Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подходы в исторической наукеСтр 1 из 5Следующая ⇒
История как наука 1. История и исторический процесс 2. Принципы, методы и значение изучения истории
Специфика истории, как науки, в том, что законы и закономерности выступают здесь как тенденции с вероятным исходом
Функции: 1. Познавательная функция состоит в самом изучении исторического пути, познания наиболее важных, связанных с ней событий и процессов 2. Практически-политическая функция истории, выявляя закономерности исторического развития, помогает выработать определенный политический курс в том или ином вопросе 3. Мировоззренческая функция – взгляд на мир, общество, законы его развития. Может быть научным, если он базируется на объективной реальности – исторических фактов 4. Воспитательная функция. Знание истории своего народа и всемирной истории формируют гражданские качества; помогают уяснить для себя такие категории, как честь, долг перед обществом; позволяют увидеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы 5. Аксиологическая функция предполагает оценку событий и явлений прошлого, определении их значений для настоящего времени и будущего
Принципы в исторической науке · Принцип объективности - обязывает рассматривать историческую реальность независимо от желаний, стремлений, установок и пристрастий субъекта · Принцип историзма – в соответствии с ним любое историческое явление должно изучаться с точки зрения того, где и когда, в следствие каких причин оно возникло и развилось · Принцип социального подхода – позволяет рассмотреть общественные процессы и события с учетом интересов различных социальных слоев общества
Специально-исторические методы исследования · Хронологический метод предусматривает изложение материала от более ранних событий к более поздним · Синхронный метод предполагает изучение событий, происходящих в одно и тоже время, но в разных местах и разных сферах жизни общества · Хронологическо-проблемный предусматривает изучение и исследование истории по периодам, эпохам, а внутри их – по проблемам · Проблемно-хронологический предполагает изучение какой-либо одной стороны жизни и деятельности государства (или личности) в ее последующем развитии.
Вспомогательные исторические дисциплины
Исторические источники · Это все, что отражает исторический процесс и позволяет узнать прошлое человеческого общества · Письменные - летописи, рукописи и т.д. · Изобразительные – картины, статуи и гравюры · Вещественные – предметы быта (археологические) · Фонические – звукозаписи · Фотографии · Кинодокументы
· Внутренние источники · Внешние источники · Специальные источники · Неспециальные источники
Лекция 2 Золотая Орда и Русь · 1223г. Битва на р. Калке · 1238г. Монголы разгромили объединенные войска Северо-Восточной Руси
Система взаимоотношений Золотой Орды и Руси · Сохранение государственности русских земель · Выплаты Русью дани · Выдача ханом Золотой Орды русским князьям ярлыков на княжение · Толерантное отношение ордынцев к РПЦ
Взаимоотношение Руси с западными соседями Создается Ливонский орден Экспансия Ливонского Ордена и шведских феодалов на русские земли Цель - присоединение русских земель, распространение католичества · 1240г. Невская битва · 1242г. Битва на Чудском озере · В борьбе с западными соседями Александр Невский заручился поддержкой хана Золотой Орды – Батыя
Причины объединения русских земель: · Необходимость консолидации перед внешней угрозой · Постепенной формирование единого экономического рынка
Россия в середине 16-17 вв. 1. Россия в середине и во второй половине 16 века 2. Уроки смуты
· Правление Ивана Грозного (1533 - 1584) · 1574г. Венчание Ивана IV на царствование – официальное признание Москвы наследницей Константинополя
Реформы избранной рады: · Окончательное оформление приказной системы · Реформа местного управления: вместо наместников, вводятся должности губных старост в центр, районах страны и воевод – на окраинах государства · Начал созывать Земские соборы · Создается более или менее регулярная пехота – стрелецкое войско · Ограничение норм местничества (получение места на службе исходя из происхождения) на военной службе учетом ратных заслуг Опричнина (1565 - 1572) – система внутриполитических мер Ивана IV для борьбы с явной и мнимой изменой в среде знати. Ослабила влияние бояр и усилило дворян.
