Раздел 5. Развитие клинической медицины в западной Европе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 5. Развитие клинической медицины в западной Европе



Раздел 5. Развитие клинической медицины в Западной Европе

и в России …………………………………………………………………….23

5.1.Тема: «М. Я. Мудров – виднейший терапевт и гигиенист XIX века»...24

5.2.Тема: «С.П.Боткин - выдающийся клиницист и общественный деятель»……………………………………………………………………………25

5.3.Тема: «Г.А. Захарьин - выдающийся клиницист и реформатор медицин­ского образования»……………………………………………………………26

5.4.Тема: «С.Ф.Хотовицкий – основоположник научной педиатрии в России»…………………………………………………………………………….27

5.5. Тема: «Н.Ф. Филатов – один из основоположников российской педиатрии»…………………………………………………………………………….28                   

Раздел 6. Развитие медико-биологических дисциплин во 2-й половине XIX века ………………………………………………………………………29

6.1. Тема: «Жизнь и деятельность И.И. Мечникова»……………………….30

6.2. Тема: «Жизнь и деятельность Н.Ф. Гамалеи»………………………….31

6.3. Тема: «Жизнь и деятельность И. М. Сеченова»………………………..32

6.4. Тема: «И.П. Павлов - великий русский ученый-физиолог»…………...33

Раздел 7. Земская медицина. Развитие гигиены ………………………..35

7.1. Тема: «Ф.Ф. Эрисман и его вклад в экспериментальную и обществен­нуюгигиену»………………………………………………………………….35

7.2. Тема: «А.П. Доброславин и развитие экспериментальной гигиены в Рос­сии»………………………………………………………………………..37

Раздел 8. Медицина и здравоохранение в России в первые годы Советской власти…………………………………………………….. ……….38

8.1. Тема: «Н. А. Семашко - организатор здравоохранения России»……..38

8.2. Тема: «Н.Н. Бурденко - основоположник отечественной нейрохирургии»…………………………………………………………………………….39

8.3. Тема: «В. П. Филатов – выдающийся советский офтальмолог»……..40

Раздел 9.Вопросы медицинской этики и деонтологии ………………. 41

Раздел 10. История развития здравоохранения на территории Мордовии. Становление и развитие медицинского образования ……………43

10.1. Жизнь и деятельность Владимира Семёновича Левита……………...44

10.2. Жизнь и деятельность В. Ф. Войно-Ясенецкого……………………...45       

Литература …………………………………………………………………..48

Приложение …………………………………………………………………51

 

 

 

 

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Самостоятельная работа студентов (СРС), их самообразование является неотъемлемым и все возрастающим в своем значении компонентом додипломного высшего медицинского образования. Одной из современных тенденций развития высшего профессионального образования является повышение роли СРС при проведении различных видов учебных занятий, что предполагает увеличение ее доли в изучаемом материале, включение тем, выносимых на самостоятельное изучение, в том числе с помощью компьютерных технологий.

По сути, весь процесс обучения в вузе – это специальным образом организованная СРС. Преподаватель же должен лишь направлять и контролировать познавательную деятельность студентов, эффективность которой напрямую зависит от собственных усилий последних.

Применительно к истории медицины как учебной дисциплине, преподаваемой в медицинском институте, целью СРС является – научить студентов самостоятельно вести научно-исследовательскую работу, сознательно и социально ответственно применять знания истории медицины, руководствоваться принципами гуманизма и общечеловеческими ценностями, владеть основными понятиями истории медицины.

ДОКЛАДЫ

 

ДОКЛАДЫ

 

 1.1. Тема: «Авиценна – энциклопедист Х века нашей эры»

План доклада

1.Сведения из биографии ученого.

2. Философские взгляды Ибн Сины.

3. «Канон врачебной науки».

4. Гигиенические взгляды Ибн-Сины.

