В атмосфере всеобщего страха 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В атмосфере всеобщего страха



Актуальность

Актуальность данной темы изучение истории прошлого, интересы читателя, а также испровление ошибок прошлого. Без тех эксперементов, которые применялись врачами ранее, мы бы не имели то что у нас есть сейчас. Так чито актуальность данной темы несёт: позновательный характер.

Цели и задачи проэкта

· Узнать их историю, а так же их появление в мире

· Зачем они были нужны

· Как они лечили поцеентов

· На какие виды разделялись

· И какие события зостали чумные доктора при эпедемиях

 

Методы работы над проектом

· Сбор иформации различными путями, буть то: Интернет ресурсами, то различными книгами, газетами и так далее.

· Анализ текста

· Обсуждение с каллективом

· Наблюдение и составление выводов

·  Ну и подведение итогов

 

            Теоритическая часть

               История появление чумных докторов

С началом пандемии «Чёрной смерти» начались и попытки медиков противостоять опасному заболеванию, однако до поры неких специализированных «чумных докторов» не существовало. Считается, что прецедент найма докторов специально для врачевания чумы создал Папа Римский Климент VI, пригласивший в 1348 году нескольких докторов для лечения поражённых «чёрной смертью» жителей Авиньона. После этого примеру Папы начали следовать сюзерены или городские советы страдавших от чумы крупных городов, и на последующие четыре столетия чумные доктора стали неотъемлемой частью жизни Европы.

Довольно быстро врачеватели чумы заняли особое место в обществе того времени. Экономический ущерб от пандемии был налицо, наравне с прямой угрозой жизни не только простому населению, но и власть имущим. Кроме того, доктора, видимо, всё же смогли добиться некоторых успехов или хотя бы видимости таковых. Как бы то ни было, чумные доктора вскоре стали рассматриваться как весьма ценные специалисты, и во многих городах получили дополнительные привилегии — к примеру, разрешение вскрывать трупы умерших от чумы. Кроме того, чумные доктора весьма высоко оплачивались. Известно, что в том же 1348 году итальянский город Орвието нанял чумного доктора Маттео Анджело с годовым жалованием в 200 флоринов, что в 4 раза превышало годовой гонорар обычного доктора. В 1645 году месячное жалование чумного доктора города Эдинбурга Джорджа Рэя составляло 110 шотландских фунтов, в то время, как первоначально городской совет планировал нанять его лишь за 40 шотландских фунтов в месяц. Ещё одной наглядной иллюстрацией высокой ценности чумных докторов является эпизод, имевший место в 1650 году в Испании, когда Барселона послала двух докторов в поражённый чумой город Тортоса. В пути докторов захватили бандиты, и Барселона была вынуждена заплатить немалый выкуп за их освобождение

 

Во времена Позднего Средневековья Европа столкнулась не только с бурным ростом городов и поселений, но и с эпидемиями. В середине XIV века бубонная чума, или Черная Смерть, по разным данным, унесла жизни от 30% до 60% европейцев.

Это была опустошительная, но далеко не единственная вспышка болезни. Чума неоднократно возвращалась в Европу, кроме того, свирепствовали и другие инфекции: сыпной тиф, туберкулез, оспа, холера, грипп и дизентерия. Сильнее других страдали крупные города, особенно портовые. Во-первых, распространению заразы способствовали торговые пути и частые конфликты, сопряженные с военными походами. Во-вторых, города становились рассадником болезни из-за антисанитарных условий и высокой плотности населения. Большая часть горожан элементарно не имела доступа к чистой воде.

В качестве ответной меры в городах появились муниципальные отделы здравоохранения. Ну, или хотя бы их прообразы. Одними из первых подобные учреждения появились в Милане и Венеции. Основная задача средневековых чиновников состояла в том, чтобы вовремя засечь очаг эпидемии и не допустить ее распространения. Как правило, все сводилось к карантину. Людям, больным и здоровым, запрещалось покидать территорию до тех пор, пока болезнь не выдохнется сама по себе, убив всех, кого сможет убить. Той же цели служили и средневековые госпитали: там не лечили зараженных и не проводили никаких исследований. Больных кидали туда, как в тюрьму, как в карцер.

