Постановка инструмента. Правила ведения меха. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Постановка инструмента. Правила ведения меха.



Сборник пьес и упражнений

«НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА АККОРДЕОНЕ»

 

 

Автор:

Найбороденко Ольга Тимофеевна,

преподаватель отделения

народных инструментов

МОУ ДОД «ДШИ» с.Каргасок

по классу аккордеона.

С.Каргасок, 2009


Содержание:

1. Введение……………………………………………………………………….3                                                                                                           

2. Постановка инструмента, правила ведения меха…………………………..4

3. Донотный период…………………………………………………………….5                                                                                                                 

4. Изучение нотной грамоты…………………………………………………..7

5. Постановка рук………………………………………………………………..8                                                                                                                      

6. Понятие о метрическойпульсации сильных и слабых долей……………..8

7. Работа над песенным материалом………………………………………….11

§ Мелодии из 2-3 звуков……………………………………………….11

§ Мелодии из 4-5 звуков………………………………………………12

§ Ансамбль………………………………………………………………13                                                                                           

8. Основные штрихи……………………………………………………………14                                                                                                           

9.  Паузы………………………………………………………………………...17

10.  Темп …………………………………………………………………………18                                                                                                                          

11.  Динамические оттенки……………………………………………………..19                                                                                                 

12.  Освоение левой клавиатуры………………………………………………22

13.  Аккомпанемент с готовыми мажорными аккордами……………………25

14.  Игра двумя руками…………………………………………………………25                                                                                                       

15.  Исполнение штриха легато в мелодии, нон легато в аккомпанементе….31                                                      

16. Трехдольный метр…………………………………………………………...34                                                                                                        

17.  Минорные аккорды в аккомпанементе…………………………………....35

18.  Мажорные и минорные аккорды в аккомпанементе …………………….37                                                

19.  Восьмые ноты в аккомпанементе ……………………………………….38                                                                                                      

20.  Исполнение штриха легато в мелодии, стаккато в аккомпанементе……39                                                         

21.  Сочетание штрихов в мелодии ……………………………………………40                                                                                  

22.   Упражнения для формирования навыка перемещения руки при ирге на правой клавиатуре…………………………………………………………..42

23.  Список литературы…………………………………………………………46

Введение

Начальная стадия обучения игре на аккордеоне является наиболее важной и ответственной. Заложены на первых уроках основы музыкальных знаний и навыки игры на инструменте во многом определяют успехи дальнейшего музыкально-художественного развития учащихся. Поэтому роль педагога на начальном этапе обучения велика. Уже на первых уроках он должен ясно и доходчиво объяснить и показать ученику то, что составляет основу основ игры на аккордеоне: посадку, постановку инструмента, постановку рук и пальцев, аппликатурную систему, технику ведения меха, приемы звукоизвлечения. Научить ученика ежедневно заниматься на инструменте, т.е. тому, сколько и как надо заниматься, воспитать в нем добросовестное, вдумчивое и серьезное отношение к работе также входит в задачи педагога.

Материал данного пособия поможет начинающим педагогам целенаправленно, последовательно и разнообразно проводить работу с учениками в начальный период обучения. Строгое соблюдение принципов последовательности и доступности, конкретность постановки учебно-воспитательных задач, яркая образность содержания песен, пьес и звукотехнических заданий направлены на развития творческого воображения ученика и требуют от каждого педагога поиска увлекательных игровых форм проведения урока.

Главная цель данного пособия - посредством раскрытия тайн исполнительского искусства на аккордеоне помочь педагогам воспитать у учащихся любовь к музыке, к творчеству.

В данном пособии нашел отражение опыт работы разных педагогов, почерпнутый составителем при изучении научно-педагогической литературы, во время различных педагогических и методических объединений, посещений мастер-классов.   

 

Донотный период обучения

«Ветер» - нажав на воздушный клапан, ученик раздвигает и сдвигает мех - получается звук, напоминающий шум ветра. «Ветер» может быть сильным или слабым, в зависимости от того с какой силой мех приводится в движение.

Здесь уместен рассказ о зимней природе, например по сюжету фильма «Снежная королева». Для более ясного представления о характере задания педагогу необходимо исполнить это упражнение на инструменте. Чем ярче рассказ и иллюстрация, тем устойчивее интерес ученика, тем больше простор для его художественного воображения.

«Мое имя» - раздвигая мех и одновременно нажимая 3-м пальцем правой руки клавишу Соль, ученик поет по слогам свое имя. Например, Коля. Первый слог приходится на разжим меха, второй - на сжим. Можно сыграть и спеть свое имя дважды: на разжим и сжим меха.

