Донецкая народная республика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Донецкая народная республика



ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ДОНЕЦКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ЦИКЛОВАЯ КОМИССИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА

ОБЩЕПРОФЕССИНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Методическая разработка практического занятия

«СПИННОМОЗГОВЫЕ НЕРВЫ»

Учебная дисциплина: ОП.03 Анатомия и физиология человека (спец. «Лечебное дело»)

Учебная дисциплина: ОП.02 Анатомия и физиология человека (спец. «Сестринское дело»)

Учебная дисциплина: ОП.02 Анатомия и физиология человека(спец. «Акушерское дело»)

Учебная дисциплина: ОП.01 Анатомия и физиология человека(спец. «Медико-профилактическое дело»)

Курс: I

Специальность: 34.02.01. Сестринское дело

Специальность:      31.02.01 Лечебное дело

Специальность:      31.02.02 Акушерское дело

Специальность: 32.02.01 Медико-профилактическое дело

Форма обучения: дневная

Количество часов: 2

Разработчик:      Локтионова Н.В., преподаватель анатомии и физиологии высшей

                               квалификационной категории            

                                                                 Методическая разработка

                                                               рассмотрена и одобрена

                                                                               на заседании цикловой комиссии

                                                        (протокол №_______

                                                       Дата_____________)

Председатель ЦК__________________

                                                                                                                                                                                                (подпись)

                                                                                     _______________________________

                                                                                  (Ф.И.О.)

                                                                                   «_____»________________20_______

Донецк 2018

І. Мотивация изучения темы.

Знания функциональной анатомии спинномозговых нервов необходимы для будущих медицинских работников. Заболевания периферической нервной системы сопровождаются нарушениями двигательной функции, расстройствами чувствительности, нервной трофики, образованием пролежней, что требует соответствующего ухода, а также соблюдения норм этики и деонтологии при общении с данной категорией больных.

Знания данной темы необходимы для дальнейшего изучения анатомии и физиологии человека, клинических дисциплин, а именно «Сестринский уход при заболеваниях в неврологии».

ІІ. Цели занятия.

      Учебные.

       Знать:

· Спинномозговые нервы, их общая характеристика;

· Строение, классификация спинномозговых нервов;

· Грудные спинномозговые нервы, их расположение, участки    иннервации;

· Сплетения спинномозговых нервов (шейное, плечевое, поясничное, крестцовое, копчиковое), расположение, основные ветви, области иннервации.

 

           

       Уметь:

- Определять области иннервации спинномозговых нервов;

- Определять на муляже место выхода ветвей шейного сплетения;

- Показывать на кисти области иннервации локтевого, лучевого, срединного нервов;

- Определять на муляже место выхода на заднюю поверхность бедра седалищного нерва.

 

       Воспитательные:  

· обратить внимание студентов на влияние экологических факторов на здоровье человека;

· обратить внимание на роль вредных привычек в развитии заболеваний сердечно-сосудистой системы;

· содействовать формированию познавательного интереса к предмету, к выбранной профессии;

· формировать у студентов чувство ответственности за жизнь и здоровье пациента.

      Развивающие:

· сформировать у студентов понимание преемственности анатомии и клинических дисциплин;

· развивать клиническое мышление и память у студентов.

 

Способствовать формированию соответствующих ОК и ПК.   

 

Для специальности «Сестринское дело»

ОК 1 – 5, 11, ПК 1.1 - 1.2, 2.4 - 2.5, 2,8, 3.1

 

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать

типовые методы и способы выполнения профессиональных задач,

оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных

ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации,

необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные

технологии в профессиональной деятельности.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по

отношению к природе, обществу и человеку.

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению

здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры,

оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-

диагностического процесса.

ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.

ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных

состояниях и травмах.

Для специальности «Лечебное дело»

ОК 1 - 13 ПК 1.1 - 1.5, 2.1 - 2.6, 3.1 - 3.6, 4.1, 4.4 - 4.5, 4.8, 5.1 - 5.5

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента.

ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства.

ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 2.6. Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом.

ПК 2.7. Организовывать оказание психологической помощи пациенту и его окружению.

ПК 3.1. Проводить диагностику неотложных состояний.

ПК 3.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 3.6. Определять показания к госпитализации и проводить транспортировку пациента в стационар.

ПК 4.3. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.

ПК 4.4. Проводить диагностику групп здоровья.

ПК 5.1. Осуществлять медицинскую реабилитацию пациентов с различной патологией.

ПК 5.2. Проводить психосоциальную реабилитацию.

ПК 5.3. Осуществлять паллиативную помощь.

ПК 5.4. Проводить медико-социальную реабилитацию инвалидов, одиноких лиц, участников военных действии и лиц из группы социального риска.

ПК 5.5. Проводить экспертизу временной нетрудоспособности.

ПК 5.6. Оформлять медицинскую документацию.

Для специальности «Акушерское дело»

ОК 1 - 4, 13 ПК 1.2, 1.5, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.6, 4.1 - 4.5

 

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые

методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных

ситуациях, нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации,

необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической

культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных ипрофессиональных целей.

ПК 2.3. Оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях,

несчастных случаях, чрезвычайных ситуациях и в условиях эпидемии.

ПК 3.3. Выполнять диагностические манипуляции самостоятельно в

пределах своих полномочий.

 

Для специальности «Медико-профилактическое дело»

ОК 1, 15, ПК 5.6

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 15. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ПК 5.6. Проводить гигиеническое воспитание населения по мерам личной и общественной профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний.

ІІІ. Интеграционные связи.

 

Дисциплины Знать
Межпредметная интеграция   Основы латинского языка       Латинская терминология.  
Сестринский уход при заболеваниях в терапии Сплетения спинномозговых нервов, области их иннервации
Сестринский уход при нервных заболеваниях Сплетения спинномозговых нервов, области их иннервации
Основы реабилитации Сплетения спинномозговых нервов, области их иннервации
Внутрипредметная интеграция Ткани     Особенности строения и функции нервной ткани.
Анатомия спинного мозга Спинной мозг, сегмент, строение сегмента.

І V. Оснащение:

Учебные таблицы, анатомический атлас, раздаточный материал: микротаблицы, схемы, рисунки.

V. Основные этапы занятия:

Название этапа Время этапа
1 Организационный момент 2 мин.
2 Проверка исходного уровня знаний 15 мин.
3 Практическая часть 40 мин.
4 Итоговый контроль 20 мин.
5 Подведение итогов занятия. 2 мин.
4 Задание на дом 1 мин.

VI. Список литературы:

Основная литература:

1. Самусев, Р.П., Липченко, В.Я..Атлас анатомии человека [Текст] / Р.П.Самусев, В.Я..Липченко. – М.: ООО «Изд. Дом «Оникс 21 век»: ООО «Мир и образование»,2006, 2007.

2. Гайворонский. И.В. Анатомия и физиология человека [Текст]: учеб. для студ. ср. проф.уч. заведений. – 2-е изд. – М.: Академия, 2006, 2008, 2009

3. Сапин М.Р., Билич Г.А. Анатомия человека [Текст]: учебник для вузов /М.Р. Сапин, Г.А. Билич,– М.: ОНИКС-Мир и образование. - Мн.: Харвест, 2007,2008.

 

4. С.А.Крыжановский. Фармакология. В двух томах. – Москва,    издательский центр «Академия», 2007, 352 с.

 

 

     Дополнительная литература:

1. Дегтярев, В.П.Нормальная физиология [Текст]: учебник / В.П.Дегтярев.- М.: Медицина, 2006.

 

2. И.В.Нековаль, Т.В.Казанюк Фармакология – Киев, ВСВ «Медицина», 2010, 520 с.

