Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация и нормирование труда
Основа создания благоприятных условий труда, достиже- ния согласования интересов сторон трудовых отношений созда- ется государством посредством закрепления общепризнанных достижений научной организации труда в трудовом законода- тельстве. При этом государство устанавливает гарантии трудо- вых прав и свобод граждан, обеспечивает защиту прав и закон- ных интересов работников и работодателей. Вертикаль трудово- го законодательства выстраивается с задействованием всех уровней нормотворчества: международного, национального, регионального, местного и локального. При построении систе- мы организации труда в компании на принципах научной орга- низации труда необходимо учитывать, что правила, устанавли- ваемые каждым последующим уровнем нормотворчества, долж- ны соответствовать уже закрепленным правилам предыдущего уровня. На уровне Российской Федерации положения вышеупо- мянутого международного законодательства развиваются в предписаниях Конституции РФ, Трудового кодекса РФ и иных федеральных законов. Так, в соответствии со ст. 37 Конститу- ции РФ каждый работник имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; имеет право на труд в условиях, отвечающих требо- ваниям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; на отдых; на содействие в трудоустройстве, защиту от принуди- тельного труда и безработицы. Конституционно гарантируется защита трудовых прав с использованием установленных феде- ральным законом способов. Организацию труда следует рассматривать как систему и как деятельность, одну из управленческих функций. Организа- ция труда как система на уровне предприятия - это совокуп- ность организационных отношений и организационных связей между работниками и средствами производства и работников друг с другом, обеспечивающая определенный порядок проте- кания трудового процесса, характер функционирования рабочей силы и средств производства и определенную эффективность трудовой деятельности. Организация труда как деятельность - одна из управленческих функций, часть управления предпри- ятием (организацией) по созданию, поддержанию, упорядоче- нию и развитию системы организации труда, а также коренному ее преобразованию на основе нововведений. При этом данная деятельность должна осуществляться как постоянный процесс, а не как единовременные разрозненные действия.
Организация труда в производственном коллективе - это система мероприятий, направленных на рациональное ис- пользование профессионально-квалификационного потенциала работников с целью неуклонного повышения производительно- сти труда при наиболее эффективном использовании средств производства и благоприятных условиях труда [16]. Организа- ция труда представляет собой комплексную, динамичную сис- тему, включающую расстановку работников в производстве, разделение и кооперацию труда, формирование рациональных трудовых процессов, их нормирование и стимулирование, орга- низацию и обслуживание рабочих мест, создание комфортных условий труда. Организация труда - это совокупность мер, направлен- ных на рациональное соединение труда работников со средствами производства в целях достижения высокой производительности тру- да и сохранения здоровья и работоспособности членов коллектива [8]. Организация труда призвана создавать наиболее благоприят- ные условия для нормального функционирования и воспроизводст- ва рабочей силы, всемерного повышения содержательности и при- влекательности труда. Основными направлениями организации труда являются [35]: да; кадров; совершенствование форм разделения и кооперации тру- улучшение подготовки и повышения квалификации рационализация приемов и методов труда; улучшение организации и обслуживания рабочих мест; улучшение условий труда; укрепление дисциплины труда; совершенствование практики мотивации труда; совершенствование нормирования труда. Развитие науки о труде характеризуется поступательным развитием всей совокупности составляющих ее элементов. На- учная организация труда неразрывно связана с такими его эле- ментами, как гуманизация и интенсификация. Гуманизация - это основа построения социальных отно- шений в современном обществе, и ее роль переоценить сегодня трудно. Являясь реальной насущной потребностью, она прони- кает во все направления деятельности государства, общества, гражданина. Соблюдение данных характеристик гуманизации научной организации труда позволяет компании формировать адекватный современным требованиям мирового сообщества к правам и свободам человека психологический климат в каждом отдельно взятом коллективе как полноправной ячейке общества. Гуманизация всех видов регламентов, действующих в компании, должна стать неоспоримой нормой для управленцев всех уров- ней.
