Эффективность использования материальных ресурсов определяется внешними и внутренними факторами. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эффективность использования материальных ресурсов определяется внешними и внутренними факторами.



  Внешние факторы включают:

1. Государственное регулирование ресурсосбережения – государственное программирование; налоговая система; система ценообразования; амортизационная политика; финансово-кредитная политика; стандартизация.

2. Факторы экономической среды – предложение и цены на МР (играют важную роль в формировании производственной программы предприятия); спрос и цены на продукцию предприятия (предопределяют ассортимент выпускаемой продукции); уровень транспортно-заготовительных расходов (влияет на выбор поставщиков); конкуренция (оказывает влияние при принятии решений в области ассортимента, качества, ценовой политики и т. д.);

3. Научно-техническое развитие – выражается в появлении новых материалов (проката с заданными свойствами, новых конструкционных материалов и т. д.); новых технологий (безотходных, замкнутого производственного цикла и т. д.); новой техники (с повышенными коэффициентами использования материалов); новых источников энергии; новых знаний;

4. Общеэкономические факторы – влияют на стратегию деятельности предприятия в целом и, как следствие, на процесс использования МР. Это экономическая ситуация в стране; государственное регулирование экономики целом; состояние инфраструктуры народного хозяйства и т. д.;

5. Прочие факторы – экологический фактор (загрязнение окружающей среды, исчерпание запасов полезных ископаемых); природно-климатические факторы (влияние температурного режима, влажности на расход материальных ресурсов при строительстве зданий и сооружений, расход топливно-энергетических ресурсов; необходимость защиты от неблагоприятных воздействий окружающей среды); политические факторы и т. д.

Внутренние факторы - реакция на воздействие внешних факторов, включают в себя:

1. Конструктивные факторы - проявляются на стадии проектирования и оказывают воздействие на уменьшение расхода отдельных видов МР на единицу продукции и повышение качества и технических характеристик изделий:

-снижение абсолютной и/или удельной массы изделия;

-повышение качества потребляемых материалов;

-замена дорогостоящих и дефицитных материалов.

2. Технологические факторы - действуют на стадии изготовления продукции, обусловливая снижение отходов и потерь материалов:

-внедрение нового оборудования с улучшенными техническими характеристиками и модернизация и реконструкция существующего;

-внедрение прогрессивных материалосберегающих технологий;

-внедрение методов упрочняющей технологии – поверхностная закалка; 

-совершенствование методов изготовления и обработки деталей;

-повышение уровня механизации и автоматизации производства.

 3. Организационные факторы - направлены на совершенствование структуры и организации производства с целью повышения эффективности материалопотребления:

-совершенствование организации производства;

-совершенствование системы нормирования расхода МР;

-совершенствование учета фактического использования МР;

-совершенствование системы обеспечения МР;

-совершенствование контроля качества заготовок и продукции с целью предотвращения брака;

-структурные сдвиги в выпуске продукции;

-состав, движение и квалификация персонала.

4. Экономические факторы - обусловливают создание условий, способствующих рационализации процесса использования МР на предприятии:

-система экономического (морального и материального) стимулирования работников к эффективному использованию МР;

-система экономической ответственности за нерациональное использование МР.

 

Лекция Система планирования деятельности предприятия

 

Тема 12  СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОРГАНИЗАЦИИ

12.1.Сущность, цели и задачи планирования

12.2 Виды планов

12.3. Система планов деятельности организации

12.4. Стратегическое и тактическое планирование

12.5. Бизнес планирование

12.1.Сущность, цели и задачи планирования

Процесс управления предприятием складывается из многих функций. В их число входят планирование и прогнозирование; организация; координация и регулирование; учет, контроль и анализ; активизация и стимулирование (рисунок 1).

 

 

 

 


Рисунок 12.1.1. Связь планирования с другими функциями управления.

 

Каждая функция характеризуется присущим ей технологическим процессом обработки информации и способом воздействия на управляемый объект.

