Вы с родителем вместе против проблемы , а не против друг друга . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вы с родителем вместе против проблемы , а не против друг друга .



Можно ут­верждать, что беседа с родителями трудного ученика пройдет более успешно, если учитель:

  • смог избежать противоречия и конфликта;
  • смог удержаться са­ми и удержали родителей от упреков и обвинений;
  • удачно сформулировал проблему воспитания, и родители поняли и при­няли его формулировку;
  • обсудил совме­стные действия родителей и школьных специалистов.

Приведем также соображения, возникшие на базе жизненных наблюдений и осмысления педагогической практики многих педагогов.

Педагогам и родителям на заметку: «Дети учатся жить у жизни»

Если:

ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

– ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

– ребенка хвалят, он учится быть благородным;

– ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

– ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;

– ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

– ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

– ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

– ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

– ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНЫХЗАНЯТИЙ С РОДИТЕЛЯМИ. 2.1. Опросник «Эмоциональная атмосфера в семье»..

Цель опросника: дать родителям возможность задуматься о том, какова эмоциональная атмосфера в семье, иначе говоря, какова «погода в доме». Опросник позволит понять, 107

нужно ли что-то менять, чтобы «погода» в доме значительно улучшилась, оценить достаточно ли будет собственных усилий, или следует обратиться к специалистам за консультацией.

Инструкция: чтобы результат получился максимально достоверным, постарайтесь честно отвечать на предложенные утверждения.

1. У нас очень дружная и сплоченная семья.
А. Да. Б. Нет.
2. По выходным дням и различным праздникам мы собираемся вместе
за обеденным столом и весело проводим время.
А. Да. Б. Нет.
3. Общество некоторых домочадцев, как правило, выводит меня из
себя.
А. Да. Б. Нет.
4. В нашем доме очень уютно, тепло и комфортно.
А. Да. Б. Нет.
5. В нашей семейной жизни порой происходят такие события, которые
нарушают нашу гармонию взаимоотношений между нами.
А. Да. Б. Нет.
6. Лучшим отдыхом для каждого из нас является пребывание в
домашней обстановке.
А. Да. Б. Нет.
7. Порой в семье случаются конфликты, но они быстро улаживаются.
А. Да. Б. Нет.
8. Плохие привычки кого - либо из домочадцев очень раздражают.
А. Да. Б. Нет.
9. Я полностью согласен с поговоркой «Мой дом - моя крепость».
А. Да. Б. Нет.
10. На наши взаимоотношения благотворно влияют частые посещения друзей семьи.
А. Да. Б. Нет.
11. В нашей семье есть очень вспыльчивый человек.
А. Да. Б. Нет.
12. В нашей семье каждый может рассчитывать на поддержку и взаимопонимание.
А. Да. Б. Нет.
13. У некоторых членов нашей семьи неуживчивый характер.
А. Да. Б. Нет.
14. В нашей семье царят взаимопонимание и уважение друг к другу.
А. Да. Б. Нет.
15. Приход гостей к нам в дом часто вызывает мелкие споры,
конфликты и выяснение отношений.
А. Да. Б. Нет.
16. Долгие командировки заставляют меня скучать по дому и членам моей семьи.
А. Да. Б. Нет.
17. Гармоничную и доброжелательную атмосферу в нашей семье замечают даже знакомые, которые хотя бы раз побывали у нас дома.
А. Да. Б. Нет.
18. Периодически между членами нашей семьи вспыхивают крупные скандалы.
А. Да. Б. Нет.
19. Атмосфера в доме порой действует на меня не лучшим образом и способна вызвать депрессию.
А. Да. Б. Нет.
20. Я остро ощущаю свое одиночество и ненужность в кругу своей семьи.
А. Да. Б. Нет.
21. В нашей семье существует такая традиция отдыхать летом на природе всем вместе.
А. Да. Б. Нет.
22. Все домашние дела мы привыкли делать все вместе, потому что так гораздо проще и интереснее.
А. Да. Б. Нет.
23. В нашей семье все любят собираться в одной комнате, чтобы попеть любимые песни и поиграть на музыкальных инструментах.
А. Да. Б. Нет.
24. Как правило, в нашей семье преобладает атмосфера покоя и счастья.
А. Да. Б. Нет.
25. В нашем доме преобладает тягостная и тяжелая атмосфера.
А. Да. Б. Нет.
26. Источником раздражения для меня является привычка некоторых членов семьи разговаривать на повышенных тонах.
А. Да. Б. Нет.
27. В нашей семье не принято грубо разговаривать, а за причиненные неудобства мы просим прощения друг у друга.
А. Да. Б. Нет.
28. Семейные праздники сопровождаются у нас шумным застольем.
А. Да. Б. Нет.
29. После учебы или работы я не тороплюсь идти домой, так как меня там не ждет ничего хорошего.
А. Да. Б. Нет.
30. Члены семьи постоянно обижают меня по поводу и без.
А. Да. Б. Нет.
31. В нашем доме всегда идеальный порядок и чистота.
А. Да. Б. Нет.
32. Порой у меня бывает такое настроение, когда я не хочу никого видеть и слышать, даже членов своей семьи.
А. Да. Б. Нет.
33. Между членами нашей семьи очень натянутые отнош ения.
А. Да. Б. Нет.
34. Некоторые члены нашей семьи чувствуют себя в родных стенах неуютно и стремятся реже появляться дома.
А. Да. Б. Нет.
35. Наш дом всегда полон гостей.
А. Да. Б. Нет.