Интенсификация труда обусловливает [6]: изучение и классификацию функций аппарата управ- ления, а также влияющих на эти функции факторов; разработку рациональных форм разделения труда и трудовых процессов; совершенствование управленческой структуры; уточнение и определение компетенции конкретного работника, его прав и обязанностей; определение необходимой информации на каждом уровне управления, ее объема, способов получения и обработки; оптимизацию форм документов, процессов докумен- тообразования и документооборота. В качестве одного из элементов научной организации тру- да можно рассматривать научно обоснованный учет кадров. За- дача предотвращения текучести высококвалифицированного персонала, повышение всесторонней заинтересованности в ис- полняемой работе связаны с решением таких кадровых проблем, как осознание и четкое представление о том, где, когда и какой именно работник может быть использован с наибольшей эффек- тивностью выполняемой им работы, с максимальным соответст- вием поставленным перед компанией стратегическим целям, кто и когда должен быть зачислен в резерв для выдвижения на но- вую должность, когда и как перемещен по службе. Вопросы организации труда, его высокой культуры и пра- вильной постановки имеют особую значимость для современно- го общества, потому что задачи управления внутренними про- цессами компании становятся все более и более сложными, по- вышается социальная ответственность каждого работника. В связи с этим в обеспечении оптимально необходимого уровня научной организации труда повышается значимость таких внут- риличностных качеств работника, как сознательность, дисцип- линированность и ответственность, связанные с его личной культурой, квалификацией, четким представлением каждого о конвергенции своей жизненной позиции и корпоративной цели, уверенности в пользе конечного ее результата. Осознание необ- ходимости интенсификации производительности труда, уплот- нения рабочего времени, соблюдения распорядка и режима ра- боты, учета проделанной работы стимулирует творческую ак- тивность персонала. Самостоятельным направлением организации труда является его нормирование. Под нормированием труда понимается установление меры затрат труда в виде норм труда на выполнение определенных опе- раций (изготовление единиц продукции) или выполнение опре- деленного объема работ в наиболее рациональных организационно- технических условиях [22]. Деятельность по нормированию труда в управлении пер- соналом является комплексной и дает возможность решать смежные задачи. Основные цели нормирования:
планирование производства и определение потребно- сти в персонале (качество и количество); расчет затрат на заработную плату; оценка изменения производительности, эффективно- сти производства; Для создания эффективной системы нормирования труда на предприятии необходимо осуществить: анализ деятельности; расчет и утверждение базовых норм; мониторинг технического уровня производства, пла- нирование пересмотра норм в зависимости от изменения со- стояния материально-технического обеспечения; внедрение форм материального стимулирования за по- вышение производительности; мониторинг норм труда. Основными задачами нормирования труда является уста- новление меры затрат труда, конкретным выражение которых являются [16]: Норма времени – время, отведенное на производство единицы продукции или выполнение определенной работы (в часах, минутах, секундах). Норма выработки – количество продукции, которое должно быть произведено рабочим за единицу времени. Норма обслуживания – это количество единиц обору- дования, производственных площадей и т.п., установленное для обслуживания одним или группой рабочих. Норма времени обслуживания – это необходимое и достаточное время на обслуживание единицы оборудования в течение определенного календарного периода (одной смены, месяца). Норма численности – это количество работников, ус- тановленное для обслуживания объекта или выполнения опре- деленного объема работ. Техническое нормирование труда – это процесс уста- новления норм затрат рабочего времени в конкретных организа- ционно- технических условиях. Нормы затрат труда могут уста- навливаться на операцию, изделие, работу, комплекс работ. Они различаются по периоду и сфере деятельности, по методу уста- новления, степени укрупнения, по способу построения и т.д. Классификация норм затрат труда показана на рис. 14 [16]. Рабочее время, затрачиваемое на рабочем месте, делится на нормируемое время и ненормируемое время. Нормируемое время – это время, необходимое для выполнения операции, ра- боты. Ненормируемое время возникает при различных техниче- ских и организационных неполадках (в норму времени не вхо- дит). Методы изучения содержания труда и структуры затрат рабочего времени приведены в прил. 7 [34].
