Оказание первой помощи в ЧС. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оказание первой помощи в ЧС.



ЧС - это нарушение нормальных условий жизнедеятельности людей на опред. территории, вызванное аварией, ка­тастрофой, стих. или экологич. бедстви­ем, а также массовым инфекц. заболевани­ем, кот-ые могут приводить к людским или мат. потерям.

ЧС могут быть как природного так и антропогенного происхождения. Но в обоих случаях люди нуждаются в незамедлительной помощи. Оказываются следующие виды помощи:

Комплекс проведения защитных мероприятий:

- Укрытие в защитных сооружениях

- Накопление и выдача средств индивидуальной защиты, средств медицинской защиты

- Рассредоточение населения

- Эвакуация из опасных зон

Своевременное оказание медицинской помощи людям, подвергшихся воздействию ЧС.

Медицинская помощь может оказываться на месте происшествия, так же могут проводится специальные действия направленные на сохранение жизни пострадавших, для дальнейшей их транспортировки и госпитализации.

Наложение бинтов, повязок при ранах, дезинфекция ран. Временная остановка кровотечений, наложение жгута. Первая помощь при переломах, иммобилизация (создание полного покоя), наложение шины. Первая помощь при ожогах, электротравмах, проведение ИВЛ (искусственная вентиляция легких), помощь при шоке.

 

Правовые, нормативно-технические и организационные основы БЖД.

Правовой основой законодательства в области обеспечения БЖД является Конституция – основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Гарантом Конституции РФ является Президент. Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Федеральные законы принимаются Государственной Думой, рассматриваются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом.

В состав этих основ входит:

Экологическая безопасность.

Обеспечение экологической безопасности на территории РФ, формирование и укрепление экологического правопорядка основаны на действии с марта 1992г. федерального закона «Об охране окружающей среды» в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия. Закон содержит свод правил охраны окружающей среды в новых условиях хозяйственного развития и регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство. Задачами этого законодательства являются: охрана природной среды, предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности, оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества.

Эти задачи реализуются через 3 группы норм:

- нормативы качества окружающей среды

- экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющей на окружающую среду

- механизм исполнения этих требований

К нормативам относятся ПДК (химического, физического, биологического происхождения).

Экологические требования предъявляются всем хозяйственным субъектам независимо от форм собственности и подчиненности.

Механизм реализации выражается в сочетании экономических методов хозяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей среды.

2.Охрана труда – это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Законодательство РФ об охране труда состоит из соответствующих норм Конституции РФ, основ законодательства РФ об охране труда и издаваемых в соответствии с ними законодательных и иных нормативных актов.

Основные направления государственной политики в области охраны труда:

- признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятий.

- установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности

- защита интересов работников, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве

и другие.

Каждый работник имеет право на охрану труда, в том числе:

- на рабочее место, защищенное от воздействия вредных или опасных производственных факторов

- на возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей

- на обучение безопасным методам и приемам труда за счет работодателя и др.

Чрезвычайные ситуации.

Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» определяет общие для РФ огранизационно-правовые нормы в области защиты населения, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ, объектов производственного и социального назначения, а так же окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.

Основные цели закона: предупреждение возникновения и развития ЧС, снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС.

12 февраля 1998г. был подписан закон о ГО. Закон определяет задачи в области ГО и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ.

Законом определены следующие основные задачи ГО:

- обучение и оповещение населения

- эвакуация населения и материальных ценностей

- предоставление населению убежищ и СИЗ

- проведение маскировки а аварийно-спасательных работ

- первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий

- проведение мер по обнаружению и обозначению районов заражения и обеззараживание населения, техники и территорий

 

Список:

60.Очаг биологического поражения, характеристика,

61.Очаг ядерного поражения, понятие, характеристика,

62.Поражающие факторы ядерного оружия. Принципы защиты населения.

63.Поражающие факторы ядерного оружия. Действие на организм.

64.Прибор ДП-22В, назначение, устройство. Порядок пользования.

65.Порядок работы с прибором ИД-8.

66.Классификация ОВ по стойкости, ИПП-8.

67.Химическое оружие. Классификацияи токсикологические характеристики отравляющих веществ.