 

АБУ-АЛИ АЛ ХУСЕЙН ИБН-АБДАЛЛАХ ИБН-АЛ ХАСАН ИБН АЛИ ИБНСИНА (980 –1037) родился в сентябре 980 года в небольшом селении Афшана близ Бухары. Не имея еще 12 лет от роду, он заинтересовался медициной, и к16 годам освоил ее. Кроме медицины, Ибн Сина преуспел в философии, музыке, физике, химии, астрономии, медицине, ботанике, математике, алгебре, геометрии, теологии, лингвистике, о чем свидетельствуют 12 стелл над его мавзолеем в г. Хамадане.

Ибн Сина оставил более 450 сочинений, из которых до наших дней сохранилось лишь 238.

Его «Канон медицины» явился энциклопедией медицинских знаний эпохи Ибн Сины. Он состоит из пяти книг, каждая из которых делится на части, отделы, статьи и параграфы.

Первая книга посвящена теории медицины и состоит из четырех больших разделов: введение, анатомия и физиология; причины болезней; симптомы болезней; диета, профилактика, общие причины лечения. Одна из ее частей «О сохранении здоровья» является крупнейшим гигиеническим компендиумом Древности. «Кто освоил первый том Канона, - писал Низами ал-Арузи Самарканди спустя сто лет после смерти Ибн Сины, - для того ничто не остается скрытым из общих и основных принципов медицины».

Вторая книга посвящена простым лекарствам растительного и животного происхождения, «в которых нет искусственно изготовленного состава».

В третьей, весьма обширной, книге описаны отдельные болезни (головы, ушей, носа, глаз, гортани и далее по органам – «от головы до пят»), их диагностика и лечение. Причем все болезни систематизированы по разделам. Так, болезни глаз описаны в главе «Болезни головы» и представлены в четком последовательном изложении.

Четвертая книга посвящена методам лечения (хирургия, лечение вывихов, переломов, опухолей, гнойных воспалений и т.д.) и общим заболеваниям организма (заразные болезни, лихорадки, учения о ядах, косметика). Описывая хирургические операции, он выделяет три момента: 1) знание анатомии, 2) чистота хирургического инструмента и 3) особая забота о пациенте после операции. Для некоторых операций он предлагает специальный инструмент, например kasatiz для удаления почечных камней.

В пятой книге описаны «сложные» лекарства, яды и противоядия. Это самый краткий и лаконичный том под названием «Akrabadin».

В целом «Каноне» представлено 811 лекарственных средств растительного (526), животного (125) и минерального (85) происхождения с указанием их действия. Способов применения, правил сбора и хранения. Многие из них несправедливо забыты, и только 150 используются в современной медицине.

В XII в. «Канон» был переведен на латинский язык и до 1473 г. существовал в рукописном варианте. После изобретения книгопечатания по числу изданий он соперничал с «Библией». В начале XVI в. был сделан второй перевод «Канона» на латинский язык, который впервые увидел свет в Венеции в 1527 г. В течение XV в. «Канон» издавался 16 раз, в XVI в. – 20, не считая публикаций его отдельных частей. Он переведен на многие языки (в том числе русский) и, по мнению исследователей, явился самым изучаемым трудом в истории человечества.

 

Литература

 

1.Петров Б.Д. Ибн Сина (Авиценна). М.: Медицина, 1980. 368 с.

2. Сагадеев А.В. Ибн Сина.– М., 1985.

3. Большая Российская энциклопедия, М.,1992. С.293-294.

ДОКЛАДЫ

 

ДОКЛАДЫ

 

И в России.

Цель самоподготовки: рассмотреть развитие клинической медицины, применение новых методов диагностики в терапии.