Рис. 14 - Классификация норм затрат труда Из-за нерегламентированности, изменчивости деятельно-
сти инженерно-технического и управленческого персонала тра- диционные методы нормирования их труда могут оказаться не- эффективными. В настоящее время используют следующие методы нор- мирования управленческого труда [14]: метод аналогий – основан на учете опыта работы эффективно действующих предприятий; метод укрупненных нормативов численности – ос- нован на косвенном измерении трудоемкости работ и расчете численности ИТР и управленцев для всего производства и по подразделениям; метод прямого нормирования (для постоянно повто- ряющихся работ или работ, которые могут быть расчленены на повторяющиеся операции) – через расчленение на операции и анализ времени, необходимого для проведения операций. Методы установления норм труда представлены в прил. 8 [5].
Нормы труда могут быть пересмотрены по мере совер- шенствования или внедрения новой техники, технологии и про- ведения организационных либо иных мероприятий, обеспечи- вающих рост производительности труда, а также в случае ис- пользования физически и морально устаревшего оборудования. Достижение высокого уровня выработки продукции (ока- зания услуг) отдельными работниками за счет применения по их инициативе новых приемов труда и совершенствования рабочих мест не является основанием для пересмотра ранее установлен- ных норм труда.
Вопросы для самоконтроля 1. Кто входит в состав кадров предприятия? 2. Что такое структура кадров? 3. Что принято понимать под персоналом предприятия? Какие категории работников относятся к промышленно- производственному персоналу? 4. В чем заключается процесс подбора персонала? 5. В чем различия явочного и списочного состава кад- ров?
6. Назовите основные показатели, характеризующие движение персонала в организации. 7. Дайте характеристику основным методам расчета ко- личественной потребности в персонале. 8. Что такое нормирование труда? Назовите методы нормирования труда. 9. Что такое производительность труда? С помощью ка- ких показателей она определяется? 10. Какова структура полной трудоемкости изготовления продукции? 11. Какой из показателей производительности труда явля- ется основным плановым и учетным показателем для предпри- ятия? 12. Каковы резервы и факторы роста производительности труда?
Тестовые задания 6.1. Какие из названных категорий работников относятся к промышленно-производственному персоналу: а) рабочие основных цехов; б) рабочие вспомогательных цехов; в) специалисты и служащие; г) работники детского сада; д) работники подсобного хозяйства. 6.2. К непромышленному персоналу относятся: а) работники, которые непосредственно связаны с произ- водством и его обслуживанием; б) работники, которые непосредственно не связаны с производством и его обслуживанием; в) работники, которые организуют процесс управления предприятием. 6.3. Что такое профессия: а) род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки и являющийся источником существования;
б) специальность, являющаяся источником существова- ния;
труда.
в) любая работа, которую может выполнять работник. 6.4. Какие физические лица являются рабочими: а) выполняющие работу; б) непосредственно занятые производством продуктов 6.5. К категории служащих относятся работники: а) преимущественно умственного труда, обеспечивающие управление производством продуктов труда; б) состоящие на службе у хозяина предприятия. 6.6. Какие из перечисленных должностей относятся к кате- гории «руководитель»: а) директор; б) заместители директора; в) главные специалисты; г) старшие инженеры; д) начальники цехов. 6.7. Что такое списочная численность кадров: а) численность кадров по списку; б) численность кадров по списку на определенную дату с учетом принятых и уволенных на эту дату; в) количество работников, являющихся на работу в тече- ние месяца. 6.8. Соотношение различных категорий работников в их об- щей численности характеризует: а) профессиональный состав работников предприятия; б) квалификационный состав работников предприятия; в) структуру персонала предприятия; г) списочный состав работников предприятия. 6.9. В списочную численность работников предприятия включаются: а) фактически явившиеся на работу; б) находившиеся в служебных командировках; в) не явившиеся на работу по болезни; г) принятые на работу с испытательным сроком; д) принятые на работу по совместительству из других ор- ганизаций; е) выполнявшие работу по договорам; ж) направленные на работу в другую организацию, если за ними не сохраняется заработная плата. 6.10. Среднесписочная численность работников за месяц - это:
а) численность работников списочного состава на опре- деленную дату с учетом принятых и выбывших за этот день работников; б) численность работников списочного состава, явив- шихся на работу; в) отношение численности работников списочного со- става за каждый календарный день месяца (включая празд- ничные и выходные дни) к числу календарных дней месяца. 6.11. Явочная численность - это: а) численность работников списочного состава на опре- деленное число или дату с учетом принятых и выбывших за этот день работников; б) численность работников списочного состава, явив- шихся на работу (включая находящихся в командировке); в) отношение численности работников списочного со- става за каждый календарный день месяца (включая празд- ничные и выходные дни) к числу календарных дней месяца. 6.12. Нормирование труда на предприятии обеспечивает: а) расчет необходимой численности служащих; б) оценку эффективности от внедрения научно- технических результатов; в) определение количества необходимого оборудова- ния;
г) расчет производственных программ как предпри- ятия в целом, так и его отдельных подразделений; д) побуждение работников предприятия к деятельно- сти для достижения личных целей или целей организации. 6.13. В систему норм труда включаются: а) нормы времени; б) трудоемкость производственного процесса; в) нормированные задания; г) нормы выработки; д) нормы обслуживания; е) нормы численности. 6.14. Что такое производительность труда: а) выработка продукции в единицу времени; б) затраты труда на единицу продукции; в) степень плодотворной деятельности людей, опреде- ляемая показателями выработки и трудоемкости. 6.15. Что представляет собой выработка: а) затраты труда на выпуск продукции; б) общее количество произведенной предприятием про- дукции. 6.16. Определите понятие «трудоемкость»: а) затраты труда на единицу продукции; б) затраты материальных средств на единицу труда. 6.17. На рабочих местах, в бригадах, на участках и в цехах при выпуске разнообразной незавершенной продукции произво- дительность труда измеряется показателем: а) выработки продукции в натуральном выражении; б) производственной трудоемкости продукции; в) выработки товарной продукции; г) выработки продукции в трудовом выражении. 6.18. Какая экономическая проблема возникает на рынке труда при превышении спроса на рабочую силу над предложе- нием: а) временная безработица; б) переквалификация кадров; в) нехватка рабочих мест; г) перемещение работников; д) вакансии рабочих мест. Список литературы 1. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ (Часть 1) // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс». 2. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс». 3. Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной доку- ментации по учету труда и его оплаты» // Правовая справочно- информационная система «Консультант Плюс». 4. Батраева Э. А. Экономика предприятия общественного питания: учебное пособие / Э. А. Батраева. - Красноярск: Крас- ноярский гос. торгово-экономический ин-т, 2009. - 589 с. 5. Богушева В. И. Организация производства и обслужива- ния на предприятиях общественного питания: учебник / В. И. Богушева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 253 с. 6. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ.. - М.: «Дело Лтд», 1994. – 720 с. 7. Вахрушина М. А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. М.: ИКФ Омега-Л; Высш. шк., 2006. 528 с. 8. Веревка Т. В. Экономика предприятия: учебное пособие. - Санкт-Петербург: Изд-во Политехнического ун-та, 2008. - 113 с. 9. Волков О. И. Экономика предприятия: курс лекций: учебное пособие для студентов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / О. И. Волков, В. К. Скляренко. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 279 с. 10. Гражданкина Е. В. Экономика малого предприятия: [производственный процесс, издержки производства и себестои- мость, трудовые ресурсы, ценообразование и ценовая политика, структура источников финансирования предприятия, производст- венное планирование, стили управления, контроллинг] / Е. В. Гражданкина. – М.: ГроссМедиа: Российский бухгалтер, 2008. - 141 с. 11. Грибов В. Д. Экономика организации (предприятия): учебное пособие. / В. Д. Грибов, В. П. Грузинов, В. А. Кузьменко. - М.: КНОРУС, 2008. - 416 с. 12. Документация торгового предприятия: сборник форм и образцов заполнения с комментариями / Под ред. Ф. Н. Филиной. – М.: ГроссМедиа: Российский Бухгалтер, 2008. - 260 с. 13. Зайко Г. М. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания: учебное пособие / Г. М. Зайко, Т. А. Джум. – М.: Магистр, 2008. - 557 с. 14. Казаринова Е. А. Оперативное управление торговым персоналом / Е. Казаринова. – М.: Питер, 2008. - 157 с. 15. Капустина Ю. А. Управление затратами на персонал: теоретико-методический подход: монография / Ю. А. Капустина, Г. Р. Корнова. - Екатеринбург: Уральский гос. лесотехнический ун-т, 2008. - 157 с. 16. Мазанкова Т. В. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии отрасли (торговли): учебное пособие. - Хабаровск: Хабаровская гос. акад. экономики и права, 2008. - 103 с. 17. Мазилкина Е. И. Организация работы магазина / Е. И. Мазилкина. – М.: Дашков и Ко, 2008. - 223 с. 18. Малое предпринимательство: организация, экономика, управление: учебное пособие / Под ред. А. Д. Шеремета. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 479 с. 19. Муфтиев Г. Г. Кадровое обеспечение торговли / Г. Г. Муфтиев, Б. Г. Колбин, В. Г. Петряков. – М.: Экономика, 2008. - 125 с. 20. Мяснянкина О. В. Экономика предприятия: учебное по- собие / О. В. Мяснянкина, Б. Г. Преображенский. – М.: КноРус, 2008. - 189 с. 21. Патров В. В. Бухгалтерский учет в торговле и общест- венном питании. – М.: Изд-во «БИНФА», 2009. – 102 с. 22. Романова Т. И. Оценка эффективности использования трудового потенциала и системы управления персоналом пред- приятия: учебное пособие / Т. И. Романова, Т. Г. Виничук. - Томск: Изд-во Томского гос. архитектурно-строительного ун-та, 2008. - 184 с. 23. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 534 с. 24. Санитарные правила и нормы: продовольственная тор- говля, общественное питание: [сборник] / Под ред. О. Морозо- вой, Е. Сухаревой. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 93 с. 25. Сергеев И. В. Экономика организации (предприятия): учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 573 с. 26. Скляренко В. К. Экономика предприятия (в схемах, таб- лицах, расчетах): учебное пособие / Под ред. В. К. Скляренко, В. М. Прудникова. - М: ИНФРА-М, 2006. - 256 с. 27. Скляренко В. К. Экономика предприятия: Конспект лекций / В. К. Скляренко, В. М. Прудников. - М: ИНФРА-М, 2008. - 208 с. 28. Скляренко В. К. Экономика предприятия: Учебник / В. К. Скляренко, В. М. Прудников. - М: ИНФРА-М, 2007. - 528 с. 29. Смирнова А. М. Трудовые показатели предприятия тор- говли: анализ и планирование: учебное пособие / А. М. Смирно- ва. - Красноярск: Красноярский гос. торгово-экономический ин- т, 2008. - 150 с. 30. Труханович Л. В. Персонал ресторанов, закусочных, ба- ров, кафе: должностные и производственные инструкции / Л. В. Труханович, Д. Л. Щур. – М.: Финпресс, 2008. – 185 с. 31. Усов В. В. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания: учебное пособие / В. В. Усов. – М.: Академия, 2009. – 431 с. 32. Федцов В. Г. Культура ресторанного сервиса: учебное пособие / В. Г. Федцов. - М.: Дашков и К°, 2008. - 247 с. 33. Ферни Дж. Принципы розничной торговли / Дж. Ферни, С. Ферни, К. Мур. – М.: Олимп-Бизнес, 2008. - 402 с. 34. Хайкин М. М. Менеджмент ресторанного бизнеса: учебное пособие / М. М. Хайкин, Ю. Г. Трабская. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та экономики и финансов, 2009. - 121 с. 35. Экономика, анализ, и планирование на предприятии торговли: учебник / Под ред. А. Н. Соломатина.–М.: Питер, 2009. - 553 с. 36. Экономика предприятия (фирмы): учебник / Под ред. О. И. Волкова, О. В. Девяткина. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 603 с. 37. Экономика предприятия: учебное пособие / Т. А. Симуни- на, Е. Н. Симунин, В. С. Васильков. - М.: КНОРУС, 2008. - 256 с. 38. Экономика предприятий торговли и общественного пи- тания: учебное пособие / Под ред. Т. И. Николаевой, Н. Р. Егоро- вой. – М.: КноРус, 2008. – 399 с. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.131 с.) |