Основные этапы опричнины: · Переезд царя в Александрову слободу, отречение от престола и согласие вновь взойти на престол с предоставлением ему чрезвычайных полномочий · Раздел территории страны на опричнину и земщину · Опричный террор · 1569г. – тайный поход на Новгород · 1572г. – упразднение опричнины
Внешняя политика Ивана Грозного · Присоединение Казанского Ханства (1552) · Присоединение Астраханского ханства (1556) · Вхождение Башкирии в состав Русского государства (1552 - 1557) · Начало присоединения Сибири (1581) · Ливонская война (1558 - 1583)
Смутное время (конец 16 – начало 17 веков) Причины: · Династический кризис – в 1598 г. прервалась династия Рюриковичей · Последствия Ливонской войны и опричнины · Голод 1601 – 1603 гг. · Феномен самозванчества · Экспансионистская политика западных соседей России – Речи Посполитой и Швеции
Основные этапы смуты: · Смерть Бориса Годунова, убийство его сына (1605) · Правление Лжедмитрия I (1605 – 1606) · Правление Василия Шуйского (1606 - 1610) · Восстание И.И. Болотникова. Цель: свержение Шуйского и возвращение на трон «истинного царя Дмитрия Ивановича» (1606 – 1607) · Осада Москвы Лжедмитрием II (1608). Для борьбы с ним Василий Шуйский нанял шведов в обмен на города Ям, Копорье и Корела · В 1609 в Россию вторгся польский король Сигизмунд III · Василий Шуйский вынужден отречься от престола. Устанавливается Семибоярщина (1610) · Правительство бояр заключило договор об избрании на русский трон польского королевича Владислава (1610), впустило в Москву польский гарнизон · Шведы захватили Новгород (1611) · Создание Первого (1611) и Второго (1611-1612) ополчений · 1612г. Второе ополчение освободило Москву · 1613 г. – избрание на царствование Михаила Романова · К началу 1620-х гг. кризис был преодолен
Бунты и другие события 17 века · 1648 г. – соляной бунт, вследствие взимания недоимок по соляному налогу · 1649 г. – Соборное уложение (новый сборник законов). Юридически оформилось окончательное закрепощение крестьян · 1654 г. присоединение Украины к России · 1662 г. – медный бунт, вследствие роста налогов в ходе русско-польской войны (1654 - 1667) · Раскол в Русской православной церкви (середина 17 века) · Соловецкое восстание (1668-1676). Участники: староверы, беглые крестьяне, участники восстания Степана Разина · Восстание Степана Разина (1670-1671)
Лекция 6 Россия в 18 веке 1. Реформы Петра I 2. Просвещенный абсолютизм Екатерины II
Начало правления Петра I · 1682-1696 гг. – Петр в 10-летнем возрасте провозглашен царем совместно с братом Иваном V (до 1696 г.) и регентстве царевны Софьи (до 1689 г.) · 1689 г. – отстранение от власти царевны Софьи · Складывает круг ближайших сподвижников Петра I: Франц Лефорт, Александр Меньшиков, Яков Брюс, Патрик Гордон · 1695, 1696 гг. – возобновляются войны с Турцией (азовские походы). Взятие Азова · «Великое посольство» в Европу (март 1697 – август 1698 гг.) Цели «Великого посольства»: поиск союзников для борьбы с Османской империей и знакомство с достижениями европейских государств Северная война (1700 – 1421 гг.) · В связи с создавшимися возможностями по организации антишведской коалиции Петр пересмотрел концепцию внешней политики, переориентировав ее с юга на северо-запад
· Цель – выход России к Балтийскому морю. Решение этой проблемы давала возможность прямой торговли с Европой · Противник России в этой войне – Швеция, союзники Польша, Саксония, Дания
Основные этапы Северной войны · 1700 г. – Дания начала войну против Швеции. Россия осадила крепость Нарва. Шведы высадили десант под Копенгагеном (в результате Дания выведена из войны), разгром русских войск под Нарвой · Петр перевооружил и переукомплектовал армию · 1702 – 1704 гг. – достигнуты локальные победы русской армии · 1703 г. – заложена Петропавловская крепость · 27 июня 1709 г. – Полтавская битва · Победа русского флота в морских сражениях у полуострова Гангут (1714) и острова Гренгам (1720)
Результаты Северной войны · 1721 г. – между Россией и Швецией подписан Ништадский мирный договор · Условия договора: o Россия приобрела значительные территории в Прибалтике, тем самым получив надежный выход к балтийскому морю o Россия укрепила свой международный авторитет o В прямой связи с победой в Северной войне находится провозглашение России империей
Экономическая политика Петра I · Потребности армии и флота обусловили бурный рост мануфактур – ручной труд - (в 1700 г. – 13, в 1725 г. - 178) · Появились центры добычи и переработки руды на Урале · Политика протекционизма – система мер, поощряющих развитие отечественной промышленности, искусственное ограждение его от иностранных конкурентов · Повысилась роль внешнеторговых связей (в 1701 г. в Россию прибыло 103 иностранных корабля, в 1725 г. - 914) · Введение подушного налогообложения вместо подворной · Использование крепостного труда в промышленности
Административная реформа · 1699 г. – Боярская дума фактически заменена Ближней канцелярией · 1708 г. – областная реформа. Создаются губернии (изначально 8) · 1711 г. – образован Сенат – высший орган по делам законодательного и государственного управления. Подчинялся Императору · 1718 г. – вместо приказов создаются коллегии · 1721 г. – образован Святейший правительствующий Синод – орган управления церковью
Социальная структура общества Основные сословия: · Дворяне · Духовенство · Мещане · Крестьяне (государственные, дворцовые, церковные и монастырские, помещичьи, посессионные – на мануфактуре)
· Указ Петра I о единонаследии (1714 г.)
· «Табель о рангах» (1722 г.)
