Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изучение традиционных ремёсел регионаСтр 1 из 3Следующая ⇒
Народные промыслы. Издавна на территории нашего края жили трудолюбивые и талантливые люди, умеющие всё необходимое для жизни сделать собственными руками. Они выращивали различные сельскохозяйственные культуры, разводили домашних животных, изготавливали ткани, посуду, орудия труда. Особым уважением всегда пользовался труд пахаря-хлебороба. Обрабатывать землю, сеять и собирать урожай часто приходилось вручную, поэтому главными орудиями хлебороба были плуг и соха, с помощью которых пахали землю. Для посева зерна пользовались полотняным мешком, подвешенным у пояса сеятеля. Иногда использовали короба и ручные сеялки. Косили зерновые серпами и косами. Серпом жали рожь, косой – пшеницу. К началу XX века на смену им пришли сеножатки. Затем зерно молотили цепами или с помощью каменного катка. Муку мололи на ветряных и водяных мельницах. Для изготовления тканей выращивали волокнистые культуры: лён, коноплю. Растительное сырьё долго перерабатывали: вымачивали, сушили, мяли, трепали, чесали гребнями, ткали. Из шерсти овец пряли пряжу. До сих пор в некоторых сёлах сохранились ручные прялки, на которых наши бабушки долгими вечерами изготавливали шерстяную нить и вязали из неё носки, варежки и прочее. Для приготовления пищи в печи и хранения продуктов традиционно использовалась глиняная посуда. Делали её гончары на гончарном круге. Главным инструментом для оформления были пальцы мастера и ножичек – тонкая деревянная пластинка. Готовое изделие срезалось с круга, просушивалось и обжигалось, а затем расписывалось и покрывалось эмалью.
Для хранения больших объёмов воды русские мастера-бондари делали бочки для населения и чаны ёмкостью до 40 тысяч
вёдер для промышленных предприятий. В хозяйстве часто использовались корзины различных размеров, которые мужчины плели из ивовых прутьев. Иногда из камыша делали заборы, называемые плетнями. Традиционные занятия населения. В настоящее время Донецкий край – крупнейший индустриальный регион, который славится людьми многих промышленных специальностей. Особо уважаем и востребован труд шахтёров, металлургов, энергетиков, строителей. Поэтому основными профессиями нашего края стали шахтёрские – проходчики, забойщики, крепильщики, лесогоны, горнорабочие. Огненной профессией называют труд металлургов. К основным профессиям относят чугунолитейщиков, сталеваров, прокатчиков. В разных отраслях хозяйства большим спросом пользуются профессии токарей, слесарей, фрезеровщиков, электриков, газоэлектросварщиков, водителей и др. Ежедневно и ежечасно люди самых разных профессий трудятся на благо нашего края, умножая его славу и могущество. Особенности быта. Особенности быта нашего края вобрали в себя национальные черты народов, проживающих в нашем крае. Раньше в сельской местности с особой тщательностью относились к выбору места и строительству нового жилья. Рис. 8. Украинская хата Традиционно этот процесс начинался с определения места нового дома. Для этого насыпали кучку зерна на ночь. Если на утро она оставалась нетронутой, место считалось хорошим, а если нарушенной – искали новое место. Считалось, что здесь «черти ночью толкутся». Основным строительным материалом был природный камень. Крышу делали из камыша и соломы. Дом белили известью, а печь расписывали различными узорами. Так выглядела традиционная украинская хата. В каждой хате был Красный угол, который ориентировали на юг или восток. Здесь располагался иконостас, украшенный рушниками, устанавливалось молодое дерево или крест, символизирующие космос. Чтобы в доме было благосостояние, в Красный угол клали деньги, под порог – горсть муки, в печной угол – крыло птицы или клок шерсти. Села нашей местности были многолюдными, состоящими из нескольких улиц, и располагались по берегам рек, вдоль дорог или на возвышенностях.