 

Этапы самостоятельной работы

Клиническая медицина – возникновение и развитие. Г.Бургаве (1668-1738 гг.). Первые методы физического исследования больных (перкуссия и аускультация). Леопольд Ауэнбругер (1722 – 1809) – австрийский врач, автор метода перкуссии грудной клетки. Рене Лаеннек (1781 –1825) – французский врач, один из основоположников современной клинической медицины, и патологической анатомии, изобретатель стетоскопа и метода опосредованной аускультации. Роль российских терапевтов в развитии терапевтической науки. Учение о единстве и целостности организма (М.Я.Мудров, И.Е.Дядьковский, С.П.Боткин, Г.А.Захарьин).

 

Вопросы для самопроверки и задания

1. Какова роль Г. Бургаве в развитии клинической медицины?

2. кем был предложен метод перкуссии грудной клетки?

3. Кто ввел плессиметр для опосредованной перкуссии?

4. Кто впервые применил стетоскоп для опосредованной аускультации?

5. Каков вклад М. Я. Мудрова в развитие отечественной терапии и врачебной этики?

6. Метод опроса больных, разработанный Г.А. Захарьиным, его вклад в развитие гигиены, терапии.

7. Роль С. П. Боткина в создании и развитии нейрогенной теории.

8. Важнейшие открытия С. П. Боткина в области терапии.

 

ДОКЛАДЫ

ДОКЛАДЫ

ДОКЛАДЫ

 

7.1. Тема: «Ф.Ф. Эрисман и его вклад в экспериментальную и обществен­нуюгигиену»

План доклада

1. Краткие биографические данные.

2. Ф.Ф. Эрисман - один из основоположников отечественной гигие­ны и ее общественного направления.

       3. Вклад в школьную, коммунальную гигиену и гигиену труда.

4. Общественная деятельность ученого.

 

ФЕДОР ФЕДОРОВИЧ ЭРИСМАН (1842-1915) - выдающийся ги­гиенист, один из основоположников современной гигиены в России. В 1965 г. окончил медицинский факультет в Цюрихе. С мечтой служить на благо общества приехал в Россию, где сначала работал как частно­практикующий врач-окулист. Ф.Ф. Эрисман глубоко изучал достижения гигиенической науки, занимаясь коммунальной, школьной и профессио­нальной гигиеной. Им были обследованы жилищные условия рабочих в Петербурге, условия труда на фабриках и заводах Московской губернии. На основе полученных данных Ф.Ф. Эрисман сделал выводы, свиде­тельствующие, о его профессиональных взглядах.

В 1872-1877 гг. издал "Руководство к гигиене" и "Профессиональ­ную гигиену умственного и физического труда". Ф.Ф. Эрисман с 1878 по 1884 гг. работал санитарным врачом в Московской земской санитарной организации. По данным обследования Московских фабрик и заводов, совместно с санитарными врачами земства издал 17 сборников, в которых изложил с санитарной точки зрения условия труда рабочих и их питания. С 1882 г. заведовал кафедрой гигиены Московского университета. В связи с арестом большой группы студентов медицинского факультета ряд профессоров во главе с Ф.Ф. Эрисманом обратились к царским властям о смягчении участи арестованных. Царское правительство ответило увольнением профессоров, в том числе и Ф.Ф. Эрисмана. После ухода в отставку Ф.Ф. Эрисман уехал в   Швейцарию.

 

 

Литература

 

1. Базанов В.А.Ф.Ф. Эрисман (1842-1915). Л.: 1968.

2. Петров В.Д.Ф.Ф. Эрисман. М.: Медицина. 1970.

3. Белецкая Е.Я.Первые русские гигиенические школы (Доброславина и Эрисмана) // Советское здравоохранение. №1. 1964.

4. Якубов Е.Н.Эрисман и русская школа гигиены // Советское здравоохране­ние. 1946. № 3 -5.

 5. Каневский Л.С. Основные черты развития / Каневский Л.С., Лотова Е.И., Идельчик Х.И. Основные черты развития медицины в России в период капитализма. М.: 1956. С.65-69.