Подсчет результатов: за каждый утвердительный ответ на вопросы 1, 2, 4, 6, 7, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 21, 22, 23, 24, 27, 28, 31, 35 и за каждый ответ «нет» на вопросы 3, 5, 8, 11, 13, 15, 18, 19, 20, 25, 26, 29, 30, 32, 33, 34 надо начислить по 1 баллу.

Менее 8 баллов. Такой результат должен вас насторожить. В вашей семье слишком много отрицательных эмоций; семейная жизнь расценивается вами как трудная и невыносимая.

9-15 баллов. У вашей семьи переменное эмоциональное поле, то есть временами в доме царят любовь и гармония, но им на смену всегда приходят скандалы и выяснение отношений. В период невзгод вы испытываете разочарование в своем партнере, но проходит время, жизнь налаживается, и тогда вы забываете старые обиды.

16-22 балла. Ваша семья отличается позитивной энергетикой, конечно у вас не все бывает гладко, однако мелкие неурядицы, как правило, тонут в море любви и взаимопонимания.

23-35 баллов. О таком эмоционально поле семьи можно только мечтать. Вы являетесь идеальной семьей, дружной и веселой.

2.2. Методика «Колесо баланса»

Цель методики – помочь родителям понять, в какой степени они удовлетворены разными сферами своей семейной жизни. Инструкция: Перед вами «Колесо баланса». Шесть его секторов отражают основные компоненты того единого целого, которым является семья. Семья выполняет шесть важнейших функций: репродуктивную – воспроизводство жизни: рождение детей, продолжение человеческого рода; экономическую производство средств к жизни, создание семейного бюджета; хозяйственно - бытовую ведение своего хозяйства, создание дома, домашнего очага, обеспечение членов семьи теплом и пищей; воспитательную формирование личности детей, передача им языка, традиций, нравов, обычаев, обучение первым трудовым навыкам; восстановительную поддержание здоровья, жизненного тонуса, организация досуга и отдыха всех членов семьи, коммуникативную общение с социальным окружением – друзьями, дальними родственниками.Представьте, что каждая спица колеса – это шкала с делениями от 0 до 10 баллов. Баллы отражают степень удовлетворенности, которую вы сейчас испытываете в каждой из перечисленных сфер семейной жизни: в центре, на оси колеса – 0 баллов, самая низкая удовлетворенность, а на ободе колеса располагаются высшие оценки в десять баллов. Оцените уровень своей удовлетворенности каждой из сторон семейной жизни на данный момент и поставьте на каждой «спице» колеса ту оценку (в диапазоне от 0 до 10), которую, на ваш взгляд, заслуживает эта область вашей жизни сегодня.Когда баллы выставлены, вам остается только соединить полученные точки в единую линию. Затем спросите себя: что надо сделать, чтобы баланс, гармония в моей семейной жизни действительно наступил?


