Государственное регулирование экономики. Тест 53 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное регулирование экономики. Тест 53



261. К безработным в соответствии с Федеральным законом «О занятости» относятся...
• трудоспособные граждане, не имеющие средств к существованию, т.е. дохода, и зарегистрированные на бирже труда

262. Сфера народного хозяйства, к которой относится жилищно-коммунальное хозяйство
• социальная

263. Эффективным является такой объем чистого общественного блага...
• когда общественные предельные издержки производства блага равны общественным предельным выгодам его потребления

264. Сбережения – это...
• часть дохода экономических агентов, не израсходованная в данный период времени

265. Если страна, имеющая дефицит государственного бюджета, решила пополнить его доходную часть, то лучше всего использовать...
• увеличение тарифа на импортный товар с неэластичным спросом по цене

Государственное регулирование экономики. Тест 54

266. По масштабам изъятия дополнительными не являются налоги на...
• доходы

267. Повышению обменного курса национальной валюты, при прочих равных условиях, способствует...
• повышение величины экспорта

268. Фискальная функция налогов заключается в...
• собирании средств для государственного бюджета

269. По мнению экономистов, полная занятость населения достигается в том случае, когда...
• имеют доступ к работе все, кто хочет и может работать

270. Автономные инвестиции – это...
• капиталовложения, произведенные согласно планам развития предприятия

Государственное регулирование экономики: цели, суть и возможности

1. ГРЭ, ее суть и цели

2. Для чего необходимо ГРЭ

3. Возможности ГРЭ

ГРЭ, ее суть и цели

Определение 1

ГРЭ – это комплексные мероприятия, которые применяются государством с целью управления всеми экономическими процессами.

К таким мероприятиям относится регулирование национальной политики в сфере финансов, внешнеэкономические связи, контроль госбюджета, доходной сферы национальной экономики.

Регулирование осуществляется посредством налогово-бюджетной политики и кредитно-денежной и направлено на стабильный рост национальных макроэкономических показателей.

При этом в использование берутся преимущественно методы прямого воздействия: контроль монополий, соблюдение экологического законодательства, разработка государственных стандартов и следования им.

Замечание 1

ГРЭ является целенаправленным влиянием государственных органов на развитие и стабилизационные процессы в национальной экономике. Конечная цель ГРЭ – максимальное благополучие народа.

В процессе достижения этой цели очень важными являются следующие процессы:

  • Рост экономических показателей;
  • Низкая безработица вследствие максимальной занятости среди трудоспособного населения;
  • Стабильность национальной валюты и стабильная ценовая политика;
  • Сбалансированная деятельность во внешнеэкономической сфере.

На государственное регулирование положены определенные социальные и хозяйственные функции. Исполнение этих функций возможно через систему налогообложения, систему обязательных взысканий и отчислений, через государственные инвестиции, льготы, субсидии, внедрение государственных программ в социальной и экономической сферах.

Государственное регулирование экономики проводится с целью реализации национальных интересов, а также лоббирование интересов более незащищенных слоев населения. Также проводится глобальный контроль над тем, чтобы деятельность монополий не ущемляла прав общества. Общая деятельность направлена на защиту интересов будущих поколений, а также на природоохранную деятельность. В России относительно последних вопросов, пристальное внимание отведено малому и среднему бизнесу.

Примером может послужить следующий факт: на Коллегии ФАС РФ в 2015 году пристальное внимание было отведено вопросу создания среды для развития здоровой конкуренции. Руководителем ФАС И.Ю.Артемьевым было озвучено, что в деятельности антимонопольной службы в приоритете создание свободной конкуренции и эффективного предпринимательства. Именно это, по его словам, станет залогом экономического процветания России. Основными приоритетами были признаны сдерживания монополий и интерес потребителя, который ставился выше интересов монополистических компаний.

Поддержание и развитие малого и среднего бизнеса – наиболее важное общее стратегическое направление российского правительства и ФАС. Для достижения положительных результатов в этом направлении была создана новая антимонопольная служба, в состав которой вошла федеральная служба по тарифам. Для поддержания бизнеса был принят ряд закон «О государственных закупках» №44-ФЗ, а также внесены изменения и поправки в уже существующие нормативно-правовые акты. Исходя из данных статистики, более 25% граждан России трудятся в сфере малого и среднего бизнеса, то есть выбранные приоритеты как нельзя более актуальны.

