Организация и нормирование труда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация и нормирование труда



Основа создания благоприятных условий труда, достиже- ния согласования интересов сторон трудовых отношений созда- ется государством посредством закрепления общепризнанных достижений научной организации труда в трудовом законода- тельстве. При этом государство устанавливает гарантии трудо- вых прав и свобод граждан, обеспечивает защиту прав и закон- ных интересов работников и работодателей. Вертикаль трудово- го законодательства выстраивается с задействованием всех уровней нормотворчества: международного, национального, регионального, местного и локального. При построении систе- мы организации труда в компании на принципах научной орга- низации труда необходимо учитывать, что правила, устанавли- ваемые каждым последующим уровнем нормотворчества, долж- ны соответствовать уже закрепленным правилам предыдущего уровня.

На уровне Российской Федерации положения вышеупо- мянутого международного законодательства развиваются в предписаниях Конституции РФ, Трудового кодекса РФ и иных федеральных законов. Так, в соответствии со ст. 37 Конститу-


ции РФ каждый работник имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; имеет право на труд в условиях, отвечающих требо- ваниям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; на отдых; на содействие в трудоустройстве, защиту от принуди- тельного труда и безработицы. Конституционно гарантируется защита трудовых прав с использованием установленных феде- ральным законом способов.

Организацию труда следует рассматривать как систему и как деятельность, одну из управленческих функций. Организа- ция труда как система на уровне предприятия - это совокуп- ность организационных отношений и организационных связей между работниками и средствами производства и работников друг с другом, обеспечивающая определенный порядок проте- кания трудового процесса, характер функционирования рабочей силы и средств производства и определенную эффективность трудовой деятельности. Организация труда как деятельность - одна из управленческих функций, часть управления предпри- ятием (организацией) по созданию, поддержанию, упорядоче- нию и развитию системы организации труда, а также коренному ее преобразованию на основе нововведений. При этом данная деятельность должна осуществляться как постоянный процесс, а не как единовременные разрозненные действия.

Организация труда в производственном коллективе - это система мероприятий, направленных на рациональное ис- пользование профессионально-квалификационного потенциала работников с целью неуклонного повышения производительно- сти труда при наиболее эффективном использовании средств производства и благоприятных условиях труда [16]. Организа- ция труда представляет собой комплексную, динамичную сис- тему, включающую расстановку работников в производстве, разделение и кооперацию труда, формирование рациональных трудовых процессов, их нормирование и стимулирование, орга- низацию и обслуживание рабочих мест, создание комфортных условий труда.

Организация труда - это совокупность мер, направлен- ных на рациональное соединение труда работников со средствами производства в целях достижения высокой производительности тру- да и сохранения здоровья и работоспособности членов коллектива [8]. Организация труда призвана создавать наиболее благоприят- ные условия для нормального функционирования и воспроизводст-


ва рабочей силы, всемерного повышения содержательности и при- влекательности труда.

Основными направлениями организации труда являются


[35]:

да; кадров;


совершенствование форм разделения и кооперации тру- улучшение подготовки и повышения квалификации рационализация приемов и методов труда;

улучшение организации и обслуживания рабочих мест; улучшение условий труда;

укрепление дисциплины труда; совершенствование практики мотивации труда; совершенствование нормирования труда.


Развитие науки о труде характеризуется поступательным развитием всей совокупности составляющих ее элементов. На- учная организация труда неразрывно связана с такими его эле- ментами, как гуманизация и интенсификация.

Гуманизация - это основа построения социальных отно- шений в современном обществе, и ее роль переоценить сегодня трудно. Являясь реальной насущной потребностью, она прони- кает во все направления деятельности государства, общества, гражданина. Соблюдение данных характеристик гуманизации научной организации труда позволяет компании формировать адекватный современным требованиям мирового сообщества к правам и свободам человека психологический климат в каждом отдельно взятом коллективе как полноправной ячейке общества. Гуманизация всех видов регламентов, действующих в компании, должна стать неоспоримой нормой для управленцев всех уров- ней.