Начало формы

ГЛАВА 3. СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Одно из священных прав человека, рождающегося в мире, – право на правильное и доброе воспитание. К. Д. Ушинский

Р азговор о стилях семейного воспитания – безусловно, важная и нужная часть программы Университета педагогических знаний. Ф ормы работы с этой темой могут быть различными (лекция, дискуссия, семинар). Начало формы

.
3.1. Стили семейного воспитания.

Семья для ребенка – это место его рождения и основная среда обитания (материального и духовного). В семье у него есть близкие люди, которые понимают и принимают его таким, каков он есть – здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый либо колючий и дерзкий…, он там свой:

Любим тебя без особых причин:

За то, что ты – внук,

За то, что ты – сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож …

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

(В. Берестов).

Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире. Семья – это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

Однако парадокс заключается в том, что эта изначально позитивная для развития гамма чувств может стать как позитивным, так и негативным фактором воспитания. Здесь важна мера проявления чувства родительской любви. Недополучивший родительской любви ребенок часто вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда – замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человечек рано развивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия.

Иначе говоря, результат воспитательного воздействия семьи зависит не только от благих намерений родителей, но и от того, каким образом они свои намерения воплощают в жизнь. Закономерно возникает вопрос: как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить, какие именно внутрисемейные социально-психологические факторы имеют воспитательное значение.

Как вы считаете, что влияет на выбор родителями той или иной тактики взаимодействия с ребенком? (В ходе выступления можно использовать вопросы, активизирующие внимание аудитории; здесь и далее мы выделили их шрифтом).

На выбор родителями стиля семейного воспитания своего ребенка оказывают влияние:

— психологические особенности ребенка и родителей, и их совместимость;

— традиции, на которых воспитывались сами родители;

— научно-педагогическая литература, которую используют родители в воспитании своего ребенка, их образовательный уровень;

— нравственные устои семьи[1].

Психологами выделяются несколько основных стилей родительского поведения. Причем, эти стили родительского поведения далеко не всегда осознанны самими родителями. Они характеризуются разной степенью принятия ребенка и уровнем контроля[2].

1) Индифферентный тип семейного воспитания (в различных источниках встречаются термины «гипоопека», «безразличный тип») характеризуется низким уровнем контроля и холодными отношениями. Такие родители не устанавливают для детей никаких ограничений, заняты собственными проблемами и закрыты для общения. Их мало волнует душевное состояние ребенка, они, как правило, безразличны к его потребностям и запросам, не считают нужным обращать на них внимание. Родители, придерживающиеся данного стиля воспитания, убеждены, что если их ребенок одет, обут и отправлен в школу, то их родительский долг выполнен.

Они, как правило, непоследовательно и неумело используют методы наказания и поощрения: могут наказать ребенка и тут же поощрить, лишь бы он только не закатывал истерик и не мешал родителям. Главный метод воспитания в такой семье — кнут и пряник. Родители строят свои взаимоотношения с ребенком таким образом, что непроизвольно культивируют поиск у ребенка наиболее выгодных форм взаимодействия с окружающими, что стимулирует проявление у детей таких качеств, как угодничество, лесть, подхалимаж.

В выборе форм поведения в таких семьях ребенок свободен, но в обществе других людей от него требуют формального прилюдного соблюдения правил приличия. У таких детей много тайн, которые им нужно хранить за семью печатями, а это значит, что они должны быть все время настороже. Даже интеллектуальную деятельность своих детей родители в таких семьях стимулируют для того, чтобы извлечь из нее максимальную выгоду.

