Развитие науки и техники в древнем мире 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие науки и техники в древнем мире



В г. Апатиты

(филиал МАГУ в г. Апатиты)

 

КАФЕДРА ФИЗИКИ, БИОЛОГИИ И ИНЖЕНЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Дисциплина «Основы научно-исследовательской работы»

 

 

ДОКЛАД

Дисциплина «Основы научно-исследовательской работы»

на тему: «История науки и техники»

 

 

Выполнил студент 2 курса

Группа 2БЭЭ-ЭиА Аф

ФИО: Щетинкин Н.С.

 

 

Апатиты

2021 г.

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 3

Развитие науки и техники в древнем мире 4

Наука и техника в современную эпоху. 6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 10

ПРИЛОЖЕНИЕ. 11

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Жизнь современного общества в значительной мере зависит от успехов науки. В нашей квартире стоят холодильник и телевизор; мы ездим не на лошадях, а на автомобилях, летаем на самолетах; люди высадились на Луну, и готовят экспедиции на другие планеты. – Все эти достижения человечества связаны с развитием науки и обусловлены научными открытиями.

В настоящее время трудно найти хотя бы одну сферу человеческой деятельности, в которой можно было бы обойтись без использования научного знания. И дальнейший прогресс человеческого общества обычно связывают с новыми научно-техническими достижениями.

Долгий и сложный путь прошло в своем развитии человечество и весь этот путь неотделим от прогресса техники. Менялись исторические эпохи, происходило движение от одной формации к другой. Каждая новая ступень социально-экономического развития основывалась на новой технической базе.            

В этом движении менялось и понимание самой общественной жизни, новым содержанием наполнялись новые, давно сложившиеся понятия. Так произошло и с техникой.

Это понятие возникло еще в античном обществе и берет свое начало от греческого слова " техне ", означавшего умение, мастерство, искусную деятельность. Теперь это слово ассоциируется у большинства людей с машинами, различными орудиями, все более сложными системами, которые пронизывают практически все сферы общественной жизни и человеческой деятельности. Но сохранилось и старое значение этого слова: говорят о технике художника и музыканта, актера и спортсмена, подразумевая все, то, же умение и мастерство.

Появляются новые тенденции в понимании техники, связанные с возрастанием роли науки в техническом развитии, а так же с тем, что теперь нередко гораздо сложней и трудней разработать, спроектировать, техническую систему, чем ее изготовить. Это выдвигает на первый план научное и техническое творчество, порождая новые аспекты в интерпретации самой техники. Содержание понятия "техника" необыкновенно расширилось и усложнилось, поэтому, дать его адекватное определение стало делом чрезвычайно сложным. Многозначность в понимании техники и разнообразие ее определений неизбежно заставляет начать изучение проблемы с рассмотрения вопроса о том, какое содержание охватывает это понятие.


Итак сделаем два небольших вывода. Развитие техники существенно определяется семиозисом, то есть сложившимися в культуре знаковыми средствами. Не меньшее значение на формирование техники оказывают формы культурного осознания   

 

 

 

 

Наука и техника в современную эпоху

 

             Роль науки и техники в жизни современного общества трудно переоценить. Научно-технический прогресс (НТО) оказал влияние на повышение благосостояния народов, которые в первую очередь воспользовались достижениями. В этих странах была существенно снижена детская смертность и одновременно возросла продолжительность жизни

.

Произошли кардинальные изменения в быту. Жизнь стала удобней и комфортней. Степени развития расценивают потому, насколько в них используются современные достижения.

Технические средства предоставляют возможность выбора, и чем из большего

количества вариантов можно выбирать, тем выше степень индивидуальной свободы.

 

Человек в состоянии создавать и выбирать из альтернатив будущего ту, которая в большей

степени соответствует его целям и потребностям. Возникает, проблема психологической

адаптации человеческого организма к создаваемой им искусственной среде.