3.  С.М.Дрововоз, В.В.Страшный Фармакология. – Харьков: Издат. Центр ХАИ, 2002

VII. Ход занятия

№ п/п Название этапа Учебные цели в уровнях усвоения Описание этапа. Методы контроля и обучения. Материалы методического обеспечения (контроль, наглядность, алгоритмы, инструкции) Время этапа
1. Организационный момент   Отмечаются отсутствующие и внешний вид студентов и аудитории, сообщается тема практического занятия, ставятся цели с проведением мотивации, сообщается план проведения занятия. См. п. I,II 2
2. Проверка исходного уровня знаний II Фронтальный опрос, графический диктант Вопросы фронтального опроса, графический диктант, таблицы «Спинномозговые нервы», «Плечевое сплетение», «Пояснично-крестцовое сплетение», «Шейное сплетение»;  муляжи. 15
3. Практическая часть III а) Подготовка студентов к самостоятельной работе: проведение инструктажа по выполнению заданий, обучение навыкам. б) самостоятельная работа студентов: - научиться определять на человеке области иннервации спинномозговых нервов; - определять топографию спинномозговых нервов на таблицах, анатомических атласах, муляжах;   в) подведение итогов самостоятельной работы. Анатомические атласы, таблицы «Спинномозговые нервы», «Плечевое сплетение», «Пояснично-крестцовое сплетение», «Шейное сплетение», микротаблицы   «Сегмент», рисунки, графологические структуры, скелет, инструкция.   40
4. Итоговый контроль III Решение ситуационных задач, тестовый контроль. Тестовые задания, ситуационные задачи. 20
5. Подведение итогов занятия     Преподаватель кратко анализирует занятие и дает критическую оценку каждого его этапа, обращает внимание на хорошие результаты и на допущенные ошибки, выделяет лучшие работы и указывает на отставание, недостаточную подготовленность к занятию, отмечает прогресс в учебной деятельности студентов.   2
5. Задание на дом:   Преподаватель дает четкие рекомендации по подготовке к следующему занятию, акцентируя внимание на главных вопросах. Гайворонский. И.В. Анатомия и физиология человека [Текст]: учеб. для студ. ср. проф.уч. заведений. – 2-е изд. – М.: Академия, 2006, 2008, 2009 1

Приложение № 1.

Фронтальный опрос.

1. Как образуются спинномозговые нервы?

2. Сколько пар спинномозговых нервов?

3. Почему их именно такое количество?

4. Почему большинство спинномозговых нервов смешанные по функции?

5. Назовите ветви спинномозговых нервов.

6. Какие из ветвей образуют сплетения?

7. Назовите сплетения спинномозговых нервов.

8. Назовите зоны иннервации передних ветвей грудных нервов.

9. Назовите зоны иннервации:

- локтевого нерва;

- лучевого нерва;

- срединного нерва;

- кожно-мышечного нерва;

- медиального кожного нерва плеча;

- медиального кожного нерва предплечья;

- бедренного нерва;

- седалищного нерва.

 

 

Графический  диктант

Студенты должны поставить номера, под которыми указаны нервы, относящиеся к соответствующему сплетению – шейному, плечевому, поясничному, крестцовому.

1. Срединный нерв

2. Запирательный нерв

3. Большой ушной

4. Малый затылочный

5. Мышечно-кожный нерв плеча и предплечья

6. Поперечный нерв шеи

7. Надключичный нерв

8. Диафрагмальный нерв

9. Локтевой нерв

10. Седалищный

11. Бедренный нерв

12. Подвздошно-чревный нерв

13. Большеберцовый нерв

14. Малоберцовый нерв

15. Кожный нерв плеча

16. Подмышечный нерв

17. Медиальный кожный нерв плеча

18. Лучевой нерв

Критерии оценивания тестирования:

«отлично» - 16-18 правильных ответов (0-2 ошибки);

«хорошо» - 14- 15 правильных ответа (3-4 ошибки);

«удовлетворительно» - 10-13 правильных ответа (5-8 ошибок);

«неудовлетворительно» - 9 правильных ответа (9 и больше ошибок).