Функция управления всегда направлены на достижение целей управления. Поскольку цель управления формируется в рамках функции «планирование-прогнозирование», можно сказать, что данная функция в системе функций управления предприятием является центральной. Функции управления в своей основе объективны и являются формами реализации управленческих отношений, через которые, в свою очередь, реализуются требования экономических законов развития производства. Поэтому процесс управления выступает как объективно предопределенная система функций, которая носит название управленческого цикла, а сами функции называются стадиями управленческого цикла.

Функция планирования служит основой для принятия управленческих решений и представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления производством, а также определение путей реализации планов для достижения поставленных целей.

Прогнозирование в управленческом цикле предшествует планированию и ставит своей задачей научное предвидение развития производства, а также поиск решений, которые обеспечивают развитие производства в оптимальном режиме. Поскольку прогнозирование всегда предшествует планированию, его можно рассматривать как подфункцию планирования.

Организация как функция управления – это деятельность, направленная на создание или развитие структуры хозяйственной системы. В зависимости от объекта различают организацию производства, труда и управления. Организация управления включает регламентацию отдельных элементов процесса управления (стадий управленческого цикла, процедур и операций управления), установление времени выполнения работ, состава исполнителей, прав, ответственности, технического и информационного обеспечения и т.п.

Координация заключается в обеспечении необходимой (предусмотренной проектом организации) согласованности действий работников. Цель координации – устранить параллелизм и дублирование в работе.

Функция регулирования состоит в сохранении режима функционирования хозяйственной системы. В силу различных причин производство может отклоняться от заданных параметров. В этих условиях путем регулирования устраняются отклонения и обеспечивается нормальное протекание производственных процессов.

С помощью учета осуществляется сбор информации о состоянии хозяйственной системы. Учет служит базой для анализа – комплексного изучения производственно-хозяйственной деятельности с целью контроля и повышения эффективности функционирования производства путем выявления и мобилизации имеющихся резервов. Роль контроля как функции управления обусловлена тем, что он является средством осуществления обратных связей в системе управления. Посредством контроля проверяется выполнение принятых плановых решений и оцениваются их последствия.

Активизация – это интенсификация трудовой и общественной деятельности работников на основе повышения творческого потенциала личности и коллектива. Активизация достигается комплексным применением методов морального и материального стимулирования. В основе материального стимулирования лежат материальные, в основе морального – социальные потребности личности (в общении, уважении, признании заслуг и т. п.).

Перечисленные функции управления носят название общих. Кроме них в системе управления выделяются конкретные функции, которые учитывают влияние на них объекта управления, что находит свое отражение в объекте и предмете планирования.

Сам процесс планирования проходит четыре этапа:

- разработку общих целей;

- определение конкретных, детализированных целей на заданный период;

- определение путей и средств их достижения;

- контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими и корректировку целей.

Цели при планировании могут конкурировать, дополнять друг друга и быть независимыми. Планирование всегда опирается на данные прошлых периодов деятельности предприятия. Оно осуществляется для того, чтобы определять и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность плана зависит от точности фактических показателей прошлых периодов.

Процесс планирования характеризуется рядом специфических черт.

Во-первых, планирование имеет две стороны: социально-экономическую и организационно-техническую.

Организационно-техническая сторона обусловливается кооперацией труда и зависит от уровня развития средств и методов планирования. Социально-экономическая сторона определяется социально-экономическими условиями общества.

Во-вторых, планирование как элемент управления носит информационный характер.

В-третьих, планирование на предприятии выступает как один из важнейших организационных факторов интенсификации производства. Еще Адам Смит заметил, что эффект совместных действий группы людей, организованных в коллектив, больше суммы эффектов их одиночных действий. Этот дополнительный эффект он приписал разделению труда и объяснил следующим:

- возрастанием умения каждого работника;

- экономией времени на переход от одного вида деятельности к другому;

- специализацией и возможностью автоматизации процесса производства.

Планирование является важнейшей функцией управления, которая, так же как и управление, видоизменяется в процессе развития экономики.