 

Для чего необходимо ГРЭ

Государственное вмешательство в экономику оправдано следующими причинами:

1. Конкуренция. Конкуренция в России имеет несовершенный характер. Это проявляется в том, что периодически на некоторых рынках проявляются новые монополии, которые приносят обществу ущерб без вмешательства со стороны государства;

2. Товары и услуги представлены на рынке в недостаточном количестве или их качество оставляет желать лучшего, что также неблагоприятно влияет на благополучии населения. В первую очередь, это относится к сферам образования, здравоохранения и культуры;

3. Некоторые субъекты хозяйствование наносят непоправимый вред окружающей среде, экологическому положению региона, что также снижать показатели благополучия;

4. Национальная безопасность в сфере информационных технологий (речь идет о информации как о товаре, который реализовывается только с непосредственным участием государства);

5. Показатели безработицы и инфляционные процессы. Это влияет на стабильность в экономической отрасли, особенно заметно в период кризисов;

6. Несправедливое перераспределение доходов между разными слоями общества. Если в этом процессе влияние государства сведено на нет, то может привести к глобальной общественной дестабилизации;

7. Соединение некоторых товаров и услуг (начальная школа, дошкольное воспитание). Потребление населением этих услуг зависит не от ситуации на рынке, а от государства.

Эти причины не идеальности рынка в России требуют не только вмешательства со стороны государства, а и регулирования через экономические функции. Отсюда следует, что ГРЭ – это государственное воздействие на сферу хозяйствования в обществе, а также на социальные процессы. Таким образом, государство реализует свою экономическую и социальную политику, основой которой является определенная концепция и стратегия. В процессе реализации этой политики и для достижения намеченных целей используются определенные инструменты и методы.

Для успеха этих мероприятий очень важно наличие утвержденных нормативно-правовых актов. В них необходимо заложить процедуру и принципы социально-экономической политики в регионах и областях, а также должна отображаться политическая воля наивысшего представителя исполнительной власти.

Возможности ГРЭ

Дать оценку уровню государственного вмешательства в экономические процессы очень сложно, даже можно сказать, невозможно. Связано это с многоаспектностью государственного вмешательства. Примером может послужить социальная стабильность в общественной сфере, которая возникает вследствие эффективного государственного регулирования. Но этот показатель невозможно отобразить количественными параметрами. По сути, государственное регулирование достаточно эффективно. С другой стороны, государственное регулирование не безгранично. Например, цикличное воспроизводство в кризисные периоды государству одолеть не под силу. Ведь это приводит к экономической депрессии, которая стает причиной возникновения огромного количества проблем в социальной и экономической сферах. Сколько бы усилий не прилагалось государством для урегулирования этих процессов, долго удерживать уровень безработицы в допустимых границах и обеспечивать максимальную занятость населению не по силу.

Замечание 2

Государственное регулирование представляется влиянием государства на экономическую и социальную сферы, в ходе которого происходит реализация государственной политики, фундаментом которой выступает конкретная стратегия и концепция.

В состав ГРЭ входят конкретные установки и цели, для достижения которых используются административно-правовые и экономические инструменты. С учетом всех процессов глобализации в современном мире в тесной взаимосвязи находятся национальное государственное регулирование и внешнеэкономическое.

Государственное регулирование оказывает непосредственное влияние на показатель валового внутреннего продукта, уровень инфляции и показатели безработицы, стабилизацию цен и общий внешнеэкономический баланс.

