Какие изменения произошли в культурной и духовной жизни советских людей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какие изменения произошли в культурной и духовной жизни советских людей.



 

· Основные культурные изменения в Донбассе в 1930-х годах.

 

· Организация культурного отдыха.

 

· Развитие спорта.

 

· Цирковое и театральное искусство.

 

· Периодика и художественная самодеятельность.

 

· Основные культурные изменения в Донбассе в 1930-х годах

 

Весной 1930 г.Президиум ВЦИК РСФСР принял постановление«Орелигиозных объединениях». Вводился запрет на хозяйственную (создание кооперативов) и благотворительную работу общин. Запрещалось преподавание религиозных вероучений в учебных заведениях. Для связи с религиозными организациями создавалась комиссия по вопросам культа при ВЦИК. В нее вошли представители наркоматов юстиции, внутренних дел, просвещения, ОГПУ. Позднее комиссия была преобразована в общесоюзную при Президиуме ЦИК СССР (председателем ее стал П.А. Красиков). Усилилась пропагандистская


 

251


кампания с разъяснением населению «несостоятельности» религиозных вероучений.

 

Центром атеистической пропаганды являлся Союз воинствующих безбожников, возглавляемый публицистом и автором многих антирелигиозных книг Е. Ярославским. Союз издавал многотысячными тиражами газеты и журналы («Воинствующий атеизм», «Безбожник

у    станка»,    «Антирелигиозник»,  «Юные

 

безбожники»      и        др.).         Создавались

 

антирелигиозные музеи и выставки, организовывались курсы для подготовки пропагандистов атеизма. II съезд Союза

 

безбожников (1929 г.) провозгласил атеистическую работу важнейшим участком

 

классовой борьбы. Борьба с религией    
объявлялась борьбой за социализм.

Обложка журнала «Безбожник у

 
   
  станка», 1929 г.  

 

В феврале 1930 г. ЦИК и СНК приняли постановление «О борьбе с контрреволюционными элементами в руководящих органах религиозных

 

объединений». Местным органам власти рекомендовалось усилить контроль за составом руководителей общин. «Враждебных» советскому строю лиц предлагалось исключить из актива религиозных объединений.

 

Участились целенаправленные репрессии против духовенства. Было увеличено налоговое обложение церковнослужителей. В случае неуплаты налогов их имущество подлежало конфискации, а сами они выселялись в другие районы страны. Был упрощен порядок закрытия церквей: решение этого вопроса передавалось облисполкомам и крайисполкомам Советов. В

 

середине 1930-х годов число действующих культовых зданий (храмов, церквей, мечетей, синагог и др.) составляло 28,5% от имевшихся в дореволюционной России. В связи с этим ЦИК счел нужным упразднить созданную ранее комиссию по вопросам культа. В новую Конституцию СССР не было включено положение о свободе религиозной пропаганды.

 

252


 

Плакат «Борьба против религии – борьба за           Плакат «Трудящиеся женщины – в ряды

социализм»                                                           активных участниц производственной и

общественной жизни страны!», 1933 г.


 

Школьники села Бугас Волновахского района

Донецкой области во время рейда

 

по домам прогульщиков, 1932 г.


 

 

Одной из важных задач был

 

контроль над молодежью, осуществлявшийся с помощью комсомола, моделирование ее

 

сознания   в     соответствии   с

 

задачами, определенными классиками марксизма-ленинизма.

 

9) само изучение произведений В. Ленина и И. Сталина, решений съездов, конференций, пленумов коммунистической партии, истории ВКП(б) стали обязательными не

 

только для коммунистов и комсомольцев, но и для всего

 

работающегоиучащегося

 


населения.

 

Власти стремились изменить менталитет народа, и в значительной мере это им удалось сделать. «Конструируя» нового человека, они изменяли его психологически таким образом, чтобы обеспечить полностью контролируемые реакции на реальные или сфальсифицированные факты и события, о которых считали нужным сообщать рядовым гражданам.