Интенсификация труда обусловливает [6]:

 изучение и классификацию функций аппарата управ- ления, а также влияющих на эти функции факторов;

 разработку рациональных форм разделения труда и трудовых процессов;

совершенствование управленческой структуры; уточнение и определение компетенции конкретного

работника, его прав и обязанностей;

 определение необходимой информации на каждом уровне управления, ее объема, способов получения и обработки;   оптимизацию форм документов, процессов докумен-

тообразования и документооборота.


В качестве одного из элементов научной организации тру- да можно рассматривать научно обоснованный учет кадров. За- дача предотвращения текучести высококвалифицированного персонала, повышение всесторонней заинтересованности в ис- полняемой работе связаны с решением таких кадровых проблем, как осознание и четкое представление о том, где, когда и какой именно работник может быть использован с наибольшей эффек- тивностью выполняемой им работы, с максимальным соответст- вием поставленным перед компанией стратегическим целям, кто и когда должен быть зачислен в резерв для выдвижения на но- вую должность, когда и как перемещен по службе.

Вопросы организации труда, его высокой культуры и пра- вильной постановки имеют особую значимость для современно- го общества, потому что задачи управления внутренними про- цессами компании становятся все более и более сложными, по- вышается социальная ответственность каждого работника. В связи с этим в обеспечении оптимально необходимого уровня научной организации труда повышается значимость таких внут- риличностных качеств работника, как сознательность, дисцип- линированность и ответственность, связанные с его личной культурой, квалификацией, четким представлением каждого о конвергенции своей жизненной позиции и корпоративной цели, уверенности в пользе конечного ее результата. Осознание необ- ходимости интенсификации производительности труда, уплот- нения рабочего времени, соблюдения распорядка и режима ра- боты, учета проделанной работы стимулирует творческую ак- тивность персонала.

Самостоятельным направлением организации труда является его нормирование.

Под нормированием труда понимается установление меры затрат труда в виде норм труда на выполнение определенных опе- раций (изготовление единиц продукции) или выполнение опре- деленного объема работ в наиболее рациональных организационно- технических условиях [22].

Деятельность по нормированию труда в управлении пер- соналом является комплексной и дает возможность решать смежные задачи. Основные цели нормирования:

 планирование производства и определение потребно- сти в персонале (качество и количество);

расчет затрат на заработную плату;

оценка изменения производительности, эффективно- сти производства;

Для создания эффективной системы нормирования труда


на предприятии необходимо осуществить: анализ деятельности;

расчет и утверждение базовых норм;

мониторинг технического уровня производства, пла- нирование пересмотра норм в зависимости от изменения со- стояния материально-технического обеспечения;

 внедрение форм материального стимулирования за по- вышение производительности; мониторинг норм труда.

Основными задачами нормирования труда является уста- новление меры затрат труда, конкретным выражение которых являются [16]:

  Норма времени – время, отведенное на производство единицы продукции или выполнение определенной работы (в часах, минутах, секундах).

  Норма выработки – количество продукции, которое должно быть произведено рабочим за единицу времени.

  Норма обслуживания – это количество единиц обору- дования, производственных площадей и т.п., установленное для обслуживания одним или группой рабочих.

  Норма времени обслуживания – это необходимое и достаточное время на обслуживание единицы оборудования в течение определенного календарного периода (одной смены, месяца).

Норма численности – это количество работников, ус- тановленное для обслуживания объекта или выполнения опре- деленного объема работ.

Техническое нормирование труда – это процесс уста- новления норм затрат рабочего времени в конкретных организа- ционно- технических условиях. Нормы затрат труда могут уста- навливаться на операцию, изделие, работу, комплекс работ. Они различаются по периоду и сфере деятельности, по методу уста- новления, степени укрупнения, по способу построения и т.д. Классификация норм затрат труда показана на рис. 14 [16].

Рабочее время, затрачиваемое на рабочем месте, делится на нормируемое время и ненормируемое время. Нормируемое время – это время, необходимое для выполнения операции, ра- боты. Ненормируемое время возникает при различных техниче- ских и организационных неполадках (в норму времени не вхо- дит).

Методы изучения содержания труда и структуры затрат рабочего времени приведены в прил. 7 [34].


 

 

Рис. 14 - Классификация норм затрат труда

Из-за нерегламентированности, изменчивости деятельно-


сти инженерно-технического и управленческого персонала тра- диционные методы нормирования их труда могут оказаться не- эффективными.

