Классификация уголовных преступлений международного характера и основные направления сотрудничества государств в борьбе с ними. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация уголовных преступлений международного характера и основные направления сотрудничества государств в борьбе с ними.



Уголовные преступления международного характера – это деяния, предусмотренные международным договором, не относящиеся к преступлениям против человечества, мира и безопасности, но посягающие на стабильные отношения между государствами, наносящие ущерб мирному сотрудничеству в различных областях отношений (экономической, социально-культурной, имущественной и т.п.), а также организациям и гражданам, наказуемые либо согласно нормам, установленным в международных договорах, либо согласно нормам национального уголовного законодательства в соответствии с этими договорами.

Отсюда можно вычленить ряд особенностей рассматриваемых преступлений:

 в отличие от международных преступлений ответственность за преступления международного характера несут не государства, а физические лица, потому что международная опасность этих деяний значительно ниже, чем международных преступлений;

объектом преступного посягательства в данном случае выступают не международный мир и безопасность человечества, а лишь нормальные отношения, межгосударственное сотрудничество, права человека и другие охраняемые международным правом общечеловеческие ценности;

уголовная ответственность за эти преступления наступает на основе международных договоров, но по национальным нормам уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства.

В зависимости от объекта преступного посягательства, степени международной опасности и других признаков уголовные преступления международного характера можно условно подразделить на следующие основные группы:

1. Преступления против стабильности международных отношений: международный терроризм; захват заложников; захват и угон самолетов и других авиатранспортных средств и иные деяния, совершаемые на борту воздушного судна и в международных аэропортах; организованная преступность; хищения ядерного материала; вербовка, использование, финансирование и обучение наемников, а также участие наемника в военных действиях; незаконное радио- и телевещание; пропаганда войны.

2. Деяния, наносящие ущерб экономическому, социальному и культурному развития государств: фальшивомонетничество; легализация преступных доходов; незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ; контрабанда; нелегальная эмиграция и посягательства на культурные ценности народов.

3. Преступные посягательства на личные права человека: рабство и работорговля; торговля женщинами и детьми; распространение порнографии; пытки и другие жестокие, бесчеловечные и унижающие достоинство виды обращения и наказания и др.

4. Преступления, совершаемые в открытом море: пиратство; разрыв или повреждение подводного кабеля или трубопровода; неоказание помощи на море; загрязнение моря вредными веществами; нарушения режима континентального шельфа и экономической зоны; нарушения правил морских промыслов и др.

5. Военные преступления международного характера: применение запрещенных средств и методов ведения войны; насилие над гражданским населением в районе военных действий; незаконное использование эмблем Красного Креста; мародерство; дурное обращение с военнопленными и др.

Основные направления сотрудничества государств в борьбе с преступностью:

1) Выдача преступников и оказание правовой помощи;

2) Научно-координационное направление (обмен информацией, обмен опытом и т.п.);

3) Профессионально-техническая помощь;

4) Договорно-правовая координация (заключение соглашений в сфере борьбы с преступностью).

Формы сотрудничества государств в борьбе с преступностью:

- через международные организации, органы, конференции (институциональный механизм сотрудничества),

- путем заключения международных договоров (договорно0правовой механизм сотрудничества).


 

  1. Договорно-правовой механизм сотрудничества государств в борьбе с международной преступностью.

Договорно-правовой механизм сотрудничества государств в борьбе с преступностью включает сотрудничество на двустороннем, региональном и универсальном уровнях.

Традиционными соглашениями в данной области являются соглашения о выдаче преступников, по оказанию правовой помощи по уголовным делам, передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в стране, гражданами которой они являются и др.

Институт выдачи преступников (экстрадиции) применяется только к лицам, которые уже осуждены или к предполагаемым преступникам, т.е. к тем, кто обвиняется в совершении преступления. Вопросы выдачи регулируются как внутренним правом государств, так и международными договорами, В основном это договоры на двустороннем уровне, иногда такие договоры носят региональный характер. К числу последних можно отнести Европейскую конвенцию о выдаче преступников 1957 года (в рамках Совета Европы) и Конвенцию СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 2002 года (аналогичная Конвенция была принята также в 1993 году). 

