наиболее дорогостоящих дискомфортных и организационно тяжёлых акций. Для введения этих контрмер необходимо, исключительно серьёзные и коррективные дозиметрические обследования. Об этом говорят числовые величины низших границ оправданности и уровни безусловной оправданности, которые в 3-10 раз выше, чем соответствующие границы и уровни для укрытия населения.

На практике, если дозы не достигают уровней безусловной оправданности, решение на эвакуацию может быть принято, с использованием любого значения предотвращённой дозы, но при выполнении 3-х условий:

1. Выбранный оправданный уровень - больше низшей границы оправданности.

2. Этот уровень, установлен вследствие, оптимизационной процедуры взвешивания корысти и убытков, связанных с эвакуацией.

3. При проведении оптимизационной процедуры обязательно учитываются:

- количество людей, которое эвакуируется;

- наличие транспортных средств;

- подготовленность и упорядочение мест размещения эвакуированных;

- расстояние и состояние дорог;

- возможность перевозки наибольшего количества имущества;

- морально-психологическое восприятие население эвакуации;

- экономические затраты, которые сопровождает эвакуация.

Перечисленные выше трудности проведения эвакуации не учитываются, если при эвакуации представляются дозы соответствующие уровням безусловной оправданности эвакуации и выше их, несмотря на то, что эвакуация рассматривается как временная мера, но если дозиметрический контроль показывает, что эвакуация людей будет сопровождаться облучением в дозах, которые превышают принимаемые уровни:

- в процедуре оптимизации естественный уровень должен соответствовать дозам облучения, которые неприемлемы из-за существенного увеличения убытков;

- НРБУ-97 устанавливает последующий остаточный приемлемый суммарный уровень внешнего, и внутреннего облучения, при котором приостанавливаются действия контрмер:

- 1 мЗв за год для хронического облучения продолжительностью свыше 10 лет;

- 5 мЗв суммарно за первые два года;

- 15 мЗв суммарно за первые 10 лет.

Эти значения должны учитываться при определении размеров (границ) зоны аварии (коммунальной). В этих случаях необходимо рассматривать вопрос о целесообразности переселения эвакуированного населения.

Предотвращение доз внутреннего облучения щитовидной железы путём массового употребления препаратов стабильного йода (йодистая профилактика) - исключительно эффективный, организационно не очень и относительно дешёвый защитный способ.

Однако надо помнить, что эффективность йодной профилактики резко падает, если приём стабильного йода задержано на несколько часов после начала попадания радиоизотопов йода ингаляционно или через рот продукты питания. Разница в 2,5-4 часа между уровнями неотложных в 3 неотложных вмешательств для этих контрмер относительно детской и взрослой частей населения связано с тем, что, во-первых, дозы на единицу попадания у детей в несколько раз выше, чем у взрослых, и, во-вторых, риск радиационно-обусловленных раков щитовидной железы у детей на единицу дозы приблизительно в 2 раза выше, чем у взрослых.

Важной и относительно доступной, является такая неотложная мера, как ограниченное пребывание на открытом воздухе. Для организованных детских коллективов эта контрмера реализуется увеличением продолжительности «продлённого дня» в школах и уменьшение или исключения прогулок, а для взрослых, работа которых связана с пребыванием на открытом воздухе, ограничивается время режима работы.

Эта контрмера приблизительно в 2 раза меньше по эффективности с точки предотвращённой дозы, чем, например, укрытие. Поэтому граница справедливости и уровень вмешательства имеют значения, соответственно в 2-5 раз меньше.

К долгосрочным относятся контрмеры, которые направлены на предотвращение доз кратковременного и хронического облучения, значения которых, как правило, ниже порогов индуцирования датерменистских эффектов.

Ниже границы оправданности, безусловной оправданности уровней вмешательства и уровни действий для принятия решения о переселении населения.

Критерии принятия решения:

1. Доза, предотвращённая за период перераспределения:

- нижние границы оправданности 0,2 Зв;

- безусловно оправданные уровни вмешательства и действий 1 Зв.

2. Доза, предотвращения за первые 12 месяцев после аварии:

- нижние границы оправданности 0,05 Зв;

- безусловно оправданные уровни вмешательства и действий 0,5 Зв.

3. Плотность загрязнения территории долгоживущими радионуклидами:

- цезий-137, нижние границы оправданности 400 Бк/м2;

- цезий-137, безусловно оправданные уровни вмешательства и действий 4000 Бк/м2;

- стронций-90, нижние границы оправданности 80 Бк/м2;

- стронций-90, безусловно оправданные уровни вмешательства и действий 400 Бк/м2;

- альфа облучение, плутоний-238,239 и другие, нижние границы оправданности 0,5 Бк/м ;

- альфа облучение, плутоний- 238,239 и другие, безусловно оправданные уровни вмешательства и действий 4 Бк/м2.

4. Мощности доз гамма облучения в воздухе на открытой местности:

- мононуклидное заражение цезием-137, нижние границы оправданности 0,3 Гр/с;

- мононуклидное заражение цезием-137, безусловно оправданные уровни вмешательства и действий 3 Гр/с;

- загрязнение свежей осколочной смесью (на 15 день после начала аварийных осадков), нижние границы оправданности 5 Гр/с;

- загрязнение свежей осколочной смесью (на 15 день после начала аварийных осадков), безусловно оправданные уровни вмешательства и действий 50 Гр/с.