Многие хозяйственники, ученые-экономисты полагают, что рыночные регуляторы успешно заменяют планирование. Однако, вся история развития экономики свидетельствует, что планирование является мощным средством управления на микро- и макроуровне. Но оно эффективно в том случае, если применяется, во-первых, в соответствии с объективными условиями экономического развития, а во-вторых, в комплексе с другими средствами и методами управления.

12.2 Виды планов

Планирование как форма государственного воздействия на экономику существует практически во всех странах. Оно органически вписывается в рыночный механизм хозяйствования. Важно определить, что и как должно планировать государство, а что – сами субъекты хозяйствования. Чтобы решить эту проблему, необходимо рассмотреть виды планирования.

По содержанию и форме проявления различают следующие виды (формы) планирования и виды планов.

1. С точки зрения обязательности плановых заданий – директивное и индикативное планирование.

Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования.

Индикативное планирование представляет собой наиболее распространенную во всем мире форму государственного планирования макроэкономического развития. Индикативное планирование является антиподом директивного, потому что индикативный план не носит обязательный для исполнения характер. В составе индикативного плана могут быть обязательные задания, но их число весьма ограничено. В целом же он носит направляющий, рекомендательный характер.

Индикативное и директивное планирование должны дополнять друг друга, быть органически увязаны.

2. В зависимости от срока, на который составляется план, и степени детализацииплановых расчетов принято различать долгосрочное (перспективное), среднесрочное и краткосрочное (текущее) планирование.

Перспективное планирование охватывает период более 5 лет, например 10, 15 и 20 лет. Такие планы призваны определять долговременную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-технологическое развитие.

Среднесрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 5 лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим. В этом случае составляется так называемый скользящий пятилетний план, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана и представляет собой по сути дела краткосрочный план.

Текущее планирование охватывает период до 1 года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное планирование.

3. По содержанию плановых решений выделяют стратегическое, тактическое (технико-экономическое), оперативно- календарное и бизнес-планирование.

Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта.

Основная цель стратегического планирования состоит в создании потенциала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды, порождающей неопределенность перспективы. В результате стратегического планирования предприятие ставит перспективные цели и вырабатывает средства их достижения.

Тактическое планирование следует считать процессом создания предпосылок для реализации новых возможностей предприятия.

В результате тактического планирования составляется план экономического и социального развития фирмы, представляющий комплексную программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности фирмы на соответствующий период.

Оперативно-календарное планирование (ОКП) является завершающим этапом в планировании хозяйственной деятельности фирмы. Основная задача ОКП состоит в конкретизации показателей тактического плана с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений.

Бизнес-планирование. Бизнес-план предназначен для оценки целесообразности внедрения того или иного мероприятия. Особенно это касается инноваций, которые требуют для своей реализации крупных инвестиций.

4. В теории и практике планирования могут также выделяться другие виды планирования, охватывающие как главные, так и второстепенные аспекты этого процесса.

В частности, планирование можно классифицировать по следующим критериям:

а) по степени охвата:

- общее планирование, охватывающее все аспекты проблемы;

- частичное планирование, охватывающее только определенные области и параметры;

б) по объектам планирования:

- целевое планирование, относящееся к определению стратегических и тактических целей;

- планирование средств, относящееся к определению средств достижения поставленных целей (планирование таких потенциалов, как оборудование, персонал, финансы, информация);

- программное планирование, относящееся к разработке и реализации конкретных программ, например программ производства и сбыта;

- планирование действий, например, специальных продаж, наем кадров;

в) по сферам планирования:

- планирование сбыта (цели сбыта, программы действий, расходов на сбыт, развитие сбыта);

- планирование производства (производственной программы, подготовки производства, хода производства);

- планирование персонала (потребности, найма, переподготовки, увольнения);

- планирование приобретений (потребности, закупок, реализации излишних запасов);

- планирование инвестиций, финансов и т.д.;

г) по глубине планирования:

- агрегированное планирование, ограниченное заданными контурами, например, планирование цеха как суммы производственных участков;