В договорах о правовой помощи в той части, которая касается уголовной сферы, регулируется порядок взаимодействия судебно-следственных органов стран при осуществлении уголовного преследования лиц, находящихся за пределами того государства, где совершены преступления.

Республики Беларусь заключила соглашения о правовой помощи с Литвой (1992 г.), Китаем (1993 г.), Латвией, Польшей (1994 г.), Финляндией в порядке осуществления правопреемства, Вьетнамом (2000 г.) и др.


 

  1. Организационно-правовой механизм сотрудничества государств в борьбе с международной преступностью (ООН, Интерпол).

В настоящее время 2 международные организации универсального характера координируют сотрудничество государств по борьбе с преступностью: ООН и Интерпол.

В рамках ООН такими вопросами в пределах своей компетенции занимаются Генеральная Ассамблея и ЭКОСОС. К специальным органам ООН относятся:

Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию, созданная в 1992 году в качестве функциональной комиссии ЭКОСОС. Комиссия предназначена стать центральным звеном системы органов ООН, занимающихся вопросами сотрудничества по борьбе с преступностью.

Управление ООН по наркотикам и преступности – департамент Секретариата ООН.

Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, стимулированию борьбы с преступностью.

Международная организация уголовной полиции (Интерпол) – специальная международная организация в сфере борьбы с преступностью. Устав Интерпола принят в 1956 году.

Цели Организации: взаимное сотрудничество органов уголовной полиции в пределах законодательства соответствующих государств; создание учреждений, способствующих предупреждению и борьбе с общеуголовной преступностью. Интерпол не участвует в помощи по делам политического, военного, религиозного или расового характера.

Своеобразием Интерпола по сравнению с другими международными организациями является то, что в структуру его органов входят национальные центральные бюро (НЦБ) государств-членов. НЦБ – это специальный рабочий аппарат, действующий в составе того национального органа, которому государство поручило свое представительство в Интерполе. В Республике Беларусь, которая является членом Интерпола с 1993 года, НЦБ действует в составе Министерства внутренних дел. Через НЦБ Интерпол осуществляет свою деятельность на территории государства-члена. НЦБ – орган взаимодействия органов внутренних дел с аналогичными органами других государств-членов и сотрудничества с Генеральным секретариатом Интерпола.

Основные направления деятельности Интерпола являются:

· Уголовная регистрация как эффективное средство раскрытия международных преступлений

· Международный розыск преступников и подозреваемых в совершении преступлений

· Международный розыск лиц, пропавших без вести

· Международный розыск похищенных ценностей

· Обмен информацией и оказание технической помощи

· Научно-исследовательская работа, результаты которой публикуются в официальных изданиях Интерпола.


 

  1. Международные и смешанные уголовные трибуналы. Правовые вопросы создания и деятельности Международного уголовного суда.

Из значительного числа конвенций по борьбе с преступностью лишь две (о геноциде и апартеиде) предусматривают возможность создания международного уголовного суда. Субъектами уголовной ответственности являются физические лица, которые участвовали в планировании, подготовке или совершении преступлений. Принципы ответственности аналогичны принципам Устава МВТ. Трибуналы и национальные суды обладают параллельной юрисдикцией в отношении судебного преследования лиц за серьезные нарушения международного гуманитарного права. Это значит, что суды любого государства, а не только того, на территории которого преступления совершены, вправе рассматривать дела таких лиц.

Колоссальные человеческие жертвы, грубейшие нарушения международного гуманитарного права во время конфликтов на территории бывшей Югославии и в Руанде побудили Совет Безопасности учредить в 1993 и 1994 гг. два международных уголовных суда: Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 года и Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств, в период с 1 января по 31 декабря 1994 года. Сами наименования Трибуналов дают представление об их юрисдикции – персональной, территориальной, временной.

К юрисдикции Трибунала для бывшей Югославии его Устав отнес «серьезные нарушения международного гуманитарного права». Речь идет об общепризнанных обычных нормах о защите жертв вооруженного конфликта, как они отражены в Женевских конвенциях 1949 г., и о правилах ведения войны, как они отражены в VI Гаагской конвенции 1907 г. и приложениях к ней. К юрисдикции Трибунала отнесены также геноцид и преступления против человечности.

