Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учение Платона о душе и познании мира
Главные положения гносеологии Платона? ¾ 1) Т.к. материальный мир ¾ «мир вещей» ¾ всего лишь отображением «мира идей», то пред-метом познания могут быть только «чистые идеи»; 2) «чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания, которое дает не досто-верное знание, а лишь мнение – «докса»; 3) «чистые идеи» можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности (идеа-листическому познанию). Исходный пункт гносеологии Платона ¾ теория познания Сократа: познать объективную истину можно только путем самопознания, т.е. уже в самом человеке есть некая часть знания о мире (скажем, если человек, впервые оказывается в какой-нибудь местности, никогда не видел конкретных предметов и явлений этой местности, тем не менее, он начинает их называть; следовательно, он совершает некий мыслительный процесс познания и отражения истины; и если другие люди совершают то же самое, то значит, есть некое непосредственное, не зависящее от человека знание об этих предметах и явлениях и человек лишь). У каждого предмета своя идея: есть идея дерева, есть идея камня, стола и т.д. ¾ каждый предмет познаваем, т.к. его идея существует одновременно и отдельно от нас, обеспечивая объективность истины, и в нас, позволяя нам познавать истину; 4) каким образом человек получает знание об идеях? в чем суть процесса познания? каков метод идеалистического познания? ¾ анамнезис - припоминание; человек как бы припоминает все то, что заложено в его сознании; 5) каким образом в сознании человека возникает какое-либо знание? ¾ учение о триаде. По Платону, все сущее состоит из 3-х субстанций: Единое, Ум и Душа. Единое ¾ основа всякого бытия, первоначало всего — всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств. Ум происходит от Единого, но разделен с Ним и даже противоположен Ему; составляет сущность всех вещей. Душа ¾ подвижная субстанция, которая связывает Единое и Ум; связывает все вещи и все явления. Душа человека ¾ часть мировой Души, она бессмертна, противопоставлена телу; занимает «срединное» положение между мировой Душой и Умом ¾ учение о Душе. В каком сочинении Платон метафорично выражает свое учение о Душе? ¾ В диалоге «Федр» ¾ образ души-колесницы: Душа ¾ колесница, запряженная двумя конями и управляемая возницей, где возница ¾ разум; один конь белый, красивый, статный — волевая часть Души; второй конь черный, горбатый, неказистый — страстная или эмоциональная часть Души; один конь влечет повозку ввысь, другой все время спотыкается и тянет повозку вниз, на землю, задача возницы ¾ умело управлять этими конями. Т.обр., Душа состоит из трех начал: яростного (бессознательного), страждущего (чувствованного) и разумного (осмысленного).
В каком сочинении Платон изложил учение о бессмертии Души? ¾ В диалоге «Федон» Платон изложил 4 аргумента, доказывающих бессмертие Души: 1) «циклический» ¾ если есть смерть, значит, должно быть бессмертие: души умерших должны оставаться в нетленном состоянии и затем перевоплощаться; 2) исходя из теории анамнезиса, душа не могла бы получить знание о вечных идеях, если бы сама была смертна; 3) формально-логический ¾ когда душа и тело соединены, природа велит телу подчиняться и быть рабом, а душе — властвовать и быть госпожою;... созданное для подчинения и рабства является смертным, созданное для власти и руководства является божественным...; 4) поскольку Душа - сущность человека и подлинная причина существования тела, своего рода «идея жизни», она не может быть причастна ничему, что противоположно жизни, т.е. смерти. По смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, поднимается к мировой Душе в мир идей, где она видит эти идеи и познает их сразу, непосредственно, целиком; спустя определенное время Душа воплощается в новой телесной оболочке. При каждом новом рождении человека Душа проходит через реку Стикс (река Забытья), пьет из нее воду и забывает своё прошлое и все те знания, которые она получила, пребывая в мире идей, рядом с мировой Душой; но некоторые идеи Душа человека в себе все же хранит и в условиях своей земной жизни она, встречаясь с предметами, подавляя физические чувства, в условиях сосредоточенности и отрешённости, при благочестивом образе жизни - может вспомнить о том, что она наблюдала и знала в потустороннем мире. Такова суть теории припоминания. По Платону именно так человек имеет возможность познать настоящие и несомненные истины.
