Кафедра теории, истории музыки и методики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра теории, истории музыки и методики



КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (г. ЯЛТА)

КАФЕДРА ТЕОРИИ, ИСТОРИИ МУЗЫКИ И МЕТОДИКИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

«НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО»:

(СЕМИНАРЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ)

для студентов профиля подготовки: музыкальная педагогика,

                            дирижирование, эстрадно-джазовое пение

 

 

Автор:

кандидат искусствоведения

Куровская И. Р.

 

 

Ялта–2014 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Народное музыкальное творчество чрезвычайно многообразно по своим видам и жанрам, формам и региональным особенностям. Сегодня наблюдается большой интерес к возрождению народных традиций. Особенно актуальным является изучение данной дисциплины в Крыму, где представлена палитра национальных культур.

Предлагаемый курс «Народное музыкальное творчество» преследует цель: изучение истории и современного состояния народного музыкального творчества (прежде всего, народов Крыма), его основных жанров, а так же привить студентам практические навыки по его исполнению и использованию в профессиональной деятельности. Особенностью устного народного творчества является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Народная культура не остается неизменной, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения.

Изучение дисциплины «Народное музыкальное творчество» поможет будущему музыканту самостоятельно ориентироваться в национальных народных музыкальных культурах, определять их типологические виды, понимать их внутреннюю структуру; анализировать музыкальные тексты (представленные как в письменной, так и в звучащей устной форме); их ритмическое, ладовое, мелодическое и многоголосное строение; работать с этнографическим материалом.

Разноплановые лучшие образцы песенного творчества помогут развить у студентов художественный вкус; будут способствовать наработке опыта в фольклорно-этнографической работе, необходимого для самостоятельной практической деятельности.

Будущему педагогу следует помнить о богатых воспитательных функциях народной песни; педагогической ценности фольклора. Воспитательные функции песенно-музыкального творчества многообразны, но основными из них являются социализация человека, воспитание коллективизма, нравственности, развитие эмоциональной душевной чуткости, эстетических чувств.

Основные составляющие содержания курса «Народное музыкальное творчество»: теоретическое освоение жанров народной музыки (чтение лекций, реферирование специальной литературы), непосредственное изучение конкретных песенных образцов (прослушивание записей, живой показ, разучивание песен).

Ключевые разделы в изучении народно-песенного жанра: определение жанра через характеристику его основной функции; краткая история его возникновения и развития; обозначение территории наиболее активного бытования; типичная для жанра тематика (при анализе отдельного образца песни рассматривается содержание его полного словесного текста); комплекс средств музыкальной выразительности, свойственных жанру, его региональные стилевые особенности; публикации, имеющие значение для изучения данного жанра; примеры использования жанра (или его отдельных образцов) в профессиональной музыке.

Анализ народной песни – обязательный компонент изучения песенного жанра. Синкретизм народной песни, основные средства ее выразительности. Песенные формы: строфические, куплетные. Особенности музыкально-ритмической организации народной песни. Основы ладового строения народных песен. Особенность песенных жанров – единство словесно-поэтического и мелодического содержания.

В процессе изучения курса студенты знакомятся с народным музыкальным инструментарием. Этноорганология – наука, изучающая традиционные народные инструменты. Разделение инструментов на собственно музыкальные и выполняющие прикладные функции (например, гребень, ложки, сковороды и пр.). Наука рассматривает критерии классификации народных музыкальных инструментов; инструментальный и песенный фольклор, их общность и различия.

Основные разделы в изучении инструментов: внешнее описание, ранние сведения о них, возникновение и развитие, строение, способы звукоизвлечения и акустические характеристики, исполнительские возможности, особенности бытования и практическое назначение, репертуар. Использование наглядного материала (фотографии, иллюстрации), просмотр видеоматериалов, встречи с народными исполнителями, посещение этнографических концертов.

В ходе практических занятий студенты получают навык применения народных музыкальных инструментов в учебной работе. Изучаются системы музыкального воспитания К.Орфа, З.Кодая и др.; вводится ансамблевое музицирование, импровизация.