Поскольку Трибунал для Руанды учрежден для рассмотрения преступлений, совершенных в ходе вооруженного конфликта немеждународного характера, то применимое гуманитарное право имеет иной объем, чем в случае Трибунала для Югославии. Здесь на первом месте стоит геноцид, затем идут преступления против человечности, а также общепризнанные нормы о защите жертв войны в соответствии с общей для всех ст.3 Женевских конвенций 1949 г. и II Дополнительным протоколом к этим конвенциям 1977 г., который содержит нормы, относящиеся к международным конфликтам немеждународного характера.

17 июля 1998 г. в Риме проходила Дипломатическая конференция полномочных представителей 160 государств под эгидой ООН. Большинством голосов (120 против 7, 21 государство воздержалось) Конференция приняла Статут Международного уголовного суда. Суд учрежден как постоянный орган, обладающий юрисдикцией в отношении лиц, ответственных за самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества. К таким преступлениям отнесены: преступления геноцида, преступления против человечности, военные преступления и преступление агрессии. Свои функции Суд может осуществлять на территории любого государства-участника Статута, а на основе специального соглашения – и на территории любого иного государства. Международный суд не подменяет уголовные суды государств. Его юрисдикция являются дополняющей (когда государство не желает или не способно осуществить расследование или уголовное преследование должным образом). Суд обладает международной правосубъектностью.

Специальный суд по Сьерра-Леоне является «смешанным трибуналом», учрежденным соглашением между правительством Сьерра-Леоне и ООН в 2002 году. В нем работают как международные судьи, так и судьи Сьерра-Леоне. В 2006 году Совет Безопасности одобрил соглашение между ООН и Ливаном о создании Трибунала, в котором будут судить виновных в убийстве 14.02.2005 г. в Бейруте бывшего ливанского премьер-министра Рафика Харири и еще 22 человек. Этот Трибунал наделен также юрисдикцией по делам тех лиц, которые обвиняются в совершении других нападений в Ливане в период с 1 октября 2004 года по 12 декабря 2005 года или в любой последующий период, установленный ООН и Ливаном с согласия Совета Безопасности.

В июне 2003 года Генеральной Ассамблеей ООН было одобрено соглашение о создании так называемых «чрезвычайных судебных палат» в рамках существующей судебной системы Камбоджи для привлечения к ответственности за геноцид, осуществленный в Камбодже Пол Потом против своего народа. Смешанному трибуналу в Камбодже было поручено вести расследование и рассмотреть дела над лидерами «красных кхмеров», виновных в организации геноцида против собственного народа с 17 апреля 1975 года по 6 января 1979 года. В состав «чрезвычайных палат» вошли международные и местные судьи и прокуроры

  1. Правовой статус внутреннего моря и территориального моря.

Внутренние морские воды входят в состав территории прибрежного государства, на них в полном объеме распространяется суверенитет и юрисдикция прибрежного государства.

К внутренним морским водам относятся воды морских портов, принадлежащих одному государству, воды морских заливов, омывающих берега одного государства, при условии, что ширина входы в залив не превышает 24 морские мили, кроме «исторических заливов». Что касается морских портов, то их воды также относятся к внутренним. При этом внешняя граница акватории морского порта представляет собой линию, соединяющую крайние точки наиболее удаленных портовых сооружений. Архипелажные воды – это воды, расположенные внутри архипелажных исходных линий, независимо от их глубины или расстояния от берега. На архипилажные воды распространяется суверенитет государств-архипелагов. Иностранные суда и летательные аппараты пользуются правом архипелажного прохода.

Суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы его сухопутной части и внутренних вод, на примыкающие территориальные воды. При этом суверенитет прибрежного государства распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, на его дно и недра. Каждое государства имеет право самостоятельно устанавливать ширину своего территориального моря, но до предела, не превышающего 12 миль, отмеряемых от линии наибольшего отлива от берега. Территориальное море представляет собой часть государственной территории прибрежного государства. Другие гос-ва пользуются мирным проходом.

Мирных проход может осуществляется судами всех гос-в. Это плавание через территориальное море с целью: пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод, или пройти во внутренние воды или выйти из них. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Кроме случаев, когда стоянка связана с обычным плаванием или вследствие непреодолимой силы или бедствия, или целью оказания помощи лицам. Проход считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность прибрежного гос-ва если:

· Угроза силой или ее применения против суверенитета гос-ва.