                  V Ко - ля Г Ко - ля

Знак V или Р - обозначает разжим меха.

Знак  Г или С - сжим меха.

Также свое имя можно сыграть на левой клавиатуре, нажимая 3-м пальцем клавишу «До».

«Игра в жмурки». Игра проводится следующим образом. Ученику указываются две определенные клавиши на правой клавиатуре аккордеона. Педагог на своем инструменте извлекает один из этих звуков и предлагает ученику найти его у себя. Когда ученик освоится с правилами игры и будет легко справляться с первым заданием, он должен находить любой заданный звук по памяти, предварительно пропевая его. Таким образом, педагог развивает музыкальную память ученика, музыкальный слух.

«Играем вместе» - исполняя свою партию, ученик меняет направление движения меха через ноту.

№2

Опыт работы показывает, что первые уроки следует посвятить так же  изучению нотной грамоты.

 

Постановка рук

§ Постановка правой руки.

Собрав и округлив все пальцы, равномерно и легко постучать кончиками по столу. Большой палец касается стола боковой стороной первой фаланги. Затем все перенести точно так же на клавиатуру. Необходимо следить за тем, чтобы рука нигде не была зажата: ни в кисти, ни в запястье, ни в локте, ни в плече. Локоть следует несколько отводить от туловища и приподнять. Недопустимо опираться ладонью на край клавиатуры, играть прямыми пальцами или прогибать их в суставах.

§ Постановка левой руки.

Перед началом игры следует проверить плечевые ремни и ремень для левой руки. Все пальцы левой руки округлены и собраны, кроме большого. И располагаются над клавишами основного ряда. Басовые клавиши нужно нажимать без напряжения кончиков пальцев, не прогибая их в суставах. Во время игры следует периодически снимать напряжение рук (опуская вниз).

§ Аппликатура

В нотах каждый палец обозначается цифрой:

Большой палец - 1

Указательный - 2

Средний - 3

Безымянный - 4

Мизинец - 5

Способ расположения и целесообразный порядок чередования пальцев при игре называется аппликатурой.

 

Ансамбль

Метод ансамблевого обучения заслуживает особого внимания так как ученик с первых же уроков вовлекается в активное музицирование, получая возможность воспринимать всю полноту художественного образа музыкального произведения. Игра в ансамбле способствует не только развитию внутреннего слуха, но и вызывает у ребенка более устойчивый интерес к изучаемым произведениям. Игра в ансамбле хорошо развивает чувство ритма, гармонический слух, способствует лучшему изучению средств музыкальной выразительности.

 «Два кота»

Русская народная песня

«Осенняя песенка»

Д. Васильев - Буглой

Основные штрихи

Нон легато - звуки исполняются отдельно, штрих, при котором, длительности нот выдерживаются почти полностью. При игре, кисть и запястье должны быть подвижны, а вся рука от плеча до кончиков пальцев свободна.

Легато - звуки исполняются связно, плавно, певуче.

                 

Это достигается так: каждую следующую клавишу нажимают в тот момент, когда снимают палец с предыдущей.

       Стаккато - звуки исполняются отрывисто.

Стаккато достигается быстрым и легким ударом пальцев по клавише, звуки получаются короткими, четкими.

                 

§ Упражнения на штрихи:

Упражнение № 1

Упражнение № 2

Упражнение № 3

Упражнение № 4

 

«У кота»

Детская песенка


      У Кота - Воркота

Колыбелька золота.

У сына моего

Есть получше его.


«Золотистые купавушки»

Детская песенка


Баю-баюшки,

Край дубравушки,

Золотистые спят купавушки.

Огоньки - цветки

Гасит ноченька.

Засыпай и ты, наша доченька.


«Спите, куклы»

муз. Е.Тиличеевой

сл. Л. Дымовой

«Прозвенел звонок»

«Ой, звоны  звонят»

Украинская народная песня


Ой, звоны звонят,

Злого волка гонят.

По болотам и оврагам

Где никто не ходит.


«Зайчик»

Русская народная песня


Зайчик, ты зайчик,

     Коротеньки ножки.

На этих ножках

Красные сапожки


 

«Веселый чай»

муз. Г. Бойцовой

сл. Ю.Щербакова


Тида-рида-тида-да,

      Пляшет в чайнике вода.

Пляшет, пляшет через край,

Вот какой веселый чай.


Паузы

Пауза – это знак молчания.

Паузы, также как и ноты, различаются по длительностям.Соотношение нот и пауз по длительности:

«Черная курочка»

Детская песенка


Ко - ко, курочка,

Ко - ко, черная.

