Многообразие подходов к определению политики. Взаимодействие политики с общественными сферами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Многообразие подходов к определению политики. Взаимодействие политики с общественными сферами



Многообразие подходов к определению политики. Взаимодействие политики с общественными сферами

Научные трактовки терминов "политика" отличаются от повседневных представлений, строгой логичной аргументацией, обобщенностью и систематизацией.

1. Субстанциональный подход. Субстанция - первооснова политики(Власть).

Выделяющей первооснову, и с этой точки зрения политика это - действие направленное на власть, ее обретение удержание и использование.

(Веббер и Макиавелли) 

2. Телеологический подход (целевой)

а) коллективная природа деятельности

б) сознательный, целенаправленный характер этой деятельности.

Деятельность по эффективному достижению Коллективных целей.

3. Системный подход. (политика как система)

Подразумевает политику как относительно самостоятельную систему, сложный социальный организм характеризующийся целостностью ограниченностью от окружающей среды(от остальных областей общества) и находящийся с ней (окружающей средой) в постоянном взаимодействии.

Итон и Аллен

4. Антропологический (наука о человеке) Источник политики корениться в природе человека.

Политика это - форма цивилизованного общения людей способ коллективного сосуществования. (Аристотель)

5. Стратификационный подход. От слова страто (слой)

Политика это - соперничество определенных общественных групп за реализацию своих интересов. Трумэн, Беркли,

6. Этический подход. Деятельность направлена на достижение общего блага.

Экономические определения.

Политика воспринимается как надстройка над экономическим базисом.

Политику можно определить как целенаправленную деятельность социальных групп и индивидов по артикуляции, осознанию и представлению своих коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений осуществляемых с помощью государственной власти.

Борьба за Использование власти - достижение политики.

Взаимодействие политики с общественными сферами.

Политическая сфера общества играет по отношению к экономической, социальной духовной верховенствующую роль, т.к. политические решения санкционированные государственной властью подлежат обязательному выполнению и регулируют общественную жизнь. Однако политика не должна безоговорочно подчинять себе другие сферы. Политика должна учитывать естественные тенденции их развития при принятии стратегических решений.

Литература

Вонсович. Мельник, Решетников. Пугачев, соловьев. "введение в политологию"

Структура, функции и уровни политики.

1. Форма политики (это ее организационная структура, партии, объединения, институты)

2. Содержание политики (выражается в ее целях и ценностях, проблемах)

3. Политический процесс. (процесс развития событий, какого то действия)

4. Субъекты и объекты политики. (Субъекты - политики сами. Объекты, те на кого направлена эта деятельность, а именно социальные слои, массы, народ)

Уровни политики

1. Макроуровень, характеризует государство как целое.

2. Микроуровень, охватывает отдельные организации.

3. Мегоуровень, относится к деятельности международных организаций(НАТО)

Функции.

К основным функциям политики можно отнести поддержание и укрепление целостности общества, как сложной социальной системы, обеспечение общественного порядка и организованности.

Разработка целей для всего общества, организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление.

Предотвращение и регулирование политических конфликтов.

науки.

Развитие политической мысли в России и в Беларуси. Начиная с княжества Литовского, у Ефросинии, какие были взгляды и т п..

 

 

Политические режимы

Характер и способ взаимодействия политической власти общества и личности.

Политический режим характеризует функциональный аспект политической системы, способ функционирования и взаимосвязи основных элементов политической системы, специфику взаимосвязи между властью (т.е. государством) обществом и личностью.

Критерии классификации политических режимов:

1. Роль функции и полномочия главы государства.

2. Способ формирования представительных учреждений.

3. Взаимодействие или взаимоотношения между ветвями власти.

4. Взаимоотношение между центральными и местными органами управления. (вертикальное разделение властей)

5. Положение и деятельность органов принуждения.

6. Условие деятельности и степень влияния общественно политических организаций и средств массовой информации.

7. Реальные права и свободы граждан.

Форма правления

Классификация

1. по способу организации власти ее формальному источнику

- республика и монархия

Правительство

Среди органов большую роль играет правительство. Оно является цен-тральным институтом управления государством. Ни одно не может суще-ствовать без правительства.

Правительство - центральный коллегиальный орган, т.к. сюда входят министры. Оно осуществляет исполнительную и распорядительную функции. В большинстве стран правительство называют кабинетом министров, или советом министров. В Швейцарии - федеральный совет. Глава правительсва - премьер-министр (председатель совета министров). В Австрии и Германии - канцлер. В РБ - премьер-министр (Г. Новицкий). В Беларуси - только 5 членов правительсва формируются с согласия членов парламента, а остальные называются президентом.

В РБ подочетно президенту, ответственно перед парламентом.

Правительство в своей структуре включает министерство, государст-венный комитет, общереспубликанские учреждения.

В РБ в состав входит 24 министерства, 12 государтсвенных комитета, 9 общереспубликанских объединения. Всего в органах государственного управления занято 110000 человек.

Руководит правительсвом - премье-министр, проводит заседания, под-писывает решения правительсва, информирует президента о своей дея-тельности.

Правительственная деятельность опирается на бюрократический аппарат.

В соответствии со ст. №106 РБ правительство может быть отправлено в отставку, если ему откажет в доверии парламент, или сам президент его отстранит в отставку.

 

Правительсво - распорядительный орган. Важное место занимает глава правительства. Это определено тем, что самое демократическое государство нуждается в управлении. Далжен быть человек олицетворяющий государство, является символом - глава государства. Это может быть:

1. Возраст.