В настоящее время используют следующие методы нор- мирования управленческого труда [14]:

  метод аналогий – основан на учете опыта работы эффективно действующих предприятий;

  метод укрупненных нормативов численности – ос- нован на косвенном измерении трудоемкости работ и расчете численности ИТР и управленцев для всего производства и по подразделениям;

  метод прямого нормирования (для постоянно повто- ряющихся работ или работ, которые могут быть расчленены на повторяющиеся операции) – через расчленение на операции и анализ времени, необходимого для проведения операций.

Методы установления норм труда представлены в прил. 8


[5].


 

Нормы труда могут быть пересмотрены по мере совер-


шенствования или внедрения новой техники, технологии и про- ведения организационных либо иных мероприятий, обеспечи- вающих рост производительности труда, а также в случае ис- пользования физически и морально устаревшего оборудования.

Достижение высокого уровня выработки продукции (ока- зания услуг) отдельными работниками за счет применения по их инициативе новых приемов труда и совершенствования рабочих мест не является основанием для пересмотра ранее установлен- ных норм труда.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Кто входит в состав кадров предприятия?

2. Что такое структура кадров?

3. Что принято понимать под персоналом предприятия? Какие категории работников относятся к промышленно- производственному персоналу?

4. В чем заключается процесс подбора персонала?

5. В чем различия явочного и списочного состава кад-


ров?


 

6. Назовите основные показатели, характеризующие


движение персонала в организации.

7. Дайте характеристику основным методам расчета ко- личественной потребности в персонале.


8. Что такое нормирование труда? Назовите методы нормирования труда.

9. Что такое производительность труда? С помощью ка- ких показателей она определяется?

10. Какова структура полной трудоемкости изготовления продукции?

11. Какой из показателей производительности труда явля- ется основным плановым и учетным показателем для предпри- ятия?

12. Каковы резервы и факторы роста производительности труда?

 

Тестовые задания

6.1. Какие из названных категорий работников относятся к промышленно-производственному персоналу:

а) рабочие основных цехов;

б) рабочие вспомогательных цехов; в) специалисты и служащие;

г) работники детского сада;

д) работники подсобного хозяйства.

6.2. К непромышленному персоналу относятся:

а) работники, которые непосредственно связаны с произ- водством и его обслуживанием;

б) работники, которые непосредственно не связаны с производством и его обслуживанием;

в) работники, которые организуют процесс управления предприятием.

6.3. Что такое профессия:

а) род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки и являющийся источником существования;

б) специальность, являющаяся источником существова-


ния;

 

труда.


 

в) любая работа, которую может выполнять работник.

6.4. Какие физические лица являются рабочими:

а) выполняющие работу;

б) непосредственно занятые производством продуктов

6.5. К категории служащих относятся работники:

а) преимущественно умственного труда, обеспечивающие


управление производством продуктов труда;

б) состоящие на службе у хозяина предприятия.


6.6. Какие из перечисленных должностей относятся к кате- гории «руководитель»:

а) директор;

б) заместители директора; в) главные специалисты; г) старшие инженеры;

д) начальники цехов.

6.7. Что такое списочная численность кадров:

а) численность кадров по списку;

б) численность кадров по списку на определенную дату с учетом принятых и уволенных на эту дату;

в) количество работников, являющихся на работу в тече- ние месяца.

6.8. Соотношение различных категорий работников в их об- щей численности характеризует:

а) профессиональный состав работников предприятия; б) квалификационный состав работников предприятия; в) структуру персонала предприятия;

г) списочный состав работников предприятия.

6.9. В списочную численность работников предприятия включаются:

а) фактически явившиеся на работу;

б) находившиеся в служебных командировках; в) не явившиеся на работу по болезни;

г) принятые на работу с испытательным сроком;

д) принятые на работу по совместительству из других ор- ганизаций;

е) выполнявшие работу по договорам;

ж) направленные на работу в другую организацию, если за ними не сохраняется заработная плата.

6.10. Среднесписочная численность работников за месяц -


это:


 

а) численность работников списочного состава на опре-


деленную                                                                          дату

с учетом принятых и выбывших за этот день работников;

б) численность работников списочного состава, явив- шихся на работу;

в) отношение численности работников списочного со- става за каждый календарный день месяца (включая празд- ничные и выходные дни) к числу календарных дней месяца.