Ты на эту грядку

Не ходи, хохлатка.


 

«Чешская детская песенка»

Темп

Темп – это скорость исполнения музыки, обозначается в начале произведения.

Обозначение темпа на итальянском и русском языке

Медленные темпы:

Largo (лярго) - широко

Adagio (адажио) - медленно

Быстрые темпы

Allegro (аллегро) - скоро, быстро

Vivace (виваче) - живо

Умеренные темпы:

Andante (анданте) - умеренно, в характере обычного шага

Andantino (адантино) - не торопливо, не спеша

Moderato (модерато) - умеренно

Allegretto (аллегретто) - оживленно

Динамические оттенки:

или нюансы, связаны с характером музыкального произведения.

f (форте) - громко

mf (меццо форте) - умеренно громко

mp (меццо пиано) - умеренно тихо

p (пиано) - тихо

знак < - crescendo (крещендо) - усиление звука

знак > - diminuendo (диминуэндо) - постепенное ослабление звука

Освоение левой клавиатуры

§ Басовый ключ

                          

Основные басы левой клавиатуры звучат в пределах одной октавы.

 

§ Игра с поочередным вступлением рук

«Отбой»

 Пионерский сигнал

«Дождик»

Русская народная песня

                                               «Фанфары»                        А. Корнеа-Ионеску

§ Игра двумя руками с басами основного ряда

«Осень»

Русская народная песня

«Горн»

Е.Тиличеева

«Паровоз»                                                                                                                                          муз. З. Компанейцева                                                                                                                                                                                                                                                                         сл. О. Высотского


Паровоз, паровоз

Новенький, блестящий!

Он вагоны повез,

Будто настоящий


«Петрушка»

муз. В. Карасевой

сл. И. Френкель


Я Петрушка - молодец.

На макушке бубенец.

Выйду, выйду, попляшу,

Позабавлю, насмешу!


 

§ Басы основного ряда в аккомпанементе

«Медведь»

Г. Галынин

Аккомпанемент - это сопровождение мелодии, которую исполняют голосом или на музыкальном инструменте.

 

Игра двумя руками

         Игру двумя руками следует разучивать в такой последовательности:

1. Ученик играет аккомпанемент с названием нот и аккордов, затем с педагогом, который исполняет мелодию.

2. Ученик играет аккомпанемент и поет мелодию со словами вместе с педагогом.

3. Ученик играет мелодию с названием нот, потом с педагогом, который исполняет аккомпанемент.

4. Ученик играет двумя руками с помощью педагога, затем самостоятельно.

5. Выученные мелодии полезно играть по слуху от разных клавиш.

«Лиса»

Русская народная песня


Уж как шла лиса по травке,

Нашла азбуку в канавке.

Она села на пенек

И читала весь денек


 

«Дон - Дон»

Русская народная песня

Дон - Дон - Дон - Дон!

Загорелся Кошкин дом!

 

«Лепешки»

Украинская народная песня


Наберу мучицы,

Подолью водицы,

Для детей хороших

Намешу лепешек.


§ Мелодия с повторяющимися звуками:

«Маленькая Юлька»

Словацкая народная песенка

рус. текст Э. Александровой


Маленькая Юлька.

Ты у нас чистюлька.

Живо поднимайся

Мойся, одевайся.


 

 

«Поезд»

Румынская народная песня

 

Тру-ту-ту-ту, ту-ту-ту-ту,

                                Поезд мчится скорый,

                                Тру-ту-ту-ту, ту-ту-ту-ту,

                                За окошком горы.

 

«Боевая песенка»

                                                                                                            П. Вейс

 

«Этюд»

Л.Гаврилов                                                                                                                                

 «Пешеход»

Русская народная песня

«Лошадка»  

Детская песенка


Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.


 

«Как под горкой, под горой»

Русская народная песня

«Частушка»

Русская народная мелодия

Два медведя на поляне

Бутерброды ели.

Две блохи в одной повозке

Ехали и пели.

§ Нон легато

«Василек»

 Русская народная песня

«Воробей»                                                                                                                                

М.Раухвергер

 

«Дедушка»

Русская народная песня


 

Дедушка, дедушка,

Седая бородушка.

 

А седая борода

Да умная голова.


  

 «Ехал казак за Дунай»

Украинская народная песня

Трехдольный метр

В трехдольном размере пишутся песни и танцевальня музыка (вальсы, мазурки)

В 3-х дольном метре 1 доля - сильная

                   2 и 3 - слабая,

При игре выделяют сильную долю.

 

«Нинна - Нанна»

Итальянская народная песня

Нинна – нанна, спи моя крошка,

Пусть запляшут звезды в окошко.