 

Конечно, было бы наивно думать, что прогресс сам по себе, независимо от его

соотношения со структурой общества и личности, способен сделать человека счастливым,

обеспечивая его все большими материальными благами. Прогресс дал человеку атомную

энергию, но как он воспользуется ею - зависит от общества. Она может быть использована

во благо человека, а может привести к непоправимым последствиям.

 

       Современная наука возникла в Европе в период XV-XVII вв. Являясь особой формой познания мира и его преобразования, наука сформировала понимание того, что есть мир, природа, как можно и должно относиться человеку к ним. Совершенно очевидно, что научное воззрение на мир могло утвердиться в обществе только потому, что оно было уже готово принять это воззрение как нечто само собой разумеющееся. Следовательно, в период разрушения системы феодального производства в обществе формируется новое, по сравнению со средневековым, воззрение на мир, природу, по своей сути совпадающее с научным.

Современная наука во многих отношениях существенно, кардинально отличается от той науки, которая существовала столетие или даже полстолетия назад. Изменился весь её облик и характер её взаимосвязей с обществом.

Надо заметить, что все же существуют три основные концепции науки: наука как знание, наука как деятельность, наука как социальный институт. Современная наука представляет собой органическое единство этих трех моментов. Здесь деятельность — её основа, своеобразная «субстанция», знание – системообразующий фактор, а социальный институт — способ объединения ученых и организации их совместной деятельности. И эти три момента и составляют полное определение современной науки.

Первая концепция, наука как знание, с многовековой традицией рассматривается как особая форма общественного сознания и представляет собой некоторую систему знаний. Так понимали науку еще Аристотель и Кант. Подобное понимание наук долгое время было, чуть ли не единственным.

 

Логико-гносеологическая трактовка науки обусловливается как общественно-историческими условиями, так и уровнем развития самой науки. Фактически здесь абсолютизировались те стороны науки, которые выявились в прошлом, на ранних этапах ее существования, когда научное знание представлялось плодом чисто духовных усилий мыслящего индивида, а социальная детерминация научной деятельности ещё не могла быть обнаружена с достаточной полнотой.

Эта концепция не может в своём одиночестве раскрыть полное определение современной науки. Если науку рассматривать только как систему знаний, то возникают некоторые недочеты. А дело всё в том, что такое направление в науке (опора только на достоверные, проверенные факты, знания) довольно однообразно и ограниченно. От исследователей ускользает её социальная природа, творцы, материально-техническая база, ограничиваются возможности для более глубокого и всестороннего исследования специфики, структуры, места, социальной роли и функций науки. Все это привело к необходимости разработки другой концепции науки, к усилению изучения деятельностных и социальных аспектов этого общественного феномена.

Если мы рассмотрим науку как деятельность, то нам сегодня её функции представляются не только наиболее очевидными, но и первейшими и изначальными. И это понятно, если учитывать беспрецедентные масштабы и темпы современного научно-технического прогресса, результаты которого ощутимо проявляются во всех отраслях жизни и во всех сферах деятельности человека. Например, недавно иностранные ученые выдвинули одну, довольно сильную и резкую гипотезу о причине верования людей в божество. После многих исследований они пришли к мнению, что в строении человеческого ДНК находится такой ген, который и дает различные команды мозгу о существовании божества.

Важной стороной превращения науки в непосредственную производительную силу является создание и упрочение постоянных каналов для практического использования научных знаний, появление таких отраслей деятельности, как прикладные исследования и разработки, создание сетей научно-технической информации и др. Причем вслед за промышленностью такие каналы даже за его пределами. Всё это влечёт за собой значительные последствия и для науки, и для практики.

Однако при историческом рассмотрении картина предстает в ином свете. Процесс превращения науки в непосредственную производительную силу впервые был зафиксирован и проанализирован К. Марксом в середине прошлого столетия, когда синтез науки, техники и производства был не столько реальностью, которых был разработан деятельностный подход к науке, в результате чего она стала трактоваться не только и не столько как знание само по себе, а прежде всего как особая сфера профессионально — специализированной деятельности, своеобразный вид духовного производства. Несколько позже наука стала пониматься и как социальный институт.

Наука как социальный институт — это социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социально-профессиональной группой, определенным сообществом.