При формировании решения о проведении долгосрочных контрмер с учётом каждой конкретной аварийной ситуации:

1. Масштаб аварии.

2. Количество населённых пунктов и общая численность жителей в них, которые планируются использовать такие долгосрочные контрмеры, как:

- наличие (отсутствие) необходимых для реализации долгосрочных контрмер ресурсов;

- общая площадь угодий, на которых предвидится осуществление сельскохозяйственных контрмер;

- состояние транспортных коммуникаций и средств перевозки людей (или подвоза продуктов, фуража и техники);

- другие факторы, которые определяют возможность проведения ответных контрмер.

Вмешательство необходимо считать, безусловно оправданным, если долгосрочные контрмеры превращают такую прогнозируемую дозу, которая превышает значение уровней приведённых в таблице по уровням действий.

Значение, безусловно оправданных уровней действия выражено в значениях плотности выпадения стронция-90, цезия-137 и альфа излучений рассчитанных так, что они отвечают накопления за период переселения дозы 1 Зв и вмещают коэффициент заноса от 2 до 10 по внутреннему облучению. Этот коэффициент, введённый из-за вариабельности обобщённых коэффициентов перехода из почвы в местный рацион; а также в связи с накоплением коэффициентов ветрового подъёма трансурановых элементов.

Значение такого уровня действия, как мощность дозы внешнего облучения в воздухе существенно зависит от радионуклидного состава осадков.

Наименьшие границы оправданности и безусловного оправдания уровней вмешательства и действии при принятии решения о временном отселении.

Категории для принятия решения:

1. Суммарная предотвращённая доза за период временного отселения:

- наименьшие границы оправданности, 0,1 Зв;

- безусловного оправдания уровней вмешательства и действий, 1 Зв.

2. Среднемесячная доза за период временного отселения:

- наименьшие границы оправданности, 5 мЗв/месяц;

- безусловного оправдания уровней вмешательства и действий, 30 мЗв/месяц.

3. Мощность дозы гамма излучения в воздухе на открытой радиоактивно зараженной местности:

- наименование границы оправданности, 3 мГр/с;

- безусловного оправдания уровней вмешательства и действий, 30 мГр/с. Исключение, замена или ограничение употребления радиоактивно зараженных продуктов питания, одновременно является важными и долгосрочными контрмерами, одновременно требующая для своей организации значительных ресурсных и экономических затрат.

Поэтому в интервале значений между нижней границей оправданности и безусловной оправданности необходимо каждый раз проводить процедуру оптимизации.

При этом необходимо иметь в виду, что возможность замены важных компонентов рациона (мяса, молока, картофеля, хлеба и т.д.) очевидно далеко безграничны.

Запрещение или ограничение потребления продуктов питания местного производства вводится на ранней, средней и частично поздней фазе аварии. Однако применение значений уровней действия требуют постоянного применения процедуры взвешивания «корысть-убыток», поскольку не исключает ситуаций, когда крайне ограниченных возможностях подвоза чистых продуктов питания, запущена или ограничена употреблением местных продовольственных ресурсов может вызывать прямую угрозу голода. При этом последствия для здоровья людей острого дефицита продуктов может оказаться более тяжёлым, чем те, которые связаны с радиоактивным фактором.

Критерии для принятия решения:

1. Предотвращённая доза внутреннего облучения за счёт употребления радиоактивно зараженных продуктов питания:

за послеаварийный год:

- наименьшая черта оправданности, 5 мЗв;

- безусловная оправданность уровней вмешательства и действий, 30 мЗв:

за второй и последующие годы:

- наименьшая черта оправданности, 1 мЗв;

- безусловная оправданность уровней вмешательства и действий, 5 мЗв.

2. Радиоактивное заражение молока:

- йодом-131 для взрослых:

- наименьшая черта оправданности, 0,4 Бк/л;

- безусловная оправданность уровней вмешательства и действий, 1Бк/л.

- йодом-131 для детей:

- наименьшая черта оправданности, 0,1 Бк/л;

- безусловная оправданность уровней вмешательства и действий, 0,2Бк/л.

- цезием-137:

- наименьшая черта оправданности, 0,1 Бк/л;

- безусловная оправданность уровней вмешательства и действий, 0,2Бк/л.

- стронцием-90 для взрослых:

- наименьшая черта оправданности, 0,02 Бк/л;

- безусловная оправданность уровней вмешательства и действий, 0,2Бк/л.

- стронцием-90 для детей:

- наименьшая черта оправданности, 0,005 Бк/л;

- безусловная оправданность уровней вмешательства и действий, 0,05Бк/л.

Для остальных не молочных продуктов питания, уровни действия в 2 раза выше.

Дезактивация территории

Для таких срочных контрмер, как дезактивация территорий, строений и сооружений, сельскохозяйственные противорадиационные меры (заглушение, известкование почв, специальные нормы внесения удобрений, глубокая вспашка, применение специальных химических веществ типа ферроцина и наконец; смена структуры землепользования или технологии выращивания мясомолочного скота и т.д.) не вводятся ни на границе оправданности, ни безусловного уровня вмешательства. Решение о проведении подобных контрмер принимаются каждый раз на основе процедуры взвешивания «корысть-убыток».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.041 с.)