В РБ:

- президент не моложе 35 лет

- нет судимостей

- проживает в РБ более 5 лет

- гражданин РБ

Прокуратура:

- Осуществляет надзор за точным исполнением законов, декретов, общественных организаций.

- Надзор за исполнением по гражданско-административными нару-шениеми, поддерживает испонительные суда.

Суд возник вместе с государством (князьями, вождями)

 

Функции суда:

1. Наказания - за нарушение государственных предназначений.

2. Разрешение споров между государством и гражданином.

3. Разрешение конфликтов между государством и предприятием.

4. Восстановление и реабилитация правосудия.

- Дисциплинарные.

Состема суда строится по принципу территориальной. Суд подчинен закону и никому больше.

Контроль за конституцией. Осуществляется конституционным судом РБ. 6 судей и председатель конституционногго суда - назначается прези-дентом. 6 - назначается высшей палатой. Срок - 11 лет, предельный воз-раст - 70 лет.

Конституционный суд дает заключение о соответствии законов, декре-тов и др. конституции. Это главный орбитр в правомощности, легитивно-сти.

Конституционный суд - гарантирует свободу, право собственности, международные права. Граждане РБ, и проживающие за пределами, неза-висимо от проживания может купить жилье в республике.

 

Социальное государство

Социальное государство - это государство стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастие в управлении производством примерно одинаковых жизненных шансов, возможности для самореализации личности в обществе. Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждения в обществе, социальной справедливости. Государство сглаживает имущественные, социальные равенства.

Основные функции социального государства современного заключаются в следующем:

Перераспределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения, политика занятости и охраны прав работников на предприятии, социальное страхование, поддержка материнства, забота о молодежи, престарелых, молодежи, развитие доступных для всех образования, здравоохранения и культуры.

 

 

Социализм

Обосновывая неизбежность становления социального общества исходили из принципов.

- пролитарская

 - социализм переходная стадия от капитализма к коммунизму.

Коммунизм - конечная цель развития общественных отношений

- Классовая борьба, движущая сила исторического прогресса, необходимое условие - искоренение частной собственности.

- непринятие капитализма из-за отчуждения рабочего от продукта труда

- исторический материализм.

- диалектический характер развития общества.

Структура по Алманду

1. Институциональный уровень

2. Ориентационный уровень (выражающий формы ориентации населения на субъекты политики)

Познавательные ориентации

Эмоциональная ориентация (чувства населения к политикам, к тем людям которые осуществляют политику)

Оценочная ориентация (суждение и мнения людей опирающиеся на ценности)

Политическая культура это совокупность для конкретной страны или группы стран форм образцов поведения людей к публичной сфере. В них воплощаются ценностные представления людей о политике, нормы взаимоотношений общества и государства. Политические культуры разделяют по ценностным ориентациям способам политического поведения зависимости от социальных конфессиональных и другим группам. На основе этого возникают политические субкультуры. На основе этого выделяют молодежные, элитарные и т п культуры.

 

Функции конфликта

1. Конструктивные функции конфликта - конструктивное. Конфликт содействует установлению равновесных отношений в обществе, способствуют интегративным процессам в них через выяснение претензий и позиций сторон.

2. Конфликт содействует появлению инноваций в обществе через переоценку ценностей и норм выработку новых

3. Способствует консолидации и мобилизации групп интересов, усилению внутригрупповой лояльности, таким образом уточняя структуру общества.

Деструктивные или негативные функции конфликта.

1. Дезинтеграция системных связей

2. Усиление конкуренции у соперничающих сторон

3. Усиление конфронтации в политических действиях

4. Увеличение значимости достижения победы в конфликте во что бы то ни стало, вместо решения реальных проблем

5. Перерастание конфликта в политический кризис

 

Многообразие подходов к определению политики. Взаимодействие политики с общественными сферами

Научные трактовки терминов "политика" отличаются от повседневных представлений, строгой логичной аргументацией, обобщенностью и систематизацией.

1. Субстанциональный подход. Субстанция - первооснова политики(Власть).

Выделяющей первооснову, и с этой точки зрения политика это - действие направленное на власть, ее обретение удержание и использование.

(Веббер и Макиавелли) 

2. Телеологический подход (целевой)

а) коллективная природа деятельности

б) сознательный, целенаправленный характер этой деятельности.

Деятельность по эффективному достижению Коллективных целей.

3. Системный подход. (политика как система)

Подразумевает политику как относительно самостоятельную систему, сложный социальный организм характеризующийся целостностью ограниченностью от окружающей среды(от остальных областей общества) и находящийся с ней (окружающей средой) в постоянном взаимодействии.

Итон и Аллен

4. Антропологический (наука о человеке) Источник политики корениться в природе человека.

Политика это - форма цивилизованного общения людей способ коллективного сосуществования. (Аристотель)

5. Стратификационный подход. От слова страто (слой)

Политика это - соперничество определенных общественных групп за реализацию своих интересов. Трумэн, Беркли,

6. Этический подход. Деятельность направлена на достижение общего блага.

Экономические определения.

Политика воспринимается как надстройка над экономическим базисом.

Политику можно определить как целенаправленную деятельность социальных групп и индивидов по артикуляции, осознанию и представлению своих коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений осуществляемых с помощью государственной власти.

Борьба за Использование власти - достижение политики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.172.232 (0.043 с.)