 

253


Бесспорными достижениями 1930-х годов было значительное повышение образовательного уровня широких народных масс, развитие образования, культуры, медицины, науки. Осуществление индустриализации народного хозяйства требовало большого количества квалифицированных рабочих. Поэтому именно проблема повышения уровня квалификации рабочего класса приобрела для Донбасса особую актуальность.

 

23 августа 1930 года ЦК Компартии Украины принял постановление «Об обязательном общем начальном обучении на Украине», которое наметило конкретные меры по развитию школы. На всей территории республики были введены единые школы фабрично-заводского и горнопромышленного ученичества. Для подготовки строительных и сельскохозяйственных рабочих создавались соответствующие школы. Количество учащихся школ ФЗУ в УССР увеличилось с 64 тысяч (1929 год) до 136 тысяч (1932 год). За счет выпускников школ ФЗУ покрывалось 40 процентов потребности промышленности в рабочей силе. В целом за годы I пятилетки фабзавуч УССР подготовил 74,8 тыс. квалифицированных рабочих. 30-40% выпускников школ ФЗУ того периода занимали на производстве руководящие должности от бригадира до начальника цеха.

 

1930 г. в Сталино, Луганске, а затем в Горловке были открыты художественные рабфаки, которые помогали рабочей молодежи подготовиться к учебе в вузах республики. Занятия и консультации для рабфаковцев проводили

 

преподаватели и студенты-старшекурсники Киевского музыкально-драматического института. Появляются первые учебные заведения искусства: Артемовское музыкальное училище и художественный техникум в Луганске. Продолжается развитие сети учреждений высшего образования. В 1931 г. при Донецком институте народного образования (ДИНО) были открыты учительский институт и филиал Всеукраинского института повышения квалификации учителей. Тремя годами позже ДИНО был преобразован в Луганский государственный педагогический институт.

 

1929-1934 гг. в Лисичанске работал вечерний горный институт, переведенный затем в г. Сталино (ныне г. Донецк). В начале 1930-х годов был образован Рубежанский химико-технологический институт, который выпустил в предвоенные годы 600 инженеров. В 1940 г. начал работу Старобельский учительский институт. В Кадиевке и в поселке Штергрэс работали высшие технические учебные заведения.

 

1930-х гг. в Сталино были основаны медицинский, педагогический и учительский институты. В городе также работали филиал Промакадемии, институт усовершенствования учителей, научно-исследовательский институт гигиены труда

 

10) профзаболеваний, проектная организация "Донуглепроект". 15 июля 1937 года

 

254


был основан Сталинский государственный педагогический институт. Институт состоял из двух факультетов (исторический и филологический) и насчитывал

 

4. студентов.

 

Декларируя заботу о трудящихся, власти не могли не заботиться о здравоохранении людей, тем более что травматизм на производстве, оснащавшемся новой техникой, вследствие низкой квалификации значительной части рабочих был высоким. К 1940 г. в регионе было 125 больничных учреждений, 98 женских консультаций, детских поликлиник и амбулаторий, в которых работало 977 врачей и около 6 тыс. специалистов со средним медицинским образованием.

 

Жилищное строительство, создание коммунального хозяйства рассматривалось как второстепенный вопрос, не успевая за темпами индустриализации. Поэтому плохое жилье (бараки, казармы, общежития, полуподвалы и даже землянки), жилищная теснота были в 1930-е годы характерными чертами жизни городов и поселков.

 

Не менее сложно решались проблемы снабжения продуктами питания и промышленными товарами. С 1929 г. была введена система централизованного распределения, основанная на создании своеобразной иерархии, определявшей место и заслуги граждан в строительстве социализма. В первой половине 1930-х годов была введена карточная система распределения. Вне государственного снабжения оказались те категории людей, которые не относились к партийным и советским работникам, рабочим и служащим государственных предприятий, передовикам производства. В условиях жестокого товарного кризиса для них это означало полуголодное существование. Даже работники шахт и заводов, относившиеся к привилегированным спискам, не получали всех необходимых продуктов. Порой за дефицитными товарами отечественного производства, которые к тому же были и низкого качества, у магазинов с ночи образовывались большие очереди. Реальная жизнь не соответствовала лозунгам.