6.11. Явочная численность - это:

а) численность работников списочного состава на опре-


деленное число или дату с учетом принятых и выбывших за этот день работников;

б) численность работников списочного состава, явив- шихся на работу (включая находящихся в командировке);

в) отношение численности работников списочного со- става за каждый календарный день месяца (включая празд- ничные и выходные дни) к числу календарных дней месяца.

6.12. Нормирование труда на предприятии обеспечивает:

а) расчет необходимой численности служащих;

б) оценку эффективности от внедрения научно- технических результатов;

в)  определение  количества  необходимого  оборудова-


ния;


 

г)  расчет  производственных  программ  как  предпри-


ятия в целом, так и его отдельных подразделений;

д) побуждение работников предприятия к деятельно- сти для достижения личных целей или целей организации.

6.13. В систему норм труда включаются:

а) нормы времени;

б) трудоемкость производственного процесса; в) нормированные задания;

г) нормы выработки;

д) нормы обслуживания; е) нормы численности.

6.14. Что такое производительность труда:

а) выработка продукции в единицу времени; б) затраты труда на единицу продукции;

в) степень плодотворной деятельности людей, опреде- ляемая показателями выработки и трудоемкости.

6.15. Что представляет собой выработка:

а) затраты труда на выпуск продукции;

б) общее количество произведенной предприятием про- дукции.

6.16. Определите понятие «трудоемкость»:

а) затраты труда на единицу продукции;

б) затраты материальных средств на единицу труда.

6.17. На рабочих местах, в бригадах, на участках и в цехах при выпуске разнообразной незавершенной продукции произво- дительность труда измеряется показателем:

а) выработки продукции в натуральном выражении; б) производственной трудоемкости продукции;

в) выработки товарной продукции;


г) выработки продукции в трудовом выражении.

6.18. Какая экономическая проблема возникает на рынке труда при превышении спроса на рабочую силу над предложе- нием:

а) временная безработица;

б) переквалификация кадров; в) нехватка рабочих мест;

г) перемещение работников; д) вакансии рабочих мест.

Список литературы

1. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ (Часть 1)

// Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».

2. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».

3. Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной доку- ментации по учету труда и его оплаты» // Правовая справочно- информационная система «Консультант Плюс».

4. Батраева Э. А. Экономика предприятия общественного питания: учебное пособие / Э. А. Батраева. - Красноярск: Крас- ноярский гос. торгово-экономический ин-т, 2009. - 589 с.

5. Богушева В. И. Организация производства и обслужива- ния на предприятиях общественного питания: учебник / В. И. Богушева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 253 с.

6. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ.. - М.: «Дело Лтд», 1994. – 720 с.

7. Вахрушина М. А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов.  М.: ИКФ Омега-Л; Высш. шк., 2006. 528 с.

8. Веревка Т. В. Экономика предприятия: учебное пособие.

- Санкт-Петербург: Изд-во Политехнического ун-та, 2008. - 113 с.

9. Волков О. И. Экономика предприятия: курс лекций: учебное пособие для студентов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / О. И. Волков, В. К. Скляренко.

– М.: ИНФРА-М, 2009. – 279 с.

10. Гражданкина Е. В. Экономика малого предприятия: [производственный процесс, издержки производства и себестои- мость, трудовые ресурсы, ценообразование и ценовая политика, структура источников финансирования предприятия, производст- венное планирование, стили управления, контроллинг] / Е. В.


Гражданкина. – М.: ГроссМедиа: Российский бухгалтер, 2008. - 141 с.

11. Грибов В. Д. Экономика организации (предприятия): учебное пособие. / В. Д. Грибов, В. П. Грузинов, В. А. Кузьменко.

- М.: КНОРУС, 2008. - 416 с.

12. Документация торгового предприятия: сборник форм и образцов заполнения с комментариями / Под ред. Ф. Н. Филиной.

– М.: ГроссМедиа: Российский Бухгалтер, 2008. - 260 с.

13. Зайко Г. М. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания: учебное пособие / Г. М. Зайко, Т. А. Джум. – М.: Магистр, 2008. - 557 с.

14. Казаринова Е. А. Оперативное управление торговым персоналом / Е. Казаринова. – М.: Питер, 2008. - 157 с.