Устное народное творчество как средство народной педагогики выполняет большие воспитательные и образовательные функции, что помогает в процессе становления национальной идентичности будущего педагога:

· дает историческую картину духовного развития народа, его мировоззренческих основ, национального характера, обогащая представление об историческом прошлом и настоящем народа;

· знакомит с верованиями и религиозными взглядами, помогает усвоить нравственные принципы, воспитывает любовь к родителям, своему народу, родному краю;

· вселяет уверенность в торжество справедливости, укрепляет веру в благополучное будущее;

· способствует развитию художественно-образного и логического мышления, памяти, воображения, фонематического слуха, наблюдательности, сообразительности, пополнению словарного запаса, повышению культуры речи;

· сохраняет в памяти особенности речи, значение слов, обогащает народной мудростью.

Большое значение в комплексном изучении народного музыкального творчества имеет выявление преемственных связей между народным музыкальным искусством и композиторским творчеством. Слушание образцов профессиональной музыки – важная часть учебного процесса.

Основные формы композиторского фольклоризма – цитирование, заимствование отдельных элементов народной музыкальной речи. Соблюдение принципа постепенного усложнения образцов для прослушивания: обработка народной песни → фольклорная цитата в профессиональной музыке → собственно композиторское сочинение в традициях народно-песенных жанров.

Изучение всех этих аспектов народного музыкального творчества готовит будущего учителя к тщательности подготовки к процессу восприятия музыки на уроках музыкального искусства в школе: отбор фрагментов для иллюстраций, составление комментариев к ним (краткая информация о композиторе, его отношении к фольклору и собиранию народной песни, об изучаемом сочинении).

Проводимые семинарские и практические занятия учат студентов давать художественно-эстетическую оценку прослушиваемого образца, определение элементарных средств музыкальной выразительности, выявление особенностей претворения композитором в своей музыке народно-песенных традиций.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ С ПЕРЕЧНЕМ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Семинар №2.

Вопросы:

1. Первобытное искусство и фольклор.

2. Музыкальная культура славян Киевской Руси.

3. Музыкальная культура скоморохов.

4. Эпические жанры в Киевской Руси. Исполнители эпических жанров.

ЛИТЕРАТУРА

а) основная:

1. Аникин В. П. Русское устное народное творчество: учебник, 4-е изд., пер. и доп. / В.П.

Аникин. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 752 с.

2. Рапацкая Л. А. История русской музыки: от Древней Руси до серебряного века, 2-е

изд.перераб. / Л.А. Рапацкая. – СПб.: Планета музыки, 2014. – 176 с.

б) дополнительная:

1. Історія української культури [за загал. ред. І.Крип’якевича]. – 4-е вид., стереотип. – К.: Либідь, 2002. – 656 с.

2. Культура Древней Руси: пособие для учителя [Сост. Э. Смирнова; под ред. Д.С.Лихачева]. – Л.: Просвещение, 1967. – 303 с.

3. Толмачев, Ю.А. Народное музыкальное творчество: учебное пособие / Ю.А. Толмачев. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. – 120 с.

4. Фаминцын А. С. Скоморохи на Руси / А.С.Фаминцын. – СПб.: типография Э. Арнгольда, 1889. – 192 с.

5. Черная Л. А. История культуры Древней Руси / Л.А. Черная. – М.: Логос, 2007. – 288 с.: ил.

ТЕМА 5. Жанры народного песенного искусства славянских народов: эпические, календарно-обрядовые, семейно-бытовые, баллады, духовные, лирические, шуточные. Типы многоголосия песен разных народов. Песни городского стиля XVII – XIX веков.

Деление на жанры народнопесенного творчества разных народов; аналогия в классификации. Былины Киевского и новгородского циклов. Жанровое своеобразие, особенности тематики, основные герои. Северные и южные традиции исполнительства. Искусство северных сказителей. Жанровое разнообразие календарных и семейно-бытовых песен.

Кант. Песня-романс. Возникновение нового стиля музыкального мышления под влиянием европейской музыкальной культуры. реформы церковного пения, профессиональной музыки и поэзии.

 

Семинар №3.

Вопросы:

1. Эпические жанры.

2. Духовные жанры.

3. Календарно-обрядовые жанры.

4. Семейно-бытовые жанры. Баллады.

5. Лирические песни.

6. Шуточные песни.

7. Кант. Песня- романс.

 

Практическое занятие №1.

1. Знакомство с текстом и вокальная работа с духовными народными песнями «Иисусе мой, прелюбезный», «Ой ты, дячку вчений».