68.Зонызаражения и очаги поражения

69.СДЯВ, действие на организм.

70.Понятиео химической разведке; ВПХР, назначение, устройство, правилапользования.

71.Радиационноопасные объекты (РОО), основные опасности на РОО.

72.Классификация аварий и этапы развития аварий на РОО.

73.Закрытые и открытые источники ионизирующегоизлучения. Принципы защиты населения.

74.Внешнее и внутреннее облучение; понятие, опасность для человека,

75.Категории критических органов и отдаленные последствия при лучевых поражениях.

76.Hоpмырадиационной безопасности.

77.Понятие о радиационной разведке, приборы разведки.

78.ДП-5, назначение, устройство, правила пользования,

79.Защита населения в ЧС мирного и военного времени.

80.Правилапользования АИ-2 в очаге ядерного поражения,

81.Единая государственная система предупреждения и действия в ЧС. Назначение и ее структура.

82.Эвакомероприятия.

83.Защитные сооружения, их назначение.

84.СИЗ, классификация.

85.Основныеположения и правила пользования противогаза ГП-5.

86.Классификация ЧС мирного времени,

87.Классификация ЧС техногенного происхождения,

88.Средства и способы защиты населения при стихийных бедствиях, авариях и катастрофах.

89.Оказание первой помощи в ЧС.

90.Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

1. Система «человек-среда обитания». Опасные и вредные факторы среды обитания. Техносфера. Понятия о деятельности и БЖД.

2. Основы безопасности жизнедеятельности: Основные понятия, термины и определения. Теоретические основы и практические функции БЖД. Социальная и экономическая значимость обеспечения безопасности жизни. Основы управления безопасностью жизнедеятельности.

3. Безопасность: основные показатели. Средства, способы и методы обеспечения безопасности.

4. Опасность. Квантификация и идентификация опасностей.

5. Анализ опасностей технических систем: объект анализа, качественный и количественный анализ опасностей. Теория риска. Приемлемый риск.

7. Формы деятельности человека. Труд физический и умственный. Статическая и динамическая работа. Тяжесть и напряженность труда.

9. Работоспособность. Динамика работоспособности и меры по ее стабилизации.

12. Производственная среда. Опасные и вредные факторы производственной среды.

17. Производственная вентиляция. Виды вентиляции. Особенности вентиляции помещений с ПЭВМ.

22. Электромагнитные излучения: виды и особенности действия на организм человека. Средства и способы защиты от ЭМИ.

23. Нормирование интенсивности ЭМП. Расчет интенсивности ЭМП на рабочих местах.

24. Производственное освещение, его классификация и влияние на безопасность труда. Основные понятия и единицы.

25. Естественное освещение. Гигиеническое нормирование и использование.

26. Искусственное освещение. Источники искусственного света. Светильники. Нормирование искусственного освещения.

27. Искусственное освещение: гигиеническое нормирование и методы расчета параметров искусственного освещения.

29. Действие электрического тока на организм человека. Электротравмы. Причины возникновения электротравм.

31. Защитное зануление: область применения, виды, расчет зануления.

32. Защитное заземление: область применения, виды, обоснование выбора заземлителей.

33. Общая характеристика технических мероприятий пр обеспечению электробезопасности. Организация технических мероприятий при эксплуатации электрооборудования.

34. Характеристика лазеров. Средства и способы защиты от лазерного излучения.

35. Инфракрасное излучение: источники, особенности воздействия на организм человека, средства и способы защиты от избыточного тепла в производственных помещениях.

36. Пожар. Способы и средства тушения пожаров. Особенности тушения пожаров в помещениях с повышенной электроопасностью.

37. Пожары и взрывы: основные параметры, поражающие факторы и особенности развития.

38. Показатели пожароопасности. Классификация производств по пожарной и взрывной опасности.

43. Виды воздействия химических веществ на организм человека. Токсичность и канцерогенность веществ.

44. Вредные вещества: виды воздействия на организм человека, пути поступления в организм. Общие требования безопасности к воздуху рабочей зоны: ПДК, ПДВ, ОБУВ. Средства и способы очистки воздуха.