Институционализация науки достигается посредством известных форм организации, конкретных учреждений, традиций, норм, ценностей, идеалов и т.п.

 

Цель и назначение науки как социального института — производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.

В период становления науки как социального института вызревали материальные предпосылки, создавался необходимый для этого интеллектуальный климат, вырабатывался соответствующий строй мышления. Конечно, научное знание и тогда не было изолировано от быстро развивавшейся техники, но связь между ними носила односторонний характер. Некоторые проблемы, возникавшие в ходе развития техники, становились предметом научного исследования и даже давали начало новым научным дисциплинам. Так было, например, с гидравликой и термодинамикой. Сама же наука мало, что давала практической деятельности – промышленности, сельскому хозяйству, медицине. И дело было не только в тои, что сама практика, как правило, не умела, да и испытывала потребности опираться на завоевания науки или хотя бы просто систематически учитывать их.

Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки всё более отчётливо обнаруживается ещё одна концепция, она выступает в качестве социальной силы. Наиболее ярко это проявляется в тех многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального экономического развития. При составлении каждой такой программы, определяющей, как правило, цели деятельности многих предприятий, учреждений и организаций, принципиально необходимо непосредственное участие учёных как носителей специальных знаний и методов из разных областей. Существенно также, что ввиду комплексного характера подобных планов и программ их разработка и осуществление предполагают взаимодействие общественных, естественных и технических наук.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своём реферате я рассмотрел такую важную тему, как «Наука и её роль в современном обществе».

Раскрывая тему, я показал, что наука была актуальна в древние времена, она актуальна и на сегодняшний день. И несомненно, наука будет актуальна и в будущем.

Говорят, что если бы не было Баха, то мир никогда бы не услышал музыки. Но если бы не родился Эйнштейн, то теория относительности рано или поздно была бы открыта каким-нибудь ученым.

 

Знаменитый афоризм Ф. Бэкона: «Знание – сила» сегодня актуален как никогда. Тем более, если в обозримом будущем человечество будет жить в условиях так называемого информационного общества, где главным фактором общественного развития станет производство и использование знания, научно-технической и другой информации. Возрастание роли знания  в жизни общества неизбежно должно сопровождаться усилением знания наук, специально анализирующих знание, познание и методы исследования.

           Наука есть постижение мира, в котором мы живем. Соответственно науку принято определять как высокоорганизованную и высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о мире, включающем и самого человека. Вместе с тем производство знаний в обществе не самодостаточно, оно необходимо для поддержания и развития жизнедеятельности человека. Чтобы обрести твердую жизненную базу, человек должен продемонстрировать полное и живое знание того, что и как делается прямо сейчас в избранной им области человеческой активности.  

 Отказаться от техники и технического развития просто невозможно. По сути,

техническую основу имеет сама деятельность человека, следовательно, и культура. Нет в

технике и какой-то особой тайны. В то же время развитие технико-производящей

деятельности, технической среды и технологии в XX столетии приняло угрожающий для

жизни человека характер. С этим человек уже не может не считаться, несмотря на все блага,

которые техника обещает. В общем, понятен и выход из создавшейся ситуации, хотя он,

конечно, не прост.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Розин В.М, Культурология, Гардарики, 2005

2. Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология, Академический проект

3. Скачков Ю.В. Полифункциональность науки

4. Пуанкаре А. О науке.

5. Щеглов Б.С. Социальная рациональность в контексте современной эпистемологии

6.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест

1) Какое понятие возникло еще в античном обществе и берет свое начало от греческого слова "техне?
a. Техника
b. технология
c. Технолог

 

2) Что такое социальный институт?

a. Свод научных праил

b. место для обучения наукам

C. в период XV-XVII вв

d. в 3 вв д.н.э.

4) Какова цель и назначение науки как социального института?