· Любые маневры и учения с оружием любого типа.

· Любой акт направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности.

· Любой акт пропаганды, имеющих посягательство на безопасность.

· Подъем в воздух, или принятие на борт любого летательного или военного аппарата.

· Погрузку или выгрузку товара или валюты вопреки таможенным или фискальным, иммиграционным или санитарным законам прибрежного государства.

· Любой акт преднамеренного загрязнения.

· Любую рыболовную деятельность.

· Любую другую деятельность, не имеющую отношения к проходу.

Прямого запрета на «мирный проход» военных кораблей Конвенция не содержит. Однако можно делать оговорки, согласно которым государство имеет право устанавливать разрешительный порядок прохода иностранных военных кораблей через его территориальные воды.


 

  1. Правовой режим исключительной экономической зоны и континентального шельфа.

Конвенция ООН по морскому праву, закрепила право прибрежных государств учреждать исключительные экономические зоны (ИЭЗ), ширина которых не должны превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых от меряется ширина территориального моря. ИЭЗ – район, находящийся за пределами территориального моря и примыкающий к нему, подпадающий под особый правовой режим. На практике ИЭЗ применяется за пределами территориального моря. (те. 188 миль). Прибрежное государство в ИЭЗ имеет:

  • Суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов как живых, так и неживых.
  • Юрисдикцию в отношении:

ü Создания и использования искусственных островов, установок сооружений.

ü Морских научных исследований.

ü Защиты и сохранения морской среды.

Прибрежное государство в осуществлении своих прав и выполнении своих обязанностей должно надлежащим образом учитывать права и обязанности других государств. Граждане других государств, ведущие рыбный промысел в ИЭЗ, должны соблюдать меры по сохранению живых ресурсов и другие положения, и условия, установленные в законах и правилах данного прибрежного государства. ИЭЗ не входит в состав государственной территории, а представляет собой «особый район» открытого моря. В силу статьи 69 Конвенции 1982 года государства, не имеющие выхода к морю, имеют право участвовать на справедливой основе в эксплуатации «части допустимого улова» живых ресурсов в ИЭЗ прибрежных государств того же субрегиона или региона. При этом не имеющие выхода к морю развитые государства обладают упомянутым правом лишь в ИЭЗ развитых государств того же субрегиона или региона.

Континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 миль от исходных линий. Прибрежное государство предоставляет в Комиссию по границам континентального шельфа, данные о границе за пределами 200 миль. Эта комиссия дает государствам рекомендации по установлению границ своих континентальных шельфов.

Прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях его разведки и разработки его природных ресурсов. Если прибрежное государство осуществляет разведку континентального шельфа, никто не может делать этого без его определенно выраженного согласия. Права прибрежного государства на континентальный шельф не зависят от его эффективной оккупации. Права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают правого статуса покрывающих вод и воздушного пространства над этими водами. При условии соблюдения прав прибрежного государства все государства имеют право прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе. Прибрежное гос-во имеет исключительное право разрешать и регулировать бурильные работы на континентальном шельфе для любых целей.


  1. Правовой режим открытого моря. Правовой статус внутриконтинентальных государств.

В Конвенции ООН по морскому праву указано шесть свобод открытого моря:

ü Свободу судоходства

ü Свободу полетов

ü Свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы

ü Свободу возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые в соответствии с международным правом.

ü Свободу рыболовства, с соблюдением условий.

ü Свободу научных исследований

Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету. Каждое государство имеет право, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море. Военные корабли пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага. Это правило распространяется на все суда.

Конвенция о транзитной торговле внутриконтинентальных государств провозгласила 8 принципов, призванных облегчить доступ к морю внутриконтинентальных государств. С целью всемирного содействия экономическому развитию, государств, не имеющих выхода к морю, все государства предоставляют не имеющим выхода к морю государствам на основе взаимности, право свободного и неограниченного транзита, с тем, чтобы они могли свободно учувствовать в региональной и международной торговле при всех обстоятельствах и в отношении всех видов товаров. Транзитные товары не должны облагаться таможенными пошлинами. С транзитных транспортных средств не должны взиматься налоги и сборы, превышающие налоги или сборы, взимаемые с транспортных средств страны транзита.