Эталоны ответов к цифровому диктанту

Шейное сплетение – 3, 6, 7, 8

Плечевое сплетение – 1, 5, 9, 15, 16, 17,18

Поясничное - 2, 11, 12

Крестцовое – 10, 13, 14

 

Приложение № 3

ЗАДАЧИ

ЗАДАЧА № 1

У больного отсутствует чувствительность кожи ушной раковины и наружного слухового прохода.

Какой нерв повреждён?

 

ЗАДАЧА № 2

У больного оскольчатый перелом средней трети плечевой кости со смещением осколка в латеральную сторону.

Повреждение какого нерва наиболее вероятно?

 

ЗАДАЧА № 3

При обследовании больного был выявлен паралич всех мышц голени и стопы.

Ветви какого сплетения иннервируют указанные мышцы?

 

 

Критерии оценки решения ситуационной задачи:

5«отлично» – комплексная оценка предложенной ситуации, знание теоретического материала, правильный выбор и выполнение действий, верное анатомо-физиологическое обоснование решения, самостоятельное формулирование выводов.

4 «хорошо» – комплексная оценка предложенной ситуации, незначительные затруднения при выполнении действий и формулировании выводов.

3 «удовлетворительно» – затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; выполнение действий с помощью преподавателя.

2 «неудовлетворительно» – неверная оценка ситуации; неправильное решение задачи.

 

Эталоны ответов к задачам.

 

Задача № 1.

 

Поврежден большой ушной нерв.

Задача № 2.

Вероятно повреждение лучевого нерва.

Задача № 3.

Ветви крестцового сплетения

 

 

Приложение № 2

Инструкция

Цели занятия.

      Учебные.

       Знать:

· Спинномозговые нервы, их общая характеристика;

· Строение, классификация спинномозговых нервов;

· Грудные спинномозговые нервы, их расположение, участки иннервации;

· Сплетения спинномозговых нервов (шейное, плечевое, поясничное, крестцовое, копчиковое), расположение, основные ветви, области иннервации.

 

       Уметь:

- Определять области иннервации спинномозговых нервов;

- Определять на муляже место выхода ветвей шейного сплетения;

- Показывать на кисти области иннервации локтевого, лучевого, срединного нервов;

- Определять на муляже место выхода на заднюю поверхность бедра седалищного нерва.

План проведения занятия.

1. Проверка исходного уровня знаний.

2. Практическая часть (аудиторная самостоятельная работа студентов).

3. Заключительный этап:

- итоговый контроль

- подведение итогов занятия.

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ  РАБОТА

1. По анатомическим атласам, таблицам, муляжам определите:

- передние и задние корешки спинного мозга;

- спинномозговой узел;

- место образования спинномозгового нерва;

- ветви спинномозгового нерва: переднюю, заднюю, менингеальную,  

  висцеральную.

          

2. Вспомните участки иннервации ветвей спинномозгового нерва.            

 

3. Определите участки иннервации:

- шейного сплетения: большой ушной, малый затылочный, поперечный

  нерв шеи, надключичный, диафрагмальный нервы, мышечные ветви;

- плечевого сплетения: длинный грудной, медиальный и латеральный

  грудной, подлопаточный, медиальный кожный нерв плеча, медиальный

  кожный нерв предплечья, срединный, локтевой, лучевой нервы;

  - грудных нервов;

- поясничного сплетения: подвздошно-брюшной, бедренно-половой,

  латеральный кожный нерв бедра, бедренный, запирательный;

- крестцового сплетения: верхний и нижний седалищный, половой, задний

  кожный нерв бедра, седалищный, большеберцовый, малоберцовый.

 

4. Составьте схему «Спинномозговые нервы».

 

5. Проанализируйте результаты работы.

  

 

 

Приложение № 4

Материалы для самоподготовки студентов

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ДОНЕЦКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.70.255 (0.105 с.)