Очень скоро выяснилось, что карантин не является достаточно эффективным средством. Предположим, стражники пресекали перемещение горожан, но остановить, скажем, блох или крыс, они не могли. Вдобавок отделы здравоохранения, как и положено бюрократическим органам, часто конфликтовали с другими структурами. Иногда священники требовали допустить прихожан в церкви, не взирая на карантин. Влиятельные торговцы делали все, чтобы восстановить поток товаров. А представители преступного мира и дна общества, бродяги, проститутки, контрабандисты и воры, чаще всего демонстративно игнорировали постановления властей.

Однако, городские советы по здравоохранению принесли неожиданную пользу. Они заложили основы той системы социальной медицины, которую мы знаем в наши дни.

Тут-то и появляются знаменитые чумные доктора. Чиновники нанимали их на деньги города для того, чтобы остановить продвижение эпидемий. Они должны были помогать всем жителям города, и богатым, и бедным. Первые упоминания об этой практике встречаются в Италии и Франции, затем службу городских врачей создают и другие страны.

Город заключал с чумным доктором крайне выгодный контракт. К примеру, в Италии претендент, в среднем, получал ежемесячное жалование в 30 флоринов. Чтобы вы понимали масштаб цен: квалифицированный рабочий того времени зарабатывал 60 флоринов в год, лектор в университете — 200 флоринов в год, а мэр крупного города — 540 флоринов в год. Также новоявленному чумному доктору выдавали приличный дом, а самое главное — гражданство и возможность открыть прибыльную практику. Если он не умрет и не сбежит, конечно же. Опять же, никто не мешал докторам слегка подхалтуривать и завышать затраты на лекарства или число жертв, нуждающихся в лечении. Кто в своем уме будет ходить и перепроверять за ним?

Таким образом, вакансия привлекала не только студентов и начинающих хирургов, но и шарлатанов. Не существовало четких критериев отбора соискателей, как и не было возможности протестировать их уровень знаний. Дошло до того, что однажды чумным доктором устроился торговец фруктами.

Чумные доктора, по сути, были единственными, кто обладал правом производить вскрытие умерших. В те времена палачи имели гораздо лучшее представление об анатомии, чем многие профессора медицины, поскольку последним было запрещено проводить эксперименты над телами по причине религиозных запретов и своеобразной медицинской этики. Чумные доктора получили эту привилегию, поскольку слишком многое зависело от точности и скорости при диагностике чумы.

Сегодня эти подробности мало кому известны, зато каждый без проблем представит себе внешний вид чумного доктора. Зловещие черные фигуры в балахонах с причудливыми, пугающими масками в форме клюва ворона, — очень яркий и необычный образ, растиражированный в аниме, комиксах и компьютерных играх. У многих он ассоциируется со смертью. Разумеется, в Средние Века его боялись гораздо сильнее, но и в наши дни чумной доктор прекрасно впишется в роль одержимого садиста и маньяка в каком-нибудь триллере.

Следует заметить, что такой костюм появился не сразу. Автором каноничного варианта признан Шарль де Лорм, который в 1619 году предложил основательно переделанную модификацию кожаного доспеха лёгкой пехоты. Плащ, брюки, перчатки, ботинки и шляпу следовало делать из вощеной кожи. Маска же являлась примитивным противогазом. В клюве были зашиты пахучие целебные травы и вещества (амбра, листья мяты, стиракс, мирра, ладан, лепестки роз, камфора, гвоздика и просто солома). Там же имелись два вентиляционных отверстия, похожих на ноздри. Глаза скрывались за стеклянными вставками. С собой чумные доктора носили трость, чтобы отгонять излишне назойливых больных и указывать мортусам, как лучше перетаскивать трупы.

По меркам того времени, этот костюм имел вполне очевидную практическую пользу. В Средние Века господствующим медицинским учением была теория миазмов (и, будем честны, во многих странах, включая царскую Россию, она в том или ином виде продержалась едва ли не до начала двадцатого века). Миазм — зараженный воздух, моровое поветрие, гниль. Интуитивно верная догадка, но без знания о вирусах и микроорганизмах сравнительно бесполезная. Таким образом, костюм чумного доктора должен был защитить владельца от контагия (источника болезни), будь он в воздухе или на поверхности тел и предметов.

Сильно ли чумные доктора помогли в борьбе с эпидемиями? Не особо. Большинство из них сами прибегали к испытанному методу «Cito, longe fugeas et tarde redeas». «Уходи быстро, далеко и долго не возвращайся» — это напутствие было единственным, что могли предложить врачи, бессильные перед чумой. Во время самой первой эпидемии в Венеции пять докторов заразились и умерли, двенадцать пропали без вести, вероятнее всего, сбежали, а выжил всего один.