В каком сочинении Платон метафорично выражает свое учение о познании? ¾ В трактате «Политика» Платон нарисовал картинку-миф: люди, - это узники, заключенные в пещере и прикованы цепями лицом к стене; за спинами людей находится вход в пещеру, за входом движутся люди, животные, различные предметы и пр., тень от которых падает на стену пещеры; люди в пещере видят только движущиеся тени на стене и принимают эти тени за истинно реальный мир. По Платону, наши чувства не дают человеку возможности видеть мир таким, каким он есть на самом деле; истину о мире может показать только разум. Т.обр., пещера - это тот мир, в котором мы живём и за пределы которого выбраться не можем; цепи - это наши органы чувств; стена и отражения на ней - это наши объекты видения мира; 6) Какие уровни/виды знания выделял Платон? ¾ Существует 2 основных вида знаний о внешнем мире ¾ чувственное и интеллектуальное знание, каждое из которых делится еще на два вида: интеллектуальное знание делится на разумное и рассудочное, чувственное знание делится на веру и подобие; разум (Ум) ¾ высший вид знания, непосредственный, т.к. открывает истину интуитивно, схватывая ее сразу всю; рассудок ¾ менее достоверный вид знания, постигает истину опосредованно, при помощи логических операций; еще менее достоверное знание дают вера и подобие: вера ¾ знание, а скорее мнение, о материальном мире на основе чувственных ощущений; подобие как вид знания Платоном не раскрыт, упоминается вскользь; 7) высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные – образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи». Вопросы: 1. В чем суть теории анамнезиса? 2. В чем суть мифа о Пещере? 3. Аргументы Платона в пользу бессмертия души? 4. Если в каждом человеке, умен он или глуп, есть идея вещи, откуда возникает заблуждение? (потому что не учитываем инаковость: идею-знание одной вещи приписываем другой). 5. Как, исходя о классификации видов знания, Платон мог относиться к искусству? (искусство как оперирование с чувственными предметами недостойно человека). Социальная утопия Платона В каких сочинениях Платон выражает свои социально-политические идеи? ¾ В сочинениях «Государство» и «Законы». 1) первый из греческих мыслителей обратился к социально-политической проблематике; 2) дал систематическое изложение учения о государстве и обществе: - показал причину возникновения государства ¾ в условиях разделения труда естественная потребность людей к объединению с целью облегчения условий своего существования/ удовлетворения потребностей; - классифицировал попарно виды государств как идеальные и неидеальные; описал 7 видов (6 существующих и несуществующее идеальное «государство будущего»): монархия – справедливая власть одного человека и тирания – несправедливая власть одного человека; аристократия – справедливая власть меньшинства и олигархия – несправедливая власть меньшинства; демократия – справедливая власть большинства и тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии; из 6-ти форм государства наиболее стабильными и оптимальными явля-ются аристократия и монархия, т.к. тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия – власть большинства – редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию;
3) нарисовал собственную утопическую картину идеального государства: ¾ население государства (полиса) составляют 3 сословия: философы - стражи/воины, работники/крестьяне и ремесленники; ¾ каждое сословие обладает специфическим функций: философы осуществляют власть, управляют государством, учат и познают мир = разрабатывают философские вопросы; стражи/ воины поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости — участвуют в военных действиях, в мирное время занимаются физическими упражнениями, тренируются; работники/ крестьяне и ремесленники занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага; т.обр, власть должна быть у философов ¾ идеал Платона монархическое либо аристократическое государство; ¾ каждое сословие обладает специфическим набором прав и обязанностей: философы и стражи не имеют прав собственности, работники в ограниченных размерах могут владеть частной собственностью (позднее Платон допустил небольшую частную собственность и личное имущест-во для всех сословий); ¾ все жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают; ¾ не существует брака, все жены и дети общие; ¾ допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен; ¾ женщины могут выполнять те же обязанности, что и мужчины (даже быть стражами и фило-софами). ¾ каждое сословие должно добровольно выполнять свои обязанности не вмешивается в дела других сословий ¾ в этом залог стабильности, благополучия и справедливости государства; ¾ важное значение уделяется соответствующему воспитанию граждан: необходима правильная политика в области деторождения (чтобы не рождались больные и увечные дети, государство должно сводить вместе здоровых мужчин и женщин); детей при рождении необходимо отделять от родителей (если ребенок не будет знать своих родителей, выходя на улицу, в каждом мужчине он может предполагать своего отца, а в каждой женщине - свою мать, и ко всем взрослым будет относиться с одинаковым почетом и уважением; соответственно и взрослые будут любить всех детей); больных и увечных детей государство будет отделять и умерщвлять (они не должны мешать счастливому росту государства); ¾ мальчики и девочки должны воспитываться одинаково; ¾ семья не должна существовать (семья претендует на обладание собственностью; дети и родители считают себя принадлежащими друг другу, что является причиной различных противо-речий); дети должны жить отдельно от родителей; Вопросы: 1. Идеальная форма власти по Платону? 2. Как Платон относился к проблеме рабовладения? 3. В чем историческое значение философии Платона? ¾ 1) впервые оставлено целое собрание фундаментальных произведений; 2) положено начало идеализму ¾ направлению, противополож-ному материалистической «линии Демокрита»; 3) впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества – государство, законы и т.д.; 4) заложены основы понятийного аппарата; 5) создана философская школа - Академия, просуществовавшая около 1000 лет.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.120.202 (0.016 с.) |