Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политика управления оборотным капиталом
Политика управления оборотным капиталом – одна из разновидностей финансовой политики предприятия. В качестве критерия ее выделения используется такой признак, как объект управления, т. е. оборотные средства. Политика управления оборотным капиталом предполагает принятие решений относительно величины, структуры и значений компонентов чистого оборотного капитала. Для построения такой политики используется ряд показателей: – кредиторская задолженность; – краткосрочные обязательства; – суммы отдельных элементов оборотных средств; – чистый оборотный капитал – разность между оборотным капиталом предприятия и его краткосрочными обязательствами. Политика управления оборотным капиталом должна обеспечивать компромисс между риском потери ликвидности и эффективностью работы, что сводится к решению двух важных задач. 1. Обеспечение платежеспособности – одна из важнейших задач финансового менеджмента. Такое условие отсутствует, когда предприятие не в состоянии оплачивать счета, выполнять обязательства и, возможно, находится в преддверии банкротства. Предприятие, не имеющее достаточного уровня оборотного капитала, может столкнуться с риском неплатежеспособности. Также могут возникнуть проблемы с ритмичностью хозяйственной деятельности и, как следствие, дополнительные расходы. 2. Обеспечение приемлемого объема, структуры и рентабельности активов. Важно не просто иметь определенную сумму оборотного капитала. Эта сумма должна состоять из определенных элементов последнего. Разные уровни оборотного капитала по-разному воздействуют на прибыль. Так, высокий уровень производственных запасов требует значительных текущих расходов. Широкий ассортимент продукции в дальнейшем может способствовать росту объемов реализации. Поиск путей достижения компромисса между прибылью, риском потери ликвидности и состоянием оборотных средств и источников их покрытия предполагает учет рисков. Чем выше уровень оборотного капитала, тем меньше риск, и наоборот. Риск потери ликвидности, обусловленный изменениями в оборотных активах, принято называть левосторонним. К явлениям, несущим левосторонний риск, относятся: – недостаточность денежных средств;
– недостаточность собственных кредитных возможностей; – недостаточность производственных запасов; – излишний объем производственных запасов. Риск потери ликвидности, обусловленный изменениями в обязательствах предприятия, называют правосторонним. Явления, несущие правосторонний риск: – высокий уровень кредиторской задолженности; – неоптимальное сочетание краткосрочных и долгосрочных источников заемных средств; – высокая доля заемного капитала. Политика управления оборотным капиталом может включать использование следующих методов воздействия на риск: – минимизации текущей кредиторской задолженности – такой метод сокращает возможность потери ликвидации; – минимизации совокупных издержек финансирования – в этом методе делается упор на преимущественное использование краткосрочной кредиторской задолженности; – максимизации капитализированной стоимости фирмы – все решения в области управления оборотным капиталом, увеличивающие стоимость предприятия, признаются эффективными. РАСЧЕТ ФИНАНСОВОГО ЦИКЛА Оборотные средства в процессе своего использования могут находиться в разных формах. Каждое предприятие покупает сырье, перерабатывает его, производит готовую продукцию и продает ее в кредит. Можно сказать, что денежные средства проходят полный операционный цикл. Движение денежных средства в процессе операционного цикла проходит следующие основные стадии, последовательно меняя свои формы: – денежные средства используются для приобретения сырья и материалов; – запасы сырья, материалов в результате непосредственной производственной деятельности превращаются в запас готовой продукции; – запасы готовой продукции реализуются покупателям и до их оплаты преобразуются в дебиторскую задолженность; – инкассированная (оплаченная) дебиторская задолженность вновь преобразуется в денежные средства, часть которых до их производственного востребования может храниться в форме высоколиквидных краткосрочных финансовых вложений. Производственный цикл начинается с момента поступления сырья и материалов на склад предприятия и заканчивается в момент отгрузки готовой продукции покупателю.