Городские врачи сами являлись разносчиками болезней. В те времена не существовало обязательной дезинфекции инструментов, а лекари-самоучки всем подряд назначали кровопускание. Они же разносили микробы из дома в дом на поверхности своей одежды.

Даже если отдельные специалисты делали важные заметки о чуме, находясь в гуще событий, то этого все равно было недостаточно, чтобы повлиять на консервативное медицинское сообщество и господствующие стереотипы.

Характерно, что городские врачи поспособствовали возникновению и внедрению этических кодексов. Известные доктора наставляли своих коллег сохранять бодрость духа, смелость, призывали к бескорыстному и самоотверженному служению, а заодно объясняли, как правильно вести себя с пациентами из разных сословий. После нескольких сотен лет непрестанных эпидемий доктора, аптекари и хирурги стали элитой общества. Врачебная стезя считалась одной из самых престижных и денежных. Медицину преподавали в университетах наравне с правом, богословием и философией. Вот почему венецианский театр масок ввел чумного доктора в качестве одного из постоянных персонажей — Medico della Peste -, которого постоянно высмеивали за хвастовство, глупость, старомодность и невнятные, по десять раз исковерканные латинские цитаты. Впрочем, с тем же успехом Доктор во многих постановках был доктором права.

Тем не менее, институт городских врачей был важен и необходим для создания централизованной системы здравоохранения в масштабах многолюдного города. Бессильные перед эпидемиями, доктора многое сделали для повышения уровня жизни и распространения базовых принципов гигиены. Среди известных чумных докторов — Парацельс, внесший заметный вклад в формирование фармакологии, Ги де Шолиак, создавший фундаментальные работы, посвященные хирургии — Chirurgia Magna — и чуме — Tractatus de peste -, и даже Нострадамус, резко выступавший против практики кровопускания.

Во время очередной эпидемии чумы, бушевавшей на территории Восточной Пруссии в 1709–1710 годах, умерло 235257 человек. Пандемия этого острого природно-очагового инфекционного заболевания явилась крупнейшей катастрофой и для многих регионов Центральной и Восточной Европы. Остановить чуму удалось с большим трудом.

Шляпа и «клюв-респиратор»

 

Всеобщую атмосферу ужаса дополняли «чумные доктора» и проповедники, носившие одежду черного цвета. Служащие по борьбе с чумой жили отдельно от здоровых людей, и во время выхода на улицы пугали окружающих. Если идет «чумной доктор», значит где-то рядом с ним бродит смерть.

Основными элементами облачения «чумного доктора» являлись – широкополая шляпа, длинный плащ, кожаные перчатки и маска в виде клюва птицы.

Несмотря на сочетание предрассудков и некую театральность, в костюме «чумного доктора» была доля здравого смысла с точки зрения защиты от инфекции.

Как оказалось, «клюв» маски выполнял роль примитивного респиратора. Внутри этого устрашающего элемента находились специальные травы, уксусные растворы и масла фильтрующие поступающий внутрь маски воздух, а также маскирующие запах разлагающихся тел. Глаза человека, защищали вмонтированные в маску линзы.

Разгул преступности

В своих руках «чумные доктора» носили трости, которыми переворачивали лежащие тела людей, проверяя жив ли больной. Иногда, трость служила средством самообороны.

Как никак, во время эпидемии чумы происходило множество дерзких грабежей, убийств и разбойных нападений.

Вот как описывает те ужасные события Фриц Гаузе в своей книге «Кёнигсберг в Пруссии: история одного европейского города»: «Несмотря на значительные сборы, пожертвования, меры по обеспечению бедных питанием и заботу о сиротах, росла нищета. Продовольствия поступало мало, в то время как толпы голодающих, которых чума гнала сюда из деревень, заполняли город. Цены росли, мораль падала, не столь строгими стали порядки. Всякий сброд проникал в заражённые и заколоченные дома, грабя их и разнося чуму дальше.