 

«Котик»    

Детская песенка

сл. В. Жуковского


Котик мохнатый

По садику ходит.

А козлик рогатый

За котиком бродит.


«Маленький вальс»

В. Бухвостов

«Бабочка»

Детская песенка

 

Сочетание штрихов в мелодии

Сочетание различных штрихов в мелодии влияет на выразительность звучания.

 

§ Сочетание легато и стаккато в мелодии

Сочетание в партии правой руки легато и стаккато помогает лучше передать шутливый и игривый характер музыки. В партии левой руки - штрих стаккато.

 

«Про Петю»

Д. Кабалевский

 

«Елочка»

 Н.Бахутова

§ Акцент, легато и нон легато в мелодии

Ноту, над или под которой стоит акцент >, нужно сыграть с ударением, ярче других. Для этого энергично и глубоко нажать клавишу и одновременно сделать короткий рывок мехом.

 

«Топ - топ»

муз. М. Красева

сл. Н.Френкеля


Ходит Вова маленький,

Топает удаленький.

Топ-топ, топ-топ,

топ-топ, топ.


 

 

Список литературы

1. Судариков А. «Основы начального обучения игре на баяне» Методическое пособие. - М., 1978.

2. Заложнова Л. Юному аккордеонисту «До Ре Мишка». - Новосибирск, 2002.

3. Бойцова Г. «Юный аккордеонист», Часть1, - М., 2003.

Сборник пьес и упражнений

«НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА АККОРДЕОНЕ»

 

 

Автор:

Найбороденко Ольга Тимофеевна,

преподаватель отделения

народных инструментов

МОУ ДОД «ДШИ» с.Каргасок

по классу аккордеона.

С.Каргасок, 2009


Содержание:

1. Введение……………………………………………………………………….3                                                                                                           

2. Постановка инструмента, правила ведения меха…………………………..4

3. Донотный период…………………………………………………………….5                                                                                                                 

4. Изучение нотной грамоты…………………………………………………..7

5. Постановка рук………………………………………………………………..8                                                                                                                      

6. Понятие о метрическойпульсации сильных и слабых долей……………..8

7. Работа над песенным материалом………………………………………….11

§ Мелодии из 2-3 звуков……………………………………………….11

§ Мелодии из 4-5 звуков………………………………………………12

§ Ансамбль………………………………………………………………13                                                                                           

8. Основные штрихи……………………………………………………………14                                                                                                           

9.  Паузы………………………………………………………………………...17

10.  Темп …………………………………………………………………………18                                                                                                                          

11.  Динамические оттенки……………………………………………………..19                                                                                                 

12.  Освоение левой клавиатуры………………………………………………22

13.  Аккомпанемент с готовыми мажорными аккордами……………………25

14.  Игра двумя руками…………………………………………………………25                                                                                                       

15.  Исполнение штриха легато в мелодии, нон легато в аккомпанементе….31                                                      

16. Трехдольный метр…………………………………………………………...34                                                                                                        

17.  Минорные аккорды в аккомпанементе…………………………………....35

18.  Мажорные и минорные аккорды в аккомпанементе …………………….37                                                

19.  Восьмые ноты в аккомпанементе ……………………………………….38                                                                                                      

20.  Исполнение штриха легато в мелодии, стаккато в аккомпанементе……39                                                         

21.  Сочетание штрихов в мелодии ……………………………………………40                                                                                  

22.   Упражнения для формирования навыка перемещения руки при ирге на правой клавиатуре…………………………………………………………..42

23.  Список литературы…………………………………………………………46

Введение

Начальная стадия обучения игре на аккордеоне является наиболее важной и ответственной. Заложены на первых уроках основы музыкальных знаний и навыки игры на инструменте во многом определяют успехи дальнейшего музыкально-художественного развития учащихся. Поэтому роль педагога на начальном этапе обучения велика. Уже на первых уроках он должен ясно и доходчиво объяснить и показать ученику то, что составляет основу основ игры на аккордеоне: посадку, постановку инструмента, постановку рук и пальцев, аппликатурную систему, технику ведения меха, приемы звукоизвлечения. Научить ученика ежедневно заниматься на инструменте, т.е. тому, сколько и как надо заниматься, воспитать в нем добросовестное, вдумчивое и серьезное отношение к работе также входит в задачи педагога.

Материал данного пособия поможет начинающим педагогам целенаправленно, последовательно и разнообразно проводить работу с учениками в начальный период обучения. Строгое соблюдение принципов последовательности и доступности, конкретность постановки учебно-воспитательных задач, яркая образность содержания песен, пьес и звукотехнических заданий направлены на развития творческого воображения ученика и требуют от каждого педагога поиска увлекательных игровых форм проведения урока.

