Глава 5. Объяснение мозговой волны. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 5. Объяснение мозговой волны.



 

К настоящему времени немногие не сознают, что активность человеческого мозга создаёт модели электроэнергии и что электрические сигналы мозга могут быть обработаны с использованием электродов, помещённых под кожу черепа. Устройство, известное как электроэнцефалограф (или ЭЭГ), может сделать запись мозговых волн посредством чувствительной механической ручки на длинном листе бумаги, образовывая горную цепь зубчатых линий, как все это увековечено в тысяче научно-фантастических фильмов и сериалах о больнице. Прямая линия равняется смерти мозга. Мозговые сигналы учёные классифицировали в четырёх видах:

Бета. Мозг производит бета волны, частота которых составляет приблизительно 13 – 30 Гц (то есть, ритм 13 – 30 циклов в секунду). Это состояние мозга называют бодрствующим ритмом: мозг  сосредотачивается на мире вне себя, или имеет дело с конкретными, определёнными проблемами.

Альфа. Поскольку мозговые волны замедляются, они берут более последовательный ритм, и фиксируются ЭЭГ как стандартная зубчатая структура приблизительно в 8 – 12 Гц. Эти волны часто присутствуют, когда мозг внимателен, но не сосредоточен. Большинство людей производит альфа- волны, когда их глаза закрыты. Часто альфа-волны связаны с чувствами расслабления и спокойствия.

Тета. Поскольку спокойствие и расслабление переходит в сонливость, мозговые изменения замедляются, появляются более сильные ритмичные волны с частотой приблизительно 4 – 7 Гц. Все производят эти волны, по крайней мере, дважды в день - в те мимолётные моменты, когда мы переходим от сознательной сонливости в сон, и когда мы выходим из состояния сна, просыпаемся. Состояние тета сопровождается неожиданными, непредсказуемыми, сказочными, но очень яркими умственными картинками, известными как гипнотические изображения. Часто эти поразительно реальные картинки сопровождаются интенсивными воспоминаниями, особенно воспоминаниями детства. Тета предлагает доступ к бессознательному материалу, мечтательности, свободной ассоциации, неожиданному пониманию, творческому вдохновению. Это таинственное неуловимое состояние чрезвычайно продуктивно и проливает свет на многое,


 

но учёным было тяжело изучать и поддерживать это состояние, так как люди склонны засыпать, как только они погружаются в состояние тета-волн.

Дельта. Периодические изменения с чрезвычайно медленной интенсивностью (5 – 4 Гц) – это дельта ритмы. Люди производят их, когда они глубоко спят или же находятся без сознания.

В течение 1960-ых экспериментаторы обнаружили, что с использованием оборудования, которое электрически контролирует избранные физические функции, люди могли учиться производить мозговые волны по своему желанию. В то время как оборудование биологически обратной связи контролировало любую физическую функцию, исследователи часто сосредотачивались на производстве альфа-волн. Стресс  был проблемой, а общепринятым антидотом было расслабление. Альфа-волны означают расслабление. Тогда клинические эксперты по биологически обратной связи предположили, что если бы человек смог научиться производить альфа-волны, он автоматически стал бы расслабленным. Вначале 1970-ых, с появлением относительно недорогого оборудования, произошла вспышка интереса к биологической обратной связи, и «альфа» стала модным словом, за которое ухватились средства массовой информации и люди, ищущие расширенного сознания.

Почти незамеченным из-за шумихи вокруг альфа-волн стало исследование АкирыКасаматсу и ТомиоИраи, которые проанализировали анализы ЭЭГ дзен-монахов, входящих в глубокие медитативные состояния. Исследование показало, что когда монахи погружаются в медитацию, они проходят четыре стадии: появление альфа-волн, увеличение альфа- амплитуды, уменьшение альфа-частоты, и наконец (для людей с хорошим навыком медитации), производство «длинных поездов» тета-волн. Занимательно, что эти стадии зависели от психических состояний учеников, которые были оценены Дзен-мастером и от количества лет, проведённых в ученичестве. Другими словами, чем больший опыт медитации имел монах, тем больше тета он производил. Те монахи, у которых было больше двадцати лет опыта, производили самое большое количество тета-волн. И даже в глубинах тета-волн монахи не спали, будучи в состоянии мысленной готовности.