Патрули из числа населения день и ночь прочёсывали улицы. Суды назначали суровые наказания. Все три чумных дома были плохо оборудованы и переполнены. Чумные врачи работали без устали, четверо из них стали жертвами своей профессии. С десяти часов вечера до часа ночи никто, кроме сторожей, не имел права появляться на улице. В эти часы чумные носильщики подбирали мёртвых и грузили их на обвешанные колокольчиками телеги. На чумном кладбище вблизи пруда Купфертайх (сейчас это Ялтинский пруд- прим. ред.) их хоронили в общих могилах. Чумные проповедники произносили короткие молитвы, а траурная процессия состояла только из уставших, отупелых чумных носильщиков».

«Лечебные» жабы и кровопускание

Для защиты одежды и открытых участков тела, «чумные доктора» использовали специальный состав с добавлением чеснока, которым тщательно натирались перед каждым выходом «на работу». Кроме того, чеснок носили всегда с собой, и постоянно его употребляли.

Собственно говоря, работа «чумного врача» была не столь врачующей, в нашем современном понимании.

Лечили больных чумой разными методиками. Использовалось кровопускание, либо вскрытие достигшей созревания бубоны. Хирургические операции проводились с использованием скальпеля, который постоянно носили с собой «чумные доктора».

В качестве лечения применяли мочу, потогонные средства и другие неэффективные «препараты».

А ещё, помещали жаб и лягушек на чумные бубоны для «урегулирования важных жизненных соков». Причем, все лечебные процедуры и операции проводилась в совершенно антисанитарных условиях.

 

 

Кроме высокооплачиваемых докторов, на «чумной передовой» работали служащие чумных домов, чумные носильщики, доставлявшие трупы на кладбища, и чумные писари, описывавшие наследство. Работы у них было достаточно.

В наши дни, образ чумного доктора с длинным «клювом» встречается довольно часто - в литературе, кино, компьютерных играх и даже на улицах Калининграда.

Учитывая общий уровень развития медицины в Средние века, чумные доктора практически не располагали сколько-нибудь эффективными методами лечения чумы. По сути, их действия сводились главным образом к вырезанию и/или прижиганию чумных бубонов. Некоторые доктора практиковали и другие меры — такие, как помещение лягушек или пиявок на бубоны, с тем, чтобы «сбалансировать соки нормальной жизни», а также такие популярные в то время методы, как кровопускание. Ситуация также осложнялась тем, что врачеватели чумы не могли взаимодействовать с широкой общественностью из-за характера их деятельности и возможности распространения заболевания; нередко их самих помещали на карантин. С наступлением эпохи ренессанса ситуация несколько улучшилась, хотя и не столько в плане появления эффективных методов лечения, сколько в отказе от ряда откровенно бесполезных практик. В частности, советы Мишеля де Нотрдама (Нострадамуса), практиковавшего в том числе в качестве врачевателя чумы и изложившего свои рекомендации в «Трактате о приготовлении варений», сводились к быстрому удалению тел умерших от чумы, обеспечению больных свежим воздухом и качественной пищей, обильному употреблению чистой воды, а также применению внутрь настоя из розовых лепестков; при этом Нострадамус категорически не рекомендовал применять кровопускание

Почему костюм чумного доктора - предтеча современного защитного костюма Hazmat (комбинезона для работы с опасными веществами).

72

16 480 просмотров

Маску чумного доктора называют одной из самых пугающих в истории человечества​

Есть много досадных заблуждений, связанных с костюмом чумного доктора. Одно из них состоит в том, что его носили в Средние века. Другое – то, что костюм должен был «отпугивать» болезнь. И еще одно – что костюм был совершенно неэффективным.

Как работал костюм?

  • Жесткая вощеная кожа снаружи костюма чумного доктора частично защищала доктора от блох. Нижняя часть пальто была открыта, что открывало блохам доступ к телу. Но под пальто врачи также надевали кожаные сапоги и леггинсы из вощеной ткани, которые должны были защитить от блох.
  • Клюв, полный трав, вряд ли мог помешать доктору вдохнуть бактерии Yersinia pestis. Тем не менее, клюв уменьшал количество воздуха, который человек вдыхал из окружающей среды, тем самым немного снижая его шансы вдохнуть зараженную влагу.
  • Прут обеспечивал врачу большую защиту, позволяя ему осматривать пациента, не подходя слишком близко. Пациенты, конечно, могли кашлять на него даже на расстоянии, и для него было бы безопаснее, если бы он держался еще дальше.

 

​Современная реконструкция того, как, вероятно, выглядел чумной доктор в 17 веке. Иллюстрация основана как на современных изображениях чумных докторов, так и на основе сохранившихся масок.