 

в Организация культурного отдыха

 

Объективные условия жизни 1920-х-1930-х годов обусловили развитие культурного процесса в стране преимущественно вширь. Это нашло выражение в приобщении широких масс трудящихся к культурным ценностям, повышении их общекультурного уровня. Наиболее ярко эти тенденции проявились в Донбассе, крупном промышленном центре страны. Отличительной особенностью культурного развития в Донбассе были высокие темпы создания материальной базы культуры. Если первыми очагами культуры становились клубы, сельские дома, библиотеки, красные уголки, и для них строились специальные здания, то в 1928 г. в г.Сталино был построен один из первых на Украине Дворец культуры


 

255


металлистов (ныне Центр славянской культуры). В 1936 г. в Донбассе уже действовало 14 таких дворцов, 1916 клубов, 1904 библиотеки. Быстрыми темпами развивалась киносеть региона. Количество киноустановок в крае выросло со 159 в 1925 г. до 821 в 1933 г. К началу 1940-х годов было построено 66 кинотеатров, среди которых один из лучших на Украине, кинотеатр им. Т.Г.Шевченко. В эти же годы было возведено здание театра оперы и балета, другие сооружения культурно- просветительного назначения.

 

Донбассе большое внимание уделялось решению проблемы отдыха трудящихся. Восстанавливались и строились новые скверы и парки, детские парки.

 

Июньский 1931 года пленум ЦК ВКП(б) среди прочих своих исторических решений дал установку: широко развернуть работу по развитию зеленых насаждений, разбивке бульваров, превращению городских лесных массивов в образцовые парки культуры и отдыха. Следуя указаниям партии, донецкие власти

10. том же 1931 году приняли решение заложить в городе Центральный парк. Донецкий городской парк культуры и отдыха был основан в 1932 году и

 

первоначально носил имя Павла Петровича Постышева. Покрыть зелеными насаждениями отведенную территорию в 120 га представлялось делом слишком длительным. Для ускорения прибегли к методу народного энтузиазма. В сентябре силами 10 000 комсомольцев и пионеров города началось его создание. Весной 1932 года были высажены несколько тысяч деревьев, в основном акация и клён. В 1933 году была сделана трассировка аллей, которые были обсажены каштанами, липами и тополями. Высадку деревьев и кустарников производило население, не последнюю роль среди которого играли школьники. Вскоре на склонах первого пруда закурчавились молодые кроны – и ландшафт ожил. В день открытия парк посетили около шестидесяти тысяч человек. C 1934 года в парке начали действовать аттракционы.


 

Станция «Счастливое детство» детской железной дороги им. С.М. Кирова. Конец 1930-х гг.


 

 

Фонтан в парке им. Щербакова.

 

1938 г.

 


 

256


с Историческая справка

 

«… надо парк культуры и отдыха имени Постышева превратить в образцовый парк, чтобы другие города Донбасса могли учиться нашему опыту. Это дело очень большое и ответственное. Этот парк нужно сделать своеобразной лабораторией культурного времяпрепровождения рабочих. Все уголки парка должны дышать весельем, радостью, говорить о наших победах. Они должны укреплять здоровье шахтеров, металлистов, коксовиков, трудящихся».

 

«О плане развития города и коммунально-жилищного строительства».

 

8 октября 1934 г.

 

и Донбассе острее, чем в других областях УССР, ощущался недостаток кадров профессиональных работников культуры. В эти годы происходило формирование художественной интеллигенции края, почти вся она была рабоче - крестьянского происхождения. Одним из первых объединений творческой интеллигенции стала писательская организация «Забой», членами которой являлись М.Л. Слонимский. ЮЛ. Черный-Диденко, М. Голодный (М.С. Эпштейн), Г.М. Баглюк, П.Г. Беспощадный и другие.