15. Капустина Ю. А. Управление затратами на персонал: теоретико-методический подход: монография / Ю. А. Капустина, Г. Р. Корнова. - Екатеринбург: Уральский гос. лесотехнический ун-т, 2008. - 157 с.

16. Мазанкова Т. В. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии отрасли (торговли): учебное пособие. - Хабаровск: Хабаровская гос. акад. экономики и права, 2008. - 103 с.

17. Мазилкина Е. И. Организация работы магазина / Е. И. Мазилкина. – М.: Дашков и Ко, 2008. - 223 с.

18. Малое предпринимательство: организация, экономика, управление: учебное пособие / Под ред. А. Д. Шеремета. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 479 с.

19. Муфтиев Г. Г. Кадровое обеспечение торговли / Г. Г. Муфтиев, Б. Г. Колбин, В. Г. Петряков. – М.: Экономика, 2008. - 125 с.

20. Мяснянкина О. В. Экономика предприятия: учебное по- собие / О. В. Мяснянкина, Б. Г. Преображенский. – М.: КноРус, 2008. - 189 с.

21. Патров В. В. Бухгалтерский учет в торговле и общест- венном питании. – М.: Изд-во «БИНФА», 2009. – 102 с.

22. Романова Т. И. Оценка эффективности использования трудового потенциала и системы управления персоналом пред- приятия: учебное пособие / Т. И. Романова, Т. Г. Виничук. - Томск: Изд-во Томского гос. архитектурно-строительного ун-та, 2008. - 184 с.

23. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 534 с.

24. Санитарные правила и нормы: продовольственная тор- говля, общественное питание: [сборник] / Под ред. О. Морозо- вой, Е. Сухаревой. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 93 с.


25. Сергеев И. В. Экономика организации (предприятия): учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 573 с.

26. Скляренко В. К. Экономика предприятия (в схемах, таб- лицах, расчетах): учебное пособие / Под ред. В. К. Скляренко, В. М. Прудникова. - М: ИНФРА-М, 2006. - 256 с.

27. Скляренко В. К. Экономика предприятия: Конспект лекций / В. К. Скляренко, В. М. Прудников. - М: ИНФРА-М, 2008. - 208 с.

28. Скляренко В. К. Экономика предприятия: Учебник / В. К. Скляренко, В. М. Прудников. - М: ИНФРА-М, 2007. - 528 с.

29. Смирнова А. М. Трудовые показатели предприятия тор- говли: анализ и планирование: учебное пособие / А. М. Смирно- ва. - Красноярск: Красноярский гос. торгово-экономический ин- т, 2008. - 150 с.

30. Труханович Л. В. Персонал ресторанов, закусочных, ба- ров, кафе: должностные и производственные инструкции / Л. В. Труханович, Д. Л. Щур. – М.: Финпресс, 2008. – 185 с.

31. Усов В. В. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания: учебное пособие / В. В. Усов. – М.: Академия, 2009. – 431 с.

32. Федцов В. Г. Культура ресторанного сервиса: учебное пособие / В. Г. Федцов. - М.: Дашков и К°, 2008. - 247 с.

33. Ферни Дж. Принципы розничной торговли / Дж. Ферни, С. Ферни, К. Мур. – М.: Олимп-Бизнес, 2008. - 402 с.

34. Хайкин М. М. Менеджмент ресторанного бизнеса: учебное пособие / М. М. Хайкин, Ю. Г. Трабская. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та экономики и финансов, 2009. - 121 с.

35. Экономика, анализ, и планирование на предприятии торговли: учебник / Под ред. А. Н. Соломатина.–М.: Питер, 2009.

- 553 с.

36. Экономика предприятия (фирмы): учебник / Под ред. О. И. Волкова, О. В. Девяткина. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 603 с.

37. Экономика предприятия: учебное пособие / Т. А. Симуни- на, Е. Н. Симунин, В. С. Васильков. - М.: КНОРУС, 2008. - 256 с.

38. Экономика предприятий торговли и общественного пи- тания: учебное пособие / Под ред. Т. И. Николаевой, Н. Р. Егоро- вой. – М.: КноРус, 2008. – 399 с.


ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.131 с.)