Вероятность того, что доктор подхватит чуму, снимая костюм, была не очень велика: бактерии этой болезни не могут долго существовать вне организма хозяина. Бактерия чумы может быть мгновенно уничтожена солнечным светом или простым высыханием. Поэтому к тому времени, когда доктор раздевался, любые бактерии чумы уже должны были умереть. Тем не менее, при хорошем раскладе, доктора должны были, по крайней мере, получать новый прут для обследования других пациентов.

 

Крупнейшие эпидемии чумы

Император Юстиниан Великий, почти восстановивший былое могущество Рима, был остановлен посередине рывка. Страна опустела, население сократилось в разы. Считается, что пандемия чумы убила от 30 до 40 % всего человечества.

До сих пор, наверное, человечество не переносило ничего ужаснее, чем чудовищная пандемия, вошедшая в историю, как «Юстинианова чума». Конечно, в человеческой истории были грозные эпидемии оспы, холеры чумы, но никогда до того они не были столь обширными и истребительными для людей.

История знает и «Фукидидову чуму», чуму «Сиракузскую», «Афинскую», известно и о том, что от этой болезни скончался «Отец демократии» Перикл. Из дошедших до нас писаний греческого врача Руфуса Эфесянина, жившего во времена римского императора с вирусным именем Траян, также известно об эпидемиях, прокатывавшихся по Египту, Сирии, Ливии... Но все это не идет ни в какое сравнение с «Юстиниановой чумой». Масштабы совершенно несопоставимые, а количество жертв пандемии составляет по различным источникам от 125 до 150 миллионов человек.

Конечно, все знают о привычке средневековых и в особенности византийских хронистов значительно преувеличивать масштабы описываемых ими событий, поскольку чем описание значительнее, тем, как считалось тогда, громче прозвучит слава историографов. Тем более что большинство историков раннего средневековья были лицами духовными, весьма склонными к экзальтации. Но тем не менее даже современные специалисты оценивают минимальное количество жертв в 80-90 000 000 человек.

Эта роковая болезнь приехала в Ливию и Египет из Эфиопии с купеческими караванами в шерсти величавых «кораблей пустыни» и сошла вместе с крысами с палуб гигантских византийских зерновозов, грузивших в трюмы аж до 800-1000 тонн зерна. Чума, словно асфальтовый каток, прокатилась по всему цивилизованному миру и совершенно перекроила политические карты.

Император Юстиниан Великий, почти восстановивший былое могущество Рима и овладевший почти всеми старыми римскими землями в Европе, Азии, Африке, был остановлен посередине рывка. Его несокрушимые легионы, ведомые непобедимыми военачальниками Нарзесом и Велизарием, были вынуждены остановиться и повернуть назад. Закрепиться в отвоеванных областях не получилось. Страна опустела, население сократилось в разы. Считается, что пандемия убила от 30 до 40 % всего человечества. Во время пика болезни в Константинополе погибало по 5000 человек в сутки (согласно византийским источникам - вдвое больше).

Внутренние области Аравии практически не пострадали, население там продолжало расти, тем более что византийцы, стремясь воссоздать единый Рим, разгромили находившееся на территории современного Йемена государство, жители которого исповедали иудаизм, облегчив тем самым усилия арабов. А когда на границах Восточной Римской Империи появились свирепые армии ислама, ослабленный и обезлюдевший Второй Рим не сумел удержать завоевателей. Потребовалось намного более трёхсот лет, все воинское искусство грозного Никифора Фоки, коварного Иоанна Цимисхия и жестокого Василия Болгаробойцы, а также русские и варяжские дружины, посланные Св. Владимиром ему в помощь, чтобы хоть немного оттеснить от Европы мусульман.

Рухнули ослабленные болезнью государства ост и вестготов. Остатки римско-британского владычества были сметены агрессией англосаксонских племен. Пострадал и обезлюдил Уэльс. Валлийцам пришлось схоронить не только своего короля, но и нескольких крупных вождей и епископа. Умоляя Господа избавить человечество от бедствия, погиб от болезни Римский Папа Пелагий Второй.

Святой Себастьян молится за жертв Юстиниановой чумы. Картина конца XV века

 

Всё дело Юстиниана, положившего массу сил, чтобы возродить античность в несколько ином, христианском, виде, рухнуло и развалилось. Орды диковатых лангобардов штурмовали Равенну, атаковали Рим, вымогали у пап выкупы. Легионы Юстиниана и Маврикия рубились с бесчисленными полчищами персов.