К примеру, еще в 2013 году прирост ВВП в РФ, согласно с данными аналитики, начал замедляться, хотя цены на нефть оставались на достаточно высокой отметке. При этом статистикой нивелируется то мнение, что единым конкурентным товаром на мировом рынке от России может быть исключительно сырье. Согласно с планом Минэка к 2020 году уровень несырьевого экспорта РФ достигнет приблизительно 500 миллиардов долларов. Для того, чтобы этот прогноз превратить в жизнь, были написаны специальные программы импортозамещения с целью поддержания собственного производства и бизнеса. Касалось это также продукции высокотехнологической сферы. Но не стоит забывать тот факт, что в процессе получения эффективного показателя во всех вышеупомянутых показателях, может возникать противоречие между этими процессами. Объективность в процесс ГРЭ возможна лишь тогда, когда уровень экономического развития, капитала и концентрации производства достаточно высок. Определенные направления государственного регулирования экономики, его формы, а также масштабы проведения зависят от глобальности социально-экономических проблем на определенном временном срезе и в том или ином государстве.

Деньги, кредит, банки

Деньги. Кредит. Банки. Ответы на экзаменационные билеты.

1. Происхождение и сущность денег.

Деньги – одно из величайших человеческих изобретений. Происхождение денег связано с VII–VIII тысячелетием до н. э. По вопросу о происхождения денег существует две концепции.

1. Рационалистическая, объясняет происхождение денег соглашениями между людьми, которые убедились в том, что для передвижения стоимости в меновом обороте необходимы специальные инструменты. Впервые эту концепцию выдвинул Аристотель.

2. Эволюционная концепция, доказывает происхождение денег, помимо воли людей, в результате длительного развития обмена, когда из огромного товарного мира выделился особый товар, выполняющий роль денег. Впервые эту теорию выдвинул К. Маркс. На протяжении истории развития товарного обмена и товарного производства четыре формы стоимости сменяли друг друга.

1. Простая (отдельная, случайная) форма. Соответствовала ранней ступени обмена между общинами, когда он носил случайный характер. Сущность заключается в том, что определенное количество товара А меняется на определенное количество товара Б, что может быть выражено следующим соотношением:

n А = х Б,

Причем один из товаров находится в относительной форме стоимости (Б), а другой – в эквивалентной (А), т. е. товар Б выражает свою стоимость через товар А. При этом эквивалентная форма стоимости имеет ряд особенностей:

1) потребительская стоимость товара-эквивалента служит формой проявления свой противоположности – стоимости товара;

2) конкретный труд, содержащийся в товаре-эквиваленте, служит формой проявления своей противоположности – абстрактного труда;

3) частный труд, затраченный на производство товара-эквивалента, служит формой проявления своей противоположности – непосредственного общественного труда.

2. Полная (развернутая) форма. Связана с развитием обмена, вызванного первым крупным общественным разделением общественного труда – выделением скотоводческих и земледельческих племен. В связи с этим в обмен включились многочисленные предметы общественного труда, а каждый товар, который находится в относительной форме стоимости, противостоит множеству товаров-эквивалентов. Она может быть выражена следующей формулой:

3. Всеобщая форма. Связана с дальнейшим развитием товарного производства и обмена, что привело к выделению из товарного мира отдельных товаров, играющих на местных рынках роль главных предметов обмена. Особенность формы стоимости заключается в том, что роль всеобщего эквивалента не закрепилась еще за одним товаром, а в разное время ее попеременно выполняли разные товары. Это выражено формулой:

На разных территориях роль всеобщего эквивалента выполняли разные товары, что существенно затрудняло обмен между ними, что в конечно итоге и привело к появлению следующей формы стоимости.

4. Денежная. Характеризует выделение в результате развития обмена одного товара на роль всеобщего эквивалента, которая с созданием мирового рынка закрепилась за благородными металлами – золотом, серебром – в силу их естественных свойств. Формула, представляет собой следующее:

2. Характеристика денег как экономической категории.

Деньги – один из наиболее важных разделов экономической науки. Они представляют собой нечто гораздо большее, чем пассивный компонент экономической системы, чем простой инструмент, содействующий работе экономики. Правильно действующая денежная система вливает жизненную силу в кругооборот доходов и расходов, который олицетворяет всю экономику. Хорошо работающая денежная система способствует как полному использованию мощностей, так и полной занятости. И наоборот, плохо функционирующая денежная система может стать главной причиной резких колебаний уровня производства, занятости и цен в экономике, исказить распределение ресурсов. Деньги, как и любое другое понятие, имеют свою сущность.

