ГЛАВА 1. Язык науки: понятийный аппарат научного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГЛАВА 1. Язык науки: понятийный аппарат научного



Исследования

 

1.1 Поиск информации и отбор материала

Научная работа в любой ее форме связана с поиском ин­формации. Приступая к поиску необходимых материалов для написания реферата, курсовой или дипломной работы, нужно четко представлять, какие материалы необходимы для ее выпол­нения и где их можно найти, услугами каких организаций можно воспользоваться, какой иллюстративный материал необходим для того, чтобы работа была более содержательной и убедительной.

Только глубокое изучение литературных источников по теме позволит получить информацию о современном со­стоянии изучаемой проблемы, что придаст большую зна­чимость работе.

Работая с литературой, необходимо помнить, что мо­нографии, учебники, учебные пособия, изданные в те­кущем году, содержат результаты исследований двух и более лет. Самая оперативная и «свежая» инфор­мация может быть получена из журналов и газет, информа­ционных материалов и статистических сборников и др.

Для сбора информации по теме работы необходимо об­ратиться к услугам библиотек, и прежде всего – познако­миться с фондами библиотеки своего учебного заведения. Именно здесь на помощь студенту приходит справочно-поисковый аппарат, главную часть которого составляют ката­логи и картотеки.

Каталог – это перечень документальных источников ин­формации (книг), имеющихся в фондах библиотеки. На каж­дой карточке каталога записаны следующие сведения об одной книге: автор (фамилия, инициалы), заглавие, выходные данные (место издания, издательство, год изда­ния), количество страниц, шифр. Шифр обозначает место книги на полке и помещается в верхнем левом углу каталожной карточки.

Как правило, в библиотеках создается два вида катало­гов, один из которых – алфавитный, другой, группирую­щий литературу по содержанию, – систематический. Чтобы правильно пользоваться каталогами, необходимо знать общие принципы их построения.

Алфавитный каталог. По данному виду каталогу можно установить, какие произведения того или иного автора имеются в библио­теке, наличие в ней определенной книги, автор или назва­ние которой известны. Карточки алфавитного каталога рас­ставлены по первому слову библиографического описания книги: по фамилии автора или названию книги, не имеющей автора. Если первые слова совпадают, карточки расставля­ются по второму слову, при совпадении вторых слов – по третьему и т. д. Карточки авторов-однофамильцев расставля­ются по алфавиту их инициалов. На разделителях алфавитного каталога указываются буквы алфавита, фамилии наи­более известных авторов и наименования учреждений. Следовательно, если студенту точно известны названия нужных книг, фамилии их авторов, необходимо воспользо­ваться именно алфавитным каталогом.

Систематический каталог. Карточки в нем группируют­ся в логическом порядке по отдельным отраслям знаний. Си­стематический каталог раскрывает библиотечный фонд по со­держанию, разделы его связаны между собой логической последовательностью, и более дробное их деление направ­лено от общих вопросов к частным, более узким, конкрет­ным. От алфавитного каталога систематический каталог от­личается тем, что в каждом из его разделов отражается литература по вопросам одной отрасли. На разделителях систематического каталога указывается цифровое или буквенно-цифровое (индекс), обозначение отдела (отрасли) и название отдела (отрасли). Следовательно, если студенту необходимо выяснить, ка­кие книги по конкретному вопросу (теме) имеются в данной библиотеке, нужно обратиться к систематическому каталогу.

Для удобства пользования систематическим каталогом к нему ведется алфавитно-предметный указатель (АПУ). Он представляет собой перечень предметов, названий, определе­ний с указанием индексов соответствующих разделов систе­матического каталога. Каждое слово алфавитно-предметного указателя заносится на отдельную карточку, которые расстав­ляются в алфавитном порядке в специально выделенных ящи­ках систематического каталога. Алфавитно-предметный указатель является своего рода «ключом» к систематическому каталогу, так как он подсказывает, где, в каком разделе и под каким индексом следует искать нужную книгу.