2. Знакомство и вокальная работа с календарно-обрядовыми песнями: беларусская народная песня «Бульба», колядки народов Крыма.

3. Знакомство и вокальная работа с лирическими и шуточными песнями: «Да под вишнею», «Шла дивечка до лясечка».

ЛИТЕРАТУРА

а) основная:

1. Аникин В. П. Русское устное народное творчество: учебник, 4-е изд., пер. и доп. / В.П.

Аникин. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 752 с.

2. Рапацкая Л. А. История русской музыки: от Древней Руси до серебряного века, 2-е

изд.перераб. / Л.А. Рапацкая. – СПб.: Планета музыки, 2014. – 176 с.

б) дополнительная:

1. Гоголь, Н. В. О малороссийских песнях / Н.В.Гоголь // Собрание сочинений: в 6 т. – М., 1953. – Т. 6. – С. 67–74.

2. Дашкевич, Н. П. К вопросу о происхождении русских былин / Н.П.Дашкевич // Чтения в Историческом Обществе Нестора летописца. – 1889. – Кн. 3. – С. 15–28.

3. Сперанский, М. Н. Южно-русская песня и современные ее носители (по поводу бандуриста Т. М. Пархоменка) / М.Н.Сперанский // Сборник Историко-филологического общества в Нежине. – Т. 5. – К., 1904. – С. 97–230.

4. Грица С. Мелос української народної епіки / С.Грица. – К.: Наукова думка, 1979.–248 с.

5. Грица С. Українські думи в міжетнічному діалозі // С. Грица.. – Родовід. – 1995. – № 11. – С. 68-81.

6. Медведик Ю. Українська духовна пісня XVII–XVIII століть: монографія / Ю. Медведик. – Львів: Видавництво УКУ, 2006. – 324 с.

7. Пашина О. Народное музыкальное творчество: учебное пособие / О. Пашина. – СПб.:

Композитор, 2009. – 568 с.

8. Портрети українських кобзарів О. Сластьона [Відповід. ред. акад. В. І. Касіян; Вступ. стаття, прим. і комент. Ю. Турчанка]. – К.: Вид-во АН УРСР, 1961. – 63 с., ил.

 

Практическое занятие №2.

Разучивание фрагментов обряда свадьбы русского, украинского, белорусского, крымско-татарского народов:

- изучение содержания обряда;

- инсценировка фрагмента обряда;

- работа над музыкой фрагмента обряда.

 

ЛИТЕРАТУРА

а) основная:

1. История Крыма с древнейших времен до наших дней (в очерках) [Ред. Л.В. Боброва]. – Симферополь: Атлас-компакт, 2009. – 420 с.

2. Крым. Соцветие национальных культур: традиции, обычаи, праздники, обряды. Вып. 1 [сост. Н. В. Малышева, Н.Н. Волощук]. – Симферополь, 2001. – 160 с., ил.

б) дополнительная:

1. Крым сквозь тысячелетия [Ред.кол. Г.М. Буров, А.Г. Герцен и др.]. – Симферополь, 2006. – 576 с., ил.

2. Нирко О. Кобзарство Криму та Кубані: навч. посіб. (хрестоматійне вид.) для студ. ВНЗ [Упор., ред., передм. Н. Сулій] / О.Нирко. – К.: вид. центр Просвіта, 2008. – 480 с., іл.

Практическое занятие №3.

1. Работа с архивными материалами Музея Кобзарства Крыма и Кубани.

2. «Фольклорная разведка» по Крыму.

3. Расшифровка народных мелодий.

 

ЛИТЕРАТУРА

а) основная:

1. Рапацкая Л. А. История русской музыки: от Древней Руси до серебряного века, 2-е

изд.перераб. / Л.А. Рапацкая. – СПб.: Планета музыки, 2014. – 176 с.

б) дополнительная:

1. Іваницький, А. І. Українська народна музична творчість: Посібник для вищ. та серед. учб. закладів / А.І. Іваницький. – К.: Муз. Україна, 1990. – 336 с., нот.

2. Квитка К. В. Профессиональные народные певцы и музыканты на Украине / К. Квитка // Избранные труды в двух томах. – Т. 2. – М.: Сов. композитор, 1973. – С. 279–315.