A. атомизм

b. марксизм

c. коллективизм

d. диалектизм

9)Для чего использовались простейшие алгоритмы вычисления элементов и площадей

a. для развития городов

b. для отыскания длины окружности

C. Для восстановления полей

10) Годыжизни и научной деятельности Архимеда

a. в 567г. до н. э

B. в III в. до н. э

c. в 87г. до н. э

В г. Апатиты

(филиал МАГУ в г. Апатиты)

 

КАФЕДРА ФИЗИКИ, БИОЛОГИИ И ИНЖЕНЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Дисциплина «Основы научно-исследовательской работы»

 

 

ДОКЛАД

Дисциплина «Основы научно-исследовательской работы»

на тему: «История науки и техники»

 

 

Выполнил студент 2 курса

Группа 2БЭЭ-ЭиА Аф

ФИО: Щетинкин Н.С.

 

 

Апатиты

2021 г.

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 3

Развитие науки и техники в древнем мире 4

Наука и техника в современную эпоху. 6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 10

ПРИЛОЖЕНИЕ. 11

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Жизнь современного общества в значительной мере зависит от успехов науки. В нашей квартире стоят холодильник и телевизор; мы ездим не на лошадях, а на автомобилях, летаем на самолетах; люди высадились на Луну, и готовят экспедиции на другие планеты. – Все эти достижения человечества связаны с развитием науки и обусловлены научными открытиями.

В настоящее время трудно найти хотя бы одну сферу человеческой деятельности, в которой можно было бы обойтись без использования научного знания. И дальнейший прогресс человеческого общества обычно связывают с новыми научно-техническими достижениями.

Долгий и сложный путь прошло в своем развитии человечество и весь этот путь неотделим от прогресса техники. Менялись исторические эпохи, происходило движение от одной формации к другой. Каждая новая ступень социально-экономического развития основывалась на новой технической базе.            

В этом движении менялось и понимание самой общественной жизни, новым содержанием наполнялись новые, давно сложившиеся понятия. Так произошло и с техникой.

Это понятие возникло еще в античном обществе и берет свое начало от греческого слова " техне ", означавшего умение, мастерство, искусную деятельность. Теперь это слово ассоциируется у большинства людей с машинами, различными орудиями, все более сложными системами, которые пронизывают практически все сферы общественной жизни и человеческой деятельности. Но сохранилось и старое значение этого слова: говорят о технике художника и музыканта, актера и спортсмена, подразумевая все, то, же умение и мастерство.

Появляются новые тенденции в понимании техники, связанные с возрастанием роли науки в техническом развитии, а так же с тем, что теперь нередко гораздо сложней и трудней разработать, спроектировать, техническую систему, чем ее изготовить. Это выдвигает на первый план научное и техническое творчество, порождая новые аспекты в интерпретации самой техники. Содержание понятия "техника" необыкновенно расширилось и усложнилось, поэтому, дать его адекватное определение стало делом чрезвычайно сложным. Многозначность в понимании техники и разнообразие ее определений неизбежно заставляет начать изучение проблемы с рассмотрения вопроса о том, какое содержание охватывает это понятие.


Развитие науки и техники в древнем мире

Этот этап развития древней науки и техники связан с развитием в культурах древних государств специальных знаковых средств - чисел, планов-полей, расчётов площадей, объёмов, элементов тел правильной формы   и т.п.), других расчётов (астрономических). Например в древнеегипетской   культуре наряду с наряду с другими сформировались следующие две практики: восстановление в земледелии полей, границы которых смывались разливами рек, и регулирование   религиозных служб, полевых и общественных работ. Для восстановления полей использовались числа с чертежами (планы полей), а также простейшие алгоритмы вычисления элементов и площадей; для регулирования служб и работ - числа, числовые матрицы, числовые прогрессии, описывающие реально наблюдаемые "движения" Солнца, Луны, планет и звёзд. Со временем все подобные знаковые средства начинают использоваться как модели, то есть с их помощью осуществляют те операции, которые не возможно было бы осуществить с самими объектами.  В древнеегипетской   действия с подобными знаковыми средствами осмыслялись не как наука и научное знание, а в рамках соответствующего "культурного сценария".  