       6.Тарасонов В.М. Разви­тие важнейших направлений в медицине России второй половины XIX века./ Тарасонов В.М. Троянский Г.Н., Белолапоткова А.В., МамедоваЛ.А.М.: 1985. 95 с.

Доклады

Доклады

 

ЛИТЕРАТУРА

 

ОСНОВНАЯ

 

1. Историямедицины: Учеб. для всех фак./ П.Е. Заблудовский Г.Р. Крючок, М.К. Кузьмин, М.М. Левит.: Медицина, 1981. 352 с.

2. Сорокина Т.С. История медицины: Учеб.М.: Издательский центр “Академия”, 2009. – 560 с.

3. Лисицин Ю.П. История медицины: Учеб. М.:ГЭОТАР, 2010. – 393 с.

4. Хрестоматия по истории медицины / Под ред. Д.А.Балалыкина. – М.: Литтера, 2012. –624с.

5 Троянский Г.Н. Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям по истории медицины. М.: ГОУ ВУНМЦ, 2000. 111 с.

6. Балалыкин Д.А. Избранные страницы истории русской хирургии /Козовенко М.Н., Черноусов Ф.А.:–М.:, Весть, 2013. – 272 с.

7 Мирский М.Б. Медицина в России XIV – XIX веков. – М.:Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1996. – 400 с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

 

8. Асратян Э.А. И. П. Павлов. М.: Изд-во АН СССР, 1949. 208 с.

9. Арнольдо де Вилланова. Салернский кодекс здоровья. М.: Медицина, 1970. 152 с.

10. Багдасарьян М. Н. Н. Бурденко. М.: Медицина, 1967. 70 с.

11. Балалыкин Д.А., Киселёв А.С. История и современные вопросы развития биоэтики. – М.: ГОЭТАР-Медиа,2012. – 144 с.

12. Белицкая Е.Я. Доброславин и развитие экспериментальной гигиены в России. Л.: Медицина. Ленингр. отд-е, 1966. 195 с.

13. Блинкин С. А. Люди большого мужества. М.: Медицина, 1963. 224 с.

14. Бородий Н.К. Д.С. Самойлович. М.: Медгиз, 1985.

15. Бородулин Ф.Р. История медицины. М.: Медгиз, 1961. 252 с.

16. Геселевич А. М. Н. И. Пирогов. М.: Медгиз, 1961. 112 с.

17. ГрибановЭ.Д. Михаил Васильевич Ломоносов / Э.Д. Грибанов, Т.Л. Мазуркевич // Здравоохранение Рос. Федерации, 1968. № 10. С. 36-40.

18. Грибанов Э.Д. Эмблемы медицины // Сов. здравоохранение. 1972. № 5. С. 77-82.

19.Грибанов Э.Д.  Н.А.Семашко и вопросы профилактики: К 110-летию со дня рождения // Здравоохранение Российской Федерации. 1984. № 9. С. 29-31.

20. Губергриц А.Я.. С. П. Боткин – основоположник отечественной клинической медицины. М.: Медгиз, 1957. 32 с.

21. Гукасян А.Г. Семен Герасимович Зыбелин // Тер. архив. 1960. Т. 32.С. 132-134.

22. Гукасян А.Г. Г. А. Захарьин. М.: Медгиз, 1948. 44 с.

23.Данилишина Е.П.  Н. М. Максимович-Амбодик / Е.П. Данилишина, Е.С. Обысова.М.: Ме­дицина, 1976. 52 с.

24. Казаков В.А. Ф. Ф. Эрисман. Л.: Медицина. Ленингр. отд-ние, 1966. 160 с.

25.Кальфа Ф.С. В. П. Филатов. Одесса: Одес. обл. кн.-газ. изд-во, 1957. 32с.

26. Киселев А.Ф. Д. С. Самойлович(к 180-летию со дня смерти) // Сов.здравоохранение. 1984. № 9. С. 52-53.

27.Конюс Э.М. Истоки русскойпедиатрии. М.: Медицина, 1964.133 с.