4. Квитка К. В. О критике записей произведений народного музыкального творчества / К. Квитка // Избранные труды в двух томах. – Т. 2. – М.: Сов. композитор, 1973. – С. 30–39

5. Перетц В. Малорусские вирши и песни в записях XVI–XVIII веков / В. Перетц // ИОРЯС. – СПБ., 1899. – Т. IV. – Кн. 3,4. – С. 869–938.

6. Пашина О. Народное музыкальное творчество: учебное пособие / О. Пашина. – СПб.: Композитор, 2009. – 568 с.

7. Толмачев, Ю.А. Народное музыкальное творчество: учебное пособие / Ю.А. Толмачев. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. – 120 с.

8. Черная Л. А. История культуры Древней Руси / Л.А. Черная. – М.: Логос, 2007. – 288 с.: ил.

9. http://www.vantit.ru/library/item/731-o-princzipax-sistemnogo-issledovaniya-folklora-i-literatury.html Копылова Н. И. О принципах системного исследования фольклора.

10. http://etmus.ru/?attachment_id=1229 Путилов Б.Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора

Практическое занятие №4.

Разбор примеров народных песен различных жанров:

- метр и размер стиха;

- текста и напева в народной песне.

ЛИТЕРАТУРА

а) основная:

1. Рапацкая Л. А. История русской музыки: от Древней Руси до серебряного века, 2-е

изд.перераб. / Л.А. Рапацкая. – СПб.: Планета музыки, 2014. – 176 с.

б) дополнительная:

1. Грица С. Мелос української народної епіки / С.Грица. – К.: Наукова думка, 1979. – 248

2. Грица С. Кореспонденція мелосу духовних віршів, псальмів і дум в усному епічному виконавстві // IV Міжнар. конгрес україністів. – Одеса, 2001. – Кн. 1: Етнологія, фольклористика: Доп. та повідомлення. – Одеса-Київ, 2001. – С. 317–324.

3. Корш Ф., О русском народном стихосложении, в кн.: Сборник Отделения русского языка и словесности Акад. наук, т. LXVII, № 8, СПБ, 1901.

4. Іваницький, А. І. Українська народна музична творчість: Посібник для вищ. та серед. учб. закладів / А.І. Іваницький. – К.: Муз. Україна, 1990. – 336 с., нот.

5. Маслов А. Л., Былины, их происхождение, ритмический и мелодический склад, в кн.: Труды Музыкально-этнографической комиссии, состоящей при Этнографич. отделе Об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии, т. XI, М., 1911.

6. Сокальский П. П., Русская народная музыка, великорусская и малорусская, в ее строении мелодическом и ритмическом, Харьков, 1888. – 56 с.

7. http://for-te.ru/1/15_1.html Скрипов Г. С. О силлабическом и силлабо-тоническом стихосложении

Семинар №6.

Вопросы:

1. Принципы претворения народно-песенного начала в произведениях М.И. Глинки.

2. А.П. Бородин – последователь М.И. Глинки.

3. Народная песня в творчестве А.С. Даргомыжского.

4. Народная песня в оперном творчестве М.П. Мусоргского.

5. Разнообразие методов претворения народно-песенного начала в произведениях Н.А. Римского-Корсакова.

6. П.И. Чайковский и народная песня.

7. Народная песня в творчестве украинских композиторов.

8. Народная песня в творчестве крымских композиторов:

 

ЛИТЕРАТУРА

а) основная:

1. Рапацкая Л. А. История русской музыки: от Древней Руси до серебряного века, 2-е

изд.перераб. / Л.А. Рапацкая. – СПб.: Планета музыки, 2014. – 176 с.

б) дополнительная:

1. Евсеев С. В. Римский-Корсаков и русская народная песня / С. Евсеев. – М., 1970. – 58 с.

2. Должанский А. Музыка Чайковского / А. Должанский. – Ленинград: Музыка, 1981. – 208 с

3. Земцовский И. Фольклор и композитор: Теоретические этюды. / И. Земцовский. – М.–Л., 1978. – С.102-117.

4. Лебединский Л. Революционный фольклор в Одиннадцатой симфонии Д.Шостаковича / Л. Лебединский // Советская музыка. 1958. – №1. – С.13–18.

5. Пекелис М. Даргомыжский и народная песня / М. Пекелис. – М.–Л., 1951. – 48 с.