В библиотеках ведется и предметный каталог. Он значи­тельно отличается от других каталогов по своей структуре и раскрывает фонд библиотеки в предметно-тематическом плане. В отличие от систематического каталога за основу наимено­вания разделов берется не отрасль знания, а название пред­метов, вопросов, не связанных между собой отраслевым признаком. Каждый вопрос, выделенный в виде рубрики в этом каталоге, получает словесную формулировку, составленную таким образом, чтобы основное понятие определялась пер­вым словом. Рубрики предметного каталога расставлены в порядке алфавита первых слов, поэтому в одном алфавит­ном ряду оказываются предметы, логически между собой не связанные.

В связи с активным внедрением компьютерных техноло­гий в библиотечные процессы в библиотеках вузов карточ­ные каталоги переводятся в машиночитаемую форму и со­здаются электронные каталоги (ЭК).

Электронный каталог представляет собой машиночи­таемый библиотечный каталог, работающий в реальном режиме времени. Он раскрывает состав и содержание биб­лиотечного фонда печатных, аудиовизуальных, электрон­ных документов и служит для обеспечения свободного дос­тупа к информационным ресурсам библиотеки и реализа­ции многоаспектного информационного поиска.

Обеспечение поиска информации в электронном катало­ге осуществляется по автору, заглавию, предметным руб­рикам, индексам УДК и ББК, ключевым словам, месту из­дания, дате издания, виду документа и другим признакам.

Таким образом, электронный каталог объединяет в себе функции алфавитного, систематического, предметного и дру­гих каталогов.

Современные студенты, хорошо владеющие компьюте­рами и имеющие персональные компьютеры, используют в поиске материала для написания рефератов, курсовых и дипломных ра­бот Интернет. В Интернете достаточно много всевозможных заготовок для студентов, но, к сожалению, качество их оставляет желать лучшего, так как это либо копии с популяр­ных сайтов, либо сомнительного качества тексты.

Для успешного поиска действительно полезной информа­ции следует пользоваться сайтами специальных образователь­ных систем. Пользоваться этими сайтами нужно правильно: просматривая материал, необходимо уметь подмечать слабые и сильные стороны, пробовать перерабатывать чу­жой текст.

Следует отметить, что в каталогах студент может найти только информацию о книгах, тогда как для написания и курсовой, и дипломной работы необходим также матери­ал, напечатанный в журналах, информационных изданиях и различного рода сборниках.

Для этого в библиотеках организуются библиографичес­кие картотеки, где помещаются описания журнальных и га­зетных статей, материалов из сборников и продолжающихся изданий. Любая библиографическая картотека представляет собой подборку каталожных карточек, расположенных по определенному признаку. Обычно в библиотеках ведется несколько картотек: систематическая картотека статей (СКС), тематические и специальные картотеки.

В вузовских библиотеках студенты активно работают с систематической картотекой статей, которая включает кар­точки на статьи из журналов и газет, получаемых библио­текой, статьи из сборников, отражающих важнейшие проблемы науки, техники, культуры, образования. Материал группируется по разделам, по отраслям знаний, т.е. в пол­ном соответствии с систематическим каталогом. Эта карто­тека имеет общий с систематическим каталогом алфавитно-предметный указатель (ключ).

Тематические картотеки включают карточки на книги, статьи и другие произведения печати по отдельным темам (вопросам). Выбор тематики подобных картотек определя­ется профилем и перечнем дисциплин вуза.

Как правило, в вузовских библиотеках организуется спе­циальная картотека трудов ученых данного вуза. В такой картотеке собираются все работы ученых вуза с момента начала их научной деятельности. Картотека трудов может представить интерес для студентов в процессе написания курсовой и дипломной работ.

Рост числа изданий научной и технической литературы делает очень важной проблему «ключа» к ней. Таким ключом служат библиографические указатели – перечни литера­туры, составленные по тому или иному принципу. Подго­товкой различного рода библиографических изданий зани­маются: Российская книжная палата, крупные библиотеки, институты научно-технической информации, многие науч­ные учреждения и учебные заведения. Кроме тех библиографических указателей, которые выпускаются в виде отдельных изданий, библиография имеется в том или ином виде в книгах и статьях.

Учитывая развитие науки и техники, в нашей стране создана единая государственная система научно-техничес­кой информации (ГСНТИ), включающая специальные уч­реждения, которые осуществляют сбор, обобщение и рас­пространение информации. Здесь централизованно производится обработка научных документов отечественных и мировых источников информации, здесь они обобщаются и системати­зируются.