- детальное планирование, например, с подробным расчетом и описанием планируемого процесса или объекта;

д) по координации частных планов во времени:

- последовательное планирование, при котором процесс разработки различных планов представляет собой один долгий, согласованный, последовательно осуществляемый процесс, состоящий из нескольких этапов;

- одновременное планирование, при котором параметры всех планов определяются одновременно в одном единственном акте планирования;

е) по учету изменения данных:

- жесткое планирование;

- гибкое планирование;

ж) по очередности во времени:

- упорядоченное (текущее) планирование, при котором по завершении одного плана разрабатывается другой план (планы чередуются последовательно один за другим);

- скользящее планирование, при котором по истечении определенного запланированного срока план продлевается на следующий период;

- внеочередное (эвентуальное) планирование, при котором планирование осуществляется по мере необходимости, например при реконструкции или санации предприятия.

Выбор той или иной формы планирования зависит от многих факторов. Среди множества факторов, влияющих на форму планирования, можно выделить три группы основных факторов: факторы, обусловленные спецификой фирмы (размеры предприятия, уровень автоматизации управления фирмой); факторы внешней среды (характер государственного регулирования экономики, уровень конкуренции); критерии, обусловленные спецификой самого процесса планирования (полнота, точность, ясность, экономичность, полезность планирования).

1. Факторы, обусловленные спецификой фирмы.

Так концентрация капитала обусловила необходимость расширить горизонты планирования на десятки лет вперед. Большие размеры предприятий выдвигают требования к координации деятельности участников производства, необходимости планирования их совместных усилий. Автоматизация управления влияет на формы и методы обоснования плановых решений.

2. Факторы внешней среды.

Влияние идет через две группы факторов: прямого и косвенного воздействия. Факторы прямого воздействия оказывают непосредственное влияние на принимаемые плановые решения в форме различных условий и ограничений. Субъектами такого влияния могут быть поставщики и потребители, конкуренты и профсоюзы, органы государственной власти. Факторы косвенного воздействия однозначно не влияют на плановые решения, но могут сказаться на их реализации посредством косвенного воздействия на интересы участников выполнения решений, изменения условий реализации. Это может быть состояние экономики, международные события, политические факторы и т. п. Наиболее сильный фактор – экономическая политика государства. Объектами гос. воздействия могут быть: права собственности, защита конкуренции, финансы, кредит, налоги, ценообразование.

3. Критерии, обусловленные спецификой процесса планирования.

Полнота планирования (учитывает все факторы, имеющие значения при принятии решения). Детализация планирования (необходимость подробного определения всех показателей). Точность планирования (высокая). Эластичность и гибкость планирования (возможность приспосабливаться, иначе есть опасность отрыва от реальных условий). Экономичность планирования (расходы должны соизмеряться с эффектом). Полезность планирования (означает улучшение качества принимаемых внутрифирменных решений).

Все эти факторы приводят к тому, что:

- появляется необходимость разделения функций в управлении предприятием и планировании его деятельности (разделение труда от стратегических направлений до оперативной работы);

- повышается сложность плана (план становится комплексом различных показателей, мероприятий, различных по срокам, исполнителям, растет плановый период);

- планирование превращается в особую сферу хозяйственной деятельности, которая осуществляется при определенных экономических, материальных условиях.

12.3. Система планов деятельности организации

План предприятия представляет по своему содержанию совокупность взаимосвязанных мероприятий по повышению прибыли за счет увеличения эффективности использования всех ресурсов и реализации продукции.

Система планирования включает следующие элементы:

- плановый персонал, сформированный в организационную структуру;

- механизм планирования (совокупность средств и методов, с помощью которых принимаются плановые решения и обеспечивается их реализация);

- процесс обоснования, принятия и реализации плановых решений (процесс планирования);

- средства, обеспечивающие процесс планирования (информационное, техническое, математико-программное, организационное и лингвистическое обеспечение).

1. Плановый персонал.