Условия и порядок осуществления свободы транзита согласовываются между заинтересованными государствами, не имеющими выхода к морю, и государствами транзита посредством двухсторонних соглашений. Государства транзита в осуществление своего полного суверенитета над своей территорией имеют право принимать все меры, необходимые для обеспечения того, чтобы права и возможности, предусмотренные для государств, не имеющих выхода к морю, никоим образом не ущемляли права государства транзита.


  1. Международный район морского дна и режим его использования.

Конвенции определяется правовой статус покрывающих вод и воздушного пространства над Районом. «Ни настоящая Часть, ни какие-либо права, предоставляемые или осуществляемые в соответствии с ней, не затрагивают правового статуса вод, покрывающих Район, или правового статуса воздушного пространства над этими водами»

«Район и его ресурсы являются общим наследием человечества» Правовой статус Района и его ресурсов трактуется в Конвенции следующим образом: «1. Ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права или осуществлять их в отношении какой бы то ни было части Района или его ресурсов, и ни одно государство, физическое или юридическое лицо не может присваивать какую бы то ни было их часть. Никакие притязания такого рода или осуществление суверенитета или суверенных прав и никакое такое присвоение не признаются.

2. Все права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству, от имени которого действует Орган. Эти ресурсы не подлежат отчуждению. Тем не менее, полезные ископаемые, добываемые в Районе, могут быть отчуждены, но лишь в соответствии с настоящей Частью и с нормами, правилами и процедурами Органа […]».

Орган –самостоятельная международная межправительственная организация, членами которой ipso facto являются участники Конвенции 1982 года.

В пункте 1 статьи 140 Конвенции сказано: «1. Деятельность в Районе осуществляется, как это конкретно предусматривается в настоящей Части, на благо всего человечества, независимо, от географического положения государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, и с особым учетом интересов и нужд развивающихся государств и народов, которые не достигли независимости или иного статуса самоуправления, признанных Организацией Объединенных Наций в соответствии с резолюцией 1514 (XV) и другими соответствующими резолюциями Генеральной Ассамблеи».

Ключевые положения Конвенции содержатся в статье 153. В ней сказано: «1. Деятельность в Районе организуется, осуществляется и контролируется Органом от имени всего человечества в соответствии с настоящей статьей, а также с другими соответствующими положениями настоящей Части и относящихся к ней приложений и с нормами, правилами и процедурами Органа.

2. Деятельность в Районе осуществляется, как это предписывается в пункте 3:

а) Предприятием и b) в ассоциации с Органом государствами-участниками, либо государственными предприятиями, либо в случае, если государства-участники поручились за них, физическими или юридическими лицами, имеющими гражданство государств-участников или находящимися под эффективным контролем этих государств или их граждан, либо любой группой вышеуказанных, которые отвечают требованиям, предусмотренным в настоящей Части и в Приложении III. […]».

Далее в Конвенции отмечается, что Орган, местом пребывания которого определена Ямайка, является организацией, через посредство которой государства-участники «организуют и контролируют деятельность в Районе, особенно в целях управления его ресурсами» (п. 1 ст. 157), и подчеркивается, что «Орган основан на принципе суверенного равенства всех его членов».

Большое значение имеет Приложение III к Конвенции 1982 года, которое названо: «Основные условия поиска, разведки и разработки». В статье 2 Приложения III говорится:

«a) Орган поощряет поиск а Районе.

b) Поиск проводится лишь после получения Органом удовлетворительного письменного обязательства о том, что предлагаемый изыскатель будет соблюдать настоящую Конвенцию и соответствующие нормы, правила и процедуры Органа…».


 

  1. Правовой статус и режим международных рек, проливов и каналов.

По правовому режиму навигации выделяются следующие виды международных проливов:

1) Проливы, в которых устанавливается режим мирного прохода;

ü Проливы, образованные континентальной частью государства и принадлежащим тому же государству островом.

ü Проливы, ведущие из открытого моря в территориальные воды не прибрежных к этим проливам государств.