Как вы думаете, каким вырастет ребенок в данной семье?

В результате такого воспитания формируется конформный социально — психологический тип личности. Такие дети, как правило, не имеют собственного мнения, любят хвастаться, не умеют искренне сочувствовать и сопереживать (потому, что их просто не научили этому); зачастую, не любят ни умственный, ни физический труд. Эта тенденция проявляется во все возрастные периоды жизни. Дети из таких семей более других склонны к проблемному поведению.

2) Либеральный тип семейного воспитания (или попустительский). Уровень контроля также низкий, но отношения теплые. Руководящая роль родителей в такой семье незначительна, они не умеют или не хотят воспитывать ребенка, возможно, высоко ценят его личность, считая простительными различные слабости; легко общаются с ним, доверяют ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода? Насколько разумно он этой свободой воспользуется?

Ребенок предоставлен сам себе и спрогнозировать его дальнейший характер невозможно, так как он в большей мере будет зависеть от того, в какой среде будет жить и учиться помимо семьи. Неспособность семьи контролировать поведение ребенка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не формируются.

Становясь более взрослыми, такие дети конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отвержения, дети чувствуют страх и неуверенность.

3) Авторитарный тип семейного воспитания (в разных источниках встречаются еще такие названия, как «автократический», «диктат», «доминирование») - это высокий уровень контроля и холодные отношения. Родители, придерживающиеся данного стиля поведения с ребенком, хорошо представляют, каким он должен вырасти, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях, зачастую, очень категоричны и неуступчивы. Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Этому способствуют следующие причины:

— неоправданные надежды и неудовлетворенность родителей своей семейной жизнью или детьми, эмоциональное непринятие ребенка;

— сами родители воспитывались в семьях, в которых к детям относились достаточно жестко, и они автоматически переносят стиль воспитания родительской семьи в свою собственную семью;

— родители считают чрезмерно значимым для себя мнение других людей об их детях и считают его основным в контролировании собственных детей.

В таких семьях свобода ребенка строго регламентируется и контролируется. Родители мечтают о том, чтобы их ребенок вырос высоконравственным человеком, и постоянно контролируют его поступки — диктуют ребенку, что он должен одевать, с кем дружить, сами определяют режим дня ребенка.

Родители достаточно активно используют методы наказания. Это проявляется в командном тоне родителей, криках, физических наказаниях. Некоторые родители используют физические наказания достаточно жестоко, иногда наказывают своего ребенка демонстративно для того, чтобы показать степень своей власти над ним, оправдывая себя тем, что в их семьях тоже использовали такие методы наказания, и они выросли «хорошими людьми».

Подумайте, чем для таких родителей выгоден данный метод воспитания?

Как вы думаете, комфортно ли ребенку ежедневно находиться под таким прессингом?

Каким вырастет ребенок в данной семье и насколько теплыми впоследствии будут отношения между детьми и родителями?

В таких семьях дети испытывают дефицит родительской ласки, тепла, похвалы и поддержки. Они очень хорошо знают свои слабые стороны (т.к. об этом им постоянно напоминают, чтобы ребенок «знал свое место») и совсем лишены возможности демонстрировать и подчеркивать свои лучшие стороны. Если же родители увидели и отметили положительно какой-то поступок ребенка, мимо которого нельзя было пройти, то они тут же найдут повод указать на что-то плохое, что им не нравится. Родители не считают нужным прислушиваться к мнению своего ребенка, считая его глупым и неуместным. Они часто говорят: «яйцо курицу не учит».

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач в формировании его личности. Как результат - либо пассивность и зависимость детей, либо неуправляемость и агрессивность. В любом случае - ощущение психологического неблагополучия.

4) Гиперопека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя; полностью концентрируя свое внимание на ребенке.