Главная цель данного пособия - посредством раскрытия тайн исполнительского искусства на аккордеоне помочь педагогам воспитать у учащихся любовь к музыке, к творчеству.

В данном пособии нашел отражение опыт работы разных педагогов, почерпнутый составителем при изучении научно-педагогической литературы, во время различных педагогических и методических объединений, посещений мастер-классов.   

 

Постановка инструмента. Правила ведения меха.

§ Посадка игры на аккордеоне должна быть устойчивой. Для занятий необходимо подобрать отвечающий  стул, следующим требованиям:

1. Стул должен быть устойчивым;

2. Сиденье должно быть полужесткое;

3. Высота стула подбирается в соответствии с физическими данными играющего;

4. Сиденье должно быть чуть выше уровня коленей ученика;

5. Сидеть следует примерно на половине сиденья.

6. Ноги, стоящие на полной ступне, немного расставлены и слегка выдвинуты вперед.

В процессе игры ноги, как и все тело исполнителя, могут менять свое положение в определенных пределах, не нарушающих устойчивость и комфортность играющего. Установка аккордеона зависит от физических данных учащегося. Она может изменяться с его ростом, улучшая:

- контакт исполнителя с аккордеоном;

- устойчивость инструмента;

- комфортность;

- свободу и готовность рук к выполнению разнообразных игровых движений.

§ Регулировка ремней.

Длина плечевых ремней должна быть разной левый - короче правого. Гиф клавиатуры упирается в бедро правой ноги, а часть правого корпуса и сомкнутый мех стоит на бедре левой.

Хорошо отрегулированные ремни обеспечивают устойчивость инструмента и не закрепощают дыхание исполнителя.

§ Основные правила ведения меха

Одна из основных задач обучения игре на аккордеоне - научиться правильно вести мех, ведь без него аккордеон был бы беззвучен.

1. Перед игрой необходимо проверить натяжение левого ремня и длину плечевых ремней.

2. Приведя мех в движение, нельзя раскачиваться, передвигать ноги и колени, перемещать инструмент из стороны в сторону. Плечи должны быть в естественном положении: недопустимо поднимать или опускать их.

3. Не следует раздвигать мех слишком широко. Для начинающих удобна частая смена меха.

4. Неверным является сжатие меха до предела - от этого теряется качество звука, поэтому перед началом игры необходим запас меха.

5. На начальном этапе обучения смену движения меха следует делать после снятия пальцев с клавишей.

6. В процессе обучения важно научиться сознательно и грамотно определенные моменты смены направления меха, но для начинающих в нотном тексте проставляются соответствующие знаки.

7. Изменение силы звучания зависят от способов и скорости ведения меха.

Донотный период обучения

«Ветер» - нажав на воздушный клапан, ученик раздвигает и сдвигает мех - получается звук, напоминающий шум ветра. «Ветер» может быть сильным или слабым, в зависимости от того с какой силой мех приводится в движение.

Здесь уместен рассказ о зимней природе, например по сюжету фильма «Снежная королева». Для более ясного представления о характере задания педагогу необходимо исполнить это упражнение на инструменте. Чем ярче рассказ и иллюстрация, тем устойчивее интерес ученика, тем больше простор для его художественного воображения.

«Мое имя» - раздвигая мех и одновременно нажимая 3-м пальцем правой руки клавишу Соль, ученик поет по слогам свое имя. Например, Коля. Первый слог приходится на разжим меха, второй - на сжим. Можно сыграть и спеть свое имя дважды: на разжим и сжим меха.

                  V Ко - ля Г Ко - ля

Знак V или Р - обозначает разжим меха.

Знак  Г или С - сжим меха.

Также свое имя можно сыграть на левой клавиатуре, нажимая 3-м пальцем клавишу «До».

«Игра в жмурки». Игра проводится следующим образом. Ученику указываются две определенные клавиши на правой клавиатуре аккордеона. Педагог на своем инструменте извлекает один из этих звуков и предлагает ученику найти его у себя. Когда ученик освоится с правилами игры и будет легко справляться с первым заданием, он должен находить любой заданный звук по памяти, предварительно пропевая его. Таким образом, педагог развивает музыкальную память ученика, музыкальный слух.

«Играем вместе» - исполняя свою партию, ученик меняет направление движения меха через ноту.

№2

Опыт работы показывает, что первые уроки следует посвятить так же  изучению нотной грамоты.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.1 (0.215 с.)