6. Цуккерман В. А. Римский-Корсаков и народная песня / В.А.Цуккерман. – М., 1970. – 27 с.

7. http://www.liveinternet.ru/community/4989775/post269188910/ Русские народные песни и мелодии в творчестве композиторов-классиков.

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная:

1. Аникин В. П. Русское устное народное творчество: учебник, 4-е изд., пер. и доп. /

В.П. Аникин. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 752 с.

2. Рапацкая Л. А. История русской музыки: от Древней Руси до серебряного века, 2-е

изд.перераб. / Л.А. Рапацкая. – СПб.: Планета музыки, 2014. – 176 с.

3. Степанов Н. И. Народное музыкально-инструментальное исполнительство: Теория и

методика обучения / Н.И. Степанов. – СПб.: Планета музыки, 2014. – 192 с.

Дополнительная:

1. Аникин, В.П. Русский фольклор: учебное пособие / В.П. Аникин. – М., 1987. – 189 с., нот.

2. Вертков, К. Русские народные музыкальные инструменты / К. Вертков. – М.: Музыка, 1975. – 126 с., ил.

3. Виноградов, Г. Детский фольклор: из истории русской фольклористики / Г. Виноградов. – Л., 1978. – 75 с., нот.

4. Герасимова-Персидская, Н. Русская музыка XVII века – встреча двух эпох / Н. Герасимова-Персидская. – М.: Музыка, 1994. – 126 с.

5. Герцман, Е. Тайны истории древней музыки / Е. Герцман. – СПб.: Невская Нота, Лебедушка, 2007. – 576 с.

Гоголь, Н. В. О малороссийских песнях / Н.В.Гоголь // Собрание сочинений: в 6 т. – М., 1953. – Т. 6. – С. 67–74.

6. Гордійчук, М. Фольклор і фольклористика / М. Гордійчук // Збірка статей.

К.: Муз. Україна, 1979. – 351 с.

7. Грица, С. Мелос української народної епіки / С.Грица. – К.: Наукова

думка, 1979. – 248 с.

8. Гусев, В. Е. Эстетика фольклора / В.Е. Гусев. – Л., 1967. – 125 с.

9. Дашкевич, Н. П. К вопросу о происхождении русских былин / Н.П.Дашкевич // Чтения в Историческом Обществе Нестора летописца. – 1889. – Кн. 3. – С. 15–28.

10. Должанский, А. Музыка Чайковского / А. Должанский. – Ленинград: Музыка, 1981. – 208 с.

11. Земцовский, И. Фольклор и композитор: Теоретические этюды. /

И. Земцовский. – М.–Л., 1978. – С.102-117.

12. Евсеев, С. В. Римский-Корсаков и русская народная песня / С. Евсеев. – М.,

1970. – 58 с.

13. Іваницький, А. І. Українська народна музична творчість: Посібник для

вищ. та серед. учб. закладів / А.І. Іваницький. – К.: Муз. Україна, 1990. – 336 с., нот.

14. История Крыма с древнейших времен до наших дней (в очерках) [Ред. Л.В. Боброва]. –

Симферополь: Атлас-компакт, 2009. – 420 с.

15. Камаев, А. Ф. Народное музыкальное творчество: учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведения / А.Ф. Камаев. – М.: Академия, 2008. – 304 с.

16. Крым. Соцветие национальных культур: традиции, обычаи, праздники, обряды. Вып. 1 [сост. Н. В. Малышева, Н.Н. Волощук]. – Симферополь, 2001. – 160 с., ил.

17. Крым сквозь тысячелетия [Ред.кол. Г.М. Буров, А.Г. Герцен и др.].

Симферополь, 2006. – 576 с., ил.

18. Лебединский, Л. Революционный фольклор в Одиннадцатой симфонии

Д.Шостаковича / Л. Лебединский // Советская музыка. 1958. – №1. – С.13–18.

19. Мациевский, И. В. Народная инструментальная музыка как феномен культуры / И.В. Мациевский. – Алматы, Дайк-Пресс, 2007. – 520 с.

20. Музыкальные инструменты мира [Пер. с англ. Т. Л. Лихач; xуд. обл. М. В. Драко]. – Минск: ООО Попурри, 2001. – 320 с., ил.