Элмер и Элис Грин, исследователи биологической обратной связи из клиники Меннингер, стали интересоваться состоянием тета. Они изучали мозговые волны Шами Рамы - известного йога, когда он сказал им: «Альфа –


 

это ничто!». В итоге они начали проводить специальные тренинги, где учили людей сознательно вырабатывать тета-волны. Они обнаружили, что тета была связана с глубоким расслаблением и с успокаиванием тела, эмоций и мыслей, позволяя обычно неслышимым или невидимым вещам прийти в наше сознание в форме гипнагогических образов. Когда их группы обучения начали прогрессировать, исследователи были очень удивлены, обнаружив в личных отчётах обучаемых случаи, которые те называли «психологическим благосостоянием». Большинство людей начали сообщать о непроизвольных улучшениях в личных взаимоотношениях. У них появилось много ярких воспоминаний из давно забытого детства. Воспоминания не были похожими на прохождение сквозь память, а скорее были похожи на оживление памяти. Люди отмечали своё физическое и психологическое благосостояние. Грин обнаружили, что люди с самыми большими гипнагогическими  образами были в психологическом отношении более здоровыми, имели большую социальную устойчивость, были менее суровыми и подчинёнными чему-то, а в итоге, стали более творческими, чем те, кто производит небольшие гипнагогические образы или не производит их вообще.

Учёные были удивлены результатами их исследования, и пришли к мнению, что только состояние тета заставило людей испытывать новый вид осознания своего тела, связанный с состоянием блаженства. Физиологически состояние тета принесло физическое восстановление и обновление тела. В эмоциональной области состояние тета проявилось в улучшении взаимоотношений испытуемых с другими людьми, где было больше терпимости, понимания, любви к себе и к миру. В умственной области способность испытывать тета-волны рождает новые идеи, появившиеся не благодаря логическим выводам, а открывшиеся благодаря интуиции из неосознанных источников.

Понимая положительные эффекты, которые может получить человек благодаря способности производить тета-волны, Грин взялись за научно- исследовательскую работу, которую они назвали «Тренировка мозговых волн для психического здоровья», чтобы обучать психотерапевтов помогать их клиентам в изучении этой техники. Только проблема состоит в том, что нелегко научиться производить тета-волны, так как тета обычно приводит ко сну. Чтобы произвести тета сознательно, необходимо иметь неподвижное тело, безмятежные эмоции и спокойные мысли одновременно. Некоторые циники могли бы парировать, что если бы у каждого были неподвижное тело, безмятежные эмоции и спокойные мысли, то тогда не было бы  никакой


 

потребности в любом обучении такой технике, а тем более –  необходимости в камере. Но на самом деле немногие люди знают, как достигнуть этой счастливой одновременности работы тела, и у немногих есть необходимая подготовка и терпение учиться этому состоянию. В конце концов, у дзен- монахов уходит приблизительно двадцать лет, чтобы смочь войти в тета- состояние по желанию.

Любой, кто флоатировал, осознает, что неподвижное тело, безмятежные эмоции и спокойные мысли – это прекрасное описание обстановки вокруг флоатера. Могло ли случиться так, что флоатинг содействует производству тета-волн и увеличению их количества? Исследование показывает, что на самом деле это так. Уже в 1956 году Джон Лилли отмечал, что состояние мозга во флоат-камере было гипнотическим, полным мечтательности и фантазий, с большим количеством визуальных образов и многими воспоминаниями из детства и «умственными событиями, которые были удивительными для нашего эго». Это и есть характеристика тета-активности. Исследователь Дж. П. Зубек утверждает, что электроэнцефалограмма изменяется в перцептивной (относящейся к восприятию) и сенсорной депривации, и сообщает, что тета-волны стали заметными. Недавнее исследование Гари С. Стерна, профессора психологии из университета Колорадо в Денвере, показало, что люди, которые флоатировали в изолированной камере в течение одного часа, значительно подняли свой уровень тета.

Под руководством профессора Томаса Э. Тэйлора,было проведено серьёзное исследование. Учёные проанализировали эффекты флоатинга, сравнивая ощущения флоатеров и людей просто в расслабленном  состоянии в темной, тихой комнате. Обе группы - флоатеры и не флоатеры были исследованы с помощью ЭЭГ, и оно показало, что флоатинг приводит  к росту количественного и качественного производства мозгом тета-волн.

Эксперт по биологической обратной связи (БОС) Томас Будзынский, клинический директор Института биологической обратной связи Денвера и преподаватель психиатрии в Медицинском Центре Университета Колорадо, в настоящее время проводит исследование, включающее измерения мозга с помощью ЭЭГ во время гипноза. Он пришёл к выводу, что флоат-камеры увеличивают производство тета-волн, и верит в то, что у флоатинга есть большой потенциал для изучения разума: «Мы учли, что у гипнагогического состояния есть состояние помрачения, которое находится между пробуждением и сном, где есть способность некритического принятия


 

словесной информации, или почти любого материала, который может быть обработан. Что, если бы вы могли заставить человека выдержать это состояние и не заснуть? Я полагаю, что плавание во флоат-камере – это идеальный способ сделать это.