 

Ширилось движение литкружковцев. Школу литературных кружков прошли П.А. Байдебура, Ю.А. Черкасский. И.Н. Шутов и другие донецкие писатели.

 

и условиях нехватки квалифицированных кадров большую роль в культурном возрождении Донбасса играла помощь творческой интеллигенции республики. В эти годы перед донецкими рабочими выступали Н. Сосюра, О. Вишня, П. Тычина и многие другие. Только в 1929 г. было организовано 30 таких встреч.

 

Большую работу проводила Ассоциация художников Червоной Украины (АХЧУ), которая в 1930 г. организовала в 12 населенных пунктах региона выставку художественных произведений под девизом "Культпоход на Донбасс". Художники АХЧУ руководили здесь 14 кружками изобразительного искусства.

 

Развитие спорта

В образованием Донецкой области в июле 1932 г. постепенно стали создаваться условия для налаживания новой областной системы управления физкультурой и спортом.

 

В предшествующие годы наблюдался рост численности коллективов физкультуры, создавались спортивные площадки, футбольные поля. Шахтёры, металлурги изготавливали своими силами спортивный инвентарь, проводили массовые физкультурно-спортивные мероприятия. Сталинская область обладала огромным людским потенциалом для быстрого развития физической культуры и спорта. Она включала в себя территорию двух современных промышленно развитых областей: Донецкую и Луганскую. Разворачивается строительство

 

257


стадионов. В 1933 году профсоюзная организация Амвросиевского цементного завода построила стадион. В 1936 году были построены стадионы ДСО «Шахтёр» в г. Сталино, и Добровольного спортивного общества (ДСО) «Локомотив» в г. Дебальцево, в 1937 году ДСО «Сталь» в г. Макеевке, в 1938 году стадионы добровольных спортивных обществ «Сталь» (Сталино), «Авангард» Краматорск, «Пищевик» в рабочем посёлке им. Карла Либкнехта и в Часов Яре (завод им. Орджоникидзе) Артёмовского района. Они становились физкультурно-спортивными центрами в городах и районах. Например, на Амвросиевском стадионе кроме футбольного поля была волейбольная площадка 18х9 метров, беговая дорожка, трибуны шириной 10 м и высотой 5 м.

 

5 сентября 1936 г.в городе Сталино состоялось открытие самого крупного вДонбассе стадиона. Развитие спорта шло многих направлениях. Открывались общества, занимающиеся греблей, теннисом, гольфом, конным спортом, шахматами, конькобежным спортом, гимнастикой, плаванием. Таким образом, за короткий срок спорт стал неотъемлемой частью культурной жизни края. По некоторым показателям донецкие спортсмены и организации достигли уровня ведущих центров физической культуры России.

В Историческая справка

 

«Кто не помнит, как раньше, за пару часов до начала матча длинной вереницей тянулись

 

любители спорта на футбольное поле, чтобы

 

захватить поудобней местечко, – писала газета «Социалистический Донбасс» в этот знаменательный день.

 

– Но не многие успевали хорошо устроиться. Мест было мало, и они были неудобные. Сейчас спешить

 

незачем. К услугам зрителей спортивных соревнований – 14 тыс. хорошо расположенных мест… И стар, и млад устремились на стадион, – писала газета. – Сквозь широкие ворота, на которых красуется надпись: «Стадион им.П.П. Постышева» прошло уже несметное количество людей и всё же кажется, что стадион никогда не наполнится.».

 

 

 

258


и Цирковое и театральное искусство

 

Уже в 1920-е годы в г. Сталино был профессиональный театр. В газете «Диктатура труда» за 1922 год он именуется 1-й Советский театр, главный режиссер театра – А. Лернер. Театр располагался в здании бывшего кинотеатра «Сатурн» по ул. Кобозева, где в 1933 году также разместился Сталинский драматический театр, ставший через 10 лет носить имя Федора Андреевича Сергеева (Артема).