Продолжительность производственного цикла коммерческой организации определяется по следующей формуле: Ппц = Осм + Онзп + Огп, где Ппц – продолжительность производственного цикла в днях; Осм – продолжительность оборота среднего запаса сырья, материалов и полуфабрикатов в днях; Онзп – продолжительность оборота среднего объема незавершенного производства в днях; Огп – продолжительность оборота среднего запаса готовой продукции в днях. Финансовый цикл начинается с момента оплаты поставщиком купленных сырья и материалов (погашение кредиторской задолженности) и заканчивается в момент получения денег от покупателей за отгруженную продукцию (погашение дебиторской задолженности). Продолжительность финансового цикла определяется следующим образом: Офц = Ппц – Окз = Отмз + Одз – Окз, где Окз – средние остатки кредиторской задолженности/затраты на производство; Отмз – средние остатки ТМЦ/затраты на производство; Одз – средние остатки ДЗ/выручка от реализации. Операционный цикл характеризует общее время, в течение которого финансовые ресурсы находятся в запасах и дебиторской задолженности. Продолжительность операционного цикла рассчитывается по формуле. Поц = Ппц + Одз. Расчет финансового цикла – основа планирования и управления денежными средствами. Предприятие должно постоянно стремиться к сокращению производственного и финансового цикла. Для этого они могут использовать различные мероприятия: нормирование оборотных средств; снижение себестоимости продукции; оптимизацию производственных запасов; оптимизацию доставки сырья и материалов; оптимизацию доставки и хранения готовой продукции; управление дебиторской задолженностью; управление денежными средствами; сокращение производственного цикла; снижение потребности в инвентаре; эффективную ценовую политику; применение логического похода и т. д. Выбор варианта сокращения производственного и финансового циклов делается на основе сопоставления эффективности каждого варианта. Сокращение длительности данных циклов позволяет сократить потребность в оборотных средствах. УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ Одним из элементов оборотного капитала вступают запасы. Управление запасами – одна из сфер финансового менеджмента, цель которой состоит в том, чтобы довести общую сумму затрат, связанных с запасами, до оптимального уровня при условии выполнения договоров. Запасы как элемент оборотных средств делятся на три группы: 1) производственные запасы; 2) незавершенное производство; 3) готовая продукция. Уровень запасов неодинаков для различных отраслей. Он зависит: – от объема и характера производства; – объема продаж; – состояния товарных рынков; – взаимоотношений с поставщиками и покупателями; – наличия финансовых ресурсов; – сезонности производства; – наличия складских помещений; – выбранной политики в данной области. Существуют два подхода в управлении запасами. 1. В условиях инфляции и разрыва хозяйственных связей стало распространенным накапливание производственных запасов. Такой подход в известной мере оправдан, так как в условиях неплатежей и низкого уровня межотраслевых связей риск разрыва ликвидности предприятия очень велик. Поэтому необходимо держать определенный остаток товарно-материальных запасов, предназначенный для экстренных ситуаций (например, резкого роста цен на сырье и материалы).
2. Оптимизация уровня запасов. Этот подход состоит в использовании рекомендаций зарубежного опыта, в частности метода определения оптимального уровня запасов, основанного на такой величине последних, которая, с одной стороны, минимизирует затраты по их поддержанию, а с другой – была бы достаточной для успешной работы предприятий. Одна из проблем снабжения – определение оптимального объема поставок. Для ее решения используют различные модели оптимизации. Наибольшую известность получила модель оптимального размера (ЕОQ), цель которой – выбор такого размера заказа (Q), который обеспечивает минимальные совокупные годовые затраты по поддержанию то-вароматериальных запасов. Для расчета такого размера заказа используется следующая формула: где S — годовой объем продаж (потребность в единицах изделия); Р– стоимость приобретения единицы изделия; С – годовые затраты по хранению запасов в процентах от цены изделия; F – постоянные расходы по размещению заказа; Q – заказываемое количество материалов. Общие расходы на содержание товарных и материальных запасов на год (ОР) будут складываться из затрат на хранение и расходов на подготовку заказа: ОР = Q /2? РС + S/Q? F. При осуществлении управления запасами должны использоваться специальные программные продукты, которые позволяют решать весь комплекс задач по управлению запасами. Их основа – системы MRP, которые относятся к логическим системам толкающего типа. (МRРI/МRРII (Materials/manufacturing/resource planning – системы планирования потребностей в материалах/производственного планирования ресурсов). Основные цели MRP – системы: – удовлетворение потребностей в сырье, материалах и продукции при планировании производства и доставке продукции потребителям; – сохранение низких уровней запасов сырья (материалов). УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ (КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА) Управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах; реализуется в ходе формирования кредитной политики предприятия. Этапы формирования кредитной политики по отношению к дебиторам следующие. 1. Определение принципов кредитной политики по отношению к дебиторам, в процессе которого решается, какой тип кредитной политики (безрисковый, умеренный или рисковый)следует избрать предприятию.
2. Формирование системы кредитных условий, в состав которых входят следующие элементы: – срок предоставления кредита; – размер предоставляемого кредита; – стоимость предоставления кредита; – система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательства покупателями. 3. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита (в основе установления таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность). 4. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности (в составе этой процедуры должны быть предусмотрены сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей; возможности и условия продления сроков возврата долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов). 5. Обеспечение использования на предприятии своевременных форм рефинансирования дебиторской задолженности (развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяет использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью – ее рефинансирование, т. е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги). Основу управления дебиторской задолженностью составляет кредитная политика. Последняя подразумевает ответ на три основных вопроса: кому предоставлять кредит, на каких условиях и в каком количестве. Главный критерий эффективности кредитной политики – рост доходности по основной деятельности компании вследствие увеличения объемов продаж (будет осуществляться при либерализации кредитования) или путем ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности (этому способствует ужесточение кредитной политики). Рассчитать оптимальную точку в коммерческом кредитовании помогает использование предельного анализа, ориентированного на нахождение желаемого равновесия в объемах и сроках предоставления отсрочки платежа. Либерализация кредитной политики оправдана до тех пор, пока дополнительные выгоды от увеличения объема реализации не сравняются с дополнительными расходами по предоставляемому коммерческому кредиту. Обычно зарубежные предприятия с целью удержания конкурентоспособности проводят широкомасштабные компании, выигрывая десятые или даже сотые доли процентов в улучшении тех или иных показателей. Для российских предприятий характерна возможность увеличения экономической рентабельности в десятки, а то и сотни процентов при постановке эффективных процедур финансового менеджмента. За последние годы накоплен негативный опыт хозяйствования, который значительно увеличивает шансы добиться успеха при незначительных усилиях финансовых менеджеров.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.65 (0.027 с.) |