Сюда входит весь персонал специалистов, но для одних это основной вид деятельности, для других – в сочетании с другими. Усиление роли плановых работников объясняется: возрастанием инвестиционного и наукоемкого характера временного производства; повышением значимости творческого труда всех работников; усилением коллективного характера труда; развитием в управлении предпринимательских начал.

2. Организационная структура планирования.

Она устанавливает необходимое количество планового персонала, его распределение по подразделениям аппарата управления, определяет состав плановых органов, определяет требования к профессиональному уровню.

На организационную структуру влияют следующие параметры предприятия: степень специализации и массовости производства; организационно-правовая форма субъекта хозяйствования; теснота связи отдельных структурных единиц субъекта хозяйствования; размеры субъекта хозяйствования и его производственных единиц; внешние производственно-хозяйственные связи; количество поставщиков и потребителей, номенклатура покупаемых материально-технических ресурсов и реализуемой продукции; развитие научно-технического прогресса и инновационная политика предприятия; принятые методы организации производства, труда, управления.

3. Механизм планирования.

Механизм планирования – совокупность средств и методов, с помощью которых принимаются плановые решения и обеспечивается их реализация.

В механизм планирования входят: аппарат выработки целей и задач функционирования предприятия, функции планирования, методы планирования.

А) цели и задачи планирования.

В общем виде постановку целей можно определить как процесс принятия плановых решений, которые предшествуют будущему действию. Алгоритм планирования целей включает их конкретизацию в технико-экономических показателях работы предприятия и формулирование основных проблем, требующих своего решения для достижения целей. Соединение целей и основных задач по их достижению представляет собой стратегию предприятия. Политика разрабатывается для того, чтобы создать механизм реализации целей.

В) функции планирования.

Функции планирования – обособившиеся виды труда, порождаемые разделением труда внутри процесса планирования. Общепринятая классификация функций планирования отсутствует. В состав функций включают:

1) Прогнозирование. Прогноз означает предсказание, план и прогноз в планировании рассматривается как форма и содержание.

2) Оптимизация. Означает, что планирование должно обеспечить выбор наилучших вариантов использования ресурсов из имеющихся альтернатив.

3) Координация и интеграция. Планирование должно объединять людей как в процессе разработки плана, так и в процессе его реализации, предотвращать конфликты и учитывать взаимодействие всех сфер деятельности предприятия.

4) Упорядочивание. Создается единый порядок для всех участников хозяйственной деятельности.

5) Контроль. Планирование позволяет наладить эффективную систему контроля.

6) Документирование. Обеспечивается документированное представление хода хозяйственной деятельности.

7) Воспитание и обучение. Планирование оказывает воспитательный эффект посредством образцов рациональных действий и позволяет учиться на ошибках.

8) Мотивация. Эффективное использование материального и интеллектуального потенциала предприятия.

9) Уменьшение сложности. Выделяют существенные связи и зависимости, объединив их в модули, разграничивающие сферы деятельности и являющиеся структурными элементами единого плана. Так процесс планирования разбивается на отдельные плановые расчеты и упрощается процесс разработки, реализации и контроля за планом.

10) Обеспечение безопасности. Нужно учитывать фактор риска.

С) методы планирования.

Методы планирования – способ осуществления планирования, зависит от конкретной формы и включает два аспекта - направление планирования и средства обоснования плановых решений.

В практике планирования выделяется три направления: прогрессивное, ретроградное и круговое. Прогрессивное – способ планирования от низших уровней иерархии предприятия к высшим («снизу-вверх»). Ретроградный - метод «сверху-вниз». Планирование осуществляется исходя из плана предприятия путем детализации его показателей сверху вниз по иерархии. Круговой метод – встречное планирование – синтез вышерассмотренных.

Разработка плана проводится в два этапа. На первом этапе (сверху вниз) – планирование по целям. На втором этапе (снизу вверх) – окончательный план по системе детализированных показателей.

4. Процесс планирования.

Процесс планирования имеет свою технологию, представляющую последовательность работ, выполняемых при составлении плана. Процесс планирования состоит из следующих этапов: определение цели планирования, анализ проблем, поиск путей решения проблем, прогнозирование, оценка и принятие планового решения.