2) Проливы, в которых устанавливается мирный проход.

ü Проливы, перекрываемые территориальыми водами пирбрежных государств

ü Проливы, имеющие полосу вод открытого моря

Режим мирного прохода в международном проливе аналогичен с режимом мирного прохода в территориальных море. Он регламентирован одним и тем же разделом Конвенции. Его принципиальное отличие от режима транзитного прохода состоит не столько в разной регламентации самой процедуры прохода, сколько в том, что мирный проход морских судов не может сопровождается мирным пролетом воздушных судов в соответствующем воздушном простарнстве.

Транзитный проход (пролет) – это осуществление свободы судоходства пролета единственно с целью непрерывного и быстрого транзита через пролив между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого или исключительной экономической зоны. Государства граничащие с проливами могут принимать законы относящиеся к тарнзитному проходу через проливы в отношщении обеспечения безопасности судоходства, предотвращения загрязнения, недопущенияя рыболовства. Такие законы не должны допускать дискриминации между иностранными судами.

Конвенция ООН не содержит конкретных норм, предопределяющих общий подход к установлению режима. Условия навигации определяются как положения конвенций и соглашений, применимых к тому или иному каналу, так и национальным законодательством стран. Суэцкий канал находится под суверенитетом Египта. Канал открыт для всех военных и торговых судов, как в военное, так и в мирное время. Однако военные действия в пределах канала, а также в пределах 3 морских миль от входа в канал запрещены. Панамский канал находится под суверенитетом Панамы и открыт для военных судов и торговых судов всех стран. Кильский канал находится под суверенитетом Германии. Свободное плавание по каналу урегулировано германским законодательством. Для прохода военных кораблей требуется предварительное дипломатическое уведомление. Международная река – это река, протекающая по территории двух или более государств. Различают трансграничную реку, пересекающую государственную территорию нескольких государств, и пограничную реку, разделяющую территории государств, т.е. по ней проходит государственная граница двух государств. Исторически, международное право регулировало в основном судоходство на реках, поэтому международная река в узком смысле – это река, судоходная на всем своем протяжении, протекающая по территории нескольких государств и впадающая в море. Таких международных рек в классическом понимании на Земном шаре около 200: Дунай, Амазонка, Вольта, Замбези, Конго, Нигер, Нил, Ганг, Меконг и др.

Наиболее крупные судоходные международные реки, как важные транспортные артерии, становились объектом отдельных многосторонних договоров. Государства должны исходить из принципов разумного и справедливого использования вод и непричинения существенного трансграничного ущерба иным прибрежным государствам.

После распада СССР, международными стали многие реки, протекающие по территории Беларуси, например, Нёман, Днепр, Буг, Западная Двина. Однако пока специальных международных соглашений по данным рекам Беларусью не заключено. В 2008 г. Республика Беларусь присоединилась к Европейскому соглашению о важнейших внутренних водных путях международного значения 1996 г., направленному на облегчение и развитие в Европе международных перевозок внутренним водным транспортом. 21 апреля 2003 г. Беларусь присоединилась к Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер. Согласно Конвенции трансграничные воды – это любые поверхностные или подземные воды, которые обозначают, пересекают границы между двумя или более государствами или расположены на таких границах; в тех случаях, когда трансграничные воды впадают непосредственно в море, пределы таких трансграничных вод ограничиваются прямой линией, пересекающей их устье между точками, расположенными на линии малой воды на их берегах.

  1. Понятие, источники, принципы и объекты международного воздушного права.

МВП – одна из отраслей современного МП. Контроль возд. пространства ниже, чем по земле.

Определение зависело от представлений о деятельности в ВПр.

Изначально – УВД -- «авиационное» или «аэронавтическое» право.

Предмет МВП правоотношения, возникающие в связи с использованием ВПр.

Сфера действия МВП -- нижний предел космического пространства условно находится на высоте 100-110 км. над уровнем моря, где расположены самые низкие искусственные спутники Земли.

МВП  – это отрасль международного права, представляющая собой совокупность принципов и норм, определяющих правовое положение воздушного пространства, регулирующих отношения субъектов международного права в сфере использования воздушного пространства, управления воздушным движением и обеспечения безопасности полетов.