Такой стиль семейного воспитания может быть обусловлен некоторыми причинами: болезненность ребенка с раннего детства, и особенности характера родителей. В результате этого родители становятся чрезвычайно мнительными и болезненно реагируют на любое проявление нездоровья или недовольства ребенка. Они ни на минуту не оставляют ребенка без внимания и опеки; с раннего детства стараются оградить ребенка от каких бы то ни было наказаний со своей стороны, а также со стороны чужих взрослых и детей. Очень часто в таких семьях удовлетворяется любая прихоть ребенка.

Скажите, пожалуйста, насколько эффективен данный стиль воспитания?

В чем вы видите его плюсы?

В чем состоят минусы?

Родителям очень удобно, что ребенок находится под таким родительским надзором, тем самым они считают, что болезни роста и детские кризисные ситуации обойдут их стороной. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома.

Каким вырастет ребенок в такой семье?

Впроцессе данного стиля семейного воспитания формируется инфантильныйсоциально-психологический тип личности. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у детей и подростков, с другой – к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости. Именно эти дети оказываются наиболее неприспособленными к жизни в коллективе. Часто именно эта категория подростков дает наибольшее число нервных срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки.

5) Хаотический стиль (непоследовательное руководство) – это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.

Что вы можете сказать о возможных последствиях в развитии ребенка при наличии подобной ситуации в семье?

При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности – потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию. При таком воспитании не формируется самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка ребенка.

Так как же нужно воспитывать детей?

6) Авторитетное воспитание (в различных источниках встречаются термины «гармоничный стиль», «демократический стиль», «сотрудничество») означает теплые отношения и высокий уровень контроля. Родители признают и поощряют растущую автономию своих детей и личную ответственность в соответствии с их возрастными возможностями. Отношения строятся на взаимном уважении и доверии. Родители открыты для общения и обсуждают с детьми правила поведения в семье. Допускают и изменение своих требований в разумных пределах.

Гармоничный стиль воспитания, естественно, формирует гармоничный тип личности ребенка. В дошкольном и младшем школьном возрасте такие он может нарушать дисциплину, как и все остальные дети, но на все замечания реагирует paзумно и старается больше не нарушать порядок. У таких детей рано проявляется чувство самоконтроля и волевые качества. Они вырастают приспособленными к жизни, уверенными в себе и ответственными. Дети включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение[3].

Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком – это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.

Таким образом, именно от того, какой тип отношений сложился в семье, зависит характер становления личности ребенка и в дальнейшем его судьба.

Наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания следует считать такие:

— неадекватное воздействие факторов материального порядка: избыток (либо недостаток) вещей, приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;

— бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;

— безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;

— отсутствие позитивного психологического климата в семье;воспитание в неблагополучных семьях в атмосфере скандалов, рукоприкладства, ссор родителей оказывает на ребенка крайне негативное влияние и может стать источником последующих психологических проблем;

— фанатизм в любых его проявлениях (страсть к накопительству денег и вещей, религиозный, политический, музыкальный, спортивный…);

— безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий); в этих случаях воспитание в, казалось бы, благополучной семье приносит совершенно не те плоды, которые должно приносить – уверенность родителей в применяемой ими педагогической доктрине (обычно устаревшей или ошибочной) не дает им возможности взглянуть на себя со стороны, учесть психолого-физиологические особенности своего ребенка, заставляет действовать шаблонно и поэтому неэффективно;

— противоправное поведение взрослых;

— авторитаризм либо “либерализм”, безнаказанность и всепрощенчество – это две стороны одной медали — также не идут на пользу воспитанию детей в семье: у них складывается превратная картина мира, что провоцирует последующее неадекватное поведение и развитие скрытых комплексов.

Искусство быть хорошим родителем строится на системе следующих принципов:

1. Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья.

2. Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего.

3. Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей.

4. Диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть подложено в основу системы семейного воспитания.

5. Личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей.

6. Воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке.

7. Все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре.

8. Оптимизм – основа стиля и тона общения с детьми в семье.

Практическим руководством родителям, стремящимся быть грамотными родителями, овладеть искусством гармоничного стиля воспитания, может стать памятка, разработанная более чем 300 специалистами – учителями, школьными и социальными педагогами из США. Она получила название «Десять ключей успешного воспитания»[4].

1. Относитесь к воспитанию неформально. Обращайте внимание на качество проведенного с ребенком времени, а не на его количество. Современная жизнь всех нас научила невольно экономить на всем, в том числе на эмоциях, разговорах, общении с детьми. Поэтому вместо того, чтобы сосредоточить все внимание на том, что нам сбивчиво рассказывает ребенок, мы слушаем рассеянно, думая о своем. Между тем научно доказано, что дети «скупых» и неумелых в общении родителей плохо себя ведут и чувствуют себя потерянными. Поэтому даже отрицательное внимание (неодобрение, осуждение) лучше, чем холодность и безразличие.

2. Поменьше говорите, побольше делайте. Статистика утверждает: мы даем своим детям до 2000 (!) советов и замечаний в день. Поэтому неудивительно, что наши дети становятся «глухими». Если ребенок, несмотря на ваши просьбы, с завидным безразличием бросает в стирку носки, вывернутые наизнанку, однажды выстирайте их такими, какие они есть. Пусть сам убедится, что в таком виде их невозможно отстирать и высушить. Дела убедительнее и громче слов.

3. Дайте детям почувствовать, что они сильны, легальными способами; иначе они сами найдут нелегальные. А для этого с детьми надо советоваться, давать им право выбирать, покупать, считать деньги, готовить несложные блюда. Двухлетнему ребенку по силам вымыть пластиковую посуду, фрукты и убрать столовые приборы в ящик. Конечно, у вас это выйдет быстрее и лучше, но разве в этом дело? Если вы будете обходиться без помощи детей, вы лишите их возможности чувствовать себя нужными и сильными.

4. Не забывайте думать о том, к чему могут привести ваши слова и поступки. Спрашивайте себя так:

– Что случилось бы, если б я не вмешался?

Если мы вмешиваемся, когда в этом нет необходимости, мы лишаем детей возможности видеть последствия и учиться на собственных ошибках. И тем самым подменяем живую жизнь ворчливыми нравоучениями и запугиванием. Если ваш ребенок забывает взять с собой завтрак – не кладите его изо дня в день в портфель. Дайте ему забыть его, проголодаться и запомнить, что по утрам нужно класть завтрак в портфель самому.

5. Все ваши правила и требования должны быть логически обоснованы и понятны ребенку. А для этого в следующий раз, когда он забудет сдать фильм в видеотеку, не спешите отчитывать – он обидится, и урок не пойдет впрок. Не бегите сами, не отдавайте его долги. Пусть он сам решает эту проблему и думает, где взять денег в долг. Последствие для ребенка должно быть логически связано с его собственным поведением. И только тогда, когда он вернет весь свой долг, ребенок увидит логику в вашей дисциплине.

6. Избегайте конфликтов. Если ребенок проверяет вас истерикой, обидой, злостью или говорит с вами непочтительно, лучше уйти и сказать, что вы его ждете в соседней комнате, чтобы спокойно поговорить. Не поддавайтесь на провокации и храните невозмутимость изо всех сил. Если вы обиделись или разозлились – вы проиграли.

7. Не мешайте в одну кучу вину и виноватого. Ребенок может сделать что-то нехорошее, но не может быть плохим. Он должен всегда быть уверен, что его любят независимо от того, что он сделал. Если сомневаетесь в правильности своих требований, спросите себя честно: «Будет ли ребенок от этого увереннее в своих силах?»