Содержание процесса планирования видно из принципов планирования:

1). Принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида хозяйственной деятельности;

2). Принцип единства планов предусматривает разработку общего или сквозного плана развития предприятия;

3). Принцип непрерывности планов – процессы планирования должны осуществляться постоянно и без остановки.

4). Принцип гибкости – возможность корректировки показателей планов.

5). Принцип точности – точность должна быть желаемая предприятием исходя из учета финансового положения.

6). Принцип участия – активное воздействие персонала на процесс планирования.

7). Принцип координации – нельзя эффективно планировать деятельность одной части предприятия независимо от остальных объектов.

8). Принцип интеграции – планирование должно быть взаимоувязано на всех уровнях иерархии предприятия. Сочетание последних двух принципов дает принцип холизма. Чем больше элементов и уровней как объектов планирования, тем выгоднее планировать одновременно и во взаимосвязи.

5. Вспомогательные средства, обеспечивающие процесс планирования.

Средства, позволяющие формализовать и автоматизировать технологический процесс планирования: техническое, программное, организационное, правовое, лингвистическое обеспечение.

Внутрифирменное планирование как составная часть процесса управления предприятием может иметь следующие организационные формы:

- с централизованными функциями планирования;

- с децентрализованными функциями планирования.

На предприятии с централизованными функциями планирования при высшем руководстве создается специальная служба планирования, называемая обычно отделом планирования и контроля. Она подчиняется непосредственно президенту, вице-президенту или генеральному директору и занимается разработкой перспективных и текущих планов и следит за ходом их выполнения.

При децентрализованной системе планирования работа осуществляется на всех уровнях организационной структуры управления предприятием, что характерно для отечественной практики. Основной деятельностью по планированию занимается планово-экономический отдел (ПЭО), в состав которого могут входить структурные подразделения (секторы, бюро, группы) планирования цен, себестоимости, калькуляции и т.д.

Основные функции ПЭО:

1). В области планирования: организация и общее руководство разработкой проектов перспективных и текущих планов предприятия; планирование производственно-хозяйственной деятельности структурных подразделений предприятия; внесение соответствующих корректировок в планы предприятия и отдельных подразделений в случае изменения производственно-хозяйственной ситуации.

2). В области организации планово-экономической работы: подготовка необходимых материалов для рассмотрения проектов планов, итогов работы предприятия и цехов в различных органах упр. предприятием; организация хозрасчета на предприятии; организация работы по нормированию и ценообразованию; организация разработки мероприятий по эффективному использованию производственных мощностей основных и оборотных фондов, материальных и трудовых ресурсов, по использованию резервов производства; организация разработки мероприятий по выполнению и перевыполнению установленных плановых заданий.

3). В области анализа и оперативно-статистического учета: контроль за выполнением заданий и планов; организация и руководство работой по комплексному экономическому анализу производственно – хозяйственной деятельности предприятия; предоставление необходимых обобщающих материалов и справок по результатам анализа производственно-хозяйственной деятельности; контроль за правильностью производимых соответствующими службами и цехами предприятия расчетов экономической эффективности внедрения новой техники; организация статистической отчетности предприятия.

4). В области методологической работы: методическое руководство, разработка форм, и документации, порядка и сроков проведения работ по технико-экономическому планированию, оперативно – производственному планированию, расчетам экономической эффективности, статистической отчетности; изучение и распределение передового опыта планово-экономической работы, оперативного учета и анализа хозяйственной деятельности цехов и служб предприятия.

Создание систем планирования на предприятии требует затрат. Но эффект от рациональной организации производства всегда превышает эти затраты.

12.4. Стратегическое и тактическое планирование

 Стратегическоепланирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива по ее достижению. Его важнейшая задача – обеспечить нововведения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. Как процесс, стратегическое планирование включает четыре вида деятельности (функции стратегического планирования). К ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, координация и регулирование хозяйственных процессов, организационные изменения.