       Числа, чертежи, алгоритмы вычислений использовались и в рамках технической деятельности: при строительстве храмов, дворцов и других архитектурных и хозяйственных сооружений (планы, схемы, расчёты необходимых для строительства материалов, пропорционирование), в караблестроении (схемы, пропорционирование, расчёт объёмов трюма), в некоторых видах ремесленной деятельности. Для этого этапа развития важно отметить две особенности. Числа, чертежи, алгоритмы вычислений ещё не воспринимаются как технические знания.  

Говоря о развитии науки и техники в древности, нельзя не вспомнить о человеке, заложившем основы математической физики, — Архимеде, жившем в III в. до н. э. Его труды по физике и механике были толчком для построения различных машин и механизмов. Ему приписывается изобретение винта Архимеда — машины для подъема воды, планетария — механической модели небесной сферы, различных военных машин — баллисты, крана для поднятия кораблей и др. Тем не менее, не следует преувеличивать роль этих открытий. Все же главным для него, как и для других ученых, была сама наука. И механика для него становится важным средством решения математических задач.

Самым ярким воплощением математической программы стала геометрия Евклида, знаменитая книга которого «Начала» появи­лась около 300 г. до н. э. Еще пифагорейцы создали геометрическую алгебру, первичным элементом которой был отрезок. Сложение и вычитание понималось как приставление и отбрасывание отрезков, Умножение двух отрезков позволяло строить площади, трех — объемы. Все задачи решались с помощью циркуля и линейки. Но методы геометрической алгебры имели принципиальные ограничения: позволяли определить только один положительный корень квадратного уравнения, не могли решаться уравнения выше третьей степени, был целый ряд нерешаемых задач (квадратура круга, удвоение куба, трисекция угла). Евклид пошел дальше и создал теорию геометрии не просто как чисто математическую, но и как физическую теорию. Его геометрия изучала величины, фигуры и их границы, их отношения, а так­же относительные положения и движения. При этом все эти тела находились не в пространстве, а в шаре, потому что основу космологических представлений античности составляла Геометрия шара. Шар и круг считались самыми совершенными фигурами, которые находились в надлунном мире.

Второй научной программой античности, оказавшей громадное влияние на все последующее развитие науки, стал атомизм. Он является итогом развития древнегреческой философской традиции, синтезом целого ряда ее тенденций и идейных установок. Основателями атомизма стали Левкипп и Демокрит 

В основу мира атомистическая программа положила мельчайшие, неделимые, бесструктурные частицы — атомы, которые двигались в пустоте. Атомы — это бытие в собственном смысле слова, пустота — небытие. Ничто не возникает из несуществующего и не уходит в небытие, так как атомы никогда не возникают и не погибают, существуя вечно.

В рамках атомистической программы было сделано несколько очень важных предположений. Среди них — идея пустоты, лежащая в основе концепции бесконечного пространства.

Атомизм является физической программой, одной из самых плодотворных в истории науки. Она ориентировала ученых на поиски механистических причин всех возможных изменений в природе, на развитие представлений о структуре материи. По сути дела, атомистическая программа стала рождением механистического метода, требовавшего объяснить сущность природных процессов механическим соединением составляющих их частей.

Итак сделаем два небольших вывода. Развитие техники существенно определяется семиозисом, то есть сложившимися в культуре знаковыми средствами. Не меньшее значение на формирование техники оказывают формы культурного осознания   

 

 

 

 

Наука и техника в современную эпоху

 

             Роль науки и техники в жизни современного общества трудно переоценить. Научно-технический прогресс (НТО) оказал влияние на повышение благосостояния народов, которые в первую очередь воспользовались достижениями. В этих странах была существенно снижена детская смертность и одновременно возросла продолжительность жизни

.

Произошли кардинальные изменения в быту. Жизнь стала удобней и комфортней. Степени развития расценивают потому, насколько в них используются современные достижения.

Технические средства предоставляют возможность выбора, и чем из большего

количества вариантов можно выбирать, тем выше степень индивидуальной свободы.