Будзынский наблюдал, что флоат-камера идеальна для того, чтобы поддержать бодрствование, когда тета вырабатывается почти всеми, кто совершал работу в области сенсорной депривации. Джей Шерли и Джон Лилли были, вероятно, первыми, кто отметил, что флоат-камера облегчает бодрствование в большинстве случаев. Другие (Э. М. Росси и его коллеги, например) с тех пор отмечали различные причины этого, такие как, естественный гомеостатический механизм тела, чтобы поддерживать бдительность и «сенсористость», которая создаёт уникальную комбинацию высокой мозговой активности и низкой мышечной активности. Важно подчеркнуть эту мысль: обычно, когда вы входите в состояние теты, вы засыпаете, но флоат-камера является причиной, заставляющей флоатера производить большое количество тета, но не спать. Это означает, что яркие гипнагогические образы, творческие идеи, моменты «эврики» и яркие вспышки новых мыслей, чувство нового знания, упомянутые Элмером и Элис Грин, со всеми проистекающими благоприятными воздействиями на тело, эмоции и ум, доступны флоатеру. В камере все это флоатер ощущает осознанно, поскольку все время остаётся бодрствующим. Таким образом, все, что происходит в флоат-камере, остаётся частью рассудка флоатера даже после процедуры.

Артур, психолог, у которого было мистическое открытие во время флоатинга, сказал: «Причина, по которой я стал восторгаться флоатингом, состоит в том, что чувства, которые я испытывал во флоат-камере, остались со мной». Пытаясь объяснить этот необычный опыт, Артур вспоминает: «Я погрузился в такое глубокое расслабление, что я чувствовал совершенно особую форму общения с самим собой. Я общался со своими мыслями и чувствами, которые я обычно игнорирую». Флоатинг оказывал постоянное влияние на него: он в состоянии возвратить чувства в любое время, когда он пожелает, потому что они были очень сильными и яркими. Очевидно, что Артур испытал яркие гипнагогические образы, столь характерные для состояния тета. Из-за необычной способности камеры поддержать бодрствование флоатера в состоянии тета, он мог помнить ясно все, что он чувствовал там. Когда Артур описывает постоянное воздействие, он выступает   живым   примером   увеличенного   психологического


 

благосостояния, счастливой удовлетворённости, которое исследователи характеризуют как тета состояние.

Интригует факт понимания, что активность тета видна на маленьких детях. Кеннет Пеллиетер отмечает: «Поскольку дети развиваются, тета- ритмы уменьшаются пропорционально, а так как  альфа-волны увеличиваются в возрасте десяти или одиннадцати лет, то нормальная структура на взрослом ЭЭГ - это бета-доминирование. Те, кто помнит своё детство или у кого есть собственные дети, могут наблюдать присутствие состояние тета в детском возрасте, когда детей настолько поглощает активность, что они теряют контакт с внешним миром. Исследования показали, что большинство случаев такого пограничного состояния можно заново оживлять в памяти с большой интенсивностью, когда мы повторно входим в привычный образ мыслей нашего первого опыта. Когда мы повторно входим в состояние тета, столь распространённое в детстве (но такое редкое в нормальной взрослой жизни), то события детства возвращаются с удивительной ясностью. Тета-волны напрямую связаны с памятью. Исследование процесса обучения у крыс показало, что тета-волны сигнализируют о готовность мозга обработать воспоминания.  Это увеличение или освобождение памяти – качество тета. Предлагая более свободный доступ к человеческому прошлому, оно является одной из причин, почему много психотерапевтов рассматривают флоат-камеру как неоценимое дополнение к терапии, помогая и ускоряя процесс выздоровления.

Грин и другие исследователи отметили, что много творческих и научных открытий были сделаны с помощью гипнагогических мысленных образов пришедших из состояния тета. Химик Фридрих Кекуле, например, ярко описал своё состояние мечтательности, в котором он внезапно увидел образы атомов, формирующих цепь, и змей, кусающих их хвосты. Этот образ привёл его к последующему открытию: органические соединения встречаются в закрытых кольцах, и стало «самым блестящим предположением в органической химии». Есть бесконечное количество историй таких моментов вдохновения и появления творческого потенциала, когда мыслитель дремлет или вглядывается в небо, или блуждает одиноко. Фактически все они говорят о состояниях сонливости, физической релаксации, в которых неожиданно возникают яркие образы. Это и является тета-состоянием. Флоат-камера не может сделать гениев из всех нас, но её способность поместить нас в состояние тета предполагает, что это является


 

ценной помощью для раскрытия нашего творческого потенциала и способностей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.2.78 (0.015 с.)