Культ и быт · Организация светского образования · С 1702 издается газета «Ведомости» · 1708 г. – водится гражданский шрифт вместо церковно-славянского · 1725 г. – создается Академия наук · Внедрение европейских традиций в быт высших слоев общества · Культура разделилась на дворянскую и народную
Итоги: В годы правления Петра I, в России происходит бурное развитие промышленности, внешней торговли, был основан морской флот, были заимствованы многие элементы западной цивилизации. Но многие преобразования достигались принуждением и диктаторскими методами, что вызывало протест и недовольство у значительной части жителей страны.
Лекция 7 Россия в начале XX века
Особенности развития России на рубеже 19-20 вв. · Большая доля иностранного капитала в российском производстве · Ограниченные возможности российской буржуазии в разрешении социальных конфликтов мирных путем · Разные темпы развития промышленности и с/х
Социальные интересы различных сословий накануне революции 1905-1907 гг. · Крестьяне o Отмена выкупных платежей o Расширение земельных наделов · Рабочие o Сокращение долготы рабочего дня o Повышение зарплаты o Улучшение условий труда · Интеллигенция o Получение бОльшей свободы · Иногородцы o Изменение национальной политики, придание ей бОльшей гибкости · Буржуазия o Получение политической власти · Дворяне-помещики o Сохранение своих привилегий · Император Николай II o Защита устоев самодержавия
История как наука 1. История и исторический процесс 2. Принципы, методы и значение изучения истории
Специфика истории, как науки, в том, что законы и закономерности выступают здесь как тенденции с вероятным исходом
Функции: 1. Познавательная функция состоит в самом изучении исторического пути, познания наиболее важных, связанных с ней событий и процессов 2. Практически-политическая функция истории, выявляя закономерности исторического развития, помогает выработать определенный политический курс в том или ином вопросе 3. Мировоззренческая функция – взгляд на мир, общество, законы его развития. Может быть научным, если он базируется на объективной реальности – исторических фактов 4. Воспитательная функция. Знание истории своего народа и всемирной истории формируют гражданские качества; помогают уяснить для себя такие категории, как честь, долг перед обществом; позволяют увидеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы 5. Аксиологическая функция предполагает оценку событий и явлений прошлого, определении их значений для настоящего времени и будущего
Принципы в исторической науке · Принцип объективности - обязывает рассматривать историческую реальность независимо от желаний, стремлений, установок и пристрастий субъекта · Принцип историзма – в соответствии с ним любое историческое явление должно изучаться с точки зрения того, где и когда, в следствие каких причин оно возникло и развилось
· Принцип социального подхода – позволяет рассмотреть общественные процессы и события с учетом интересов различных социальных слоев общества
Специально-исторические методы исследования · Хронологический метод предусматривает изложение материала от более ранних событий к более поздним · Синхронный метод предполагает изучение событий, происходящих в одно и тоже время, но в разных местах и разных сферах жизни общества · Хронологическо-проблемный предусматривает изучение и исследование истории по периодам, эпохам, а внутри их – по проблемам · Проблемно-хронологический предполагает изучение какой-либо одной стороны жизни и деятельности государства (или личности) в ее последующем развитии.
Вспомогательные исторические дисциплины
Исторические источники · Это все, что отражает исторический процесс и позволяет узнать прошлое человеческого общества · Письменные - летописи, рукописи и т.д. · Изобразительные – картины, статуи и гравюры · Вещественные – предметы быта (археологические) · Фонические – звукозаписи · Фотографии · Кинодокументы
· Внутренние источники · Внешние источники · Специальные источники · Неспециальные источники
Лекция 2 Подходы в исторической науке I. Формационный подход (Маркс, Энгельс) Формация – определенный этап в развитии человечества, характеризующийся определенным способом производства (базис) материальных благ и вытекающий из этого системой взаимоотношений индивида и общества.
Линейное развитие Недостатки: в основе – экономическое развитие (не учитывается культура); не все государства проходят каждый этап (в России не было рабовладельчества)
II. Цивилизационный подход (Тайнби, Шпенглер, Данилевский) Три подхода к пониманию термина «цивилизация»: · Идеал прогрессивного развития человечества, как целого · Стадиальный подход - часть прогрессивного развития · Локально-исторические, качественно различные, уникальные общественные образования - универсальность - учитываются все сферы общества - выделяются уникальные черты каждой цивилизации - идея цикличности развития
Неолитическая революция – переход от присвающего хозяйства к производящему. Собирательство, охота, рыболовство – земледелие и скотоводство. Последствия: · Больше времени для духовного творчества · Излишки питания, подлежащие длительному хранению, которые позволили содержать людей, освобожденных от производства пищи (жрецы, вожди, войны) · Социальное расслоение · Сформировываются государства – системы органов организации и управления
Ø Египетская (4-3 тыс. лет до н.э.) – Нил Ø Месопотамская (4-3 тыс. лет до н.э.) –Тигр и Ефрат Ø Индийская (3-2 тыс. лет до н.э.) –Инд, Ганг Ø Китайская (2 тыс. лет до н.э.) – Хуанхэ
Черты восточной цивилизации: · Сосредоточенность на духовном, огромная роль религии · Общество построено на принципах коллективизма · Понятие частной собственности в полном смысле отсутствует · Тип управления – деспотия · Изменения происходят медленно
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.088 с.) |