Так как жители сел были хлеборобами, то с особым уважением относились к хлебу. Его очень берегли и в богатых, и в бедных семьях: никогда не сметали со стола крошки, а после захода солнца не начинали новой буханки. Традиционными блюдами жителей нашего края всегда были украинский борщ и вареники, русские каши и пироги. На праздники готовили колбасы и другие блюда из мяса. У греков позаимствовали чебуреки. Много внимания уделялось народной одежде, которая вобрала в себя элементы традиционного украинского костюма. Главным элементом и мужской, и женской одежды была вышитая рубаха. Орнамент вышивки выполнял роль оберега и имел традиционные для каждой местности черты. Головным убором у женщин были платки и шали, молодые девушки носили венки с разноцветными лентами. Мужской головной убор – соломенная шляпа «брыль», Рис. 9. Традиционный украинский костюм костюма. зимой – суконная шапка. В Великоновоселковском и Волновахском районах сохранились элементы греческого Наряду с сельской культурой формировалась и городская. Большая часть городских поселений возникла в конце XIX века в местах строительства промышленных предприятий и шахт. В центре города располагалась торговая площадь с церковью и диаметрально или кольцеобразно расходящимися от неё улицами. Здесь же располагались и здания городской администрации. В каждой семье всегда пользовались рушниками, которые вышивала хозяйка дома. Их использовали как в быту, так и для убранства дома. Были особые ритуальные рушники для свадеб, крещения детей. «Дом без рушника, что дом без детей», – говорили в народе. В настоящее время рушники сохранились лишь в отдельных семьях и этнографических музеях. Религиозные обычаи и обряды. Издавна благополучие людей, работающих на земле, зависело от сил природы: высоты солнца над горизонтом, погодных условий, продолжительности вегетационного периода. Рис. 10. Чучело Масленицы Чтобы задобрить языческих богов и получить хороший урожай, наши предки проводили всевозможные обряды, связанные с днями солнцеворота. Впоследствии они органично переплелись с православными христианскими праздниками. Главными из них является Рождество, Пасха, Троица. Любимыми в народе остаются праздники, мало изменившиеся с языческих времён. Это проводы зимы, или Масленица, приуроченная ко дню весеннего равноденствия. В это время устраивались народные гуляния, пеклись блины, а в завершение сжигалось чучело Масленицы, символизирующее конец холодов и наступление весны.
цветок папоротника. Люди верили, что он помогает понимать язык птиц и зверей, указывать местоположение зарытых в земле кладов. Сейчас, к сожалению, детали многих обычаев и обрядов утрачены или сохранились частично. Однако местные краеведы пытаются восстановить утраченное. Сейчас во многих населённых пунктах и учебных заведениях проводят праздник «Проводы зимы», где возрождаются обычаи масленичных гуляний.
Религии. По вероисповедованию в нашем крае есть христиане (православные, католики, Рис. 11. Святогорский монастырь протестанты, старообрядцы), иудеи, мусульмане и другие. К основным разновидностям храмов относятся церкви, костёлы, синагоги. Наиболее известными православными памятниками нашего края являются Святогорский монастырь и Успенская церковь в городе Мариуполе, сохранившая религиозные традиции греков. Однако большая часть культовых сооружений была разрушена в 30-х годах XX века, а уникальные образцы иконописи разных школ и культовые предметы утрачены навсегда.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Составление родословного древа вашей семьи» Цель: Познакомить учащихся с алгоритмом составления родословного древа. Составить родословное древо семьи. Все мы – ветви одного большого могучего дерева, которое объединяет в себе многие поколения родственников. Именно в семье свято хранятся многие обычаи и обряды, живет память о предыдущих поколениях. Одним из способов сохранения этой ценной информации является составление генеалогического древа. Как это сделать? 1) Составьте список ближайших родственников. 2) Соберите главные сведения о них: даты и места рождения, учебы, работы, службы в армии, вступления в брак. 3) Разыщите родственников, обладающих сведениями о предках, и запишите их рассказы.
4) Составьте географический паспорт вашей семьи – уточните регионы проживания родственников и предков. 5) Соберите документы, хранящиеся в домашних архивах родственников – это важнейшие источники информации. Подпишите фотографии (кто изображен, дата и место съемки).
начала пасхальной службы верующие ждут Благодатного огня от Храма Гроба Господня. В случае успешного прибытия огня из Иерусалима священники торжественно разносят его по храмам города. Верующие тут же возжигают от него свои свечи. После службы многие уносят лампаду с огнём домой, где стараются поддерживать его в течение года. Рождество. В иерархии праздников Русской православной церкви Рождество занимает второе место после Пасхи. Под влиянием христианской церкви Святки стали связываться с рождественскими обрядами и отмечаться по церковному календарю – от Рождества до Крещения. Их совпадение по времени (начало года) способствовало сближению славянской святочной обрядности с церковной. Святки особенно насыщены магическими обрядами, гаданиями, прогностическими приметами, обычаями и запретами, регламентирующими поведение людей, что выделяет святки из всего календарного года. Мифологическое значение святок определяется их «пограничным» характером – в это время солнце поворачивается с зимы на лето; световой день сдвигается от тьмы к свету; заканчивается старый и начинается новый год; рождается Спаситель, и мир хаоса сменяется божественной упорядоченностью. С «пограничностью» периода между старым и новым хозяйственным годом связаны представления о приходе на землю с того света душ умерших, о разгуле нечистой силы в середине зимы. По народным верованиям, невидимое присутствие духов среди живых людей обеспечивало возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий. §8. Размещение населения.
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.201.14 (0.025 с.) |