По мнению многих историков, наступление Темных Веков и превращение Восточно-Римской империи в феодальное государство, замена латинского приоритета греческим и многие другие изменения –есть следствия Юстиниановой чумы.

В основание единой христианской церкви был вбит клин. Отчаявшиеся люди принимались метаться в поисках спасения, увеличивая ранее не самые многочисленные секты и еретические течения донатистов и несториан, ариан и павликан, манихеев и монофизитов. Это было время жесткого противостояния единой тогда ещё Христианской Церкви и многочисленных сектантских общин. Пришлось даже собирать Пятый Вселенский Собор, осудивший ересь.

Очень и очень многие исторические события, явились последствиями чумы, либо следствиями этих последствий. Одно шло за другим, но в корне всего была чума. Деревни стояли пустыми, а города были похожими на мясобойню. Трупы, источая отвратительные миазмы и густой смрад, грудами лежали прямо на улицах, точно после жаркого сражения. Хоронить и вывозить их не успевали. Над телами жужжали мириады мух, скопища крыс пожирали останки в опустевших домах. Обожравшиеся волки и птицы-падальщики не могли бегать, а другие летать.

Известно, что сам император Юстиниан переболел чумой, а некоторые источники указывают на то, что причиной его смерти было вторичное заражение. Ученые не исключают, что гигантская пандемия могла включать в себя не только чуму, но и еще многие эпидемические заболевания, так как источники информации чрезвычайно скудны и очень многое не дошло до нас, а то, что сохранила история, во многом переврано более поздними переписчиками и толкователями.

Медицина была бессильна. Единственное средство, которое применяли врачи раннего средневековья, - вырезание или прижигание бубонов каленым железом. От чумы это вылечить не могло. Конечно же, многочисленные лекари пытались приготовить по своему обыкновению различные зелья, бальзамы, тинктуры и декокты из самых разных, зачастую весьма экзотичных ингредиентов: лягушек и ящериц, сока мандрагоры, имбиря, квасцов, «куропаточьей травы», семян белены, опия и шафрана.

Интересно, что одним из действенных лекарств считалась повязка, а у богачей - накидка, пошитая из той части шкуры козлов-производителей, что находится поблизости от гениталий и желёз. Считалось, что отвратительный запах мерзкого животного, надежно отпугивает блох - главных переносчиков болезни. Ценность такой накидки возрастала по экспоненте, в зависимости от силы вони. Наиболее ценным считался немолодой, а лучше пожилой козёл, неспособный к размножению. В этом случае запах еще злее. Но такое животное бесполезно и поэтому чрезвычайно редкое. Хотя от заражения чумой не помогает даже самый «душной» козёл. Согласно свидетельству историков шестого века, один такой зверь был продан в Антиохии за 15 золотых римских солидов, что является поистине огромной суммой.

Простой же народ пользовался пахучими травами, чесноком, базиликом, персидской ромашкой. Те, кто побогаче окуривались ладаном и мускусом. Лекари пытались лечить клизмами и рвотными средствами, выпускали кровь. Все это скорее помогало больным отправиться на тот свет, чем исцелиться. Шарлатаны стремились нажиться. Оттого существовало столько неимоверных и фантастических рецептов, содержащих, к примеру, рыбьи чешуйки и кожу с головы гадюки, шерсть кота, печень черных дроздов и вяленую летучую мышь. Особой любовью пользовался рог мифического зверя - единорога (не путать с носорогом), считавшийся чуть ли не панацеей.

Участь всех этих лекарей, травников и шарлатанов была незавидна: почти все они, общаясь с большим количеством больных, заразились и погибли от чумы. Такая же участь постигла и многих священников. Даже великий медик античности, гениальный врач Александр Тралесский, провозгласивший своим девизом слова: «Медик обязан открывать для пользы человечества все, что признаёт верным на основании опыта» -тоже не смог уберечься от страшной болезни. Приглашенный папой Григорием Великим (Двоесловом) на должность главного врача-архиатра Рима, автор знаменитых «12 трактатов о внутренних болезнях и их лечении», переведенных на все известные языки мира, известный всей империи, прозванный в народе «Целитель», заразился от своего пациента и умер в муках. Не помогли ни молебны, отслуженные Папой, ни присланные его братом Анфимием, строителем и архитектором знаменитого храма Св. Софии в Константинополе, порошки из драгоценных камней, приготовленные их отцом, также знаменитым врачом.