45. Средства (коллективные и индивидуальные) защиты от опасных и вредных факторов производства. Коллективные средства: виды, выбор и особенности размещения. Средства индивидуальной защиты: виды, выбор и условия применения.

47. Оценка эффективности обобщенного защитного устройства. Принципы защиты от энергетических воздействий.

49. Средства снижения травмоопасности технических систем. Защиты от механического травмирования: предохранительные, оградительные, тормозные устройства, устройства автоматического контроля и сигнализации, знаки безопасности.

50. Безопасность систем связи: виды вредных и опасных факторов, средства и способы обеспечения безопасности от них. Нормирование воздействия электромагнитного излучения ЧС.

52. Правовые и организационные основы управления безопасностью жизнедеятельности: законы и подзаконные акты, нормативно-техническая документация, гигиеническое нормирование

54. Классификация, расследование и учет несчастных случаев на рабочем месте.

55 Производственные травмы и профессиональные заболевания. Расследование несчастных случаев на производстве. Учёт и анализ производственного травматизма. Профилактика травматизма на предприятиях.

56. Производственный травматизм: причины и показатели. Страхование травматизма и профзаболеваний. Инструктаж: виды и особенности проведения.

57. Основы обеспечения безопасности труда при использовании ПЭВМ

58 Надзор и контроль за охраной труда. Ответственность за нарушение законодательства об охране труда

59. Принципы и способы защиты населения в ЧС. Правила поведения в ЧС

60. Международное сотрудничество в области обеспечения безопасности условий труда.

61. Назначение и порядок проведенеия аттестации рабочих мест по условиям труда.

62 Назначение и порядок проведения сертификации работ по охране труда на предприятии

1. Техносфера– регион биосферы, в прошлом преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям (техносфера – регион города или промышленной зоны, производственная или бытовая среда). В жизненном цикле человек и окружающая его среда обитания образуют постоянно действующую систему «человек – среда обитания». Среда обитания – окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство. Действуя в этой системе, человек непрерывно решает, как минимум, две основные задачи:

– обеспечивает свои потребности в пище, воде и воздухе;

– создает и использует защиту от негативных воздействий, каксостороны среды обитания, так и себе подобных.

Негативные воздействия, присущие среде обитания, существуют столько, сколько существует Мир. Источниками естественных негативных воздействий являются стихийные явления в биосфере: изменения климата, грозы, землетрясения и т.п.

В условиях техносферы негативные воздействия обусловлены элементами техносферы (машины, сооружения и т.п.) и действиями человека. Изменяя величину любого потока от минимально значимой до максимально возможной, можно пройти ряд характерных состояний взаимодействия в системе «человек – среда обитания»:

– комфортное (оптимальное), когда потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия: создают оптимальные условия деятельности и отдыха; предпосылки для проявления наивысшей работоспособности и как следствие продуктивности деятельности; гарантируют сохранение здоровья человека и целостности компонент среды обитания;

– допустимое, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека. Соблюдение условий допустимого взаимодействия гарантирует невозможность возникновения и развития необратимых негативных процессов у человека и в среде обитания;

– опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, и/или приводят к деградации природной среды;

– чрезвычайно опасное, когда потоки высоких уровней за короткий период времени могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать разрушения в природной среде.

Из четырех характерных состояний взаимодействия человека со средой обитания лишь первые два (комфортное и допустимое) соответствуют позитивным условиям повседневной жизнедеятельности, а два других (опасное и чрезвычайно опасное) – недопустимы для процессов жизнедеятельности человека, сохранения и развития природной среды.

‑­

^ Взаимодействие человека со средой обитания может быть позитивным или негативным, характер взаимодействия определяют потоки веществ, энергий и информаций.

Биосфера– область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, не испытавших техногенного воздействия.

Техносфера– регион биосферы, в прошлом преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям (техносфера – регион города или промышленной зоны, производственная или бытовая среда)

Опасность – негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям.

Различают опасности естественного и антропогенного происхождения.

Вредный фактор – негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию.

^ Травмирующий (травмоопасный) фактор – негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу.

Безопасность жизнедеятельности - область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них. Деятельность - это необходимое условие существования человеческого общества.
Тогда наиболее общее определение БЖД: это техническая дисциплина, изучающая способы и возможности сохранения здоровья и безопасности человека в его среде обитания, при любых видах деятельности. Безопасность жизнедеятельности – наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой.