 

В г. Сталино приезжали с гастролями

 
 

московские театры: театр им. М. Ермоловой, театр

 
 

Меерхольда, театр ГОСЕТ (Государственный

 
 

еврейский театр) под руководством Михоэлса. На

 

Афиша Сталинского

гастроли в Донбасс приезжали ведущие театры  

Москвы.

Ленинграда,

Киева. Харькова. С

конца

 

государственного

 

1920-х годов здесь начал работать филиал

 
Драматического театра,  
сезон 1935-1936 гг.

Киевского театра им.И.Франко под руководством

 

 

Г. Юры. В 1933 г. на постоянную работу в г. Сталино приехала труппа Харьковского Краснозаводского театра во главе с главным режиссером театра В.С.Василько, основав Донецкий Государственный драматический театр им. Артема. К началу 1940-х годов в Донецком крае работало 16 профессиональных театров.

и Историческая справка

 

Михаил Степанович Гришко

(1901-1973)

 

Выдающийся оперный певец, Народный артист СССР, Лауреат Сталинской премии первой степени. Родился в семье рабочих в г. Мариуполе. Учился в церковно-приходской школе, пел в церковном хоре, где получил знания по элементарной теории музыки, навыки правильной постановки голоса, пению в

 

ансамбле и др.

 

Ø 1926 году закончил Одесский музыкально-драматический институт. С 1924 – солист

 

Одесского театра оперы и балета, Украинской государственной столичной оперы в Харькове, Грузинского театра оперы и балета им. З. Палиашвили (Тбилиси), солист Киевского театра оперы и балета им. Т. Шевченко. Записал на грампластинки арии из опер, романсы украинских, русских, западно-европейских композиторов, украинские народные песни. Обладал гибким голосом большой силы, звучащим ровно во всех регистрах.


 

259


12 апреля 1941 г. торжественно открылся Донецкий русский музыкальный театр (сегодня театр оперы и балета). Круг сцены нового театра выдерживал нагрузку до 75 тонн. Высота от трюма до крыши равна высоте 8-этажного здания,

 

5. площадь – площади 16-ти квартирного дома. Только одна сцена при постановке некоторых спектаклей требовала больше электроэнергии, чем потребляла вся Юзовка в дореволюционные годы. Продолжал работу старейший на Донетчине Мариупольский театр. В 1920-е годы в городе работал драматический коллектив «Новый театр» под управлением А.Н. Борисоглебского. В 1934 году на основе городского драматического театра был создан Вседонецкий музыкально-драматический театр с постоянным пребыванием в Мариуполе (худ руководитель А.Н. Смирнов, главный режиссёр А.В. Искандер). Через два года, 18 апреля 1936 года в городском театре состоялась встреча с заслуженным артистом, оперным певцом Михаилом Степановичем Гришко. Мариупольский русский музыкально-драматический театр выезжал на гастроли в города Сталино, Макеевку, Полтаву, Кременчуг, Сумы и Харьков.

 

 

Интерьер сталинского цирка, 1926 г.

 

Здание цирка просили построить еще в 1924 году, но тогда на заседании президиума Юзовского окружисполкома 13 апреля было решено, что «ввиду малой культурной ценности представлений цирка в ходатайстве отказать». Однако через полтора года было принято решение о строительстве деревянного стационарного цирка уже не в Юзовке, а в городе Сталино. 28 октября 1925 года приступили к строительству цирка на площади вблизи Церабкопа (на месте кольца троллейбусного маршрута № 2 возле металлургического завода).

 

260


Цирк в СССР считался одним из важнейших искусств, поэтому находился под присмотром Центрального управления госцирками, т.е. почти повсеместно в крупных городах стали создавать вместо частных государственные цирки. Было принято такое решение и в Сталино. Был выкуплен частный цирк «Коларт» («Коллектив артистов»). Во время заседания президиума Сталинского окружиспролкома 17 мая 1926 года было поручено подписать договор о приобретении цирка «Коларт». Так в Сталино появился стационарный госцирк. Его ответственным руководителем (позже – заведующим цирком и директором) был тогда молодой Федор Дмитриевич Яшинов.

В Историческая справка

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.3 (0.093 с.)