Кстати Папа Григорий Великий, по известному преданию, был первым увидевшим и указавшим всем на Архистратига Архангела Михаила над куполом гробницы императора Адриана, вкладывающего в ножны свой пылающий меч в знак того, что Господь прекращает казнь и останавливает чуму.

От чумы в те времена единственным спасением было только одно средство - немедленное бегство в незараженные «моровым поветрием» области и края. Иначе - почти гарантированная гибель в 95% случаев заражения. Изоляция и карантин - меры вполне себе простые и действенные отчего-то не работали, либо не соблюдались в достаточной мере. Как известно, переносчиками и авторами чумы являются блохи, живущие в шерсти крыс, мышей, сусликов, тушканчиков, сурков, песчанок, леммингов и пеструшек. Из домашних животных, таковыми являются также коты и верблюды. Пораженные блохи из-за вызываемого бактериями распухания пищевода не могут заглатывать кровь и вынуждены отрыгивать большую её часть. Оттого они кусают свои жертвы в 10 раз чаще, чем здоровые насекомые. В результате, заразиться чумой было невероятно просто.

Чума - один из чемпионов по смертоносности и заразительности. При общей скученности людей в средневековых городах, частых массовых сборищах, шествиях и процессиях, сопровождающих различные церемонии и царящей в то время антисанитарии, это было совершенно обыкновенно. Тем более что массы населения были почти всегда ослабленными и очень часто голодали, страдая авитаминозом и отсутствием всего самого необходимого. Современные раскопки и реконструкции указывают и на то, что даже представители знати (изучались черепа правителей франков из династии Меровингов) часто недоедали и, судя по захоронениям, смертность была очень высока, особенно детская.

Кстати, очень интересно, что кровохарканья, признака легочной чумы, в источниках не описано, только признаки бубонной чумы, сильно разбавленные совсем уж необыкновенными симптомами неизвестных современной науке эпидемических болезней, описание которых на совести тогдашних историографов. И это на фоне жуткой чумной истерии, массового невроза, вызванного ужасом неминуемой смерти в нечеловеческих муках, ежедневно и зримо подтверждаемых опытом любого человека.

Вообще каждая следующая пандемия как бы опережает предыдущую в своей грозной опасности - это в течение столетий было обнаружено немалым числом медиков. Болезнь изменялась, бактерии мутировали, становились опаснее. По наблюдениям хрониста шестого века болезнь делала перерыв каждые 15 лет, возвращаясь через 2-3 года опять. И так четырежды.

Прокопий Кесарийский писал в своей «Истории Рима»:«...От чумы не было человеку спасения, где бы он ни жил - ни на острове, ни в пещере, ни на вершине горы… Много домов опустело, и случалось, что многие умершие, за неимением родственников или слуг, лежали по нескольку дней несожжёнными. В это время мало кого можно было застать за работой. Большинство людей, которых можно было встретить на улице, были те, кто относил трупы. Вся торговля замерла, все ремесленники бросили своё ремесло…»

Есть свидетельство и другого византийского историка, Евагрия Схоластика, автора «Истории церкви», едва не погибшего от этой болезни: «...Язва эта обнаруживалась различными болезнями: у некоторых она начиналась с головы, причем глаза наливались кровью, лицо опухало, потом переходила к горлу и, охватив его, лишала человека жизни; у других открывался понос; у третьих обнаруживалась опухоль в паху, а за тем – необыкновенная горячка, и они на другой или на третий день умирали, вовсе не сознавая себя больными и чувствуя крепость в теле; иные впадали в помешательство и в этом состоянии испускали дух; иногда вскакивали на теле и поражали людей смертью чёрные язвеные чирьи; некоторые, подвергшись язве однажды или дважды и оправившись от неё, после опять подвергались ей и умирали. Способы заимствования болезни были столь разнообразны, что их и не сочтёшь: одни гибли от того только, что обращались и ели вместе с больными; другие – от одного прикосновения к ним; иные – побывав только в доме, а те – на площади; некоторые, убежав из заражённых болезнью городов, сами оставались невредимы, зато приносили с собой болезнь здоровым; а были и такие, которые при всём том, что жили с больными и прикасались не только к заражённым, но и к умершим, оставались совершенно свободными от болезни; иные же, лишившись всех своих детей или домашних, хотя и желали умереть и нарочно обращались с больными, однако не подвергались заразе, так как бы она действовала наперекор их желанию. Эта язва, как сказано, продолжает свирепствовать до сего времени 52 года, и превзошла все прежде бывшие язвы. Между тем Филострат удивляется и тому, что в его время язва длилась 15 лет…»