^ 2. Основы БЖД:основные понятия, термины и определения. Теор. Основы и практич функции БЖД. БЖД – это наука об оптимальном взаимодействии человека со средой обитания. Среда обитания определяется как часть производства и совокупность реальных объектов, окружающих человека в местах его пребывания. Задачи: обеспечение здоровых условий жизни и труда, высокая продолжительность жизни, и стратегическая задача – обеспечение выживаемости цивилизации в условиях развивающихся социальных и экологических признаков. Цель: приобретение теор знаний и навыков в выявлении, оценке, контроле и опасности окр среды, в т.ч. и производственной, а также разработке к осуществлению мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий. Также создание безопасных условий ЖД, проектировании оптимальных производственных и трудовых систем, прогнозирование и принятие решений в условиях ЧС. Термины и определения. Объект изучения дисциплины БЖД – комплекс явлений и процессов в системе “Человек- Среда обитания” негативно действующих на человека и среду обитания. Цель изучения – получение знаний о методах и средствах обеспечения безопасности и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях жизненного цикла. Опасность - Явления, процессы, объекты, свойства объектов, которые в определенных условиях способны наносить вред жизнедеятельности человека. Сама опасность обусловлена неоднородностью системы “Человек- Окружающая среда” и возникает, когда их характеристики не совпадают. Признаки опасности. Угроза для жизни. Возможность нанесения ущерба здоровью. Возможность нарушения нормального функционирования экологических систем. Источники формирования опасности. Сам человек, его труд, деятельность, средства труда; Окружающая среда; Явления и процессы возникающие в результате взаимодействия человека с окружающей средой.В БЖД существуют 2 понятия:ноксосфера (“ноксо”(лат.)- зона опасности);гомосфера (сфера, в которой присутствует человек).Опасность реализуется на пересечении этих 2 сфер. Безопасность – свойство систем “Человек – Машина - Среда ” сохранять при функционировании в определенных условиях такое состояние, при котором с заданной вероятностью исключаются происшествия, обусловленные воздействием опасности на незащищенные компоненты систем и окружабщую природную среду, а ущерб при этом энергетических и материальных выбросов не превышает допустимого.

^ 4. Опасность. Квантификация и идентификация опасностей. Опасность – это центральное понятие БЖД, под которым подразумевается явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека прямо или косвенно. Данное определение является достаточно объемным, ‑­

учитывающим все формы деятельности. Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, несоответствующие условиям жизнедеятельности человека. Т.к. опасность является понятием сложным, иерархическим, имеющим много признаков, её таксономия позволяет глубже познать природу опасности. Аксиома о потенциальной опасности деятельности. Человеческая практика дает основания для утверждения о том, что любая деятельность потенциально опасна. Ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности. Следовательно, можно сформулировать следующее заключение: любая деятельность потенциально опасна. Данная аксиома имеет исключительно методологическое и эвристическое значение.

Качественное определение опасности – идентификация. Существует два подхода идентификации опасностей:

- ретроспективный - прогностический

Для оценки сложных, качественно определяемых понятий вводятся количественные характеристики – квантификация опасностей (балльная, численная и др. формы). Последовательность изучения опасностей такова: 1 стадия предварительный анализ опасностей а) выявить источники опасностей б) определить части системы, которые могут вызывать опасности в) вести ограничения на анализ, т.е. исключить опасности, которые не будут изучаться 2 стадия выявление последовательности опасных ситуаций, построение дерева событий и опасностей 3 стадия анализ последствий.

Анализ опасностей технич систем: объект анализа, качественный и количественный анализ опасностей. Теория риска. Приемлемый риск. Общая характеристика опасных ситуаций. Риск. Виды риска. Количественная оценка опасности — риск (R).

  , где n - число случаев, N - общее количество людей. По статистике n = 500 тыс. чел. (погибают неестественной гибелью на пр-ве за год) N = 160 млн. чел. Существует понятие нормируемого риска (приемлемый риск) R=10-6 .