Процесс стратегического планирования включает следующие этапы:

- определение миссии предприятия (фирмы);

- формулирование целей и задач функционирования предприятия;

- анализ и оценку внешней среды;

- анализ и оценку внутренней структуры предприятия;

- разработку и анализ стратегических альтернатив;

- выбор стратегии.

Стратегическое планирование является важнейшей функцией стратегического управления. Процесс стратегического управления, кроме стратегического планирования, включает также реализацию стратегии, оценку и контроль реализации стратегии.

Для стратегического планирования характерны следующие особенности:

- стратегическое планирование должно дополняться текущим;

- стратегические планы разрабатываются на совещаниях высшего руководства фирмы, которые проводятся ежегодно;

- годовая детализация стратегического плана осуществляется одновременно и в тесной связи с разработкой тактического плана;

- большинство западных компаний считает, что механизм стратегического планирования должен быть усовершенствован.

  Основное преимущество стратегического планирования состоит в большей степени обоснованности плановых показателей, в большей вероятности реализации планируемых сценариев развития событий.

Наряду с явными преимуществами стратегическое планирование имеет ряд недостатков, которые ограничивают сферу его применения:

1. Стратегическое планирование не дает и не может дать в силу своей сущности детального описания будущего.

2. Стратегическое планирование не имеет четкого алгоритма составления и реализации плана. Цели стратегического планирования обеспечиваются за счет следующих факторов: высокого профессионализма и творчества плановиков; тесной связи фирмы с внешней средой; активной инновационной политики; включения всех работников предприятия в реализацию целей и задач стратегического плана.

3. Процесс стратегического планирования требует для своего осуществления значительных затрат ресурсов и времени по сравнению с традиционным перспективным технико-экономическим планированием.

4. Негативные последствия стратегического планирования, как правило, гораздо серьезнее, чем традиционного перспективного.

5. Само по себе стратегическое планирование результата принести не может. Оно должно быть дополнено механизмами реализации стратегического плана.

При всем разнообразии различных вариантов стратегий можно выделить четыре стратегические альтернативы, рассмотрение которых позволит выяснить причины, почему фирма применяет одну стратегию, а не другую, и ситуации, в которых конкретная стратегия может оказаться успешной.

К этим стратегиям относятся:

- стратегия концентрированного роста;

- стратегия интегрированного роста;

- стратегия диверсифицированного роста;

- стратегия сокращения.

К стратегиям концентрированного (ограниченного) роста относятся те стратегии, которые связаны с изменением продукта и (или) рынка и не затрагивают отрасль, технологию, положение фирмы внутри отрасли. Конкретным типами стратегий в этой группе являются стратегия развития продукта, стратегия усиления позиции на рынке, стратегия развития рынка.

Стратегия интегрированного роста реализуется путем ежегодного значительного повышения темпов увеличения продаж по сравнению с предшествующим периодом. Выделяют два основных типа стратегий интегрированного роста: стратегия обратной вертикальной интеграции и стратегия предшествующей вертикальной интеграции. Первая направлена на рост фирмы за счет приобретения или установления контроля за поставщиками. Вторая выражается в приобретении, создании или установлении контроля за хозяйствующими субъектами, находящимися между фирмой и конечными потребителями ее продукции.

Стратегии диверсифицированного роста реализуются в том случае, если фирмы не могут развиваться на рынке с выпускаемым продуктом в данной отрасли. Основными стратегиями этой группы являются следующие:

- стратегия концентрической диверсификации – производство новых продуктов на базе существующего бизнеса;

- стратегия горизонтальной диверсификации – рост на существующем рынке за счет освоения новой продукции, требующей технологии, отличной от используемой;

- стратегия конгломератной диверсификации – фирма расширяется за счет производства изделий, технологически не связанных с традиционно выпускаемыми продуктами, которые реализуются на новых рынках.

Стратегия сокращения оправдана в случаях, когда необходима реструктуризация после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности в периоды спада. Выделяют четыре типа стр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.43 (0.139 с.)