В результате этой обработки подготавливаются различ­ные формы информационных изданий.

Реферативные журналы (РЖ) – основное информацион­ное издание, содержащее преимущественно рефераты, ино­гда аннотации и библиографические описания литературы, представляющие наибольший интерес для науки и практики.

Бюллетени сигнальной информации (БСИ) включают в себя библиографические описания литературы, выходящей по определенным отраслям знаний. Основная их задача – оперативное информирование о всех научных и техничес­ких новинках.

Экспресс-информация (ЭИ) – информационные издания, содержащие расширенные рефераты статей, описание изоб­ретений и других публикаций.

Аналитические обзоры (АО) – информационные изда­ния, дающие представление о состоянии и тенденциях раз­вития определенной области (раздела, проблемы) науки или техники.

При написании курсовой или дипломной работы для вы­яснения и уточнения различных вопросов, фактов, понятий, терминов студентом широко используется справочная лите­ратура, которая является составной частью справочно-поискового аппарата любой библиотеки.

К справочным изданиям относятся различные энциклопе­дии, словари, справочники, статистические сборники и т.д.

Энциклопедии – научные справочные пособия по всем или отдельным отраслям знания в форме словаря (универ­сальные и отраслевые). Структура энциклопедий может быть систематической, т.е. располагающей материал по отраслям знания, и алфавитной, в которой материалы рас­положены в алфавите названий предметов. Чаще всего ста­тьи (слова) в энциклопедиях располагаются в алфавитном порядке.

Словари – собрание слов, расположенных в определен­ном порядке, преимущественно алфавитном, с пояснениями или переводом на другой язык. По подбору слов и характеру их объяснения основными являются два типа словарей: эн­циклопедические и языковые. Энциклопедические словари содержат определения понятий и терминов по самым различ­ным отраслям знаний. Они могут быть универсальными или тематическими, содержащими сведения по определенной отрасли знания.

Справочниками служат книги, в которых собраны не­обходимые сведения по определенным вопросам. Справоч­ники содержат материалы в сжатом, концентрированном изложении. Материал располагается в порядке, облегчаю­щем быстрое нахождение необходимых сведений: в алфа­витном, систематическом (по отраслям), хроноло­гическом и т. д.

Хорошо ориентируясь в библиотечных каталогах, карто­теках и библиографических указателях, а также в информа­ционных изданиях, можно без особого труда осуществить поиск документальных источников информации применитель­но к его конкретным целям.

Умение работать с книгой – это умение правильно оце­нить произведение, быстро разобраться в его структуре, взять и зафиксировать в удобной форме все, что в нем ока­залось ценным и нужным.

Одной из особенностей чтения специальной литературы является то, что оно протекает в определенной последовательности: сначала – предварительное ознакомление с книгой, т.е. беглый просмотр содержания, затем – тщательная проработка произведения в целом или отдельных его частей. Обязательно понять и осмыслить его содержание.

Чтение научной и специальной литературы, как прави­ло, должно сопровождаться ведением записей, составлени­ем тезисов, выписыванием цитат, иллюстративного статис­тического материала.

 

 

1.2 Общая логическая схема хода научного исследования

 

1. Обоснование актуальности выбранной темы –начальный этап любого исследования. Освещение актуальности должно быть не многословным. Достаточно пока­зать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Таким образом, формулировка проблемной ситуации – очень важная часть введения. Поэтому имеет смысл остано­виться на понятии «проблема» более подробно.

Любое научное исследование проводится для того, чтобы объяс­нить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых спосо­бов объяснения известных фактов.

Проблема всегда возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое знание еще не приняло раз­витой формы. Следовательно, проблема в науке – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает тогда, когда ни одна из теорий не может объяснить вновь обнаруженные факты.

Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем нередко имеет не меньшее значение, чем решение их самих. Сформулировать научную проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно, и что по­ка неизвестно науке о предмете исследования.

Таким образом, если исследователю удается показать, где прохо­дит граница между знанием и незнанием о предмете исследования, то ему бывает нетрудно четко и однозначно определить научную про­блему, следовательно, и сформулировать ее суть.

2.   Постановка цели и конкретных задач исследования обычно
делается в форме перечисления (изучить..., описать..., устано­вить..., выяснить... и т.п.).

Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содер­жание глав научно-исследовательской работы. Это важно также и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировки задач предпринимаемого исследования.

3.   Определение объекта и предмета исследования. Объект– это
процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избран­ное для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта.

Объект и предмет исследования как категории научного процес­са соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделя­ется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на предмет и направлено основное внимание исследователя, именно предмет исследования определяет тему научно-исследовательской работы, которая обозначается на титульном листе как заглавие.

4.   Выбор и использование методов (методики) научного исследования, которые служат инструментом в добывании фактического ма­териала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели.

Успешность выполнения научно-исследовательской работы в наибольшей степени зависит от умения исследователя выбрать наибо­лее результативные методы исследования, поскольку именно они позволяют достичь поставленной в научной работе цели.

Современная наука держится на определенной методологии – совокупности используемых методов и учении о методе. В то же вре­мя каждая наука имеет не только свой особый предмет исследования, но и специфический метод, имманентный предмету.

Научный методпредставляет собой яркое воплощение един­ства всех форм знаний о мире. Тот факт, что познание в естествен­ных, технических, социальных и гуманитарных науках в целом со­вершается по некоторым общим принципам, правилам и способам деятельности, свидетельствует, с одной стороны, о взаимодействии и единстве этих наук, а с другой – об общем, едином источнике их по­знания, которым служит окружающий нас объективный реальный мир: природа и общество.

Научный метод как таковой подразделяется на методы, использу­емые на каждом уровне исследований. Таким образом, выделяются эмпирические (опытные) и теоретические методы.

К первым относятся:

1)   наблюдение – первоначальный источник информации, целенаправленное восприятие явлений объективной действительности. Наблюдение дает первичную информацию о мире и должно удовлетворять ряду требований, важнейшими из которых являются: 1) планомерность, 2) целенаправленность, 3) активность, 4) систематичность.

2) сравнение –одно из наиболее распространенных методов научного исследования. Сравнение позволяет установить сходство и различие предме­тов и явлений действительности. В результате сравнения устанавли­вается то общее, что присуще двум или нескольким объектам, а вы­явление общего, повторяющегося в явлениях, как известно, есть сту­пень на пути к познанию закономерностей и законов;

3) описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах;

4) измерение – сравнение объектов по каким-либо сходным
свойствам или сторонам;

5) эксперимент – наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при
повторении условий.

На теоретической стадии прибегают к абстракциям и образованию понятий, строят гипотезы и теории, открывают законы науки. К науч­ным методам теоретическогоуровня исследований следует отнести:

1)   формализацию – построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности;

2)   аксиоматизацию – построение теорий на основе аксиом-утверждений, доказательства истинности которых не требуется;

3)   гипотетико-дедуктивный метод – создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.

Среди методов, применяемых не только в науке, но и в других отраслях человеческой деятельности можно выделить такие методы, как:

1) анализ – расчленение целостного предмета на составные ча­сти (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всесто­роннего изучения;

2) синтез – соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое;

3) абстрагирование – отвлечение от ряда несущественных для данного исследования свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих нас свойств и отношений;

4) обобщение – прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов;

5) индукция – метод исследования и способ рассуждения, в ко­тором общий вывод строится на основе частных посылок;

6) дедукция – способ рассуждения, посредством которого из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера;

7) аналогия – прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках;

8) моделирование – изучение объекта (оригинала) путем созда­ния и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя;

9) классификация – разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком.

5. Научная новизна. Как уже отмечалось, целью проведения исследования является получение нового для общества знания. Для данных науч­ных работ новизна результатов может иметь субъективный харак­тер, определяться не по отношению к обществу, а по отношению к исследователю. В этом случае проведенная работа может пред­ставлять собой моделирование известных в науке (обществе) решений.

Что может составить новизну научного исследования? Какие познавательные ситуации благоприятны для получения нового знания?

1. Изучение всем известного на уровне здравого смысла явления с помощью специальных научных методов.

2. Изучение уже известного в науке явления на новом экспериментальном материале.

     3. Изучение известного в науке явления более со­вершенными

методами.

      4.    Переход от качественного описания известных в науке фак­тов

к их точно определяемой количественной характеристике.