^ Понятие “риск”. Определение риска.Аналитический риск выражает частоту реализации опасностей по отношению к их возможному числу: Факторы риска. Классификация риска Фактор (лат. – движущая сила) – существенное обстоятельство в каком-либо процессе или явлении. Фактор риска – фактор, не являющийся причиной реализации опасности, но увеличивающий вероятность её возникновения. Объект риска - то, что подвергается риску.Различают след виды рисков:индивидуальный,технический,экологический,социальный,экономический,другие.Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума.Ежегодно в США в аварии попадают около 50 млн. человек. Среднестатистическое число жертв около 50 тыс. человек.Население США 200 млн. человек, индивидуальный риск попасть в аварию 50 тыс./200 тыс.=2.5*10-4. Приемлемый индивидуальный риск – тот риск, с которым общество готово умереть. За рубежем он колеблется (10-5-10-6)для самых опасных объектов, для объектов не относящихся к категории опасных – (10-7-10-8). Социальный риск – риск для группы людей, зависимость между частотой реализации опасности и числом жертв. Социально-приемлемый риск – тот уровень социального риска, с которым общество готово умереть.

 

6. Естественные системы обеспечения безопасности человека. Анализаторы. Краткая характеристика основных анализаторов человека. Рефлексы. Анализаторы - это система специализированных нервных образований которые воспринимают явления в окр. мире и внутри организма и обрабатывают получ-ю инф-ю. Анализатор сост-т из рецептора (воспринимателя), проводящих нервных путей и зоны коры гол-го мозга. Путь нервного импульса от воспринимающего нервного образования ч/з ЦНС и до окончания в действующем органе наз-ся рефлекторной дугой. Анализаторы бывают: экстероцептивные (зрительный, слуховой, осязательный, вкусовой, болевой, тактильный, температурный), интероцептивные. Характеристики: 1) пороги чевствительности (верхний, нижний), 2) дифференциальный порог (порог различения). Нижний абсол-й порог - это min интенсивность физ-го раздражителя при достижении и превышении кот-го проявляются его ощущения. Верхний абсол-й порог - это max интенсивность раздражителя при кот-м все еще сохр-ся ‑­

адекватно специфическое восприятие. Дифференциальный порог - это min различие 2-х раздражителей кот. возможно распознать по разнице ощущений. Зрительный анал-р (ЗА): Под влиянием света вещества, находящиеся м/д наружным слоем сетчатки и сосудистой оболочкой начинают раздражаться, возбуждая нерв окончания эл-ов глаза. Так начинается зрительный процесс. ЗА воспринимает электро-маг-е излучения с длиной волны в диапазоне 0,38-0,76 мкм. Яркость- это отношение силы света к площади излучения. Характер-ки ЗА: световая чевствит-ть и контрастная (показывает на сколько объект должен отл-ся от фона, чтобы его было видно.) Острота зрения: зависит от освещения, контрастности, формы и размера объекта. Она характер-ся min углом при кот-м 2 точки видны как раздельные. Поле зрения: определение объектов в 2 и 3-х мерном пространстве. Поле ограничено. Слуховой анал-р (СА):Звук - колебания упругой среды. Носитель звука это сила или интенсивность звука (Вт/м2). Порог слышимости на частоте 1000 Гц сост-т 2*10-5 Па, верхний порог- 105 Па. Абс-й диф-й порог- 2-3 Гц, относительный- 0,002 Гц. Интенсивность звука, соответствующая порогу слышимости- 10-12 Вт/м2. Кожная чувств-ть: 1) тактильный анализатор - ощущ-е прикосновения, давления. Воспринимает ощущ-я д-е на кожу. 2) Температурная чувствит-ть - ощущ-е тепла, холода. На лбу темпер-ра 34-35 гр-в, стапы- 25-27 град-в. Абс-й порог темпер-й чувств-ти опред-ся по min ощущаемому изменению темп-ры участков кожи относит-но логического 0. 3) Болевая чувствит-ть. Обоняние: Запохи чел. Воспринимает при пом. спец-х рецепторов, они располаг-ся в слизистой носовых раковин. Когда частицы вещ-ва попадают на слизистую и раздражают рецепторы, отростки этих рецепторов образуют обонятельный нерв. Отростки передают возбуждение ЦНС. Возникает ощущение запаха. Абс-й порог у чел. Измер-ся долями миллиграмма на литр воздуха. Диффер-й порог –38%. Вкус: сладкое, горькое, соленое, кислое. Абс-й порог- выраженные в величинах концентрации раствора. Диф-й – 20%. Вибрационная чевствит-ть: Вибрации м. принести серьезный «урон» д6еятельности организма и при опред-х усл-х вызвать вибрационную болезнь. Диапазон ощущ-я вибр-и 1-1000 Гц. Наиболее высокая чувствит-ть к частотам 200-250 Гц. Спец-е анализаторы неизвестны. Самые чувствительные стопы ног и ладони. Органическая чувствит-ть: Нервные аппараты есть во всех внутр. органах. В органах возникают определенные ощущения, которые порождают сигналы которые нервная система передает в мозг. Все анализаторы работают рефлекторно.