Еще в конце 20-х годов профессор Чижевский, известный советский гелиолог и врач, изобретатель знаменитой лампы, высказал гениальную догадку, указывающую на связь глобальных изменений климата и возникновения эпидемий. Действительно, вирусы и бактерии весьма чувствительны к изменениям температуры, влажности, уровня инсоляции и прочее. Достаточно особо крупного извержения вулкана с выбросом тысяч тонн мелкодисперсной вулканической пыли и сажи, нескольких тысяч кубических километров сернистого ангидрида и результат налицо. Это к тому, что накануне Юстиниановой чумы извержение вулкана Илопанго в Центральной Америке вызвало резкое похолодание в Северном полушарии.


Чума очень быстро распространяется и относится к особо опасным инфекциям, однако в наши дни она не столь страшна, так как эффективно лечится антибиотиками.

 

      Чёрная смерть

Чёрная смерть (или Чёрный мор от лат. Atra mors) — вторая в истории пандемия чумы, пик которой пришёлся на 1346—1353 годы, а повторные вспышки продолжались вплоть до XIX века. Жертвами болезни стали десятки миллионов людей: по разным оценкам, от болезни погибло от 30 % до 60 % населения Европы.

По всей вероятности, пандемия началась в Центральной или Восточной Азии. В Европу, по всей вероятности, чума пришла с северного побережья Каспийского моря, откуда болезнь распространилась на большую часть Евразии и Северной Африки[6].

Инфекционным агентом была чумная палочка Yersinia pestis, что подтвердили генетические исследования останков жертв пандемии; тем не менее некоторые исследователи выдвигают альтернативные теории о природе чёрной смерти[].

Неэффективность средневековой медицины и религиозных институтов в борьбе с чумой способствовали возрождению языческих культов и суеверий, гонениям на потенциальных «отравителей» и «распространителей чумного яда», а также всплеску религиозного фанатизма и религиозной нетерпимости. Чёрная смерть оставила колоссальный след в истории Европы, наложив отпечаток на экономику, психологию, культуру и даже генетический состав населения

Названия

Большинство европейских современников описывало болезнь словом pestilentia (с лат. — «эпидемия») и его производными, иногда в сочетании с эпитетом «великая»; в некоторых языках использовались выражения «великая» или «внезапная смерть»[8]. В русских летописях бубонную форму заболевания называют «мором железою», а лёгочную — «мором каркотою».

Выражение «чёрная смерть» (лат. atra mors) изначально использовалось в переносном значении и не связывалось с симптомами чумы[9][8][10]. Впервые чумная эпидемия описывается так в трагедии Сенеки «Эдип»[11][K 1]. В отношении эпидемии XIV века выражение «чёрная смерть» (лат. mors nigra) впервые встречается в опубликованном в 1350 году стихотворении парижского астролога Симона Ковинского.[8][12] Венецианский поэт Джакомо Руффини, описывая вспышку чумы 1556 года, называет её «чёрной болезнью, чудовищем тьмы» (лат. atra lues, Monstra nigrantis).[13] Кардинал Фрэнсис Гаске в 1908 году выдвинул предположение, что название «чёрная смерть» закрепилось за эпидемией XIV века с подачи нидерландского историка Иоганна Понтана[en], утверждавшего в 1631 году, что её «из-за симптомов называли atra mors».[10][14][15] Тем не менее, широкое распространение это название получило только в XIX веке, поскольку оно использовалось в популярных учебниках истории под авторством Элизабет Пенроуз[en], а также в монографии немецкого врача Юстуса Геккера[de] «Der schwarze Tod im vierzehnten Jahrhundert» (с нем. — «Чёрная смерть в XIV веке»), который со ссылкой на Понтана объяснял его происхождение почернением кожи[16][17][18].

Название «Чёрная смерть» возводят и к тому, что трупы умерших в эпидемии 1346—1351 годов быстро чернели и выглядели как бы «обугленными», что наводило ужас на современников[19].

Климатический фактор



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 30; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.137 (0.06 с.)