28.Коростелёв Н. Григорий Антонович Захарьин.// Московский журнал, 01.11. 2003.

29.Коштоянц Х.С. И. М. Сеченов.М.: Медицина, 1950. 224 с.

30. Кузьмин М.К. Медицина в Московском государстве. М: Медицина, 1973. 138 с.

31. Кузьмин М.К.. История медицины:Очерки. М .: Медицина, 1978. 197 с.

32. Куприянов В.В. Отечественная анатомия на этапах истории. /В.В. Куприянов, Г.О. Татевосянц. М.: Медицина, 1981. 320 с.

33. Лебедев В.В. М. Я. Мудров.М.: Медицина, 1968. 68 с.

34. Ломоносов М.В. Фрагменты из письма к И. И. Шувалову «О размно­жении и сохранении российского народа»: Метод, разработки к семинарским занятиям по истории медицины. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1970. 59 с.

35. Лукьянова Т.В. Методические указания по истории медицины. Саранск: изд-во Мордов. Ун-та, 2011. 36 с.

36. Лукьянова Т.В. Здравоохранение и медицинская интеллигенция Мордовии. Саранск, Изд-во Мордов. ун-та, 2006. 73 с.

37.Лукьян М. Основатель отечественного акушерства Нестор Максимович (Амбодик) // Здоровье Украины. – сентябрь 2007. №18.

38. Лушников А.Г. С.П. Боткин. М.: Медицина, 1969. 60 с.

39. Маргорин Е.М. Илья Буяльский.М.: Медгиз, 1948. 56 с.

40. Большая медицинская энциклопедия / Под ред. Б. В. Петровского. 3-е изд. М.: Сов. энцикл., 1970. Т. 17.

41.Мирский М.Б.. П. Ф. Филатов.М .: Медицина, 1967. 56 с.

42. Мирский М.Б. Первый нарком здоровья.М.: Знание, 1982. 48 с.

43. Могилевский Б.А. ЖизньМечникова. Харьков: Изд-во Харьк.ун-та, 1965. 296 с.

44. Могилевский Б.А. Н. И. Пирогов. М.: Медгиз, 1961. 112 с.

45. Петров Б.Д. Ибн Сина (Авиценна).М.: Медицина, 1980. 368 с.

46. Петров Б.Д. Д. С. Самойлович – выдающийся эпидемиолог XVIII в. М.: Медицина, 1979. 70 с.

47.Пионтковский И.А.Семен Герасимович Зыбелин. М.: Медгиз, 1954. 52с.

48. Пицхелаури Г.З. Абу Али ИбнСина и его «Канон врачебной науки» // Сов. здравоохранение. 1973. № 12. С. 73-75.

49.Потулов Б.М. Выдающийся теоретик и организатор советского здравоохранения (к 110-й годовщине со днярождения Н. А. Семашко) // Сов. здравоохранение. 1987. № 5. С. 32-37.

50. Салищев В.Э. Записки хирурга.М.: Медгиз, 1959. 96 с.

51.Тикотин М.А. П. А. Загорскийи первая русская анатомическая школа. М.: Медгиз, 1950. 280 с.

52. Ушаренко И.П. Пирогов. М.:Медгиз, 1961. 112 с.

53. Финн Э. Академик Гамалея. М.: Политиздат, 1963. 48 с.

54. Хромов Б.М. П. А. Загорский — основоположник русской анатомии (к 125-летию со дня смерти) //Сов. здравоохранение. 1972. № 3. С. 76-79.

55. Чеботарева Э.П. Врачебная этика   М .: Медицина, 1970. 176 с.

56. Шицкова А.П. О формировании мировоззрения Ф. Ф. Эрисмана / Шицкова А.П., И.И. Резванов // Здравоохранение Рос.Федерации. 1988. № 9.. С. 43-46

57. Федоров Л.Ю. Рассказы о ядах, противоядиях, лекарствах и ученых. М.: Знание, 1983. 128 с.