 

Человек в состоянии создавать и выбирать из альтернатив будущего ту, которая в большей

степени соответствует его целям и потребностям. Возникает, проблема психологической

адаптации человеческого организма к создаваемой им искусственной среде.

 

Конечно, было бы наивно думать, что прогресс сам по себе, независимо от его

соотношения со структурой общества и личности, способен сделать человека счастливым,

обеспечивая его все большими материальными благами. Прогресс дал человеку атомную

энергию, но как он воспользуется ею - зависит от общества. Она может быть использована

во благо человека, а может привести к непоправимым последствиям.

 

       Современная наука возникла в Европе в период XV-XVII вв. Являясь особой формой познания мира и его преобразования, наука сформировала понимание того, что есть мир, природа, как можно и должно относиться человеку к ним. Совершенно очевидно, что научное воззрение на мир могло утвердиться в обществе только потому, что оно было уже готово принять это воззрение как нечто само собой разумеющееся. Следовательно, в период разрушения системы феодального производства в обществе формируется новое, по сравнению со средневековым, воззрение на мир, природу, по своей сути совпадающее с научным.

Современная наука во многих отношениях существенно, кардинально отличается от той науки, которая существовала столетие или даже полстолетия назад. Изменился весь её облик и характер её взаимосвязей с обществом.

Надо заметить, что все же существуют три основные концепции науки: наука как знание, наука как деятельность, наука как социальный институт. Современная наука представляет собой органическое единство этих трех моментов. Здесь деятельность — её основа, своеобразная «субстанция», знание – системообразующий фактор, а социальный институт — способ объединения ученых и организации их совместной деятельности. И эти три момента и составляют полное определение современной науки.

Первая концепция, наука как знание, с многовековой традицией рассматривается как особая форма общественного сознания и представляет собой некоторую систему знаний. Так понимали науку еще Аристотель и Кант. Подобное понимание наук долгое время было, чуть ли не единственным.

 

Логико-гносеологическая трактовка науки обусловливается как общественно-историческими условиями, так и уровнем развития самой науки. Фактически здесь абсолютизировались те стороны науки, которые выявились в прошлом, на ранних этапах ее существования, когда научное знание представлялось плодом чисто духовных усилий мыслящего индивида, а социальная детерминация научной деятельности ещё не могла быть обнаружена с достаточной полнотой.

Эта концепция не может в своём одиночестве раскрыть полное определение современной науки. Если науку рассматривать только как систему знаний, то возникают некоторые недочеты. А дело всё в том, что такое направление в науке (опора только на достоверные, проверенные факты, знания) довольно однообразно и ограниченно. От исследователей ускользает её социальная природа, творцы, материально-техническая база, ограничиваются возможности для более глубокого и всестороннего исследования специфики, структуры, места, социальной роли и функций науки. Все это привело к необходимости разработки другой концепции науки, к усилению изучения деятельностных и социальных аспектов этого общественного феномена.

Если мы рассмотрим науку как деятельность, то нам сегодня её функции представляются не только наиболее очевидными, но и первейшими и изначальными. И это понятно, если учитывать беспрецедентные масштабы и темпы современного научно-технического прогресса, результаты которого ощутимо проявляются во всех отраслях жизни и во всех сферах деятельности человека. Например, недавно иностранные ученые выдвинули одну, довольно сильную и резкую гипотезу о причине верования людей в божество. После многих исследований они пришли к мнению, что в строении человеческого ДНК находится такой ген, который и дает различные команды мозгу о существовании божества.

Важной стороной превращения науки в непосредственную производительную силу является создание и упрочение постоянных каналов для практического использования научных знаний, появление таких отраслей деятельности, как прикладные исследования и разработки, создание сетей научно-технической информации и др. Причем вслед за промышленностью такие каналы даже за его пределами. Всё это влечёт за собой значительные последствия и для науки, и для практики.

Однако при историческом рассмотрении картина предстает в ином свете. Процесс превращения науки в непосредственную производительную силу впервые был зафиксирован и проанализирован К. Марксом в середине прошлого столетия, когда синтез науки, техники и производства был не столько реальностью, которых был разработан деятельностный подход к науке, в результате чего она стала трактоваться не только и не столько как знание само по себе, а прежде всего как особая сфера профессионально — специализированной деятельности, своеобразный вид духовного производства. Несколько позже наука стала пониматься и как социальный институт.