8. Нужно уметь быть добрым и твердым одновременно. Предположим, вы сказали дочери, что нужно одеться за пять минут, иначе посадите ее в машину в ночной рубашке. По истечении указанного срока имеете полное право спокойно и бережно отнести ее в машину. И смею вас уверить: в следующий раз у вас не будет проблем по утрам с одеванием. Только в этот момент вы должны быть добрыми и справедливыми.

9. Нужно всегда помнить о вечности и о том, что наше слово отзовется не только сейчас, но и через года, когда наши дети будут воспитывать наших внуков. Исходя из этих соображений, иногда приходится отказываться от простых и быстрых решений проблемы, предпочтение отдав сложным и трудоемким, если это в будущем принесет большую пользу нашим детям и внукам. Если мы можем ударить ребенка, то, пытаясь решить сиюминутную проблему, мы заодно учим его агрессивным действиям в ситуациях, когда чего-то хочешь добиться от другого человека или ребенка.

10. Будьте последовательны. Если вы договорились, что не будете покупать в магазине конфеты, держите свое слово, несмотря на капризы, уговоры и слезы, как бы ни было жаль ребенка и как бы ни хотелось пойти на попятную. Ребенок будет больше уважать вас, если увидит, что вы умеете держать обещания.

3.2. Семинар-практикум «О стилях семейного воспитания».

Выбор данной формы проведения объясняется тем, что она позволяет родителям не только получить информацию, но и побуждает к размышлению о закономерностях развития ребенка, способствует внутреннему проживанию темы встречи, позволяет осознать свою родительскую позицию, сравнить ее с позицией других родителей, увидеть наглядный пример типичных ошибок в воспитании детей. Этот метод позволяет не только создать проблемную ситуацию для родителей, но и дать возможность проявить активность тем, кто хочет это сделать - отработать некоторые приемы эффективного взаимодействия в системе родитель-ребенок. В то же время он позволяет тем родителям, которые к проявлению активности не готовы, занять позицию слушателя.

Цель семинара:

•     организовать условия, способствующие осознанию родителями собственного стиля взаимодействия с ребенком, барьеров к пониманию детей;

•     содействовать формированию потребности совершенствования детско-родительских взаимоотношений.

Оборудование:

•     бланки анкеты «Стиль семейного воспитания»,

•     мультимедийное оборудование,

•     магнитофон,

•     диски с записями инструментальной музыки для релаксации,

•     памятки для родителей «Десять ключей успешного воспитания».

Организация пространства: до начала собрания, пока родители собираются, тихо играет спокойная музыка и идет показ презентации слайдов, позволяющих родителям отвлечься от рабочих проблем и настроиться на тему собрания; родители рассаживаются в произвольном порядке.

Ориентировочное время проведения: 1-1,5 часа.

Ход встречи 3.2.1. Введение.

.

Семья традиционно является главным институтом воспитания. То, что человек в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Но семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И, вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Сегодня на нашей встрече мы рассмотрим различные стили семейного воспитания и то, к формированию какой личности ребенка они в последующем приводят.


3.2.2. Самодиагностика родителей. Тест «Стратегия семейного воспитания»..

По поводу воспитания детей существует множество теорий. Родители, воспитывая детей, обычно не теоретизируют по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывает интуиция, жизненный опыт и складывающиеся обстоятельства. Проще говоря – как получится. А как же получается? С помощью этого простого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания.

Тест «Стратегия семейного воспитания»

 

Инструкция: родителям предлагается из четырех вариантов выбрать наиболее предпочтительный.

1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека - наследственностью или воспитанием?

A. Преимущественно воспитанием.

Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.

B. Главным образом врожденными задатками.

Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

A. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.

Б. Абсолютно с этим согласен.

B. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.

Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

A. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться. (Эдгар Хоу.)

Б. Цель воспитания - научить детей обходиться без нас. (Эрнст Легуве.)

B. Детям нужны не поучения, а примеры. (Жозеф Жубер.)

Г. Научи сына п



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.109 с.)