^ 7. Формы деят человека. Труд физический и умственный. Статическая и динамическая работа. Тяжесть и напряженность труда. Деятельность человека носит самый разнообразный характер. Можно разграничить на две основные группы по характеру выполняемых человеком функций. Физический труд. Выполнение человеком энергетических функций в системе «человек — орудие труда». Физическая работа требует значительной мышечной активности. Она подразделяется на два вида: динамическую и статическую. Динамическая работа связана с перемещением тела человека, его рук, ног, пальцев в пространстве; статическая — с воздействием нагрузки на верхние конечности, мышцы корпуса и ног при удерживании груза, при выполнении работы стоя или сидя. Динамическая физическая работа, при котором в процессе трудовой деятельности задействовано более 2/3 мышц человека, — называется общей, при участии в работе от 2/3 до 1/3 мышц человека (мышцы только корпуса, ног, рук) — региональной, при локальной динамической физической работе задействовано менее 1/3 мышц (например, набор текста на компьютере). Физическая тяжесть работы определяется энергетическими затратами в процессе трудовой деятельности и подразделяется на следующие категории: легкие, средней тяжести и тяжелые физические работы. Легкие физические работы (категория I) подразделяются на две категории. К категории Iа относятся работы, проводимые сидя и сопровождающиеся незначительным физическим усилием. К категории Iб относятся работы, проводимые сидя, стоя или связанные с ходьбой и сопровождающиеся некоторым физическим усилием. Физические работы средней тяжести (категория II) подразделяются на две категории. К категории IIа относятся работы, связанные с постоянной ходьбой, перемещением мелких (до 1 кг) изделий или предметов в положении стоя или сидя и требующие определенных физических усилий. К категории IIб относятся работы, связанные с ходьбой, перемещением и перенесением тяжестей массой до 10 кг и сопровождающиеся умеренным физическим усилием. К тяжелым физическим работам относятся работы, связанные с постоянными передвижениями, перемещением и перенесением значительных (свыше 10 кг) тяжестей и требующие больших физических усилий. Умственный труд. Этот труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующие преимущественного напряжения внимания, сенсорного аппарата, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы (управление, творчество, ‑­

преподавание, наука, учеба и т. п.). ^ Операторский труд — отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением. Управленческий труд — определяется чрезмерным ростом объема информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышения личной ответственности за принятие решений, периодическим возникновением конфликтных ситуаций. Творческий труд — требует значит. объема памяти, напряжения внимания, нервно-эмоц. напряжения. Труд преподавателя — постоянный контакт с людьми, повышенная отве-ть, дефицит времени и инф. для принятия решения. Труд учащегося — память, внимание, восприятие, наличие стрессовых ситуаций. При вып. человеком умственной работы при нервно-эмоц. напряжении имеют место сдвиги в вегетативных функциях: повышение кров. давления, измен. ЭКГ, увел. легочной вентиляции и потребления O2, повышение т-ры. Установлены критерий физического и умственного труда по сте‑­

пени тяжести и напряженности его. Физическая и мышечная работа. Виды: - динамическая работа больших групп мышц; - динамическая работа малых групп мышц; - статическая работа мышц. (Это ситуация, когда человек должен работать в определенной позе - атлетическая нагрузка).При трудовой деятельности, требующей значительного нервно-психического напряжения, обычно наблюдается замедление двига‑­