Наука как социальный институт — это социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социально-профессиональной группой, определенным сообществом.

Институционализация науки достигается посредством известных форм организации, конкретных учреждений, традиций, норм, ценностей, идеалов и т.п.

 

Цель и назначение науки как социального института — производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.

В период становления науки как социального института вызревали материальные предпосылки, создавался необходимый для этого интеллектуальный климат, вырабатывался соответствующий строй мышления. Конечно, научное знание и тогда не было изолировано от быстро развивавшейся техники, но связь между ними носила односторонний характер. Некоторые проблемы, возникавшие в ходе развития техники, становились предметом научного исследования и даже давали начало новым научным дисциплинам. Так было, например, с гидравликой и термодинамикой. Сама же наука мало, что давала практической деятельности – промышленности, сельскому хозяйству, медицине. И дело было не только в тои, что сама практика, как правило, не умела, да и испытывала потребности опираться на завоевания науки или хотя бы просто систематически учитывать их.

Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки всё более отчётливо обнаруживается ещё одна концепция, она выступает в качестве социальной силы. Наиболее ярко это проявляется в тех многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального экономического развития. При составлении каждой такой программы, определяющей, как правило, цели деятельности многих предприятий, учреждений и организаций, принципиально необходимо непосредственное участие учёных как носителей специальных знаний и методов из разных областей. Существенно также, что ввиду комплексного характера подобных планов и программ их разработка и осуществление предполагают взаимодействие общественных, естественных и технических наук.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своём реферате я рассмотрел такую важную тему, как «Наука и её роль в современном обществе».

Раскрывая тему, я показал, что наука была актуальна в древние времена, она актуальна и на сегодняшний день. И несомненно, наука будет актуальна и в будущем.

Говорят, что если бы не было Баха, то мир никогда бы не услышал музыки. Но если бы не родился Эйнштейн, то теория относительности рано или поздно была бы открыта каким-нибудь ученым.

 

Знаменитый афоризм Ф. Бэкона: «Знание – сила» сегодня актуален как никогда. Тем более, если в обозримом будущем человечество будет жить в условиях так называемого информационного общества, где главным фактором общественного развития станет производство и использование знания, научно-технической и другой информации. Возрастание роли знания  в жизни общества неизбежно должно сопровождаться усилением знания наук, специально анализирующих знание, познание и методы исследования.

           Наука есть постижение мира, в котором мы живем. Соответственно науку принято определять как высокоорганизованную и высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о мире, включающем и самого человека. Вместе с тем производство знаний в обществе не самодостаточно, оно необходимо для поддержания и развития жизнедеятельности человека. Чтобы обрести твердую жизненную базу, человек должен продемонстрировать полное и живое знание того, что и как делается прямо сейчас в избранной им области человеческой активности.  

 Отказаться от техники и технического развития просто невозможно. По сути,

техническую основу имеет сама деятельность человека, следовательно, и культура. Нет в

технике и какой-то особой тайны. В то же время развитие технико-производящей

деятельности, технической среды и технологии в XX столетии приняло угрожающий для

жизни человека характер. С этим человек уже не может не считаться, несмотря на все блага,

которые техника обещает. В общем, понятен и выход из создавшейся ситуации, хотя он,

конечно, не прост.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Розин В.М, Культурология, Гардарики, 2005

2. Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология, Академический проект

3. Скачков Ю.В. Полифункциональность науки

4. Пуанкаре А. О науке.

5. Щеглов Б.С. Социальная рациональность в контексте современной эпистемологии

6.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест

1) Какое понятие возникло еще в античном обществе и берет свое начало от греческого слова "техне?
a. Техника
b. технология
c. Технолог

 

2) Что такое социальный институт?

a. Свод научных праил

b. место для обучения наукам



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.174 (0.128 с.)