Интернет источники

 

 

 

 

ФГБОУ ВО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.П.ОГАРЕВА»

МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ

РЕФЕРАТ

По истории медицины

ТЕМА:                  Название темы

 

 

                     Выполнил: ФИО студента -----------------

                                    Курс, группа                   

                          Проверила: доцент, к.и.н. Лукьянова Т.В.

Саранск, год

 

Раздел 5. Развитие клинической медицины в Западной Европе

и в России …………………………………………………………………….23

5.1.Тема: «М. Я. Мудров – виднейший терапевт и гигиенист XIX века»...24

5.2.Тема: «С.П.Боткин - выдающийся клиницист и общественный деятель»……………………………………………………………………………25

5.3.Тема: «Г.А. Захарьин - выдающийся клиницист и реформатор медицин­ского образования»……………………………………………………………26

5.4.Тема: «С.Ф.Хотовицкий – основоположник научной педиатрии в России»…………………………………………………………………………….27

5.5. Тема: «Н.Ф. Филатов – один из основоположников российской педиатрии»…………………………………………………………………………….28                   

Раздел 6. Развитие медико-биологических дисциплин во 2-й половине XIX века ………………………………………………………………………29

6.1. Тема: «Жизнь и деятельность И.И. Мечникова»……………………….30

6.2. Тема: «Жизнь и деятельность Н.Ф. Гамалеи»………………………….31

6.3. Тема: «Жизнь и деятельность И. М. Сеченова»………………………..32

6.4. Тема: «И.П. Павлов - великий русский ученый-физиолог»…………...33

Раздел 7. Земская медицина. Развитие гигиены ………………………..35

7.1. Тема: «Ф.Ф. Эрисман и его вклад в экспериментальную и обществен­нуюгигиену»………………………………………………………………….35

7.2. Тема: «А.П. Доброславин и развитие экспериментальной гигиены в Рос­сии»………………………………………………………………………..37

Раздел 8. Медицина и здравоохранение в России в первые годы Советской власти…………………………………………………….. ……….38

8.1. Тема: «Н. А. Семашко - организатор здравоохранения России»……..38

8.2. Тема: «Н.Н. Бурденко - основоположник отечественной нейрохирургии»…………………………………………………………………………….39

8.3. Тема: «В. П. Филатов – выдающийся советский офтальмолог»……..40

Раздел 9.Вопросы медицинской этики и деонтологии ………………. 41

Раздел 10. История развития здравоохранения на территории Мордовии. Становление и развитие медицинского образования ……………43

10.1. Жизнь и деятельность Владимира Семёновича Левита……………...44

10.2. Жизнь и деятельность В. Ф. Войно-Ясенецкого……………………...45       

Литература …………………………………………………………………..48

Приложение …………………………………………………………………51

 

 

 

 

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Самостоятельная работа студентов (СРС), их самообразование является неотъемлемым и все возрастающим в своем значении компонентом додипломного высшего медицинского образования. Одной из современных тенденций развития высшего профессионального образования является повышение роли СРС при проведении различных видов учебных занятий, что предполагает увеличение ее доли в изучаемом материале, включение тем, выносимых на самостоятельное изучение, в том числе с помощью компьютерных технологий.

По сути, весь процесс обучения в вузе – это специальным образом организованная СРС. Преподаватель же должен лишь направлять и контролировать познавательную деятельность студентов, эффективность которой напрямую зависит от собственных усилий последних.

Применительно к истории медицины как учебной дисциплине, преподаваемой в медицинском институте, целью СРС является – научить студентов самостоятельно вести научно-исследовательскую работу, сознательно и социально ответственно применять знания истории медицины, руководствоваться принципами гуманизма и общечеловеческими ценностями, владеть основными понятиями истории медицины.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.95.244 (0.1 с.)