Условия предоставления и сфера бюджетного финансирования инвестиций. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия предоставления и сфера бюджетного финансирования инвестиций.



 

Государственные капитальные вложения осуществляются в процессе выполнения государством своих функций: экономичес­кой, оборонной, правоохранительной, созидательной, экологичес­кой, социальной и др. Посредством капитальных вложений госу­дарство может реально влиять на структурную перестройку эко­номики, обеспечивая повышение эффективности народнохозяй­ственного комплекса, ликвидацию имеющихся диспропорций в развитии отдельных отраслей и регионов, сохранение единого экономического пространства.

Получателями государственных инвестиций могут быть пред­приятия, находящиеся в государственной собственности, а также юридические лица, участвующие в реализации государственных программ. Финансирование государственных инвестиций осуще­ствляется в соответствии с уровнем принятия решений. На феде­ральном уровне финансируются федеральные программы и объек­ты, находящиеся в федеральной собственности, на региональном - региональные программы и объекты, находящиеся в собствен­ности отдельных конкретных территорий.

Бюджетному финансированию присущ ряд принципов: полу­чение максимального экономического и социального эффекта при минимуме затрат; целевой характер использования бюджетных ресурсов; предоставление бюджетных средств стройкам и под­рядным организациям в меру выполнения плана и с учетом ис­пользования ранее выделенных ассигнований.

Достижение максимального эффекта при минимальных зат­ратах выражается в том, что бюджетные средства должны предоставляться лишь в том случае» если соответствующий проект обеспечивает наибольшую результативность. Принципиально новым в инвестиционной политике последних лет является пе­реход от распределения бюджетных ассигнований на капиталь­ное строительство между отраслями и регионами к избиратель­ному частичному финансированию конкретных объектов и фор­мированию состава таких объектов на конкурсной основе, что в значительной степени способствует реализации отмеченного принципа.

Комплексная оценка экономической эффективности любого инвестиционного проекта, в финансировании которого исполь­зуются средства федерального бюджета, выполняется по системе различных критериев и показателей эффективности, отражающей интересы каждого участника. Так, для государства в качестве такого критерия выступают макроэкономические показатели: прирост валового и чистого национального продукта, националь­ного дохода; для предприятия - размер увеличения прибыли; для населения - размер снижения стоимости квартир, различных ус­луг социального характера. В том случае, если реализация инве­стиционного проекта не обеспечивает увеличения отмеченных макроэкономических показателей, государство не имеет прямой экономической заинтересованности в его осуществлении. Моти­вами для финансирования такого мероприятия могут выступать политические, оборонные, социальные, экологические и другие преимущества, которые при этом обеспечиваются.

Целевой характер использования бюджетных ресурсов заклю­чается в том, что финансирование конкретных строек и объектов осуществляется после утверждения бюджета на соответствующий год, тем самым обеспечивается контроль за расходованием ре­сурсов по ранее определенным направлениям. Так, коммерчес­кие банки, осуществляющие финансирование объектов, соору­жаемых для федеральных нужд, не могут зачислять бюджетные средства на депозитные счета, использовать их для предоставле­ния межбанковских кредитов, покупки свободно конвертируемой валюты, отвлекать их по другим направлениям.

Что касается возвратного финансирования, то оно чаще всего сориентировано на коммерческий эффект от осуществляемого инвестиционного проекта. Как показывает практика, любая под­держка со стороны государства наиболее важна на ранних стади­ях реализации проекта. Поэтому возвратное бюджетное финан­сирование, как правило, дополняется системой льгот, например налоговых, кредитных, носящих временный характер.

Безвозвратное финансирование за счет средств федерального бюджета осуществляется при включении данного объекта стро­ительства в утверждаемый перечень строек и объектов для феде­ральных государственных нужд. Такой перечень включает объек­ты, которым обеспечивается приоритетная государственная под­держка ввиду их высокой значимости и необходимости, а также отсутствия других источников их финансирования.

Средства федерального бюджета, выделяемые на возвратной основе, возвращаются заемщиком (застройщиком) в сроки, опре­деленные в трехстороннем договоре. Минфин РФ возвращает кредит ЦБ РФ в сроки, установленные законодательством Рос­сийской Федерации. Проценты за пользование ссудами федераль­ного бюджета, полученными на возвратной основе, начисляются с даты их предоставления, а уплата процентов производится, на­чиная с момента возврата этих ссуд. При этом процентная ставка за пользование кредитами не может превышать размера ставки, установленного договором между Центральным банком РФ и Министерством финансов РФ.

Совершенствование федерального бюджетного инвестирова­ния связано с поиском новых рациональных путей использова­ния финансовых ресурсов, предназначенных на капиталовложе­ния. К числу таких направлений можно отнести следующие:

• совершенствование механизма принятия и реализации фе­деральных программ. Это направление предполагает совершен­ствование порядка проведения конкурсного отбора; уточнение прав и обязанностей сторон, участвующих в разработке и реали­зации программы, включая ее финансирование; сертификацию программ и государственные гарантии инвесторам; федеральную поддержку при реализации ресурсосберегающих программ в обрабатывающих отраслях промышленности, подкрепленную системой санкций за нарушение стандартов ресурсопотребления;

• авансирование инвестиционных ресурсов из федерального бюджета в первую очередь в развитие тех регионов, где намети­лись тенденции относительного оживления инвестиционных мотиваций;

• широкое применение при бюджетном финансировании ин­вестиций налоговых и других льгот в сочетании с системой мер государственного контроля и действенных санкций;

• объединение соответствующих частей федеральных и реги­ональных программ, программ и проектов отраслевого финанси­рования и иных, ныне разрозненных капиталовложений в рамках фонда регионального развития (ФРР);

• ограничение сферы применения безвозвратного финан­сирования инвестиций за счет средств федерального бюджета при расширении возможностей предоставления бюджетных ассигнований на возвратной основе и ряд других мероприя­тий.

Реализация этих и поиск других нетрадиционных путей со­вершенствования федерального бюджетного инвестирования стро­ек и объектов, сооружаемых для федеральных нужд, позволят в определенной мере оживить инвестиционную деятельность го­сударства и повысить эффективность инвестиций.

 


БИЛЕТ № 20

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.005 с.)