5. Сопоставление, сравнительный анализ протекания различных процессов.

6. Измененные условия протекания конкретного процесса.

6. Практическая значимость. Целесообразно выделить два основных направления характери­стики практической значимости научного исследования. Первое связано с полученными в нем данными, второе – с используемой методикой.

Практическая значимость результатов исследования может заключаться в возможности:

• решения на их основании той или иной практической задачи;

• проведения дальнейших научных исследований;

• использования полученных данных в процессе подготовки студентов.

Практическую значимость проведенного исследования, складывающуюся из значимости его результатов и используемых методик, следует отличать от практической значимости темы исследования, которая указывается до проведения исследования и раскрывается при характеристике ее актуальности.

7. Теоретическая значимость заключается в выявлении сущностных и содержательных характеристик деятельности, и содержит определение того, для какой группы людей направлено то или иное исследование.

 

1.3 Язык и стиль научной работы

 

Язык и стиль научной работы как часть письменной на­учной речи складываются под влиянием так называемого ака­демического этикета, суть которого заключается в интер­претации собственной и привлекаемых точек зрения с це­лью обоснования научной истины. Выработаны опре­деленные традиции в общении ученых между собой как в устной, так и в письменной речи. Однако не следует пола­гать, что существует свод «писаных правил» научной речи. Можно говорить лишь о некоторых особенностях научного языка, закрепленных традицией.

Наиболее характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логический способ изло­жения материала. Это находит свое выражение во всей системе речевых средств. Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, целью которых является до­казательство истин, выявленных в результате исследова­ния фактов действительности.

Для научного текста характерны: смысловая закончен­ность, целостность и связность. Важнейшим средством вы­ражения логических связей являются специальные функционально-синтаксические средства связи, указываю­щие на последовательность развития мысли (вначале; преж­де всего; затем; во-первых; во-вторых; значит; итак и др.):

♦ противоречивые отношения (однако; между тем; в
то время как; тем не менее
);

♦ причинно-следственные отношения (следовательно; поэтому; благодаря этому; вследствие этого; кроме того; к тому же);

♦ переход от одной мысли к другой (прежде чем пе­рейти к..., обратимся к..., рассмотрим, остановимся на..., рас­смотрев, перейдем к..., необходимо остановиться на.... не­обходимо рассмотреть);

♦ итог, вывод (итак; таким образом; значит; в заклю­чение отметим; все сказанное позволяет сделать вывод; под­ведя итог; следует сказать...).

На уровне целого текста для научной речи едва ли не основным признаком являются целенаправленность и прагматическая установка. Научный текст характеризует­ся тем, что в него включаются только точные, полученные в результате длительных наблюдений и научных экспери­ментов сведения и факты. Это обусловливает и точность их словесного выражения, и, следовательно, использование специальной терминологии.

Благодаря специальным терминам достигается возмож­ность в краткой и экономной форме давать развернутые определения и характеристики научных фактов, понятий, процессов, явлений.

Следует твердо помнить, что научный термин не слово, а выражение сущности данного явления. Следо­вательно, необходимо с большим вниманием выбирать научные термины и определения. Нельзя произвольно смешивать в одном тексте различную терминологию. Каж­дая наука имеет свою, присущую только ей, терминологи­ческую систему.

Обязательным условием объективности изложения материала является также указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому конк­ретно принадлежит то или иное выражение. В тексте данное условие можно реализовать, используя специальные ввод­ные слова и словосочетания (по сообщению; по сведениям; по мнению; по данным; по нашему мнению; как отмечает/полагает и др.).

Сугубо деловой и конкретный характер описаний изу­чаемых явлений, фактов и процессов почти полностью исклю­чает индивидуальные особенности слога, эмоциональность и изобретательность.

Стиль письменной научной речи – это безличный моно­лог. Поэтому изложение ведется от третьего лица, так как внимание сосредоточено на содержании и логичес­кой последовательности сообщения, а не на субъекте.

Качествами, определяющими культуру научной речи, являются точность, ясность и краткость. Смысловая точ­ность – одно из главных условий, обеспечивающих научную и практическую ценность заключенной в тексте работы информации. Действительно, неправильно выбранное сло­во может существенно исказить смысл написанного, дать возможность двоякого толкования той или иной фразы, придать всему тексту нежелательную тональность.