Принципы международного воздушного права. общие принципы МП + специальны е: принцип исключительного и полного суверенитета государств в воздушном пространстве над их сухопутной и водной территорией, означает право каждого государства самостоятельно определять правовой режим пользования воздушным пространством, расположенным над его сухопутной и водной территорией, вкл. Территориальные воды.

принцип свободы полетов в международном воздушном пространстве, означает, что полеты в данном пространстве регулируются правилами, установленными ИКАО. Принцип свободы полетов распространяется на открытым морем и международными проливами, Антарктикой, а также над архипелагами по специальным выделенным воздушным коридорами.

Принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации. Осущевствляется в двух напрвлениях:

1) Принятие мер, направленных на обеспечение технико-эксплуатационной надежности воздушных судов, их отдельных элементов, организации работы органов управления воздушным движением.

2) Разработка и приняте на еждународном и национальном уровне мер, направленных на борьбу с незаконным вмешательством в деятельность гражданской авиации.

В настоящее время правовую базу международного воздушного права составляет:

ü Многосторонние соглашения (Чикагская конвенция 1944 и другие).

ü двусторонние соглашения

ü акты ИКАО. (регламенты и иные акты)

ü Использование суверенного воздушного пространства – национального законодательтва с учетом принятых ими на себя международных обязательств. В Республике Беларусь действуют:

  • Воздушный кодекс
  • Авиационные правила полетов в воздушном пространстве
  • Авиационные правила регистрации гражданских воздушных судов
  • Правила использования воздушного простарнства.

 

  1. Правовой режим воздушного пространства над территорией государства. Правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве.

Полет «с момента включения двигателей в целях взлета до момента окончания пробега при посадке» «с момента закрытия всех его внешних дверей после погрузки до момента открытия любой из таких дверей для выгрузки …». -- основополагающий при решении вопроса о применимом праве, при определении юрисдикции государств в отношении воздушных судов, грузов, пассажиров и багажа, находящихся на борту, а также лиц, незаконно вмешивающихся в деятельность гражданской авиации.

Регулирование воздушных перемещений в пределах территории государств.

регулярные воздушные сообщения осуществляются на основании выдаваемых государствами разрешений (ЧК). Уполномоченные авиапредприятия назначаются в двусторонних соглашениях о воздушном сообщении.

1) возможность осуществления нерегулярных полетов на территорию государств, 2) транзитных беспересадочных полетов через его территорию, а также 3) возможность совершения посадок с некоммерческими целями без получения предварительного разрешения. На практике не применяется. Могут заключаться дву- или многосторонних соглашения, устанавливающие порядок нерегулярных полетов. Пересечение границы: по специально выделенным воздушным коридорам с соблюдением правил

Регулирование коммерческой деятельности воздушно-транспортных предприятий, действующих на территории государства.

Понятие международных воздушных перевозок раскрывается через т.н. «свободы воздуха»:

1) право на транзитный полет без посадки на территории государства;

2) право на транзитный полет с посадкой на территории государства в некоммерческих целях (для дозаправки или ремонта);

3) право выгрузки пассажиров, грузов и багажа, взятых на борт в государстве регистрации (эксплуатанта) воздушного судна;

4) право загрузки пассажиров, грузов, багажа, которые направляются в государство регистрации (эксплуатанта) воздушного судна;

5) право загрузки / выгрузки пассажиров, грузов, багажа, взятых на борт в / направляющихся в любое третье государство.

Обычно правовой режим международных воздушных перевозок регулируется в двустороннем порядке. В пределах своей территории государство обладает административной, гражданской, уголовной и иной юрисдикцией по отношению к воздушным судам, их экипажу и находящимся на этих судах пассажирам, грузам и почте. ВС обязаны выполнять все требования законодательства г-ва. За нарушение правил использования ВПр – уголовная или административнаяответственность командира и экипажа судна, а также ответственность государ ства регистрации (эксплуатанта) воздушного судна. п рименяют силу против гражданских воздушных судов, нарушивших их воздушный суверенитет. обязательство воздерживаться от применения силы против гражданских судов в полете: право потребовать посадки данного судна в любом указанном ею аэропорту. Перехват -- крайняя мера.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.096 с.)