тельных реакций, уменьшение точности движений, ослабление вни‑­

мания, памяти. Монотонность или монотония – психическое состояние человека, вызванное однообразием восприятии или дей‑­

ствий. Соответственно различают два вида монотонии: монотонию за счет информационной перегрузки одних и тех же нервных центров в результате поступления боль‑­

шого объема одинаковых сигналов при многократном по‑­

вторении единообразных движений (например, работа на конвейерах с мелкими операциями); монотонию, вызываемую однообразием восприятия, из-за постоянства инфор‑­

мации и недостатка новой информации (например, наблюдение за приборными пультами в ожидании важного сигнала). Таким образом, общие признаки для всех видов монотонии – перегрузка информацией при выполнении paботы или, наоборот, ее недостаток, что накладывает на функциональное состояние человека определенный отпечаток: работник (оператор) теряет интерес к выполняемой работе. Монотонная работа вызывает переоценку про‑­

должительности рабочего времени (смена кажется значи‑­

тельно длиннее), работник с нетерпением ждет окончания смены, его клонит ко сну. Монотонная работа отрицательно сказывается на эф‑­

фективность производства: ухудшаются экономические показатели, повышаются травматизм и аварийность, растет текучесть кадров.

^ 9. Работоспособность. Динамика раб-ти и меры по ее стабилизации. У каждого человека есть свой предел утомительной работы. Он разделяется на 2 вида работоспособности. (Способность человека выполнять максимально возможное количество работы на протяжении заданного времени и с определенной эффективностью называется работоспособностью.) Работа, которую человек может выполнять в течение 8 часов без развития признаков мышечного утомления, считается легкой. Она ниже предела. Выше него находится область максимальной работоспособности (ограничена во времени). Тренировка повышает работоспособность. Факторами, влияющими на работоспособность, являются:- состояние здоровья- уровень тренированности- опыт, склонность к данной работе- физическое и психическое состояние- мотивация к труду, эмоции- состояние ОС- организация труда- организация рабочего места.Изменения работоспособности в течение дневной рабочей смены имеют несколько фаз или сменяющих друг друга состояний человека:Фаза врабатывания или нарастающей работоспособности. В этот период постепенно повышается подвижность функционирования систем организма, ускоряется и увеличивается объем физиологических процессов. В зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей человека, этот период длится от нескольких минут до 1.5-2.5 ч.Фаза высокой устойчивой работоспособности. Для нее характерно сочетание высоких трудовых показателей с относительной стабильностью или некоторым снижением напряженности физиологических функций. Ее продолжительность м.б. 2-2.5 ч.Фаза снижения работоспособности(утомление). Падение работоспособности сопровождается снижением функциональных способностей. Наблюдаемое к обеденному перерыву падение работоспособности проявляется в ухудшении функций ссс(изменение АД, частоты пульса) и нервной системы(увеличение времени протекания рефлексов, снижение внимания, появление излишних движений, ошибочных реакций, замедление скорости, замедление скорости решения задач).Фаза восстановления работоспособности. Во время отдыха после первой ‑­

половины рабочей смены она характеризуется увеличением жизненных функций организма.Период устойчивой работоспособности служит важнейшим показателем выносливости человека при данном типе работы и при заданном уровне интенсивности.Выносливость обусловливается следующими факторами:1. интенсивностью работы 2. спецификой работы 3. возрастом 4. полом 5. эмоциональное состояние 6. типом высшей нервной деятельностиДинамика работоспособности сохраняется и после междусменного перерыва. При этом фаза врабатывания наступает быстрее, а фаза устойчивой работоспособности по уровню ниже и менее длительная, чем до перерыва. Перед самым концом работы наступает некоторое повышение работоспособности – «конечный прорыв» перед наступлением отдыха.Изменение работоспособности может быть и в течение рабочей недели. Изменяется она и в течение жизни:- у женщин – максимальная в 20-38 лет, а с 48 лет постепенное снижение;- у мужчин 21-40 лет, а снижение с 51 года.

^ 11. Критерии оценки деятельности оператора. Оценка надежности системы чел- машина. П. Фиттс изложил основные правила распределения функций на основании предельно просто



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-10; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.32 (0.076 с.)