Нередко доступность и доходчивость называют просто­той. Простота изложения способствует тому, что текст ра­боты читается легко, т.е. когда мысли ее автора восприни­маются без затруднений. Однако нельзя отождествлять про­стоту и примитивность. Нельзя также путать простоту с общедоступностью научного языка. Популяризация оправданна лишь в тех случаях, когда научная работа предназначена для мас­сового читателя. Главное при языково-стилистическом оформлении текста научных работ в том, чтобы его содержание по форме своего изложения было доступно тому кругу ученых, на которых данные работы рассчитаны.

Краткость – третье необходимое и обязательное ка­чество научной речи, более всего определяющее ее куль­туру. Реализация данного качества означает умение избежать повторов, излишней детализации. Каждое слово и выражение служат той цели, которую можно сформулировать следующим образом: как можно не только точнее, но и дипломная работаатце донести суть дела. Поэтому слова и словосочетания, не несущие никакой смысловой нагрузки, должны быть полностью исключены из тек­ста работы.

К речевой избыточности следует отнести и употребле­ние без надобности иностранных слов, которые дублируют русские слова и тем самым неоправданно усложняют выс­казывание. Другая разновидность многословия – тавтология, т.е. повторение того же самого другими словами.

Часто в тексте работ возникает необходимость в определенной последовательности перечислить явления (процессы). В таких случаях используются слож­ные бессоюзные предложения, в первой части которых содержатся слова с обобщающим значением, в последую­щих частях по пунктам конкретизируется содержание пер­вой части. При этом рубрики перечисления строятся одно­типно, подобно однородным членам при обобщающем слове в обычных текстах. Между тем нарушение однотипности рубрик перечисления – довольно распространенный недо­статок языка многих научных работ.

ГЛАВА 2. Особенности подготовки, оформления и защиты

Курсовых и дипломных работ

2.1 Особенности подготовки, оформления и защиты курсовых проектов

 

Основной целью выполнения курсовой работы является развитие мышления, творческих способностей студента; привитие ему первичных навыков самостоятельной работы, связанной с поиском, систематизацией и обобщением существующей статистической информации, а также имеющейся учебной и научной литературы; формирование умений анализировать и критически оценивать исследуемый научный и практический материал, использовать его при решении практических задач.

Подготовка курсовой работы является важнейшим элементом учебного процесса, приобщает студентов к исследовательской работе, обогащает опытом и знаниями, необходимыми для выполнения выпускной квалификационной работы и сдачи государственных экзаменов.

Назначение курсовой работы состоит в закреплении полученных знаний по профилирующей дисциплине, выявление знаний и умений в практической работе по выбранной теме исследования.

Без написания курсовой работы и ее защиты студент не может быть переведен на следующий курс и допущен к следующей экзаменационной сессии. Темы курсовых работ и их оценки вносятся в приложение к диплому, выдаваемому лицам, завершившим обучение по образовательным программам высшего образования.

Выделяются два вида курсовой работы:

1. курсовая работа по направлению;

2. курсовая работа по дисциплине.

Курсовая работа по дисциплине – самостоятельная учебно-методическая работа студента, выполняемая под руководством преподавателя по общепрофессиональным и специальным дисциплинам учебного плана.

Курсовая работа по дисциплине учебного плана имеет целью развитие у студентов навыков самостоятельной творческой работы, овладение методами современных научных исследований, углублённое изучение какого-либо вопроса, темы, раздела учебной дисциплины (включая изучение литературы и источников).

Выполненная и оформленная курсовая работа по дисциплине сдается научному руководителю для проверки и оценки, защита такого вида работы не предполагается.

 

Организация выполнения курсовой работы

Общую организацию выполнения курсовой работы осуществляет кафедра. Процесс подготовки и защиты курсовой работы состоит из следующих этапов:

• выбор темы;

• закрепление за студентом определенной темы;

• подбор литературы и ознакомление с ее содержанием;

• составление плана;

• изучение вопросов, намеченных в плане;

• подбор теоретического и практического материала по теме курсовой работы;

• формулировка выводов и практических предложений по тематике работы;

• оформление курсовой работы в соответствии с требованиями методических рекомендаций;

• сдача курсовой работы на проверку научному руководителю.