21. Нирко, О. Кобзарство Криму та Кубані: навч. посіб. (хрестоматійне вид.) для студ. ВНЗ [Упор., ред., передм. Н. Сулій] / О.Нирко. – К.: вид. центр Просвіта, 2008. – 480 с., іл.

22. Пашина О. Народное музыкальное творчество: учебное пособие / О. Пашина. – СПб.:

Композитор, 2009. – 568 с.

23. Пекелис, М. Даргомыжский и народная песня / М. Пекелис. – М.–Л., 1951. – 48 с.

24. Петухов, М. Народные музыкальные инструменты музея С.‑Петербургской

консерватории / М. Петухов. – СПб, 1884. – 73 с., ил.

25. Портрети українських кобзарів О. Сластьона [Відповід. ред. акад. В. І. Касіян; Вступ. стаття, прим. і комент. Ю. Турчанка]. – К.: Вид-во АН УРСР, 1961. – 63 с., ил.

26. Привалов, Н. И. Тамбуровидные музыкальные инструменты русского народа. Очерк их происхождения, появления на Руси и существование (домра, балалайка, лютня, кобза, бандура, бандурка, торбан, мандолина, гитара) / Н.И. Привалов. – СПб., О‑ва музыкальных собраний, 1904/1905. – Вып. № 4.

27. Рубцов, Ф. Основы ладового строения русских народных песен / Ф. Рубцов // Статьи по музыкальному фольклору. – Л.-М., 1973. – С. 8-81.

28. Толмачев, Ю.А. Народное музыкальное творчество: учебное пособие /

Ю.А. Толмачев. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. – 120 с.

29. Цуккерман, В. А. Римский-Корсаков и народная песня / В.А. Цуккерман. – М., 1970. – 27 с.

 

ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАТИВНОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

1. Гусарова Е. М. Природа песенного фольклора http://chgiki.ru/wp-content/uploads/2012/05/inp.pdf

2. Котеля В. А. Теория песенного фольклораhttp://bgcnt.ru/assets/files/cultural_heritage/editions/02_methodsscience/130129_theory_song_folk=a5.pdf

3. Русские народные песни и мелодии в творчестве композиторовклассиков.

http://www.liveinternet.ru/community/4989775/post269188910/

4. Природа песенного фольклора. http://www.dissercat.com/content/priroda-pesennogo-folklora-kak-osnova-sovremennogo-ispolnitelstva

5. Старостина Т. А. Ладовая систематика русской народной песни. http://www.kholopov.ru/arc/starostina-rnp.pdf

6. Скрипов Г. С. О силлабическом и силлабо-тоническом стихосложении http://for-te.ru/1/15_1.html

КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (г. ЯЛТА)

КАФЕДРА ТЕОРИИ, ИСТОРИИ МУЗЫКИ И МЕТОДИКИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

«НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО»:

(СЕМИНАРЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ)

для студентов профиля подготовки: музыкальная педагогика,

                            дирижирование, эстрадно-джазовое пение

 

 

Автор:

кандидат искусствоведения

Куровская И. Р.

 

 

Ялта–2014 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Народное музыкальное творчество чрезвычайно многообразно по своим видам и жанрам, формам и региональным особенностям. Сегодня наблюдается большой интерес к возрождению народных традиций. Особенно актуальным является изучение данной дисциплины в Крыму, где представлена палитра национальных культур.

Предлагаемый курс «Народное музыкальное творчество» преследует цель: изучение истории и современного состояния народного музыкального творчества (прежде всего, народов Крыма), его основных жанров, а так же привить студентам практические навыки по его исполнению и использованию в профессиональной деятельности. Особенностью устного народного творчества является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Народная культура не остается неизменной, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения.

Изучение дисциплины «Народное музыкальное творчество» поможет будущему музыканту самостоятельно ориентироваться в национальных народных музыкальных культурах, определять их типологические виды, понимать их внутреннюю структуру; анализировать музыкальные тексты (представленные как в письменной, так и в звучащей устной форме); их ритмическое, ладовое, мелодическое и многоголосное строение; работать с этнографическим материалом.

Разноплановые лучшие образцы песенного творчества помогут развить у студентов художественный вкус; будут способствовать наработке опыта в фольклорно-этнографической работе, необходимого для самостоятельной практической деятельности.