Сущность денег заключается в том, что это специфический товарный вид, с натуральной формой которого срастается общественная функция всеобщего эквивалента. Сущность денег проявляется в единстве следующих свойств:

1) всеобщей непосредственной обмениваемости;

2) к ристаллизации меновой стоимости;

3) материализации всеобщего рабочего времени.

Следовательно, деньги, возникшие из разрешения противоречий товара (потребительной стоимости и стоимости), являются не техническим средством обращения, а отражают глубокие общественные отношения. Сущность денег как экономической категории проявляется в их функциях, которые выражают внутреннюю основу, содержание денег. Деньги выполняют такие функции, как мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления, сбережения и мировые деньги. В своей эволюции деньги выступают в виде действительных денег и в виде знаков стоимости. Действительные деньги (металлические) – деньги, у которых номинальная стоимость соответствует реальной стоимости, т. е. стоимости металла, из которого они изготовлены. Металлические деньги делятся на полноценные и неполноценные.

Полноценные деньги — это деньги, номинальная стоимость которых соответствует стоимости содержащегося в них благородного металла.

Неполноценные деньги вначале чеканились как разменная (билонная) монета полноценных денег, их номинальная стоимость была выше стоимости содержащегося в них металла. В 70-е гг. ХХ в. произошла полная замена действительных денег знаками стоимости – бумажными и кредитными деньгами.

Бумажные деньги являются знаками, или представителями, полноценных денег. Они появились в ходе длительного исторического процесса, который включает следующие этапы:

1) стирание монеты, в результате чего полноценная монета превращается в знак стоимости;

2) сознательная порча металлических монет государственной властью, т. е. специальное снижение металлического содержания монет с целью получения дополнительного дохода в казну;

3) выпуск казначейством бумажных денег с принудительным курсом в целях получения дополнительного дохода в казну.

Сущность бумажных денег заключается в том, что это денежные знаки, выпускаемые для покрытия бюджетного дефицита и обычно не размененные на металл, но наделенные государством принудительным курсом. Кредитные деньги возникают с развитием товарного производства, когда купля-продажа осуществляется с рассрочкой платежа (в кредит). Их появление связано с функцией денег как средства платежа, где деньги выступают обязательством, которое должно быть погашено через заранее установленный срок действительными деньгами.

Кредитные деньги прошли следующий путь развития:

1) вексель;

2) акцептованный вексель;

3) банкнота;

4) чек;

5) электронные деньги;

6) кредитные карточки.

В настоящие время роль кредитных денег в сфере расчетов между юридическими, а также физическими лицами постоянно возрастает.

3. Функции денег.

Деньги выполняют такие функции, как:

1) мера стоимости;

2) средство обращения;

3) средство платежа;

4) средство накопления;

5) сбережения и мировые деньги.

Функция денег как меры стоимости. Деньги как всеобщий эквивалент измеряют стоимость всех товаров. Однако не деньги делают товары соизмеримыми, а общественно необходимый труд, затраченный на производство товаров, создает условия их уравнивания. Все товары выступают продуктами общественно необходимого труда, поэтому деньги могут стать мерой их стоимости. При этом измерение стоимости товаров деньгами происходит идеально, т. е. у товаровладельца не обязательно должны быть наличные деньги. Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется ценой. Она определяется общественно необходимыми затратами труда на его производство и реализацию. В основе цен и их движения лежит закон стоимости, т. е. цена товара формируется на рынке, при равенстве спроса и предложения она зависит от стоимости товара и стоимости денег. Для сравнения цен разных по стоимости товаров необходимо свести их к одному масштабу, т. е. выразить их в одинаковых денежных единицах, называемых масштабами цен. Между деньгами как мерой стоимости и деньгами как масштабом цен имеются существенные различия. В первом случае деньги относятся ко всем остальным товарам, возникают стихийно, изменяются в зависимости от количества затраченного общественного труда, а во втором устанавливаются государством, т. е. 1 рубль приравнивается 100 копейкам, 1 доллар – 100 центам и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-10; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.032 с.)