 

Для оказания помощи студенту в выполнении курсовой работы назначается руководитель курсовой работы. Научный руководитель по курсовой работе студента утверждается на заседании кафедры, исходя из количества часов индивидуальной нагрузки преподавателей.

Начальным этапом выполнения курсовой работы является выбор темы. Своевременный и правильный выбор темы определяет успех всей последующей работы студента. Прежде всего, студенту необходимо ознакомиться с тематикой курсовых работ, разработанных кафедрой. Исследовательские задачи курсовой работы должны быть ориентированы на разработку конкретных проблем, имеющих научно-практическое значение.

При составлении перечня рекомендуемых тем курсовых работ выпускающая кафедра исходит из того, что эти темы должны:

-соответствовать компетенциям, получаемым студентами;

-включать основные направления, которыми студенту предстоит заниматься в своей будущей профессиональной деятельности в качестве специалиста.

Примерный список тем курсовых работ по дисциплине доводится до студентов в течение 2 недель с начала семестра. Темы курсовых работ по дисциплине и научные руководители утверждаются на заседании кафедры, в течение 1 месяца с начала семестра.

Студентам предоставляется право свободного выбора темы из предложенного кафедрой списка курсовых работ. Перечень тем, предлагаемых кафедрой вниманию студентов, не является исчерпывающим. Студент может предложить и свою тему с соответствующим обоснованием необходимости и целесообразности ее разработки, и осуществляет выполнение курсовой работы, согласовав ее с научным руководителем. При этом самостоятельно выбранная студентом тема должна отвечать специфике его обучения, а также соответствовать его научным интересам, стремлениям и наклонностям. Серьезное внимание при избрании темы следует обращать на возможность получения по ней практического материала, конкретных статистических данных в динамике за несколько лет, доступность нормативных источников, специальной литературы и степень практической значимости.

Выбрать тему помогут такие приемы, как просмотр каталогов защищенных курсовых работ; ознакомление с новейшими результатами исследований в смежных областях науки, пересмотр известных научных решений при помощи новых методов, с новых теоретических позиций, с привлечением новых исследований и фактов, выявленных в том числе и самим студентом. Выбор темы по принципу основательного пересмотра уже известных в науке теоретических положений с новых позиций, под новым углом зрения, на более высоком научном уровне является наиболее распространенным в практике подготовки и защиты курсовых работ; равно как и ознакомление с аналитическими обзорами и статьями в специальной периодике; беседы и консультации с экспертами по исследуемой проблеме, в процессе которых можно выдвинуть важные вопросы, еще мало изученные в теоретическом плане.

До утверждения темы курсовой работы студент должен убедиться в наличии теоретических исследований, статистических данных и других материалов практического характера по данному направлению; выявить проблемы теоретического и практического характера по данной теме; определить возможность сделать значимые теоретические выводы и (или) практические предложения по итогам исследования.

При выборе темы курсовой работы целесообразно соблюдать тематическую преемственность в работе над курсовыми работами как по изученным, так и предстоящим дисциплинам, с выходом на выпускную квалификационную работу.

Полное изменение темы курсовой работы после ее утверждения или замена руководителя по инициативе студента не допускается.

Для успешного выполнения курсовой работы студент должен знать и уметь использовать:

- общеобразовательные дисциплины в объеме, необходимом для исследования темы курсовой работы;

- специальные дисциплины в объеме, необходимом для решения конкретных научно-практических задач.

При этом студент обязан:

· выполнять указания и рекомендации руководителя по курсовой работе;

· представить курсовую работу на проверку руководителю в установленные учебным планом сроки.

Руководитель курсовой работы имеет право:

· определить тему курсовой работы по согласованию со студентом;

· давать рекомендации по выполнению курсовой работы и предложения по совершенствованию организации подготовки курсовой работы.

 

Руководитель курсовой работы обязан:

· оказать методическую помощь студенту в разработке плана работы, который отражается в ее содержании;

· контролировать процесс выполнения курсовой работы;

· проводить консультации по выполнению курсовой работы в соответствии с установленным графиком;

· принять курсовую работу и выставить оценку.

 

После утверждения темы и получения задания от руководителя студен



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.7 (0.111 с.)