Будущему педагогу следует помнить о богатых воспитательных функциях народной песни; педагогической ценности фольклора. Воспитательные функции песенно-музыкального творчества многообразны, но основными из них являются социализация человека, воспитание коллективизма, нравственности, развитие эмоциональной душевной чуткости, эстетических чувств.

Основные составляющие содержания курса «Народное музыкальное творчество»: теоретическое освоение жанров народной музыки (чтение лекций, реферирование специальной литературы), непосредственное изучение конкретных песенных образцов (прослушивание записей, живой показ, разучивание песен).

Ключевые разделы в изучении народно-песенного жанра: определение жанра через характеристику его основной функции; краткая история его возникновения и развития; обозначение территории наиболее активного бытования; типичная для жанра тематика (при анализе отдельного образца песни рассматривается содержание его полного словесного текста); комплекс средств музыкальной выразительности, свойственных жанру, его региональные стилевые особенности; публикации, имеющие значение для изучения данного жанра; примеры использования жанра (или его отдельных образцов) в профессиональной музыке.

Анализ народной песни – обязательный компонент изучения песенного жанра. Синкретизм народной песни, основные средства ее выразительности. Песенные формы: строфические, куплетные. Особенности музыкально-ритмической организации народной песни. Основы ладового строения народных песен. Особенность песенных жанров – единство словесно-поэтического и мелодического содержания.

В процессе изучения курса студенты знакомятся с народным музыкальным инструментарием. Этноорганология – наука, изучающая традиционные народные инструменты. Разделение инструментов на собственно музыкальные и выполняющие прикладные функции (например, гребень, ложки, сковороды и пр.). Наука рассматривает критерии классификации народных музыкальных инструментов; инструментальный и песенный фольклор, их общность и различия.

Основные разделы в изучении инструментов: внешнее описание, ранние сведения о них, возникновение и развитие, строение, способы звукоизвлечения и акустические характеристики, исполнительские возможности, особенности бытования и практическое назначение, репертуар. Использование наглядного материала (фотографии, иллюстрации), просмотр видеоматериалов, встречи с народными исполнителями, посещение этнографических концертов.

В ходе практических занятий студенты получают навык применения народных музыкальных инструментов в учебной работе. Изучаются системы музыкального воспитания К.Орфа, З.Кодая и др.; вводится ансамблевое музицирование, импровизация.

Устное народное творчество как средство народной педагогики выполняет большие воспитательные и образовательные функции, что помогает в процессе становления национальной идентичности будущего педагога:

· дает историческую картину духовного развития народа, его мировоззренческих основ, национального характера, обогащая представление об историческом прошлом и настоящем народа;

· знакомит с верованиями и религиозными взглядами, помогает усвоить нравственные принципы, воспитывает любовь к родителям, своему народу, родному краю;

· вселяет уверенность в торжество справедливости, укрепляет веру в благополучное будущее;

· способствует развитию художественно-образного и логического мышления, памяти, воображения, фонематического слуха, наблюдательности, сообразительности, пополнению словарного запаса, повышению культуры речи;

· сохраняет в памяти особенности речи, значение слов, обогащает народной мудростью.

Большое значение в комплексном изучении народного музыкального творчества имеет выявление преемственных связей между народным музыкальным искусством и композиторским творчеством. Слушание образцов профессиональной музыки – важная часть учебного процесса.

Основные формы композиторского фольклоризма – цитирование, заимствование отдельных элементов народной музыкальной речи. Соблюдение принципа постепенного усложнения образцов для прослушивания: обработка народной песни → фольклорная цитата в профессиональной музыке → собственно композиторское сочинение в традициях народно-песенных жанров.

Изучение всех этих аспектов народного музыкального творчества готовит будущего учителя к тщательности подготовки к процессу восприятия музыки на уроках музыкального искусства в школе: отбор фрагментов для иллюстраций, составление комментариев к ним (краткая информация о композиторе, его отношении к фольклору и собиранию народной песни, об изучаемом сочинении).

Проводимые семинарские и практические занятия учат студентов давать художественно-эстетическую оценку прослушиваемого образца, определение элементарных средств музыкальной выразительности, выявление особенностей претворения композитором в своей музыке народно-песенных традиций.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ С ПЕРЕЧНЕМ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.136 с.)